All new article / Новые материалы

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Григорьева С.В., Майстренко В.И. Нейрокомпьютерные модели эвристической деятельности мозга человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.109-127

Zinchenko Yu.P., Eskov V.М., Grigoryeva S.V., Maistrenko V.I. (2018).New possibility of the heuristic activity of neuroemulators. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 109-127

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.109

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Today there are no real models of the human brain's heuristic activity. In this regard, now it is absent real models of heuristic activity of the human brain, according to the accumulated experimental material, the possibilities of modeling two basic principles of the operation of real neural networks of the human brain was presented.

Goal. The proving of real neuroemulator possibility for system synthesis as a model of heuristic behavior of human brain.

Methods. We propose the numerical repetition of electroencephalogram registration (EEG) and construct the special matrix of their (EEG) comparison. For neuroemulator we propose the numerical repetition and choice value of weight of coefficient wi0for any diagnostic parameters xi(like for real EEG).

Conclusions. It is shown that such two procedures (reverberation and chaos) are identical to the heuristic activity of the brain. The brain selects the main xi* from the set of xi variables and at the same time we move from the phase space m to the new phase space with little dimension n (n<<m). The choice of the main xi*is a problem of system synthesis (finding of the order parameters). It is realized at the expense of reverberation and chaos to neural networks. We must mark: the artificial neuron nets emphasize demonstrate such behavior at every time.

АктуальностьСегодня отсутствуют реальные модели эвристической деятельности мозга человека. В этой связи на основе накопленного экспериментального материала обсуждаются возможности моделирования двух базовых принципов работы реальных нейронных сетей мозга человека. Эти принципы были положены в основу работы нейроэмуляторов.

Цель. Доказать возможность применения нейроэмуляторов как реальных моделей эвристической работы мозга в режиме системного синтеза.

Методы. Мы предлагаем многократные повторения регистрации электроэнцефалограмм и в дальнейшем построение матриц их попарного сравнения. Для нейроэмуляторов мы предлагаем многочисленные повторения и хаотическое задание значений весовых коэффициентов wi0для любых диагностических признаков xi(две новые процедуры), что реализуется в реальных электроэнцефалограммах.

Выводы. Было показано, что эти две процедуры (реверберации и хаос) идентичны эвристической работе мозга. Мозг выбирает параметры порядка xi*из всех xi, и в этом случае возможен переход из фазового пространства размерности mк фазовому пространству меньшей размерности n(n<<m). Выбор этих xi*является задачей системного синтеза (нахождение параметров порядка). Это сейчас реализовано нами (в режиме ревербераций и хаоса нейросетей) с помощью нейроэмуляторов в особом режиме их работы.

Authors / Авторы: Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П. ; Eskov Valery M. / Еськов Валерий Матвеевич ; Grigoryeva Svetlana V. / Григорьева С.В. ; Maistrenko Valentin I. / Майстренко В.И.

Сидоров К.Р., Васильев И.А. Методика исследования содержания целей человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.90-108

Sidorov K.R., Vasilyev I.A. (2018). Technique for investigating the content of human goals. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 90-108

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.90

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

RelevanceThe motivation for this work stems from the fact that there are an insufficient number of tools in the Russian psychology that are suitable to investigate the content of human goals.

Objective. Development of a new method for investigating the content of human goals.

Methods. The method of incomplete sentences; clinical conversation; a modification of the projective technique of R. Emmons "Assessment of Personal Aspirations".

Results. A modification of the method of R. Emmons "Assessment of Personal Aspirations" is carried out. The changes made in the proposed version concern not only the incomplete sentences presented to the respondent for their completion, but also the scales of evaluation of personal aspirations (goals): their content, sequence of presentation, and the assessments used. For the analysis of human goals the following 17 scales are introduced: importance, clarity, difficulty, effort, the ability to focus, the degree of enthusiasm, joy, frustration, success in recent times, the probability of success, the influence of circumstances, control over one’s actions, progress, importance for one’s family, the degree of social utility, support, external-internal cause. The estimates of the proposed scales use six-point graduation: from 0 to 5. All the innovations made in the methodology are justified and the necessity of their implementation is shown. The author's interpretation of the data obtained includes: analysis of the content of the selected aspirations (goals) and their classification, which consists in revealing regularly reproduced goals, analog goals and development goals; analysis of the goals by separate scales on the basis of the respondent's evaluation judgments and by the connection of scales with each other; assessment of the influence of the goals on each other, which becomes harmonious or disharmonious. The approbation of the method and possible spheres of its application are discussed.

Conclusions. The declared method is correct, has a great potential for expanding the interpretation and allows one to better understand both the content of the goals and the means for achieving them.

Актуальность работы связана с отсутствием в отечественной психологии достаточного количества инструментов, пригодных для исследования содержания целей человека.

Цель. Конструирование нового методического приема для исследования содержания целей человека.

Методы. Метод незаконченных предложений; клиническая беседа; модифицированный вариант проективной методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений».

Результаты. Произведена модификация методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений». Изменения коснулись не только предъявляемых респонденту незаконченных предложений для их завершения, но и шкал оценки личностных стремлений (целей): их содержания, последовательности предъявления, используемых оценок. Для анализа целей человека вводятся следующие 17 шкал: важность, ясность, трудность, усилие, возможность сосредоточиться, степень увлеченности, радость, огорчение, успешность в течение последнего времени, вероятность успеха, влияние обстоятельств, контроль за своими действиями, прогресс, важность для близких, степень общественной полезности, поддержка, внешняя/внутренняя причина. В оценках шкал используется 6-балльная градация (от 0 до 5). Все нововведения, осуществленные в методике, обосновываются, показывается необходимость их проведения. Авторская интерпретация полученных данных включает: анализ содержания выделенных стремлений (целей) и их классификацию, заключающуюся в выделении регулярно воспроизводимых целей, аналоговых целей и целей развития; анализ целей по отдельным шкалам на основе выставленных респондентом оценок и по связи шкал друг с другом; оценку взаимовлияния целей, принимающую гармоничный или дисгармоничный характер. Обсуждается апробация методики и возможные сферы ее применения.

Выводы. Заявленный методический прием корректен, имеет большой потенциал для расширения интерпретации и позволяет лучше осознать как содержание выдвигаемых целей, так и средства их достижения.

Authors / Авторы: Vasilyev, Igor A. / Васильев И.А. ; Sidorov Konstantin R. / Сидоров К.Р.

Коршунова С.Г., Степанова О.Б. Категоризация названий эмоций в субъективном семантическом пространстве их зрительного различения по круговым характеристикам «интенсивность» и «сила». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.76-89

Korshunova S.G., Stepanova O.B. (2018). Categorization of the names of emotions in the subjective semantic space of their visual distinction by the circular characteristics “intensity” and “power”. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 76-89

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.76

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance of the study is due to the need for more detailed researching of categorization of synonymous ranges of names of basic emotions by the energy characteristics “intensity” and “power”.

Objective. Construction of circular categorical scales of the energy characteristics “intensity” and “power” in the spherical 6-dimensional model of emotions and analysis of language organization of the semantic structure of perception of their names.

Methods. Psychophysical method of revealing mechanisms for structuring semantics in linguistic consciousness based on a neuropsychological spherical model of vector coding of emotional-cognitive operations of detection and differentiation of signals E.N. Sokolov. Method of direct supra-threshold measurement of the subjective value of semantic differences between the names of emotions. Method of multidimensional scaling ALSCAL of subjective differences. The method of modeling the subjective semantic structure in the form of a spherical 6-dimensional Euclidean space. Method of measuring subjective characteristics in the form of circular scales in 2-dimensional subspaces. Methods for grouping and segmention lexical units based on the threshold values of their semantic differences.

The experiment involved 152 people aged 19 to 22 years.

Results. Circular scales of energy characteristics of «intensity» and «power» of emotions are constructed in the spherical 6-dimensional model of the semantic structure of the names of emotions by the combination in pairs of distinctive features-axes “inhibition/excitation” – “variability/stability” and “closeness /openness” – “acceptance/rejection” respectively. 8 and 10 categorical groups of synonyms are highlighted on the “intensity” and “power” scales with gradual values “norm” – “deviation from the norm”. The categories of “intensity” and “power”, expressing a high degree of manifestation of emotions, prevail. The general content for all members of each of the synonymous series on the “intensity” and “power” scales is indicated through their enumeration.

Conclusions. The mechanism of semantic grouping of the names of emotions into categorical classes and segmentation them among themselves has a uniform character based on the computation of differences and belongs to the energy characteristics “intensity” and “power” of emotions as well as the qualitative characteristic of the tone.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения категоризации синонимических рядов названий базисных эмоций по энергетическим характеристикам интенсивности и силы.

Цель работы. Построение круговых категориальных шкал энергетических характеристик интенсивности и силы в сферической 6-мерной модели эмоций и анализ языковой организации семантической структуры восприятия их названий.

Методы. Психофизический метод выявления механизмов структурирования семантики в языковом сознании, основанный на нейропсихологической сферической модели векторного кодирования эмоционально-когнитивных операций обнаружения и дифференциации сигналов Е.Н. Соколова. Метод прямого надпорогового измерения субъективной величины семантических различий между названиями эмоций. Метод многомерного шкалирования ALSCAL субъективных различий. Метод моделирования субъективной семантической структуры в виде сферического 6-мерного евклидова пространства. Метод измерения субъективных характеристик в виде круговых шкал в 2-мерных подпространствах. Методы группирования и сегментации лексических единиц, основанные на пороговых значениях их семантических различий.

В эксперименте участвовало 152 человека в возрасте от 19 до 22 лет.

Результаты. В сферической 6-мерной модели семантической структуры названий эмоций построены круговые шкалы энергетических характеристик интенсивности и силы эмоций за счет объединения в пары различительных признаков-осей «торможение/возбуждение» – «изменчивость/устойчивость» и «закрытость/открытость» – «принятие/отвержение» соответственно. На шкалах интенсивности и силы выделены соответственно 8 и 10 категориальных групп синонимов с градуальными значениями «норма» – «отклонение от нормы». Преобладают категории интенсивности и силы, выражающие высокую степень проявления эмоций. Общее содержание для всех членов каждого из синонимических рядов по шкалам интенсивности и силы обозначается через их перечисление.

Выводы. Механизм семантического группирования названий эмоций в категориальные классы и сегментации их между собой носит единообразный основанный на вычислении содержательных различий характер и свойственен и энергетическим характеристикам интенсивности и силы эмоций, так же как и качественной характеристике тона.

Authors / Авторы: Korshunova S.G. / Коршунова С.Г. ; Stepanova Olga B. / Степанова О.Б.

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование параметров эмоционально-личностного благополучия российских студентов (окончание). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.60-75

Karapetyan L.V., Glotova G.A. (2018). Research of parameters of emotional and personal well-being of the Russian students (the end). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 60-75

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.60

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The relevance of the research is caused by the need of more detailed studying of the emotional and personal well-being of modern students for the purpose of rendering psychological assistance to them on its optimization.

Objective. The work purpose — the analysis of various aspects of emotional and personal well-being of students. Methods: "Self-assessment of Emotional and Personal Well-being (SEPWB)" of G.A. Glotova and L.V. Karapetyan, "Social and psychological adaptation" of K. Rogers and R. Diamond and "Attributional Style Questionnaire" of M. Seligman.

Samples: the main sample - students (n=430), comparison samples – non-student youth (n=608) and convicts (n=99).

Results. By a method of SEPWB it is shown that students on set of parameters of a self-assessment of emotional and personal well-being occupied an intermediate position between the group of non-student youth where estimates are higher student's and group of convicts where estimates of emotional and personal well-being the lowest; in a number of parameters of a method of SEPWB age distinctions between "younger" (17-20 years) and "senior" (21-25 years) student's groups are received; there were no significant differences between the female and male subgroups of students in direct comparison without taking their age into account, but when divided into two age subgroups (17-20 and 21-25 years old), gender differences were observed; a number of correlations of parameters of the SEPWB method and indicators of  "Social and psychological adaptation" method of C. Rogers and R. Diamond and "Attributional Style Questionnaire" method of M. Seligman were obtained; four types of the students differing with the level of a self-assessment of emotional and personal well-being on the basis of the SEPWB index – two extreme types and two intermediate are allocated: students with the SEPWB high index, with the increased index, with the reduced index and the low index of SEPWB.

Conclusions. The results confirm the possibility of using the "Self-assessment of emotional and personal well-being" method for studying the age and gender differences between students, as well as characteristic types of experience and assessment of their inner well-being.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения эмоционально-личностного благополучия современных студентов с целью оказания им психологической помощи по его оптимизации.

Цель работы. Анализ различных аспектов эмоционально-личностного благополучия студентов.

Методики. «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)» Г.А. Глотовой и Л.В. Карапетян; «Социально-психологическая адаптация (СПА)» К. Роджерса и Р. Даймонд; «Опросник атрибутивного стиля (ОАС)» М. Селигмана.

Основная выборка — студенты (n=430) гуманитарных, педагогических и технических специальностей вузов г. Екатеринбурга; выборки сравнения — нестуденческая молодежь (n=608) и осужденные (n=99).

Результаты. По методике СЭЛБ показано, что студенты по совокупности параметров самооценки эмоционально-личностного благополучия занимают промежуточное положение между группой нестуденческой молодежи, где оценки выше, и группой осужденных, где оценки самые низкие; по ряду параметров методики СЭЛБ получены возрастные различия между «младшей» (17—20 лет) и «старшей» (21—25 лет) студенческими подгруппами; не выявлено достоверных различий между женской и мужской подгруппами студентов при непосредственном сравнении без учета возраста, однако при делении на две возрастные подгруппы (17—20 и 21—25 лет) половые различия имеют место; получен ряд корреляционных связей параметров методики СЭЛБ и показателями методик СПА и ОАС; выделены четыре типа студентов, характеризующихся разными по уровню индексами СЭЛБ: высоким, повышенным, сниженным и низким.

Выводы. Полученные результаты подтверждают возможность использования методики СЭЛБ для изучения возрастных и половых различий между студентами, а также характерных для них типов переживания и оценки своего внутреннего благополучия/неблагополучия.

Authors / Авторы: Karapetyan L. V. / Карапетян Л. В. ; Glotova, Galina A. / Глотова Г. А.

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков:ценностно-смысловой аспект. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.37-59

Konshina T.M., Pryazhnikov N.S., Sadovnikova T.Yu. (2018). The personal professional perspective in modern Russian adolescence: the value and sense aspects. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 37-59

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.37

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The necessity to research the self-determination of adolescents in the context of significant socio-cultural changes in the Russian Federation at the beginning of the 21stcentury.

ObjectiveStudy of the value and sense orientation of high school students in modern Russia at the stage of preliminary professional self-determination in adolescence.

Methods. Method of studying personal professional perspective (PPP) by N.S. Pryazhnikov; content analysis.

Sample: 240 pupils (133 female, 107 male) of 9th-11thgrades of Moscow schools, aged 14-17.

Results. An analysis of the responses of adolescents to the questions of the methodology of the PPP showed: 1) In 72,5% of answers high school students perceive honest labor as a value; 2) In 81,7% of answers adolescents recognize the necessity and value of professional education after school; 3) In 62,8% of answers the respondents express doubts, and the authors of 23,3% answers deny the value of complicated and expert labor in Russia; 4) 53,3% of adolescent’s answers reflect the wish to leave Russia or thoughts of such possibility.

Conclusions. 1. In the hierarchy of values ​​and sense orientations of modern adolescents in the area of preliminary professional self-determination, the most expressed values are self-development, qualitative education, career achievements, personal success, the perspectives of professional development and decent wages. 2. The adolescents demonstrate a high level of orientation in the current social and economic situation (the economic crisis in Russia) and admit that positive changes in society should be determined by the recognition by society of the value of complicated and skilled labor, the value of honest labor and the value of labor and education exactly in Russia. 3. The data of the study contains widely represented answers without justification, which may reflect the status of the moratorium in the value-sense self-determination of adolescents in the area of labor and vocational education. 4. The current economic situation in Russia is perceived by the surveyed adolescents as unfavorable. More than half of respondents consider the possibility of getting an education and/or moving to a permanent residence abroad as a variant of their professional future.

Актуальность. Необходимость изучения самоопределения подростков в условиях значительных социокультурных изменений в России начала XXIв.

Цель. Изучение ценностно-смысловой ориентировки современных российских старшеклассников на этапе предварительного профессионального самоопределения. 

Методы. Методика изучения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С. Пряжникова; метод контент-анализа. 

Выборка. 240 учащихся (133 девушки, 107 юношей) 9—11-х классов московских средних общеобразовательных школ в возрасте 14—17 лет. 

Результаты. Анализ ответов подростков на вопросы методики ЛПП показал: 1) в 72.5% ответов респонденты воспринимают честный труд как ценность; 2) в 81.7% ответов подростки признаютнеобходимость и ценность профессионального образования после школы; 3) в 62.8% ответов респонденты высказывают сомнения, а авторы 23.3% высказываний отрицают ценность сложного и квалифицированного труда в России; 4) 57.3% ответов старшеклассников свидетельствуют о готовности уехать из России или о возможности такого решения.

Выводы. 1. В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда. 2. Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис в России), старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России. 3. В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования. 4. Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Authors / Авторы: Konshina, T.M. / Коньшина Т. М. ; Pryazhnikov N.S. / Пряжников Н. С. ; Sadovnikova T.Yu. / Садовникова Т.Ю.

Соленов И.В. Методологический потенциал культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания (на материале религиозных практик). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.21-36

Solenov I.V. (2018). Methodological potential of the cultural-activity approach to the study of altered states of consciousness (on the basis of religious practices). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 21-36

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.21

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Abstract

Актуальность. В культурных и религиозных практиках широко распространены и функционально значимы феномены измененных состояний сознания (ИСС). Само признание факта их существования зачастую выступает основой критики «догматической» марксистской психологии. Недостаточная разработанность культурно-деятельностного подхода к изучению мистических и религиозных состояний сознания создает препятствия в теоретическом оснащении практической работы с субъектами таких ИСС, а также в создании условий для полноценного межконфессионального диалога.

Цель. Обоснование методологического потенциала культурно-деятельностного подхода к изучению ИСС (в том числе мистико-религиозных) и рассмотрение методических средств решения соответствующих исследовательских задач.

Методы. Методологический анализ проблемы ИСС с позиций культурно-деятельностного подхода.

Выводы. Понимание культурно обусловленных ИСС как функционального органа деятельности продолжает отечественную традицию изучения динамических системных образований и вносит вклад в представления о структуре, функции и генезе ИСС. Обосновано применение схем строения деятельности и сознания к выявлению состава средств, способов индукции и психологических механизмов ИСС. В качестве единиц анализа ИСС допустимо использование паттерна психических процессов, действия и более дробных единиц. Показана значимость продуктивных критериев наличия ИСС, обсуждены возможности методов исследования ИСС в религиозных практиках с учетом требований современного типа научной рациональности. Раскрыта процедура реконструкции феноменов ИСС в религиозных практиках, требования к ее применению и ее ограничения. Объяснительные возможности культурно-деятельностного подхода позволяют дать целостную и непротиворечивую интерпретацию психическим феноменам изменения состояния сознания.

Authors / Авторы: Solenov, Igor V. / Соленов И.В.

Семенов И.Н. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.3-20

Semenov I.N. (2018). А.N. Leontiev contribution in the development of psychology of thinking, engineering psychology and ergonomics. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 3-20

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.03

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Scientific and scientific-organizational activity of a world-famous psychologist A.N. Leontiev is a constant interest of specialists in the field of humanistics, methodologists and historians of psychology. In connection with the 115th anniversary of this outstanding scientist, it seems relevant to remind readers of the poorly studied aspects of his life creation.

Objective. Description of contribution А.N. Leontiev in the development of engineering-psychological, ergonomic and reflexive-acmeological problems in the 1950-1970's.

Methods. Science-research analysis (from the positions of reflexive psychology and personology), and methodological analysis.

Results. The author analyzes such aspects of the scientific heritage of A.N. Leontiev, as his fundamental research of productive thinking and scientific creativity, as well as applied developments in the field of engineering psychology and ergonomics. The fundamental contribution of the scientist to modern human studies and to the institutional construction of psychological science is shown. 

Conclusions. Scientific creativity of A.N. Leontiev in the field of psychology is interdisciplinary in nature, because it synthesizes the methodological orientations of modern humanities - natural science, technology cybernetic, social and humanitarian. The crown of the enormous scientific and organizational activity of A.N. Leontiev became a large-scale institutionalization of Russian psychology, which demanded from him not less vision and intuition, intelligence and will, diplomacy and energy than his outstanding creative activity in the field of philosophy, psychology, ergonomics and pedagogy.

Актуальность. Научная и научно-организационная деятельность психолога с мировым именем А.Н. Леонтьева вызывает постоянный интерес специалистов в области человекознания, методологов и историков психологии. В связи с 115-летним юбилеем этого выдающегося ученого представляется актуальным напомнить читателям о малоизученных аспектах его жизнетворчества.

Цель. Описание вклада А.Н. Леонтьева в разработку инженерно-психологических, эргономических и рефлексивно-акмеологических проблем в 1950—1970-х гг.

Методы. Науковедческий анализ с позиций рефлексивной психологии и персонологии; методологический анализ.

Результаты. Подробно освещены недостаточно отраженные в историко-научной литературе аспекты научного наследия А.Н. Леонтьева, такие как его фундаментальные исследования продуктивного мышления и научной деятельности, а также прикладные разработки в области инженерной психологии и эргономики. Показан фундаментальный вклад ученого в современное человекознание и в институциональное строительство психологической науки.

Выводы. Научное творчество А.Н. Леонтьева в сфере психологии носит междисциплинарный характер, поскольку в нем синтезированы методологические ориентациисовременного человекознания — естественно-научная, технико-кибернетическая, социогуманитарная. Венцом огромной научно-организационной деятельности А.Н. Леонтьева стала масштабная институциализация отечественной психологии, которая потребовала от него не меньше прозорливости и интуиции, ума и воли, дипломатии и энергии, чем его выдающаяся творческая деятельность на ниве человекознания в сфере философии, психологии, эргономики и педагогики.

Authors / Авторы: Semionov I.N. / Семенов И.Н.

Коллектив ВМУ. К 70-летию Ирины Георгиевны Кокуриной. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.118-120

Collective of authors MPUB (2018). To the 70th anniversary of Irina Georgievna Kokurina. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 118-120

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

This year Kokurina Irina Georgievna has her 70th anniversary. Our congratulations for the talented scientist and teacher, PhD in psychology, associate Professor of the Department of Social psychology, Faculty of psychology, Lomonosov Moscow State University

Текущий год является юбилейным для Ирины Георгиевны Кокуриной — талантливого ученого и педагога, кандидата психологических наук, доцента кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова


Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Рассказова Е.И. Апробация русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.100-117

Rasskazova E.I. (2018). Validation of the Russian version of the Goal Disengage­ment and Reengagement Scale. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 100-117

DOI: 10.11621/vsp.2018.02.100

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Both personality and clinical psychology suppose many empirical examples describing the disengagement from activity and shifting to another one as quite effective: e.g., unfulfilled dreams and regret for them, severe illnesses or disabling conditions, etc. These examples demonstrate the importance of study of refusal from the goal and goal change as special self-regulatory processes that are not reducible to other processes of self-regulation (e.g., planning, modeling, achievement) and can be productive. Such studies require a validated measure.

Objective. The aim of this work was to validate the Russian-language version of the Goal Disengagement and Re-Engagement Scale, proposed in the self-regulation theory by C. Carver and M. Scheier.

Methods. 287 students and 4792 employees of a large production organization filled out the Russian-language version of the Goal Disengagement and Re-Engagement Scale (Wrosch et al., 2003a). The students also filled the Inventory of Styles of Behavior Self-regulation, a modification of the J. Kuhl’s Action Control Scale Test, a Cognitive Emotion Regulation Questionnaire.

Results. Both internal consistency and factor structure of the scale were demonstrated in both samples. The external validity of the scale is confirmed by the expected pattern of correlations with action / state orientation, behavior self-regulation and strategies of cognitive regulation of emotions. The results of the hierarchical regression analysis show that goal disengagement and reengagement differ from other aspects of  self-regulation of behavior not only structurally (at the level of their correlations with each other) but also functionally: after statistical control of the other aspects of self-regulation, goal disengagement and reengagement still predict a number of cognitive strategies regulation of emotions.

Conclusions. The psychometric properties of the Russian-language version of the Goal Disengagement and Re-Engagement Scale are sufficient for its application for research purposes. Further studies could focus on the differentiation of the process of goal change and other self-regulatory processes, especially their effect on the productivity, health, well-being.

Актуальность. В рамках и общей, и клинической психологии можно найти множество ситуаций, когда отказ от прежней деятельности и начало новой деятельности положительно влияют на дальнейшее развитие, психическое здоровье и внутреннее благополучие человека. В связи с этим представляется актуальным исследование феноменов отказа от цели и смены цели как особых процессов саморегуляции, которые несводимы к другим ее звеньям и могут быть продуктивными для человека. Такие исследования требуют валидизированного инструментария.

Цель. Целью данной работы была апробация русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели, предложенной в рамках теории саморегуляции Ч. Карвера и М. Шейера.

Методы. 287 студентов и 4792 сотрудника крупной производственной организации заполняли русскоязычную версию шкалы отказа и смены цели (авторы: К. Врош, М. Шейер и коллеги). Студенты выполняли также методику «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросановой, «Опросник ориентации на действие/состояние» Ю. Куля в модификации О.В. Митиной, Е.И. Рассказовой и «Опросник когнитивной регуляции эмоций» Е.И. Рассказовой, А.Б. Леоновой и И.В. Плужникова.

Результаты. В обеих выборках были продемонстрированы надежность-согласованность и факторная структура шкалы. Внешняя валидность шкалы подтверждается ожидаемым паттерном связей с особенностями ориентации на действие/состояние, саморегуляции поведения и стратегий когнитивной регуляции эмоций. Результаты иерархического регрессионного анализа свидетельствуют, что отказ и смена цели не сводятся к особенностям саморегуляции поведения не только структурно (на уровне их корреляций между собой), но и функционально: после статистического контроля особенностей саморегуляции готовность к отказу и смене цели остаются предикторами ряда стратегий когнитивной регуляции эмоций.

Выводы. Психометрические характеристики русскоязычной версии шкалы отказа и смены цели достаточны для применения в исследовательских целях. Дальнейшие задачи связаны с дифференциацией процессов смены цели и других особенностей саморегуляции, в особенности их влияния на продуктивность деятельности, здоровье, благополучие личности.

Authors / Авторы: Rasskazova E.I. / Рассказова Е.И.

Долгих А.Г., Захарова Е.И. Содержание и степень гармоничности представлений о материнстве и отцовстве в юношеском воз­расте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.89-99

Dolgikh A.G., Zakharova E.I. (2018). e content and degree of harmony of ideas about motherhood and fatherhood in youth. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 89-99

DOI: 10.11621/vsp.2018.02.89

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The relevance of the study of youth representations of parenting is due to a number of socio-economic and psychological changes taking place in modern society, including the emergence of deviant forms of parenthood, the phenomena of mixing family roles and abandonment of parenthood in general.

Objective. The purpose of this study is to study the content features of representations of motherhood and fatherhood in girls and boys and determine the degree of their harmony as a condition of psychological readiness for parenthood.

Method. Content analysis of the respondents' essays on the topic of future parenthood, aimed at identifying the content of the features of representations of parenthood and the degree of their harmony in girls and boys.

The study involved 231 respondents (190 girls and 42 boys), aged 18 to 25 years.

Results.The main characteristics of parenthood as a special social role and activity: child care; creation of necessary conditions for the development of the child; education of the child; emotional support of the child. It is revealed that in the views of girls the most important function of motherhood is to provide emotional support to the child; in the views of young men about fatherhood - education and training of the child. The majority of respondents demonstrated a high degree of discrepancies of perceptions about parental functions related to the idealization of the images of the child and their own parenting and the lack of representations about the methods of implementing maternal and paternal roles.

Conclusions. The data obtained show that the surveyed young people are not ready to realize a parental role and require corrective work aimed at forming realistic, complete and adequate representations of motherhood and fatherhood before their occurrence.

Актуальность изучения представлений молодежи о родительстве обусловлена рядом социально-экономических и психологических изменений, происходящих в современном обществе, в том числе появлением девиантных форм родительства, феноменов смешения семейных ролей и отказа от родительства в целом.

Цель данного исследования — изучение содержательных особенностей представлений о материнстве и отцовстве у девушек и юношей и определение степени их гармоничности как условия психологической готовности к родительству.

Метод. Контент-анализ сочинений респондентов на тему будущего родительства, направленный на выявление содержательных особенностей представлений о родителестве и степени их гармоничности у девушек и юношей. 

В исследовании принял участие 231 респондент (190 девушек и 42 юноши) в возрасте от 18 до 25 лет.

Результаты. Выделены основные характеристики родительства как особой социальной роли и деятельности: уход за ребенком; создание необходимых условий для развития ребенка; воспитание и обучение ребенка; эмоциональная поддержка ребенка. Выявлено, что в представлениях девушек наиболее важной функцией материнства является оказание ребенку эмоциональной поддержки; в представлениях юношей об отцовстве — воспитание и обучение ребенка. У большей части респондентов обнаружена высокая степень дисгармоничности представлений о родительских функциях, связанная с идеализацией образов ребенка и собственного родительства и отсутствием представлений о средствах и способах реализации материнской и отцовской роли.

Выводы. Полученные данные свидетельствуют о неготовности обследованных молодых людей к осуществлению родительской роли и требуют осуществления коррекционной работы, направленной на формирование реалистичных, полных и адекватных представлений о материнстве и отцовстве до их наступления.

Authors / Авторы: Dolgikh Alexandra G. / Долгих А.Г. ; Zakharova E.I. / Захарова Е. И.

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование параметров эмоцио­нально­-личностного благополучия российских студентов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.76-88

Karapetyan L.V., Glotova G.A. (2018). Research of parameters of emotional and personal well­being of the Russian students. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 76-88

DOI: 10.11621/vsp.2018.02.76

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The relevance of the research is caused by the need of more detailed studying of the emotional and personal well-being of modern students for the purpose of rendering psychological assistance to them on its optimization.

Objective. The work purpose — the analysis of various aspects of emotional and personal well-being of students. Methods: "Self-assessment of Emotional and Personal Well-being (SEPWB)" of G.A. Glotova and L.V. Karapetyan, "Social and psychological adaptation" of K. Rogers and R. Diamond and "Attributional Style Questionnaire" of M. Seligman.

Samples: the main sample - students (n=430), comparison samples – non-student youth (n=608) and convicts (n=99).

Results. By a method of SEPWB it is shown that students on set of parameters of a self-assessment of emotional and personal well-being occupied an intermediate position between the group of non-student youth where estimates are higher student's and group of convicts where estimates of emotional and personal well-being the lowest; in a number of parameters of a method of SEPWB age distinctions between "younger" (17-20 years) and "senior" (21-25 years) student's groups are received; there were no significant differences between the female and male subgroups of students in direct comparison without taking their age into account, but when divided into two age subgroups (17-20 and 21-25 years old), gender differences were observed; a number of correlations of parameters of the SEPWB method and indicators of  "Social and psychological adaptation" method of C. Rogers and R. Diamond and "Attributional Style Questionnaire" method of M. Seligman were obtained; four types of the students differing with the level of a self-assessment of emotional and personal well-being on the basis of the SEPWB index – two extreme types and two intermediate are allocated: students with the SEPWB high index, with the increased index, with the reduced index and the low index of SEPWB.

Conclusions. The results confirm the possibility of using the "Self-assessment of emotional and personal well-being" method for studying the age and gender differences between students, as well as characteristic types of experience and assessment of their inner well-being.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения эмоционально-личностного благополучия современных студентов с целью оказания им психологической помощи по его оптимизации.

Цель работы. Анализ различных аспектов эмоционально-личностного благополучия студентов.

Методики. «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)» Г.А. Глотовой и Л.В. Карапетян; «Социально-психологическая адаптация (СПА)» К. Роджерса и Р. Даймонд; «Опросник атрибутивного стиля (ОАС)» М. Селигмана.

Основная выборка — студенты (n=430) гуманитарных, педагогических и технических специальностей вузов г. Екатеринбурга; выборки сравнения — нестуденческая молодежь (n=608) и осужденные (n=99).

Результаты. По методике СЭЛБ показано, что студенты по совокупности параметров самооценки эмоционально-личностного благополучия занимают промежуточное положение между группой нестуденческой молодежи, где оценки выше, и группой осужденных, где оценки самые низкие; по ряду параметров методики СЭЛБ получены возрастные различия между «младшей» (17—20 лет) и «старшей» (21—25 лет) студенческими подгруппами; не выявлено достоверных различий между женской и мужской подгруппами студентов при непосредственном сравнении без учета возраста, однако при делении на две возрастные подгруппы (17—20 и 21—25 лет) половые различия имеют место; получен ряд корреляционных связей параметров методики СЭЛБ и показателями методик СПА и ОАС; выделены четыре типа студентов, характеризующихся разными по уровню индексами СЭЛБ: высоким, повышенным, сниженным и низким.

Выводы. Полученные результаты подтверждают возможность использования методики СЭЛБ для изучения возрастных и половых различий между студентами, а также характерных для них типов переживания и оценки своего внутреннего благополучия/неблагополучия.

Authors / Авторы: Glotova, Galina A. / Глотова Г. А. ; Karapetyan L. V. / Карапетян Л. В.

Федунина Н.Ю., Грушко А.И., Ковалева А.В., Банников Г.С. Случай консультирования по поводу спортивной травмы на основе метода Пьера Жане. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.56-75

Fedunina N.Yu., Grushko A.I., Kovaleva A.V., Bannikov G.S. (2018) Case­study of psychological counseling of sport trauma based on Pierre Janet therapeutic method. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 56-75

DOI: 10.11621/vsp.2018.02.56

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance.Professional sport has become more complex and risky activity in the last decades. Consequently, scientific and applied multi-disciplinary field of sport trauma attract more and more attention. Together with swift development of sport medicine and rehabilitation theoreticians and practitioners pay attention to the differences of physical and psychological readiness to resuming of sport training and competing activities. 

Objective.The article deals with the problem of psychological rehabilitation after sport trauma. Major types of interventions are discussed. Fear of re-injury is considered to be one of the key difficulties after sport trauma. 

Methods.The article presents the case of a gymnast with a strong fear of re-injury. Characteristics of psychological traumatization are depicted. Consulting scheme is based on the theory and practice of trauma in the works of Pierre Janet. 

Results.Three stages of counseling included 1) stabilization of personality and mitigation of acute psychophysiological stress symptoms; creation of a narration about trauma; 2) re-processing of traumatic memories and desensibilization; 3) reintegration and return to sport and competing activity. A number of methods were used to achieve the goal of each stage: cognitive-behavioral interventions, analytic interventions, art techniques, biological feedback, self-determination interventions. The dynamic of 10 sessions is analyzed. 

Conclusions were made on the necessity of psychological guidance, which should start shortly after trauma and be provided during the whole rehabilitation period in a systematic approach, including a sportsman, a coach and parents.

Актуальность. Повышение требований к характеристикам соревновательной деятельности приводит к росту риска травматизации в спорте высших достижений. Наряду с развитием спортивной медицины и реабилитологии растет понимание того, что физическая и психологическая готовность к возвращению в спорт и соревновательной деятельности могут не совпадать. 

Цели работы. В статье рассматривается проблематика психологической реабилитации после спортивной травмы. Представлены основные типы интервенций, которые задействуются на этапе восстановления и возобновления тренировок. Страх ретравматизации является одной из ключевых трудностей, с которой сталкиваются спортсмены. 

Метод. Методологическим основанием консультативного подхода явилась модель работы с травмой Пьера Жане. На материале анализа случая консультирования гимнаста-подростка (10 сессий) представлены основные феномены психологической травматизации, сопутствующие физической травме и связанные с характеристикой травмы (тяжесть травмы, интенсивность болевых ощущений, изменения образа тела); с этапами работы переживания (от стадии шока до стадии принятия); с ведущими способами совладания со стрессом; со спецификой межличностных контактов (переживание социального исключения).

Результаты. Выделены следующие ключевые этапы консультирования: 1) стабилизация и снятие острых психофизиологических симптомов, формирование целостного рассказа о травме; 2) работа с травматическими воспоминаниями, десенсибилизация; 3) реинтеграция и возвращение к полноценной спортивной деятельности. Для достижения целей каждой из фаз использовались различные техники: аналитические и когнитивно-бихевиоральные интервенции, арт-техники, тренинг с биологической обратной связью (БОС), а также интервенции в рамках концепции самодетерминации.

Выводы. Сопровождение спортсмена на разных стадиях процесса переживания травмы дает возможность восстановить его физическое и психологическое благополучие и преодолеть страх ретравматизации, что может стать залогом его спортивного долголетия и личностного роста. Такая работа должна начинаться с процессов профилактики травматизма, с кризисной интервенции, первой психологической помощи. Все это снижает риск развития посттравматических реакций и состояний.

Authors / Авторы: Fedunina N.U. / Федунина Н. Ю. ; Grushko A.I. / Грушко А.И. ; Kovaleva Anastasia V. / Ковалева А. В. ; Bannikov G. S. / Банников Г. С.

Погожина И.Н., Симонян М.С., Агасарян М.Б. Проблема сопровожде­ния индивидуальных траекторий обучения в эпоху цифрового детства. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.40-55

Pogozhina I.N., Simonyan M.S., Agasaryan M.B. (2018). The problem of accom­panying individual trajectories of education in the epoch of digital childhood. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 40-55

DOI: 10.11621/vsp.2018.02.40

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The individualization of education, the rapid expansion of the sphere of digital knowledge and the risks associated with cyber-socialization put the problem of a professional psychological organization and pedagogical “accompaniment” of individual trajectories of education for children and adolescents.

Objective. Identification the invariable elements of activity to support individual learning trajectories.

Methods. Analysis of literature; synthesis of theoretical and empirical (case study) methods.

Results. According to the comparative analysis of the approaches to the mentoring organization, the structures of the activities of the tutor, the curator (facilitator), the coach, as well as the essential and formal limitations of the various approaches in solving the problems of accompanying individual learning paths identified and described. It was founds that the compared approaches have fundamentally different attitudes towards the subject of activity. Academic tutoring is more effective in modern educational environments in comparison with curatorship and coaching. The stages of accompanying the individual trajectory of learning, carried out within the framework of psychological counseling for adults, were determined empirically.

Conclusions. The acts of transformations in the structure of the activity of an academic tutor fully correlate with the stages of tutoring humanistic counseling, and can be transfer to work with children, taking into account the specifics of each particular age and personal characteristics of the pupil. A general orientation of the activity on accompanying the individual training trajectory has been develop, which can become the basis for training mentor specialists and be used in the work of tutors.

Актуальность. Индивидуализация образования, стремительное расширение цифрового пространства знаний, риски, сопровождающие киберсоциализацию, делают остро актуальной проблему организации профессионального психолого-педагогического сопровождения индивидуальных траекторий обучения (ИТО) детей и подростков. Существует ряд подходов к организации наставничества: тьюторство, кураторство, коучинг и др. Необходим их сопоставительный анализ с точки зрения эффективности решения задач сопровождения ИТО, а также анализ состава и структуры деятельности специалистов, обеспечивающих такое сопровождение, так как ее содержание определено недостаточно четко.

Цель. Выделение инвариантных элементов деятельности по сопровождению ИТО как основы подготовки специалистов в области психолого-педагогического сопровождения обучения и развития учащихся.

Методы. Теоретический критический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме; метод теоретического моделирования, конструирования и прогнозирования; эмпирический анализ конкретного случая.

Результаты. Выделены и описаны структуры деятельностей тьютора, куратора (фасилитатора), коуча, а также содержательные и формальные ограничения разных подходов при решении задач сопровождения ИТО. Выявлено, что в сравниваемых подходах реализуются принципиально разные типы отношения к субъекту наставнической деятельности. Показано, что академическое тьюторство как элемент системы развивающегося инновационного обучения  — более эффективный способ сопровождения ИТО учащихся в современных образовательных средах по сравнению с кураторством (фасилитацией) и коучингом. Эмпирически продемонстрированы этапы сопровождения ИТО в рамках психологического консультирования.

Выводы. Акты преобразования в структуре деятельности академического тьютора полностью соотносятся с этапами тьюторского гуманистического консультирования и могут быть перенесены на работу с детьми и подростками с учетом возрастной специфики и личностных особенностей учащегося. Предложена ориентировочная основа деятельности сопровождения ИТО, которая может быть использована в подготовке специалистов-наставников и в работе тьюторов.

Authors / Авторы: Pogozhina I.N. / Погожина И.Н.  ; Simonyan Margarita S. / Симонян М. С. ; Agasaryan Margarita B. / Агасарян М. Б.

Салмина Н.Г., Звонова Е.В. Развитие символической функции в кон­цепции диалога культур. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.24-39

Salmina N.G., Zvonova E.V. (2018). Development of symbolic function in the concept of dialogue of cultures. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 24-39

DOI: 10.11621/vsp.2018.02.24

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. On the course of the history human development is attended by and is determined by development of sing and symbolic systems, cultural codes of different languages. Modern civilization dictates the necessity of active intercultural exchange.

Objective. Analyzing the problem of exploring the development of symbolic function being achieved as unity of affective (emotional, “personally experienced”) and cognitive (intellectual, “subjective and knowledgeable”).

Methods. Theoretical analysis of cultural typology presented by B.S. Bibler; structural and content analysis of the world image as a generalized construction of the social realm representativity in the human mind; objective and analytical approach to studying artifacts as social interaction mediated results.

Results. We substantiated the symbolic function as an individual mechanism implemented in culturally determined representation systems necessary for the emergence of interaction between individuals and for learning social implications. Studying the symbolic function presupposes analyzing those cultures where sign and symbolic means are created. Sign and symbolic means as cultural codes mediate human development and, at the same time, determine it. Signs and their systems being used in practical activity record achievements of human experience and allow creation of “cultural artifacts”.

Conclusions. The image of the world is represented in the culture, and cultural types indicate different images of the world in people belonging to those cultures. The structure of artifacts implements the function of the world image: representation of the structure, its logical links, and a set of tools for mediation in their symbolic role as well as the possible form of experiencing. Symbolic function is actively developed while learning. The content of polycultureeducation is focused learning of sign and symbolic systems’ principles creation and functioning. Instruments of activity themselves are considered as primary artifacts, and secondary artifacts are the rules of primary artifacts use.

Актуальность. На протяжении веков развитие человека сопровождается и обусловливается развитием знаково-символических систем, культурных кодов, различных языков. Современная цивилизация диктует необходимость активного межкультурного взаимодействия.

Цель. Анализ проблемы исследования развития символической функции, осуществляемого в единстве аффективного (эмоционального, «личностно-переживаемого») и когнитивного (интеллектуального, «предметно-знаниевого»). 

Методы.Теоретический анализ типологии культур, предложенной В.С. Библером; содержательный и структурный анализ образа мира как обобщенного конструкта представленности в сознании человека окружающей действительности; объективно-аналитический подход изучения артефактов как опосредствованных результатов социального взаимодействия.

Результаты. Дано обоснование символической функции как индивидуального механизма, реализующегося в культурно-обусловленных системах репрезентаций, необходимых для возникновения взаимодействия между индивидами и для усвоения социальных значений. Изучение символической функции предполагает анализ типов культур, в которых создаются знаково-символические средства. Знаково-символические средства как культурные коды опосредствуют развитие человека и одновременно детерминируют его. Знаки и их системы в процессе использования в практической деятельности фиксируют достижения человеческого опыта и позволяют создавать «культурные артефакты». 

Выводы. Образ мира репрезентируется в культуре, и наличие типов культуры свидетельствует о разных образах мира у их представителей. Структураартефактов реализует функцию образа мира: представление структуры, ее логических связей и набор средств опосредствования в их символической роли, а также и возможную форму переживания. Символическая функция активно развивается в процессе обучения. Содержанием поликультурного образования выступает целенаправленное освоение принципов создания и функционирования знаково-символических систем. При этом сами орудия деятельности рассматриваются как первичные артефакты, в качестве вторичных артефактов — правила использования первичных артефактов

Authors / Авторы: Salmina N.G. / Салмина Н.Г.  ; Zvonova Elena V. / Звонова Е. В.

Шайгерова Л.А., Шилко Р.С., Зинченко Ю.П., Долгих А.Г., Ваханцева О.В. Культурная детерминация психического здоровья и пси­хологического благополучия: методологические вопросы. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.3-23

Shaigerova L.A., Shilko R.S., Zinchenko Yu.P., Dolgikh A.G., Vakhantseva O.V. (2018) Cultural determination of mental health and psychological well­-being: methodological issues. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 3-23

DOI: 10.11621/vsp.2018.02.03

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance.The growth of mental health disorders, psychological problems in modern society among different categories of the population, including representatives of different cultures and faiths and the lack of cultural development of specific approaches to understanding mental health and psychological well-being raise the problem of cultural conditionality of representations of mental health and psychological well-being in a number of important interdisciplinary problems, of high scientific and practical importance in such multinational and multicultural countries as Russia.

Objective.To examine the relationship between cultural context and mental health and psychological well-being.

Methods.Review and analysis of current research in the field of cultural conditioning of various aspects of mental health and psychological well-being.

Conclusions.The analysis of the different approaches to the study of representations of mental health and psychological well-being has allowed to establish that the existing differences in ways of coping with stress, the level of stigma in seeking psychological help have cultural conditioning and do not only depend on socio-economic living conditions, but also on subjective perceptions of these phenomena, as well as ethnic and cultural identity of people in a particular society. The urgency and necessity of development of new and cultural-specific adaptation of existing diagnostic tools for comparative study of ideas about mental health and psychological well-being within one territorially united society, which is characterized by high ethnic and cultural diversity, are shown.

Актуальность.Рост нарушений психического здоровья, психологических проблем в современном обществе среди разных категорий населения, в том числе представителей разных культур и конфессий, с одной стороны, и недостаточная разработанность культурно специфических подходов к пониманию психического здоровья и психологического благополучия — с другой, ставят проблему культурной обусловленности представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в ряд важнейших междисциплинарных проблем, имеющих высокую научную и практическую значимость в таких многонациональных и поликультурных странах, как Россия.

Цель. Рассмотрение связи культурного контекста с психическим здоровьем и психологическим благополучием.

Методы.Обзор и анализ современных исследований в области культурной обусловленности различных аспектов психического здоровья и психологического благополучия.

Выводы. Проведенный анализ различных подходов к изучению представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии позволил установить, что существующие различия в способах совладания со стрессом, уровне стигматизации при обращении за психологической помощью имеют культурную обусловленность и зависят не только от социально-экономических условий жизни, но и от субъективных представлений о данных феноменах, а также от этнокультурной идентичности представителей конкретного общества. Показана актуальность и обоснована необходимость разработки новых и культурно-специфической адаптации существующих диагностических инструментов для проведения сравнительного исследования представлений о психическом здоровье и психологическом благополучии в рамках одного территориально объединенного общества, которое при этом отличается высоким этнокультурным разнообразием.

Authors / Авторы: Chaiguerova, Ludmila A. / Шайгерова Л.А, ; Shilko, Roman S. / Шилко Р. С. ; Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П. ; Dolgikh Alexandra G. / Долгих А.Г. ; Vakhantseva Olga V. / Ваханцева О. В.

Голиченков А.К., В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М. О необходимости принятия федерального закона о психологической помощи // Национальный психологический журнал. – 2018. – №1(29). – С. 151–157

Golichenkov A. K., Vaipan V.A., Davidyan G.M. (2018) On the need for elaborating a federal law on psychological assistance. National Psychological Journal, 1, 151–157.

DOI: 10.11621/npj.2018.0114

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Legal regulation of psychological assistance in the Russian Federation is currently being implemented only by the departmental acts, and is legislatively regulated by the subject of the Russian Federation in the city of Moscow. Such legislative regulation may be found not sufficient, since existing acts do not provide a standard regulatory definition of psychological assistance, neither they define the principles and forms of rendering this assistance. Also they can hardly arrange and classify certain types of psychological activity, which results in mutually contradicting nature.

In addition, there is a need for a standard definition not only of psychological assistance, but also of psychological activity as a complex of various types of activity carried out by psychologists, and also a standard definition of the profession of a psychologist and qualification requirements including principles of psychological activity.

Objective. The objective is to prove the existing need of adopting a new federal law on psychological counselling, finding gaps in legal regulation of phychological sphere.

Research Progress. The paper analyzes the reason for accepting a new federal law on psychological counselling and the societal need in such legislation and also main provisions of the new law.

Hypothesis. The research resulted in the need for passing a federal law on psychological counselling.

Conclusion. There is a public demand for a new federal law on psychological counselling and such law will certainly create a lot of benefits for the population. It will be a tool for psychological counseling that will put the profession of a psychologist into the statute, and will clearly define types of psychological activity and set principles that the psychologist should follow.

Practical Application. The research results can be used while drafting and passing the new federal law on psychological counselling and executive regulatory acts.

Актуальность. Правовое регулирование психологической помощи в Российской Федерации осуществляется в настоящее время лишь ведомственными актами, а нормативно регулируется на уровне субъекта в Российской Федерации в городе Москве. Такого нормативного регулирования недостаточно, так как существующие акты не дают нормативное определение психологической помощи, не определяют принципы и формы оказания этой помощи, не систематизируют отдельные виды психологической деятельности, а порой – противоречат друг другу. Кроме того, существует необходимость нормативного определения не только психологической помощи, но и психологической деятельности, как комплекса различных видов и форм деятельности, осуществляемой психологами, нормативного определения профессии психолога и квалификационных требований к ней, принципов осуществления психологической деятельности.

Цель. В статье ставится задача обоснования необходимости принятия федерального закона о психологической деятельности, выявления пробелов в законодательном регулировании в названной сфере.

Описание хода исследования. В статье проанализированы основания принятия федерального закона о психологической деятельности как общественной потребности, а также основные разделы предполагаемого акта. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о необходимости принятия специального федерального закона о психологической деятельности.

Выводы. Принятие федерального закона о психологической помощи – общественная потребность. Он послужит инструментом для систематизации осуществления психологической деятельности, нормативно закрепит профессию психолога, четко определит виды и формы данного вида профессиональной деятельности, определит принципы оказания психологической деятельности.

Практическое использование результатов. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы при подготовке федерального закона о психологической деятельности, подзаконных нормативных правовых актов.

Authors / Авторы: Golichenkov, A.K. / Голиченков А.К. ; Davidyan, G.M. / Давидян Г.М. ; Vaipan, V.A. / Вайпан В.А.

Голиченков А.К., Белицкая А.В., Барабанщикова В.В., Вайпан В.А., Давидян Г.М., Зинченко Ю.П., Молотников А.Е., Тимофеева Л.Н., Шойгу Ю.С. Современное состояние правового регулирования психологической помощи. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №1(29). – С. 141–150

Golichenkov A. K., Belitskaya A.V., Barabanshchikova V.V., Vaipan V.A., Davidyan G.M., Zinchenko Yu.P., Molotnikov A.E., Timofeeva L.N., Shoigu Yu.S. (2018) The current state of the legal regulation of psychological assistance. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 11(1), 141–150.

DOI: 10.11621/npj.2018.0113

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Currently there is a need to adopt a special federal law that covers psychological counselling of the population. The lack of such law is preventing use of uniformed terminology across the country and separating governmental and non-governmental psychological counselling rendered. Such gap also does not correspond with the interests of the clients that counselling is focused on since the experts who are allowed to extend those services are undetermined and undefined.

Objective The paper is directed at analyzing the status quo of legal regulation of the psychological counselling, finding gaps in such regulation and proving the need in a special federal law.

Research Progress. The paper takes an account of the current state of regulation of psychological counselling in the Russian Federation and foreign countries using the comparative legal analysis approach.The research resulted in a finding that there is the need in a special federal law on psychological counselling.

Conclusion. Special federal law on psychological counselling of the population is necessary to elaborate and eventually to implement for uniformity in counselling and in social work services, and also to protect the rights and interests of those who seek councelling, as well as determining the qualifications of those to render such services.

Practical Application. The research results can be used while drafting and passing a special federal law on psychological counselling and executive regulatory acts.

Актуальность. В настоящее время назрела необходимость принятия специального федерального закона, посвященного оказанию психологической помощи населению. Отсутствие такого нормативного правового акта не позволяет использовать единую терминологию в отношении оказания психологической помощи, затрудняет разграничение государственной и негосударственной форм оказания психологической помощи, а также не отвечает интересам ее потенциальных получателей в силу неопределенности круга субъектов, которые такую помощь могут оказывать.

Цель. В статье ставится задачи: проанализировать современное состояние правового регулирования оказания психологической помощи, выявить пробелы в законодательном регулировании названной сферы и подтвердить вывод о необходимости принятия специального федерального закона об оказании психологической помощи населению.

Описание хода исследования. В статье анализируется современное состояние правового регулирования оказания психологической помощи в Российской Федерации и зарубежных странах с использованием метода сравнительно-правового анализа.

Результаты исследования. В ходе исследования подтвердилась гипотеза о необходимости принятия специального федерального закона о психологической помощи населению.

Выводы. Специальный федеральный закон о психологической помощи населению необходим для систематизации оказания социальных услуг в данной сфере, для защиты прав и законных интересов получателей психологической помощи, для закрепления требований к лицам, которые могут оказывать психологическую помощь. Результаты, полученные в ходе настоящего исследования, могут быть использованы при подготовке федерального закона о психологической помощи и подзаконных нормативных правовых актов.

Authors / Авторы: Golichenkov, A.K. / Голиченков А.К. ; Belitskaya, A.V. / Белицкая А.В. ; Barabanshchikova V.V. / Барабанщикова В.В.  ; Davidyan, G.M. / Давидян Г.М. ; Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П. ; Molotnikov, A.E. / Молотников А.Е. ; Timofeeva, L.N. / Тимофеева Л.Н. ; Shoigu Ju.S. / Шойгу Ю. С.  ; Vaipan, V.A. / Вайпан В.А.

Марасанов Г.И., Сальник Д.А. Связь инновационной активности руководителя и предпочитаемых им путей преодоления «проблемы успеха». // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 128-140.

Marasanov H.I., Salnik D.A. (2018). The connection between the manager’s innovative activity and preferred ways of overcoming the «problem of success». National Psychological Journal. 1, 128-140.

DOI: 10.11621/npj.2018.0112

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Based on the analysis of literary plots and consulting practice the paper identifies the ways of overcoming the "problem of success" and innovative activity by managers and executives.

Objective. The hypothesis of the research can be presented in the following way: efficient innovative activity, overall effectiveness of the manager causes a contradictory attitude to the success achieved. Being aware that success is largely ensured by creating and implementing innovations, and sometimes being unaware of the commitment to avoid losing the goal, the manager falls into one of two ways. He/she either involuntarily seeks to keep the aim of the activity simultaneously with the desire to achieve it, or he/she is looking for opportunities to set new goals based on the one that has already been achieved or opposed to it. Since the goal of achieving greater efficiency is almost always associated with innovations, it is assumed that in the leader’s relation to innovations one can judge how the leader overcomes the "problem of success" and how much he/she is aware of it.

Research Progress. The total sample consisted of 115 participants (including 78 males, 37 females), middle-level managers, aged 32 to 51. 14 experts participated in the research. Based on expert interviews, the respondents were divided into two groups: more successful and more innovative managers were performed by 63 participants; less successful and less innovative managers were performed by 52 participants.

The research methods were the author's questionnaire and interview.

Research Results. Based on the difference analysis between the two groups of managers statistically significant answers differ in 79 per cent in the pairs of participants. 

Conclusion. The conclusion is based on the fact that for the leaders who are quite successful in innovative activity a characteristic feature of experiencing success and moving towards new goals was the way whose key features were depicted by E. Hemingway in his literary works. The practical significance of the research is that the revealed signs of the efficient experience of success can become a subject of special awareness for managers who are stuck on the problem of success in one of two scenarios poorly realized by the subject of management activity. 

Актуальность (контекст) тематики статьи. В статье через анализ сюжетов из литературной художественной классики и психологической консультативной практики выявляются пути преодоления руководителями «проблемы успеха» и связанной с этими путями инновационной активности субъектов управленческой деятельности.

Цель. Гипотеза настоящего исследования может быть представлена в следующем виде – результативная новаторская активность, общая эффективность руководителя порождают у него противоречивое отношение к достигаемому успеху. Понимая, что успех во многом обеспечивается созданием и внедрением новаций, и не всегда осознавая свое стремление избежать потери цели, руководитель попадает на один из двух путей. Он либо невольно старается сохранить цель деятельности одновременно со стремлением ее достичь. Либо он ищет возможность ставить новые цели на основе достигнутой или противоположные ей. Поскольку цель достижения бОльшей эффективности почти всегда связана с новациями, предполагается, что по отношению руководителя к новациям можно будет судить о том, как руководитель преодолевает «проблему успеха» и насколько он осознает ее.

Описание хода исследования. Общая выборка составила 115 человек (из них 78 мужчин, 37 женщин), все они – руководящие работники среднего звена, в возрасте от 32 до 51 года. В исследовании также принимали участие 14 экспертов. На основе интервью экспертов, респонденты были разделены на две группы: более успешные и более ориентированные на новации руководители (63 человека) и менее успешные и менее ориентированные на новации (52 человека). Методами исследования явились разработанная авторская анкета и интервью.

Результаты исследования. В результате проверки различий между двумя группами управленцев статистически значимо ответы различаются у 79% пар участников.

Выводы. Итогом исследования стал вывод о том, что для успешных в инновационной деятельности руководителей характерным способом переживания успеха и продвижения к новым целям стал путь, по ключевым признакам соответствующий тому пути, который в художественной форме представил Э. Хемингуэй. Практическая значимость этого результата в том, что выявленные признаки продуктивного переживания успеха могут стать предметом специального осознания для руководителей, застревающих на проблеме успеха по одному из двух сценариев, слабо осознаваемых субъектом управленческой деятельности.

Authors / Авторы: Marasanov, H.I. / Марасанов Г.И. ; Salnik, D.А. / Сальник Д.А.

Рикель А.М., Цой М.А. Особенности атрибуции ситуации успеха и неудачи у представителей разных религиозных конфессий (на примере православных и мусульман). // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 117-127.

Rikel A.M., Tsoy M.A. (2018). Peculiarities of attributing success and failure in representatives of different religious confessions (based on Muslims and Orthodox Christians case). National Psychological Journal. 1, 117-127.

DOI: 10.11621/npj.2018.0111

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The successful socialization and personal development of the individual are directly related to the processes of creating an adequate social picture of the world, which is promoted by attributive processes.

The Objective of the research was an empirical test of the religious impact on the choice of attribution in the representatives of the Muslims and Orthodox Christians. The tasks of identifying the peculiarities of attributive processes in Orthodox Christians and Muslims in solving problems with a different level of complexity in a group are discussed.

Progress Report. Two groups of Orthodox Christians and Muslims were invited to participate in the research. The main empirical part was preceded by the pilot research, whose aim was to obtain an array of possible options of attribution in the groups of Muslims and Orthodox Christians. Based on the results of the pilot research a questionnaire was created, it reflects the opinions of the group members and is supplemented by the author's versions.
After the approbation stage, the main stage of the research was carried out that is aimed at revealing the peculiarities of attributive processes in Orthodox Christians and Muslims in solving problems with a different level of complexity in a group discussion.

Research Results. The results showed that the representatives of the confessions under consideration are similar in using dispositional interpretations of the keys to success and reasons for failure, i.e. the internal attribution processes do not differ between Orthodox Christians and Muslims. In addition, differences in the attribution of both group success and failure, and also individual success and failure in the representatives of the two confessions in solving problems of varying degrees of complexity were revealed.

Conclusion. Religious macrofactor performed by traditional patterns of behaviour is less significant in comparison with the classical attributive processes being the results of group dynamic processes.

Актуальность тематики статьи. Успех социализации индивида, его личностного развития напрямую связаны с процессами построения им адекватной социальной картины мира, чему способствуют атрибутивные процессы.

Цель. Целью исследования стала эмпирическая проверка предположения о влиянии религии на выбор атрибуций у представителей двух вышеупомянутых религиозных конфессий.  Были выдвинуты задачи по выявление особенностей атрибутивных процессов у верующих.  православных и мусульман при решении задач с дифференцированным уровнем сложности в условиях группового обсуждения.

Описание хода исследования. Для участия в исследовании были сформированы две группы верующих  православных и мусульман. Основную эмпирическую часть предваряло пилотажное исследование, целью которого было получение массива возможных вариантов атрибуций у сформированных групп мусульман и православных. По его итогам была сформирована анкета, отображающая мнения членов групп и дополненная нашими авторскими вариантами.

После ее апробации был проведен основной этап исследования, направленный на выявление особенностей атрибутивных процессов у верующих.  православных и мусульман при решении задач с дифференцированным уровнем сложности в условиях группового обсуждения.

Результаты исследования. Результаты исследования показали, что представители рассматриваемых конфессий сходны по использованию диспозиционных интерпретаций причин как успеха, так и неудачи, то есть, интернальность атрибуционных процессов не отличается у православных и мусульман. Кроме того были выявлены различия в атрибуции как группового успеха и неуспеха, так и личного успеха и неуспеха у представителей двух конфессий при решении задач разной степени сложности.

Выводы. Религиозный макрофактор в виде определенных традиционных паттернов поведения оказывается менее значимым по сравнению с классическими атрибутивными процессами, являющимися результатами групподинамических процессов. 

Authors / Авторы: Rykiel, A.M. / Рикель А.М. ; Tsoy, M.A. / Цой М.А.

Н.Н. Волкова, А.Н. Гусев Когнитивные стили и различение громкости тональных сигналов: дифференциально-психологический анализ. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 106-116.

Volkova N.N., Gusev A.N. (2018). Cognitive styles and loudness discrimination: individual differential analysis. National Psychological Journal. 1, 106-116.

DOI: 10.11621/npj.2018.0110

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The paper highlights the necessity of studying the role of various high-level psychological mechanisms that participate in regulating sensory perceptual processes occurring under perceptual uncertainty.

Objective. The objective was to study the role of cognitive styles as crucial factors of individual differences that determine the performance of near-threshold and threshold sensory tasks on loudness discrimination.

Design. The tasks represented the discrimination of loudness of 1000Hz tonal signals in the ‘similar-different’ paradigm. The stimulus factor was presented by the difficulty level set by the value of difference between the stimuli (2 or 1 dB). Five cognitive styles (augmenting-reducing, leveling-sharpening, flexibility-rigidity of cognitive control, equivalence range, and focusing-scanning) were considered as factors of individual differences. The sensitivity index A‵, RT and its stability, and also confidence index for each task were analyzed.

Results. The significant and quasi-significant (0.05<p<0.1) effects of separate cognitive styles and also their interactions effects were identified. These effects varied depending on the task difficulty level. Cognitive styles ‘augmenting-reducing’ (p=0.008) and ‘leveling-sharpening’ (p=0.044), together with their interaction (p=0.042), affected sensitivity in threshold task; the interaction of these styles affected sensitivity in near-threshold task (p=0.047). ‘Flexibility-rigidity of cognitive control’ (p=0.042) as well as the interaction of ‘augmenting-reducing’ and ‘leveling-sharpening’ affected RT (p=0.073) and its stability (p=0.083). Subjective confidence in the near-threshold task depended on such cognitive styles as ‘flexibility-rigidity of cognitive control' (p=0.081), and ‘equivalence range’ (p=0.043); the threshold task depended on ‘focusing-scanning’ (p=0.021), ‘flexibility-rigidity of cognitive control' (p=0.071), and ‘equivalence range’ (p=0.018), alongside the interaction of the latter two (p=0.052). The results were compared to the ones of threshold and near-threshold visual signal detection tasks performance.

Conclusion. Being crucial situational determinants of solving sensory tasks under perceptual uncertainty, the type and difficulty level of the task mediate the effects of individual differences factors on sensory performance indices. The results are discussed within the framework of system activity approach in psychophysics.


Актуальность работы обусловлена необходимостью изучения роли различных высокоуровневых психологических механизмов регуляции сенсорно-перцептивных процессов, протекающих в условиях перцептивной неопределенности.

Цель. Целью настоящего исследования было изучение роли когнитивных стилей как важных индивидуально-психологических детерминант решения околопороговой и пороговой сенсорных задач по различению громкости тональных сигналов.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 90 человек. В качестве стимульного фактора рассматривался уровень сложности выполняемой задачи, заданный величиной межстимульной разницы (2 или 1 дБ в околопороговой и пороговой задачах, соответственно), а в качестве индивидуально-психологических факторов – пять когнитивных стилей (усиление-ослабление, сглаживание-заострение, гибкость-ригидность познавательного контроля, диапазон эквивалентности, фокусирующий-сканирующий контроль).

Результаты исследования. Мы обнаружили значимые и квази-значимые (0,05<p<0,1) эффекты как отдельных когнитивных стилей, так и их совместного влияния. Указанные эффекты варьировали в зависимости от уровня сложности выполняемой задачи.

На величину сенсорной чувствительности в пороговой задаче оказали влияние когнитивные стили «усиление-ослабление» (p=0,008) и «сглаживание-заострение» (p=0,044), а также их сочетание (p=0,042), в околопороговой задаче – только сочетание этих стилей (p=0,047). «Гибкость-ригидность познавательного контроля» (p=0,042), а также сочетание «усиления-ослабления» и «сглаживания-заострения» влияли на величину (p=0,073) и стабильность (p=0,083) вариационного ряда (ВР) в пороговой задаче. Субъективная уверенность в околопороговой задаче зависела от таких когнитивных стилей, как «гибкость-ригидность познавательного контроля» (p=0,081), «диапазон эквивалентности» (p=0,043); в пороговой задаче – от когнитивных стилей «фокусирующий-сканирующий контроль» (p=0,021), «гибкость-ригидность познавательного контроля» (p=0,071), «диапазон эквивалентности» (p=0,018), а также сочетания двух последних (p=0,052). Полученные результаты соотносились с результатами выполнения задач по обнаружению зрительного паттерна.

Выводы. Было продемонстрировано, что тип и уровень сложности задачи как важнейшие ситуационные детерминанты решения сенсорных задач в ситуации высокой перцептивной неопределенности опосредуют влияние индивидуально-психологических факторов на показатели сенсорного исполнения. Полученные результаты обсуждаются в рамках системно-деятельностного подхода в психофизике.

Authors / Авторы: Volkova, Nataliya N. / Волкова Н.Н. ; Gusev, Aleksey N. / Гусев А.Н.

All/ Все материалы | Categories / Материалы по рубрикам

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук