All new article / Новые материалы

Вартанова И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 115-121.

Vartanova I.I. (2016). The system of values, motivation and self-attitude: gender features in high school students. National Psychological Journal. 4, 115-121.

DOI: 10.11621/npj.2016.0414

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper presents the results of the value orientation research in high school students, Moscow, Russia. The sample (N=62) included 22 education and universal values and also self-attitude parameters using the four types of emotional attitude to learning. These types of motivation profile were obtained via pre-factorization estimates of the seven values of school life using the method of semantic differential, which allowed to estimate the severity of a positional or status motivation (1), achievement motivation (2), learning and cognitive motivation, (3) and motivation of affiliation (4). This enabled to further estimate the factor and correlation analysis of the parameters studied, which shows that the system of values is significantly different in males and females of the same age, even in relation to the same mean value of motivation. Motivation, values and self-attitude organize stable systems – on the current sample allocated the four most common systems, i.e. the four factors that are specific for both males and females. Simultaneously, there are systems of values dependent on expressiveness and the combination of a certain type of motivation, and independent of the type of motivation.

Female educational and cognitive motivation and positional (status) motivation related to the values were merged into one factor, but for males one factor includes achievement motivation and (with the opposite sign) affiliation motivation. While the self-realization of females occurs in the process of learning (the value of «selfimprovement in their studies»), and in the future they see an opportunity for self-realization through the value of «happy family life», the males with this motivation connect their opportunity for self-realization with other values, i.e. «health», «recognition by other team members», «my authority.»

В статье представлены результаты исследования системы ценностных ориентаций (ранги 22 общечеловеческих и учебных ценностей) и параметров самоотношения на выборке (N=62) школьников г. Москва с учетом пола в зависимости от выраженности четырех типов эмоционального отношения к учебе. Данные типы в виде мотивационного профиля были получены посредством предварительной факторизации оценок семи ценностей школьной жизни по методике семантического дифференциала. Это позволило оценить выраженность позиционной или статусной мотивации, мотивации достижения, учебно- познавательной мотивации и мотивации аффилиации. Далее с помощью факторного и корреляционного анализов исследуемых параметров было показано, что системы ценностей существенно различаются для мальчиков и девочек одинакового возраста даже с выраженностью одной и той же мотивации. 

Выявлено, что мотивация, ценности и самоотношение образуют устойчивые системы. На данной выборке выделено четыре наиболее типичные системы – четыре фактора, специфичные для мальчиков и девочек. При этом обнаружены системы ценностей, зависимые от выраженности и сочетания мотивации определенного типа, и общие для любых видов мотивации. Как показали результаты нашего исследования, для девочек учебно-познавательная и позиционная (статусная) мотивация, с точки зрения связей с ценностями, оказались слиты в один фактор, а для мальчиков в один фактор объединяются мотивации достижения и с обратным знаком мотивация аффилиации. Если самореализация девочек в школе проходит через процесс познания (ценность «самосовершенствование в учебе»), а в будущем они видят возможность самореализации через ценность «счастливая семейная жизнь», то мальчики с данной мотивацией связывают возможность своей самореализации с другими ценностями: «здоровье», «признание в коллективе», «мой авторитет».

Authors / Авторы: Vartanova, Irina I. / Вартанова Ирина Ивановна

Реан А.А., Баранов А.А, Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 108-114.

Rean A.A., Baranov A.A., Makhmutova R.K. (2016). Optimizing family emotional interaction in the dyad “mother and preschool child with intellectual disabilities”. National Psychological Journal. 4, 108-114.

DOI: 10.11621/npj.2016.0413

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper presents the results of the psychological research on interaction of mothers with preschool children with intellectual disabilities. A questionnaire of Parent- Child Emotional Interaction by E.I. Zakharova and a Scale of Child Rejection Degree by A.I. Barkan are used in the empirical study. The basic idea of the scientific research is optimization of emotional interacting of mothers with preschool children who have intellectual disabilities by means of psychological training which is aimed at developing emotional-sensual, empathy-behavioural and cognitive-reflective components of parenthood. The data mentioned above describe the emotional side of mother’s interaction with the child as a disjunction, i.e. most of the mothers manifest low sensitivity to the condition and needs of the child, lack of understanding the causes of child behaviour, inability to empathize to the child when he/she is in a predicament. In order to improve mothers’ understanding of their own children, characteristics and regularities of child development, to enhance the ability to understand the experiences, states and interests of the child, to change attitudes of parents to the child and themselves a training program has been implemented. The results of the control phase of the experiment conducted show the positive effect of group work on peculiarities of parent-child emotional interaction. The number of mothers who are able to understand the reasons for the child’s moods, sympathize with child, set him/her calm attitude increased. Mothers’ impression that they are controlling the development of their child has appeared. Mothers were more likely to seek physical contact with a child. A larger number of mothers began to provide emotional support to their children and to take into account the mood and interests of the child in leisure activities planning.

В статье представлены результаты изучения особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения. В эмпирическом исследовании были использованы опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия (ОДРЭВ) Е.И. Захаровой и шкала степени отверженности ребенка А.И. Баркан. Основная идея научного изыскания – оптимизация эмоционального взаимодействия матерей с такими детьми-дошкольниками средствами психологического тренинга, нацеленного на формирование у родительниц эмоционально-чувственной, эмпатийно- поведенческой и когнитивно-рефлексивной составляющей общения. 

Полученные данные позволяют описывать эмоциональную сторону взаимодействия матери с дошкольником, имеющим интеллектуальные нарушения, как дизьюнктивную – для большинства опрошенных матерей характерна низкая чувствительность к состоянию и потребностям такого ребенка, непонимание причин его поведения, неспособность к сопереживанию ему в трудных ситуациях. С целью повышения способностей матерей к пониманию собственного ребенка, его переживаний, состояний, интересов, особенностей и закономерностей его развития, а также изменения отношения родителей к ребенку и себе была реализована тренинговая программа. Результаты контрольного этапа эксперимента показали положительное влияние групповой работы на специфику детско- родительского эмоционального взаимодействия. Увеличилось число матерей, которые понимают настроение ребенка с интеллектуальными нарушениями, сочувствуют ему, устанавливают с ним спокойные отношения. Мамы научились контролировать развитие дошкольника, стали чаще стремиться к телесному контакту с ним. Многие начали оказывать своему ребенку эмоциональную поддержку, учитывать его настроение и интересы при планировании досуга.

Authors / Авторы: Rean, Artur A. / Реан А.А.  ; Baranov, Alexander A. / Баранов Александр Аркадьевич ; Makhmutova, Rosa K. /

Волов В.Т., Волов В.В. Исследование психоэмоциональной устойчивости на основе матрицы базальных эмоций. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 98-107.

Volov V.T., Volov V.V. (2016). Research of psycho-emotional stability in the basal emotions matrix. National Psychological Journal. 4, 98-107.

DOI: 10.11621/npj.2016.0412

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper presents the analysis of psycho-emotional state estimation, which is based on the facial feedback monitoring. The myographic research data revealed qualitative and quantitative singularities of epileptics on the range of basal emotion indicators which have been received on the matrix method way basis and model of quality diagnostics.

For the calibration method the study involved healthy subjects. Beforehand myographic cards were developed to measure the tone of facial muscles during the trial of six basal emotions. The experiment was arranged in such a way as to reflect the work of reverse afferentation emotions. Ahe amplitude-frequency characteristics of the samples and emotional reactions of involuntary reactions were identical. Therefore samples of complementary development of natural emotions were tried: the first test stage included efferent synthesis, the second stage used afferent synthesis.

Defining features of emotional response was carried out on the basis of the model of quality diagnostics of emotions. The chiral effects were identified: mimic pattern emotions in both samples. This effect allowed to separate violations of the personal response from the specific pattern, which blocks the effects of restrictions and other emotions. The matrix method allowed to produce quantitative estimates of mental and emotional state on the basis of instrumental measurements of basal emotions. In the group of epileptics, on the facial expression level emotional blocks are identified which are connected with ceral effects (repented characteristic deviation of emotional patterns in the two probes).

Additionally differences on quantitative estimations between the epileptics reactions and healthy individuals are revealed.

В статье представлен инновационный метод, созданный на базе матричного подхода, для оценки состояния психоэмоциональной сферы. Разработаны матричные критерии устойчивости. Апробация метода проведена на материале электромиографического исследования обратной лицевой связи во время эмоционального реагирования у больных эпилепсией.

Для калибровки метода в исследовании приняли участие здоровые испытуемые. Предварительно были разработаны миографические карты для измерения тонуса мимических мышц во время проб на шесть базальных эмоций. Эксперимент был организован таким образом, чтобы отражать работу обратной афферентации эмоции. Установлено, что амплитудно-частотные характеристики проб и реакций непроизвольных эмоциональных реакций оказались идентичны. Поэтому пробы коплементарны развитию естественной эмоции: первая проба соответствует стадии эфферентного синтеза, вторая проба – стадии афферентного синтеза.

Определение особенностей эмоционального реагирования проведено на основе модели качественной диагностики эмоций. Были выявлены киральные эффекты: воспроизведение мимического паттерна эмоции в обеих пробах. Данный эффект позволил разделить нарушения лицевого реагирования от специфических паттернов, по которым были установлены блоки и другие эффекты ограничения эмоций. Матричный метод позволил произвести количественные оценки психоэмоционального состояния на основе инструментальных измерений базальных эмоций.

При сопоставлении результатов качественного и количественного анализа были выявлены взаимосвязи между качеством реакций и энергетическими характеристиками матрицы базальных эмоций. В итоге установлены определенные закономерности работы механизма обратной афферентации, связанные с ограничением обратной лицевой связи как проявления обратной связи системы эмоционального реагирования.

Authors / Авторы: Volov, Vyacheslav T. / Волов Вячеслав Теодорович ; Volov, Vsevolod V. / Волов Всеволод Вячеславович

Базаров Т.Ю., Аксеновская Л.Н. Социально-психологическая технология формирования предпринимательской культуры населения региона. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 87-97.

Bazarov T.Yu., Aksenovskaya L.N. (2016). Socio-psychological technology of building entrepreneurial culture of the geographical region representatives in Russia. National Psychological Journal. 4, 87-97.

DOI: 10.11621/npj.2016.0411

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper presents the concept of an interdisciplinary project on the development and implementation of socio-psychological technologies of building enterprise culture of the geographical region representatives in Russia. The purpose of this technology is to encourage entrepreneurial activity of the working-age population of a certain Russian geographical region with its cultural, historical, economic and socio-psychological features of the project launches by Professor Takhir Yu. Bazarov «Stolypin reform: version 2.0» and is being implemented in the Saratov region which is historically associated with the name of the prominent Russian reformer Pyotr Stolypin. The project started in the Chernyshevsky Saratov National Research State University in the course of the 7th Scientific Practical Conference «Organizational psychology: people and risks» (October 19-20, 2016) devoted to the interdisciplinary analysis of the reforming practice of the Russian economy within «past – present – future» transspective, leadership in terms of reforms and capacity assessment (socio psychological, cultural, economic) of the Saratov region in the context of more active development of entrepreneurship by establishing the entrepreneurial culture.

The paper describes innovative communication technology organization and promotion of value and target-oriented discussions of scientists, managers and students (among the authors T. Yu. Bazarov and T. A. Nestik are among the authors). The results of socio-psychological research are presented and discussed: a) the image of Saratov city and the image of Saratov entrepreneurs, b) Saratov citizens’ idea about the (ideal and actual) image of Saratov entrepreneurs and Saratov respect of the business selfassessment by entrepreneurs of their image in the eyes of citizens, c) the analysis of the reformer personality and successful leadership in terms of reforms, d) the results of the comparative analysis of the early twentieth and twenty-first centuries crises, e) the results of the research on values and moral development level of the Saratov entrepreneurs, f) on the basis of the obtained results the proposed concept of the development and implementation of socio-psychological technologies of building entrepreneurial culture of the geographical region representatives in Russia.

В статье представлена концепция междисциплинарного проекта по разработке и внедрению социально-психологической технологии формирования предпринимательской культуры населения региона. Назначение данной технологии состоит в стимулировании предпринимательской активности трудоспособного населения конкретного российского региона, обладающего собственной культурно-исторической, экономической и социально-психологической спецификой. Проект, инициированный профессором Т.Ю. Базаровым, получил название «Столыпинская реформа: версия 2.0» и реализуется в Саратовском регионе, исторически связанным с именем выдающегося реформатора П.А. Столыпина. Старт реализации проекта был дан в Саратовском национальном исследовательском государственном университете в ходе проведения VII Научно-практической конференции «Организационная психология: люди и риски» (19–20 октября 2016 г.). Тематика конференции была посвящена междисциплинарному анализу практики реформирования российской экономики во временной трансспективе «прошлое – настоящее – будущее», лидерству в условиях реформ и оценке потенциала (социально-психологического, культурного, экономического) Саратовского региона в контексте возможностей более активного развития предпринимательства на основе формирования предпринимательской культуры.

В статье описываются инновационная коммуникативная технология организации и стимулирования ценностно- и целеориентированной дискуссии ученых, управленцев и студенческой молодежи (авторы – Т.Ю. Базаров и Т.А. Нестик). Обсуждаются результаты социально-психологических исследований имиджа города Саратова, имиджа работающих в нем предпринимателей, представлений саратовцев об образе (идеальном и реальном) саратовских предпринимателей и отношения саратовцев к предпринимателям, а также результаты анализа самооценки предпринимателями своего образа в глазах горожан, представлений о личности успешного реформатора и о лидерстве в условиях реформ. Представлены итоги рассмотрения кризисных ситуаций начала ХХ и ХХI веков и изучения ценностей и уровня морального развития саратовских предпринимателей. На основе полученных результатов предложена концепция разработки и внедрения социально-психологической технологии формирования предпринимательской культуры населения российского региона.

Authors / Авторы: Bazarov, Tahir Yu. / Базаров Тахир Юсупович ; Aksenovskaya, Liudmila N. / Аксеновская Людмила Николаевна

Собкин В.С., Мнацаканян М.А. Сравнительный анализ особенностей отношения двух поколений мальчиков-старшеклассников к политическим лидерам России (по материалам психосемантическиx исследований 2004 и 2014 гг.). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 79-86.

Sobkin V.S., Mnatsakanyan M.A. (2016). Comparative analysis of the relations between two generations of high school male students to the political leaders of Russia (based on the psychosemantic research of 2004 and 2014). National Psychological Journal. 4, 79-86.

DOI: 10.11621/npj.2016.0410

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is devoted to the dynamics of pithy features of student attitude to the political leaders over the past 10 years in Moscow, Russia. The research data in 2004 and 2014 are based on the method of semantic differential. The research involved the high school students of 10-11 grades, Moscow, Russia (80 individuals in 2004 and 110 individuals in 2014). The students got a list of political leaders, each of them they need to evaluate by a number of semantic features (scales). In both research the same set of 33 words describing various personality traits was used. In 2004 the list of political leaders was composed of the Soviet state’s leaders and the most popular political leaders of that time. In 2014 research, the list of politicians was partially preserved and supplemented because of the changed political situation in Russia. Also the 2014 list was extended with several foreign politicians’ names. The hypothesis of the study suggests that the generation of 2014, compared with the high school students of 2004 presupposes a more simple perception structure of the political leaders.

According to the results of the comparative analysis of the factors the following conclusions were made: 1) simplification of psychosemantic structure which was indicated by the decreased number of factors from 5 in 2004 to 4 in 2004, 2) in 2014 students there is no negative moral evaluation of intolerant manifestations of personality, 3) increased importance of moral characteristics in evaluating the activity and self-presentation of a political leader, 4) the value of power and intelligent characteristic increased.

Статья посвящена динамике содержательных особенностей отношения московских школьников к политическим лидерам в течение последних 10 лет. Приводятся результаты исследований 2004 и 2014 гг., проведенных с помощью метода семантического дифференциал. В исследованиях приняли участие учащиеся 10–11 классов московских школ (80 человек в 2004 г. и 110 человек в 2014 г.), которым предлагался список политических лидеров, каждого из которых необходимо было оценить по ряду семантических признаков (шкал). В обоих исследованиях использовался одинаковый набор из 33 признаков, описывающих различные личностные особенности. Список политических лидеров в 2004 г. состоял из руководителей советского государства, а также из популярных политических лидеров того времени. В исследовании 2014 г. список политиков был частично сохранен и дополнен в связи с изменившейся политической ситуацией в стране. Кроме того, в список были включены некоторые зарубежные политики. Гипотеза исследования предполагает, что у старшеклассников поколения 2014 года по сравнению со старшеклассниками 2004 происходит упрощение психосемантической структуры восприятия политических лидеров. По результатам сравнительного анализа факторов, описывающих специфику восприятия политиков, сделаны следующие выводы: об упрощении психосемантической структуры свидетельствует уменьшение количества выделенных факторов с пяти в 2004 году до четырех в 2004 г. Показано, что у подростков в 2014 году отсутствует установка на негативную моральную оценку интолерантных проявлений личности. Отмечена возросшая значимость морально-нравственных характеристик при оценке деятельности и самопрезентации политического лидера. По сравнению с 2004 годом усилилась роль силовых и интеллектуальных характеристик при оценке политика, при этом особое место в иерархии различных интеллектуальных качеств имеют характеристики, связанные с социальной тактикой поведения.

Authors / Авторы: Sobkin,Vladimir S. / Собкин В.С. ; Mnatsakanyan, Milena A. / Мнацаканян Милена Артуровна

Лифинцев Д.В., Серых А.Б., Лифинцева А.А. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 71-78.

Lifintsev D.V., Serykh A.B., Lifintseva A.A. (2016). Social support as a factor of well-being in childhood and adolescence. National Psychological Journal. 4, 71-78.

DOI: 10.11621/npj.2016.0409

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The overview and theoretical study of social support for children and adolescents is presented. The issues of social development of children and adolescents in terms of Bronfenbrenner’s ecological systems theory and Kahn’s and Antonucci’s Convoy Model of Social Relations are discussed. The sources, forms and types of social support for the early, pre-school, primary school and adolescents are analyzed. The paper specifies the following issues: the parent-child relationships and characteristics of social support in early childhood can affect the development of the structure and quality of human social relations network throughout his/her life. Social networks and the organization of social support for adolescents are detailed. The patterns of social support of adolescents may affect their psychosocial well-being. The social support systems used by modern adolescents are described. The controversial issues of seeking social support as the leading coping strategy are raised. Various ways of seeking social support for adolescence are analyzed. The importance of parents, teachers and peers in providing social support for children and adolescents is shown. The author’s view of social support as one of the resources of the child’s autonomy, which can be developed only in certain respects, i.e. respect for personal boundaries and accepting differences in individual values and needs, the independence aspiration supported by respect and interest, unpunished by shame or the threat of rejection.

Представлено обзорно-аналитическое исследование особенностей социальной поддержки детей и подростков. Обсуждаются проблемы социального развития детей и подростков с точки зрения концепции У. Бронфенбреннера и «модели конвоя» Р. Кана и Т. Антонуччи. Анализируются источники, формы и виды социальной поддержки детей раннего, дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста. Указывается на то, что детско-родительские отношения и особенности социальной поддержки в раннем детстве могут влиять на развитие структуры и качества сети социальных связей человека в течение всей его жизни. Подробно анализируются сети социальных связей и организация социальной поддержки у подростков. Рассматриваются паттерны социальной поддержки, подростков, которые могут влиять на их психосоциальное благополучие. Описываются системы социальной поддержки, используемые современными подростками. Поднимаются также дискуссионные вопросы поиска социальной поддержки как ведущей копинг-стратегии. Проводится анализ различных путей реализации стратегии поиска социальной поддержки в подростковом возрасте. Показано значение родителей, педагогов и сверстников в организации поддерживающей среды детей и подростков. Представлен авторский взгляд на социальную поддержку как один из ресурсов развития автономии ребенка, которая может формироваться только в определенных отношениях, где существует уважение к личностным границам и признание права на различия индивидуальных ценностей и потребностей, где стремление самостоятельности поддерживается уважением и интересом, а не наказывается стыдом и угрозой отвержения.

Authors / Авторы: Lifintseva A.A. / Лифинцева Алла Александровна ; Serykh, Anna B. / Серых Анна Борисовна ; Lifintsev, Dmitry V. / Лифинцев Дмитрий Валентинович

Хохлов Н.А., Ковязина М.С. Роль межмодального взаимодействия в психологической и мозговой организации математических способностей. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 59-70.

Khokhlov N.A., Kovyazina M.S. (2016). The role of crossmodal interaction in psychological and brain organization of mathematical abilities. National Psychological Journal. 4, 59-70.

DOI: 10.11621/npj.2016.0408

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper analyzes the work of Russian and foreign scholars devoted to the role of cross analyzer cooperation in developing and implementing mathematical abilities. Crossmodal interaction is considered as an additional category of neuropsychological analysis that allows to extend the existing ideas about the psychological structure and brain providing the mathematical ability. There are data that confirm the relevance of studying the interaction of the senses. Many of the research on this issue are carried out using the synesthesia which is considered a rare phenomenon. However, both Russian and foreign works suggest that the interaction of analyzers is not characteristic only to those whose brain is synesthetic. The joint work of the senses is characteristic of every person since his/her childhood, and is an obligatory condition for cognitive processes.

Cross analyzer synthesis is assumed to play an important role in producing spatial representations and the ability to intuitively perceive the notion of quantity (evolutionary foundations of mathematical ability). On the brain level, these processes are provided primarily by functioning of parietal and tertiary cortical areas located at the junction of cortical analyzer areas and also temporal areas that border on the parahippocampal brain area.

When dealing with school mathematics the structure of mathematical abilities is changing due to verbal and symbolic representations of numerical coding. Dealing with symbols opens up new opportunities, but it also narrows the spectrum of modalities involved in doing mathematical sums. Thus, the ability to re-encode information from one modality to another after school mathematics is perceived has an impact on the efficacy of mathematical activity. Doing mathematical sums is accompanied by crossmodal interaction that occurs on the unconscious level.

Some problem conditions may be efficiently processed in one modality, others may be solved in other modality.

Apparently, the ability to various crossmodal re-encoding patterns varies considerably from person to person. The effectiveness of crossmodal interactions may determine the severity of certain components of mathematical abilities and influence successful solutions of the corresponding types of mathematical problems.

В статье проанализированы работы отечественных и зарубежных ученых, посвященные роли межанализаторного взаимодействия в развитии и реализации математических способностей. Межмодальное взаимодействие рассматривается как дополнительная категория нейропсихологического анализа, позволяющая расширить имеющиеся представления о психологической структуре и мозговом обеспечении математической деятельности. Обсуждаются сведения, подтверждающие актуальность изучения взаимодействия органов чувств. Большая часть исследований по этой проблеме проведена на модели синестезии, являющейся достаточно редким феноменом. Однако накопленные в отечественных и зарубежных работах сведения позволяют говорить о том, что взаимодействие анализаторов характерно не только для синестетов. Совместная работа органов чувств имеет место с самого рождения у любого человека и выступает необходимым условием развития познавательных процессов.

Предполагается, что межанализаторный синтез играет важную роль в формировании пространственных представлений и способности к интуитивному восприятию количества (эволюционной основы математических способностей). На мозговом уровне эти процессы обеспечиваются преимущественно работой теменных отделов и третичных зон коры, расположенных на стыке корковых отделов анализаторов, и височных отделов, находящихся рядом с парагиппокампальной областью.

При освоении школьной математики структура математических способностей меняется за счет вербально-символического кодирования количественных представлений. Оперирование символами открывает новые возможности, но оно также сужает спектр модальностей, задействованных в решении математических задач. При этом способность к перешифровке информации из одной модальности в другую и после освоения школьной математики оказывает влияние на эффективность выполнения математической деятельности. Решение математических задач сопровождается межмодальным взаимодействием, протекающим большей частью неосознанно. Одни условия задачи могут эффективнее обрабатываться в одной модальности, другие – в другой.

По всей видимости, способность к различным межмодальным перешифровкам существенно варьирует от человека к человеку. Эффективность межмодальных взаимодействий может обуславливать выраженность определенных компонентов математических способностей и влиять на успешность решения соответствующих типов математических задач.

Authors / Авторы: Khokhlov, Nikita A. / Хохлов Никита Александрович ; Kovyazina, Maria S. / Ковязина М.С.

Емельянова С.А., Гусев А.Н. Вклад индивидуальных особенностей саморегуляции в проявление феномена компенсаторного различения. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 48-58.

Emelianova S.A., Gusev A.N. (2016). The self-regulation peculiarity impact to the phenomenon of compensatory discrimination. National Psychological Journal. 4, 48-58.

DOI: 10.11621/npj.2016.0407

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The psychophysical research (N=106) on loudness distinction of tonal signals (method 2AFC) has been carried out. Applying the principle of subject`s activity and qualitative analysis to traditional psychophysical research was accomplished in the frameworks of differential psychological approach in psychophysics. The influence of self-regulation (questionnaires: HAKEMP-90, Style of behaviour self-regulation, Self- organization of behavior) on sensory sensitivity index A’ was observed. The relationship between loudness distinction effect and self-regulation processes mediating the sensory task decision were revealed. Applying the theoretical principle of subject`s activity to traditional psychophysical research was accomplished in the frameworks of differential psychology approach in psychophysics (A.N. Gusev). The idea of stimuli variation uncertainty results in appropriate transformation of the functional organ (A.N. Leontiev, A.A. Ukhtomskiy) that is relevant to sensory discrimination task performance.

Представлены результаты психофизического исследования (метод двухальтернативного вынужденного выбора) по различению громкости тональных сигналов. В эксперименте участвовали 106 испытуемых: 18 мужчин и 88 женщин, средний возраст которых – 31 год. Проведен качественный и количественный анализ влияния индивидуальных особенностей саморегуляции на характерную для каждого субъекта структуру процесса решения двух сенсорных задач разного уровня сложности. С помощью опросников «Контроль за действием», «Стиль саморегуляции поведения», «Самоорганизация деятельности» обнаружено влияние механизмов личностной саморегуляции на показатели эффективности решения пороговой сенсорной задачи. Выделены и описаны дополнительные сенсорные признаки сравниваемых звуковых сигналов, использовавшиеся наблюдателями в качестве средств решения сенсорной задачи. На основе самоотчетов испытуемых проведен качественный анализ индивидуальных способов различения сигналов. Соотнесение особенностей личностной саморегуляции (ориентация на действие и ориентация на состояние, планирование, моделирование, гибкость и др.) с результатами качественного анализа позволило объяснить характерные для разных групп испытуемых изменения количественных показателей различения (время реакции, вариативность времени реакции, сенсорная чувствительность). Результаты обсуждаются в рамках системно-деятельностного подхода в психофизике (А.Н. Гусев), реализующего принцип активности субъекта в традиционном психофизическом исследовании. Получила развитие идея о том, что варьирование стимульной неопределенности приводит к трансформации соответствующего сенсорной задаче функционального органа (А.Н. Леонтьев, А.А. Ухтомский).

Authors / Авторы: Emelianova, Svetlana A. / Емельянова Светлана Анатольевна ; Gusev, Aleksey N. / Гусев А.Н.

Щебетенко С.А. Установки на черты личности как предиктор активности «друзей» пользователя социальной сети «Вконтакте». // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 34-44.

Shchebetenko S.A. (2016). Online Social Network Users’ Attitudes toward Personality Traits Predict Behaviour of their Friends. National Psychological Journal. 4, 34-44.

DOI: 10.11621/npj.2016.0404

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The research considers attitudes toward personality traits in online social network (OSN) Vkontakte users’ behaviour. Users’ friends’ activity on a given user’s profile was supposed to be affected by attitudes toward traits of the latter. Within a broader context, the role of metacognitive type of characteristic adaptations as a key element of the five-factor theory of personality is studied. Accordingly, along with attitudes toward traits, other metacognitive characteristic adaptations are examined (e.g. dispositional efficiency, reflected trait, and reflected attitude toward a trait). 1030 undergraduates participated in the study. The research results confirm that extraversion is the most important predictor of OSN behavior among other personality traits. The information presented in this research is obtained using behavioural data instead of more convenient self-reports. Moreover, these behavioural data characterise other users’ (friends’) behaviour while addressing a certain user’s profile. Positive attitudes toward each Big Five traits (extraversion, agreeableness, conscientiousness, emotional stability, and openness to experience) separately affected the number of “Likes” of the avatars representing users’ photographs. Furthermore, revealed correlations between traits and “Likes” were subsequently eliminated by the attitudes toward respective traits. Positive attitudes toward conscientiousness predicted the increase of friends’ number unlike trait conscientiousness. Positive attitude toward agreeableness predicted the increase of the number of posts written by friends on user’s wall unlike trait agreeableness. Attitudes toward traits are argued to affect social environment governed by an individual: one may select those social relationships and

Рассматривается значение установок на черты личности при общении в социальной сети «Вконтакте». В начале исследования предполагалось, что данные установки могут влиять на то, как другие пользователи («друзья») проявляют себя при виртуальном взаимодействии. В исследовании, в котором приняли участие 1030 человек, изучалась роль метакогнитивной разновидности характерных адаптаций как ключевого элемента пятифакторной теории личности. Наряду с установками на черты исследовались и другие метакогнитивные характерные адаптации: диспозициональная эффективность, отраженная черта, отраженная установка на черту. 

Установлено, что экстраверсия является наиболее сильным среди черт личности предиктором поведения в социальной сети. Важно, что этот факт получен не в связи с самоотчетными данными, а в связи с фактическим поведением. При этом речь идет о поведении других людей («друзей») в отношении данного пользователя. Было также установлено, что число «лайков» (положительных оценок) портретов пользователя увеличивалось при положительных установках на каждую из пяти черт личности: экстраверсию, доброжелательность, добросовестность, эмоциональную стабильность и открытость опыту. При этом эффекты самих черт личности на «лайки» элиминировались установками на соответствующие черты. Автор высказывает предположение о том, что роль установок на черты (в отличие от черт) заключается в селекции индивидом определенного социального окружения, соответствующего данной установке. Это, в свою очередь, может влиять на поведение других людей в отношении индивида, что и было продемонстрировано в исследовании.

Authors / Авторы: Shchebetenko, Sergei A. / Щебетенко Сергей Александрович

Лэнгле А. Почему мы страдаем? Понимание, обхождение и обработка страдания с точки зрения экзистенциального анализа. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 23-33.

Längle A. (2016). Why do we suffer? Understanding, treatment and processing of suffering in terms of existential analysis. National Psychological Journal. 4, 23-33.

DOI: 10.11621/npj.2016.0403

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper describes the existential analytical model within which the content of suffering is denoted and structured. The model shows that we suffer from when we suffer. Suffering is diverse in its «how» and «why.» The author highlights the features of various forms of suffering in accordance with their classification in the existential-analytical anthropology and reveals the essence of suffering. Within the framework of existential analysis there is an assumption that experience is perceived as fulfilling with suffering when the fundamental structures of existence are threatened or damaged, and the features of the contents of these structures are considered. Significant attention is paid to the ratio of human suffering and the loss of human sense of life, what is behind the feeling of senselessness of suffering. Suffering and pain fully or partly represent a threat to our very life and throw into question human lust for life. To avoid this, it is necessary to appeal to the vast opportunities of a person, and drawing strength from its sources to meet adequately the destructive factors and the abyss of existence. 

The paper considers the issue of activity which enables stepwise treatment of suffering. The model of stepwise coping with suffering is proposed. It helps to overcome the stagnation in the condition of suffering and returns to the world and life. Practical steps are suggested. These steps are applicable for all forms of suffering. They lay the basis for gaining inner peace. So we can target our efforts over the suffering and prevent the occurrence of mental illness (e.g., depression, hysteria, addiction, PTSD, etc.).

Описана экзистенциально-аналитическая модель, в которой содержания страдания перечислены и структурированы. Данная модель показывает, от чего мы в принципе страдаем, когда страдаем. Страдание многообразно в своих «как» и «отчего». Автор освещает особенности различных форм страдания в соответствии с их классификацией в экзистенциально-аналитической антропологии и раскрывает сущность страдания. В рамках экзистенциального анализа выдвигается тезис о том, что переживание воспринимается как наполненное страданием тогда, когда подвергаются угрозе или повреждаются фундаментальные структуры экзистенции, и рассматриваются особенности содержания этих структур. Значительное внимание уделяется вопросу соотношения страдания человека и потери им смысла жизни, разбирается, что стоит за чувством бессмысленности в страдании. Страдание и боль в полной мере или отчасти представляют угрозу для самой нашей жизни и ставят под вопрос нашу любовь к ней. Чтобы этого избежать, необходимо обратиться к широким возможностям Person и, черпая силу из ее источников, достойно встречать разрушительные факторы и бездны экзистенции. 

Говорится об активности, которая делает возможным пошаговое обхождение со страданием. Предлагается модель пошагового преодоления страдания, делающая возможным преодоление стагнации в состоянии страдания, возвращение в мир и в жизнь Модель предполагает практические шаги. Эти шаги применимы при всех формах страдания. Они являются основой для обретения внутреннего мира. Так мы можем целенаправленно работать над страданием и предупредить возникновение душевного заболевания (например, депрессии, истерии, зависимости, посттравматического стрессового расстройства и пр.).

Authors / Авторы: Längle Alfried / Лэнгле Альфрид

Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 14-22.

Almazova O.V., Bukhalenkova D.A., Veraksa A.N. (2016). The voluntariness in the preschool age: a comparative analysis of various approaches and diagnostic tools. National Psychological Journal. 4, 14-22.

DOI: 10.11621/npj.2016.0402

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Most modern psychologists who deal with preschool age emphasize the development of executive functions as one of the most important factors in this age. The paper compares two most important and common approaches to disclosing and diagnosing voluntariness in the preschool age: the model of executive functions «unity with diversity» of A. Miyake and the skills theory of L.A. Venger. The model of the executive functions considers three main components of executive functions: working memory; flexibility of attention or switching; restraining control. The basis of cognitive abilities theory is the concept of cultural facilities (sensory standards, visual models, etc.) that are being developed throughout the preschool period. In accordance with these two diagnostic complexes were drawn up, aimed at diagnosing voluntariness in preschool years. The study involved 48 children aged 5-6 years, kindergarten students (24 girls and 24 boys) conducted in Moscow, Russia. The results showed that despite a variety of theoretical approaches to early childhood and voluntariness they reverberate the same reality. 

The most revealing methods (the results of which you can predict the eventual consequences) were elaborated: the method of «Inhibition» (subtest of neuropsychological diagnostic complex techniques NEPSY-II, Korkman et al, 2007) in the case of A. Miyake model, and methods of «Schematization» in the abilities theory of L.A. Venger (Venger, Kholmovskaya, 1978).

Большинство современных психологов, в сферу интересов которых попадает дошкольный возраст, указывают развитие регуляторных функций как одно из важнейших новообразований этого периода. В данной статье мы сопоставили два наиболее значимых и распространенных подхода к пониманию и диагностике развития произвольности в дошкольном возрасте: модель регуляторных функций «единство с разнообразием» А. Мияки и теория способностей Л.А. Венгера. В модели регуляторных функций рассматриваются три основных компонента регуляторных функций: рабочая память, гибкость внимания или переключение, сдерживающий контроль. В основе теории способностей лежит представление о культурных средствах (сенсорные эталоны, наглядные модели и др.), которые осваивается на протяжении дошкольного детства. В соответствии с обозначенными выше подходами нами были составлены два диагностических комплекса, направленных на диагностику развития произвольности в дошкольном возрасте. В исследовании приняли участие 48 детей в возрасте 5–6 лет, воспитанников старших групп детского сада г. Москвы (24 девочки и 24 мальчика). Результаты показали, что, несмотря на различные теоретические подходы к пониманию дошкольного развития и произвольности, в каждом из подходов изучается одна и та же реальность.

Были выделены наиболее показательные методики (по результатам которых можно предсказывать остальные результаты) – это методика «Inhibition» (субтест нейропсихологического диагностического комплекса методик NEPSY-II – Korkman et al., 2007) в случае модели А. Мияки, и методика «Схематизация» в рамках теории способностей Л.А. Венгера (Венгер, Холмовская, 1978).

Authors / Авторы: Almazova, Olga V. / Алмазова Ольга Викторовна ; Bukhalenkova Daria A. / Бухаленкова Дарья А. ; Veraksa, Aleksandr N. / Веракса А.Н.

Нуркова В.В., Гофман А.А. Забывание: Проблема наличия следа памяти, его доступности и намеренного контроля. Часть 2. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 3-13.

Nourkova V.V., Gofman A.A. (2016). Forgetting: the availability, accessibility, and intentional control problem. Part 2. National Psychological Journal. 4, 3-13.

DOI: 10.11621/npj.2016.0401

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper focuses on the phenomenon of forgetting as a primal and generally productive memory process. The cases that require temporary and permanent forgetting of the data stored in the long-term memory are contrasted. The main methodological obstacle in forgetting research is identified as arising from the logical prohibition to argument from the negative, i.e. “the evidence of absence is not the evidence of absence”. Two mechanisms of forgetting are discussed in the paper: transformation of the memory trace and modulation of trace accessibility. The former mechanism of forgetting consists of memory trace destruction (memory trace decay, retroactive and proactive interference, and «catastrophic» interference) or its transformation that leads to forming a new memory representation. The most promising way to legitimize the trace destruction mechanism is narrowing the further research to episodic memory subsystem. The latter mechanism of forgetting consists of both passive failure in access to appropriate memory content (the tip of the tongue phenomenon, the category size effect, the fan effect) and the process of active retrieval inhibition. This phenomenon represents temporary inhibition of competing semantically similar responses in semantic memory, and motivational inhibition of self-deprecating memories in autobiographical memory. Thus, a variety of experimental paradigms in intentional forgetting research are considered. Contrary to the common claim that forgetting is а universal and homogeneous phenomenon, we propose that forgetting strategies might vary in different memory subsystems, and also depend on activity characteristics during encoding, storage and retrieval.

В статье проводится анализ забывания как базового и преимущественно продуктивного мнемического процесса. Дифференцируются задачи постоянного и временного забывания зафиксированного в долговременной декларативной памяти материала. Указывается на методологические трудности исследования забывания в рамках психологии, заключающиеся в необходимости логического доказательства утверждения об отсутствии. Описываются два механизма забывания: трансформация мнемического следа и модуляция режима доступа к нему. Для первой формы забывания обсуждаются возможные механизмы уничтожения следа (угасание, ретроактивная и проактивная интерференция, а так же «катастрофическая» интерференция) и его трансформации, приводящие к формированию нового мнемического содержания.

Обосновывается теоретическая перспективность дальнейшего поиска путей лигитимизации механизма уничтожения следа для системы эпизодической памяти.

Для второй формы забывания рассматриваются пассивные явления ошибки доступа к существующему в памяти содержанию (эффект «на кончике языка», эффект «размера категории», эффект «веера») и активного сдерживания воспроизведения. Последнее представляет собой временное торможение конкурирующих семантически близких ответов в семантической памяти и мотивационно детерминированного подавления содержаний, несущих негативный личностный смысл в автобиографической памяти.

Анализируются экспериментальные процедуры и результаты исследований намеренного забывания, демонстрирующие вариативность путей актуализации активного сдерживания воспроизведения. В отличие от доминирующего в когнитивной психологии тезиса об универсальности механизмов забывания, предлагается гипотеза о том, что стратегии и тактики забывания могут варьировать для различных подсистем памяти, а так же в зависимости от характеристик деятельности, в рамках которой состоялось запоминание и осуществляется воспроизведение.

Authors / Авторы: Nourkova, Veronika V. / Нуркова Вероника Валерьевна ; Gofman, Alyona A. / Гофман Алёна Алексеевна

Веракса А.Н., Леонов С.В. Съезд китайского психологического общества. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 34.

Veraksa A.N., Leonov S.V. (2016). The Congress of the Chinese Psychological Society. National Psychological Journal. 3, 34.

DOI: 10.11621/npj.2016.0406

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

A meeting of Chinese Psychological Society was held on October 14-16 in Sian (China). It united more than 3000 participants: Chinese scientists as well as representatives of UNESCO International Union of Psychological Science and Russian, Indian, Pakistani, Mongolian and American Psychological Societies.

The Meeting outcomes included agreements on joint scientific events and research projects of Chinese and Russian Psychological Societies. It might be a step towards establishment of Euroasian alliance in psychological science.

14–16 октября 2016 года в городе Сиань (Китай) состоялся Съезд китайского психологического общества (КПО). В работе съезда приняли участие Президент Международного союза психологической науки при ЮНЕСКО профессор С. Купер, представители индийского, пакистанского, монгольского, американского и российского психологических сообществ. Общее количество участников съезда превышало 3000 человек.

Authors / Авторы: Veraksa, Aleksandr N. / Веракса А.Н. ; Leonov, Sergei V. / Леонов С.В.

Асмолов А.Г. Итоги проведения международных конференций, посвященных 120-летию Л.С. Выготского. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 32-33.

Asmolov A.G. (2016). The proceedings of the international conferences dedicated to the 120th anniversary of L.S. Vygotsky. National Psychological Journal. 3, 32-33.

DOI: 10.11621/npj.2016.0405

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In 2016, the scientific and pedagogical community from different countries is celebrating the 120th anniversary of the birth of L. S. Vygotsky, an outstanding humanist, the Russian scientist who made an enormous contribution to the development of the socialization of man in nature, culture and society.

В 2016 году научное и педагогическое сообщество разных стран празднует 120-летие со дня рождения Л.С. Выготского, выдающегося гуманиста, российского ученого, внесшего огромный вклад в развитие наук о социализации человека в природе, культуре и обществе.

Authors / Авторы: Asmolov A.G. / Асмолов А.Г.

Асмолов А.Г. «Психология становится по-настоящему действенной наукой о человеке». Интервью. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 33-35.

Asmolov A.G. (2016). «Psychology is becoming a truly efficient science of studying a person». Interview with A.G. Asmolov. National Psychological Journal. 3, 33-35.

DOI: 10.11621/npj.2016.0304

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The author emphasizes the increasing role of psychology in the life of modern society, entering into the social life in a variety of forms. Psychology is a truly «effective» science of studying a person. The most significant achievements of modern psychology are considered: the development of practical educational psychology, the creation of system activity approach to cognition, the occurrence of psychology in the world of cognitive science, psychology of emergencies, etc. Psychology has become a reality and its various areas are treated as «the architect» of mental and economic life throughout the world, including Russia, psychology turns into a efficient reconstructing science that can be observed not only in the construction program standards of modern education, but also in the programs of tolerance development in the society as a support of diversity standards.

Considerable attention is paid to the activities of the Department of Psychology, Lomonosov Moscow State University, as a center of psychological science with all its increasing diversity and development. On the eve of the 50th anniversary of the Department of Psychology, A.G. Asmolov, whose life was closely connected with the educational and research center, examines successes and accomplishments of the Department, contribution to the world of psychology.

A.G. Asmolov lists the names of the most outstanding graduates of the Department who have achieved impressive results in various branches of psychology and are now in different parts of the Russian Federation and of the world working in the sphere of psychology. The Department is said to be a «trendsetter» in psychology. Such interesting areas as psychology of uncertainty, psychology of complexity, psychology of diversity, etc. are being developed. The ideas that emerge at the Department of psychology are becoming the ideas known in the whole world.

Автор отмечает возрастающую роль психологии в жизни современного общества, вхождение ее в общественную жизнь в самых разных ипостасях.

Психология становится по-настоящему «действенной» наукой о человеке. Рассматриваются наиболее существенные достижения современной психологии, такие как формирование практической психологии образования, создание системно-деятельностного подхода к познанию, вхождение психологии в мир когнитивной науки, возникновение психологии чрезвычайных ситуаций и др. Особенно подчеркивается, что сегодня психология стала реальностью и к различным ее направлениям относятся как к «архитектору» собственной ментальной и экономической жизни во всем мире, в том числе, и в нашей стране, психология превращается в конструктивную реконструирующую науку, что видно не только из программ построения стандартов современного образования, но и из программ развития толерантности в обществе как нормы по поддержке многообразия.

Значительное внимание автор уделяет освещению деятельности факультета психологии МГУ имени Ломоносова, как центра психологической науки при всем ее возрастающем многообразии и развитии. Накануне юбилея – 50-летия факультета А.Г. Асмолов, вся жизнь которого была неразрывно связана с этим учебным и научным центром, анализирует его успехи и достижения, его вклад в развитие мировой психологической науки.

Он перечисляет имена наиболее выдающихся выпускников факультета, достигших впечатляющих результатов в различных отраслях психологии, работающих ныне в разных уголках страны и мира. Подчеркивается, что факультет начинает быть «законодателем моды» новых трендов психологической науки. Развиваются такие интересные направления психологии, как психология неопределенности, психология сложности, психология разнообразия и пр. Идеи, развитые на факультете психологии, становятся мировыми идеями.

Authors / Авторы: Asmolov A.G. / Асмолов А.Г.

Вербицкая Л.А. «Моцарт психологии». Интервью. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 03-07.

Verbitskaya L.A. (2016). «Mozart of psychology». Interview with L.A. Verbitskaya. National Psychological Journal. 3, 03-07.

DOI: 10.11621/npj.2016.0301

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The interview reveals the contribution of Lev Vygotsky in science and education, his main scientific achievements being drawn particular attention to. His innovative concepts in pedagogy and psychology are far ahead of time and are relevant up today. Lev Vygotsky put forward ideas that disclosed the principles of cultural development of human individual, his/her mental functions (speech, attention, thinking), and explained the internal mental processes of the child, their relationship with the environment. Lev Vygotsky introduced a number of terms and concepts that are the basis of modern psychology and pedagogy. Among them there are «higher mental functions», «interiorization», «mediation», «signification», etc.

There extraordinary versatility Lev Vygotsky is emphasized in the paper. He is known not only as a psychologist, but also as a philosopher, methodologist, teacher, therapist, and even as the author of the brilliant theater and literary reviews. There are also facts about Vygotsky’s scientific path and his biography.

The importance of Vygotsky’s ideas in the development of the educational process is highlighted. The scientist laid the most important principles of the child education. Such concepts developed by him as «zone of proximal development», «social situation of development», «critical age», «sensitive periods in the child development» are still successfully used by leading psychologists and educators. He made a huge contribution to the development of ideas about the origin and development of speech, its role in the development of thinking.

The whole galaxy of prominent scientists were raised under the influence of Vygotsky. Closest students and colleagues were the author of the activity theory A.N. Leontyev, the world-renowned neuropsychologist A.R. Luria, the author of the concept of the child’s mental development D.B. El’konin, the author of the theory of stage development of mental activity P.Ya. Galperin.

Lev Vygotsky is famous on the international scale: his works are translated into 19 languages. Research centers and institutes based on the approach of Vygotsky and developing his ideas exist today in many countries, e.g. in France, Portugal, Brazil, Angola. Seminars, conferences and congresses in different parts of the world are devoted to his ideas scientific.

В интервью раскрывается вклад Л.С. Выготского в науку и образование, рассмотрены его главные научные достижения. Показано, что его новаторские концепции в педагогике и психологии намного опередили время и по сей день являются актуальными. Л.С. Выготский выдвинул идеи, которые раскрыли законы культурного развития личности, ее психических функций (речи, внимания, мышления), объяснили внутренние психические процессы ребенка, его отношения с окружающей средой. Ученый ввел в науку целый ряд понятий и концептов, на которые опирается современная психология и педагогика, такие как «высшие психические функции», «интериоризация», «опосредование», «сигнификация» и др.

Отмечается необычайная разносторонность Л.С. Выготского – он известен не только как психолог, но и как философ, методолог, педагог, дефектолог и даже как автор блистательных театральных рецензий и литературный критик. Также идет речь о том, как происходило становление Л.С. Выготского как ученого, приведены основные факты его биографии.

Продемонстрирована важность идей Л.С. Выготского для развития образовательного процесса. Указывается, что ученый заложил важнейшие принципы обучения ребенка, что такие разработанные им понятия, как «зона ближайшего развития», «социальная ситуация развития», «критические возрасты», «сензитивные периоды в развитии ребенка» до сих успешно используются ведущими психологами и педагогами, что он внес огромный вклад в развитие представлений о происхождении и развитии речи, о ее роли в развитии мышления.

Подчеркивается, что под непосредственным или косвенным влиянием Выготского сформировались взгляды целой плеяды известных отечественных ученых. Ближайшими учениками и соратниками Выготского были автор теории деятельности А.Н. Леонтьев, всемирно известный нейропсихолог А.Р. Лурия, автор концепции психического развития ребенка Д.Б. Эльконин, автор теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперин.

Отмечается широкая международная известность Л.С. Выготского – его труды переведены, как минимум, на 19 языков. Научные центры и институты, базирующиеся на подходе Выготского и развивающие его идеи, существуют сегодня во многих странах – во Франции, Португалии, Бразилии, Анголе. Его идеям посвящены научные семинары, конференции и конгрессы в самых разных уголках мира.

Authors / Авторы: Verbitskaya, Ludmila A. / Вербицкая Л. А.

Поликанова И.С., Коршунов А.В., Леонов С.В., Веракса А.Н. Ассоциация рецептора к дофамину второго типа (DRD2) с развитием утомления в результате длительной когнитивной нагрузки. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 115-126.

Polikanova I.S., Korshunov A.V., Leonov S.V., Veraksa A.N. (2016). Association to dopamine receptor D2 (DRD2) with developing fatigue as a result of long-term cognitive load. National Psychological Journal. 3, 115-126.

DOI: 10.11621/npj.2016.0314

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

This research studies the effect of long-term cognitive load on developimg fatigue on a range of subjective, behavioural (reaction time) and electrophysiological (individual alpha rhythm), fatigue index parameters in carriers of various polymorphisms of DRD2 genes. Mental fatigue was modeled as a result of continuous cognitive tasks aimed at using attention and working memory for 2.5 hours.

The sample included 51 subjects (male right-handers, the average age - 20 ± 4 years) whose genetic analysis was conducted and polymorphism options of DRD2 gene Taq1A (A1A1, A1A2 and A2A2) were identified.

The research results show that such load significantly affects almost the entire complex of indicators. Significant differences were found between the polymorphisms carriers A1A1 and A1A2 and A2A2 of DRD2 gene polymorphism in the reaction of choice, and also in fatigue index, which reflects the ratio of slow brain rhythms to fast. The results show the positive role of dopamine in developing fatigue.

Group of A2A2 («A1») polymorphism carriers was assumed to show lower fatigue, characterized in SVMR and PB significantly slower reaction time, and before and after long-term cognitive load, compared with carriers of polymorphisms A1A1 and A1A2 (« A1 + «).

Notably, the dynamics of error increase within all polymorphisms is the same, and genotype number of errors does not vary before or after fatigue. The dynamics of reaction time after the exhaustion of all SNPs is approximately the same. This means that polymorphisms are different not only in dynamics of fatigue but physical predisposition to sensory information processing.

Данное исследование посвящено изучению влияния длительной когнитивной нагрузки на развитие утомления по комплексу субъективных (тест САН), поведенческих (время реакции) и электрофизиологических (индивидуальный альфа-ритм (ИАР), индекс утомления (ИУ)) параметров у носителей различных полиморфизмов гена DRD2. Умственное утомление моделировалось с помощью непрерывного решения испытуемым когнитивных заданий, направленных на использование внимания и рабочей памяти, в течение 2,5 часов.

В данном исследовании приняли участие 51 испытуемый (мужчины-правши, средний возраст – 20±4 лет). Для данных испытуемых был проведен генетический анализ и определены варианты полиморфизма Taq1A гена DRD2 (A1A1, A1A2 и A2A2).

Как показывают результаты исследования, такая нагрузка значимо отражается практически на всем комплексе показателей. Обнаружены значимые различия между носителями полиморфизмов A1A1 и A1A2 и полиморфизма A2A2 гена DRD2 в реакции выбора, а также по индексу утомления, отражающему отношение медленных ритмов мозга к быстрым. Полученные результаты свидетельствуют о положительной роли дофамина в развитии утомления.

Группа носителей полиморфизма А2А2 («А1 »), который, как мы предполагали, будет показывать меньшее развитие утомления, характеризуется в ПЗМР и РВ значимо более медленным временем реакции и до и после длительной когнитивной нагрузки, по сравнению с носителями полиморфизмов А1А1 и А1А2 («А1+»). Стоит отметить, что динамика увеличения ошибок у всех полиморфизмов одинакова и по количеству ошибок генотипы не различаются ни до, ни после утомления. При этом направленность динамики изменения времени реакции после утомления у всех полиморфизмов примерно одинакова. Это означает, что полиморфизмы различаются в ПЗМР и РВ не динамикой развития утомления, а физиологической предрасположенностью к сенсорной обработке информации.

Authors / Авторы: Polikanova, Irina S. / Поликанова И.С.  ; Korshunov, Alexey V. / Коршунов Алексей Владимирович ; Leonov, Sergei V. / Леонов С.В. ; Veraksa, Aleksandr N. / Веракса А.Н.

Хохлов Н.А., Ковязина М.С. Латеральные признаки и их взаимодействие как фактор выраженности математических способностей в юношеском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 98-114.

Khokhlov N.A., Kovyazina M.S. (2016). Lateral signs and their interaction as a factor in the severity of mathematical abilities in adolescence. National Psychological Journal. 3, 98-114.

DOI: 10.11621/npj.2016.0313

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper studies the connection of the lateral features in the manual, auditory, visual fields, and their interaction with the mathematical abilities in adolescence. The research involved 92 healthy people including 17 males and 75 females aged 15 to 25 years (18,7 ± 2,2), who do not major in mathematics. To measure the components of mathematical ability the standardized math test MAAGS-2015 to reveal arithmetic, algebraic, geometric abilities was used. Diagnosis of hemispherical asymmetry was performed using self-reports of manual asymmetry, M.Annette standardized questionnaire modification, samples of «Interlocking fingers,» «Napoleon’s Pose», «Applause», «Aiming», Rosenbach’s test and dichotic listening. When comparing the features with lateral components of mathematical ability to incorporate asymmetries possible interaction of different analyzers was considered.

The research results reveal that different lateral characteristics are significant predictors for the different components of mathematical abilities; some lateral symptoms are not related to mathematical ability. The greatest predictive power belongs to sensory asymmetries and their interaction. In general, the highest mathematical abilities are observed in patients with right and bilateral signs, left-sided symptoms often reveal negative predictors. The interaction asymmetries between different analyzers manifested in unequal due to the mathematical abilities indicators lateralization in the same field in different versions of lateralization in the other. Cross-lateralization in most cases is a negative predictor of mathematical abilities. The models based on the interaction between the lateral features allow to explain more than a quarter of the variability of the components of mathematical abilities. The predictive ability of these models is significantly higher than that of models with individual predictors.

Статья посвящена исследованию связи латеральных признаков в мануальной, слуховой, зрительной сферах и их взаимодействия с математическими способностями в юношеском возрасте. В исследовании были задействованы 92 здоровых человека, из них 17 юношей и 75 девушек в возрасте от 15 до 25 лет (18,7±2,2), не занимающихся математической деятельностью профессионально. Для измерения компонентов математических способностей применялся стандартизированный тест на математические (арифметические, алгебраические, геометрические) способности «МААГС-2015». Диагностика межполушарной асимметрии проводилась с помощью следующих методик: самоотчета о мануальной асимметрии, стандартизированной модификации опросника М. Аннетт, проб «Переплетение пальцев рук», «Поза Наполеона», «Аплодирование», «Прицеливание», пробы Розенбаха и дихотического прослушивания. При сопоставлении латеральных признаков с компонентами математических способностей учитывалось возможное взаимодействие асимметрий разных анализаторов.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что разные латеральные признаки являются значимыми предикторами для различных компонентов математических способностей, некоторые латеральные признаки с математическими способностями не связаны. Наибольшую предсказательную способность имеют сенсорные асимметрии и их взаимодействие. В целом наиболее высокие математические способности отмечаются у лиц с правосторонними и билатеральными признаками, левосторонние признаки чаще всего выступают негативными предикторами. Взаимодействие между асимметриями разных анализаторов проявляется в неодинаковой связи с математическими способностями показателей латерализации в одной сфере при различных вариантах латерализации в другой. Перекрестная латерализация в большинстве случаев является негативным предиктором математических способностей. Модели, учитывающие взаимодействие между латеральными признаками, позволяют объяснить более четверти вариативности компонентов математических способностей. Предсказательная способность этих моделей оказывается заметно выше, чем у моделей с отдельными предикторами.

Authors / Авторы: Kovyazina, Maria S. / Ковязина М.С.  ; Khokhlov, Nikita A. / Хохлов Никита Александрович

Емелин В.А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе. // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 86-97.

Emelin V.A. (2016). Simulacra and virtualization technologies in information society. National Psychological Journal. 3, 86-97.

DOI: 10.11621/npj.2016.0312

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In this paper virtualization and simulation technologies in the context of higher mental functions in information society are observed. The category of “simulacrum” considered within the representative model (Plato) and unrepresentative model (Deleuze, Baudrillard) is considered as a key factor for the theoretical analysis of virtual reality. Virtual reality is described as a space of simulacra, special signs that, unlike signs-copies do not fix any similarity, but fix dissimilarity with reference reality generating a sequence of simulations. A problem of subjectivity is highlighted, containing the merger of the subject and simulacrum in virtual reality. Thus, staying in a real world physically, the subject transits into a virtual world mentally. There it is endowed by a new virtual body, that has nothing in common with the subject’s corporeality. There are traps for technological simulacra related to the development of phantom reality and to the possibilities of combining virtual and true reality. Nowadays, technologies are becoming such power that is capable if erasing the border between a signifier and the signified. “Virtual” events play the leading role in information space. However, they generate real consequences, again acquiring real reflections and making an endless chain of switches between the real and the virtual events. As an example of destructive simulation, the use of virtual technologies for conducting military actions or for creating and promoting news events in mass media is given. It is stated that simulacra have become an inseparable part of cultural and historical reality of information society. It is indistinguishability of virtual and real entity that is defined as a reason of transformational processes of not only the identity but also of higher mental functions.

Рассматриваются технологии симуляции и виртуализации в контексте трансформации высших психических функций в информационном обществе. В качестве ключевой категории для теоретического анализа специфики виртуальной реальности используется категория «симулякр», рассматриваемая в рамках репрезентативной модели (Платон) и нерепрезентативной модели (Ж. Делез, Ж. Бодрийяр). Виртуальная реальность понимается как пространство симулякров – особых знаков, которые, в отличие от знаков-копий, фиксируют не сходство, а различие с референтной реальностью, порождая ряды симуляций. Выделяется проблема субъективности, заключающаяся в слиянии в виртуальной реальности субъекта и симулякра, при котором, физически, телесно оставаясь в действительном мире, субъект ментально переходит в мир виртуальный, где наделяется новым, виртуальным телом, не имеющем ничего общего с его телесностью. 

Обсуждаются ловушки технологических симулякров, связанные с созданием фантомной реальности и возможностями смешения виртуальной и действительной реальности. Сегодня технологии становятся силой, делающей невозможным различение означающего и означаемого. В информационном пространстве господствуют «виртуальные» события, порождающие, тем не менее, реальные следствия, вновь обретающие реальные отражения и создающие, в свою очередь, бесконечную цепь смены реальных и виртуальных событий. В качестве примера деструктивной симуляции приводится использование виртуальных технологий при ведении военных действий, при создании и раскрутке новостных событий в масс-медиа. Обсуждается также проникновение симулякров в науку. Симулякры стали неотъемлемой частью культурно-исторической реальности информационного общества. Именно в неразличимости виртуального и реального усматривается причина трансформации не только идентичности, но и самих высших психических функций.

Authors / Авторы: Emelin, Vаdim A. / Емелин В.А.

Хорошилов Д.А. От социального познания – к эпистемологии общества (памяти Г.М. Андреевой). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 76-85.

Khoroshilov D.A. (2016). From social cognition to social epistemology (in memory of G.M. Andreeva). National Psychological Journal. 3, 76-85.

DOI: 10.11621/npj.2016.0311

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

This paper is dedicated to scientific and literary heritage of Galina M. Andreeva. The methodology of social cognition, for more than half a century developed by Galina M. Andreeva as a tool of social analysis, is discussed. The problem of social cognition, first indicated by V. Turner, Z. Bauman and M. Mamardashvili, is analysed in terms of mentalization, interpersonal interaction and mass consciousness. Based on G. Andreeva’s theoretical research, the correlation between micro-processes of individual cognition construction and macro-processes of society in communication, dialogue and discourse is proved.

The issue of finding the correct definition of a group, mass or public consciousness epistemological status is taken as a result of an old trend toward anthropomorphizing the collective cognition subject. This impedes the correlation between personality and society in psychology, meaning “agency” and “structure” in sociology. G.Andreeva discusses the last one, connecting cognitive psychology, social constructionism and activity theory.

Theoretical assumptions of social cognition as the process of world image construction are formulated as follows: 1) presumption of general knowledge; 2) active constructive nature; 3) categorization and classification as the basic process; 4) the relationship between discourse and cognition; 5) emotionality; 6) critical orientation; 7) prospective for the clinical analysis of sociocultural realities.

With respect to the abovementioned facts, it can be said that the ideas of scientific school founded by Galina М. Andreeva allow to innovatively define social psychology as a modern social and cultural epistemology.

Cтатья представляет собой опыт прочтения научного и литературного наследия Г.М. Андреевой. В ней анализируется методология социального познания (social cognition) на протяжении полувека разрабатываемая ученой как инструмент анализа общества и характеризующих его социальных проблем.

В контексте идей В. Тернера, З. Баумана и М.К. Мамардашвили определяется, что есть «социальность» познания, разворачиваемая в ракурсах ментализации, межличностного взаимодействия и массового сознания. На основе теоретических исследований Г.М. Андреевой доказывается смежность микропроцессов индивидуального конструирования знания и социальных макропроцессов в пространстве общения, диалога и дискурса.

Трудность определения эпистемологического статуса группового, массового и общественного сознания рассматривается как следствие тенденции к антропоморфизации коллективного субъекта познания, которая оборачивается старой проблемой соотношения личности и общества в психологии – «действия» и «структуры» в социологии. Последние их них разрешаются Г.М. Андреевой через гармоничное объединение разноликих идей когнитивной психологии, социального конструкционизма, отечественной культурно-деятельностной теории Л.С. Выготского – А.Н. Леонтьева. Формулируются следующие характеристики социального познания как процесса конструирования образа социального мира: презумпция повседневности, активно-конструктивный характер, категориальность, дискурсивность, эмоциональность, критичность, перспектива клинического анализа социокультурных реалий.

Исходя из сказанного, делается вывод об эвристичности идей научной школы Г.М. Андреевой в дискуссиях по проблемам гуманитарного знания, что позволяет говорить о новом статусе социальной психологии как эпистемологии современного общества и культуры. Ключевые слова: социальное познание, социальная эпистемология, массовое сознание, личность и общество, язык и дискурс, социальная категоризация и классификация.

Authors / Авторы: Khoroshilov D.A. / Хорошилов Д.А.

All/ Все материалы | Categories / Материалы по рубрикам

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2017 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук