All new article / Новые материалы

Ситкина Е.В. Связь индивидуально-личностных особенностей пациентов и приверженности выполнению рекомендаций врача по гигиене полости рта. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.141-160

Sitkina E.V. (2019). Relation of individually-personal features of patients and commitment to the doctor's recommendations for oral hygiene. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 141-160

DOI: 10.11621/vsp.2019.03.141

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. In modern medicine, the question of an individual approach to the prevention and treatment of patients with dental diseases becomes relevant. Consideration of the personal characteristics of patients is necessary both for building a successful communication with a doctor and for predicting their adherence to medical recommendations.

Objectives. The study of the relationship of individual-personal characteristics of patients undergoing dental treatment, with a commitment to follow the recommendations of the doctor.

Methods and sampling. The study involved patients who underwent examination and therapeutic treatment in the dental clinic (63 women and 35 men). The study took place in two stages. At the first stage, the level of dental health was measured (by 5 indices) and a psychodiagnostic study was conducted to determine the individual and personal characteristics of patients (type of interpersonal relationships, character accentuation, extraversion / introversion); a questionnaire on attitudes towards dental health, developed by the staff at Pavlov’s University. Patients were given detailed instructions on proper oral hygiene. At the second stage (in a month), dental health indices were re-measured in patients.

Results. Adherence to the implementation of the recommendations of the dentist is associated with such personality characteristics as hyperthymic and demonstrative character traits, altruistic and authoritarian types of behavior in interpersonal relationships and extroversion. Insufficient level of care for dental health and low commitment to follow the recommendations of the dentist are associated with such personality features as anxious, fearful and dysthymic types of character accentuations and introversion.

Conclusion. The ability to predict patient behavior regarding compliance with the recommendations of the dentist based on the diagnosis of the psychological profile of patients opens up prospects for developing personalized prevention programs for each type of patient and introducing case management into the dental practice, in which an individual treatment plan is developed for each patient personal and social characteristics.

Актуальность. В современной медицине вопрос об индивидуальном подходе к профилактике и лечению пациентов со стоматологическими заболеваниями становится актуальным. Учет личностных особенностей пациентов необходим как для выстраивания врачом успешной коммуникации с ними, так и для прогнозирования их приверженности соблюдению врачебных рекомендаций. 

Цели работы. Изучение связей индивидуально-личностных особенностей пациентов, проходящих стоматологическое лечение, с приверженностью выполнению рекомендаций врача. 

Методики и выборка. В исследовании участвовали пациенты, проходившие обследование и терапевтическое лечение в стоматологической клинике (63 женщины и 35 мужчин). Исследование проходило в два этапа. На первом этапе измерялся уровень стоматологического здоровья (по 5 индексам) и проводилось психодиагностическое исследование для определения индивидуально-личностных особенностей пациентов (тип межличностных отношений, акцентуации характера, экстраверсия/интроверсия); применялась также анкета отношения к стоматологическому здоровью, разработанная сотрудниками ПСПбГМУ им. И.П. Павлова. Пациентам давалась подробная инструкция по правильной гигиене полости рта. На втором этапе (через месяц) у пациентов повторно измерялись индексы стоматологического здоровья.

Результаты. Приверженность выполнению рекомендаций врача-стоматолога связана с такими особенностями личности, как гипертимные и демонстративные черты характера, альтруистический и авторитарный типы поведения в межличностных отношениях и экстраверсия. Недостаточный уровень заботы о стоматологическом здоровье и низкая приверженность выполнению рекомендаций врача-стоматолога связаны с такими особенностями личности, как тревожно-боязливый и дистимический типы акцентуаций характера и интроверсия.

Вывод. Возможность прогнозирования поведения пациентов в отношении соблюдения рекомендаций врача-стоматолога на основании диагностики психологического профиля пациентов открывает перспективы для разработки персонализированных профилактических программ для каждого типа пациентов и внедрения в стоматологическую практику кейс-менеджмента, при котором для каждого пациента разрабатывается индивидуальный план лечения с учетом его индивидуально-личностных и социальных характеристик.

Authors / Авторы: Sitkina E. V. / Ситкина Е. В.

Салмина Н.Г., Звонова Е.В., Цукарзи А.Э. Символическая функция в структуре сознания. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.124-140

Salmina N.G., Zvonova E.V., Tsukarzi A.E. (2019). Symbolic function in the structure of consciousness. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 124-140

DOI: 10.11621/vsp.2019.03.124

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The results of the interaction of man and the environment are fixed and function in the mind with the help of signs and symbols. The need to study the patterns of mastering the subject content presented in a symbolic form, as well as socialization in general, makes it important to appeal to the fundamental question of the correlation of symbolic function with the structure and work of consciousness.

Objective. This article represents the processual model of consciousness allowing to consider the symbolic function as a moving force of human connection with the surrounding world. The essence of this connection is cognitive. 

Methods. Analysis, synthesis and modeling. The study was carried out in the concept of a semiotic approach.

Results. Social origin of consciousness allows to model its structure. The following components of consciousness can be distinguished: the sensual fabric of an image; biodynamic fabric of the movement and action; meaning; sense.  

The symbolic function should be studied within the concept of the processual model consciousness. Logic of processual model imposes studying of signs and symbols moving from the separate nominal condition through the systemic organization to the reflection.

Conclusions. Consciousness can be studied through the processual model, where the main characteristic of its elements is the interaction and mediation by signs and symbols. The primacy of a sign or symbol is determined by the degree of orientation of the subject in the situation. The transition of a sign into a symbol occurs as a result of the inclusion of a separate sign in an increasing number of sign-symbolic systems. This is possible in the process of personal temporal and spatial inclusion in the general vector of the “chronotope”.

Актуальность. Результаты взаимодействия человека и среды закрепляются и функционируют в сознании c помощью знаков и символов. Необходимость изучения закономерностей освоения субъектом предметного содержания, представленного в знаковой форме, а также социализации в целом делает актуальным обращение к фундаментальному вопросу о соотнесении символической функции со структурой и работой сознания.

Цель. Анализ символической функции, позволяющей опосредствовать связи человека с окружающим миром, систематизируя и оформляя поток непрерывно поступающих сенсорных данных, посредством построения процессуальной модели сознания.

Методы. Анализ, синтез и моделирование. Теоретическое исследование выполнено в концепции семиотического подхода.

 Результаты. Идея о социальном происхождении сознания дает возможность моделировать его структуру. В предлагаемой модели выделяются следующие компоненты сознания: эталонные, сенсорные характеристики образа; биодинамические эталонные признаки движения и действия; значение; смысл. Анализ символической функции в концепте процессуальной модели сознания дает возможность перейти к исследованию функций знаков и символов. Логика процессуальной модели диктует проведение анализа знаков и символов в движении от знака (номинального обозначения предмета или явления) через системную организацию к символу как осознанию и анализу целостности включения объекта в образ окружающего мира.

Выводы. Сознание можно изучать посредством процессуальной модели, где основной характеристикой его элементов выступают взаимодействие и опосредствованность знаками и символами. Первичность знака или символа определяется степенью ориентации субъекта в ситуации. Переход знака в символ происходит в результате включения отдельного знака во все большее количество  знаково-символических систем. Это возможно в процессе личностного временнОго и пространственного включения в общий вектор «хронотопа».

Authors / Авторы: Salmina N.G. / Салмина Н.Г.  ; Zvonova Elena V. / Звонова Е. В. ; Tsukarzi Аnna E. / Цукарзи Анна Э.

Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В., Макалатия А.Г. Восприятие детьми дошкольного и младшего школьного возраста образов героев отечественных и зарубежных мультфильмов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.105-123

Matveeva L.V., Anikeeva T.Ya., Mochalova Yu.V., Makalatia A.G. (2019). The perception of children of preschool and younger school age of the characters of domestic and foreign cartoons. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 105-123

DOI: 10.11621/vsp.2019.03.105

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Cartoons carry the information about the world, human relations, norms of behavior and values to children, forming a kind of information "zone of the nearest development" of a child in the terminology of L.S. Vygotsky. In a situation of intercultural competition, it is important to understand what symbols, values, meanings, norms of behavior, perceived from domestic and foreign cartoons, can positively and/or negatively transform the process of socialization and development of the child's personality.

Objective. Research of specificity of perception of esthetic and moral characteristics of heroes of domestic and foreign animated films by children of preschool and primary school age. 

Methods. Focus group interview, expert survey, semantic differential.

Sample. 24 kids 4-5 years; 30 pupils of primary school 8-9 years. Kindergarten teachers and teachers of primary school, 10 females 36-50 years.

Results. Foreign cartoons in the perception of children surpass domestic in quality of performance, modernity and attractiveness of the behavioral patterns of the characters, but lose in depth of the topic revelation. For preschoolers, the main carriers of values are the main characters of cartoons. Categories: "mind", "force", “beauty”, "kindness", "danger", "justice" are leadingin assessments of behavior of characters. Children record social distance through the categories of "Senior – Junior" and "Big – Small". Younger pupils do not see the moral background of the behavior of the small character of “Tom and Jerry” cartoon.

Conclusion. The results show that children are able to distinguish cartoon characters by cognitive categories, aesthetic category and also by moral. The content of the information environment, in which children immersed today, can inhibit the development of communication abilities of children and their emotional intelligence.

Актуальность. Для современных детей мультфильмы являются одним из основных носителей информации о мире, человеческих отношениях, нормах поведения, ценностно-смысловых и нравственных ориентирах, формируя своеобразную информационную «зону ближайшего развития» ребенка в терминологии Л.С. Выготского. В ситуации межкультурной конкуренции важно понять, какие символы, ценности, смыслы, нормы поведения, воспринятые из отечественных и зарубежных мультфильмов, способны позитивно и/или негативно трансформировать процесс социализации и развития личности ребенка.

Цель. Исследование специфики восприятия эстетических и нравственных характеристик героев отечественных и зарубежных мультфильмов детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Методы. Фокус-групповое интервью, экспертный опрос, семантический дифференциал.

Выборка. Дети старшей группы детского сада, 24 человека 4—5 лет; дети второго класса общеобразовательной школы, 30 человек 8—9 лет. Воспитатели детского сада и учителя общеобразовательной школы, 10 человек 36—50 лет.

Результаты. Выявлены предпочтения дошкольников и учащихся младших классов относительно просмотра отечественных и зарубежных мультфильмов. Зарубежные мультфильмы в восприятии детей превосходят отечественные по качеству исполнения, современности тем и привлекательности образцов поведения героев, однако проигрывают по глубине раскрытия темы. Для дошкольников основными носителями ценностно-смысловых категорий являются главные герои мультфильмов. Ведущими в их оценках поведения и характеров персонажей являются категории: «ум», «сила», «доброта», «красота», «опасность», «справедливость». Дети фиксируют социальную дистанцию посредством категорий «старший—младший» и «большой—маленький». Младшие школьники не отслеживают нравственно-этическую подоплеку поведения главных героев мультфильмов с аналогичным сценарием «Ну, погоди!» и «Том и Джерри».

Выводы. Полученные результаты показывают, что дети способны различать персонажей мультфильмов не только по когнитивным и эстетическим, но и по нравственно-этическим категориям. Содержание информационной среды, в которую погружены современные дети, может тормозить развитие коммуникативных способностей детей и их эмоционального интеллекта.

Authors / Авторы: Matveeva L.V. / Матвеева Л.В.  ; Makalatia, Alexandra G. / Макалати А. Г. ; Anikeeva T. Ya. / Аникеева Т. Я. ; Mochalova Yu. V. / Мочалова Ю. В.

Ильясов И.И., Асланова М.С. Развитие учебных умений в процессе обучения студентов инженерно-технического профиля. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.86-104

Ilyasov I.I., Aslanova M.S. (2019). Development of learning skills in the process of training students of engineering profile. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 86-104

DOI: 10.11621/vsp.2019.03.86

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Knowledge of the spontaneous development of learning skills (LS) of University students is important and relevant, because the lack of LS adversely affects the success of independent learning, reducing the level of social and professional mobility of students and their competitiveness in the labor market.

Objective. Determining the dynamics and extent of spontaneous development of basic and additional LS students with an engineering profile in usual side developmental   nature of learning at the University, as well as of their relationship with academic performance.

Methods. For the diagnosis of basic LS specially designed tasks to build knowledge on the material of technical disciplines were used. Additional LS were tested using the author's questionnaire with scaling.  

Sample. 135 students of the 1st, 4th and 6th courses of technical universities of Moscow: 89 boys and 46 girls aged 18 to 33 years.

Results.  During the full 6-year course of study, students of engineering profile showed an increase in the level of basic LS: non-independent knowledge building (+31.25%), independent knowledge building (+12%), mixed knowledge building (+81.96%). The growth of additional skills as conscious work with the cognitive sphere (+2.8%) and with emotional states (+13.33%) was established, but the ability to work with motives and volitional regulation decreased (-8.18%),  as well as to work with knowledge as learning objectives (-16.12%), and to plan the order and time of activities (-10.21%).

Conclusion. It is necessary to take into account the reduced opportunities of students in decoding and generalization in the process of obtaining knowledge from messages with their ambiguity and a large amount of specific content. These types of basic LS need to be purposefully developed. The negative dynamics in the development of a number of additional LS also indicates the need for their special development at the University.

Актуальность. Знание о стихийном развитии учебных умений (УУ) студентов вузов важно и актуально, поскольку несформированность УУ отрицательно влияет на успешность самостоятельного учения, снижая уровень социальной и профессиональной мобильности студентов и их конкурентоспособность на рынке труда.

Цель. Выявление динамики и степени стихийного развития основных и дополнительных УУ у студентов инженерно-технического профиля при обычном (побочно развивающем) характере обучения в вузе. Выявление их взаимосвязи с академической успеваемостью.

Методы. Для диагностики основных УУ применялись специально разработанные задания на построение знаний на материале технических дисциплин. Дополнительные УУ тестировались с помощью авторского опросника со шкалированием.  

Выборка. 135 студентов 1-го, 4-го и 6-го курсов технических университетов г. Москвы: 89 юношей и 46 девушек в возрасте от 18 до 33 лет.

Результаты.  В течение полного 6-летнего курса обучения у студентов инженерно-технического профиля отмечен рост показателей по основным УУ: несамостоятельное построение знаний (+31.25%), самостоятельное построение знаний (+12%), смешанное построение знаний (+81.96%). В развитии дополнительных УУ установлен рост таких умений, как сознательная работа с познавательной сферой (+2.8%) и с эмоциональными состояниями (+13.33%). Снизились умения работать с мотивами и волевой регуляцией (‒8.18%), со знаниями как целями обучения (‒16.12%), планировать порядок и время выполнения деятельностей (‒10.21%).

Выводы. Необходимо учитывать сниженные возможности студентов в декодировании и обобщении в процессе получения знаний из сообщений при их неоднозначности и большом объеме конкретного содержания. Эти виды основных УУ необходимо целенаправленно развивать. Отрицательная динамика в развитии ряда дополнительных УУ также указывает на необходимость специального их развития в вузе.

Authors / Авторы: Ilyasov I.I. / Ильясов И. И.  ; Aslanova M. S. / Асланова М. С.

Ениколопов С.Н., Ковалёв А.К., Кузнецова Ю.М., Чудова Н.В., Старостина Е.В. Признаки, характерные для текстов, на- писанных в состоянии фрустрации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.66-85

Enikolopov S.N., Kovalev A.K., Kiznetsova J.M., Chudova N.V., Starostina E.V. (2019). Features of texts written by a frustrated person. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 66-85

DOI: 10.11621/vsp.2019.03.66

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The designing of tools to identify a psychological distress in network is one of the most significant challenges of the era of information technology. There are evidences of certain peculiarities of the speech and textual activity of frustrated person. However, for texts in Russian, any tool for monitoring of the intensity of frustration in online content does not currently exist. 

Objective. The purpose of our work is the listing of text features to carry out automatic analysis of the network content for detecting texts of frustrated users.

Methods. The material of the study is a set of posts and comments of 2-10 sentences collected in social networks LiveJournal, Pikabu and Facebook were written by 100 Russian-speaking users aged 27-64 years. The texts were divided as written by unexcited persons (500 texts) and by frustrated persons (500 texts). For automatic text analysis, the "RSA Machine" created in Federal Research Center "Computer Science and Control" of Russian Academy of Sciences was used, which allows to determine 197 text features, to compare texts, and to identify the most important dividing features. Mathematically, the texts were classified using the machine learning.

Results. The Random Forest method with a preliminary binarization procedure revealed the most significant features of text written by frustrated person: the sentiment; the frequency of punctuation, negative word forms and first-person pronouns; the number of semantic roles causative, liquidative and destructive; number of particles, invectives and words from the vocabulary of resistance.

Conclusions. Using the identified features the network texts written by frustrated person can be confidently determined; it is applicable for monitoring in order to ensure information and psychological security.

Актуальность.Создание средств для выявления в сетевом контенте негативных психологических состояний относится к наиболее актуальным из задач, порожденных развитием информационных технологий. Имеются данные о том, что речь и текстовая деятельность человека в состоянии фрустрации отличаются рядом особенностей, однако для текстов на русском языке инструмента, позволяющего проводить мониторинговые исследования выраженности фрустрации в сетевом контенте, на настоящий момент не существует. 

ЦельФормирование перечня текстовых признаков, позволяющих в ходе автоматического анализа сетевого контекста выделять тексты фрустрированных пользователей. 

Методика. Материал исследования: посты и комментарии (в объеме 2—10 предложений) ста русскоязычных пользователей ЖЖ, Пикабу и Фейсбук из России, стран ближнего и дальнего зарубежья в возрасте 27—64 лет. Тексты были разделены на написанные в спокойном состоянии (СТ, 50 текстов каждого пользователя) и в состоянии фрустрации (ФТ, 50 текстов каждого). Метод автоматического анализа текста: созданная в ФИЦ ИУ РАН «Машина РСА», позволяющая определять 197 текстовых признаков. Методы математической обработки: задача классификации текстов решалась с применением алгоритмов машинного обучения.

Результаты. Метод RandomForestс предварительной процедурой бинаризации выявил наиболее значимые признаки, наличие которых в тексте позволяет относить его к классу ФТ: тональность слов; частотность знаков препинания, отрицательных словоформ и местоимений первого лица; количество слов в семантических ролях каузатив, ликвидатив и деструктив; число частиц, инвектив слов и слов с семантикой сопротивления.

Выводы. Совокупность выявленных признаков позволяет достаточно эффективно выделять в сетевом контенте тексты, написанные в состоянии фрустрации; такая оценка носит статистический характер и, не имея индивидуально-диагностической направленности, может быть компонентом мониторинговых мероприятий в целях обеспечения информационно-психологической безопасности.

Authors / Авторы: Enikolopov S.N. / Ениколопов С.Н.  ; Kovalev A. K. / Ковалёв А. К. ; Kuznetsova J. M. / Кузнецова Ю. М. ; Chudova N. V. / Чудова Н. В. ; Starostina E. V. / Старостина Е. В.

Дорохов Е.А., Гусев А.Н. О возможности изучения ментальных моделей пользователей компьютера: от когнитивных карт к образу мира. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.47-65

Dorokhov E.A., Gusev A.N. (2019). Studying computer user’s mental models: from cognitive maps to the «image of the world». Moscow University Psychology Bulletin, 3, 47-65

DOI: 10.11621/vsp.2019.03.47

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. There are set of terms and theories, that describe human`s experience of interaction with the outside world. This leads to difficulties in comparing and analyzing the results of empirical studies of human representations of the world. This phenomenon is clearly manifested in the study of human concepts of the personal computer, actively developed by psychologists and specialists in human-computer interfaces design.

Objective. In this work we pretend to explain the requirements for empirical study of personal computers mental models (MM) structure in the framework of cultural-activity paradigm, based on the analysis of the history of MM research in various areas of cognitive psychology and cultural activity approach.

Results. We discussed the main approaches to the study of mental models in psychology, characteristics of MM and specificity of methods of their study. The concept of MM is compared with similar constructs developed in various areas of psychology: "cognitive map", "scheme", "mental representation", "meaning", "image of the world". We also analyzed the possibility of operationalization of this construct. The MM concept are compared with the A.N. Leontiev`s concept of the «image of the world» and features of the MM researches in cultural activity paradigm was showed. The concept of MM is discussed in the context of different approaches to the study of meanings in linguistics and psychology: the approach of fixed meanings and research of embodied cognition. Finally, we describe the main characteristics of MM, which should be taken into account to plan an empirical study of human representations of personal computers.

Conclusion. In the construction of empirical research of personal computer`s MM we should require special attention to such characteristics of MM, as their consistency, cultural dependency and integrity; methods of such study should take into account the own activity of the subject.

Актуальность. Для описания единиц организации опыта взаимодействия человека с внешним миром в различных направлениях психологии используется целый набор понятий и теорий, что приводит к трудностям сопоставления и целостного анализа результатов эмпирических исследований представлений человека о мире или его частях. Данный феномен ярко проявляется в области изучения представлений человека о персональном компьютере, активно развиваемой как психологами, так и специалистами по проектированию интерфейсов «человек—компьютер».

Цель работы. На основе анализа истории исследования ментальных моделей (ММ) в различных направлениях когнитивной психологии и культурно-деятельностном подходе обосновать требования к эмпирическому исследованию структуры ММ пользователей персональных компьютеров в рамках культурно-деятельностной парадигмы.

Результаты. Рассмотрены основные подходы к изучению ММ в психологии, характеристики ММ, их свойства, специфика методик их изучения. Понятие ММ сопоставлено со схожими конструктами, разработанными в рамках различных направлений психологии: «когнитивная карта», «схема», «ментальная репрезентация», «значение», «образ». При описании подходов к изучению ММ проанализированы возможности операционализации данного конструкта. Концепции изучения ММ сопоставлены с концепцией образа мира А.Н. Леонтьева, показаны особенности построения исследований ММ в культурно-деятельностной парадигме. Понятие ММ обсуждается в контексте различных подходов к изучению значений в лингвистике и психологии: подходом фиксированных значений и направлением исследований воплощенного (embodied) познания. Описаны основные характеристики ММ, которые необходимо учесть для построения эмпирического исследования представлений человекао персональном компьютере.

Выводы. При построении эмпирического исследования ММ персонального компьютера особого внимания требуют такие характеристики ММ, как их системность, культурная опосредованность и интегральность; используемые в исследовании методы должны учитывать и опираться на собственную активность познающего субъекта.

Authors / Авторы: Gusev, Aleksey N. / Гусев А.Н. ; Dorokhov E. A. / Дорохов Е. А.

Бреслав Г.М., Тимощенко Ю.В. Полезна ли ревность в партнерских отношениях? // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.27-46

Breslavs G.M., Timoshchenko J.V. (2019). Is jealousy useful in partnerships? Moscow University Psychology Bulletin, 3, 27-46

DOI: 10.11621/vsp.2019.03.27

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Individual’s entire life is accompanied by jealousy, whether or not the individual recognizes the presence of jealousy.The study of jealousy is continued near the half of century while relations between love and jealousy have stayed unclear. The link between jealousy and partnership satisfaction, especially with such important element as a sexual satisfaction, remain unclear also. 

Objective. The clarification of these links, taking into account the dramatic increase of virtual communications between real or potential partners. Our aim was to verify too the construct validity of the Russian and Latvian versions of the new jealousy scale by Dijkstra, Barelds, and Groothof.

Methods. For this reason besides the scale of Dijkstra and his colleagues were used the 45-item scale of Love by Sternberg, the 16-item Marital Satisfaction Questionnaire by Herman, the 25-item Revised Self-Report Jealousy Scale, he Frequency Index of Sexual Satisfaction by Breslav. The sample of the study comprised 75 participants aged 22 to 57 who had stayed in a more or less long-time romantic relationships.

Results. The hypothesis about the correlation between love, satisfaction with partnership relations and sexual satisfaction was confirmed. A significant positive correlation of love and jealousy was also revealed on the 42-item scale used to measure the proneness to reactive jealousy in real and virtual environment.

Conclusion. The correlation between proneness to reactive jealousy, love, and satisfaction with partnership relations found in the study suggests a certain potential of the protective function of this type of jealousy and charges researchers with new tasks in understanding the nature of jealousy and its consequences.

Актуальность. Чувство ревности сопровождает человека в течение почти всей жизни, независимо от того, признается или не признается им наличие этого чувства.Исследования ревности продолжаются почти полвека, но пока остается неясным, как соотносятся чувства любви и ревности, как ревность связана с удовлетворенностью партнерскими взаимоотношениями в целом и с такой важной ее составляющей, как сексуальная удовлетворенность.

Цели работы. 1) Выяснение связей между такими переменными, как любовь, ревность и удовлетворенность с учетом все возрастающего удельного веса виртуальных взаимоотношений между реальными или потенциальными партнерами. 2) Проверка конструктной валидности русской и латышской версий новой методики изучения ревности П. Дикстры и его коллег.

Методы. Кроме методики Дикстры и его коллегиспользовались 45-пунктная методика Р. Стернберга по изучению любви, 16-пунктный опросник супружеской удовлетворенности С. Хермана, 25-пунктная методика диагностики склонности к ревности Р. Бринглаи «Частотный индекс сексуальной удовлетворенности — ЧИСУ» Г. Бреслава. Проведен опрос 75участников в возрасте от 22 до 57 лет с разным опытом партнерских отношений.

Результаты. Предположения о связи между любовью, удовлетворенностью партнерскими отношениями и сексуальной удовлетворенностью подтвердились. Значимая положительная связь любви и ревности была также обнаружена по данным 42-пунктной шкалы ревности, измеряющей склонность к реактивной ревности в реальной и виртуальной среде.

Вывод. Найденная в исследовании связь между склонностью к реактивной ревности, любовьюи удовлетворенностью отношениями у партнеров позволяет говорить об известном потенциале защитной функции этого типа ревности и ставит перед исследователями новые задачи по пониманию природы ревности и ее последствий.

Authors / Авторы: Breslavs, Gershon M. / Бреслав Г.М. ; Timoshchenko J. V. / Тимощенко Ю. В.

Битюцкая Е.В., Кавтарадзе Д.Н. Имитационная игра-голово- ломка как модель решения трудной жизненной задачи. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №3 — с.3-26

Bityutskaya E.V., Kavtaradze D.N. (2019). Simulation puzzle game as a model for solving the difficult life task. Moscow University Psychology Bulletin, 3, 3-26

DOI: 10.11621/vsp.2019.03.03

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. In modern psychology, coping is understood as a multicomponent phenomenon. Research conducted using questionnaires allows you to study only one of the components. The proposed simulation puzzle game models the situation of solving group problems and opens up the possibility of observing and research poorly studied aspects, in particular, the ratio of individual and group coping, the dynamics of overcoming a difficult situation.

Objective. The goal is to test a simulation puzzle game as a tool for studying coping with a difficult situation, analyzing the possibilities of a technique for studying human activities to solve difficult life tasks.

Method. A group of 3 people are invited to collect on the proposed silhouette 3 identical figures of 12 elements of pentamino. In the course of the game, a protocol is kept and the video is recorded. At the end of the game is debriefing. The study involved 72 people.

Results. The analysis of signs of a difficult life task in comparison with conditions of game and results of supervision is carried out. A categorical apparatus for content analysis of replicas of participants elaborated.Selected indicators of the coping process: number of proposed solutions, content of replicas, ways of coping, role (individual indicators); time of collecting the puzzle, the emotional background, the implementation of successful initiatives, satisfaction of participants with the game (group indicators). The possibilities of debriefing to analyze the experience of problem solving are described.

Conclusions. Asimulation puzzle game allows you to study the processes of individual and group copying. Using the game model, conditions are created in which the experience of interaction with difficult life situations is reproduced.

Актуальность. В современной психологии копинг понимается как многокомпонентный феномен. В то же время большинство исследований проведено с использованием стандартизированных опросников, которые позволяют изучить лишь одну из составляющих копинга — представления о нем. Предложенная имитационная игра-головоломка моделирует ситуацию решения группой трудной задачи и открывает возможности исследования мало изученных аспектов, в частности, соотношения индивидуального и группового копинга, динамики преодоления трудной ситуации.

Цель. Апробация имитационной игры-головоломки «Задача для троих» (автор — В.И. Красноухов) как инструмента исследования совладания с трудной ситуацией; анализ возможностей методики для изучения деятельности человека по решению трудных жизненных задач.

Методика. Группе из 3 человек предлагается собрать по предложенным силуэтам 3 одинаковые фигуры из 12 элементов пентамино. В процессе игры ведется протокол, в котором фиксируются реплики игроков, производится видеозапись. По завершении игры проводится дебрифинг. В исследовании приняли участие 72 человека.

Результаты. Для обоснования методики как имитационной модели решения трудной жизненной задачи проанализированы ее признаки в сопоставлении с условиями игры и результатами наблюдения за участниками. Разработан категориальный аппарат для контент-анализа реплик участников. Выделены показатели копинг-процесса: количество манипуляций с элементами, количество предложенных решений, содержание реплик, способы реагирования, роль (индивидуальные показатели); время сбора головоломки, эмоциональный фон, реализация успешных инициатив, особенности совместной работы, отношение к подсказке, удовлетворенность участников игрой (групповые показатели). Описаны возможности дебрифинга для анализа опыта переживания и решения трудных жизненных задач.

Выводы. Имитационная игра-головоломка позволяет изучать процессы индивидуального и группового копинга. С помощью игровой модели создаются условия, в которых воспроизводится опыт взаимодействия с трудными жизненными ситуациями.

Authors / Авторы: Bityutskaya E.V. / Битюцкая Е. В. ; Kavtaradze D. N. / Кавтарадзе Д. Н.

Гилемханова Э.Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.164-183

Gilemkhanova E.N. (2019). Technique “Adolescence Socio-Cultural Safety Index. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 164-183

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.164

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The proliferation of various destructions in the interaction between students (bulling, cyber bulling) demands to increase of their social and psychological adaptability. So, it is important to create a psychodiagnostic toolkit for identification of students at risk for exposure to violence for further psychological preventive work. 

Objective. To develop a technique for assessing the individualized risks of the socio-cultural safety of the adolescent educational environment.

Methods. The theoretical development and psychometric verification of the author's technique “Adolescence Socio-Cultural Safety Index”.  The study involved 3375 students (53% of girls, 47% of boys, 13-16 years old) from municipal schools of the Republic of Tatarstan. 

Results. A priori and a posteriori models of the questionnaire were reconciled using structural equation modeling. The proposed model corresponds to the initial data on the main indicators of the consent indices (CMIN=4,272; df=1; p=0.39; GFI=0,999; CFI=0,995; RMSEA=0,033; Pclose=0,759). The article describes the psychometric characteristics of the technique: reliability, validity, discriminatory power. Convergent validityof the technique is assessed using the methods: Propensity for deviant behavior (A. Orel), Methods of assessing the collective psychological atmosphere (F. Fiedler), Questionnaire on aggressiveness by Bass-Dark, Test questionnaire of self-organization of activities by E. Mandrikova, Cultural Congruence Questionnaire (L. Bayanova).  The statistical limits of norms are revealed. The possibility of using the technique in further research is evaluated.

Conclusion. The technique “Adolescence Socio-Cultural Safety Index” possesses the necessary psychometric characteristics that allow the use of the questionnaire to identify the risks of the student's educational environment. 

Актуальность. Распространение в современной образовательной среде различных деструкций во взаимодействии между учащимися (булинг, кибербулинг, вооруженные нападения и др.) предъявляет высокие требования к личностным адаптационным ресурсам подрастающего поколения. В связи с этим представляется актуальной разработка современного психодиагностического инструментария для выявления учащихся группы риска с точки зрения подверженности насилию для дальнейшей психолого-педагогической профилактической работы.

Цель. Разработка методики для оценки индивидуализированных рисков социокультурной безопасности образовательной среды подростков.

Метод. Теоретическая разработка и психометрическая проверка авторского опросника «Индекс социокультурной безопасности школьника». Выборка: 3375 подростков (53% девочек, 47% мальчиков в возрасте 13—16 лет), учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан.

Результаты. Произведено согласование априорной и апостериорной моделей опросника с применением структурно-латентного анализа. Показано, что предложенная модель соответствует исходным данным по основным показателям индексов согласия (CMIN=4.272; df=1; p=0.39; GFI=0.999; CFI=0.995; RMSEA=0.033; Pclose=0.759). Установлены психометрические характеристики методики: показатели надежности, валидности, дискриминативности. Приведены данные о ее конвергентной валидности, оцененной с помощью методик «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» (Ф. Фидлер), «Опросник агрессивности Басса—Дарки», «Тест-опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой, «Опросник культурной конгруэнтности» (Л.Ф. Баянова). Выявлены статистические границы норм. Оценена возможность использования методики в дальнейших исследованиях.

Выводы. Опросник «Индекс социокультурной безопасности школьника» обладает необходимыми психометрическими характеристиками, позволяющими применять его для выявления индивидуализированных рисков образовательной среды школьника.

Authors / Авторы: Gilemkhanova, Elvira N. / Гилемханова Э. Н.

Малышева Н.Г., Шаехов З.Д. Об исследованиях психологического благополучия гомо- и бисексуалов в современной психологии: обзор литературы. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.145-163

Malysheva N.G., Shaekhov Z.D. (2019). On the study of the psychological well-being of homo- and bisexuals in modern psychology: a literature review. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 145-163

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.145

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The studies of psychological well-being are of particular relevance considering a rapidly changing world, requiring a rapid adaptation to changes as well as the constant search for ways to account your needs within unstable environment. Psychologists around the world pay a lot of attention to the psychological well-being of different social groups in recent decades. They analyze how social hierarchy provides different possibilities and influence on well-being of people.  There for LGBTQA community, who have experience of discrimination in the heteronormative society, is one of most important group for studying today.  

Objective. To review the studies on the relationship of psychological well-being, according to the eudemonistic approach, and various socio-psychological characteristics of the LGBTQIA community.

Methods. We overview and analyze the research of psychological well-being and its determinants among non-heteronormative people.

Results. The observed research show non-heteronormative people have a low level of psychological well-being. The following determinants of these results was identified: hidden discrimination, social and interpersonal barriers, stressful situations, internalized homophobia, support for gender norms, avoidance of interpersonal relations, fear of entering into intimate relations. Positive factors of psychological well-being are: social support, sexual satisfaction, openness, acceptance of one’s sexual identity, predominance of positive emotions, optimism. A combination of hedonistic and eudemonic approaches is possible direction for further development of such studies. 

Conclusion. Researches of non-heteronormative people’s well-being can reduce discrimination of them in the modern Russia that will contribute to increasing psychological culture in the society.

Актуальность. Исследования психологического благополучия имеют особую актуальность, так как жизнь в современном мире требует от человека высокой скорости адаптации к изменениям и поиска способов учитывать свои потребности в нестабильных условиях. В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психологии интенсивно изучаются показатели психологического благополучия в разных социальных группах, имеющих разные позиции в общественной иерархии и разные возможности. Одна из групп, вызывающих пристальное внимание, — представители ЛГБТКИА-сообщества. Изучение психологического благополучия данной группы расширяет представления о негетеронормативных людях.

Цель. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязей между психологическим благополучием, рассматриваемым в традиции эвдемонистического подхода, и различными социально-психологическими характеристиками представителей ЛГБТКИА-сообщества.

Метод. Обзор и анализ исследований в области психологического благополучия и их детерминант среди негетеронормативных людей.

Результаты. В проанализированных исследованиях выявлен низкий уровень психологического благополучия у негетеронормативных людей. Детерминантами этого являются: скрытая дискриминация, социальные и межличностные барьеры, стрессовые ситуации, интернализованная гомофобия, поддержка гендерных норм, избегание межличностных отношений, страх вступить в интимные отношения. Положительную роль в психологическом благополучии играют: социальная поддержка, сексуальная удовлетворенность, открытость, принятие своей сексуальной идентичности, преобладание положительных эмоций, оптимизм. Обосновывается актуальность исследования психологического благополучия у негетеронормативных групп. В качестве перспективы рассматривается соединение гедонистического и эвдемонистического подходов, что позволит увидеть более объемную картину полноценно функционирующего человека.

Заключение. Благодаря результатам исследования проблемы психологического благополучия негетеронормативных людей можно снизить уровень их дискриминации и стигматизации в социуме, что будет способствовать повышению психологической культуры общества в целом.

Authors / Авторы: Malysheva N.G. / Малышева Н.Г.  ; Shmelev A.G. / Шаехов З. Д.

Федунина Н.Ю., Вихристюк О.В., Банников Г.С. Практики осознанности в профилактике суицидального поведения подростков (обзор зарубежных исследований). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.121-144

Fedunina N.Yu., Vikhristyuk O.V., Bannikov G.S. (2019). Mindfulness practices in the prevention of suicidal behavior in adolescents (a review of foreign studies). Moscow University Psychology Bulletin, 2, 121-144

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.121

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Mindfulness practices are used today in many different fields, including medicine and education. They have shown their effectiveness in reducing depression, anxiety, improving psychological well-being. The introduction of mindfulness practices in the educational system opens up new opportunities for the development of educational, personal, communication skills, contributing to the improvement of self-regulation, formation of compassionate attitude to oneself and other people, the opportunity to learn from their experience and cope with academic and personal problems and conflicts.

Objective. The article presents the cases of application of mindfulness practices in the prevention of suicidal behavior in adolescents.

Method. Review of foreign literature. 

Results. The article presents modern developments of application of mindfulness practices in primary, secondary and tertiary prevention of suicidal and self-injurious behavior in adolescents. The key components of mindfulness practices that can become protective factors in cases of risk of anti-vital behavior are considered. Studies of effectiveness of mindfulness programs in different groups of the adolescent population are presented. The paper also presents the most common practices of mindfulness, which are included in the program of prevention of suicidal behavior or used independently in the framework of primary prevention.

Conclusion. Mindfulness practices have proven themselves at all levels of suicide prevention. However, randomized controlled trials are needed to better understand their effectiveness.

Актуальность. Практики осознанности применяются сегодня в самых разных сферах, в том числе медицине и образовании. Они показали свою эффективность в снижении депрессии, тревожности, повышении психологического благополучия. Внедрение практик осознанности в систему образовательной деятельности открывает новые возможности для развития учебных, личностных, коммуникативных навыков, способствуя улучшению саморегуляции, формированию установки сердечного отношения к себе и другим людям, возможности учиться на своем опыте и справляться с академическими и личностными неудачами и конфликтами.

Цель работы. Представить опыт применения практик осознанности в профилактике суицидального поведения подростков.

Метод. Обзор зарубежной литературы. 

Результаты. В статье представлены современные разработки применения практик осознанности в первичной, вторичной и третичной профилактике суицидального и самоповреждающего поведения у подростков. Рассмотрены ключевые компоненты практик осознанности, которые могут становиться защитными факторами в случаях риска антивитального поведения. Представлены исследования эффективности программ, включающих практики осознанности, в разных группах подростковой популяции. Описаны наиболее распространенные практики осознанности, входящие в программы профилактики суицидального поведения или использующиеся самостоятельно в рамках первичной профилактики.

Выводы. Практики осознанности хорошо зарекомендовали себя на всех уровнях профилактики суицидального поведения. Однако для более точного понимания их эффективности необходимы рандомизированные контролируемые исследования. 

Authors / Авторы: Fedunina N.U. / Федунина Н. Ю. ; Bannikov G. S. / Банников Г. С. ; Vikhristyuk, Olga V. / Вихристюк О.В.

Хасханова М.Т. Религиозная идентичность чеченских студентов: результаты пилотажного исследования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.105-120

Khaskhanova M.T. (2019). Religious identity of Chechen students: the results of a pilot study. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 105-120

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.105

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. In connection with the process of aggravation of religious feelings and the growth of religious consciousness due to changes in cultural patterns in modern Russia, it is important to analyze the features of the religious identity of Chechen students, which is one of the forms of self-consciousness, which is at the origins of the formation of other types of social identity of the individual, which determines the specifics of social behavior. 

Objective. To characterize religious identity from the perspective of socio-psychological approach and identify its features in Chechen students.

Methods. Socio-psychological analysis of the concepts of religious identity and Muslim identity; theoretical and empirical analysis of the structure and characteristics of religious identity of Chechen students using the scale of religious orientation of G. Olport and D. Ross, methods of diagnosis of the structure of individual religion And methods of mathematical statistics. Sample. The study was conducted with 60 students of the Chechen state pedagogical University.

Results. The article presents: the definition of religious identity from the perspective of socio-psychological approach, the analysis of the concept of religious Muslim identity. The methods of research of religious identity are designated and the results of diagnostics of the Chechen students are analyzed. It is shown that students are characterized by internal religious orientation, and religion, contributing to the self-identification of young people, performs ideological, epistemological and communicative functions, acting as a model of moral norms of behavior and guidance in values. The results of the study are compared with the data of earlier studies of the religious identity of Chechen students.

Conclusion. Religion is the main value and tool of the identification process of Chechen students, filling its content with religious norms and values, answering important existential questions. Based on religious norms and values, Chechen students motivate their activities in various social spheres.

Актуальность. Религиозная идентичность выступает одной из форм самосознания, находящейся у истоков формирования других видов социальной идентичности личности, которая определяет специфику социального поведения индивидов. В связи с процессами обострения религиозного чувства и роста религиозного сознания, которые обусловлены изменениями культурных образцов в современной России, представляется актуальным проанализировать особенности религиозной идентичности чеченских студентов.

Цель. Анализ религиозной идентичности с позиции социально-психологического подхода и выявление ее особенностей у чеченских студентов.

Методы. Социально-психологический анализ понятий «религиозная идентичность» и «мусульманская идентичность»; теоретический и эмпирический анализ структуры и особенностей религиозной идентичности чеченских студентов с использованием шкалы религиозной ориентации Г. Олпорта и Д. Росса, методики диагностики структуры индивидуальной религиозности Ю.В. Щербатых. Исследование проведено с 60 студентами Чеченского государственного педагогического университета.

Результаты. Показано, что большинство обследованных чеченских студентов характеризуются внутренней религиозной ориентацией, а религия, способствующая самоидентификации молодых людей, выполняет мировоззренческую, гносеологическую и коммуникативную функции,выступая образцом моральных норм поведения и ориентиром в ценностных установках. Проведено сопоставление полученных результатов с данными ранее проведенных исследований религиозной идентичности чеченской студенческой молодежи. 

Выводы. Религия выступает главнойценностью и инструментом идентификационного процесса чеченской студенческой молодежи, наполняя его содержание религиозными нормами и ценностями, отвечая на важные экзистенциальные вопросы. Студенты Чечни мотивируют свою деятельность в различных социальных сферах,опираясь на религиозные нормы и ценности.

Authors / Авторы: Khaskhanova, Milana T. / Хасханова М.Т.

Коротаева И.В. Ориентировка в структуре научного знания как основа умения учиться у студентов разных специализаций. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.88-104

Korotaeva I.V. (2019). Orientation in the structure of scientific knowledge as a basis of skill to learn from students of different specializations. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 88-104

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.88

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The development of the students’ general study skills is in most cases based on their ability to work with a scientific text, and it needs special examination.

Objective. The goal is to study the strategies the fourth-year students of different departments use to single out the most important information. It is also necessary to explore the criteria which students use to distinguish between the essential and inessential information while reading an explanatory scientific text.

Methods. We have used the method created by Sidelnikova and Malskaya, which constitutes a specially constructed text of an explanatory type including some essential information (the description and explanation of facts) along with some trap sentences, in their formal structure similar to definitions (sentences containing dates, surnames and the statement of the significance of the problem). 1021 fourth-year students of Moscow State University and Moscow Pedagogical University (from the pedagogical, psychological, philological departments and the department of soil science) have taken part in the examination.

Results. Less than 6 % of the students single out the description of the facts and their explanation while reading an explanatory text, which means that they learn the material and control the efficiency of learning in accordance with metacognitive knowledge based on academic conception of the structure of scientific knowledge? More than 94 % choose both the description of the facts and their explanation and the trap sentences, considering the sentences in the form of definitions, historical facts and the statements of the significance of the problem to be essential information. There have been found some statistically significant differences in the choice of the students of different departments.

Conclusion. The results show that the fourth-year students who have taken part in the study do not have academic conception of the structure of scientific knowledge and effective strategies for its mastering.

Актуальность. Формирование профессиональных компетенций у учащихся высших учебных заведений в большинстве случаев опирается на сложившееся у студента умение работать с учебным текстом, которое требует специальной диагностики.

Цель. Изучение функционирования стратегии выделения главного у студентов четвертых курсов разных специализаций. Выявление критериев, используемых студентами при дифференцировании существенной и несущественной информации в процессе чтения учебного текста объяснительного типа, содержащего научное знание.

Методика. Использовалась методика А.Н. Сидельниковой и О.Е. Мальской, представляющая собой специально сконструированный текст объяснительного типа, включающий существенную информацию (описание и объяснение фактов), а также предложения-ловушки, схожие по формальным признакам с определениями, предложения с датами, фамилиями и констатацией значимости проблемы. Выборка: 1021 студент 4-го курса факультетов МГУ и МПГУ (педагоги, психологи, филологи и почвоведы).

Результаты. Менее 6% студентов усваивают материал и контролируют эффективность усвоения в соответствии с метакогнитивными знаниями, в основе которых лежат академические представления о структуре научного знания: выделяют в тексте объяснительного типа описание фактов и их объяснение. Более 94% выбирают наряду с фактами и объяснениями предложения-ловушки, предпочитая в качестве существенной информации утверждения в форме определений, исторической ссылки и утверждения о значимости проблемы. Обнаружены статистически значимые различия в выделении существенной и несущественной информации у студентов разных специализаций.

Вывод. У обследованных студентов 4-го курса не сформированы нормативные академические представления о структуре научного знания и стратегии его усвоения.

Authors / Авторы: Korotaeva, I. V. / Коротаева И.В.

Корнеев А.А., Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю. Особенности чтения третьеклассников с разным уровнем развития навыка: анализ движений глаз. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.64-87

Korneev A.A., Akhutina T.V., Matveeva E.Yu. (2019). Reading in third graders with different state of the skill: an eye-tracking study. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 64-87

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.64

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Eye-tracking study of reading is widely used methodology in modern psychology. But there is a lack of such studies in Russian language. Particularly, there are few eye-tracking studies of reading on early stages of acquisition of this skill. 

Objectives. The main aim of our study is to describe process of reading in children 9-10 years old. We compare state of cognitive functions of children and state of their reading skills and try to describe possible strategies for mastering the skill of reading based on indicators of oculomotor activity. 

Methods. 56 third graders participated in the study, mean age – 9.62 years old. The reading skills were assessed using the method “Reading regular and irregular words”. We also record eye-movements of the children during reading the corpus of sentences designed for early schoolchildren. Cognitive functions were assessed by neuropsychological assessment adapted for children of 6–9 years old. 

Results. We separated the sample into two subgroups with relatively low and high state of reading skill and found differences in the state of cognitive functions and in the oculomotor activity of children in these groups. The children with relatively low reading skill often had weaknesses of executive functions, functions of visual-spatial and auditory information processing. They made more fixations and their fixations were longer than children with high state of the reading skill. A qualitative analysis of the reading of two children with dyslexia and two children with selective development of sub-lexical / lexical routes made it possible to describe the features of reading in children with the weakness of the both strategies or one of them.

Conclusion. The results obtained in the study, on the one hand, show a general interrelation between the features of reading mastering and the state of individual cognitive functions of children, and on the other hand, they indicate that there is no rigid determination of the level of reading development by the state of cognitive functions.

Актуальность. Формирование чтения в норме и патологии — востребованное наукой и практикой направление исследованийв мировой психологии. В поиске объективных методов изучения чтения ученые пришли к методу анализа движения глаз, однако число работ, посвященных формированиючтения на русском языке, крайне невелико.

Цели работы. 1) Объективная оценка техникичтения у учеников третьего класса с разным уровнем овладения навыком. 2) Сопоставление навыка чтения с состоянием когнитивных функций детей. 3) Описание возможных стратегий освоения чтения на основе показателей глазодвигательной активности.

Методики и выборка. Техника чтения оценивалась по методикам «Чтение регулярных и нерегулярных слов» Т.В. Ахутиной и «Стандартизованная методика исследования навыка чтения» (СМИНЧ) А.Н. Корнева и О.А. Ишимовой. Движения глаз регистрировались при чтении составленного нами корпуса предложений для исследования чтения у младших школьников. Когнитивные функции оценивались с помощью методов нейропсихологического обследования детей 6—9 лет, разработанных Т.В. Ахутиной с коллегами. В исследовании приняли участие 56 третьеклассников, средний возраст — 9 лет и 7 месяцев.

Результаты. Выделение групп с разными уровнями владения навыком чтения слов позволило показать ряд отличий в состоянии когнитивных функций и глазодвигательной активности детей в этих группах. У хуже читающих детей чаще наблюдалась относительная слабость функций переработки зрительно-пространственной информации, управляющих и слухоречевых функций. Они делали больше фиксаций и с большей длительностью, чем лучше читающие дети. Качественный анализ чтения двух детей с дислексией и двух детей с избирательным развитием сублексической/лексической стратегии чтения позволил описать особенности чтения у детей со слабостью одной или обеих стратегий.

Выводы. Полученные в исследовании результаты, с одной стороны, показывают общую взаимосвязь особенностей освоения чтения и состояния отдельных когнитивных функций детей, а с другой — говорят об отсутствии жесткой детерминации уровня развития чтения состоянием когнитивных функций.

Authors / Авторы: Korneev A.A. / Корнеев А. А. ; Akhutina T.V. / Ахутина Т. В. ; Matveeva E.Yu. / Матвеева Е. Ю.

Рассказова Е.И., Ковров Г.В., Мачулина А.И. Субъективные представления о причинах нарушения сна у пациентов с инсомнией, парасомнией и апноэ во сне и их связь с психологическим благополучием. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.45-63

Rasskazova E.I., Kovrov G.V., Machulina A.I. (2019). Subjective beliefs about reasons of sleep disturbances in patients with insomnia, parasomnias and sleep apnea and their relationship with psychological well-being. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 45-63

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.45

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. In psychosomatics, subjective attributions of the causes of the disease are considered as one of the components of illness representation. In somnology, the disfunctional beliefs about illness reasons are considered as a factor in insomnia perpetuation. Study of the characteristics of subjective perceptions of sleep disorders reasons in good sleepers versus sleep disorders, as well as their relationship to well-being, can help to clarify theoretical knowledge about the functions of reasons’ representations in various illnesses.

Objective. The aim was to compare the subjective reasons of sleep disorders in good sleepers, insomnia, parasomnias and sleep apnea, as well as to reveal the relationship between beliefs about the reasons of sleep disorders and anxiety and depression.

Methods. The clinical group consisted of 77 patients with sleep apnea syndrome, 18 patients with parasomnias, 105 patients with chronic insomnia who filled the Checklists of Sleep Quality, Subjective Reasons of Sleep Disorders, Screening for Sleep Apnea, Epworth Sleepiness Scale, Hospital Anxiety and Depression Scale. In 46 patients with apnea, 15 patients with parasomnias and 93 patients with insomnia, polysomnography was performed over one night. The control group included 102 people, 67 of them with periodic sleep complaints, and 33 without sleep complaints who filled Checklists of Sleep Quality, Subjective Reasons of Sleep Disorders.

Results. Good sleepers are characterized by a wide range of sleep problems’ attributions. In case of complaints for some sleep problems, the focus on emotional causes was enhanced while in case of chronic disorders, the number of reasons was narrowed to those specific for that sleep disorder. In both apnea and insomnia, subjective belief that sleep is disturbed by unpleasant sensations in the arms and legs was especially stressful for participants and was associated with depression and marginally associated with anxiety. Attribution of sleep disorders to life events was associated with a higher level of anxiety, especially in insomnia.

Conclusions. The data supports the hypothesis that some subjective reasons of sleep disorders are associated with psychological distress, regardless of the subjective and objective quality of sleep.

Актуальность. Исследования, позволяющие установить особенности субъективных представлений о причинах нарушений сна (НС) в норме и при различных заболеваниях, а также их связь с психологическим благополучием, могут способствовать уточнению знаний о функциях таких представлений при различных заболеваниях.

Цель. Сравнение субъективных причин НС в норме, при инсомниях, парасомниях и синдроме апноэ во сне, а также выявление представлений о причинах НС, связанных с тревогой и депрессией.

Методы. Пациенты с синдромом апноэ во сне (n=77), парасомниями (n=18) и хронической инсомнией (n=105) заполняли анкеты причин НС, качества сна, скрининговой оценки апноэ во сне, шкалу сонливости Эпворта, госпитальную шкалу тревоги и депрессии. У 154 из этих пациентов была проведена полисомнолография в течение одной ночи. В контрольную группу вошли 102 человека с периодическими НС, не доходящими до клинического уровня, и 33 — без НС. Они заполняли анкеты качества сна и причин НС.

Результаты. В норме для людей характерен широкий круг возможных атрибуций своих НС. При жалобах на периодические нарушения усиливается фокус внимания на эмоциональных причинах, а при хронических нарушениях представления о причинах становятся узко специфичными для данного заболевания. При апноэ и инсомнии субъективная связь НС с неприятными ощущениями в руках и ногах особенно стрессогенна для человека и отмечается при более высоком уровне депрессии и (на уровне тенденции) тревоги. Атрибуция НС жизненным событиям сопряжена с более высоким уровнем тревоги, особенно при инсомнии.

Выводы. Данные свидетельствуют о том, что некоторые представления о причинах НС связаны с психологическим неблагополучием вне зависимости от субъективного и объективного качества сна.

Authors / Авторы: Rasskazova E.I. / Рассказова Е.И. ; Kovrov, Gennady V. / Ковров Г. В. ; Machulina, Anna I. / Мачулина А. И.

Иванников В.А., Гусев А.Н., Барабанов Д.Д. Связь осмысленности жизни и способа контроля за действием с самооценками студентами волевых качеств. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.27-44

Ivannikov V.A., Gusev A.N., Barabanov D.D. (2019). The relation of volitional traits self-esteems with meaningfulness of life and action control in students. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 27-44

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.27

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The relevance of the study is the need to clarify what factors can determine the self-esteems of volitional traits of a person.

Objective. The empirical study of the possible influence of action control mode and action and meaningfulness of life level on person's representation  about the development of his volitional traits.

Methods. 943 first-fifth year university students were asked to complete three questionnaires: Self-esteem technique of the volitional traits (V. Ivannikov, E. Aidman), Action control in planning scale (NAKEMP-90) in adaptation of S. Schapkin, Purpose in Life test in adaptation of D. Leontiev.

Results. There was a reliable relationship of the values of action control in planning scale (ACP) and general meaningfulness of life index (MLI) with three volitional traits (strong-willed, confident, bold) and total score of 20 volitional traits (TSVT). The results of 2-way ANOVA showed significant effects of Action Control and Meaningfulness of Life on the value of TSVT. The lowest TSVT values were observed in students with low values of ACP and MLI, and the highest -with high values of these indexes.

Conclusion. The results are discussed in the framework of V.A. Ivannikov’s theoretical ideas about psychological mechanisms of volitional regulation of personality, especially the role of the meaning formation in the process of transferring prompting from motive to purpose. It explains the natural connection of person`s meanings and self-esteems of volitional traits, as well as the contribution of such resource of self-regulation of human activity as action control mode.

Актуальность исследования состоит в необходимости понять, какие факторы могут определять самооценки волевых качеств личности.

Цель работы. Изучение психологических механизмов, определяющих представления человека о развитии у него волевых качеств.

Методики и выборка. Выборку составили 943 студента разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова 1-х и 5-х курсов (591 женщина и 352 мужчины). Применялись следующие методики: методика самооценки волевых качеств (Иванников, Эйдман), тест-опросник Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина, тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева.

Результаты. Выявлена достоверная связь величин показателей шкалы контроля за действием при планировании теста Ю. Куля (КДп) и показателя общей осмысленности жизни (ОЖ) теста СЖО между собой и с тремя волевыми качествами: волевой, уверенный, смелый. Установлена положительная линейная связь показателей ОЖ и КДп с суммарным  баллом самооценок 20 волевых качеств (СВК). Анализ данных 9 подгрупп студентов, различающихся соотношением уровней величин контроля за действием и осмысленности жизни, показал, что наименьшая величина самооценок наблюдается в подгруппе с наименьшими значениями КДп и ОЖ, а наибольшая — в подгруппе с максимальными значениями этих показателей. Результаты двухфакторного дисперсионного анализа показали достоверные влияния факторов «контроль за действием» и «осмысленность жизни» на величину СВК.

Выводы. Полученные результаты обсуждаются в рамках представлений В.А. Иванникова о психологических механизмах волевой регуляции личности, а именно о роли смысла в процессе переноса побудительности от мотива на цель, что объясняет закономерную связь смысловых образований и самооценок волевых качеств, а также вклада такого ресурса регуляции направленности деятельности человека, как способ контроля за действием.

Authors / Авторы: Ivannikov V.A. / Иванников В.А. ; Gusev, Aleksey N. / Гусев А.Н. ; Barabanov D.D. / Барабанов Д.Д.

Бойко Л.А., Терещенко Л.В., Величковский Б.Б., Латанов А.В. Зрительно-моторная деятельность профессиональных пианистов при чтении с листа нотного текста. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.3-26

Boyko L.A., Tereshchenko L.V., Velichkovsky B.B., Latanov A.V. (2019). Visual-motor activity of professional pianists at sight-reading music. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 3-26

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.03

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The musical activity of a professional pianist has been little studied by objective methods. For most musicians, the task of sight-reading causes a difficulty in both academic and professional activities. Understanding the visual-motor mechanisms and cognitive processes involved in the implementation of sight-reading can help musical pedagogical practice. There are few sight-reading studies and most of them were conducted in conditions far from the real ones. This work is interdisciplinary that involved the interests of musical pedagogy, psychology and physiology.

Objective. On the base of the cognitive task of sight-reading music in conditions close to reality to explore the interaction of visual-motor parameters and their relationship with the parameters of the working memory.

Methods. 55 subjects aged 18–25 years (30 pianists and 25 non-pianists) were tested using the OS and N-back method to determine individual parameters of the working memory, as well as to determine the time of a complex visual-motor response. Eye tracking method was utilized for eye movement recording when the pianists sight read sheet of notes.

Results.The visual-motor performance parameters (eye hand span, errors and regressions) differ significantly at sight-reading musical fragments of varying complexity. Compared with the literature data we obtained opposite results for value of the eye hand span depending on the complexity of the musical text. We revealed correlations between the visual-motor parameters and the working memory parameters as well as their dependence on the quality of performance.

Conclusion. Objectively recorded visual-motor parameters complexly interact with each other. The mastery of sight-reading music of professional pianists closely related with individual parameters of the working memory.

Актуальность. Музыкальная деятельность профессионального пианиста мало исследована объективными методами. У большинства музыкантов задача чтения нот с листа вызывает особую трудность как в учебной, так и в профессиональной деятельности. Понимание зрительно-моторных механизмов и когнитивных процессов, вовлеченных в реализацию данного навыка, может помочь музыкальной педагогической практике. Большинство исследований по данной теме проведено в условиях, далеких от реальных. Данная работа является междисциплинарной, так как в ней пересекаются интересы музыкальной педагогики, психологии и физиологии.

Цель. На примере задачи по чтению с листа нотного текста в условиях, приближенных к реальным, исследовать взаимодействие зрительно-моторных параметров и их связь с параметрами рабочей памяти.

Методика. 55 человек в возрасте 18—25 лет (30 пианистов и 25 не пианистов) тестировались по методикам OSи N-backдля определения индивидуальных параметров рабочей памяти и времени сложной зрительно-моторной реакции. Методом видеоокулографии регистрировались движения глаз у пианистов во время чтения нот с листа.

Результаты. Зрительно-моторные параметры исполнения (зрительно-моторная задержка, ошибки и регрессии) значимо различаются при чтении музыкальных текстов разной сложности. По сравнению с литературными данными получены противоположные результаты для величины зрительно-моторной задержки в зависимости от сложности текста. Выявлены корреляции между параметрами зрительно-моторной деятельности и рабочей памяти, а также их взаимосвязь с качеством исполнения.

Выводы. Объективно регистрируемые зрительно-моторные параметры имеют сложную взаимосвязь между собой. Качество чтения с листа у профессиональных пианистов опосредовано индивидуальными параметрами рабочей памяти.

Authors / Авторы: Tereshchenko, Leonid V. / Терещенко Леонид В.  ; Velichkovsky, Boris B. / Величковский Б. Б. ; Latanov, Aleksandr V. / Латанов А. В. ; Boyko, Lyubov A. / Бойко Л.А.

Информация для авторов. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 132-134

Information For Authors. (2019). National Psychological Journal, 1, 132-134

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

National Psychological Journal” is All- Russian scientific and analytical issue which highlights achievements in different areas of modern psychological science and practice.

The Journal publishes original scientific and practice-oriented articles on topical issues of the various areas of psychology, which is distinguished by scientific novelty and distinctive author’s viewpoint.





«Национальный психологический журнал» – всероссийское научное информационно-аналитическое издание, на страницах которого отражаются достижения различных направлений современной психологической науки и практики.

Журнал публикует оригинальные научные и практико-ориентированные статьи по актуальным проблемам различных областей психологии, отличающиеся научной новизной и выраженной авторской позицией.





Authors / Авторы: Composite authors / Коллектив авторов

Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном медиадискурсе. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 109-121

Temnova E.V. (2019). Felicitous vs dismal worldview in modern English media discourse. National Psychological Journal, 1, 109-121

DOI: 10.11621/npj.2019.0110

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The development of media and information structures in the recent decades has changed the scientific paradigm of knowledge. The scientists get focused on studying how the information is stored, processed and decoded using certain cognitive structures of the human architecture. 

Hypermedia as a means of manipulating the minds of their recipients combine scientific knowledge and ancient and modern myths. The cognitive potential of media sources is expanded via replacing previous anthropocentric concepts presented in the philosophical, religious and scientific approaches to culture. 

The Objective of the study is to look into the futuristic ideas implied in the media discourse and presented in the following conceptual spheres: Automated Labor, Cloud Technology, Cyborgs, Smart City, Artificial Intelligence, 3D Printing , Immersive and Augmented reality, Cryptocurrency Finance.

Design. The following sections of English media are analyzed: World, Lifestyle, Science and Technology, Culture, Sport, Medicine and Health, Business and Finance. They include news, features, editorials, columns, etc., videos and even memes. The online quality papers such as The Daily Telegraph, The Independent, The Economist, The Times, The Financial Times, etc. Network news portals (Reuters, BBC, Euronews, CNN), news websites and blogs (Huffington Post), video hosting sites (YouTube), cable and satellite television and radio channels (CNBC, Fortune, etc.) are in the focus of the research.
The sample includes 866 lexical units that shape either felicitous or dismal perception of the conceptual spheres identified within the media discourse.

The lexical expression of the concept spheres allow to shape the world of the future, which makes it possible to divide them into two categories. The first category contains lexical units that reflect positive associations with the technological advances that may occur in the human society of the future. The lexical expressions of the second category form a negative attitude towards the reality of the future in the recipient of media discourse materials.
Results. The futuristic worldview as a reflection of discursive concepts suggested and perceived via hypermedia is presented in two aspects either a positive perception of the advent of technologies and technological advance at a fast pace in the future, or a negative impact on humans and their values.

Conclusion. Shaping the view of potential worlds of the future in the English media discourse is a work with an open ending, which makes the recipient choose between good and evil. The split of the felicitous and dismal worldview helps the recipients to better understand its essence in the stream of potential technological and cultural changes in order to eliminate the social psychopathy associated with the emergence of new technologies.

The shift from the religious and philosophical paradigm to the scientific and futuristic worldview the attitude of people towards changes in social and public life.

Mental structures in the flow of hypermedia perceived through the futuristic concepts are to bring about new ways to explore the human nature and human intelligence, which contributes a lot to the development of science and are liable for further research.

Актуальность. Развитие медийно-информацонных технологий, происходящее в  последние десятилетия, неизбежно приводит к сменепарадигмы научного знания. При этом интерес ученых фокусируется на изучении хранения, обработки и использования информации когнитивными структурами сознания человека. Гипермедийные средства коммуникации манипулируют сознанием своих реципиентов – синтезируют достоверные научные знания и «разбавляют» их мифологемами. Пытаясь расширить когнитивный потенциал своих публикаций, они изменяют представления о сформировавшейся картине мира. 

Целью данной работы является исследование представлений англоговорящих реципиентов медиадискурса о футуристическом будущем, представленном в выделенных автором концептосферах (КС):автоматизиация труда (AutomatedLabour), технология Облако (theCloud), киборгизация (Cyborgs), умный город (SmartCity), искусственный интеллект (ArtificialIntelligence), 3D-печать (3DPrinting), иммерсивная и дополненная реальность (ImmersiveandAugmentedreality), криптовалютная финансовая система (CryptocurrencyFinance).

Описание хода исследования. Проанализированы ведущие рубрики англоязычных медиа, которые включают новостные текстовые материалы и видеосюжеты онлайн-изданий современной качественной прессы (TheDailyTelegraph, TheIndependent, TheEconomist,TheTimes, TheFinancialTimesи др.), сетевых новостных порталов (Reuters, BBC,Euronews, CNN), новостных сайтов и блогов (HuffingtonPost), видеохостинговых сайтов (YouTube), кабельных и спутниковых теле- и радиоканалов (CNBC, Fortuneи др.). Среди них:  «World» (Мир), «Lifestyle» (Образ жизни), «ScienceandTechnology» (Наука и технологии), «Culture» (Культура), «Sport» (Спорт), «MedicineandHealth» (Медицина и здоровый образ жизни), «BusinessandFinance» (Бизнес и финансы) 

Методом сплошной выборки выделено 866 лексических единиц, характеризующих филицитарное/дистимное восприятие картины мира в упомянутых выше концептосферах (КС).Отобранные примеры лексического выражения концептосфер иллюстрируют определенное отношение к модели мира будущего, что позволяет разделить их на две категории. Первая категория содержит лексические единицы, отражающие позитивные или «светлые» ассоциации с теми технологическими достижениями, которые могут иметь место в человеческом обществе будущего. Лексические выражения второй категории формируют у реципиента материалов медиадискурса негативное отношение к реальности будущего. 

Результаты исследования. Футуристическая картина мира, отражающая функционирование концептов дискурсивного пространства, предлагаемых средствами гипермедиа, представляется автором в двух аспектах, указывающих либо на позитивное восприятие технологий будущего, либо на негативное – как имеющее отрицательное воздействие на антропоцентрические ценности человека. Соответственно, футуристические представления могут быть представлены в двух категориях: фелицитарная (позитивные представления о мире будущего) и дистимная (негативные представления о мире будущего).

Выводы. Моделирование реальности потенциальных миров будущего в англоязычном медиадискусре является произведением с открытым финалом, которое ставит реципиента перед дуальным выбором добра и зла, что не является чем-то новым. Разграничение фелицитарной и дистимной картин мира помогает обществу наилучшим образом осознать свою сущность в потоке потенциальных технологических и культурных изменений, чтобы устранить общественную психопатию, связанную с возникновением новых технологий. Сдвиг парадигмы мышления критической массы населения от религиозно-философской к научно-футуристической меняет отношение людей к преобразованиям в социально-общественной жизни.

Ментальные структуры с подчеркнутой национально-культурной спецификой в потоке гипермедиа, возникающие во взаимодействии реального мира и футуристических переживаний будущего, служат построению новых путей исследования сущности и разума человека, что является неоценимым вкладом в развитие науки и потенциала дальнейших исследований по заявленной тематике.

Authors / Авторы: Temnova E.V. / Темнова Е.В.

Елфимова М.М. Шутка как психотехническое средство нарративного понимания межличностных отношений. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 59-67

Elfimova M. M. (2019). Joke as psychotechnical tool of narrative understanding of the interpersonal relations. National Psychological Journal, 1, 59-67

DOI: 10.11621/npj.2019.0106

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The paper focuses on manipulating the mass consciousness of the audience. Traditionally, this issue has been considered as an attempt to present the advertising of a TV product as information, but within the digital age, there is a desire to present promotion of TV content as a game. However, the “non-gaming” goals of the institutions that stand behind video games and games in alternate reality may be hidden from the players and serve commercial goals.

Objective. The study focuses on identifying and describing the advantages and disadvantages of using gamification in the TV promo-discourse. The author examines examples of using games in alternative reality and also multiplayer online games in real time in order to attract the attention of films and TV series viewers, analyzes the causes of success and failure of similar projects in related fields, and also in science and business.

Design. The study is valuable for interdisciplinary approach. Analyzing the use of gamification techniques in the TV promo-discourse the author raises topical issues of media psychology, perception psychology, philosophy of video games, ethics, communicative stylistics and media stylistics.

The paper highlights philological methods designed according to the tasks of the research: communicative discursive analysis, synchronic descriptive and synchronic comparative methods. The description of the provisions and forms of persuasive communication as applied to TV promotions includes elements of logical meaning-specific analysis (i.e. argumentative analysis), and also intentional, ethical and psychological analysis. This approach helps to give an adequate description of gamification effects in TV promodiscourse.

Results. The author comes to the conclusion that the ability of game mechanics to motivate mass recepients of the TV promo discourse to watch television programs is enormous, but the viewers of the TV channels need to be critical of gamification projects: they have to understand the purposes they are framed to, and take part in projects whose non-gamer goals are merely civil without implying exploitation of the gamer. Framed to the ethical norms gamification in the TV promotion can be both an effective tool for promoting TV content, and also a way to change the social order for the better.

Conclusion.Theoretical conclusions of the study of the mass consciousness manipulation through using gamification in TV promotions can be widely used in teaching medialinguistics, speech culture, TV, philosophy of video games, humanitarian researche of video game, etc. The results of this study seem to be useful to media professionals.

Актуальность (контексттематики статьи. Обращение к фасилитирующим практикам подразумевает предоставление человеку возможности собственного субъектного смыслоконструирования, а также поиск консультантом таких инструментов работы, которые позволят клиенту «идти за собой, сохраняя отношения с другим». Проблема поиска психотехнических средств адекватных сотрудничающим, диалогическим отношениям, приводит нас к обращению к комическому материалу (юмору), а именно к одной из его форм – шутке.

Цель нашей работы – опираясь на культурно-историческую концепцию и нарративный подход в психологии, а также на идеи планомерно-поэтапного формирования действий, обосновать возможности шутки как инструментального средства нарративного понимания межличностных отношений клиента и консультанта.

Описание хода исследования. Уточняется понятие «межличностного отношения». Конкретизируются характеристики самого «понимания межличностных отношений». Проводится рассмотрение «смехового действия» как действия, ведущего к пониманию межличностных отношений, а шутки как психотехнического средства, опосредствующее терапевтические отношения клиента и консультанта.

Результаты исследования. «Понимание межличностных отношений» определяется как выделение способа (схемы-ориентировки), который приводит к оформлению того или иного суждения о складывающихся отношениях. Юмор рассматривается как способ отношений и понимания (ориентации) в межличностной коммуникации, реализация которого происходит через знаково-символическую конструкцию – шутку. Помещение проблемы рассмотрения шутки в фокус нарративного подхода дает возможность увидеть дополнительные характеристики ее инструментальности, которые могут быть заведены в схему ориентировочной основы коммуникативного действия.

Выводы. Привлечение шутки в консультативное взаимодействие в качестве психотехнического средства позволяет делать определенные высказывания или утверждать необходимость каких-либо действий с позиции равенства, не ограничивая личную свободу человека. Благодаря шутке взаимодействие с консультантом становится понятным для клиента в своих интенциях, интересах, ценностно-смысловых ориентировках и, вместе с тем, сохраняется люфт для корректировки собственных суждений и действий.

Authors / Авторы: Elfimova M.M. / Елфимова М.М.

All/ Все материалы | Categories / Материалы по рубрикам

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2019 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук