All new article / Новые материалы

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Григорьева С.В., Майстренко В.И. Нейрокомпьютерные модели эвристической деятельности мозга человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.109-127

Zinchenko Yu.P., Eskov V.М., Grigoryeva S.V., Maistrenko V.I. (2018).New possibility of the heuristic activity of neuroemulators. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 109-127

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.109

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Today there are no real models of the human brain's heuristic activity. In this regard, now it is absent real models of heuristic activity of the human brain, according to the accumulated experimental material, the possibilities of modeling two basic principles of the operation of real neural networks of the human brain was presented.

Goal. The proving of real neuroemulator possibility for system synthesis as a model of heuristic behavior of human brain.

Methods. We propose the numerical repetition of electroencephalogram registration (EEG) and construct the special matrix of their (EEG) comparison. For neuroemulator we propose the numerical repetition and choice value of weight of coefficient wi0for any diagnostic parameters xi(like for real EEG).

Conclusions. It is shown that such two procedures (reverberation and chaos) are identical to the heuristic activity of the brain. The brain selects the main xi* from the set of xi variables and at the same time we move from the phase space m to the new phase space with little dimension n (n<<m). The choice of the main xi*is a problem of system synthesis (finding of the order parameters). It is realized at the expense of reverberation and chaos to neural networks. We must mark: the artificial neuron nets emphasize demonstrate such behavior at every time.

АктуальностьСегодня отсутствуют реальные модели эвристической деятельности мозга человека. В этой связи на основе накопленного экспериментального материала обсуждаются возможности моделирования двух базовых принципов работы реальных нейронных сетей мозга человека. Эти принципы были положены в основу работы нейроэмуляторов.

Цель. Доказать возможность применения нейроэмуляторов как реальных моделей эвристической работы мозга в режиме системного синтеза.

Методы. Мы предлагаем многократные повторения регистрации электроэнцефалограмм и в дальнейшем построение матриц их попарного сравнения. Для нейроэмуляторов мы предлагаем многочисленные повторения и хаотическое задание значений весовых коэффициентов wi0для любых диагностических признаков xi(две новые процедуры), что реализуется в реальных электроэнцефалограммах.

Выводы. Было показано, что эти две процедуры (реверберации и хаос) идентичны эвристической работе мозга. Мозг выбирает параметры порядка xi*из всех xi, и в этом случае возможен переход из фазового пространства размерности mк фазовому пространству меньшей размерности n(n<<m). Выбор этих xi*является задачей системного синтеза (нахождение параметров порядка). Это сейчас реализовано нами (в режиме ревербераций и хаоса нейросетей) с помощью нейроэмуляторов в особом режиме их работы.

Authors / Авторы: Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П. ; Eskov Valery M. / Еськов Валерий Матвеевич ; Grigoryeva Svetlana V. / Григорьева С.В. ; Maistrenko Valentin I. / Майстренко В.И.

Сидоров К.Р., Васильев И.А. Методика исследования содержания целей человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.90-108

Sidorov K.R., Vasilyev I.A. (2018). Technique for investigating the content of human goals. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 90-108

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.90

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

RelevanceThe motivation for this work stems from the fact that there are an insufficient number of tools in the Russian psychology that are suitable to investigate the content of human goals.

Objective. Development of a new method for investigating the content of human goals.

Methods. The method of incomplete sentences; clinical conversation; a modification of the projective technique of R. Emmons "Assessment of Personal Aspirations".

Results. A modification of the method of R. Emmons "Assessment of Personal Aspirations" is carried out. The changes made in the proposed version concern not only the incomplete sentences presented to the respondent for their completion, but also the scales of evaluation of personal aspirations (goals): their content, sequence of presentation, and the assessments used. For the analysis of human goals the following 17 scales are introduced: importance, clarity, difficulty, effort, the ability to focus, the degree of enthusiasm, joy, frustration, success in recent times, the probability of success, the influence of circumstances, control over one’s actions, progress, importance for one’s family, the degree of social utility, support, external-internal cause. The estimates of the proposed scales use six-point graduation: from 0 to 5. All the innovations made in the methodology are justified and the necessity of their implementation is shown. The author's interpretation of the data obtained includes: analysis of the content of the selected aspirations (goals) and their classification, which consists in revealing regularly reproduced goals, analog goals and development goals; analysis of the goals by separate scales on the basis of the respondent's evaluation judgments and by the connection of scales with each other; assessment of the influence of the goals on each other, which becomes harmonious or disharmonious. The approbation of the method and possible spheres of its application are discussed.

Conclusions. The declared method is correct, has a great potential for expanding the interpretation and allows one to better understand both the content of the goals and the means for achieving them.

Актуальность работы связана с отсутствием в отечественной психологии достаточного количества инструментов, пригодных для исследования содержания целей человека.

Цель. Конструирование нового методического приема для исследования содержания целей человека.

Методы. Метод незаконченных предложений; клиническая беседа; модифицированный вариант проективной методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений».

Результаты. Произведена модификация методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений». Изменения коснулись не только предъявляемых респонденту незаконченных предложений для их завершения, но и шкал оценки личностных стремлений (целей): их содержания, последовательности предъявления, используемых оценок. Для анализа целей человека вводятся следующие 17 шкал: важность, ясность, трудность, усилие, возможность сосредоточиться, степень увлеченности, радость, огорчение, успешность в течение последнего времени, вероятность успеха, влияние обстоятельств, контроль за своими действиями, прогресс, важность для близких, степень общественной полезности, поддержка, внешняя/внутренняя причина. В оценках шкал используется 6-балльная градация (от 0 до 5). Все нововведения, осуществленные в методике, обосновываются, показывается необходимость их проведения. Авторская интерпретация полученных данных включает: анализ содержания выделенных стремлений (целей) и их классификацию, заключающуюся в выделении регулярно воспроизводимых целей, аналоговых целей и целей развития; анализ целей по отдельным шкалам на основе выставленных респондентом оценок и по связи шкал друг с другом; оценку взаимовлияния целей, принимающую гармоничный или дисгармоничный характер. Обсуждается апробация методики и возможные сферы ее применения.

Выводы. Заявленный методический прием корректен, имеет большой потенциал для расширения интерпретации и позволяет лучше осознать как содержание выдвигаемых целей, так и средства их достижения.

Authors / Авторы: Vasilyev, Igor A. / Васильев И.А. ; Sidorov Konstantin R. / Сидоров К.Р.

Коршунова С.Г., Степанова О.Б. Категоризация названий эмоций в субъективном семантическом пространстве их зрительного различения по круговым характеристикам «интенсивность» и «сила». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.76-89

Korshunova S.G., Stepanova O.B. (2018). Categorization of the names of emotions in the subjective semantic space of their visual distinction by the circular characteristics “intensity” and “power”. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 76-89

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.76

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance of the study is due to the need for more detailed researching of categorization of synonymous ranges of names of basic emotions by the energy characteristics “intensity” and “power”.

Objective. Construction of circular categorical scales of the energy characteristics “intensity” and “power” in the spherical 6-dimensional model of emotions and analysis of language organization of the semantic structure of perception of their names.

Methods. Psychophysical method of revealing mechanisms for structuring semantics in linguistic consciousness based on a neuropsychological spherical model of vector coding of emotional-cognitive operations of detection and differentiation of signals E.N. Sokolov. Method of direct supra-threshold measurement of the subjective value of semantic differences between the names of emotions. Method of multidimensional scaling ALSCAL of subjective differences. The method of modeling the subjective semantic structure in the form of a spherical 6-dimensional Euclidean space. Method of measuring subjective characteristics in the form of circular scales in 2-dimensional subspaces. Methods for grouping and segmention lexical units based on the threshold values of their semantic differences.

The experiment involved 152 people aged 19 to 22 years.

Results. Circular scales of energy characteristics of «intensity» and «power» of emotions are constructed in the spherical 6-dimensional model of the semantic structure of the names of emotions by the combination in pairs of distinctive features-axes “inhibition/excitation” – “variability/stability” and “closeness /openness” – “acceptance/rejection” respectively. 8 and 10 categorical groups of synonyms are highlighted on the “intensity” and “power” scales with gradual values “norm” – “deviation from the norm”. The categories of “intensity” and “power”, expressing a high degree of manifestation of emotions, prevail. The general content for all members of each of the synonymous series on the “intensity” and “power” scales is indicated through their enumeration.

Conclusions. The mechanism of semantic grouping of the names of emotions into categorical classes and segmentation them among themselves has a uniform character based on the computation of differences and belongs to the energy characteristics “intensity” and “power” of emotions as well as the qualitative characteristic of the tone.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения категоризации синонимических рядов названий базисных эмоций по энергетическим характеристикам интенсивности и силы.

Цель работы. Построение круговых категориальных шкал энергетических характеристик интенсивности и силы в сферической 6-мерной модели эмоций и анализ языковой организации семантической структуры восприятия их названий.

Методы. Психофизический метод выявления механизмов структурирования семантики в языковом сознании, основанный на нейропсихологической сферической модели векторного кодирования эмоционально-когнитивных операций обнаружения и дифференциации сигналов Е.Н. Соколова. Метод прямого надпорогового измерения субъективной величины семантических различий между названиями эмоций. Метод многомерного шкалирования ALSCAL субъективных различий. Метод моделирования субъективной семантической структуры в виде сферического 6-мерного евклидова пространства. Метод измерения субъективных характеристик в виде круговых шкал в 2-мерных подпространствах. Методы группирования и сегментации лексических единиц, основанные на пороговых значениях их семантических различий.

В эксперименте участвовало 152 человека в возрасте от 19 до 22 лет.

Результаты. В сферической 6-мерной модели семантической структуры названий эмоций построены круговые шкалы энергетических характеристик интенсивности и силы эмоций за счет объединения в пары различительных признаков-осей «торможение/возбуждение» – «изменчивость/устойчивость» и «закрытость/открытость» – «принятие/отвержение» соответственно. На шкалах интенсивности и силы выделены соответственно 8 и 10 категориальных групп синонимов с градуальными значениями «норма» – «отклонение от нормы». Преобладают категории интенсивности и силы, выражающие высокую степень проявления эмоций. Общее содержание для всех членов каждого из синонимических рядов по шкалам интенсивности и силы обозначается через их перечисление.

Выводы. Механизм семантического группирования названий эмоций в категориальные классы и сегментации их между собой носит единообразный основанный на вычислении содержательных различий характер и свойственен и энергетическим характеристикам интенсивности и силы эмоций, так же как и качественной характеристике тона.

Authors / Авторы: Korshunova S.G. / Коршунова С.Г. ; Stepanova Olga B. / Степанова О.Б.

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование параметров эмоционально-личностного благополучия российских студентов (окончание). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.60-75

Karapetyan L.V., Glotova G.A. (2018). Research of parameters of emotional and personal well-being of the Russian students (the end). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 60-75

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.60

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The relevance of the research is caused by the need of more detailed studying of the emotional and personal well-being of modern students for the purpose of rendering psychological assistance to them on its optimization.

Objective. The work purpose — the analysis of various aspects of emotional and personal well-being of students. Methods: "Self-assessment of Emotional and Personal Well-being (SEPWB)" of G.A. Glotova and L.V. Karapetyan, "Social and psychological adaptation" of K. Rogers and R. Diamond and "Attributional Style Questionnaire" of M. Seligman.

Samples: the main sample - students (n=430), comparison samples – non-student youth (n=608) and convicts (n=99).

Results. By a method of SEPWB it is shown that students on set of parameters of a self-assessment of emotional and personal well-being occupied an intermediate position between the group of non-student youth where estimates are higher student's and group of convicts where estimates of emotional and personal well-being the lowest; in a number of parameters of a method of SEPWB age distinctions between "younger" (17-20 years) and "senior" (21-25 years) student's groups are received; there were no significant differences between the female and male subgroups of students in direct comparison without taking their age into account, but when divided into two age subgroups (17-20 and 21-25 years old), gender differences were observed; a number of correlations of parameters of the SEPWB method and indicators of  "Social and psychological adaptation" method of C. Rogers and R. Diamond and "Attributional Style Questionnaire" method of M. Seligman were obtained; four types of the students differing with the level of a self-assessment of emotional and personal well-being on the basis of the SEPWB index – two extreme types and two intermediate are allocated: students with the SEPWB high index, with the increased index, with the reduced index and the low index of SEPWB.

Conclusions. The results confirm the possibility of using the "Self-assessment of emotional and personal well-being" method for studying the age and gender differences between students, as well as characteristic types of experience and assessment of their inner well-being.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения эмоционально-личностного благополучия современных студентов с целью оказания им психологической помощи по его оптимизации.

Цель работы. Анализ различных аспектов эмоционально-личностного благополучия студентов.

Методики. «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)» Г.А. Глотовой и Л.В. Карапетян; «Социально-психологическая адаптация (СПА)» К. Роджерса и Р. Даймонд; «Опросник атрибутивного стиля (ОАС)» М. Селигмана.

Основная выборка — студенты (n=430) гуманитарных, педагогических и технических специальностей вузов г. Екатеринбурга; выборки сравнения — нестуденческая молодежь (n=608) и осужденные (n=99).

Результаты. По методике СЭЛБ показано, что студенты по совокупности параметров самооценки эмоционально-личностного благополучия занимают промежуточное положение между группой нестуденческой молодежи, где оценки выше, и группой осужденных, где оценки самые низкие; по ряду параметров методики СЭЛБ получены возрастные различия между «младшей» (17—20 лет) и «старшей» (21—25 лет) студенческими подгруппами; не выявлено достоверных различий между женской и мужской подгруппами студентов при непосредственном сравнении без учета возраста, однако при делении на две возрастные подгруппы (17—20 и 21—25 лет) половые различия имеют место; получен ряд корреляционных связей параметров методики СЭЛБ и показателями методик СПА и ОАС; выделены четыре типа студентов, характеризующихся разными по уровню индексами СЭЛБ: высоким, повышенным, сниженным и низким.

Выводы. Полученные результаты подтверждают возможность использования методики СЭЛБ для изучения возрастных и половых различий между студентами, а также характерных для них типов переживания и оценки своего внутреннего благополучия/неблагополучия.

Authors / Авторы: Karapetyan L. V. / Карапетян Л. В. ; Glotova, Galina A. / Глотова Г. А.

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков:ценностно-смысловой аспект. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.37-59

Konshina T.M., Pryazhnikov N.S., Sadovnikova T.Yu. (2018). The personal professional perspective in modern Russian adolescence: the value and sense aspects. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 37-59

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.37

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The necessity to research the self-determination of adolescents in the context of significant socio-cultural changes in the Russian Federation at the beginning of the 21stcentury.

ObjectiveStudy of the value and sense orientation of high school students in modern Russia at the stage of preliminary professional self-determination in adolescence.

Methods. Method of studying personal professional perspective (PPP) by N.S. Pryazhnikov; content analysis.

Sample: 240 pupils (133 female, 107 male) of 9th-11thgrades of Moscow schools, aged 14-17.

Results. An analysis of the responses of adolescents to the questions of the methodology of the PPP showed: 1) In 72,5% of answers high school students perceive honest labor as a value; 2) In 81,7% of answers adolescents recognize the necessity and value of professional education after school; 3) In 62,8% of answers the respondents express doubts, and the authors of 23,3% answers deny the value of complicated and expert labor in Russia; 4) 53,3% of adolescent’s answers reflect the wish to leave Russia or thoughts of such possibility.

Conclusions. 1. In the hierarchy of values ​​and sense orientations of modern adolescents in the area of preliminary professional self-determination, the most expressed values are self-development, qualitative education, career achievements, personal success, the perspectives of professional development and decent wages. 2. The adolescents demonstrate a high level of orientation in the current social and economic situation (the economic crisis in Russia) and admit that positive changes in society should be determined by the recognition by society of the value of complicated and skilled labor, the value of honest labor and the value of labor and education exactly in Russia. 3. The data of the study contains widely represented answers without justification, which may reflect the status of the moratorium in the value-sense self-determination of adolescents in the area of labor and vocational education. 4. The current economic situation in Russia is perceived by the surveyed adolescents as unfavorable. More than half of respondents consider the possibility of getting an education and/or moving to a permanent residence abroad as a variant of their professional future.

Актуальность. Необходимость изучения самоопределения подростков в условиях значительных социокультурных изменений в России начала XXIв.

Цель. Изучение ценностно-смысловой ориентировки современных российских старшеклассников на этапе предварительного профессионального самоопределения. 

Методы. Методика изучения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С. Пряжникова; метод контент-анализа. 

Выборка. 240 учащихся (133 девушки, 107 юношей) 9—11-х классов московских средних общеобразовательных школ в возрасте 14—17 лет. 

Результаты. Анализ ответов подростков на вопросы методики ЛПП показал: 1) в 72.5% ответов респонденты воспринимают честный труд как ценность; 2) в 81.7% ответов подростки признаютнеобходимость и ценность профессионального образования после школы; 3) в 62.8% ответов респонденты высказывают сомнения, а авторы 23.3% высказываний отрицают ценность сложного и квалифицированного труда в России; 4) 57.3% ответов старшеклассников свидетельствуют о готовности уехать из России или о возможности такого решения.

Выводы. 1. В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда. 2. Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис в России), старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России. 3. В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования. 4. Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Authors / Авторы: Konshina, T.M. / Коньшина Т. М. ; Pryazhnikov N.S. / Пряжников Н. С. ; Sadovnikova T.Yu. / Садовникова Т.Ю.

Соленов И.В. Методологический потенциал культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания (на материале религиозных практик). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.21-36

Solenov I.V. (2018). Methodological potential of the cultural-activity approach to the study of altered states of consciousness (on the basis of religious practices). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 21-36

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.21

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Abstract

Актуальность. В культурных и религиозных практиках широко распространены и функционально значимы феномены измененных состояний сознания (ИСС). Само признание факта их существования зачастую выступает основой критики «догматической» марксистской психологии. Недостаточная разработанность культурно-деятельностного подхода к изучению мистических и религиозных состояний сознания создает препятствия в теоретическом оснащении практической работы с субъектами таких ИСС, а также в создании условий для полноценного межконфессионального диалога.

Цель. Обоснование методологического потенциала культурно-деятельностного подхода к изучению ИСС (в том числе мистико-религиозных) и рассмотрение методических средств решения соответствующих исследовательских задач.

Методы. Методологический анализ проблемы ИСС с позиций культурно-деятельностного подхода.

Выводы. Понимание культурно обусловленных ИСС как функционального органа деятельности продолжает отечественную традицию изучения динамических системных образований и вносит вклад в представления о структуре, функции и генезе ИСС. Обосновано применение схем строения деятельности и сознания к выявлению состава средств, способов индукции и психологических механизмов ИСС. В качестве единиц анализа ИСС допустимо использование паттерна психических процессов, действия и более дробных единиц. Показана значимость продуктивных критериев наличия ИСС, обсуждены возможности методов исследования ИСС в религиозных практиках с учетом требований современного типа научной рациональности. Раскрыта процедура реконструкции феноменов ИСС в религиозных практиках, требования к ее применению и ее ограничения. Объяснительные возможности культурно-деятельностного подхода позволяют дать целостную и непротиворечивую интерпретацию психическим феноменам изменения состояния сознания.

Authors / Авторы: Solenov, Igor V. / Соленов И.В.

Семенов И.Н. Вклад А.Н. Леонтьева в развитие психологии мышления, инженерной психологии и эргономики. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.3-20

Semenov I.N. (2018). А.N. Leontiev contribution in the development of psychology of thinking, engineering psychology and ergonomics. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 3-20

DOI: 10.11621/vsp.2018.03.03

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Scientific and scientific-organizational activity of a world-famous psychologist A.N. Leontiev is a constant interest of specialists in the field of humanistics, methodologists and historians of psychology. In connection with the 115th anniversary of this outstanding scientist, it seems relevant to remind readers of the poorly studied aspects of his life creation.

Objective. Description of contribution А.N. Leontiev in the development of engineering-psychological, ergonomic and reflexive-acmeological problems in the 1950-1970's.

Methods. Science-research analysis (from the positions of reflexive psychology and personology), and methodological analysis.

Results. The author analyzes such aspects of the scientific heritage of A.N. Leontiev, as his fundamental research of productive thinking and scientific creativity, as well as applied developments in the field of engineering psychology and ergonomics. The fundamental contribution of the scientist to modern human studies and to the institutional construction of psychological science is shown. 

Conclusions. Scientific creativity of A.N. Leontiev in the field of psychology is interdisciplinary in nature, because it synthesizes the methodological orientations of modern humanities - natural science, technology cybernetic, social and humanitarian. The crown of the enormous scientific and organizational activity of A.N. Leontiev became a large-scale institutionalization of Russian psychology, which demanded from him not less vision and intuition, intelligence and will, diplomacy and energy than his outstanding creative activity in the field of philosophy, psychology, ergonomics and pedagogy.

Актуальность. Научная и научно-организационная деятельность психолога с мировым именем А.Н. Леонтьева вызывает постоянный интерес специалистов в области человекознания, методологов и историков психологии. В связи с 115-летним юбилеем этого выдающегося ученого представляется актуальным напомнить читателям о малоизученных аспектах его жизнетворчества.

Цель. Описание вклада А.Н. Леонтьева в разработку инженерно-психологических, эргономических и рефлексивно-акмеологических проблем в 1950—1970-х гг.

Методы. Науковедческий анализ с позиций рефлексивной психологии и персонологии; методологический анализ.

Результаты. Подробно освещены недостаточно отраженные в историко-научной литературе аспекты научного наследия А.Н. Леонтьева, такие как его фундаментальные исследования продуктивного мышления и научной деятельности, а также прикладные разработки в области инженерной психологии и эргономики. Показан фундаментальный вклад ученого в современное человекознание и в институциональное строительство психологической науки.

Выводы. Научное творчество А.Н. Леонтьева в сфере психологии носит междисциплинарный характер, поскольку в нем синтезированы методологические ориентациисовременного человекознания — естественно-научная, технико-кибернетическая, социогуманитарная. Венцом огромной научно-организационной деятельности А.Н. Леонтьева стала масштабная институциализация отечественной психологии, которая потребовала от него не меньше прозорливости и интуиции, ума и воли, дипломатии и энергии, чем его выдающаяся творческая деятельность на ниве человекознания в сфере философии, психологии, эргономики и педагогики.

Authors / Авторы: Semionov I.N. / Семенов И.Н.

Собкин В.С., Андреева А.И., Рзаева Ф.Р. Исследователь в сфере образования: барьеры в реализации научной деятельности // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 135–145

Sobkin V.S., Andreeva A.I., Rzaeva F.R. (2018) Researcher in the field of education: barriers in actualising scientific work. National Psychological Journal, 11(2), 135–145

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0214

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The paper presents the results of a sociological study that focuses on the attitude towards the reform of the Russian researcher sphere in education. Much attention is paid to the influence of various stumbling blocks that influence the efficacy of research work. The relevance of the study is due to the psychological barriers for understanding the features of the creative self-actualised researcher.

Objective. The influence of age and social factors of professional status (e.g. scientific degree, scientific title, position) on the importance of various barriers that reduce the efficacy of scientists’ work is analyzed.

Design. According to the authorship questionnaire, which included 72 questions, 721 researchers were interviewed. The survey was conducted in different cities and towns of Russia, the respondents included those with different levels of scientific qualifications, and different experience of research work.

Results. The research showed that in the hierarchy of various barriers, those that are associated with the material and social status of the researcher are dominating. Psychological barriers themselves play an important role: lack of promotional opportunities, lack of professional communication environment, strained relations with management and colleagues. Correlation dependence between the barrier concerning funding of new projects and such motivational attitudes as aspiration to independence and professional self-actualisation are revealed. The upgraded position reduces satisfaction of material needs, and, on the other hand, the importance of those factors that concern career self-actualisation (e.g. funding a new research project) is emphasized. It is established that socio-psychological factors (satisfaction with the results of their professional activities, position in the scientific team) actualize the significance of barriers that fix the unfortunate socio-psychological relations in the team.

Conclusion. The obtained results allow to conclude that dissatisfaction with their material and social status for researchers are the most significant barriers preventing the research work. The study revealed a characteristic set of motivational attitudes related to the researcher’s desire for independence and self-actualisation. Te survey materials showed that the combination of reasech work and teaching is subjectively perceived as a barrier that prevents career self-actualisation.

Актуальность статьи. В статье представлены результаты исследования различных аспектов профессиональной деятельности научных сотрудников, проводящих исследования в сфере образования. Основное внимание уделено рассмотрению влияния различных барьеров на снижение эффективности этой деятельности. Актуальность исследования обусловлена особой значимостью проблемы психологических барьеров для понимания особенностей творческой самореализации ученого.

Цель. Анализируется влияние возраста и социальных индикаторов профессионального статуса (ученая степень, научное звание, занимаемая должность) на значимость различных барьеров, снижающих эффективность профессиональной деятельности ученых.

Описание хода исследования. По специально разработанной авторской анкете, включающей 72 вопроса (закрытых, открытых и шкальных), был опрошен 721 респондент. В выборку вошли сотрудники с разным уровнем научной квалификации и стажем профессиональной научной деятельности. Опрашивались сотрудники, как НИИ, так и вузов из разных регионов Российской Федерации.

Результаты исследования. Исследование показало, что в иерархии значимости различных барьеров доминируют те, которые связаны с материальным и социальным статусом ученого. Важную роль играют и собственно психологические барьеры: отсутствие карьерных перспектив, отсутствие профессиональной среды общения, напряженные отношения с руководством и коллегами. Выявлена корреляционная зависимость между барьером, касающимся финансирования новых проектов, и такими мотивационными установками как стремление к самостоятельности и профессиональная самореализация. Показано, что с повышением научной должности, с одной стороны, снижается значимость барьеров, препятствующих удовлетворению материальных потребностей, а с другой – актуализируется значимость тех из них, которые касаются профессиональной самореализации. Установлено, что социально-психологические факторы (удовлетворенность результатами своей профессиональной деятельности, положение в научном коллективе) актуализируют значимость барьеров, фиксирующих неблагополучие социально-психологических отношений в коллективе.

Выводы. Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что неудовлетворенность своим материальным и социальным статусом для ученых оказываются наиболее значимыми барьерами, препятствующими реализации научной деятельности. В исследовании был выявлен характерный комплекс мотивационных установок, связанных со стремлением научного сотрудника к самостоятельности и профессиональной самореализации. Полученные материалы опроса показали, что совмещение научной и преподавательской деятельности субъективно воспринимается как барьер, препятствующий профессиональной самореализации в науке.

Authors / Авторы: Sobkin,Vladimir S. / Собкин В.С. ; Andreeva, Anna I. / Андреева А.И. ; Rzaeva, Fatima R. / Рзаева Ф.Р.

Богатых Б.А. Фрактально-голографический конструкт и теория поля К. Левина // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 123–134

Bogatykh B.A. (2018) Fractal holographic construct and the field theory of K. Lewin. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 11(2), 123–134

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0213

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Key issues of approaches to the field theory of K. Levin within the nature (concept) of fractal and holographic construct are considered. At the beginning of the 20th century neopositivism, the newly-developed philosophical trend, proclaimed the language of physics as the only scientific one that has to be used as the translation language of psychology. However, K. Levin considered physics from a different angle. He was not interested in the operational procedures able to carry out data of psychological concepts to physical terminology, but in the intellectual methods. According to K. Levin, the aforementioned methods can contribute to developing new psychology. K. Levin introduced the concept of "psychological field" to describe not physical, but psychological reality where a person lives. In order to avoid interpretation of psychological phenomena, using a concept of the dynamic field K. Levin tried to pass from physics to geometry, in particular, to topology (that studies space transformations).

Objective. The fractal holographic construct will allow to present psychological phenomena in more generalized forms. For this purpose the most adequate topological (fractal geometry) and the physical (holography) nature of this construct are considered. Mathematical tools of fractal structures and holography are used. Mathematical tools of fractal structures will correspond to the Fibonacci sequence, the golden proportion, mathematical progression, non-Markovian random processes. Accordingly, the holography of self-similarity in the presentation of character information (Thue-Morsa sequence, Fibonacci sequence, Pribram's transformation).

Conclusion. Tthe affected mathematical features of the construct mentioned above will promote an explanation of the mental nature and consciousness. This reveals a big scope for further research of various mental phenomena and the nature of human consciousness.

Актуальность. Рассматриваются ключевые вопросы поиска подходов к развитию представлений теории поля К. Левина в рамках природы (концепции) фрактально-голографического конструкта. В начале XX века зародившееся философское течение – неопозитивизм провозгласил язык физики единственно научным, на который должны быть переведены, в том числе в целом, все суждения о психологических фактах. Однако К. Левин смотрел на физику несколько иначе. Его интересовали не операциональные процедуры, которые могут осуществить сведение психологических понятий к физической терминологии, а интеллектуальные приемы. Именно данные приемы могут, по его мнению, обеспечить обновление новой психологии. На этой основе К. Левин ввел понятие «психологическое поле», надеясь описать не физическую, а психологическую реальность, в которой живет человек. Чтобы избежать интерпретации психологических феноменов, используя понятие динамического поля, К. Левин пытался перейти от физики к геометрии. В частности, к топологии – науке, изучающей те или иные преобразования пространства. Однако при жизни К. Левина не было создано ни принципа голографии, ни фрактальной геометрии.

Цель исследования. Обращение к фрактально-голографическому конструкту позволит в определенной мере представить психологические феномены в более обобщенных формах. С этой целью рассматривается наиболее адекватная его топологическая (фрактальная геометрия) и физическая (голография) природа данного конструкта.

Наряду с этим, привлекается математический инструментарий, как фрактальных структур, так и голографии. Математическому инструментарию фрактальных структур будут соответствовать ряды Фибоначчи, золотая пропорция, математические прогрессии, немарковские процессы. Соответственно голографии – самоподобия в представлении символьной информации: последовательность Морса-Туэ, последовательность Фибоначчи, преобразование Прибрама.

Выводы. Предполагается, что затронутые математические особенности данного конструкта будут способствовать объяснению природы психического и природы сознания. Все это, в рамках данной концепции, открывает большой простор для дальнейшего исследования различных психических феноменов и природы сознания человека.

Authors / Авторы: Bogatykh B.A. / Богатых Б.А.

Меньшикова Г.Я., Савельева О.А., Ковязина М.С. Оценка успешности воспроизведения эгоцентрических и аллоцентрических пространственных репрезентаций при использовании систем виртуальной реальности // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 113–122

Menshikova G.Ya., Savelyeva O.A., Kovyazina M.S. (2018) Assessing successful reproduction of egocentric and allocentric spatial representations using virtual reality National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 11(2), 113–122

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0212

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Currently in psychological rehabilitation the necessity of developing innovative methods for testing cognitive dysfunctions with via the modern sophisticated technology is becoming increasingly important. One of the urgent requests is associated with developing the methods of diagnostics and correction of spatial representations disorders, which are manifested by decreasing accuracy of spatial representations of the environment in particular.

Objective. To study this issue the method for evaluating the accuracy of spatial information using which the ability to memorize the three-dimensional complex scenes was developed. It was assumed that the accuracy of reproduction would differ significantly depending on the coordinate (egocentric or allocentric) system of mental reconstruction processing.

Design. The library of virtual objects and six unique virtual scenes were created. Each scene of seven objects was shown to the participants within the interval for 25 seconds. Thirty six subjects (aged from 18 to 26) participated in the experiment. They were told to memorize the objects and their locations, and then to reproduce the memorized scene using the given viewpoint of the scene. Three viewpoints were chosen: the "front" (to reproduce the scene from the egocentric position); the "left" and the" above" (to reproduce the memorized scene from on the left and above imaginary allocentric positions, respectively). To perform the task the participants chose objects from the library of virtual objects using the flystick 2 and placed them in virtual space in accordance with the memorized scene. The object locations in virtual space were recorded. Moreover, the accuracy of egocentric and allocentric representations in terms of measurements, topology and depth parameters were calculated.

Conclusion. The results show that the egocentric representations (the "front" viewpoint) were more accurate for all parameters in comparison with the allocentric representations (the "left" and the "above" viewpoints), and the “above” representations were more accurate compared with the “left” ones. The topological accuracy was much better than the measurements and depth accuracy. Regardless of the viewpoints, the topological space parameters are stored in memory much more accurately than the depth parameters, which, in turn, are reproduced more accurately than metric parameters. It was also shown that the accuracy of spatial representations differs for different allocentric viewpoints: the "above" view is reproduced much more accurately than the "left" view.

The method developed made it possible to reveal the features of encoding spatial information in ER and AP blocks in terms of measurements, topology and depth parameters. It can be used in clinical rehabilitation to test impairments in the perception of space, and also violations of short-term memory. The results obtained allow refining the existing models of encoding spatial information.

Актуальность. В настоящее время в сфере психологической реабилитации возросла необходимость разработки инновационных методов тестирования когнитивных нарушений с помощью современных технологий. Одной из актуальных задач является разработка методов диагностики и коррекции нарушений пространственных представлений, которые, в частности, проявляются в снижении успешности запоминания пространственных свойств среды.

Цель. Для изучения этого вопроса мы разработали метод оценки точности кодирования пространственной информации, используя который исследовалась успешность воспроизведения трехмерных сложных сцен. Предполагалось, что точность их воспроизведения будет значимо различаться в зависимости от системы координат (эгоцентрической или аллоцентрической) мысленной реконструкция сцены.

Описание хода исследования. Были созданы библиотека виртуальных объектов и шесть уникальных виртуальных сцен. Каждая сцена включала семь объектов и предъявлялась на 25 секунд. Тридцать шесть человек в возрасте от 18 до 26 лет приняли участие в эксперименте. Их задачей было запомнить объекты и их местоположение, а затем воспроизвести сцену по памяти, используя заданный ракурс наблюдения. Предлагались три ракурса: «спереди» (из эгоцентрической позиции), «слева» и «сверху» (из воображаемых аллоцентрических позиций «слева» и «сверху»). Для выполнения задачи участники выбирали объекты из библиотеки виртуальных объектов и расставляли их в виртуальном пространстве в соответствии с запомненной сценой. Регистрировались их координаты в виртуальном пространстве. Затем рассчитывались точность воспроизведения сцены в ЭР и АР блоках кодирования пространственной информации по параметрам метрики, топологии и глубины.

Результаты. Показано, что эгоцентрические репрезентации (ракурс «спереди») по всем указанным параметрам формируются значимо точнее, по сравнению с аллоцентрическими репрезентациями (ракурсы «слева» и «сверху»). Независимо от ракурса, топологические параметры пространства сохраняются в кратковременной памяти значимо точнее, чем параметры глубины, которые, в свою очередь, кодируются более точно, чем параметры метрики. Также показано, что точность кодирования пространственных представлений различается для двух типов аллоцентрических ракурсов: ракурс «сверху» воспроизводится значимо точнее, чем ракурс «слева».

Выводы. Разработанный нами метод позволил выявить особенности кодирования пространственной информации в ЭР и АР блоках по параметрам метрики, топологии и глубины. Он может использоваться в клинической реабилитации для тестирования нарушений восприятия пространства и нарушений кратковременной памяти. Полученные нами результаты позволяют уточнить современные модели кодирования пространственной информации.

Authors / Авторы: Menshikova, Galina Ya. / Меньшикова Г.Я. ; Kovyazina, M. S. / Ковязина М.С.  ; Savelyeva O.A. / Савельева О.А.

Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 102–112

Vyslova A.D. (2018) Risks of drug-based deviant adaptation and prevention in adolescents. National Psychological Journal, 11(2), 102–112

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0211

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The relevance of the study is fueled by the emergence of new types of narcotic drugs and psychotropic substances, “rejuvenation” of children and adolescents who use drugs. The reference literature does not provide the information about those facts that narcotic substances contribute to maladjustment and trigger deviant behavior.

The Objective is to study the risk factors for deviant adaptation associated with drug abuse, the role of information on drugs and drug addicts in choosing a solution “for” or “against” using narcotic substances.

Design. A special questionnaire of 27 questions was developed. The questionnaire was aimed at finding out the level of knowledge about drugs, drug addiction and drug addicts before the first test. The frequency of drug use that could cause addiction was identified. The possibility of quitting using drugs, the presence of addicts in the social environment and their attitude to them on a temporary interval between the first use and the beginning of drug use were analysed. The sample included 34 active drug addicts at the age of 20-29 years, who are registered as drug addicts in Nalchik, Kabardino-Balkaria.

Research Results. The data analysis makes it possible to document the characteristics of drug addiction in those who have experience in drug use. The answers of active drug addicts and ordinary adolescents revealed their heterogeneity. The data obtained show the main factors that influence the heterogeneity are the age factor and the factor of ignorance.

Conclusion. The research results show the availability and relevance of information on drugs obtained from information sources, peers and adults, advertising the safety of small doses and “light” drugs. There are only superficial representations of drug addicts about drugs and their dangers prior to their consumption in adolescents. This allows to make a conclusion about the lack of systemic prevention of drug addiction in adolescents.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность данного исследования обусловлена появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, «омоложением» возраста приобщения детей и подростков к наркотикам. В литературе отмечается, что информация о наркотических веществах является инициирующей социальную дезадаптацию подростков и формирование их девиантного поведения

Цель исследования: изучение факторов риска социальной девиантной адаптации, связанных с потреблением наркотиков, роли информации о наркотиках и наркоманах в выборе решения «за» или «против» наркогенных веществ. Важным фактором приобщения к наркотикам, на наш взгляд, является влияние наркогенной информации, циркулирующей в подростковой среде.

Описание хода исследования. Разработана специальная анкета из 27 вопросов, направленных на выяснение уровня знаний о наркотиках, наркомании и наркоманах до совершения первой пробы. Мы выясняли также частоту потребления наркотиков, способных вызвать зависимость, возможности отказа от наркотиков после начала их потребления, наличие наркоманов в социальном окружении и отношения к ним на временном отрезке между первым предложением попробовать и началом потребления наркотика. В выборку вошли 34 активных наркомана в возрасте 20–29 лет, состоящих на наркологическом учете в г. Нальчик.

Результаты исследования. Анализ данных позволил зафиксировать особенности представлений о наркомании у лиц, имеющих опыт потребления наркотиков. Результаты сравнения ответов на вопросы анкеты активных наркоманов и обычных подростков выявили их неоднородность. Полученные данные свидетельствуют о том, что основными факторами, влияющими на формирование данных представлений, являются возрастной фактор и фактор неосведомленности.

Выводы. В результате исследования обнаружена доступность и значимость сведений о наркотиках, получаемых из информационных источников, от сверстников и взрослых, ориентирующих потенциальных потребителей на безопасность малых доз и «легких» наркотиков. Выявлены поверхностные представления наркоманов о наркотиках и об их опасности до начала потребления. Это позволяет сделать вывод об отсутствии системной профилактики наркозависимости в подростковой среде.

Authors / Авторы: Vyslova A.D. / Вислова А.Д.

Васягина Н.Н., Григорян Е.Н., Казаева Е.А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 92–101

Vasyagina N.N., Grigoryan E.N., Kazayeva E.A. (2018) Psychological and educational aspects of rehabilitation of children with autism spectrum disorder in preschool education. National Psychological Journal, 11(2), 92–101

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0210

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The increased number of children with autism spectrum disorder (ASD) is observed worldwide today. Ambiguity of the reasons that cause the disorder, lack of the possibility to render effective medical care make actual the need of non-HCP (according to medical research full treatment cannot be found). The solution of this problem is possible by using effective mechanisms of child training in the society.

The Objective is to develop the complex model for ASD children rehabilitation in preschool education based on the analysis of various correction methods that are widely used in the USA Europe and Russia. There considered are possibilities and limitations, and their application in preschool education.

Design. The authors consider their own model for ASD children rehabilitation based on the direct practical experience with a specific ASD child suffering. The conditions for adopting this model in preschool education are described: creating a special environment that allows to compensate for missing skills and facilitate the child adaptation, psychological and educational support of all subjects of inclusive education, and teamwork of experts of different profiles (teacher, psychologist, speech therapist, and speech pathologist).

Results. Based on the analysis of foreign and domestic experience of rehabilitation, a comprehensive model for the rehabilitation of the ASD child in the conditions of an educational organization has been developed. The construction of the individual rehabilitation route of the ASD child considers specific features of mutism, child’s adaptation and behaviour, the accompanying disturbances complicating the development process, background and needs of the family, and also resources of the educational organization. The rehabilitation work emphasizes the development of the emotional sphere and communication skills.

Conclusion. Rehabilitation work with the ASD child in the conditions of the educational organization will be effective if to carry out it by the group of experts in the following ways: correctional work with the ASD child, work with peers, work with teachers and parental support.

Актуальность. Во всем мире наблюдается рост числа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Неоднозначность причин, вызывающих данное нарушение развития, отсутствие возможности оказания эффективной медицинской помощи (по данным медицинских исследований полное излечение от аутизма не представляется возможным) актуализирует необходимость поиска немедикаментозных способов компенсации проявлений болезни. Решение данной задачи возможно при определении эффективных механизмов обучения ребенка жизни в социуме.

Цель исследования – разработка комплексной модели реабилитации детей, имеющих РАС в условиях дошкольной образовательной организации на основе анализа различных методов коррекции РАС, получившие распространение в США, Европе и России. Рассматриваются возможности и ограничения, их применения в условиях дошкольной образовательной организации.

Описание хода исследования. Авторы рассматривают собственную модель реабилитации ребенка с РАС, созданную на основе использования непосредственного практического опыта работы с конкретным ребенком, страдающим аутическим расстройством. Описываются условия реализации этой модели в условиях дошкольного образования: создание специально организованной среды, позволяющей компенсировать отсутствующие навыки и облегчить адаптацию ребенка, психолого-педагогическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образования и командная работа с ребенком с РАС специалистов разного профиля (педагога-психолога, логопеда, дефектолога).

Результаты. На основе анализа зарубежного и отечественного опыта реабилитации разработана комплексная модель реабилитации ребенка с РАС в условиях образовательной организации. В построении индивидуального реабилитационного маршрута ребенка с РАС учтена специфика имеющегося нарушения (мутизм), особенности его адаптации и поведения, сопутствующие нарушения, осложняющие ход развития, возможности и потребности семьи, а также ресурсы образовательной организации. Основные акценты в реабилитационной работе сделаны на развитии эмоциональной сферы и коммуникативных навыков.

Выводы. Реабилитационная работа с ребенком с РАС в условиях образовательной организации будет эффективной, если ее проводить комплексно группой специалистов по четырем основным направлениям: коррекционная работа с ребенком, развивающая работа со сверстниками, просветительская работа с педагогами и поддержка родителей такого ребенка.

Authors / Авторы: Vasyagina N.N. / Васягина Н.Н. ; Grigoryan E.N. / Григорян Е.Н. ; Kazayeva E.A. / Казаева Е.А.

Гордеева О.В. Психологическая помощь пациентам, пережившим околосмертный опыт (по материалам зарубежных исследований) // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 75–91

Gordeeva O.V. (2018) Psychological assistance to patients with near-death experience (based on foreign research). National Psychological Journal, 11(2), 75–91

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0209

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Near-death experience is an altered state of consciousness at the time when the person is on the threshold of death. Near-death experience has a specific structure which includes such elements as extra corporal experience, moving in a dark tunnel, seeing bright light, meetings with the deceased persons, panoramic life review and many others. The condition is quite common nowadays particularly due to the success of resuscitation and a high level of emergency care organization). Experience in itself and its some consequences derivate a lot of psychological problems at the person, which he is afraid to tell not only medical staff, but also relatives because of danger of interpretation his (her) near-death experiences as marks of psychic illness.

The Objective of the analytical theoretical research was to study the experience of working with such patients, accumulated in Western medicine, psychology and psychotherapy, the organization of the training process and also the organization of psychotherapeutic support for survivors and members of their families.

Design. This article analyzes the foreign (most publications on this subject is carried out in the United States) works on the problem of treatment with near-death experiencer and psychological support for them, the material contained in these works is structured and summarized on the main problems in this area.

Research results. Based on the review and analysis of the reference literature a preliminary Atwater's adaptation model of the near-death experience is proposed, the integration of this experience is viewed as the main goal to be implemented by the experiencer independently or in collaboration with a psychotherapist, the universal rules of treating near-death experiencers are elaborated. There are rules of treating different groups of experiencers and different categories of people interacting with them are identified and integrated: the rules of treating children with near-death, the experience of organizing psychotherapeutic assistance to their relatives.

Conclusion. The compliance with the rules by physicians, psychotherapists and relatives of near-death patients contributes to the decreased emotional and social problems in the patient, and sometimes even prevents their occurrence.

Актуальность статьи. Околосмертный опыт – измененное состояние сознания, переживаемое в момент близости к смерти. Оно имеет специфическую структуру, которая включает такие элементы как внетелесный опыт, ощущение движения в темном туннеле, видения яркого света, встречи с умершими, иных реальностей, обзор жизни и многое другое. Это состояние стало встречаться достаточно часто, в частности, из-за успехов реаниматологии и высокого уровня организации неотложной помощи. Само переживание данного опыта и обусловленные им личностные изменения порождают у людей целый ряд психологических проблем, о которых они бояться рассказывать не только медикам, но и близким из-за опасности интерпретации его околосмертных переживаний как признака душевной болезни.

Целью проведенного аналитико-теоретического исследования стало изучение накопленного в западной медицине, психологии и психотерапии опыта работы с такими пациентами, а так же знакомство с организацией процесса подготовки специалистов в этой области и особенностей психотерапевтической помощи людям, пережившим околосмертный опыт, и членам их семей.

Описание хода исследования. В статье проведен анализ зарубежных работ, посвященных проблеме обращения с пережившими околосмертный опыт и психологической помощи им. Содержащийся в работах материал структурирован и обобщен по основным проблемам в этой области.

Результаты исследования. Рассмотрена модель стадий адаптации человека после переживания околосмертного опыта, предложенная Ф. Этуотер. Выделены и интегрированы правила взаимодействия медицинского персонала и родственников с пациентами разных групп (как на этапе возможного появления околосмертного опыта, так и в период после получения данного опыта). Намечены правила обращения с пережившими этот опыт детьми. опыт организации психотерапевтической помощи пережившему и его близким.

Выводы. Соблюдение описанных в данной работе правил медиками, психотерапевтами и родными человека, пережившего околосмертный опыт, способствует ослаблению уже существующих у пациента эмоциональных и социальных проблем, а в ряде случаев – предупреждает их возникновение.

Authors / Авторы: Gordeeva O.V. / Гордеева О.В.

Белоусова А.К., Евсеева О.Е., Николаев А.Ю. Особенности личностного профиля ММИЛ у юношей с опытом первичных проб психоактивных веществ // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 66–74

Belousova А.K., Evseeva O.E., Nikolaev A.Ur. (2018). Features of personal profile in MMPI males with experience of primary samples of psychoactive substances. National Psychological Journal, 11(2), 66–74

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0208

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The increase in drug use in the population of Russia and representatives of the youth in particular is a vital issue that is controlled and monitored by the federal state. The rapid rise in drug use in young citizens requires a systematic analysis of the causes, study of criteria and assessment of predisposition for drug use, and also the development of programs to prevent drug addiction in adolescents.

Objective. Determination of the psychological predisposition of young men to psychoactive substances using the personality profile of the Multidisciplinary Method of Personality Inventory (MMPI).

Research Progress. The research was conducted between 2008 and 2010 on the basis of secondary comprehensive schools, cadet corps, secondary professional educational institutions and universities in Rostov-on-Don and the Rostov region, Russia. The sample included 338 males from 15-16 to 22-23 years old, whose average age is 17-18 years. The evaluation of information reported by applicants on the fact of presence / absence of psychoactive substance samples was made based on the results of the psychophysiological test using a polygraph.

Research Results. The results of the MMPI test were statistically analyzed according to the nonparametric Mann-Whitney test, and to a single-factor analysis of variance. The research results show that the scores of the F-scale in the MMPI profile of young males who used psychoactive substances reveal a statistically significant increase (p = 0.008), compared to those who did not use psychoactive substances. The single-factor analysis of the F- MMPI scale did not show a statistically significant difference (p = 0.128).

Conclusion. The paper proposes to consider an increase in the F-scale in the MMPI profile as an indicator of individual predisposition to use psychoactive substances, but not to consider an increase in its indices as a cause that affects primary psychoactive substances in adolescence. The results obtained can be used by practical and clinical psychologists when working with adolescents and youths.

Актуальность. Наркотизация населения России, в частности, представителей молодежной среды является актуальной проблемой, находящейся на контроле у государства. Стремительный рост наркотизации юношеского контингента требует системного анализа причин его раннего развития, изучения критериев и показателей оценки готовности личности к употреблению наркотиков, разработки программ по предупреждению наркозависимости в подростковом возрасте.

Цель. Определение особенностей психологической предрасположенности юношей к пробам психоактивных веществ на примере анализа личностного профиля теста Методики многостороннего исследования личности (ММИЛ).

Ход исследования. Исследование проводилось в период с 2008 по 2010 гг. на базе средних общеобразовательных школ, кадетских корпусов, средних профессиональных учебных заведений и вузов г. Ростова-на-Дону и Ростовской области. Выборка составила 338 человек (юноши от 15–16 до 22–23 лет; средний возраст 17–18 лет). Оценка сообщаемой абитуриентами информации по факту наличия/отсутствия проб психоактивных веществ (ПАВ) проводилось с учетом результатов психофизиологического исследования с применением полиграфа.

Результаты. Результаты теста ММИЛ были подвергнуты статистическому анализу по непараметрическому критерию Манна-Уитни, а также однофакторному дисперсионному анализу. Согласно результатам исследования, показатели шкалы F в профиле ММИЛ у юношей с опытом пробы ПАВ, имеют статистически значимое повышение (р=0,008), по сравнению с лицами, не пробовавшими ПАВ. Однофакторный дисперсионный анализ шкалы F-ММИЛ не показал статистически значимого результата различия (р=0,128).

Выводы. Авторы предлагают рассматривать повышение шкалы F в профиле ММИЛ как показатель индивидуальной предрасположенности к пробам ПАВ, однако не рассматривать повышение ее показателей в качестве причины, оказывающей влияние на первичные пробы ПАВ в юношеском возрасте. Полученные результаты могут быть использованы практическими и клиническими психологами при работе с подростково-юношеским контингентом.

Authors / Авторы: Belousova A.K. / Белоусова А.К. ; Evseeva O.E. / Евсеева О.Е. ; Nikolaev A.Yu. / Николаев А.Ю.

Захарова Е.И. , Карабанова О.А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 57–65

Zakharova E.I., Karabanova O.A. (2018) A modern view of how to apply film therapy. National Psychological Journal, 11(2), 57–65

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0207

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The development of psychological practices has emerged such promising method for evaluating and transforming the value semantic sphere of the individual as film therapy. However, the wide dissemination of the method is held up by insufficient knowledge of the mechanisms that make up its psychological impact. The urgent task is to elaborate on the projective method for diagnosing the value semantic sphere of the individual by means of artistic cinematography, and also to develop the technologies for quasi-forming and learning technique.

The Objective is to analyze the possibilities of using film therapy for solving psychotherapeutic, diagnostic, correctional, and developmental problems.

Design. The theoretical bases of film therapy as a kind of art therapy are considered, similarities and differences with bibliotherapy are emphasized. The paper discusses the development of film therapy as a method with a wide range of tasks from coping with emotional disturbances and restoring the balance of psychodynamic forces to a wide array of issues including optimizing personal development and education. Psychological impact mechanisms in the process of cinema therapy, i.e. projection, identification with the hero, reflection, catharsis, social learning are analyzed. Basic methods of personal transformation used in film therapy are singled out. Basic topics for group and individual discussion after watching a feature film are identified. The results of a pilot study that proved the high efficiency of the film therapy method in pregnant women are presented.

Research results. Based on the analysis of the psychological practice using artistic cinematography as a method of psychological influence the following tips should be laid emphasis on. Although the method of film therapy has successfully proved itself in solving psychotherapeutic, developmental, and educational problems, the psychological impact mechanisms have not received enough focus, and the possibilities of film therapy in the development of personal potential are far from being fully employed.

Conclusion. Prospects for the development of this method are associated with the development of projective methods for investigating the unconscious implicit attitudes of the individual, which will increase the effectiveness of diagnostic work, and also the development of quasi-forming techniques of psychological impact on the human value sphere enhancing their personal potential and taking into account the actual development challenges of each age group.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Развитие психологических практик привело к созданию кинотерапии, зарекомендовавшей себя перспективным методом оценки и трансформации ценностно-смысловой сферы личности. Однако широкому распространению метода кинотерапии препятствует недостаточная изученность механизмов его психологического воздействия. Актуальной задачей является создание проективного метода диагностики ценностно-смысловой сферы личности средствами художественной кинематографии, а также разработка технологий воздействия квази-формирующего и обучающего типа.

Целью статьи является анализ возможностей применения кинотерапии для решения психотерапевтических, диагностических, коррекционных, развивающих задач.

Описание хода исследования. Рассмотрены теоретические основания кинотерапии как вида арт-терапии, выделено сходство и различия с библиотерапией. Обсуждается развитие метода кинотерапии – от задач совладания с эмоциональными нарушениями и восстановлением баланса психодинамических сил до широкого спектра задач оптимизации личностного роста и образования. Проанализированы психологические механизмы воздействия в процессе кинотерапии: проекция, идентификация с героем, рефлексия, катарсис, социальное научение. Выделены базовые приемы личностной трансформации, применяемые в кинотерапии. Определены основные темы для группового и индивидуального обсуждения после просмотра художественного фильма. Приведены результаты пилотажного исследования, доказавшего высокую эффективность метода кинотерапии при подготовке к родительству женщин.

Результаты исследования. На основании анализа психологической практики использования средств художественной кинематографии как метода психологического воздействия можно сказать следующее. Хотя метод кинотерапии успешно зарекомендовал себя в решении психотерапевтических, развивающих, образовательных задач, однако психологические механизмы его воздействия исследованы недостаточно глубоко, а возможности кинотерапии в развитии личностного потенциала человека используются далеко не полно.

Выводы. Перспективы развития данного метода связаны с разработкой проективных методов исследования неосознаваемых имплицитных установок личности, что позволит повысить эффективность диагностической работы, а также с разработкой квази-формирующих техник психологического воздействия на ценностно-смысловую сферу человека на основе активизации его личностного потенциала и учета актуальных задач развития каждой возрастной группы.

Authors / Авторы: Zakharova E.I. / Захарова Е. И. ; Karabanova, O. A. / Карабанова О.А.

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Структурная модель эмоционально-личностного благополучия // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 46–56

Karapetyan L.V., Glotova G.A. (2018) Structural model of emotional and personal well-being. National Psychological Journal, 11(2), 46–56

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0206

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The paper is devoted to the development of a new approach to the study of a person's well/ill-being. Changes in economy, politics and geopolitics, social sphere in Russia and the entire world have resulted in emerging features of modern life that significantly affect the well-being of a person. In this regard, psychology interest in this issue is rising. In Western psychology, two theoretical constructs of "subjective well-being" and "psychological well-being" are clearly differentiated, and the toolkit to correspond each construct is created. However, in the national psychological science, there is a variety of terms with borrowed foreign psychodiagnostical tools.

The Objective of this research is to develop a concept of emotional well-being of a person based on the integration of existing foreign and national psychology approaches to the study of well-being within a new theoretical construct and structural model, and also transforming the models in the research tool and its empirical verification.

The paper considers emotional well-being of a person as an entire existential condition of harmony between the inner and outer world, initiated throughout the living process, activity and communication of a human.

Design. Conducting a pilot study based on the sample of 117 subjects and the analysis of reference literature allowed to build the theoretical construct of "emotional well-being of a person" that includes nine parameters: the three of them include the positive emotional component of well-being, other three ones include positive personal component of well-being, and three components indicate ill-being. These parameters lie in the basis of the research methods for self-evaluation of emotional well-being" (SEEWB) carried out using the sample of 2,229 subjects.

Conclusion. The cluster analysis identified and described groups of respondents in terms of self-evaluation of emotional well-being. The results obtained can be used both in research and in practical activities of a psychologist for diagnosing and optimizing the level of emotional and personal well-being.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Статья посвящена разработке нового подхода к изучению переживания человеком благополучия/неблагополучия. Изменения, происходящие в сфере экономики, политики и геополитики, в социальной сфере в нашей стране и мире в целом, привели к возникновению ряда особенностей жизни современного человека, в значительной мере сказывающихся на переживании им внутреннего благополучия. В связи с этим в психологии возрос интерес к данной проблеме. Однако, если в западной психологии четко дифференцированы два теоретических конструкта «субъективное благополучие» и «психологическое благополучие» и создан соответствующий каждому из конструктов инструментарий, то в отечественной психологической науке наблюдается терминологическое разнообразие при одновременном заимствовании зарубежного психодиагностического инструментария.

Цель. Целью данного исследования является разработка концепции эмоционально-личностного благополучия, опирающейся на интеграцию существующих в зарубежной и отечественной психологии подходов к изучению благополучия в новый теоретический конструкт и структурную модель, а также трансформация модели в исследовательский инструмент и его эмпирическая проверка. В статье эмоционально-личностное благополучие рассматривается как целостное экзистенциальное переживание состояния гармонии между внутренним и внешним миром, возникающее в процессе жизни, деятельности и общения человека.

Описание хода исследования. Проведение пилотного исследования на выборке численностью 117 человек и анализ научной литературы позволили создать теоретический конструкт «эмоционально-личностное благополучие», который включает девять параметров. При этом три из них составляют позитивный эмоциональный компонент благополучия, три – позитивный личностный компонент благополучия, три – компонент неблагополучия. Данные параметры «эмоционально-личностного благополучия» положены в основу исследовательской методики «Самооценка эмоционально-личностного благополучия» (СЭЛБ), которая была проведена на выборке 2229 человек.

Результаты исследования. С помощью кластерного анализа выделены и описаны группы респондентов, различающихся по особенностям самооценки эмоционально-личностного благополучия.

Выводы. Полученные результаты могут быть использованы как в исследовательской работе, так и в практической деятельности психолога для диагностики и оптимизации уровня эмоционально-личностного благополучия.

Authors / Авторы: Karapetyan L. V. / Карапетян Л. В. ; Glotova, Galina A. / Глотова Г. А.

Лифинцев Д.В. , Серых А.Б., Лифинцева А.А. Оценка успешности воспроизведения эгоцентрических и аллоцентрических пространственных репрезентаций при использовании систем виртуальной реальности // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 38–45

Lifintsev D.V., Serykh A.B., Lifintseva A.А. (2018) Helping relationship in the theory and practice of social work (based on foreign research). National Psychological Journal, 11(2), 38–45

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0205

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The functionability of the social worker, their professional competencies and the quality of interpersonal contact with the client create the background for analyzing the helping relationships as a main factor of efficacy of psychological help.

The Objective of this paper is to analyze the phenomenon of «helping relationships» in social work. The phenomenon of “helping” lies in the basis of helping relationships. “Helping” means finding a joint solution of certain problem of the client and the development of their social competencies. Client requests are given in brief, they include the provision of certain services and support/guidance in difficult life situations. Particular attention is paid to the analysis of the pioneering works in the field of helping relationships, e.g. F.Biestek, H.Perlman, R.Weiss, etc. Helping relationships are viewed through the categories of communication, interaction, working alliance, form, connection. The key components of a helping relationship are reciprocity, feelings, knowledge, reality, interest, goals, impartiality, ability to offer something new and facilitation. Helping relationships are always associated with changes in both the social worker and their client. Helping relationship in the practice of social work developed for a specific purpose and terminate when the goal is achieved. Helping relationship differ from other types of interpersonal relationships. Care for the client system, expectations, empathy and clear communication, authenticity of experiences and acceptance, authority are important factors in the development of helping relationship. The main stages of helping relationship in the practice of social work are considered: the initial stage, research and evaluation, problem solving and completion.

Research Results. Despite a significant role that helping relationship plays in social work, there are still the issues that require further study, e.g. distinction of helping relationship and therapeutic relationship, expert competence, capablity of building mutual assistance and describing the quality of mutual assistance.

Conclusion. Helping relationship is a long-term relation within the framework of professionally assigned roles and statuses related to the support and assistance to a person in their development and social adjustment, incentivizing individual changes and preserving or restoring their psychological and social well-being. Building and developing mutual assistance is possible only within the relatuins based on empathic understanding, respect, positive feedback, authenticity, congruence, immediacy and warm feelings towards the client.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Функциональность социального работника, система его профессиональных компетенций и качество межличностного контакта с клиентом создают основу для анализа помогающих отношений как одного из факторов эффективности социально-психологической помощи. Проблема помогающих отношений имеет весьма ограниченный диапазон представленности в современной психологии.

Цели проведенного аналитико-теоретического исследования заключаются в подробном анализе феномена «помогающих отношений» в социальной работе, в выявлении специфики процесса «оказания помощи», в обсуждении основных составляющих помогающих отношений в социальной работе.

Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно дан анализ работ пионеров в области изучения помогающих отношений, а именно, F. Biestek, H. Perlman, R. Weiss и многих др. Рассматривая феномен «оказания помощи», авторы описывают базис помогающих отношений в социальной работе. Охарактеризованы типы клиентских запросов, среди которых основными являются предоставление конкретных услуг и поддержка/руководство в трудных жизненных ситуациях. Представлены основные стадии развития помогающих отношений в практике социальной работы: начальный этап, исследование и оценка, решение проблемы, завершение.

Результаты исследования. Несмотря на весьма значительную роль, которую играют помогающие отношения в практике социальной работы, до сих пор остаются неясными вопросы их дифференциации с терапевтическими отношениями, проблемы содержания компетенций специалиста, способного к построению помогающих отношений и описания качества помогающих отношений как одного из факторов эффективности оказания помощи.

Выводы. Помогающие отношения – это долгосрочные отношения в рамках профессионально заданных ролей и статусов, связанные с поддержкой и сопровождением человека в его развитии и социальной адаптации, со стимулированием индивидуальных изменений и сохранением или восстановлением его психологического и социального благополучия. Построение и развитие помогающих отношений возможно только на основе эмпатического понимания, уважения, позитивной обратной связи, подлинности, конгруэнтности, непосредственности и проявление теплых чувств по отношению к клиенту.

Authors / Авторы: Lifintsev, Dmitry V. / Лифинцев Дмитрий Валентинович ; Serykh, Anna B. / Серых Анна Борисовна ; Lifintseva A.A. / Лифинцева Алла Александровна

Тхостов А.Ш., Виноградова М.Г. Психологические проблемы реабилитации психически больных // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 32–37

Tkhostov A.Sh., Vinogradova M.G. (2018) Psychological issues of rehabilitation of mental patients. National Psychological Journal, 11(2), 32–37

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0204

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. At different stages of the development of the society, the principles that lie in the basis of rehabilitation programs and are justified by experts of various fields are changing. The opportunities that modern society possesses, the resources that it is ready to spend to solve a wide range of rehabilitation problems, are transformed, evolve and require scientific reflection.

The Objective is to discuss modern principles of rehabilitation and social integration of mentally disturbed individuals.

Design. The role of the subject of the rehabilitation program and the role of society in implementing the programs are discussed. The principle of general and targeted rehabilitation work is justified, the principle of continuity and increasing specificity of psychological assistance, the principle of the subject's own activity are identified.

Research results. The need to address not only the conscious motivation of the subject, but also the consideration of unconscious motives for participation in rehabilitation activities and in maintaining health is disclosed. The fixed notion of norm as the ideal and the difficulty of changing stereotypes towards a mentally disturbed person are discussed.

Conclusion. On the one hand, rehabilitation of a mental patients should be based on the developed and appropriately maintained personality orientation, the ability to take partial responsibility for mental condition and development. On the other hand, the patient needs societal support, preparedness of society to integrate into an active social life and to change the established stereotypes.

Актуальность (контекст) тематики статьи. На разных этапах развития общества меняются принципы, которые закладываются в основу реабилитационных программ и отстаиваются специалистами разных направлений. Возможности, которыми обладает современное общество, те ресурсы, которое оно готово затратить на решение широкого спектра проблем реабилитации, трансформируются, эволюционируют и требуют научной рефлексии.

Цель: обсуждение современных принципов реабилитации и социальной интеграции людей с психическими заболеваниями.

Описание хода исследования. Обсуждается роль субъекта реабилитационной программы и роль общества в осуществлении этой программы. Обосновываются принцип общенаправленной и адресной реабилитационной работы, принцип преемственности и возрастающей специфичности психологической помощи, принцип собственной активности субъекта.

Результаты исследования. Раскрывается необходимость обращения не только к сознательной мотивации субъекта, но и учет бессознательных мотивов участия в реабилитационных мероприятиях и в поддержании здоровья. Обсуждается устойчивость в обществе представлений о норме как об идеале и трудности изменения стереотипов в отношении к больному человеку.

Выводы. Реабилитация психически больного человека с одной стороны, должна опираться на формирование и поддержание у него соответствующей направленности личности, способности принимать часть ответственности за свое состояние и развитие. С другой стороны необходимы поддержка больного обществом, готовность общества к его интеграции в активную социальную жизнь, к изменению устоявшихся стереотипов.

Authors / Авторы: Tkhostov А.Sh. / Тхостов А.Ш.  ; Vinogradova M.G. / Виноградова М.Г.

Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 22–31

Längle S. (2018) Therapeutic capacity of logotherapy and existential analysis. National Psychological Journal, 11(2), 22–31

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0203

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Victor Frankl developed two methods based on the fundamental (spiritual) ability to self-distraction and self-transcendence, i.e. paradoxical intention and dereflection. Further development and extension of the concepts Person and Existence in the framework of existential analysis by Alfried Längle allowed to expand the scientific basis for the creation of new therapeutic interventions and their methodological description. It seems very relevant to present in the paper the analysis of the logotherapeutic and existential analytical psychotherapeutic methods that exist at the present moment.

The Objective of this paper is to give an overview of the logotherapy methods (LT) and existential analysis (EA), and to try and explain why they work. Also the author tries to clarify the logic of existential -analytical methods in correlation with EA anthropology and methodology.

Design. The review of the LT and EA methods is presented here as they are currently used in psychotherapeutic practice and are taught as part of the training program on psychotherapy and counseling of the International Society for Logotherapy and Existential Analysis (GLE-International). The explanation of how the methods of logotherapy and existential analysis operate are done by correlating the EA methods in the first part of the paper with its anthropological concept, and in the second part - with the level (or extension) of the disturbance influenced by the method used and the psychotherapeutic work accordingly.

Results. Three different levels or layers of LT and EA methods distinguished from each other by the principles of psychotherapeutic work are characterized. The first two levels are the area of action of short-term therapy including counseling on the one hand, and process-oriented therapeutic procedures, on the other hand. The third level developing the process of developing a personal dialogue is aimed at the Person concept. Being the nucleus of EA, Personal Existential Analysis (PEA) is considered to be an intra- or interpersonal dialogical process through which a person claims himself/herself through a decisive occupation of a position, being faced with a certain situation. The therapeutic method of PEA (introductory part, 3 steps including all stages) is described.

Conclusion. The methods described provide the therapist with an array of various interventions aimed at activating the patient. Interventions are designed to help the patient find themselves in an existential relationship, gain their own voice, give their strength, help them find a description and give expression to new, better ways of being.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Виктор Франкл разработал два метода, основанные на фундаментальной (духовной) способности человека к самодистанцированию и самотрансценденции: парадоксальная интенция и дерефлексия. Дальнейшее развитие и углубление понятий Person и экзистенция в рамках экзистенциального анализа Альфридом Лэнгле позволило расширить научный базис для создания новых терапевтических интервенций и их методологического описания. Нам представляется весьма актуальным представить в статье анализ логотерапевтических и экзистенционально-аналитических психотерапевтических методов, существующих на настоящий момент.

Цель данной работы – дать обзор методов логотерапии (ЛТ) и экзистенциального анализа (ЭА), и попытаться и объяснить, почему они работают. Кроме того, автор старается прояснить логику экзистенциально-аналитических методов в соотнесении с антропологией ЭА и методологией.

Описание хода исследования. Обзор методов ЛТ и ЭА представлен в статье в том виде, в котором они на настоящий момент применяются в психотерапевтической практике и преподаются как часть обучающей программы по психотерапии и консультированию Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International). Объяснение того, как действуют методы логотерапии и экзистенциального анализа сделано посредством соотнесения методов ЭА в первой части статьи с его антропологической концепцией, а во второй части – с уровнем (или глубиной) нарушения, на котором метод оказывает воздействие и, соответственно, происходит психотерапевтическая работа.

Результаты исследования. Выделены и охарактеризованы три различных уровня или слоя методов ЛТ и ЭА, отличающиеся друг от друга принципами психотерапевтической работы. Два первые уровня – область действия кратковременной терапии, куда входит, с одной стороны, консультирование, с другой, – ориентированные на процесс терапевтические процедуры. Третий уровень: процесс развития персонального диалога – ориентация на Person. Рассмотрен персональный экзистенциальный анализ (ПЭА), который является ядром ЭА и представляет собой внутри- или межличностный диалогический процесс, посредством которого человек утверждает себя через решительное занятие позиции, оказавшись лицом к лицу с конкретной ситуацией. Проанализирован терапевтический метод ПЭА, состоящий из трех шагов и вводной части, описаны все его этапы.

Выводы. Описанные выше методы предоставляют терапевту арсенал для различных интервенций, направленных на активизацию пациента. Интервенции призваны помочь пациенту найти себя в экзистенциальном отношении, обрести собственный голос, придать ему силы, помочь ему найти описание и дать выражение новым, лучшим способам бытия.

Authors / Авторы: Längle Silvia / Лэнгле Сильвия

Капустин С.А. Новый критерий нормальной и аномальной личности // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 13–21

Kapustin S.A. (2018) A new criterion for identifying normal and abnormal personality. National Psychological Journal, 11(2), 13–21

DOI: doi: 10.11621/npj.2018.0202

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Developing criteria for distinguishing between normal and abnormal personality is one of the most important fundamental scientific problems of psychology. However, today it does not have a satisfactory explanation.

The main Objective of this paper is to propose a new criterion to identify normal and abnormal personality that refers to the works of Erich Fromm.

The methodological and theoretical analysis of E. Fromm's ideas of productive and non-productive personality was carried out.

Based on the analysis of Fromm’s accounts an existential criterion for identifying normal and abnormal personality is proposed.

Conclusion. According to this criterion, firstly normal and abnormal personalities can be identified by special features of their position regarding existential dichotomies, secondly they include particular aspects of acquiring this position. Such dichotomies are inherent, bilateral discrepancies. The position of a normal personality pre-determinates certain existential dichotomies and the necessity of searching for compromise in resolving these dichotomies. This position is actively developed by a person taking into account the rational approach. The position of an abnormal personality is to deny a contradicting predetermination of inherent in existential dichotomies and leads a person toward a consistent, noncompetitive, and eventually single way where self-determination is not taken into account. This position is imposed by other people on an irrational basis. Abnormal personality is deemed as one of the most important factors that influence the development of various kinds of psychological problems and mental disorders (e.g. neurosis).

The references are made to empirical studies, which show that the existential criterion can be successfully used to diagnose normal and abnormal personality and to identify the causes of many psychological problems in humans.

Актуальность (контекст) тематика статьи. Проблема критериев различения нормальной и аномальной личности – одна из важнейших фундаментальных научных проблем психологии. Однако на сегодняшний день она не имеет удовлетворительного решения.

Цель исследования – предложить новый критерий нормальной и аномальной личности, содержащийся в неявном виде в работах Эриха Фромма.

Описание хода исследования. Для достижения этой цели был проведен методологический и теоретический анализ представлений Э. Фромма о продуктивной и непродуктивной личности.

Результаты исследования. На основании этого анализа предложен новый так называемый экзистенциальный критерий нормальной и аномальной личности.

Выводы. Согласно этому критерию нормальность и аномальность личности определяются, во-первых, особенностями содержания, во-вторых, особенностями формирования ее позиции по отношению к свойственным природе человека, так называемым экзистенциальным дихотомиям – объективно существующим, неустранимым, двухальтернативным противоречиям между разными ее сторонами. Позиция нормальной личности по содержанию ориентирует человека на противоречивую заданность его жизни в виде экзистенциальных дихотомий и необходимость поиска компромисса при их разрешении. Она формируется при активном участии самого человека на рациональной основе. Позиция аномальной личности по содержанию субъективно отрицает противоречивую заданность человеческой жизни в виде экзистенциальных дихотомий, ориентируя человека на непротиворечивый, безальтернативный и, следовательно, односторонний способ жизни, который не предполагает его самоопределения. Она навязывается человеку другими людьми на иррациональной основе. Понимаемая таким образом аномальная личность рассматривается как один из важнейших факторов, влияющих на возникновение у человека различного рода психологических проблем и психических расстройств, прежде всего, неврозов.

Практическое применение. Даны ссылки на эмпирические исследования, в которых показано, что экзистенциальный критерий может быть успешно использован для диагностики нормальной и аномальной личности и выявления причин возникновения у человека многих психологических проблем.

Authors / Авторы: Kapustin, Sergey A. / Капустин С. А.

All/ Все материалы | Categories / Материалы по рубрикам

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук