All new article / Новые материалы

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Юрия Михайловича Жукова (05.07.1945—18.03.2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.93-95

The staff of the faculty of psychology MSU (2018). In the memory of Yury Mikhaylovich Zhukov (05.07.1945—18.03.2018). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 93-95

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

18 March 2018. died Yuri M. Zhukov — the doctor of psychological Sciences, Professor of chair of social psychology of faculty of psychology of Moscow state University named after M. V. Lomonosov, honored Professor of Moscow state University, original-minded scientist, a bright and witty lecturer who generously shared their ideas and research Manager, a passionate teacher, creatively experimenting with teaching methods and development of students.

18 марта 2018 г. ушел из жизни Юрий Михайлович Жуков — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный профессор Московского университета, оригинально мысливший ученый, яркий и остроумный лектор, щедро делившийся своими идеями научный руководитель, увлеченный преподаватель, творчески экспериментировавший с методиками обучения и развития студентов.

Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко (24.11.1949—28.01.2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.90-92

The staff of the faculty of psychology MSU (2018). In the memory of Tatyana Gavrilovna Stefanenko (24.11.1949—28.01.2018). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 90-92

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

On January 28, 2018 Tatyana Gavrilovna Stefanenko, a sensitive teacher and outstanding researcher, our colleague, friend and mentor, head of the Department of social psychology of the faculty of psychology of Lomonosov Moscow state University (2006-2017), doctor of psychology, Professor, honored Professor of Moscow University (2009), passed away.

28 января 2018 г. ушла из жизни Татьяна Гавриловна Стефаненко — чуткий учитель и незаурядный исследователь, наш коллега, друг и наставник, заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2006—2017), доктор психологических наук, профессор, заслуженный профессор Московского университета (2009).

Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Нины Федоровны Талызиной (28.01.1923—06.01.2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.87-89

The staff of the faculty of psychology MSU (2018). In the memory of Nina Fedorovna Talyzina (28.01.1923—06.01.2018). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 87-89

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

On January 6, 2018 Nina Fyodorovna Talyzina, academician of RAO, Professor of psychology of education and pedagogy Department of psychology of Moscow state University, doctor of psychology, Honored worker of science of the Russian Federation, Honored Professor of Lomonosov Moscow state University, died.

6 января 2018 г. скончалась Нина Федоровна Талызина — академик РАО, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова.

Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю. Времен связующая нить: о книге С.Г. Геллерштейна «Методология психотехники». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.81-86

Mazilov V.A., Stoyukhina N.Yu. (2018). Time connecting thread: the book S.G. Gellerstein “Methodology of Psychotechnics”. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 81-86

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Review of the book S.G. Gellerstein “Methodology of Psychotechnics”

Мы живем в непростое время. Утверждение банальное, но верное. Наше время — это еще и пора возвращений. Возвращения необходимы: они расставляют все по своим местам, заполняют лакуны, восстанавливают историческую справедливость и связь времен. К нам возвращаются работы классиков психологической науки. Совсем недавно мы радовались возвращению текстов Л.С. Выготского: были опубликованы его ранние работы, а также многочисленные театральные рецензии и статьи о театре. Затем были опубликованы его записные книжки.

Теперь настал черед возвращения другого классика — С.Г. Геллерштейна. Только что вышел в свет двухтомник его трудов общим объемом более 800 страниц.

Authors / Авторы: Mazilov, V.A. / Мазилов В.А.  ; Stoyukhina, N.Yu. / Стоюхина Н.Ю.

Веракса А.Н., Якушина А.А. Апробация методики «Исследование мысленного представления движений у детей» (Movement Imagery Questionnaire for Children). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.70-80

Veraksa A.N., Yakushina A.A. (2018). Testing of the methodology “Movement Imagery Questionnaire for Children”. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 70-80

DOI: 10.11621/vsp.2018.01.70

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The relevance of the work due to the lack of a special method that could to assess the ability of young athletes to represent movements in the Russian psychological tools.

Objective. The aim of the work is to test the method “Movement imagery Questionnaire for Children”, which is developed by Canadian researchers (R. Martini and colleagues), on Russian athletes.

Method. The analysis of studies that demonstrate the importance of using mental images in the training process was described. Empirical study of the mental representation of movements in 112 Russian young athletes from age 7 to 12 years with the help of a pre-adapted technique MIQ-C was conducted.

Results. The main types of mental images that are most often used by young athletes have been revealed: first-person visualization, third-person visualization and visualization of muscle performance. The last one (kinesthetic) is the most difficult for children. The highest rates of use of all three methods were noted in children 9-10 years. In the process of the work it was compared the results obtained for the Russian sample, with the results of Canadian researchers. It was revealed that Russian athletes assess their capabilities for visualization higher than young athletes in Canada.

Conclusions. It is necessary to expand a sample, having picked up athletes of those sports which are not presented at this stage of work, and to carry out check of validity of the Russian version of this method on the expanded sample.

Актуальность. Актуальность работы обусловлена отсутствием в отечественном психологическом инструментарии специальной методики, необходимой для оценки способности к образному представлению движений у юных спортсменов.

Цель. Цель работы — апробация на русскоязычной выборке методики «Исследование мысленных представлений движений у детей (Movement Imagery Questionnaire for Children — MIQ-C)», разработанной канадскими исследователями (Р. Мартини с коллегами).

Метод. Анализ исследований, в которых демонстрируется важность использования мысленных образов в тренировочном процессе. Эмпирическое исследование образного представления движений у 112 российских детей-спортсменов 7—12 лет с помощью предварительно адаптированной методики MIQ-C.

Результаты. Выявлены основные виды мысленных образов, которые чаще всего используют юные спортсмены: представления от первого лица, от третьего лица и представление работы мышц. Последнее (кинестетическое) представление является наиболее сложным для детей. Наиболее высокие показатели использования всех трех способов отмечены у детей 9—10 лет. Сравнение результатов, полученных на российской выборке, с результатами канадских исследователей показало, что российские юные спортсмены оценивают свои возможности мысленного представления движений несколько выше, чем их сверстники из Канады.

Выводы. Необходимо расширить выборку, подобрав спортсменов тех видов спорта, которые не представлены на данном этапе работы, и провести проверку валидности русскоязычного варианта методики на расширенной выборке.

Authors / Авторы: Veraksa, Aleksandr N. / Веракса А.Н. ; Yakushina, A.A. / Якушина А.А.

Арестова О.Н., Махмудова С.Х. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.55-69

Arestova O.N., Makhmudova S.Kh. (2018). Subjective presentation of family relations on the different levels of awareness (in adolescents). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 55-69

DOI: 10.11621/vsp.2018.01.55

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The study is devoted to the problem of family relations in adolescence. This problems seems to become very actual in recent times because of significant changes in family relations concerned with adolescents.

Objective. The hypothesis of different levels of awareness (explicit and implicit) representation of family situation in adolescence in connection with the emotional tone of relationships between family members has been tested in this research. We also propose that this fact s related with the follows parameters: adolescent gender and family unity.

Methods. 45 adolescents (22 girls and 23 boys) age of 13-14 took part in the research: 8 of them are from single-parent families (father missing), 37 – from completed families. The following methods were used: Family image test, Color Test of Relations and the questionnaire of parent’s behavior and attitudes of adolescents by E. Shafer).

Results. Results It was demonstrated that in explicit level adolescents evaluate their family situation more positively than in implicit level. Adolescents of different sex differently evaluate the degree of solidarity and emotional relationships in their families: girls consider their families more joined than boys. Both girls and boys perceive their mother and father more positively in explicit level (questionnaire) than in implicit level. Generally, girls and boys realize the estimations of family situation concerned with cohesion and emotional relationships differently. As a hole adolescents implicitly perceive their mother as more positive and important than the father.

Актуальность. Исследование посвящено проблеме восприятия семейной ситуации подростками. Данная проблема является крайне острой в связи с происходящими в настоящее время изменениями в семейных отношениях, затрагивающими прежде всего взрослеющее поколение.

Цель. Цель исследования — установление характера презентации семейной ситуации на различных уровнях осознанности у подростков по параметру «эмоциональный тон отношений». Проверяемое предположение: на эксплицитном уровне родители воспринимаются подростками более позитивно, чем на имплицитном; степень дифференциации эксплицитного и имплицитного восприятия связана с полом подростка и степенью сплоченности семьи.

Методы.Применялись следующие методики: проективный рисунок семьи, «Цветовой Тест Отношений — ЦТО» Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда и опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним — ADOR/ПОР» Э. Шафера в адаптации Вассермана Л.И., Горьковой И.А., Ромицыной Е.Е.

В исследовании участвовали 45 подростков (22 девочки и 23 мальчика в возрасте 13—14 лет), проживающих в г. Баку (Азербайджан).

Результаты. Предположение о различиях в восприятии семейных отношений на разных уровнях осознанности подтвердилось. На эксплицитном уровне подростки обоего пола воспринимают родителей более позитивно, чем на имплицитном. Предположение о том, что подростки разного пола по-разному оценивают степень сплоченности и эмоциональные отношения в собственной семье, также подтвердилось: девочки воспринимают свою семью как сплоченную значимо чаще, чем мальчики. Подтвердилось и предположение о том, что на имплицитном уровне подростки воспринимают своих матерей как более позитивных и значимых членов семьи по сравнению с отцами.

Authors / Авторы: Arestova O.N. / Арестова О.Н. ; Makhmudova, S.Kh. / Махмудова С.В.

Фадюшин С.Г. Вероятностная оценка смысла. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.37-54

Fadyushin S.G. (2018). Probabilistic evaluation of sense. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 37-54

DOI: 10.11621/vsp.2018.01.37

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The content of the paper refers to the field of interdisciplinary scientific research, lying at the intersection of information theory and cognitive psychology.

Relevance. In conditions of rapid development of communication between people through computers, the transfer and adequate reception of the meaning of an information message are of great importance.

Purpose. Theoretical substantiation and development of the probabilistic approach to the evaluation of the meaning of purposeful human activity on the example of a text.

Methods. Theoretical analysis of probabilistic (V. Nalimov) and activity-related (D. Leontiev) approaches to the problem of meaning in psychology; method of calculating the amount of information developed by K. Shannon; author’s technique for assessing the meaning of a text message, based on a comparative analysis of the source text with its probabilistic representation by random permutation of words.

Results.The justification of the probabilistic nature of sense is given; a psychometric criterion is proposed for quantifying the meaning of purposeful conscious human activity in the form of differential entropy of the exponential distribution of the Shannon entropy difference between two adjacent words in the text; a technique for probabilistic evaluation of the meaning of purposeful conscious human activity taking text as an example is proposed.

The analysis of more than 50 texts - information messages from the Internet, differing in the level of meaningfulness and reflecting various emotional experiences of the authors - showed: a) the greatest meaningfulness is in texts written by authors under the influence of strong emotions; b) texts the style of presentation of which is typical for authors in the state of neutral emotions occupy an intermediate position in terms of meaningfulness; c) the least meaning is in texts written by those who experience some disorder of thinking.

Conclusions. The results confirm the main hypothesis of the study that the meaning is encoded in a chain of semantic connections of purposeful conscious human activity and has a probabilistic nature. The materials of the paper can be of practical and theoretical interest for psychologists dealing with issues of meaning, linguists and developers of artificial intelligence.

Содержание статьи относится к сфере междисциплинарных научных исследований, лежащих на стыке теории информации и когнитивной психологии.

Актуальность. В условиях стремительного развития коммуникационных взаимоотношений между людьми посредством компьютерных средств связи большое значение приобретают передача и адекватный прием смысла информационного сообщения.

Цель. Теоретическое обоснование и развитие вероятностного подхода к оценке смысла целенаправленной деятельности человека на примере текста.

Методы. Теоретический анализ вероятностного (В.В. Налимов) и деятельностного (Д.А. Леонтьев) подходов к проблеме смысла в психологии; метод исчисления количества информации, разработанный К. Шенноном; авторская методика оценки смысла текстового сообщения, основанная на сравнительном анализе исходного текста с его вероятностным представлением путем случайной перестановки слов.

Результаты. Дано обоснование вероятностной природы смысла; предложен психометрический критерий для количественной оценки смысла целенаправленной осознанной деятельности человека в виде дифференциальной энтропии экспоненциального распределения разности энтропий по Шеннону между двумя смежными словами в тексте; предложена методика вероятностной оценки смысла целенаправленной осознанной деятельности человека на примере текста.

Анализ более 50 текстов — информационных сообщений из сети интернет, различающихся по уровню осмысленности и отражающих различные эмоциональные переживания авторов, — показал: а) самую большую осмысленность имеют тексты, написанные авторами под влиянием сильных эмоций; б) тексты, стиль изложения которых характерен для авторов в состоянии нейтральных эмоций, по уровню осмысленности занимают промежуточное положение; в) менее всего смысла в текстах, авторы которых имеют проблемы, связанные с расстройством мышления.

Выводы. Результаты подтверждают основную гипотезу исследования о том, что смысл закодирован в цепочке смысловых связей целенаправленной осознанной деятельности человека и имеет вероятностную природу. Материалы статьи могут представлять практический и теоретический интерес для психологов, занимающихся вопросами смысла, лингвистов и разработчиков искусственного интеллекта.

Authors / Авторы: Fadyushin, S.G. / Фадюшин С.Г.

Кроткова О.А., Данилов Г.В., Каверина М.Ю., Кулёва А.Ю., Гаврилова Е.В., Ениколопова Е.В. Объем зрительного внимания при нормальном старении: айтрекинг-исследование. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.21-36

Krotkova O.A., Danilov G.V., Kaverina M.Yu., Kuleva A.Yu., Gavrilova E.V., Enikolopova E.V. (2018). The distribution of visual attention in normal aging: the eye tracking study. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 3-20

DOI: 10.11621/vsp.2018.01.21

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The study of adaptive brain reorganizations during normal human aging is relevant both in the social aspect and in the scientific aspect. It contributes to the development of theoretical ideas about brain providing cognitive processes.

Objective. The aim of the work is to study the mechanisms of changing the volume of visual attention during normal aging using the technology of eye-tracking.

Methods. 30 healthy subjects aged 19-30 years (11 people, younger group) and 50-81 years (19 people, older group) performed an original technique assumed the memorization of triplets of images, their recall and recognition in a series of similar, identical and new images. The memorization was accompanied by the recording of subjects’ eye movements.

Results.In the older group the narrowing of volume of visual attention was obtained. For a 10-second exposure of stimuli in the older group, only the visual information associated with central stimulus was accurately remembered. Results of the older group showed a significant predominance of recall and recognition errors of stimuli over the number of those in the younger group. The differences between the two groups were not found only for the situation of recognition of the central stimulus. In the young group there was a tendency to an asymmetric appearance of errors in relation to the left and the right triplet stimuli. The right stimuli were worse reproduced verbally, and the left ones were less well recognized. In the older group the asymmetry in the recognition and reproduction of stimuli was not detected.

Conclusions. An eye tracking data objectified the distribution of visual attention and allowed to explain the results of the subsequent reproduction and recognition of images.

Актуальность. Изучение адаптивных мозговых перестроек в ходе нормального старения человека актуально как в социальном аспекте, так и в научном. Оно вносит вклад в развитие теоретических представлений о мозговом обеспечении когнитивных процессов.

Цель работы. Цель работы — изучение механизмов изменения объема зрительного внимания при нормальном старении с использованием технологии айтрекинга.

Методика. 30 здоровых испытуемых в возрасте 19—30 лет (11 человек, младшая группа) и 50—81 года (19 человек, старшая группа) выполняли оригинальную методику, связанную с запоминанием триплетов изображений, их последующим свободным вербальным воспроизведением по памяти и узнаванием в ряду похожих, идентичных и новых изображений. Процесс запоминания сопровождался записью движений глаз испытуемых.

Результаты. В старшей группе испытуемых выявлено сужение объема зрительного внимания. За 10-секундную экспозицию стимулов точно запоминалась визуальная информация только в отношении центрального стимула триплета. В старшей группе обнаружено значимое преобладание ошибок свободного воспроизведения и узнавания стимулов над числом таковых в младшей группе испытуемых. Различия между двумя группами отсутствовали только для ситуации узнавания центрального стимула триплета. В младшей группе испытуемых наблюдалась тенденция к асимметричному появлению ошибок относительно левых и правых стимулов триплета. Правые стимулы хуже воспроизводились вербально, а левые хуже узнавались. В старшей группе испытуемых асимметрия в узнавании и воспроизведении стимулов не обнаружена.

Выводы. Данные айтрекинга объективизировали распределение зрительного внимания и позволили объяснить результаты последующего воспроизведения и узнавания изображений.

Authors / Авторы: Krotkova, Оlga А. / Кроткова О. А.  ; Danilov, G.V. / Данилов Г.В. ; Kaverina, M.Yu. / Каверина М.Ю. ; Kuleva, A.Yu. / Кулёва А.Ю. ; Gavrilova, E.V. / Гаврилова Е.В. ; Enikolopova, E.V. / Ениколопова Е.В.

Ганин И.П., Косиченко Е.А., Каплан А.Я. Распознавание субъективного фокуса интереса к эмоционально значимым зрительным стимулам в интерфейсе мозг-компьютер на волне Р300. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.03-20

Ganin I.P., Kosichenko E.A., Kaplan A.Ya. (2018). Detecting of subjective focus of interest to emotionally significant stimuli in P300-based brain-computer interface. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 3-20

DOI: 10.11621/vsp.2018.01.03

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. P300-based brain-computer interface (P300 BCI) enables a user to choose commands by consciously attending to certain visual stimulus. However, P300 BCI-based systems for detection of covert focuses of human interest, including emotional stimuli, can be built and applied in systems for monitoring human’s normal and pathological state.

Objective. The objective was to investigate the properties of perception of stimuli with different subjective emotional significance for the person and to evaluate the possibility of P300 BCI-based detection of covert emotional focuses of attention.

Methods. 14 healthy subjects participated in the EEG-study with consequent presenting of visual stimuli with emotional or neutral human faces photos. In the first block the participants’ task was just to look at the screen with appearing stimuli (passive attention) while one of six stimuli in each trial was emotional. In the other two blocks the task was to silently count the number of the target stimulus presentations among non-target stimuli (active attention) with emotional or neutral target stimulus depending on the block. We analyzed the event-related potentials (ERP) for stimuli of different classes and the classifica-tion accuracy for target (or emotional) stimulus in P300 BCI-similar fashion.

Results. In this study we showed that the accuracy of presented in passive viewing paradigm emotional stimuli recognition exceeded the random level more than twice. Also we found characteristic features of the potentials in response to stimuli with various significance.

Conclusions. The obtained results create opportunities for developing the clinically applicable P300 BCI-based systems for detection of covert attentional focuses.

Актуальность. Технология интерфейсов мозг-компьютер на волне P300 (ИМК-P300) позволяет пользователю выбирать команды, сознательно концентрируя внимание на определенном зрительном стимуле. Однако на базе технологии ИМК-P300 предположительно могут быть построены системы детекции непроизвольного фокуса интереса человека, в том числе к эмоциональным стимулам. Подобные комплексы могут найти широкое применение в системах мониторинга состояния человека в норме и при патологии.

Цель работы. Целью работы было изучение особенностей восприятия стимулов, обладающих различной субъективной эмоциональной значимостью для человека, а также возможности распознавания с помощью ИМК-P300 неявных эмоциональных фокусов внимания.

Методика. 14 здоровых испытуемых участвовали в ЭЭГ-исследовании с последовательным предъявлением зрительных стимулов на основе фотоизображений эмоциональных или нейтральных человеческих лиц. В первом блоке необходимо было просто смотреть на экран (пассивное внимание), при этом в каждой попытке один из шести стимулов был эмоциогенным. В двух других блоках необходимо было мысленно считать число появлений целевого стимула среди нецелевых (активное внимание), при этом целевой стимул являлся эмоциогенным либо нейтральным в зависимости от блока. Анализировались потенциалы, связанные с событиями (ПСС) в ответ на стимулы различных классов, а также рассчитывалась точность классификации целевого (либо эмоциогенного) стимула таким же образом, как это осуществляется в классическом ИМК-P300.

Результаты. В исследовании показано, что точность детектирования эмоциогенных стимулов в условиях парадигмы пассивного внимания превышала случайный уровень более чем вдвое. Также выявлены особенности потенциалов в ответ на стимулы различной эмоциональной значимости.

Выводы. Полученные результаты создают предпосылки к созданию на основе ИМК-P300 систем детекции неявных фокусов внимания, которые могут найти широкое применение в клинической сфере.

Authors / Авторы: Ganin, I.P. / Ганин И.П. ; Kosichenko, E.A. / Косиченко Е.А. ; Kaplan, A.Ya. / Каплан А.Я.

Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 129–138.

Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. (2017). Features of experiencing psychological problems in deviant adolescents. National Psychological Journal, 4, 129–138

DOI: 10.11621/npj.2017.0413

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background Experience as a psychological phenomenon is a subjective attitude of a person to the world around him, in which the ideological attitudes of the person are reflected. In the adolescent period, the cardinal changes of interests, values and outlook take place in general, thus experiences acquire a special course. Modern adolescents are especially concerned about the problems of the future: life planning after graduation, further relationships with friends and parents, career choice, establishing contacts with peers, etc. 

Objective. The specific features of adolescents with deviant behaviour determine the relevance and novelty of this research. The objective is to identify the emotional experience of the specific psychological problems of deviant adolescents. A diagnostic method “Psychological problems of adolescents” (L.A. Regush, E.V. Alekseeva, A.V. Orlova, Yu.S. Pezhemskaya) was used as the main research procedure. 

Design. The study involved 50 secondary school students divided into two groups according to behaviour type. The first group consisted of 25 subjects characterized by frequent behavioural disorders, the second group consisted of 25 subjects with socially acceptable behaviour. The compared groups are unified in terms of age (14-16 y.o.) and gender (male). 

Results. The data analysis showed that in adolescents with behavioural disorders average indicators are much higher (except for the scale “issues related to the society development”) than in adolescents with socially acceptable behaviour. The excess of an upper limit of the permissible values for deviant adolescents is fixed according to scales of psychological problems connected with “the self”, “school”, and “parents’ place”. Based on the statistical analysis using the Mann-Whitney U test, significant differences in the scales on “school related issues” (p≤0,000), “future related issues” (p≤0,011) and “self related issues» (p≤0,014). The differences in the experience issues related to the society development (p≤0,016) and the parent’s place related issues (p≤0,023) were recorded in adolescents with behavioural disorders. The lack of the statistical support of the number of assumptions (the severity of the experience of problems related to peer interaction, leisure, and health) is due primarily to the fact that the content of the method «Psychological problems of adolescents» does not take into account a full range of the needs, motives, values, attitudes, etc., specific to the system of experiences of adolescents with deviant behaviour. This aspect actualizes the need to design a diagnostic tool for solving the social-psychological and psychological pedagogical objectives of deviance studies in their applied orientation. 

Conclusion. The revealed differences point to the need for timely development of the measures for the social psychological prevention of emotional destabilization and / or the reconstruction of the system of experiences of adolescents with a deviant development trajectory. Based on the obtained results, an educational experiment designed to amplify the experiences of adolescents with deviant behavior has been developed and is being tested.

Актуальность тематики статьи. Специфика индивидуально-личностных характеристик подростков с отклоняющимся поведением определили актуальность и новизну исследования, цель которого состояла в выявлении особенностей эмоционального переживания конкретных психологических проблем девиантными подростками. 

Гипотеза исследования. Мы полагаем, что переживание подростками с отклоняющимся поведением психологических проблем (связанных с будущим, со школой, с общением со сверстниками, с самим собой, с проведением досуга, со здоровьем, с развитием общества) будут качественно отличаться от таковых, свойственных подросткам с социально-нормативным поведением.

Описание хода исследования. В качестве основной исследовательской процедуры избрана диагностическая методика «Психологические проблемы подростков» (Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, А.В. Орлова, Ю.С. Пежемская). К исследованию привлечено 50 испытуемых из числа учащихся общеобразовательной школы, дифференцированных на две группы по показателю типа поведения. В первую группу вошли 25 испытуемых, характеризующихся частыми поведенческими нарушениями, во вторую – 25 испытуемых с социально приемлемым поведением. Сравниваемые группы унифицированы по показателям возраста (14–16 лет) и половой принадлежности (лица мужского пола). 

Результаты исследования. Анализ данных показал, что у подростков с поведенческими нарушениями средние показатели значительно выше (кроме шкалы «проблемы, связанные с развитием общества»), чем у подростков с социально-приемлемым поведением. На уровне выраженной статистической тенденции зафиксированы различия в переживании подростков с поведенческими нарушениями проблем, связанных с развитием общества (р≤0,016) и родительским домом (р≤0,023). 

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что эмоциональные переживания девиантными подростками отдельных психологических проблем отличаются от таковых, свойственных их сверстникам с социально приемлемым поведением. Выявленные различия указывают на необходимость своевременной разработки мер социально психологической превенции эмоциональной дестабилизации и/или реконструирования системы переживаний подростков с девиантной траекторией развития. На основе полученных результатов разработан и проходит апробацию формирующий эксперимент, направленный на амплификацию переживаний подростков с девиантным поведением.

Authors / Авторы: Belobrykina, Olga A. / Белобрыкина О. А. ; Limonchenko, Roman A. / Лимонченко Р. А.

Девишвили В.М., Мдивани М.О., Елгина Д.С. Групповая сплоченность в спортивных командах разного профессионального уровня. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 121–128.

Devishvili V.M., Mdivani M.O., Elgina D.S. (2017). Group cohesion in sports teams of different professional level. National Psychological Journal, 4, 121–128

DOI: 10.11621/npj.2017.0412

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Team sports are not only the most exciting sporting events. but also complex activities that make serious demands on players. The effectiveness of the team depends not only on the high level of gaming interaction. but also on the relationship between the players. The work is based on the material of sports teams and is devoted to the study of the phenomenon of group cohesion. As a basic model. the authors choose a 4-factor model that describes cohesion in sports teams. The paper also considered the phenomenon of the emergence of the aggregate subject in the process of joint activity. when the participants feel themselves as a whole and experience feelings of satisfaction and a surge of energy. 

Objective. The main objective of the work is to investigate the relationship between the level of team cohesion and subjective feelings of unity of its players. As additional variables in the study there is a sport (football and volleyball) and team level (amateur and professional). 

To test the assumptions. two methods were used (the Sport Team Cohesion Questionnaire and the Subject Unity Index). which allow not only to determine the overall level of cohesion and unity. but also to reveal the structure of both phenomena. The study involved two men’s volleyball and two men’s football teams of different ages: 8-9 years (39 athletes); 12-14 years (24 athletes) and 18-25 years (41 athletes). 

Design. For amateur groups represented by children’s and teenage sports teams. significant correlations between unity and unity were obtained (r = 0.618. p <0.01; r = 0.477. p <0.05). For professional teams. no significant correlations were found. Influence of the sport on cohesion is also different for amateur and professional teams. In the first case. the cohesion is higher for football players (U = 118. p <0.05). and in the second case for volleyball players (U = 124. p <0.05). 

Results. The findings indicate that the professional level of players affects group cohesion and the phenomenon of group unity. The authors explain this by the fact that for professionals the main motive of the activity is to receive a reward for the game. and for the amateurs - the pleasure from joint actions.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Командные виды спорта являются не только самыми зрелищными спортивными событиями, но и сложной деятельностью, предъявляющей к игрокам серьезные требования. Эффективность команды зависит как от высокого уровня игрового взаимодействия, так и от отношений, складывающихся между игроками. Работа выполнена на материале спортивных команд и посвящена исследованию феномена групповой сплоченности. 

Цель. Основной целью работы является исследование связи между уровнем сплоченности команды и субъективными переживаниями единства ее игроками. В качестве дополнительных переменных в исследовании присутствует вид спорта (футбол и волейбол) и уровень команды (любительская и профессиональная). В качестве базовой модели авторы выбирают 4-х факторную модель, описывающую сплоченность в спортивных командах. В работе также рассмотрен феномен возникновения совокупного субъекта в процессе совместной деятельности, когда участники ощущают себя единым целым и испытывают чувства удовлетворения и прилива энергии. 

Описание хода исследования. В исследовании были использованы две методики (Опросник сплоченности спортивной команды и Индекс субъектного единства), которые позволяют не только определить общий уровень сплоченности и единства, но и выявить структуру того и другого феномена. В исследовании приняли участие две мужские волейбольные и две мужские футбольные команды разных возрастов: 8–9 лет (39 спортсменов); 12–14 лет (24 спортсмена) и 18–25 лет (41 спортсмен). 

Результаты исследования. Для любительских коллективов, представленных детскими и подростковыми спортивными командами, получены значимые корреляции между сплоченностью и единством (r=0.618, p<0.01; r=0.477, p<0.05). Для профессиональных команд значимых корреляций не обнаружено. Влияние вида спорта на сплоченность также различно для любительских и профессиональных команд. В первом случае сплоченность выше у футболистов (U=118, p<0,05) , а во втором случае – у волейболистов (U=124, p<0,05). 

Выводы. Полученные данные свидетельствуют, что профессиональный уровень игроков влияет на групповую сплоченность и феномены группового единства. Авторы объясняют это тем, что для профессионалов главным мотивом деятельности является получение вознаграждения за игру, а для любителей – удовольствие от совместных действий.

Authors / Авторы: Devishvili, Vazha M. / Девишвили В.М. ; Mdivani, Marina O. / Мдивани М. О. ; Elgina, Daria S. / Елгина Д. С.

Молчанов С.В. Личностные факторы принятия моральной ответственности в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 114–120

Molchanov S.V. (2017). Personal factors of moral responsibility in adolescence. National Psychological Journal, 4, 114–120

DOI: 10.11621/npj.2017.0411

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Responsibility as a measure of individual freedom comes only under the condition of freedom of choice and the ability to anticipate and take into account the consequences of acts. Therefore, personal factors play a key role in taking moral responsibility. Scholars have studied the personal bases of responsibility that comprises autonomy, independence, confidence, the locus of control, the motivation to achieve a goal, the level of aspiration. However, the role of the moral self and moral identity in the determination of responsibility is not sufficiently studied. 

Objective. The objective of the research is to study the relationship between the moral identity of the individual and the willingness to accept moral responsibility in adolescence. Proceeding from the general hypothesis about the essential role of moral identity in adopting and actualising themoral responsibility, two specific hypotheses are articulated, specifying the role of values and moral self-esteem in taking moral responsibility. 

Design. An empirical study of adolescents aged 13–17 years was conducted. Subjects are students of educational institutions of general education in Moscow (a total of 314 subjects). The study poses the challenges of studying the readiness to accept moral responsibility by adolescents in the situation of a moral dilemma, the connection of the moral and value orientation of adolescents and the willingness to accept moral responsibility, the connection of self-esteem of moral qualities and the readiness of adolescents to accept moral responsibility. The methodology for assessing moral responsibility in the situation of solving the moral dilemma «Moral Situations from Real Life» (MORS), a modified version of M. Rokich’s method for evaluating value orientations, the method of structured moral self-esteem (A.I. Podolsky, P. Heymans, O.A. Karabanova) are used. 

Conclusion. The results revealed the influence of the participants’ moral dilemma and the nature of the consequences (damage or profit to the participant of the dilemma) on the adolescents’ willingness to accept moral responsibility, as well as the role of moral value orientation in the principle of care and moral self-esteem. It was revealed that the self-esteem of such moral qualities as responsibility, honesty, responsiveness, caring is higher in adolescents, showing a high willingness to accept moral responsibility in a moral dilemma. Moral identity is proved to be a desire to maintain a high positive self-esteem of moral qualities according to the accepted system of values develops the basis of the normative moral self-regulation of the individual.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Ответственность как мера свободы личности наступает лишь при условии свободы выбора и способности предвосхищать и учитывать последствия поступков. Поэтому личностные факторы играют ключевую роль в принятии моральной ответственности. Учеными были изучены личностные основания ответственности – автономия, самостоятельность, уверенность, локус контроля, мотивация достижения, уровень притязаний. Однако роль морального Я и моральной идентичности в детерминации ответственности исследована недостаточно. 

Цель. Целью исследования стало изучение связи моральной идентичности личности и готовности к принятию моральной ответственности в подростковом возрасте. Исходя из общей гипотезы о существенной роли моральной идентичности в принятии и реализации моральной ответственности, были сформулированы две частные гипотезы, конкретизирующие роль ценностей и моральной самооценки в принятии моральной ответственности. 

Описание хода исследования. Было проведено эмпирическое исследование подростков в возрасте 13–17 лет. Испытуемыми стали учащиеся образовательных учреждений общего образования г. Москвы (всего 314 испытуемых). В исследовании поставлены задачи по изучению готовности к принятию моральной ответственности подростками в ситуации моральной дилеммы, связи морально-ценностной ориентации подростков и готовности к принятию моральной ответственности, связи самооценки моральных качеств и готовности подростков к принятию моральной ответственности. Были использованы методика оценки моральной ответственности в ситуации решения моральной дилеммы «Моральные ситуации из реальной жизни» (МОРС), модифицированный вариант методики М. Рокича для оценки ценностных ориентаций, методика структурированной моральной самооценки (А.И. Подольский, П. Хейманс, О.А. Карабанова). 

Результаты исследования. Результаты выявили влияние отношений участников моральной дилеммы и характера последствий (нанесение ущерба или предоставление выгоды участнику дилеммы) на готовность подростков к принятию моральной ответственности, а также влияние морально-ценностной ориентации на принцип заботы и моральной самооценки. Выявлено, что самооценка таких моральных качеств как, ответственность, честность, отзывчивость, заботливость выше у подростков, обнаруживающих высокую готовность к принятию моральной ответственности в моральной дилемме.

Выводы. Доказано, что моральная идентичность как стремление сохранить высокую позитивную самооценку моральных качеств соответственно принятой системе ценностей составляет базис нормативной моральной саморегуляции личности.

Authors / Авторы: Molchanov S.V. / Молчанов С. В.

Киселева М.Г. Депрессия у детей младенческого и раннего возраста. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 104 –113.

Kiseleva M.G. (2017). Depression in infants and toddlers. National Psychological Journal, 4, 104–113.

DOI: 10.11621/npj.2017.0410

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The study of early trajectories of emotional development may be crucial for detecting cases of depression and peculiarities of disease in children under the age of three, when early intervention may give the so-called «window of opportunity» for greater therapeutic effect. 

Objective. The objective of this paper is to review the literature on the issue of depression in children of infantile and early age and to identify risk factors for the development of depression in children of infantile and early childhood, particularly maternal depression. 

Design. The reference literature on the subject of maternal and child depression is analysed. The study aimed at obtaining data on depressive symptoms in 233 mothers of infants with congenital heart disease during the period of surgical treatment was conducted. 

Results. The paper provides evidence that maternal depression negatively affects child-parent interaction and is a factor of developing depression in the child. Analysis of the results shows that the level of depressive symptoms in mothers of children with CHD in the period of surgical treatment (clinical group) shows that in mothers of children with congenital heart disease 27.1 per cent reveal subclinical depression, and 17.7 per cent reveal severe depression (two days before heart surgery). Two weeks after surgery 30.04 per cent of mothers had the symptoms of subclinical depression and 18.22 per cent showed signs of severe depression, which was a negative factor in the psychological development of children of the age under consideration. 

Conclusion. The phenomenon of depression in children of infantile and early age remains a topic of further discussion for the scientific community. However, it is clear that maternal depression, if it does not cause reciprocal depression in the child, usually makes a negative contribution to the child’s mental development that requires further iresearch.

Актуальность. Изучение ранней траектории эмоционального развития может иметь ключевое значение для распознавания случаев депрессии и особенностей ее протекания у детей в возрасте до трех лет, когда заблаговременное вмешательство может дать так называемое «окно возможностей» для большего терапевтического эффекта. 

Цель. Целью данной статьи стал обзор литературы, посвященной проблеме депрессии у детей младенческого и раннего возраста, и выявление факторов риска ее развития, в частности, риска развития материнской депрессии.

Описание хода исследования. Нами был проведен анализ источников литературы, посвященной теме материнской и детской депрессии. Проведено исследование, направленное на получение данных о наличии депрессивной симптоматики у 233 матерей детей младенческого возраста с врожденным пороком сердца в период хирургического лечения. 

Результаты. В статье приведены данные, подтверждающие, что материнская депрессия негативно сказывается на детско-родительском взаимодействии и является фактором развития депрессии ее у ребенка. Анализ результатов исследования уровня депрессивной симптоматики среди матерей детей с ВПС в период хирургического лечения (клиническая группа) выявил следующее. 27,1% матерей детей с врожденным пороком сердца младенческого возраста имели признаки субклинической депрессии, а 17,7% – выраженной депрессии (за два дня до хирургической операции на сердце у ребенка). Через две недели после операции 30,04% матерей таких детей имели признаки субклинической депрессии, а 18, 22% – выраженной депрессии, что является негативным фактором для психологического развития детей данного возраста. 

Выводы. Явление депрессии детей младенческого и раннего возраста остается темой для обсуждения в научном сообществе. Однако, становится ясным, что материнская депрессия, если и не вызывает ответную депрессию у ее ребенка, то вносит негативный вклад в его психическое развитие, что требует дальнейшего изучения.

Authors / Авторы: Kiseleva, M. G. / Киселева М. Г.

Кубышко В.Л. Совершенствование психологической работы в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 95–103

Kubyshko V.L. (2017). Improvement of psychological work in the system of moral and psychological support for the operational activities in the internal affairs personnel. National Psychological Journal, 4, 95–103

DOI: 10.11621/npj.2017.0409

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Since psychological work in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation is one of the professional activities, the departments must perform the tasks of the following two tiers: professionally-based and system-wide. Those tasks of the first tier perform the tree groups of individual and group diagnostics, personal and professional development, and professional and psychological support. When implemented they are determined by system-wide goals, with the main one shaping the patriotic worldview, corporate culture and the significantprofessionalproperties of the employees. 

Objective. Within the framework of the approach mentioned above, the paper considers static and dynamic models of psychological work in the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation at the present stage, current issues and ways to resolve them are revealed. 

Progress Report. Based on the brief analysis of the static model of psychological work it is concluded that there are forces and means for the successful accomplishment of the assigned tasks which is confirmed by the external indicators. When considering the on-line dynamic model issues, the issues of scientific and methodological character are identifiedand also the corporate personnel and the systemwide (worldview) typeof work are determined. Their essence and content are specified, and also the ways to constructively eliminate these issues are highlighted. 

Research results. The author emphasizes that the worldviewissues require special consideration as their solution demand a set of measures connected with the extension of the functional duties of the psychologists working in the Ministry of Internal Affairs. 

Conclusion. In the conditions of negative information and psychological impact on the professional and corporate consciousness of the Ministry of Internal Affairs employees, the increased attention of some researchers to the negative moments of the history of the police when its heroic pagesare ignored, the psychologists should use the entiretoolkit of psychological approaches and methods to withstand the aforementioned destructive influences. Particular importance should be attached to the development of the employeemotivational sphere as the most important component of their career orientation.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Поскольку психологическая работа в МВД России является одним из видов системы морально- психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников, то ее подразделения призваны выполнять задачи двух уровней: профессионально- специфические и общесистемные. Первые, представленные тремя группами, сводятся к индивидуальной и групповой психодиагностике, личностно- профессиональному развитию, профессионально-психологическому сопровождению. Их выполнение подчинено общесистемным целям, главная из которых заключается в формировании государственно-патриотического мировоззрения, корпоративной культуры и профессионально значимых качеств сотрудников. 

Цель. В контексте такого подхода в статье рассматриваются статическая и динамическая модели психологической работы в МВД Россиии на современном этапе, выявляются ее актуальные проблемы и определяются пути их разрешения. 

Описание хода исследования. На основании краткого анализа статической модели психологической работы автор делает вывод делает вывод о наличии сил и средств для успешного выполнения поставленных задач и подтверждает это внешними критериальными показателями. При характеристике динамической модели определяются проблемы научно-методического, организационно-кадрового и общесистемного (мировоззренческого) характера. Автор уточняет их сущность и содержание, а также обосновывает пути их конструктивного устранения. 

Результаты исследования. Автор констатирует, что проблемы мировоззренческого характера требуют особого внимания, поскольку для их решения необходим целый комплекс мер, связанных с расширением функциональных обязанностей психологов, работающих в системе МВД. 

Выводы. В условиях негативного информационно-психологического воздействия на профессионально-корпоративное сознание сотрудников МВД, повышенного внимания отдельных исследователей к отрицательным моментам истории полиции при игнорировании ее героических страниц, психологи должны использовать весь арсенал психологических подходов и методов для противостояния данным деструктивным воздействиям. Особое значение должно уделяться формированию мотивационной сферы сотрудников как важнейшей составляющей их профессиональной направленности.

Authors / Авторы: Kubyshko, Vladimir L. / Кубышко В. Л.

Караяни А.Г. История развития и современное состояние современной китайской военной психологии. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4(28). – С. 83–94.

Karayani A.G. (2017). History of development and modern condition of modern Chinese military psychology. National Psychological Journal, 4, 83–94

DOI: 10.11621/npj.2017.0408

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Russian military psychology is actively analyzing the achievements gained over the years of its reform and with great interest turns to the military psychological experience of foreign armies. Acquaintance with this experience allows Russian military psychology to assess its place in the world military psychological science, to assess the dynamics and fidelity of the general direction of development. In this regard, it is quite interesting to get acquainted with the state, capabilities, and the most important guidelines for the development of the Chinese military psychology. 

Objective. The objective of this paper is to get acquainted with the invaluable experience of trial and error, ups and downs, stagnation and real breakthroughs, which can be learnt through getting acquainted with the history and modern functioning of the psychological structures of the Chinese army. 

Design. The paper considers the centuries-old history and a modern condition of military psychology in China. The methodological foundations of the Chinese military psychology are proved to be the philosophical ideas of Taoism, Confucianism and Buddhism. Theoretical sources Chinese military psychology is rooted in the writings of the great thinkers and generals of ancient China – Sun Tzu, Wu Tzu, Zhuge Liang. The two most vigorously developing areas of military psychology: the psychological selection of military personnel, theory and practice of psychological warfare. The historical analysis of traditions and technologies development for the period of four thousand years is given. The development of psychological selection in the army of China was affected by cooperation with the American psychologists during the Second World War. The overall state and program approach to perfect the system of selecting military men using the psychology methods is underlined. Historical development tendencies and the Chinese paradigm of the theory and practice of psychological war are analyzed. Psychological war is considered as a component of an information psychological antagonism, along with legal and media-wars. Such types of psychological war as operation-coercion, operation-deceit, operation-dissociation, operation-defense are identified. Methods of psychological war are highlighted. The general review of other trends of military psychological research is given: studying combat influence on soldier mental condition, stress resistance, post combat frustration and posttraumatic growth; collaborating on methods of psychological training and psychological resilience in military men; studying psychological aspects of «man-technics» system, etc. 

Results. To conclude, the Chinese military psychology is becoming an essential creative force in the PLA’s combat preparedness system and its experience is worthy of careful and in-depth study.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Российская военная психология активно анализирует обретенные за годы своего реформирования достижения и с огромным интересом обращается к военно-психологическому опыту зарубежных армий. Знакомство с этим опытом позволяет российской военной психологии определить свое место в мировой военно-психологической науке, оценить динамику и верность генерального направления развития. В этом плане весьма интересным представляется знакомство с состоянием, возможностями, важнейшими ориентирами развития китайской военной психологии. 

Цель. Цель статьи познакомить с бесценным опытом проб и ошибок, взлетов и падений, застоя и настоящих прорывов, который можно почерпнуть, изучив историю и современное функционирование психологических структур китайской армии. 

Описание хода исследования. В статье рассматриваются многовековая история и современное состояние военной психологии в Китае. Показано, что методологическими основами китайской военной психологии выступают философские идеи даосизма, конфуцианства и буддизма. Теоретические источники китайской военной психологии коренятся в трудах великих мыслителей и полководцев древнего Китая. Выделены два наиболее энергично развивающихся направления военной психологии – психологический отбор военнослужащих, теория и практика психологической войны. Дан исторический анализ развития традиций и технологий психологического отбора за 4 тыс. лет. Проанализированы исторические тенденции развития и особенности китайской парадигмы теории и практики психологической войны. Психологическая война рассматривается как компонент информационно-психологического противоборства, наряду с правовой и медиа-войнами. Дан общий обзор других направлений военно-психологических исследований: изучение влияния боя на психику воинов, боевого стресса, посттравматического стрессового расстройства и посттравматического роста; разработка методов психологической подготовки и формирования психологической устойчивости у военнослужащих; изучение психологических аспектов системы «человек-машина» и т.д. 

Выводы. В конце статьи делается вывод о том, что китайская военная психология становится существенной созидательной силой в системе обеспечения боеспособности Народно-освободительной армии Китая и ее опыт достоин внимательного и всестороннего изучения.

Authors / Авторы: Karayani, Y. M. / Караяни Ю.М.

Фурманов И.А. Диспозиционные сексуальные мотивы как зеркало ценностей в гетеро- сексуальных межличностных отношениях. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 75–82.

Fourmanov I.A. (2017) Dispositional sexual motives as the mirror of values in heterosexual interpersonal relations. National Psychological Journal, 4, 75–82.

DOI: 10.11621/npj.2017.0407

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Values of sexual relations repeatedly changed throughout various culturalhistorical periods. As a result of acquiring values and norms of sexual culture many actual requirements of the personthat were significant at certainontogenetic and sociogeneticstages couldget deprived of the relevance at further stages. As the sociocultural sexual development progresses the subsequent new values, highly significant for the given person are can be shaped. The system of values finds the reflexion in hierarchy and defines dynamics of sexual motives at different stages of the course of life. 

Objective. The objective is to define hierarchy, sexual and age distinctions in dispositional sexual motives in early adulthood. 

Design. The paper regards the issue of interrelation between sexual motivation and features of gender interpersonal relations. The sexual motivation was considered as interest in a general class of related incentives, all of which provide the same basic type of satisfaction associated with sexual expression. Eight specific types of incentives intrinsic to sexual expression that motivate sexual behaviourare studied: (1) feeling valued by the partner, (2) reinforcing partners value, (3) obtaining relief from stress or negative psychological states, (4) providing care and custody through sexual interaction to improve a partner’s psychological condition, (5) enhancing feelings of personal power, (6) feeling partner’s power, (7) feeling pleasure, and (8) productive fertility. 

Conclusion. Disregarding gender and age,the leading position in the hierarchy of sexual disposition motives is occupied by the motives of reinforcing partner’s value, pleasure and care, and subordination position, i.e. motives of comfort, personal value, power and submission. Females in comparison with males differ by higher intensity of submissionmotives and the partner’s significance, while males manifest more force of motive of production fertility. Within the years intensity of motives of partner’s significance, comfort, power and pleasure tends to increase, whereas the motives of submission, personal value and care tend to decrease. The motive of reproduction fertility does not change during years. 

Trends of al sexual disposition motivation in males and females at different stages of the early adulthood are designated.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В статье анализируется проблема взаимосвязи сексуальной мотивации и особенностей гендерных межличностных отношений. Система ценностей определяет иерархию и динамику сексуальных мотивов личности на разных этапах жизненного пути. В процессе социокультурного полового развития могут формироваться новые ценности, высоко значимые для данной личности. 

Цель. Определить иерархию, половые и возрастные различия в диспозиционных сексуальных мотивах в период ранней взрослости. 

Описание хода исследования. Сексуальная мотивация рассматривалась как интерес к достижению общего класса побуждений (стимулов), которые обеспечивают тот же самый основной тип удовлетворения, так или иначе связанный с выражением сексуальности. Изучались восемь определенных типов побуждений, которые мотивировали сексуальное поведение: ощущение себя ценным партнером, подтверждение ценности партнера, получение эмоциональной разрядки от стресса или негативных психологических состояний, обеспечение опеки (потребности в покровительстве, заботы о партнере) через сексуальное взаимодействие с целью улучшения психологического состояния партнера, усиление чувства личной власти, ощущение властности партнера, переживание удовольствия и воспроизведение рода. В исследовании приняли участие 836 человек, в возрасте 17–45 лет. В качестве методики исследования использовался адаптированный, отвечающий всем психометрическим требованиям, русскоязычный «Опросник аффективных мотивационных ориентаций в сексуальной жизни» – «AMORE» (Hill, Preston, 1996; Фурманов, 2016). 

Результаты исследования. В результате проведенного исследования было установлено, что, независимо от пола и возраста, в иерархии диспозиционных сексуальных мотивов доминирующее положение занимают мотивы значимости партнера, удовольствия и заботы о партнере, а субординационное положение – мотивы комфорта, собственной значимости, власти и подчинения. Выявлено, что с возрастом интенсивность мотивов значимости партнера, комфорта, власти и удовольствия имеет тенденцию к увеличению, а мотивов подчинения, собственной значимости, заботы о партнере – к снижению. Сила мотива произведения потомства с возрастом не изменяется. 

Выводы. В конце статьи обозначаются тренды диспозиционной сексуальной мотивации мужчин и женщин на разных этапах периода ранней взрослости.

Authors / Авторы: Fourmanov, Igor A. / Фурманов И. А.

Петренко В.Ф., Супрун А.П., Янова Н.Г. Психосемантическое исследование визуального восприятия женщин мужчинами (Российская ментальность). // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 67–74.

Petrenko V.F., Suprun A.P., Yanova N.G. (2017). Psychosemantic study of female visual perception of men (Russian mentality). National Psychological Journal, 4, 67–74.

DOI: 10.11621/npj.2017.0406

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The evaluation of the visual object by the perceiving subject depends both on the features of the object (qualities, characteristics, properties), on the one hand, and the characteristics of the subject of perception (mentality, inherent archetypes, gender, aesthetic representations, value systems, motivation, etc.). Therefore, speaking about external beauty, we must first build a typology of subjects of evaluation, and then conduct an analysis of preferences within homogeneous groups. 

Objective. Isolation of signs and semantic interpretations of visual preferences is a complex task. We limit its decision to a search, pilotage study of a supposedly more or less homogeneous sample of male students from one of the Siberian universities, Russia. 

Design. The study involved 30 males aged 20-23 years. The subjects were presented with 9 photographs, which they had to rank according to 8 descriptors discussed in focus groups previously. The ranking of photo portraits was carried out with respect to two motives: the desire to have physical intimacy and the possibility to be happy with woman in the photo. 

Conclusion. Four main independent factors of female’s estimation of men were revealed, which explained 89 per cent of the total variance. Motivational vector is identified as a certain direction in the semantic space that defines the most optimal ratio of factors required to meet the existing needs. Projections of each coordinate of the vector object of all axes of the semantic space allow to determine the contribution of each factor to the motivational significance of the objects. The psychosemantic approach can be realized when solving a wide range of research in the study of human preferences (advertising, fashion, image of socially significant persons, objects of perception of art, etc.), and also to analyze the motivation of the person on whom the system of his preferences is based. Vector descriptions used in psychosemantics provides the psychologist with the opportunity to apply the mathematical methods and analogues of the natural sciences methods to analyze the mentality of a person and his/her individual picture of the world.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Оценка визуального объекта воспринимающим субъектом зависит как от особенностей объекта (качеств, характеристик, свойств), так и от особенностей субъекта восприятия (ментальности, врожденных архетипов, пола, системы эстетических представлений, системы ценностей, мотивации и т.д.). Поэтому говоря о внешней красоте, мы должны предварительно построить типологию субъектов оценивания, а затем уже проводить анализ предпочтений внутри однородных групп.

Цель. Выделение признаков и смысловых интерпретаций визуальных предпочтений – задача комплексная. Мы ограничиваем ее решение поисковым, пилотажным исследованием предположительно более или менее однородной выборки студентов мужского пола одного из сибирских вузов. 

Описание хода исследования. В исследовании принимали участие 30 мужчин в возрасте 20–23 лет одного из сибирских вузов. Испытуемым предъявлялись 9 фотографий женщин, которые они должны были ранжировать по 8 дескрипторам, предварительно обсуждаемых в фокус-группах. Ранжирование фото- портретов осуществлялось в отношении двух мотивов: желания достижения физической близости и возможности достижения счастья с данной женщиной. 

Результаты исследования. Было выявлено четыре основных независимых фактора оценки женщин мужчинами, объясняющие 89% общей дисперсии. Мотивационный вектор определялся как некоторое направление в семантическом пространстве, задающее самое оптимальное соотношение факторов, необходимых для удовлетворения существующей потребности. Проекции каждой координаты вектор-объекта всех осей семантического пространства на заданные мотивационные направления позволяют определить конкретный вклад каждого фактора в мотивационную значимость каждого объекта по любому мотиву. 

Выводы. Психосемантический подход может быть реализован при решении широкого спектра задач при исследовании различных предпочтений человека (рекламы, моды, имиджа социально значимых лиц, объектов восприятия искусства и т.п.), а также для анализа мотивации человека, на которой основана система его предпочтений. Векторные описания, используемые в психосемантике, открывают психологу возможность применять математический аппарат и аналоги методов естественных наук для анализа менталитета человека и его картины мира.

Authors / Авторы: Petrenko V.F. / Петренко В.Ф.  ; Suprun Anatoliy P. / Супрун А.П. ; Yanova, Natalia G. / Янова Н. Г.

Стратилат К.Н. Модели возникновения феномена социальной лености. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 57–66

Stratilat K.N. (2017). Models of the origin of the social loafing phenomenon. National Psychological Journal, 4, 57–66.

DOI: 10.11621/npj.2017.0405

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Foreign scientists have developed several models of the emergence of social loafing. These models are widely presented in foreign psychological and management literature. Russian scientists when considering the phenomenon of social loafing does not even mention the existence of these models. In connection with this situation is very important to produce translations into Russian language of the common models of the emergence of social loafing and to perform them. Knowledge of models of social loafing will help competently conduct theoretical and empirical researches of the phenomenon under consideration and manage it.

The objective of the theoretical study is to facilitate provision of fundamental and objective knowledge of social loafing to scientists and practitioners who study groups or work with them. Knowledge of models of social loafing will help competently conduct theoretical and empirical researches of the phenomenon under consideration and manage it. 

Description of the course of theoretical research. The article considers the following foreign models of the origin of social loafing: R. E. Kidwell and N. Bennett’s model (1993), the collective effort model by S. J. Karau and K. D. Williams (1993), D. R. Comer’s model (1995) and S. M. Davoudi and his colleages’ model (2012). The author of the article indicates limitations of the research conducted and outlines variants of the future researches on the concerned problem. 

Conclusions. On the basis of the analysis of the foreign models the author reaches several conclusions. Firstly, almost all the models indicate only motivational causes of social loafing while coordinating causes are omitted. Such an approach is not entirely proper as a number of empirical researches revealed that social loafing emerges due to both coordinating and motivational causes. Secondly, the authors of almost all the models refer to deindividualising of personality and social comparison as motivational causes of social loafing. Thirdly, almost all the models do not distinguish between causes and factors of social loafing. This approach is not entirely justified as implies causation while factors suggest correlation. Fourthly, almost all the models consider situational factors of social loafing while dispositional factors are ignored. Finally, all the models do not exhaustively describe causes and factors of the phenomenon under consideration.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В психологической науке существует несколько моделей возникновения социальной лености. Данные модели широко представлены в зарубежной психологической и управленческой литературе. Российские ученые при рассмотрении феномена социальной лености эти теории не учитывают. На наш взгляд, весьма актуальным будет перевод и описания распространенных моделей возникновения социальной лености и их анализ. 

Цель теоретического исследования:способствовать обеспечению ученых и специалистов-практиков, изучающих/работающих с группами, фундаментальными и объективными знаниями о социальной лености. Знание моделей социальной лености позволит грамотно выстраивать теоретические и эмпирические исследования рассматриваемого феномена и управлять им. 

Описание хода теоретического исследования. В статье рассматриваются следующие зарубежные модели возникновения социальной лености: модель Р.Е. Кидвелла и Н. Беннетта (1993), модель коллективных усилий С.Дж. Каро и К.Д. Уильямса (1993), модель Д.Р. Комер (1995) и модель С.M. Давуди с коллегами (2012). Производится критический анализ содержания названных моделей. Делаются выводы. Приводятся ограничения проведенного теоретического исследования и обозначаются варианты дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме. 

Выводы. На основании предпринятого анализа данных моделей делаются следующие выводы. Во-первых, практически во всех моделях указываются только мотивационные причины социальной лености и не рассматриваются координационные. Данной подход не совсем корректный, поскольку в ряде эмпирических исследований было установлено, что социальная леность возникает вследствие как координационных, так и мотивационных причин. Во-вторых, авторы почти всех моделей в качестве мотивационных причин социальной лености называют деиндивидуализацию и социальное сравнение. В-третьих, почти во всех моделях не разграничиваются причины и факторы социальной лености. Такой подход является не совсем оправданным, поскольку причины предполагают причинно- следственную связь, а факторы корреляционную. В-четвертых, практически во всех моделях рассматриваются ситуационные факторы социальной лености и игнорируются диспозиционные. В-пятых, все модели социальной лености не содержат исчерпывающее описание причин и факторов рассматриваемого феномена.

Authors / Авторы: Stratilat, Karina N. / Стратилат К.Н.

Стефаненко Т.Г., Тумгоева Т.А., Котова М.В. Культурная память и социальная идентичность ингушей как представителей репрессированного народа. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4(28). – С. 45-56.

Stefanenko T.G., Tumgoeva T.A., Kotova M.V. (2017). The Ingush’s cultural memory and social identity as a representative of repressed ethnic group. National Psychological Journal. 4, 45-56.

DOI: 10.11621/npj.2017.0404

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The authors of the paper enquire how the continuity and maintenance of social identity is carried out from generation to generation. Particular attention is drawn to the memory of the traumatic past of the group, such as repression and deportation, as they contradict the widespread view of social identity as a tool for achieving positive individual self-esteem based on a positive image of the group. The paper assumes that cultural memory being a link between the past, the present and the future of the social group ensures the continuity of social identity. Identity that includes the comprehension and experience of the negative past of the group is also considered. 

Objective. The objective of this study is to justify the role of cultural memory as the basis of identification with the group and an empirical test of the relationship between the two constructs. 

Design. A written questionnaire was offered to 296 people aged between 17 and 70 (M = 26.22, SD = 10.0) who identified themselves as Ingush. The respondents answered questions about their social identity (ethnic, civil and religious), assessed their experiences related to the deportation fact, and substantively argued the need to preserve the cultural memory of the deportation. 

Conclusion. The data obtained show that the extent of identity within the group is positively correlated with the extent of the deportation experience, although these experiences are by no means positive (anger, insult, humiliation, heart pain, etc.), and also with the frequency of recalling the fact of deportation and desire to learn more about this event. The obtained results confirm the suggested assumption about the role of cultural memory and allow to develop further research on clarifying the relationship between cultural memory and social identity, assessing the impact of such additional factors as group emotions, psychological well-being, etc.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Авторы статьи задаются вопросом о том, каким образом осуществляется преемственность и поддержание социальной идентичности из поколения в поколение. Особое внимание привлекают факты сохранения памяти о травматичном прошлом группы, например, происходивших репрессиях, депортациях, поскольку они противоречат распространенному взгляду на социальную идентичность как инструмент достижения позитивной индивидуальной самооценки на основании позитивного образа группы. В статье предполагается, что культурная память, играя роль связующего звена между прошлым, настоящим и будущим социальной группы, обеспечивает преемственность социальной идентичности. В том числе и идентичности, включающей осмысление и переживание негативного прошлого группы. 

Цель. Целью настоящего исследования выступило обоснование роли культурной памяти как основы идентификации с группой и эмпирическая проверка существования взаимосвязи между этими двумя конструктами. 

Описание хода исследования. В письменном анкетировании приняли участие 296 человек, в возрасте от 17 до 70 лет (M = 26,22, SD = 10,0), идентифицировавших себя как ингуши. Респонденты отвечали на вопросы относительно своей социальной идентичности (этнической, гражданской и религиозной), оценивали свои переживания, связанные с фактом депортации, и развернуто обосновывали необходимость сохранения культурной памяти о депортации.

Результаты исследования. Обработка данных показала, что мера идентичности с группой положительно взаимосвязана с мерой переживания факта депортации, хотя эти переживания отнюдь не позитивные (гнев, обида, унижение, душевная боль и др.), а также с частотой вспоминания о факте депортации и желании больше узнать об этом событии. 

Выводы. Полученные результаты подтверждают высказанное предположение о роли культурной памяти. Они позволяют проводить дальнейшие исследования по уточнению взаимосвязи между культурной памятью и социальной идентичностью, по оценке действия дополнительных факторов, например, групповых эмоций, психологического благополучия и других.

Authors / Авторы: Stefanenko T.G. / Стефаненко Т.Г. ; Tumgoeva, Tanzila A. / Тумгоева Т. А. ; Kotova М.V. / Котова М.В.

Григорьев Д.С. Разработка короткой версии шкал из методики Дж. Даккита: авторитаризм правого толка, ориентация на социальное доминирование, вера в опасный и конкурентный мир. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 4 (28). – С. 30-44.

Grigoryev D.S. (2017). Development of a short version of the dual process model scales: right-wing authoritarianism, social dominance orientation, dangerous and competitive worldviews. National Psychological Journal. 4, 30-44.

DOI: 10.11621/npj.2017.0403

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Objective. The article describes a short version of the dual process model scales by J. Duckitt that allow elaborating on an integrated exploratory approach for the assessment of authoritarianism.

Background. This area of research is not widespread in Russia in contrast to foreign social psychology. Unfortunately, there are only a few studies in Russia that advance our understanding of the indicated problems, and these few studies likely put more questions than give answers. It can be partly explained by the lack of appropriate available, reliable and valid measures in Russian. Dual process model for the study of authoritarianism offers the scales designed to measure: (1) right-wing authoritarianism that reflects the motivation and attitudes to maintain and preservation of the social cohesion, order, stability, and collective security; (2) social dominance orientation that reflects the motivation and attitudes to maintain and preservation of the dominance and superiority; (3) dangerous worldview that reflects views of the social world as the dangerous and threatening; and (4) competitive worldview that reflects views of the social world as the competitive and ferocious.

Design. The data for the analysis were collected in the survey of 241 participants, mostly residents of Moscow (Central Federal District), Russia, and Ulyanovsk (Volga Federal District), Russia. Using confirmatory factor analysis the four measurement models containing the different number of dimensions of the short version of the dual process model scales were tested. Also, cross-validation was performed (N = 576).

Results. The tested measurement models had acceptable reliability and validity indices. However, the best fit was shown by the model with multidimensional structure in which all the subfactors were as separate constructs.

Conclusion. The short version of scales was successfully compiled, the measures can be considered a reliable and valid measure to study of authoritarianism in Russia.

Цель. В статье описывается процесс разработки короткой версии шкал из методики Дж. Даккита, которая позволяет комплексно подойти к проблеме изучения психологии авторитаризма.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В отличие от зарубежной социальной психологии, в России это исследовательское направление так и не получило широкого распространения. К большому сожалению, на сегодняшний день существуют лишь единичные исследования, которые, хотя и продвигают нас в понимании обозначенной проблематики, скорее ставят больше вопросов, нежели дают ответов. Отчасти это можно объяснить отсутствием соответствующего доступного, надежного и валидного инструментария на русском языке. Для изучения авторитаризма методика Дж. Даккита, широко применяемая зарубежными коллегами, предлагает набор шкал, направленных на измерение: авторитаризма правого толка, который отражает мотивацию и установки на поддержание социальной сплоченности, порядка, стабильности и коллективной безопасности; ориентации на социальное доминирование, которая отражает мотивацию и установки на поддержание группового доминирования и превосходства; веры в опасный мир, отражающей представления о социальном мире как об опасном и угрожающем; веры в конкурентный мир, отражающей представления о социальном мире как о конкурентном и ожесточенном.

Описание хода исследования. Данные для анализа были собраны в результате опроса 241 человека, преимущественно жителей Москвы (Центральный федеральный округ) и Ульяновска (Приволжский федеральный округ). С помощью конфирматорного факторного анализа были протестированы четыре модели, содержащие различные конфигурации факторов короткой версии шкал.

Результаты исследования. Протестированные модели показали приемлемые показатели надежности и валидности, однако наилучшее соответствие данным показала модель, где все субфакторы рассматривались как отдельные конструкты.

Вывод. В результате проведенного исследования была составлена короткая версия шкал Дж. Даккита, которые, несмотря на некоторые проблемы, по совокупности показателей, можно считать надежным и валидным инструментом исследования психологии авторитаризма в России.

Authors / Авторы: Grigoryev, Dmitry S. / Григорьев Д. С.

All/ Все материалы | Categories / Материалы по рубрикам

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук