All new article / Новые материалы

Гилемханова Э.Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.164-183

Gilemkhanova E.N. (2019). Technique “Adolescence Socio-Cultural Safety Index. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 164-183

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.164

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The proliferation of various destructions in the interaction between students (bulling, cyber bulling) demands to increase of their social and psychological adaptability. So, it is important to create a psychodiagnostic toolkit for identification of students at risk for exposure to violence for further psychological preventive work. 

Objective. To develop a technique for assessing the individualized risks of the socio-cultural safety of the adolescent educational environment.

Methods. The theoretical development and psychometric verification of the author's technique “Adolescence Socio-Cultural Safety Index”.  The study involved 3375 students (53% of girls, 47% of boys, 13-16 years old) from municipal schools of the Republic of Tatarstan. 

Results. A priori and a posteriori models of the questionnaire were reconciled using structural equation modeling. The proposed model corresponds to the initial data on the main indicators of the consent indices (CMIN=4,272; df=1; p=0.39; GFI=0,999; CFI=0,995; RMSEA=0,033; Pclose=0,759). The article describes the psychometric characteristics of the technique: reliability, validity, discriminatory power. Convergent validityof the technique is assessed using the methods: Propensity for deviant behavior (A. Orel), Methods of assessing the collective psychological atmosphere (F. Fiedler), Questionnaire on aggressiveness by Bass-Dark, Test questionnaire of self-organization of activities by E. Mandrikova, Cultural Congruence Questionnaire (L. Bayanova).  The statistical limits of norms are revealed. The possibility of using the technique in further research is evaluated.

Conclusion. The technique “Adolescence Socio-Cultural Safety Index” possesses the necessary psychometric characteristics that allow the use of the questionnaire to identify the risks of the student's educational environment. 

Актуальность. Распространение в современной образовательной среде различных деструкций во взаимодействии между учащимися (булинг, кибербулинг, вооруженные нападения и др.) предъявляет высокие требования к личностным адаптационным ресурсам подрастающего поколения. В связи с этим представляется актуальной разработка современного психодиагностического инструментария для выявления учащихся группы риска с точки зрения подверженности насилию для дальнейшей психолого-педагогической профилактической работы.

Цель. Разработка методики для оценки индивидуализированных рисков социокультурной безопасности образовательной среды подростков.

Метод. Теоретическая разработка и психометрическая проверка авторского опросника «Индекс социокультурной безопасности школьника». Выборка: 3375 подростков (53% девочек, 47% мальчиков в возрасте 13—16 лет), учащихся общеобразовательных школ Республики Татарстан.

Результаты. Произведено согласование априорной и апостериорной моделей опросника с применением структурно-латентного анализа. Показано, что предложенная модель соответствует исходным данным по основным показателям индексов согласия (CMIN=4.272; df=1; p=0.39; GFI=0.999; CFI=0.995; RMSEA=0.033; Pclose=0.759). Установлены психометрические характеристики методики: показатели надежности, валидности, дискриминативности. Приведены данные о ее конвергентной валидности, оцененной с помощью методик «Склонность к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел), «Методика оценки психологической атмосферы в коллективе» (Ф. Фидлер), «Опросник агрессивности Басса—Дарки», «Тест-опросник самоорганизации деятельности» Е.Ю. Мандриковой, «Опросник культурной конгруэнтности» (Л.Ф. Баянова). Выявлены статистические границы норм. Оценена возможность использования методики в дальнейших исследованиях.

Выводы. Опросник «Индекс социокультурной безопасности школьника» обладает необходимыми психометрическими характеристиками, позволяющими применять его для выявления индивидуализированных рисков образовательной среды школьника.

Authors / Авторы: Gilemkhanova, Elvira N. / Гилемханова Э. Н.

Малышева Н.Г., Шаехов З.Д. Об исследованиях психологического благополучия гомо- и бисексуалов в современной психологии: обзор литературы. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.145-163

Malysheva N.G., Shaekhov Z.D. (2019). On the study of the psychological well-being of homo- and bisexuals in modern psychology: a literature review. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 145-163

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.145

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The studies of psychological well-being are of particular relevance considering a rapidly changing world, requiring a rapid adaptation to changes as well as the constant search for ways to account your needs within unstable environment. Psychologists around the world pay a lot of attention to the psychological well-being of different social groups in recent decades. They analyze how social hierarchy provides different possibilities and influence on well-being of people.  There for LGBTQA community, who have experience of discrimination in the heteronormative society, is one of most important group for studying today.  

Objective. To review the studies on the relationship of psychological well-being, according to the eudemonistic approach, and various socio-psychological characteristics of the LGBTQIA community.

Methods. We overview and analyze the research of psychological well-being and its determinants among non-heteronormative people.

Results. The observed research show non-heteronormative people have a low level of psychological well-being. The following determinants of these results was identified: hidden discrimination, social and interpersonal barriers, stressful situations, internalized homophobia, support for gender norms, avoidance of interpersonal relations, fear of entering into intimate relations. Positive factors of psychological well-being are: social support, sexual satisfaction, openness, acceptance of one’s sexual identity, predominance of positive emotions, optimism. A combination of hedonistic and eudemonic approaches is possible direction for further development of such studies. 

Conclusion. Researches of non-heteronormative people’s well-being can reduce discrimination of them in the modern Russia that will contribute to increasing psychological culture in the society.

Актуальность. Исследования психологического благополучия имеют особую актуальность, так как жизнь в современном мире требует от человека высокой скорости адаптации к изменениям и поиска способов учитывать свои потребности в нестабильных условиях. В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психологии интенсивно изучаются показатели психологического благополучия в разных социальных группах, имеющих разные позиции в общественной иерархии и разные возможности. Одна из групп, вызывающих пристальное внимание, — представители ЛГБТКИА-сообщества. Изучение психологического благополучия данной группы расширяет представления о негетеронормативных людях.

Цель. Обзор исследований, посвященных изучению взаимосвязей между психологическим благополучием, рассматриваемым в традиции эвдемонистического подхода, и различными социально-психологическими характеристиками представителей ЛГБТКИА-сообщества.

Метод. Обзор и анализ исследований в области психологического благополучия и их детерминант среди негетеронормативных людей.

Результаты. В проанализированных исследованиях выявлен низкий уровень психологического благополучия у негетеронормативных людей. Детерминантами этого являются: скрытая дискриминация, социальные и межличностные барьеры, стрессовые ситуации, интернализованная гомофобия, поддержка гендерных норм, избегание межличностных отношений, страх вступить в интимные отношения. Положительную роль в психологическом благополучии играют: социальная поддержка, сексуальная удовлетворенность, открытость, принятие своей сексуальной идентичности, преобладание положительных эмоций, оптимизм. Обосновывается актуальность исследования психологического благополучия у негетеронормативных групп. В качестве перспективы рассматривается соединение гедонистического и эвдемонистического подходов, что позволит увидеть более объемную картину полноценно функционирующего человека.

Заключение. Благодаря результатам исследования проблемы психологического благополучия негетеронормативных людей можно снизить уровень их дискриминации и стигматизации в социуме, что будет способствовать повышению психологической культуры общества в целом.

Authors / Авторы: Malysheva N.G. / Малышева Н.Г.  ; Shmelev A.G. / Шаехов З. Д.

Федунина Н.Ю., Вихристюк О.В., Банников Г.С. Практики осознанности в профилактике суицидального поведения подростков (обзор зарубежных исследований). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.121-144

Fedunina N.Yu., Vikhristyuk O.V., Bannikov G.S. (2019). Mindfulness practices in the prevention of suicidal behavior in adolescents (a review of foreign studies). Moscow University Psychology Bulletin, 2, 121-144

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.121

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Mindfulness practices are used today in many different fields, including medicine and education. They have shown their effectiveness in reducing depression, anxiety, improving psychological well-being. The introduction of mindfulness practices in the educational system opens up new opportunities for the development of educational, personal, communication skills, contributing to the improvement of self-regulation, formation of compassionate attitude to oneself and other people, the opportunity to learn from their experience and cope with academic and personal problems and conflicts.

Objective. The article presents the cases of application of mindfulness practices in the prevention of suicidal behavior in adolescents.

Method. Review of foreign literature. 

Results. The article presents modern developments of application of mindfulness practices in primary, secondary and tertiary prevention of suicidal and self-injurious behavior in adolescents. The key components of mindfulness practices that can become protective factors in cases of risk of anti-vital behavior are considered. Studies of effectiveness of mindfulness programs in different groups of the adolescent population are presented. The paper also presents the most common practices of mindfulness, which are included in the program of prevention of suicidal behavior or used independently in the framework of primary prevention.

Conclusion. Mindfulness practices have proven themselves at all levels of suicide prevention. However, randomized controlled trials are needed to better understand their effectiveness.

Актуальность. Практики осознанности применяются сегодня в самых разных сферах, в том числе медицине и образовании. Они показали свою эффективность в снижении депрессии, тревожности, повышении психологического благополучия. Внедрение практик осознанности в систему образовательной деятельности открывает новые возможности для развития учебных, личностных, коммуникативных навыков, способствуя улучшению саморегуляции, формированию установки сердечного отношения к себе и другим людям, возможности учиться на своем опыте и справляться с академическими и личностными неудачами и конфликтами.

Цель работы. Представить опыт применения практик осознанности в профилактике суицидального поведения подростков.

Метод. Обзор зарубежной литературы. 

Результаты. В статье представлены современные разработки применения практик осознанности в первичной, вторичной и третичной профилактике суицидального и самоповреждающего поведения у подростков. Рассмотрены ключевые компоненты практик осознанности, которые могут становиться защитными факторами в случаях риска антивитального поведения. Представлены исследования эффективности программ, включающих практики осознанности, в разных группах подростковой популяции. Описаны наиболее распространенные практики осознанности, входящие в программы профилактики суицидального поведения или использующиеся самостоятельно в рамках первичной профилактики.

Выводы. Практики осознанности хорошо зарекомендовали себя на всех уровнях профилактики суицидального поведения. Однако для более точного понимания их эффективности необходимы рандомизированные контролируемые исследования. 

Authors / Авторы: Fedunina N.U. / Федунина Н. Ю. ; Bannikov G. S. / Банников Г. С. ; Vikhristyuk, Olga V. / Вихристюк О.В.

Хасханова М.Т. Религиозная идентичность чеченских студентов: результаты пилотажного исследования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.105-120

Khaskhanova M.T. (2019). Religious identity of Chechen students: the results of a pilot study. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 105-120

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.105

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. In connection with the process of aggravation of religious feelings and the growth of religious consciousness due to changes in cultural patterns in modern Russia, it is important to analyze the features of the religious identity of Chechen students, which is one of the forms of self-consciousness, which is at the origins of the formation of other types of social identity of the individual, which determines the specifics of social behavior. 

Objective. To characterize religious identity from the perspective of socio-psychological approach and identify its features in Chechen students.

Methods. Socio-psychological analysis of the concepts of religious identity and Muslim identity; theoretical and empirical analysis of the structure and characteristics of religious identity of Chechen students using the scale of religious orientation of G. Olport and D. Ross, methods of diagnosis of the structure of individual religion And methods of mathematical statistics. Sample. The study was conducted with 60 students of the Chechen state pedagogical University.

Results. The article presents: the definition of religious identity from the perspective of socio-psychological approach, the analysis of the concept of religious Muslim identity. The methods of research of religious identity are designated and the results of diagnostics of the Chechen students are analyzed. It is shown that students are characterized by internal religious orientation, and religion, contributing to the self-identification of young people, performs ideological, epistemological and communicative functions, acting as a model of moral norms of behavior and guidance in values. The results of the study are compared with the data of earlier studies of the religious identity of Chechen students.

Conclusion. Religion is the main value and tool of the identification process of Chechen students, filling its content with religious norms and values, answering important existential questions. Based on religious norms and values, Chechen students motivate their activities in various social spheres.

Актуальность. Религиозная идентичность выступает одной из форм самосознания, находящейся у истоков формирования других видов социальной идентичности личности, которая определяет специфику социального поведения индивидов. В связи с процессами обострения религиозного чувства и роста религиозного сознания, которые обусловлены изменениями культурных образцов в современной России, представляется актуальным проанализировать особенности религиозной идентичности чеченских студентов.

Цель. Анализ религиозной идентичности с позиции социально-психологического подхода и выявление ее особенностей у чеченских студентов.

Методы. Социально-психологический анализ понятий «религиозная идентичность» и «мусульманская идентичность»; теоретический и эмпирический анализ структуры и особенностей религиозной идентичности чеченских студентов с использованием шкалы религиозной ориентации Г. Олпорта и Д. Росса, методики диагностики структуры индивидуальной религиозности Ю.В. Щербатых. Исследование проведено с 60 студентами Чеченского государственного педагогического университета.

Результаты. Показано, что большинство обследованных чеченских студентов характеризуются внутренней религиозной ориентацией, а религия, способствующая самоидентификации молодых людей, выполняет мировоззренческую, гносеологическую и коммуникативную функции,выступая образцом моральных норм поведения и ориентиром в ценностных установках. Проведено сопоставление полученных результатов с данными ранее проведенных исследований религиозной идентичности чеченской студенческой молодежи. 

Выводы. Религия выступает главнойценностью и инструментом идентификационного процесса чеченской студенческой молодежи, наполняя его содержание религиозными нормами и ценностями, отвечая на важные экзистенциальные вопросы. Студенты Чечни мотивируют свою деятельность в различных социальных сферах,опираясь на религиозные нормы и ценности.

Authors / Авторы: Khaskhanova, Milana T. / Хасханова М.Т.

Коротаева И.В. Ориентировка в структуре научного знания как основа умения учиться у студентов разных специализаций. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.88-104

Korotaeva I.V. (2019). Orientation in the structure of scientific knowledge as a basis of skill to learn from students of different specializations. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 88-104

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.88

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The development of the students’ general study skills is in most cases based on their ability to work with a scientific text, and it needs special examination.

Objective. The goal is to study the strategies the fourth-year students of different departments use to single out the most important information. It is also necessary to explore the criteria which students use to distinguish between the essential and inessential information while reading an explanatory scientific text.

Methods. We have used the method created by Sidelnikova and Malskaya, which constitutes a specially constructed text of an explanatory type including some essential information (the description and explanation of facts) along with some trap sentences, in their formal structure similar to definitions (sentences containing dates, surnames and the statement of the significance of the problem). 1021 fourth-year students of Moscow State University and Moscow Pedagogical University (from the pedagogical, psychological, philological departments and the department of soil science) have taken part in the examination.

Results. Less than 6 % of the students single out the description of the facts and their explanation while reading an explanatory text, which means that they learn the material and control the efficiency of learning in accordance with metacognitive knowledge based on academic conception of the structure of scientific knowledge? More than 94 % choose both the description of the facts and their explanation and the trap sentences, considering the sentences in the form of definitions, historical facts and the statements of the significance of the problem to be essential information. There have been found some statistically significant differences in the choice of the students of different departments.

Conclusion. The results show that the fourth-year students who have taken part in the study do not have academic conception of the structure of scientific knowledge and effective strategies for its mastering.

Актуальность. Формирование профессиональных компетенций у учащихся высших учебных заведений в большинстве случаев опирается на сложившееся у студента умение работать с учебным текстом, которое требует специальной диагностики.

Цель. Изучение функционирования стратегии выделения главного у студентов четвертых курсов разных специализаций. Выявление критериев, используемых студентами при дифференцировании существенной и несущественной информации в процессе чтения учебного текста объяснительного типа, содержащего научное знание.

Методика. Использовалась методика А.Н. Сидельниковой и О.Е. Мальской, представляющая собой специально сконструированный текст объяснительного типа, включающий существенную информацию (описание и объяснение фактов), а также предложения-ловушки, схожие по формальным признакам с определениями, предложения с датами, фамилиями и констатацией значимости проблемы. Выборка: 1021 студент 4-го курса факультетов МГУ и МПГУ (педагоги, психологи, филологи и почвоведы).

Результаты. Менее 6% студентов усваивают материал и контролируют эффективность усвоения в соответствии с метакогнитивными знаниями, в основе которых лежат академические представления о структуре научного знания: выделяют в тексте объяснительного типа описание фактов и их объяснение. Более 94% выбирают наряду с фактами и объяснениями предложения-ловушки, предпочитая в качестве существенной информации утверждения в форме определений, исторической ссылки и утверждения о значимости проблемы. Обнаружены статистически значимые различия в выделении существенной и несущественной информации у студентов разных специализаций.

Вывод. У обследованных студентов 4-го курса не сформированы нормативные академические представления о структуре научного знания и стратегии его усвоения.

Authors / Авторы: Korotaeva, I. V. / Коротаева И.В.

Корнеев А.А., Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю. Особенности чтения третьеклассников с разным уровнем развития навыка: анализ движений глаз. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.64-87

Korneev A.A., Akhutina T.V., Matveeva E.Yu. (2019). Reading in third graders with different state of the skill: an eye-tracking study. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 64-87

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.64

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Eye-tracking study of reading is widely used methodology in modern psychology. But there is a lack of such studies in Russian language. Particularly, there are few eye-tracking studies of reading on early stages of acquisition of this skill. 

Objectives. The main aim of our study is to describe process of reading in children 9-10 years old. We compare state of cognitive functions of children and state of their reading skills and try to describe possible strategies for mastering the skill of reading based on indicators of oculomotor activity. 

Methods. 56 third graders participated in the study, mean age – 9.62 years old. The reading skills were assessed using the method “Reading regular and irregular words”. We also record eye-movements of the children during reading the corpus of sentences designed for early schoolchildren. Cognitive functions were assessed by neuropsychological assessment adapted for children of 6–9 years old. 

Results. We separated the sample into two subgroups with relatively low and high state of reading skill and found differences in the state of cognitive functions and in the oculomotor activity of children in these groups. The children with relatively low reading skill often had weaknesses of executive functions, functions of visual-spatial and auditory information processing. They made more fixations and their fixations were longer than children with high state of the reading skill. A qualitative analysis of the reading of two children with dyslexia and two children with selective development of sub-lexical / lexical routes made it possible to describe the features of reading in children with the weakness of the both strategies or one of them.

Conclusion. The results obtained in the study, on the one hand, show a general interrelation between the features of reading mastering and the state of individual cognitive functions of children, and on the other hand, they indicate that there is no rigid determination of the level of reading development by the state of cognitive functions.

Актуальность. Формирование чтения в норме и патологии — востребованное наукой и практикой направление исследованийв мировой психологии. В поиске объективных методов изучения чтения ученые пришли к методу анализа движения глаз, однако число работ, посвященных формированиючтения на русском языке, крайне невелико.

Цели работы. 1) Объективная оценка техникичтения у учеников третьего класса с разным уровнем овладения навыком. 2) Сопоставление навыка чтения с состоянием когнитивных функций детей. 3) Описание возможных стратегий освоения чтения на основе показателей глазодвигательной активности.

Методики и выборка. Техника чтения оценивалась по методикам «Чтение регулярных и нерегулярных слов» Т.В. Ахутиной и «Стандартизованная методика исследования навыка чтения» (СМИНЧ) А.Н. Корнева и О.А. Ишимовой. Движения глаз регистрировались при чтении составленного нами корпуса предложений для исследования чтения у младших школьников. Когнитивные функции оценивались с помощью методов нейропсихологического обследования детей 6—9 лет, разработанных Т.В. Ахутиной с коллегами. В исследовании приняли участие 56 третьеклассников, средний возраст — 9 лет и 7 месяцев.

Результаты. Выделение групп с разными уровнями владения навыком чтения слов позволило показать ряд отличий в состоянии когнитивных функций и глазодвигательной активности детей в этих группах. У хуже читающих детей чаще наблюдалась относительная слабость функций переработки зрительно-пространственной информации, управляющих и слухоречевых функций. Они делали больше фиксаций и с большей длительностью, чем лучше читающие дети. Качественный анализ чтения двух детей с дислексией и двух детей с избирательным развитием сублексической/лексической стратегии чтения позволил описать особенности чтения у детей со слабостью одной или обеих стратегий.

Выводы. Полученные в исследовании результаты, с одной стороны, показывают общую взаимосвязь особенностей освоения чтения и состояния отдельных когнитивных функций детей, а с другой — говорят об отсутствии жесткой детерминации уровня развития чтения состоянием когнитивных функций.

Authors / Авторы: Korneev A.A. / Корнеев А. А. ; Akhutina T.V. / Ахутина Т. В. ; Matveeva E.Yu. / Матвеева Е. Ю.

Рассказова Е.И., Ковров Г.В., Мачулина А.И. Субъективные представления о причинах нарушения сна у пациентов с инсомнией, парасомнией и апноэ во сне и их связь с психологическим благополучием. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.45-63

Rasskazova E.I., Kovrov G.V., Machulina A.I. (2019). Subjective beliefs about reasons of sleep disturbances in patients with insomnia, parasomnias and sleep apnea and their relationship with psychological well-being. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 45-63

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.45

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. In psychosomatics, subjective attributions of the causes of the disease are considered as one of the components of illness representation. In somnology, the disfunctional beliefs about illness reasons are considered as a factor in insomnia perpetuation. Study of the characteristics of subjective perceptions of sleep disorders reasons in good sleepers versus sleep disorders, as well as their relationship to well-being, can help to clarify theoretical knowledge about the functions of reasons’ representations in various illnesses.

Objective. The aim was to compare the subjective reasons of sleep disorders in good sleepers, insomnia, parasomnias and sleep apnea, as well as to reveal the relationship between beliefs about the reasons of sleep disorders and anxiety and depression.

Methods. The clinical group consisted of 77 patients with sleep apnea syndrome, 18 patients with parasomnias, 105 patients with chronic insomnia who filled the Checklists of Sleep Quality, Subjective Reasons of Sleep Disorders, Screening for Sleep Apnea, Epworth Sleepiness Scale, Hospital Anxiety and Depression Scale. In 46 patients with apnea, 15 patients with parasomnias and 93 patients with insomnia, polysomnography was performed over one night. The control group included 102 people, 67 of them with periodic sleep complaints, and 33 without sleep complaints who filled Checklists of Sleep Quality, Subjective Reasons of Sleep Disorders.

Results. Good sleepers are characterized by a wide range of sleep problems’ attributions. In case of complaints for some sleep problems, the focus on emotional causes was enhanced while in case of chronic disorders, the number of reasons was narrowed to those specific for that sleep disorder. In both apnea and insomnia, subjective belief that sleep is disturbed by unpleasant sensations in the arms and legs was especially stressful for participants and was associated with depression and marginally associated with anxiety. Attribution of sleep disorders to life events was associated with a higher level of anxiety, especially in insomnia.

Conclusions. The data supports the hypothesis that some subjective reasons of sleep disorders are associated with psychological distress, regardless of the subjective and objective quality of sleep.

Актуальность. Исследования, позволяющие установить особенности субъективных представлений о причинах нарушений сна (НС) в норме и при различных заболеваниях, а также их связь с психологическим благополучием, могут способствовать уточнению знаний о функциях таких представлений при различных заболеваниях.

Цель. Сравнение субъективных причин НС в норме, при инсомниях, парасомниях и синдроме апноэ во сне, а также выявление представлений о причинах НС, связанных с тревогой и депрессией.

Методы. Пациенты с синдромом апноэ во сне (n=77), парасомниями (n=18) и хронической инсомнией (n=105) заполняли анкеты причин НС, качества сна, скрининговой оценки апноэ во сне, шкалу сонливости Эпворта, госпитальную шкалу тревоги и депрессии. У 154 из этих пациентов была проведена полисомнолография в течение одной ночи. В контрольную группу вошли 102 человека с периодическими НС, не доходящими до клинического уровня, и 33 — без НС. Они заполняли анкеты качества сна и причин НС.

Результаты. В норме для людей характерен широкий круг возможных атрибуций своих НС. При жалобах на периодические нарушения усиливается фокус внимания на эмоциональных причинах, а при хронических нарушениях представления о причинах становятся узко специфичными для данного заболевания. При апноэ и инсомнии субъективная связь НС с неприятными ощущениями в руках и ногах особенно стрессогенна для человека и отмечается при более высоком уровне депрессии и (на уровне тенденции) тревоги. Атрибуция НС жизненным событиям сопряжена с более высоким уровнем тревоги, особенно при инсомнии.

Выводы. Данные свидетельствуют о том, что некоторые представления о причинах НС связаны с психологическим неблагополучием вне зависимости от субъективного и объективного качества сна.

Authors / Авторы: Rasskazova E.I. / Рассказова Е.И. ; Kovrov, Gennady V. / Ковров Г. В. ; Machulina, Anna I. / Мачулина А. И.

Иванников В.А., Гусев А.Н., Барабанов Д.Д. Связь осмысленности жизни и способа контроля за действием с самооценками студентами волевых качеств. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.27-44

Ivannikov V.A., Gusev A.N., Barabanov D.D. (2019). The relation of volitional traits self-esteems with meaningfulness of life and action control in students. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 27-44

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.27

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The relevance of the study is the need to clarify what factors can determine the self-esteems of volitional traits of a person.

Objective. The empirical study of the possible influence of action control mode and action and meaningfulness of life level on person's representation  about the development of his volitional traits.

Methods. 943 first-fifth year university students were asked to complete three questionnaires: Self-esteem technique of the volitional traits (V. Ivannikov, E. Aidman), Action control in planning scale (NAKEMP-90) in adaptation of S. Schapkin, Purpose in Life test in adaptation of D. Leontiev.

Results. There was a reliable relationship of the values of action control in planning scale (ACP) and general meaningfulness of life index (MLI) with three volitional traits (strong-willed, confident, bold) and total score of 20 volitional traits (TSVT). The results of 2-way ANOVA showed significant effects of Action Control and Meaningfulness of Life on the value of TSVT. The lowest TSVT values were observed in students with low values of ACP and MLI, and the highest -with high values of these indexes.

Conclusion. The results are discussed in the framework of V.A. Ivannikov’s theoretical ideas about psychological mechanisms of volitional regulation of personality, especially the role of the meaning formation in the process of transferring prompting from motive to purpose. It explains the natural connection of person`s meanings and self-esteems of volitional traits, as well as the contribution of such resource of self-regulation of human activity as action control mode.

Актуальность исследования состоит в необходимости понять, какие факторы могут определять самооценки волевых качеств личности.

Цель работы. Изучение психологических механизмов, определяющих представления человека о развитии у него волевых качеств.

Методики и выборка. Выборку составили 943 студента разных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова 1-х и 5-х курсов (591 женщина и 352 мужчины). Применялись следующие методики: методика самооценки волевых качеств (Иванников, Эйдман), тест-опросник Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина, тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева.

Результаты. Выявлена достоверная связь величин показателей шкалы контроля за действием при планировании теста Ю. Куля (КДп) и показателя общей осмысленности жизни (ОЖ) теста СЖО между собой и с тремя волевыми качествами: волевой, уверенный, смелый. Установлена положительная линейная связь показателей ОЖ и КДп с суммарным  баллом самооценок 20 волевых качеств (СВК). Анализ данных 9 подгрупп студентов, различающихся соотношением уровней величин контроля за действием и осмысленности жизни, показал, что наименьшая величина самооценок наблюдается в подгруппе с наименьшими значениями КДп и ОЖ, а наибольшая — в подгруппе с максимальными значениями этих показателей. Результаты двухфакторного дисперсионного анализа показали достоверные влияния факторов «контроль за действием» и «осмысленность жизни» на величину СВК.

Выводы. Полученные результаты обсуждаются в рамках представлений В.А. Иванникова о психологических механизмах волевой регуляции личности, а именно о роли смысла в процессе переноса побудительности от мотива на цель, что объясняет закономерную связь смысловых образований и самооценок волевых качеств, а также вклада такого ресурса регуляции направленности деятельности человека, как способ контроля за действием.

Authors / Авторы: Ivannikov V.A. / Иванников В.А. ; Gusev, Aleksey N. / Гусев А.Н. ; Barabanov D.D. / Барабанов Д.Д.

Бойко Л.А., Терещенко Л.В., Величковский Б.Б., Латанов А.В. Зрительно-моторная деятельность профессиональных пианистов при чтении с листа нотного текста. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №2 — с.3-26

Boyko L.A., Tereshchenko L.V., Velichkovsky B.B., Latanov A.V. (2019). Visual-motor activity of professional pianists at sight-reading music. Moscow University Psychology Bulletin, 2, 3-26

DOI: 10.11621/vsp.2019.02.03

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The musical activity of a professional pianist has been little studied by objective methods. For most musicians, the task of sight-reading causes a difficulty in both academic and professional activities. Understanding the visual-motor mechanisms and cognitive processes involved in the implementation of sight-reading can help musical pedagogical practice. There are few sight-reading studies and most of them were conducted in conditions far from the real ones. This work is interdisciplinary that involved the interests of musical pedagogy, psychology and physiology.

Objective. On the base of the cognitive task of sight-reading music in conditions close to reality to explore the interaction of visual-motor parameters and their relationship with the parameters of the working memory.

Methods. 55 subjects aged 18–25 years (30 pianists and 25 non-pianists) were tested using the OS and N-back method to determine individual parameters of the working memory, as well as to determine the time of a complex visual-motor response. Eye tracking method was utilized for eye movement recording when the pianists sight read sheet of notes.

Results.The visual-motor performance parameters (eye hand span, errors and regressions) differ significantly at sight-reading musical fragments of varying complexity. Compared with the literature data we obtained opposite results for value of the eye hand span depending on the complexity of the musical text. We revealed correlations between the visual-motor parameters and the working memory parameters as well as their dependence on the quality of performance.

Conclusion. Objectively recorded visual-motor parameters complexly interact with each other. The mastery of sight-reading music of professional pianists closely related with individual parameters of the working memory.

Актуальность. Музыкальная деятельность профессионального пианиста мало исследована объективными методами. У большинства музыкантов задача чтения нот с листа вызывает особую трудность как в учебной, так и в профессиональной деятельности. Понимание зрительно-моторных механизмов и когнитивных процессов, вовлеченных в реализацию данного навыка, может помочь музыкальной педагогической практике. Большинство исследований по данной теме проведено в условиях, далеких от реальных. Данная работа является междисциплинарной, так как в ней пересекаются интересы музыкальной педагогики, психологии и физиологии.

Цель. На примере задачи по чтению с листа нотного текста в условиях, приближенных к реальным, исследовать взаимодействие зрительно-моторных параметров и их связь с параметрами рабочей памяти.

Методика. 55 человек в возрасте 18—25 лет (30 пианистов и 25 не пианистов) тестировались по методикам OSи N-backдля определения индивидуальных параметров рабочей памяти и времени сложной зрительно-моторной реакции. Методом видеоокулографии регистрировались движения глаз у пианистов во время чтения нот с листа.

Результаты. Зрительно-моторные параметры исполнения (зрительно-моторная задержка, ошибки и регрессии) значимо различаются при чтении музыкальных текстов разной сложности. По сравнению с литературными данными получены противоположные результаты для величины зрительно-моторной задержки в зависимости от сложности текста. Выявлены корреляции между параметрами зрительно-моторной деятельности и рабочей памяти, а также их взаимосвязь с качеством исполнения.

Выводы. Объективно регистрируемые зрительно-моторные параметры имеют сложную взаимосвязь между собой. Качество чтения с листа у профессиональных пианистов опосредовано индивидуальными параметрами рабочей памяти.

Authors / Авторы: Tereshchenko, Leonid V. / Терещенко Леонид В.  ; Velichkovsky, Boris B. / Величковский Б. Б. ; Latanov, Aleksandr V. / Латанов А. В. ; Boyko, Lyubov A. / Бойко Л.А.

Информация для авторов. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 132-134

Information For Authors. (2019). National Psychological Journal, 1, 132-134

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

National Psychological Journal” is All- Russian scientific and analytical issue which highlights achievements in different areas of modern psychological science and practice.

The Journal publishes original scientific and practice-oriented articles on topical issues of the various areas of psychology, which is distinguished by scientific novelty and distinctive author’s viewpoint.





«Национальный психологический журнал» – всероссийское научное информационно-аналитическое издание, на страницах которого отражаются достижения различных направлений современной психологической науки и практики.

Журнал публикует оригинальные научные и практико-ориентированные статьи по актуальным проблемам различных областей психологии, отличающиеся научной новизной и выраженной авторской позицией.





Authors / Авторы: Composite authors / Коллектив авторов

Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном медиадискурсе. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 109-121

Temnova E.V. (2019). Felicitous vs dismal worldview in modern English media discourse. National Psychological Journal, 1, 109-121

DOI: 10.11621/npj.2019.0110

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The development of media and information structures in the recent decades has changed the scientific paradigm of knowledge. The scientists get focused on studying how the information is stored, processed and decoded using certain cognitive structures of the human architecture. 

Hypermedia as a means of manipulating the minds of their recipients combine scientific knowledge and ancient and modern myths. The cognitive potential of media sources is expanded via replacing previous anthropocentric concepts presented in the philosophical, religious and scientific approaches to culture. 

The Objective of the study is to look into the futuristic ideas implied in the media discourse and presented in the following conceptual spheres: Automated Labor, Cloud Technology, Cyborgs, Smart City, Artificial Intelligence, 3D Printing , Immersive and Augmented reality, Cryptocurrency Finance.

Design. The following sections of English media are analyzed: World, Lifestyle, Science and Technology, Culture, Sport, Medicine and Health, Business and Finance. They include news, features, editorials, columns, etc., videos and even memes. The online quality papers such as The Daily Telegraph, The Independent, The Economist, The Times, The Financial Times, etc. Network news portals (Reuters, BBC, Euronews, CNN), news websites and blogs (Huffington Post), video hosting sites (YouTube), cable and satellite television and radio channels (CNBC, Fortune, etc.) are in the focus of the research.
The sample includes 866 lexical units that shape either felicitous or dismal perception of the conceptual spheres identified within the media discourse.

The lexical expression of the concept spheres allow to shape the world of the future, which makes it possible to divide them into two categories. The first category contains lexical units that reflect positive associations with the technological advances that may occur in the human society of the future. The lexical expressions of the second category form a negative attitude towards the reality of the future in the recipient of media discourse materials.
Results. The futuristic worldview as a reflection of discursive concepts suggested and perceived via hypermedia is presented in two aspects either a positive perception of the advent of technologies and technological advance at a fast pace in the future, or a negative impact on humans and their values.

Conclusion. Shaping the view of potential worlds of the future in the English media discourse is a work with an open ending, which makes the recipient choose between good and evil. The split of the felicitous and dismal worldview helps the recipients to better understand its essence in the stream of potential technological and cultural changes in order to eliminate the social psychopathy associated with the emergence of new technologies.

The shift from the religious and philosophical paradigm to the scientific and futuristic worldview the attitude of people towards changes in social and public life.

Mental structures in the flow of hypermedia perceived through the futuristic concepts are to bring about new ways to explore the human nature and human intelligence, which contributes a lot to the development of science and are liable for further research.

Актуальность. Развитие медийно-информацонных технологий, происходящее в  последние десятилетия, неизбежно приводит к сменепарадигмы научного знания. При этом интерес ученых фокусируется на изучении хранения, обработки и использования информации когнитивными структурами сознания человека. Гипермедийные средства коммуникации манипулируют сознанием своих реципиентов – синтезируют достоверные научные знания и «разбавляют» их мифологемами. Пытаясь расширить когнитивный потенциал своих публикаций, они изменяют представления о сформировавшейся картине мира. 

Целью данной работы является исследование представлений англоговорящих реципиентов медиадискурса о футуристическом будущем, представленном в выделенных автором концептосферах (КС):автоматизиация труда (AutomatedLabour), технология Облако (theCloud), киборгизация (Cyborgs), умный город (SmartCity), искусственный интеллект (ArtificialIntelligence), 3D-печать (3DPrinting), иммерсивная и дополненная реальность (ImmersiveandAugmentedreality), криптовалютная финансовая система (CryptocurrencyFinance).

Описание хода исследования. Проанализированы ведущие рубрики англоязычных медиа, которые включают новостные текстовые материалы и видеосюжеты онлайн-изданий современной качественной прессы (TheDailyTelegraph, TheIndependent, TheEconomist,TheTimes, TheFinancialTimesи др.), сетевых новостных порталов (Reuters, BBC,Euronews, CNN), новостных сайтов и блогов (HuffingtonPost), видеохостинговых сайтов (YouTube), кабельных и спутниковых теле- и радиоканалов (CNBC, Fortuneи др.). Среди них:  «World» (Мир), «Lifestyle» (Образ жизни), «ScienceandTechnology» (Наука и технологии), «Culture» (Культура), «Sport» (Спорт), «MedicineandHealth» (Медицина и здоровый образ жизни), «BusinessandFinance» (Бизнес и финансы) 

Методом сплошной выборки выделено 866 лексических единиц, характеризующих филицитарное/дистимное восприятие картины мира в упомянутых выше концептосферах (КС).Отобранные примеры лексического выражения концептосфер иллюстрируют определенное отношение к модели мира будущего, что позволяет разделить их на две категории. Первая категория содержит лексические единицы, отражающие позитивные или «светлые» ассоциации с теми технологическими достижениями, которые могут иметь место в человеческом обществе будущего. Лексические выражения второй категории формируют у реципиента материалов медиадискурса негативное отношение к реальности будущего. 

Результаты исследования. Футуристическая картина мира, отражающая функционирование концептов дискурсивного пространства, предлагаемых средствами гипермедиа, представляется автором в двух аспектах, указывающих либо на позитивное восприятие технологий будущего, либо на негативное – как имеющее отрицательное воздействие на антропоцентрические ценности человека. Соответственно, футуристические представления могут быть представлены в двух категориях: фелицитарная (позитивные представления о мире будущего) и дистимная (негативные представления о мире будущего).

Выводы. Моделирование реальности потенциальных миров будущего в англоязычном медиадискусре является произведением с открытым финалом, которое ставит реципиента перед дуальным выбором добра и зла, что не является чем-то новым. Разграничение фелицитарной и дистимной картин мира помогает обществу наилучшим образом осознать свою сущность в потоке потенциальных технологических и культурных изменений, чтобы устранить общественную психопатию, связанную с возникновением новых технологий. Сдвиг парадигмы мышления критической массы населения от религиозно-философской к научно-футуристической меняет отношение людей к преобразованиям в социально-общественной жизни.

Ментальные структуры с подчеркнутой национально-культурной спецификой в потоке гипермедиа, возникающие во взаимодействии реального мира и футуристических переживаний будущего, служат построению новых путей исследования сущности и разума человека, что является неоценимым вкладом в развитие науки и потенциала дальнейших исследований по заявленной тематике.

Authors / Авторы: Temnova E.V. / Темнова Е.В.

Елфимова М.М. Шутка как психотехническое средство нарративного понимания межличностных отношений. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 59-67

Elfimova M. M. (2019). Joke as psychotechnical tool of narrative understanding of the interpersonal relations. National Psychological Journal, 1, 59-67

DOI: 10.11621/npj.2019.0106

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The paper focuses on manipulating the mass consciousness of the audience. Traditionally, this issue has been considered as an attempt to present the advertising of a TV product as information, but within the digital age, there is a desire to present promotion of TV content as a game. However, the “non-gaming” goals of the institutions that stand behind video games and games in alternate reality may be hidden from the players and serve commercial goals.

Objective. The study focuses on identifying and describing the advantages and disadvantages of using gamification in the TV promo-discourse. The author examines examples of using games in alternative reality and also multiplayer online games in real time in order to attract the attention of films and TV series viewers, analyzes the causes of success and failure of similar projects in related fields, and also in science and business.

Design. The study is valuable for interdisciplinary approach. Analyzing the use of gamification techniques in the TV promo-discourse the author raises topical issues of media psychology, perception psychology, philosophy of video games, ethics, communicative stylistics and media stylistics.

The paper highlights philological methods designed according to the tasks of the research: communicative discursive analysis, synchronic descriptive and synchronic comparative methods. The description of the provisions and forms of persuasive communication as applied to TV promotions includes elements of logical meaning-specific analysis (i.e. argumentative analysis), and also intentional, ethical and psychological analysis. This approach helps to give an adequate description of gamification effects in TV promodiscourse.

Results. The author comes to the conclusion that the ability of game mechanics to motivate mass recepients of the TV promo discourse to watch television programs is enormous, but the viewers of the TV channels need to be critical of gamification projects: they have to understand the purposes they are framed to, and take part in projects whose non-gamer goals are merely civil without implying exploitation of the gamer. Framed to the ethical norms gamification in the TV promotion can be both an effective tool for promoting TV content, and also a way to change the social order for the better.

Conclusion.Theoretical conclusions of the study of the mass consciousness manipulation through using gamification in TV promotions can be widely used in teaching medialinguistics, speech culture, TV, philosophy of video games, humanitarian researche of video game, etc. The results of this study seem to be useful to media professionals.

Актуальность (контексттематики статьи. Обращение к фасилитирующим практикам подразумевает предоставление человеку возможности собственного субъектного смыслоконструирования, а также поиск консультантом таких инструментов работы, которые позволят клиенту «идти за собой, сохраняя отношения с другим». Проблема поиска психотехнических средств адекватных сотрудничающим, диалогическим отношениям, приводит нас к обращению к комическому материалу (юмору), а именно к одной из его форм – шутке.

Цель нашей работы – опираясь на культурно-историческую концепцию и нарративный подход в психологии, а также на идеи планомерно-поэтапного формирования действий, обосновать возможности шутки как инструментального средства нарративного понимания межличностных отношений клиента и консультанта.

Описание хода исследования. Уточняется понятие «межличностного отношения». Конкретизируются характеристики самого «понимания межличностных отношений». Проводится рассмотрение «смехового действия» как действия, ведущего к пониманию межличностных отношений, а шутки как психотехнического средства, опосредствующее терапевтические отношения клиента и консультанта.

Результаты исследования. «Понимание межличностных отношений» определяется как выделение способа (схемы-ориентировки), который приводит к оформлению того или иного суждения о складывающихся отношениях. Юмор рассматривается как способ отношений и понимания (ориентации) в межличностной коммуникации, реализация которого происходит через знаково-символическую конструкцию – шутку. Помещение проблемы рассмотрения шутки в фокус нарративного подхода дает возможность увидеть дополнительные характеристики ее инструментальности, которые могут быть заведены в схему ориентировочной основы коммуникативного действия.

Выводы. Привлечение шутки в консультативное взаимодействие в качестве психотехнического средства позволяет делать определенные высказывания или утверждать необходимость каких-либо действий с позиции равенства, не ограничивая личную свободу человека. Благодаря шутке взаимодействие с консультантом становится понятным для клиента в своих интенциях, интересах, ценностно-смысловых ориентировках и, вместе с тем, сохраняется люфт для корректировки собственных суждений и действий.

Authors / Авторы: Elfimova M.M. / Елфимова М.М.

Малыгина Л.Е. Геймификация телевизионного промодискурса: проблема манипуляции массовым сознанием аудитории. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 122-131

Malygina Lidia E. (2019). Gamification of promotional discourse practices on TV: the problem of influencing mass consciousness of the audience. National Psychological Journal, 1, 122-131

DOI: 10.11621/npj.2019.0111

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The paper focuses on manipulating the mass consciousness of the audience. Traditionally, this issue has been considered as an attempt to present the advertising of a TV product as information, but within the digital age, there is a desire to present promotion of TV content as a game. However, the “non-gaming” goals of the institutions that stand behind video games and games in alternate reality may be hidden from the players and serve commercial goals.

Objective. The study focuses on identifying and describing the advantages and disadvantages of using gamification in the TV promo-discourse. The author examines examples of using games in alternative reality and also multiplayer online games in real time in order to attract the attention of films and TV series viewers, analyzes the causes of success and failure of similar projects in related fields, and also in science and business.

Design. The study is valuable for interdisciplinary approach. Analyzing the use of gamification techniques in the TV promo-discourse the author raises topical issues of media psychology, perception psychology, philosophy of video games, ethics, communicative stylistics and media stylistics.

The paper highlights philological methods designed according to the tasks of the research: communicative discursive analysis, synchronic descriptive and synchronic comparative methods. The description of the provisions and forms of persuasive communication as applied to TV promotions includes elements of logical meaning-specific analysis (i.e. argumentative analysis), and also intentional, ethical and psychological analysis. This approach helps to give an adequate description of gamification effects in TV promodiscourse.

Results. The author comes to the conclusion that the ability of game mechanics to motivate mass recepients of the TV promo discourse to watch television programs is enormous, but the viewers of the TV channels need to be critical of gamification projects: they have to understand the purposes they are framed to, and take part in projects whose non-gamer goals are merely civil without implying exploitation of the gamer. Framed to the ethical norms gamification in the TV promotion can be both an effective tool for promoting TV content, and also a way to change the social order for the better.

Conclusion.Theoretical conclusions of the study of the mass consciousness manipulation through using gamification in TV promotions can be widely used in teaching medialinguistics, speech culture, TV, philosophy of video games, humanitarian researche of video game, etc. The results of this study seem to be useful to media professionals.

Актуальность (контексттематики статьиВ статье поднимается актуальная проблема манипуляции массовым сознанием аудитории. Традиционно эта проблема рассматривалась как попытка представить рекламирование телевизионного продукта под видом информирования, но в век цифровых технологий наблюдается стремление представить продвижение (рекламирование) телевизионного контента как игру. Однако «неигровые» цели институций, которые стоят за видеоиграми и играми в альтернативной реальности, могут быть скрытыми от игроков и иметь корыстный характер. 

Цель Исследование посвящено выявлению и описанию преимуществ и недостатков использования геймификации в телевизионном промодискурсе. Автор рассматривает примеры использования игр в альтернативной реальности, а также многопользовательских онлайн-игр в реальном времени в целях привлечения внимания зрителей к фильмам и телевизионным сериалам, анализирует причины успехов и неудач подобных проектов в смежных областях, а также в науке и бизнесе.

Описание хода исследования. Исследование носит междисциплинарный характер, поскольку, анализируя использование приемов геймификации в телевизионном промодискурсе, автор затрагивает актуальные проблемы медиапсихологии, психологии восприятия, философии видеоигр, этики, коммуникативной стилистики и медиастилистики. 

В зависимости от решаемых задач в работе использован комплекс филологических методов: методы коммуникативно-дискурсивного анализа, синхронно–описательного и синхронно-сопоставительного. Описание условий и форм убеждающей коммуникации в применении к телевизионному промодискурсу включает элементы логико-смыслового (аргументативного), интенционального, этического и психологического анализа. Данный подход помогает дать адекватное описание «механизма» воздействия приемов геймификации в телевизионном промодискурсе.

Результаты исследования. Автор приходит к выводу о том, что способность игровых механик мотивировать массового адресата телевизионного промодискурса к просмотру телевизионных программ, огромна, однако представителям массовой аудитории телевизионных каналов необходимо относиться к проектам геймификации критически. Осознавать, в каких целях они могут быть использованы, и принимать личное участие в проектах, неигровые цели которых являются действительно общегражданскими и не предполагают наличия в игре оппозиции эксплуатируемого и эксплуататора. При условии соблюдения этических норм, использование геймификации в телевизионном промодискурсе способно стать не только эффективным инструментом продвижения телевизионного контента, но и способом изменения социального порядка к лучшему.

Выводы.Теоретические выводы, сделанные в ходе исследования проблемы манипуляции массовым сознанием за счет использования геймификации в телевизионном промодискурсе могут найти широкое применение в курсах преподавания таких дисциплин, как медиалингвистика, культура речи, язык телевидения, философия видеогр, гуманитарные исследования видеоигр и других. 

Authors / Авторы: Maligina, Lidiya E. / Малыгина Л. Е.

Горлова Н.В. Разрешение конфликтов автономии: подход к исследованию личностной автономии подростков // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 47-58

Gorlova N.V. (2019). Autonomy conflicts resolution: theoretical approach to adolescents’ personal autonomy. National Psychological Journal, 1, 47-58

DOI: 10.11621/npj.2019.0105

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. One of theoretical approaches towards developmental tasks in adolescence is the study of personal autonomy. The modern fast-paced world expects adolescents to be independent and proactive.

The Objective is to study the overall state of the issue and to highlight the mostly discussed theoretical approaches to personal autonomy, to provide the reader with the detailed review of the approaches to personal autonomy from the view-point of autonomy conflict resolution.

Design. The analysis of various approaches to personal autonomy identified developmental sources of autonomy within intra- and in interpersonal ways. The paper discusses theoretical approaches to adolescent’s personal autonomy that considers conflict as a mechanism of development. The paper presents a model of psychological readiness to resolve autonomy conflicts that may disclose how conflicts are triggered and how they could be resolved within intra- and in interpersonal way.

Results. An analysis of classical and modern research has shown that personal autonomy is appropriated by adolescents through their resolution of conflicts in various areas of the psychological space. Based on the provisions of a number of theoretical approaches, it has been revealed that the core matter of conflicts is the contradiction “external control vs one's own will” and the contradiction “dependence vs independence”. The author proposes studying personal autonomy by drawing insights form psychological readiness of autonomy conflicts resolution using locus of control scale and also through the measurement of actual conflicts of autonomy and assertion as conflict resolution style using existential experience.

The author's vision of the personal autonomy of adolescents is based on the study of psychological readiness to resolve autonomy conflicts at the dispositional level. Conflict as a mechanism of development is a developmental crisis stage where contradictions could be removed. Diversity of classical and modern studies show that the autonomy is developed in adolescents through the resolution of conflicts in different spheres of psychological space. The social cognitive domain theory of J.G.Smetana and the theory of psychological sovereignty (S.K.Nartova-Bochaver) are discussed in detail. According to the theories under consideration, personal autonomy reveals in adolescents to a different degree and at different levels. In some domains, they are more independent, while they do not manifest independence in other psychological domains.

Conclusion. The approach to adolescents’ personal autonomy as autonomy conflict resolution in different psychological domains is described. Autonomy conflict resolution can be controlled or prohibited by close relatives, e.g. parents. The model of psychological readiness of autonomy conflict resolution may disclose how autonomy conflicts are triggered by and be resolved within intra- and in interpersonal way. The contradictions may be removed through autonomy conflict resolution.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Среди различных теоретических подходов, рассматривающих задачи развития на подростково-юношеском этапе взросления особую актуальность приобретают особенности присвоения подростками личностной автономии. Современный транзитивный, быстро меняющийся мир также ожидает от подростков самостоятельности и инициативности.

Цель проведенного аналитико-теоретического исследования: изучение общего состояния проблемы и наиболее обсуждаемых теоретических подходов к исследованию личностной автономии подростков, подробный анализ подхода к изучению личностной автономии с точки зрения разрешения конфликтов автономии.

Описание хода исследования. Анализ подходов к изучению личностной автономии показал существование внутриличностных и межличностных источников развития автономии. В статье рассмотрен подход к изучению личностной автономии подростков, в котором конфликт полагается механизмом развития. Подробно рассмотрены теория социально-когнитивных областей Дж.Г. Сметана и теория суверенности С.К. Нартовой-Бочавер, утверждающие, что личностная автономия присваивается неравномерно: в одних сферах подростки становятся более автономными, в других они еще не очень самостоятельны. Представлена модель психологической готовности к разрешению конфликтов автономии на основе конструктивной психологии конфликта, позволяющей обнаружить возможности актуализации и разрешаются конфликтов автономии как во внутриличностном, так и в межличностном плане.

Результаты исследования. Анализ классических и современных исследований показал, что личностная автономия присваивается подростками через разрешение ими конфликтов в разных областях психологического пространства. Выявлено, что в основании конфликтов автономии лежат противоречия: «внешний контроль - своя воля» и «зависимость - независимость». С опорой на положения нескольких теоретических подходов выявлено, что в основании конфликтов автономии лежат противоречие «внешне контролируемое функционирование-функционирование по собственной воле» и противоречие «зависимость-независимость». Было предложено авторское видение проблемы исследования личностной автономии подростков на основе изучение психологической готовности к разрешению конфликтов автономии на диспозиционном уровне.

Выводы. Показаны возможности исследования личностной автономии подростков посредством изучения разрешения ими конфликтов автономии в разных областях психологического пространства. Конфликты автономии вызваны контролирующими или запрещающими действиями близких (родителей) относительно некоторых сфер, права на которые может предъявлять уже сам подросток. Модель психологической готовности к разрешению конфликтов автономии на основе конструктивной психологии конфликта позволяет обнаружить, каким образом актуализируются и разрешаются конфликты автономии как во внутриличностном, так и в межличностном плане.

Authors / Авторы: Gorlova N.V. / Горлова Н.В.

Хохлов Н.А., Сердюк А.Е. Количественные оценки выполнения методики «Комплексная фигура Тейлора» детьми 4–17 лет. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 88-108

Khokhlov Nikita A., Serdyuk. Alexandra E. (2019). Quantitative estimates of performance on the Taylor Complex Figure (TCF) by children aged 4-17 years. National Psychological Journal, 1, 88-108

DOI: 10.11621/npj.2019.0109

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Introduction. The Taylor Complex Figure (TCF) technique is one of the neuropsychologist’s tools and is used to diagnose children after 4 y.o. and adults for assessing visual spatial characteristics, visual constructive skills and visual memory.

However, the lack of quantitative standards for using the Taylor method obtained within the Russian sample makes it difficult to apply it both in research and in practical work.

The Objective is to obtain age standards of the “Taylor Integrated Figure” technique on children 4–17 years old, and also to validate it according to the results of a neuropsychological examination.

Procedure. The study used the quantitative approach to assess the “Taylor Integrated Figure” children of 4–17 years. Each of the 18 elements of the figure was evaluated by the quality of the pattern and the correctness of the placement in space. The figure obtained by copying the original image and the figure reproduced by memory 20 minutes after copying were separately evaluated. Additionally, a qualitative assessment of the figures was carried out according to the level of development of metric and structural topological representations. The study involved 377 children, of which 243 boys and 134 girls aged from 52 to 214 months (average age - 117 ± 42 months).

Results. The nonlinear dependence of the estimated indicators on age was found. Age standards for the implementation of the technique for 5 age groups (4–5, 6–7, 8–9, 10–12, 13–17 years) were calculated. Indicators of the complexity of working with each element of the figure were obtained. Based on the analysis of the success ratio of the simplest and most complex elements of the figure, a mathematically grounded threshold for making a decision on the presence of aggravation has been proposed. The validity of the technique was assessed based on the results of a neuropsychological examination. It is shown that the technique to the greatest extent measures structural and spatial functions and visual memory in children under 13 years, it has low discriminant validity with respect to other neuropsychological characteristics. The substantive validity of qualitative assessments and quantitative indicators is in many respects the same, while quantitative indicators are about 1.5 times more strongly associated with the results of neuropsychological diagnostics.

Conclusion. Analysis of the predictive ability of logistic regression models indicates the possibility of applying the technique for screening diagnostics at school. The method allows separating children without neurocognitive deficiency from those who need to undergo a full neuropsychological examination.

Актуальность(контексттематики статьи.  Методика «Комплексная фигура Тейлора» традиционно входит в арсенал нейропсихологов и применяется в диагностике взрослых людей и детей старше 4 лет для оценки зрительно-пространственных функций, зрительно-конструктивных навыков и зрительной памяти. Однако отсутствие количественных нормативов выполнения методики Тейлора, полученных на российской выборке, затрудняет ее применение как в научно-исследовательской, так и в практической работе.

Цель. Мы задались целью получить возрастные нормативы выполнения методики «Комплексная фигура Тейлора» детьми 4–17 лет, а также провести ее валидизацию по результатам нейропсихологического обследования. 

Описание хода исследования. Исследование было посвящено количественному подходу к оценке выполнения методики «Комплексная фигура Тейлора» детьми 4–17 лет. Каждый из 18 элементов фигуры оценивался по качеству рисунка и правильности размещения (локализации) в пространстве. Отдельно оценивалась фигура, полученная при копировании исходного изображения, и фигура, воспроизведенная по памяти через 20 минут после копирования. Дополнительно проводилась качественная оценка рисунков по уровню развития метрических и структурно-топологических представлений. В исследовании были задействованы 377 детей, из них 243 мальчика и 134 девочки в возрасте от 52 до 214 месяцев (средний возраст – 117±42 мес.). 

Результаты исследования. Обнаружена нелинейная зависимость оцениваемых показателей от возраста. Вычислены возрастные нормативы выполнения методики для 5 возрастных групп (4–5, 6–7, 8–9, 10–12, 13–17 лет). Получены показатели сложности работы с каждым элементом фигуры. На основании анализа соотношения успешности выполнения самых простых и самых сложных элементов фигуры предложен математически обоснованный порог принятия решения о наличии аггравации. Проведена оценка валидности методики по результатам нейропсихологического обследования. Показано, что методика в наибольшей степени измеряет уровень развития конструктивно-пространственных функций и зрительной памяти, однако при исследовании детей младше 13 лет обладает низкой дискриминантной валидностью по отношению к другим нейропсихологическим характеристикам. Содержательная валидность качественных оценок и количественных показателей во многом совпадает, при этом количественные показатели примерно в 1,5 раза сильнее связаны с результатами нейропсихологической диагностики. 

Выводы.Анализ предсказательной способности моделей логистической регрессии указывает на возможность применения методики для проведения скрининговой диагностики в школе. Методика позволяет отделить детей без нейрокогнитивного дефицита от тех, кому необходимо пройти полное нейропсихологическое обследование.

Authors / Авторы: Khokhlov, Nikita A. / Хохлов Никита Александрович ; Serdyuk A.E. / Сердюк А.Е.

Игнатьев П.Д., Трусова А.В., Климанова С.Г., Балашова Ю.И., Замятина Н.Н., Шестакова М.В. Кросскультурный анализ особенностей регуляции эмоций у больных с алкогольной зависимостью. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 78-87

Ignatev Pavel D., Trusova Anna V., Klimanova Svetlana G., Balashova Yuliya I., Zamyatina Nadezhda N., Shestakova Matrena V.. (2019). Cross-cultural analysis of regulating emotions in patients with alcohol addiction. National Psychological Journal, 1, 78-87

DOI: 10.11621/npj.2019.0108

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Impaired ability to regulate the emotional state is significant both in the onset of alcohol addiciton and in its course. Despite the fact that it is generally accepted to consider alcoholism from the point of view of the biopsychosocial paradigm, cross-cultural studies of the individual psychological properties of patients with alcoholism are extremely few.

The Objective of the research was to analyze strategies and methods of emotional regulation within alcoholism in the residents of St. Petersburg (Group 1) and the Republic of Sakha (Yakutia) (Group 2). Research hypotheses: there are regional and national differences in the emotional regulation strategies; emotional regulation strategies may occur due to socio-cultural factors.

Design. The research involved patients who were treated with drug at St. Petersburg Bekhterev Research Psycho-Neurological Institute (St. Petersburg Bekhterev NIPNI) and Yakutsk Republican Drug Dispensary. The sample included persons aged 18 to 70 years old diagnosed with alcohol addiction syndrome (F10.2) in accordance with ICD-10 and fluent in Russian. In total, 60 people took part in the study, 30 of them were residents of St. Petersburg and the Leningrad Region (Group 1), 30 people are residents of the Republic of Sakha (Yakutia) (Group 2).

Results. Significant regional differences were found in the use of the cognitive strategy of emotion regulation “positive reavaluation” (p = 0.01) in the residents of St. Petersburg and the Leningrad Region and residents of Yakutia. The basic strategy of emotional regulation is “suppression of expression” (p = 0.02), and also such difficulties of emotional regulation as “aversion of emotional reactions” (p = 0.002), “difficulties in showing impulsive reactions” (p = 0.007), “limited array of strategies emotional regulation ”(p = 0.003) are characteristic of residents of the Republic of Sakha (Yakutia). They reflect the cultural-based features of the northern peoples that are expressed in emotional restraint, propensity to suppress emotions and feelings.

Conclusion. The study of emotional regulation in alcohol pathology in reference to national and regional affiliation of individuals is of fundamental importance for solving problems in the field of ethnic psychology and psychiatry. In order to effectively provide medical, psychological and psychotherapeutic care to patients with alcohol addiction and other forms of addictive disorders it is necessary to take into account national and regional characteristics that can be an internal resource for the success of the assistance provided.

Актуальность (контекст) тематики статьи.Нарушение способности к регуляции эмоционального состояния значимо как в возникновении алкогольной зависимости, так и в ее течении. Несмотря на то, что общепринятым является рассмотрение алкоголизма с точки зрения биопсихосоциальной парадигмы, кросскультурные исследования индивидуально-психологических свойств больных алкоголизмом крайне немногочисленны.

Цель. Целью данного исследования являлся анализ стратегий и способов эмоциональной регуляции при алкоголизме у жителей г. Санкт-Петербург (Группа 1) и Республики Саха (Якутия) (Группа 2). Гипотезы исследования: существуют региональные, а также национальные различия в используемых стратегиях эмоциональной регуляции; стратегии эмоциональной регуляции могут быть обусловлены социо-культурными факторами.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие пациенты, находившиеся на лечении в наркологических клиниках при Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте имени В.М. Бехтерева (СПб НИПНИ им. Бехтерева) и ГБУ РС (Я) «Якутский республиканский наркологический диспансер». Критерии включения в выборку: лица в возрасте от 18 до 70 лет, установленный диагноз «Синдром зависимости от алкоголя» (F10.2) в соответствии МКБ-10; свободное владение русским языком. Всего в исследовании приняли участие 60 человек, 30 из которых являлись жителями г. Санкт-Петербург и Ленинградской области (группа 1), 30 – проживали на территории Республики Саха (Якутия) (группа 2).

Результаты исследования.

Обнаружены значимые региональные различия в использовании когнитивной стратегии регуляции эмоций «позитивная переоценка» (p=0,01) жителями г. Санкт-Петербург и Ленинградской области и жителями Якутии. Базовая стратегия эмоциональной регуляции «подавление экспрессии» (р=0,02), а также такие трудности эмоционального регулирования как «непринятие эмоциональных реакций» (р=0,002), «трудности сдерживания импульсивных реакций» (р=0,007), «ограниченность спектра стратегий эмоциональной регуляции» (р=0,003) характерны для жителей Республики Саха (Якутия). Они отражают культурно-специфические особенности северных народов, выражающиеся в эмоциональной сдержанности, склонности к подавлению эмоций, чувств.  

Выводы. Изучение эмоциональной регуляции при алкогольной патологии с учетом национальной и региональной принадлежности индивидов имеет принципиально важное значение для решения вопросов в области этнической психологии и психиатрии. Для эффективного оказания медицинской, психологической и психотерапевтической помощи пациентам с алкогольной зависимостью, а также с другими формами аддиктивных расстройств, необходим учет национальных и региональных особенностей, способных выступить в качестве внутреннего ресурса успешности оказываемой помощи.

Authors / Авторы: Ignatev P. D. / Игнатьев П.Д. ; Trusova A.V. / Трусова А.В. ; Klimanova S.G. / Климанова С.Г. ; Balashova Yu.I. / Балашова Ю.И. ; Zamyatina N.N. / Замятина Н.Н. ; Shestakova M.V. / Шестакова М.В.

Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Развитие прикладной клинической (медицинской) психологии в информационном обществе. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 68–77

Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. (2019). Development of applied clinical psychology in the information society. National Psychological Journal, 1, 68-77

DOI: 10.11621/npj.2019.0107

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The issue of the applied clinical psychology methodology is very relevant due to the considerable diversity and unsystematic review of modern research. There is a confusion of research works focused on the psychological explanation of mental disorders, statistically correlation studies, which provide links between various parameters, properties and characteristics based on a study of various clinical patient groups, and also incomplete works of applied research in clinical psychology.

The Objective of the paper is a theoretical and analytical study of the applied clinical psychology.

Design. The analysis of the current situation of applied clinical psychology is given, the prospects for development are studied and the forecasts of foreign researchers about the future of clinical psychology are performed. Particular attention is paid to the development opportunities of further methodology issues of applied clinical psychology founded by G. Munsterberg, its use in the design of a wide range of applications of psychology in modern medicine. The possibilities of developing applied medical psychology in the modern information society, the development of its new methods, analysis and subsequent tech-based approach are discussed.

Results. A wide array of applied clinical psychology opportunities related to the prospects of tech-based practical medicine and its organization is presented. The analysis of the problem field of applied clinical psychology brings out the need for system design of new applied psychological developments in medicine. Preliminary data show that a deeper systemic level of development can be associated with the applied cultural historical psychology in their design.

Актуальность статьи. Проблематика методологии прикладной клинической (медицинской) психологии [1] является весьма актуальной в связи со значительной пестротой и несистематизированностью современных исследований. Присутствует смешение исследовательских работ, ориентированных на психологическое объяснение психических расстройств, статистически-корреляционных исследований, в которых приводятся связи различных параметров, свойств и признаков на основе изучения разнообразных клинических групп пациентов, и вкраплений в значительной мере незавершенных попыток действительно прикладных исследований собственно клинической (медицинской) психологии. 

Целью статьи является теоретико-аналитическое исследование проблемного поля прикладной клинической (медицинской) психологии.

Ход исследования. В ходе анализа современной ситуации прикладной клинической (медицинской) психологии изучаются перспективы разработок и анализируются прогнозы зарубежных исследователей по поводу будущего состояния клинической психологии. Особое внимание уделяется возможностям дальнейших разработок методологии прикладной клинической психологии, основанной Г. Мюнстербергом, ее использованию в проектировании широкого круга приложений психологии в современной медицине. Обсуждаются возможности развития прикладной медицинской психологии в современном информационном обществе, разработка ее новых методов, их анализ и последующая технологизация. 

Результаты и выводы. Представлен широкий спектр возможностей использования прикладной клинической (медицинской) психологии, связанных с перспективами технологизации практической медицины и ее организации. Анализ проблемного поля прикладной клинической (медицинской) психологии демонстрирует необходимость системного проектирования новых прикладных психологических разработок в медицине. Предварительные данные показывают, что более глубокий системный уровень разработок такого рода может быть связан с применением в их проектировании прикладной культурно-исторической психологии. 


1. В контексте данной статьи, поскольку речь идет об обсуждении различных традиций, мы не различаем термины «клиническая прикладная психология» и «медицинская прикладная психология», используя их как синонимы.



Authors / Авторы: Burlakova N.S. / Бурлакова Н.С.  ; Oleshkevich V. I. / Олешкевич В.И.

Шмелев А.Г. Психосемантическое шкалирование видов спорта как инструмент оценки профессиональных знаний студентов-психологов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.246-263

Shmelyov A.G. (2019). Psychosemantic scaling sports as an instrument for testing the professional knowledge of students-psychologists. Moscow University Psychology Bulletin, 1, 246-263

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.246

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The article discusses the possibility of a new technique for testing the professional knowledge. This is a technique of "matrix testing" (or semantic scaling). In the introduction, the author introduces a distinctive system of constructs that allows to localize a new technique in the context of a number of traditional (testing method) and non-traditional methods of assessing educational achievements and professional knowledge.

Objective. The author has set the purpose to reveal potential of "semantic scaling" for a quantitative assessment (measurement) of student competence.

Method. The method of semantic scaling was applied by the author to scale sports with the help of special scales-criteria that denote different types of interaction between athletes and motivational regulation of their activities and thus turn the technique into "psychosemantic scaling". The study was conducted on 150 senior students of the faculty of psychology of MSU, who attended a special course of the author on "Psychology of competition".

Results. The main result (the insignificant correlation coefficient between the success of this technique and the total efficiency of students during the course) does not allow to conclude that the main goal is achieved. More interesting were the additional results from the application of this technique, namely: subset of sport species, obtained by cluster analysis, allow us to talk about the "psychological classification" of these species, or at least on the "psychosemantic classification". This classification is much closer to the classical "Olympic classification", but has a number of specific features.

Conclusion. The positive result of the study can be considered a high similarity of the obtained matrices with the reference matrix (ideal model), from which it can be concluded that the technique of "psychosemantic scaling" contributes to the conceptual learning of students-psychologists – their independent work on mastering the system of concepts in this subject area.

Актуальность. В статье обсуждаются возможности новой методики диагностики профессиональных знаний. Это методика «матричного тестирования» (или семантического шкалирования). Автор вводит различительную систему понятий, позволяющую локализовать новую методику в контексте целого ряда традиционных (метод тестов) и нетрадиционных методов оценки учебных достижений и  профессиональных знаний.

Цель. Выявление возможности применения методики «семантического шкалирования» для количественной оценки (измерения) степени компетентности студентов.

Методика. Методика семантического шкалирования была применена автором для шкалирования видов спорта с помощью особых шкал-критериев, которые обозначают различные типы взаимодействия спортсменов и мотивационной регуляции их деятельности и тем самым превращают методику в «психосемантическое шкалирование». Исследование проведено на 150 студентах старших курсов факультета психологии МГУ, прослушивавших специальный курс автора по теме «Психология конкуренции». 

Результаты. Основной полученный результат (низкий коэффициент корреляции между успешностью выполнения этой методики и суммарной эффективностью студентов в ходе спецкурса) не позволяет сделать вывод, что основная цель достигнута. Более интересными оказались побочные результаты от применения данной методики, а именно: полученные с помощью кластерного анализа группировки видов спорта позволяют говорить о «психологической классификации» этих видов или по крайней мере о «психосемантической классификации». Эта классификация во многом сближается с классической «олимпийской классификацией», но имеет ряд содержательных особенностей.

Выводы. Основным положительнымрезультатом проведенного исследования можно считать высокое сходство полученных матриц с эталонной матрицей, из чего можно сделать вывод, что методика «психосемантического шкалирования» содействует концептуальному научению (conceptuallearning) студентов-психологов — их самостоятельной работе по овладению системой понятий в данной предметной области

Authors / Авторы: Shmelev A.G. / Шмелев А.Г.

Гордеева О.В. Исследования продолжительности эмоций в западной психологии: сколько «живет» радость? (окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.230-245

Gordeeva O.V. (2019). Studies of the duration of emotions in Western psychology: How long does joy "live"? (the end). Moscow University Psychology Bulletin, 1, 230-245

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.230

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Knowledge of the laws of emotion dynamics has not only theoretical, but also practical meaning: this knowledge is necessary to provide psychological assistance in solving the problem of maintaining relationships, to develop of emotional intelligence and regulation of emotions, to diagnose disorder of the emotion dynamics that underlies a number of affective disorders (such as depression).

Objective. Consideration of large (in terms of the number of experiments, subjects and factors studied) studies of Verduyn's group at the University of Leuven (Belgium) and Maastricht University (Netherlands). This group studied the duration of subjective experience of emotions of different types.

Methods. Review and analysis of modern Western studies of the duration of emotions and its determinants, their results and methods.

Results. The integration of data on the absolute and relative duration of emotions of certain types, as well as the contribution of such factors as the emotional intensity, the flow pattern, cognitive assessments, emotion regulation strategies, the social sharing, the cognitive processing of information about the emotional event  has been done. The possibilities and limitations of the main methods of studying the emotion dynamics are revealed.

Conclusions. It is necessary to continue the research of the emotion dynamics of on the material of other age, professional, cultural groups. Also, a perspective direction is the study of the dynamics of other components (not just a subjective experience) of emotion.

Актуальность. Знания о динамике эмоциональных процессов имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они нужны для оказания психологической помощи в связи с проблемой поддержания отношений, для обучения навыкам саморегуляции, развития эмоционального интеллекта, выявления социальных манипуляций, а также для диагностики ряда аффективных расстройств (в том числе депрессии), распространенность которых в последнее время стремительно растет.   

Цель. Рассмотрение масштабных (по количеству экспериментов, испытуемых и широте изучаемых факторов) исследований группы Ф. Вердейна (Verduyn), проведенных в университете г. Лёвена (Бельгия) и Маастрихтском университете (Нидерланды). Работы посвящены изучению продолжительности субъективного переживания эмоций разного типа.

Методы. Обзор и анализ теоретических оснований, методов и результатов исследований, касающихся как продолжительности эмоций, так и определяющих ее факторов.

Результаты. Осуществлена интеграция данных об абсолютной и относительной продолжительности эмоций различных видов, а также о влиянии нанее таких факторов, как интенсивность эмоциональной реакции вначале; общая интенсивность эмоции; характер ее протекания; когнитивные оценки; стратегии регуляции эмоции; характер эмоции; наличие общения по поводу эмоции; когнитивные процессы, обрабатывающие информацию об эмоциогенном событии (внимание, представление, мышление), и результаты этих процессов (определенное содержание мыслей). Выявлены возможности и ограничения основных методов, используемых для изучения динамики эмоций.

Выводы. Необходимо продолжить исследование динамики эмоций на материале других возрастных, профессиональных, культурных групп. Кроме того, перспективным направлением является изучение динамики других компонентов (а не только субъективного переживания) эмоций, например экспрессивных, физиологических, поведенческих реакций.

Authors / Авторы: Gordeeva O.V. / Гордеева О.В.

Лункина М.В. Основания самоуважения подростков и удовлетворенность базовых потребностей как источники психологического благополучия. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.214-229

Lunkina M.V. (2019). Self-esteem contingencies and satisfaction of basic psychological needs as sources of psychological well-being of adolescent. Moscow University Psychology Bulletin, 1, 214-229

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.214

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The problem of self-esteem contingenciesis currently less studied empirically than the level and the stability of self-esteem. But at the same time self-esteem contingencies is verypromising topic that allows to better understanding the problems of the psychological well-being and personal maturity of the adolescent.

Objective. The study is devoted to the connection of such types of self-esteem contingencies of adolescent as self-esteem based on competence, self-esteem based on teacher approval, self-esteem based on parental approval and compensatory self-esteem with various aspects of adolescent well-being and satisfaction of basic psychological needs by parents.

Methods. 223 adolescents were recruited for the study. Techniques were filled during school lesson. It was used Rosenberg’s self-esteem scale, the multidimensional scale of schoolchildren’s life satisfaction, the scale of basic psychological needs satisfaction in family and an author’s scale for diagnosing self-esteem contingencies.

Results. It was shown that the types of self-esteem contingenciesmake a different contribution to psychological well-being. Self-esteem based on competence contributes to self-satisfaction, self-esteem based on the approval of parents - family satisfaction, and self-esteem based on the approval of teachers - satisfaction by school. Compensatory self-esteem although leads to self-satisfaction, hinders satisfaction with family and school. At the same time, adolescents whose parents satisfy their basic psychological needs are more satisfied and have more authentic types of self-esteemcontingencies.

Conclusions. The self-esteem based on competence and self-esteem based on obtaining approval and support from significant people are more authentic, healthy and contributing to psychological well-being than compensatory one. The findings provide grounds for adolescent’s training aimed at developing psychological competencies that promote self-esteem such skills of constructive thinking, formulation and advocacy of their position, self-evaluation and coping with distress. As well as for counseling with parents and teachers to build relationships based on the provision of autonomy, support and respect for adolescents.

Актуальность. Проблеме оснований самоуважения на настоящий момент посвящено гораздо меньше исследований, чем изучению уровня и стабильности самоуважения. Но в то же время она весьма перспективна, поскольку понимание оснований самоуважения индивида может стать ключом к пониманию его благополучия, уровня личностной зрелости и важной дополнительной информацией к показателю уровню общего самоуважения.

Цель работы. Изучение связи таких типов оснований самоуважения, как самоуважение, основанное на компетентности, самоуважение, основанное на одобрении учителей, самоуважение, основанное на одобрении родителей и компенсаторное самоуважение, с различными аспектами благополучия подростков и удовлетворенностью базовых психологических потребностей родителями. 

Методики. В исследовании приняли участие 223 подростка (ученики 8 класса). Данные были собраны фронтально во время школьного урока. Применялись следующие методики: методика общего самоуважения Розенберга, многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников, опросника удовлетворенности базовых потребностей в семье и авторская методика диагностики оснований самоуважения. 

Результаты. Показано, что типы оснований самоуважения вносят различный вклад в психологическое благополучие. Самоуважение, основанное на компетентности, способствует удовлетворенности собой, самоуважение, основанное на одобрении родителей, — удовлетворенности семьей, а самоуважение, основанное на одобрении учителей, — школой. Компенсаторное самоуважение, хотя и приводит к удовлетворенности собой, препятствует удовлетворенности семьей и школой. Подростки, родители которых полнее удовлетворяют их базовые психологические потребности, более благополучны и имеют более аутентичные типы оснований самоуважения.

Выводы. Основания самоуважения, связанные с компетентностью и получением одобрения и поддержки от значимых для подростка людей, являются более аутентичными, здоровыми и способствующими его психологическому благополучию, чем основания, связанные со стремлением продемонстрировать другим псевдодостижения компенсаторного характера. Полученные данные можно использовать для практической работы с подростками и консультативной работы с родителями и учителями, направленной на построение отношений, основанных на предоставлении подростку автономии, поддержки и уважения.

Authors / Авторы: Lunkina M. V. / Лункина М. В.

All/ Все материалы | Categories / Материалы по рубрикам

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2019 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук