All new article / Новые материалы

Шмелев А.Г. Психосемантическое шкалирование видов спорта как инструмент оценки профессиональных знаний студентов-психологов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.246-263

Shmelyov A.G. (2019). Psychosemantic scaling sports as an instrument for testing the professional knowledge of students-psychologists. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 246-263

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.246

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The article discusses the possibility of a new technique for testing the professional knowledge. This is a technique of "matrix testing" (or semantic scaling). In the introduction, the author introduces a distinctive system of constructs that allows to localize a new technique in the context of a number of traditional (testing method) and non-traditional methods of assessing educational achievements and professional knowledge.

Objective. The author has set the purpose to reveal potential of "semantic scaling" for a quantitative assessment (measurement) of student competence.

Method. The method of semantic scaling was applied by the author to scale sports with the help of special scales-criteria that denote different types of interaction between athletes and motivational regulation of their activities and thus turn the technique into "psychosemantic scaling". The study was conducted on 150 senior students of the faculty of psychology of MSU, who attended a special course of the author on "Psychology of competition".

Results. The main result (the insignificant correlation coefficient between the success of this technique and the total efficiency of students during the course) does not allow to conclude that the main goal is achieved. More interesting were the additional results from the application of this technique, namely: subset of sport species, obtained by cluster analysis, allow us to talk about the "psychological classification" of these species, or at least on the "psychosemantic classification". This classification is much closer to the classical "Olympic classification", but has a number of specific features.

Conclusion. The positive result of the study can be considered a high similarity of the obtained matrices with the reference matrix (ideal model), from which it can be concluded that the technique of "psychosemantic scaling" contributes to the conceptual learning of students-psychologists – their independent work on mastering the system of concepts in this subject area.

Актуальность. В статье обсуждаются возможности новой методики диагностики профессиональных знаний. Это методика «матричного тестирования» (или семантического шкалирования). Автор вводит различительную систему понятий, позволяющую локализовать новую методику в контексте целого ряда традиционных (метод тестов) и нетрадиционных методов оценки учебных достижений и  профессиональных знаний.

Цель. Выявление возможности применения методики «семантического шкалирования» для количественной оценки (измерения) степени компетентности студентов.

Методика. Методика семантического шкалирования была применена автором для шкалирования видов спорта с помощью особых шкал-критериев, которые обозначают различные типы взаимодействия спортсменов и мотивационной регуляции их деятельности и тем самым превращают методику в «психосемантическое шкалирование». Исследование проведено на 150 студентах старших курсов факультета психологии МГУ, прослушивавших специальный курс автора по теме «Психология конкуренции». 

Результаты. Основной полученный результат (низкий коэффициент корреляции между успешностью выполнения этой методики и суммарной эффективностью студентов в ходе спецкурса) не позволяет сделать вывод, что основная цель достигнута. Более интересными оказались побочные результаты от применения данной методики, а именно: полученные с помощью кластерного анализа группировки видов спорта позволяют говорить о «психологической классификации» этих видов или по крайней мере о «психосемантической классификации». Эта классификация во многом сближается с классической «олимпийской классификацией», но имеет ряд содержательных особенностей.

Выводы. Основным положительнымрезультатом проведенного исследования можно считать высокое сходство полученных матриц с эталонной матрицей, из чего можно сделать вывод, что методика «психосемантического шкалирования» содействует концептуальному научению (conceptuallearning) студентов-психологов — их самостоятельной работе по овладению системой понятий в данной предметной области

Authors / Авторы: Shmelev A.G. / Шмелев А.Г.

Гордеева О.В. Исследования продолжительности эмоций в западной психологии: сколько «живет» радость? (окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.230-245

Gordeeva O.V. (2019). Studies of the duration of emotions in Western psychology: How long does joy "live"? (the end). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 230-245

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.230

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Knowledge of the laws of emotion dynamics has not only theoretical, but also practical meaning: this knowledge is necessary to provide psychological assistance in solving the problem of maintaining relationships, to develop of emotional intelligence and regulation of emotions, to diagnose disorder of the emotion dynamics that underlies a number of affective disorders (such as depression).

Objective. Consideration of large (in terms of the number of experiments, subjects and factors studied) studies of Verduyn's group at the University of Leuven (Belgium) and Maastricht University (Netherlands). This group studied the duration of subjective experience of emotions of different types.

Methods. Review and analysis of modern Western studies of the duration of emotions and its determinants, their results and methods.

Results. The integration of data on the absolute and relative duration of emotions of certain types, as well as the contribution of such factors as the emotional intensity, the flow pattern, cognitive assessments, emotion regulation strategies, the social sharing, the cognitive processing of information about the emotional event  has been done. The possibilities and limitations of the main methods of studying the emotion dynamics are revealed.

Conclusions. It is necessary to continue the research of the emotion dynamics of on the material of other age, professional, cultural groups. Also, a perspective direction is the study of the dynamics of other components (not just a subjective experience) of emotion.

Актуальность. Знания о динамике эмоциональных процессов имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они нужны для оказания психологической помощи в связи с проблемой поддержания отношений, для обучения навыкам саморегуляции, развития эмоционального интеллекта, выявления социальных манипуляций, а также для диагностики ряда аффективных расстройств (в том числе депрессии), распространенность которых в последнее время стремительно растет.   

Цель. Рассмотрение масштабных (по количеству экспериментов, испытуемых и широте изучаемых факторов) исследований группы Ф. Вердейна (Verduyn), проведенных в университете г. Лёвена (Бельгия) и Маастрихтском университете (Нидерланды). Работы посвящены изучению продолжительности субъективного переживания эмоций разного типа.

Методы. Обзор и анализ теоретических оснований, методов и результатов исследований, касающихся как продолжительности эмоций, так и определяющих ее факторов.

Результаты. Осуществлена интеграция данных об абсолютной и относительной продолжительности эмоций различных видов, а также о влиянии нанее таких факторов, как интенсивность эмоциональной реакции вначале; общая интенсивность эмоции; характер ее протекания; когнитивные оценки; стратегии регуляции эмоции; характер эмоции; наличие общения по поводу эмоции; когнитивные процессы, обрабатывающие информацию об эмоциогенном событии (внимание, представление, мышление), и результаты этих процессов (определенное содержание мыслей). Выявлены возможности и ограничения основных методов, используемых для изучения динамики эмоций.

Выводы. Необходимо продолжить исследование динамики эмоций на материале других возрастных, профессиональных, культурных групп. Кроме того, перспективным направлением является изучение динамики других компонентов (а не только субъективного переживания) эмоций, например экспрессивных, физиологических, поведенческих реакций.

Authors / Авторы: Gordeeva O.V. / Гордеева О.В.

Лункина М.В. Основания самоуважения подростков и удовлетворенность базовых потребностей как источники психологического благополучия. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.214-229

Lunkina M.V. (2019). Self-esteem contingencies and satisfaction of basic psychological needs as sources of psychological well-being of adolescent. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 214-229

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.214

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The problem of self-esteem contingenciesis currently less studied empirically than the level and the stability of self-esteem. But at the same time self-esteem contingencies is verypromising topic that allows to better understanding the problems of the psychological well-being and personal maturity of the adolescent.

Objective. The study is devoted to the connection of such types of self-esteem contingencies of adolescent as self-esteem based on competence, self-esteem based on teacher approval, self-esteem based on parental approval and compensatory self-esteem with various aspects of adolescent well-being and satisfaction of basic psychological needs by parents.

Methods. 223 adolescents were recruited for the study. Techniques were filled during school lesson. It was used Rosenberg’s self-esteem scale, the multidimensional scale of schoolchildren’s life satisfaction, the scale of basic psychological needs satisfaction in family and an author’s scale for diagnosing self-esteem contingencies.

Results. It was shown that the types of self-esteem contingenciesmake a different contribution to psychological well-being. Self-esteem based on competence contributes to self-satisfaction, self-esteem based on the approval of parents - family satisfaction, and self-esteem based on the approval of teachers - satisfaction by school. Compensatory self-esteem although leads to self-satisfaction, hinders satisfaction with family and school. At the same time, adolescents whose parents satisfy their basic psychological needs are more satisfied and have more authentic types of self-esteemcontingencies.

Conclusions. The self-esteem based on competence and self-esteem based on obtaining approval and support from significant people are more authentic, healthy and contributing to psychological well-being than compensatory one. The findings provide grounds for adolescent’s training aimed at developing psychological competencies that promote self-esteem such skills of constructive thinking, formulation and advocacy of their position, self-evaluation and coping with distress. As well as for counseling with parents and teachers to build relationships based on the provision of autonomy, support and respect for adolescents.

Актуальность. Проблеме оснований самоуважения на настоящий момент посвящено гораздо меньше исследований, чем изучению уровня и стабильности самоуважения. Но в то же время она весьма перспективна, поскольку понимание оснований самоуважения индивида может стать ключом к пониманию его благополучия, уровня личностной зрелости и важной дополнительной информацией к показателю уровню общего самоуважения.

Цель работы. Изучение связи таких типов оснований самоуважения, как самоуважение, основанное на компетентности, самоуважение, основанное на одобрении учителей, самоуважение, основанное на одобрении родителей и компенсаторное самоуважение, с различными аспектами благополучия подростков и удовлетворенностью базовых психологических потребностей родителями. 

Методики. В исследовании приняли участие 223 подростка (ученики 8 класса). Данные были собраны фронтально во время школьного урока. Применялись следующие методики: методика общего самоуважения Розенберга, многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников, опросника удовлетворенности базовых потребностей в семье и авторская методика диагностики оснований самоуважения. 

Результаты. Показано, что типы оснований самоуважения вносят различный вклад в психологическое благополучие. Самоуважение, основанное на компетентности, способствует удовлетворенности собой, самоуважение, основанное на одобрении родителей, — удовлетворенности семьей, а самоуважение, основанное на одобрении учителей, — школой. Компенсаторное самоуважение, хотя и приводит к удовлетворенности собой, препятствует удовлетворенности семьей и школой. Подростки, родители которых полнее удовлетворяют их базовые психологические потребности, более благополучны и имеют более аутентичные типы оснований самоуважения.

Выводы. Основания самоуважения, связанные с компетентностью и получением одобрения и поддержки от значимых для подростка людей, являются более аутентичными, здоровыми и способствующими его психологическому благополучию, чем основания, связанные со стремлением продемонстрировать другим псевдодостижения компенсаторного характера. Полученные данные можно использовать для практической работы с подростками и консультативной работы с родителями и учителями, направленной на построение отношений, основанных на предоставлении подростку автономии, поддержки и уважения.

Authors / Авторы: Lunkina M. V. / Лункина М. В.

Толочек В.А. «Психологические ниши»: топос и хронос в детерминации профессиональной специализации субъекта. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.195-213

Tolochek V.A. (2019). "Psychological niches": topos and chronos in determination of the subject’s professional specialization. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 195-213

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.195

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance.The effects of self-organization of subjects and groups in their joint activities are not well understood. The purpose of the work is to analyze and systematize the facts of manifestations of self-organization in the professional activity of people in a limited social space and historical time (in organizations, in a profession, in professional specialization, etc.).

Objectives. 1) A description of the facts of self-organization as a phenomenon of “psychological niches” in the models of the labor activity of subjects in similar and in different areas. 2) Identification of the determinants of the effects of self-organization of human activity.

Method. Analysis and synthesis of diagnostic data by the method of 16 PF R.B. Cattell, more than 700 professionals (drivers, private security guards, heads of departments of large industrial enterprises) obtained in the author’s studies (1994–2017), and more than 400 civil servants in the diagnostic data in 1995 and 2000, by the method of 16 PF.

Results. It is shown that the personal characteristics of the subjects are associated with their professionally important qualities, typical psycho-physiological states, value orientations, and meanings of work. Self-organization in the professional activity of individual subjects and groups as a phenomenon of “psychological niches” is a manifestation: not of a single, but of a particular and typical; the multi-level relationship of social, psychological and biological adaptation mechanisms of interacting people in a dynamic social environment; “Multipolarity” of high activity areas of subjects, time consistency of periods of their interactions; effects that are more evident not in the productivity of people’s work, but in satisfaction with it, etc.

Conclusion. Finding ways to manage the processes of group self-organization of labor subjects, enhancing the positive effects generated by human interactions, and stopping (weakening, correcting) negative ones can contribute to the development of new resources for increasing the productivity of individual and collective labor.

Актуальность. Эффекты самоорганизации субъектов и групп в их совместной деятельности недостаточно изучены.

Цель. Анализ исистематизация фактов проявлений самоорганизации в профессиональной активности людей в ограниченном социальном пространстве и историческом времени (в организациях, в профессии, в профессиональной специализации и др.). Задачи: 1) Описание фактов самоорганизации как феномена «психологических ниш» на моделях трудовой деятельности субъектов в сходных и в разных сферах. 2) Выявление детерминант эффектов самоорганизации активности людей.

Метод. Анализ и обобщение данных диагностики по методике 16 PFР.Б. Кеттелла более 700 профессионалов (водителей, частных охранников, руководителей подразделений крупных промышленных предприятий), полученных в исследованиях автора (1994—2017 гг.), и литературных данных диагностики по той же методике более 400 государственных служащих в 1995 и 2000 гг.

Результаты. Показано, что личностные особенности субъектов сопряжены с их профессионально важными качествами, типичными психофизиологическими состояниями, ценностными ориентациями, смыслами труда. Самоорганизацияв профессиональной активности отдельных субъектов и групп как феномен «психологических ниш» есть проявление: не единичного, а особенного и типичного; многоуровневости взаимосвязи социальных, психологических и биологических механизмов адаптации взаимодействующих людейвдинамичной социальной среде; «многополярности» зон высокой активности субъектов, согласованности по времени периодов их взаимодействий; эффектов, проявляющихся не в продуктивности работы людей, а в удовлетворенности ею.

Выводы. Поиск способов управления процессами групповой самоорганизации субъектов труда, усиление позитивных эффектов, порождаемых взаимодействиями людей, и купирование (ослабление, коррекция) негативных эффектов могут способствовать освоению новых ресурсов роста производительности индивидуального и коллективного труда.

Authors / Авторы: Tolochek, Vladimir A. / Толочек В. А.

Зинченко Ю.П., Шайгерова Л.А., Долгих А.Г., Савельева О.А. Методологические проблемы исследования влияния двуязычия на когнитивные процессы и этнокультурную идентичность. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.174-194

Zinchenko Yu.P., Shaigerova L.A., Dolgikh A.G., Savelieva O.A. (2019). Methodological issues of studying the impact of bilingualism on cognitions and ethnocultural identity. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 174-194

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.174

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The relevance of identifying methodological problems in the study of bilingualism and its impact on individual and social processes is due to the economic, political and socio-psychological characteristics of modern multicultural and multilingual societies. The special significance of the study of bilingualism acquire in the Russian language context. It is characterized by the need to find a balance between raising the status of the Russian language (as the main unifying factor of civil identity) and the development and preservation of the languages of the peoples of Russia (as an important component of the ethnocultural identity of their representatives).

Objective. The work is aimed at the analysis of the main methodological problems that arise during the research of bilingualism, identifying its impact on cognitive processes and the relationship of bilingualism with ethnocultural identity.

Method. From the point of view of the system approach and cultural-historical psychology, a critical analysis of studies of bilingualism, its impact on cognitive processes and the relationship with ethno-cultural identity was carried out.

Results and conclusions. Methodological problems that complicate the study of bilingualism, systematization and generalization of their results, and the application of the results in various spheres of social practice are identified. A number of methodological challenges need to be overcome in the field of studying the impact of bilingualism and multilingualism in order to obtain valid and reliable research results and implement practical, socially significant tasks in the field of preserving the languages of the peoples of Russia along with strengthening the status of the Russian language. The need for interdisciplinary studies of bilingualism and its impact on cognitive processes and ethnocultural identity based on the application of a systematic approach, including in the Russian multilingual context, is shown.

Актуальность. Актуальность выявления методологических проблем в области исследования двуязычия и его влияния на индивидуальные и социальные процессы обусловлена экономическими, политическими и социально-психологическими особенностями современных поликультурных и многоязычных обществ. Особую значимость исследования двуязычия приобретают в условиях российского языкового контекста, характеризующегося необходимостью поиска баланса между повышением статуса русского языка как основного объединяющего фактора гражданской идентичности и развитием и сохранением языков народов России как значимой составляющей этнокультурной идентичности их представителей. 

Цели работы. Работа направлена на анализ основных методологических проблем, возникающих при проведении исследований билингвизма, выявлении его влияния на когнитивные процессы и взаимосвязь билингвизма с этнокультурной идентичностью.

Метод. С позиций системного подхода и культурно-исторической психологии проведен критический анализ исследований билингвизма, его влияния на когнитивные процессы и взаимосвязи с этнокультурной идентичностью.  

Результаты и выводы. Выявлены методологические проблемы, затрудняющие исследование билингвизма, систематизацию и обобщение данных, и применение полученных результатов в различных сферах социальной практики. Целый ряд методологических вызовов необходимо преодолеть в области изучения влияния двуязычия и многоязычия для получения валидных и надежных результатов исследований и реализации практических, социально значимых задач в области сохранения языков народов России наряду с укреплением статуса русского языка.Показана необходимость применения междисциплинарных исследований двуязычия и его влияния на когнитивные процессы и этнокультурную идентичность, основанных на применении системного подхода, в том числе в российском многоязычном контексте. 

Authors / Авторы: Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П. ; Chaiguerova, Ludmila A. / Шайгерова Л.А, ; Dolgikh Alexandra G. / Долгих А.Г. ; Savelyeva O.A. / Савельева О.А.

Чернышева О. Н., Заварцева М. М. Актуальные проблемы и новые направления эргономической оценки условий труда и причин травматизма и ошибочных действий в автомобилестроении. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.158-173

Chernysheva O.N., Zavartseva M.M. (2019). Actual problems and new directions of ergonomic assessment of working conditions and causes of injuries and erroneous actions in the automotive industry. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 158-173

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.158

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Problems of injuries and dynamics of working capacity in the production are important characteristics in the analysis of work efficiency, as their assessment allows to identify the advantages and disadvantages of work organization and to identify ways to improve them. However, the existing theoretical concepts do not adequately reflect the real working conditions and work tasks of modern types and forms of work. Further research and expansion of existing concepts are required to incorporate the present findings into the practice of improving the work organization and occupational safety.

Objective. The research aim of the discussed stage was to identify key factors among working conditions and work tasks affecting occupational safety of plant employees.

Methods. The design of the study included two directions – 1) analysis of occupational injuries/errors as integral indicators of occupational safety, and 2) comparison of data gathered from previously performed legal audit of working conditions with data of real-time observations of work process. In total, 209 incidents were analyzed on the sample of 2 professional groups of employees - operators of stamping lines and drivers of forklifts.

Results.

  1. The maximum frequency of injury incidents in both group happens in the period between 3d and 4th working hours in all three shifts.

  2. The maximum frequency of both injury and errors surprisingly takes place during the first shift (6:00 a.m. - 14:30 p.m.): the ratio of % injuries (from the total) during the first shift to second to third is 56%:22%:3% for operators, 50%:33%:6% for drivers.

  3. The key specificity of the operators’ work activity was allocated: they are constantly carrying out tactile quality control on a production line. This work task is not regarded in normative documents and in normative assessment, but is the key psychological factor of work intensity for this professional group.

Conclusion. The specificity of work tasks and conditions at modern production includes implicit factors that are not fully reflected in the regulative documents, and which require theoretical and methodological understanding by work psychology and ergonomics.

Актуальность. Проблемы травматизма и динамики работоспособности в условиях производства являются важными характеристиками при анализе эффективности трудовой деятельности, так как их оценка позволяет выявить достоинства и недостатки организации труда предприятий и намечать пути их совершенствования. Однако в существующих концепциях недостаточно полно отражены реальные условия и содержание современных видов и форм труда на производстве. Требуются дополнительные исследования и расширение существующих концепций для включения полученных фактов в практику совершенствования организации труда и повышения его безопасности.

Цель. Выделение среди условий труда и содержания рабочих задач ключевых факторов, влияющих на безопасность труда.

Методы. 1) Анализ случаев травматизма и ошибочных действий работников как ключевых показателей организации труда. 2) Сопоставление данных проведенного аккредитованной организацией независимого аудита по оценке специальных условий труда с результатами предварительного профессиографического наблюдения за выполнением трудовых задач работниками завода, выпускающего штампованные детали кузовов для различных марок автомобилей. Всего проанализировано 209 инцидентов в двух профессиональных группах — операторов по обслуживанию автоматического штампа и водителей, осуществляющих внутризаводскую перевозку изделий.

Результаты. Максимум травматизма и ошибочных действий в обеих профессиональных группах наблюдается на третьем и четвертом часах работы, что согласуется с общепринятыми данными по динамике работоспособности. Получены парадоксальные результаты, которые указывают на наличие неявных факторов, влияющих на безопасность труда. Максимум частоты отслеживаемых инцидентов имеет место в первую рабочую смену (6.00—14.30). Выделена такая особенность деятельности операторов, как осуществление тактильного контроля качества детали. Эта особенность не учитывается в нормативных документах, но является одним из ключевых факторов напряженности труда, влияющим на его безопасность. 

Выводы. Особенности содержания труда на современном производстве включают в себя факторы, недостаточно полно отраженные в нормативных документах по специальной оценке условий труда и требующие теоретического и методологического осмысления со стороны психологии труда и эргономики. Полученные результаты обсуждаются с учетом существующего нормативного регулирования и современных эргономических и психологических концепций охраны труда и его безопасности.

Authors / Авторы: Chernysheva, Olga N./ Чернышева О. Н. ; Zavartseva, Marina M. / Заварцева Марина Михайловна

Широкая М.Ю. Восприятие временных интервалов при разных функциональных состояниях работающего человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.141-157

Shirokaya M.Yu. (2019). Perception of time intervals for different functional states of a working person. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 141-157

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.141

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance.The widespread introduction of digitalization and automation and their use in camera work leads to the acceleration of not only the labor process, but also the entire life of the labor subject. The effect of time perception on work was studied. However, the role of the subjective reflection of time intervals in an integrated system of labor activity in the conditions of work with time limits and deficits has not been studied enough.

Objective. Identification of the role and place of subjective assessment of professionally important time intervals in the system of regulation of activity in solving labor problems at different stages of the dynamics of the operator's performance in the production process.

Methods and sampling. Occupational study of labor; procedure for measuring time intervals; complex express methods for diagnosing the functional state of the subject of labor: 1) labor productivity, 2) physiological indicators, 3) subjective assessment of emotional tension (Spielberger — Hanin scale situational anxiety). The study involved female operators of the precision manufacturing “Assembly of Chips” of the electronics industry (21 people).

Results. The structure of the subjective assessment of the perception of professionally important time intervals determines the dynamic processes of time regulation. The temporal regulation of the labor of operators has specificity in different functional states arising at different stages of working capacity.

Conclusion. The time regulation of the main labor operations is central to the functional system of performing activities.

Актуальность. Повсеместное внедрение цифровизации и автоматизации и их применения в  операторском труде приводит к ускорению не только процесса труда, но и всей жизни субъекта труда. Изучалось влияние восприятия времени на трудовую деятельность. Однако роль субъективного отражения временных интервалов в целостной системе трудовой деятельности в условиях работы с временными лимитами и дефицитами изучена недостаточно.

Цели работы. Выявление роли и места субъективной оценки профессионально важных временных интервалов в системе регуляции деятельности при решении трудовых задач на разных стадиях динамики работоспособности оператора в производственном процессе.

Методики и выборка. Профессиографический анализ труда; процедура отмеривания временных интервалов; комплекс экспресс-методик для диагностики функционального состояния субъекта труда: 1) производительность труда, 2) физиологические показатели, 3) субъективная оценка эмоциональной напряженности (шкала ситуативной тревожности Спилбергера—Ханина). В исследовании принимали участие операторы прецизионного производства «Сборка микросхем» предприятия электронной промышленности (21 человек, все женщины).

Результаты. Структура субъективной оценки восприятия профессионально важных временнЫх интервалов определяет динамические процессы временнОй регуляции. ВременнАя регуляция труда операторов имеет специфику в разных функциональных состояниях, возникающих на разных стадиях работоспособности.

Выводы. Временная регуляция основных трудовых операций занимает центральное место в функциональной системе обеспечения исполнительской деятельности.

Authors / Авторы: Shirokaya, Marina Yu. / Широкая М.Ю.

Родина О.Н. Личностные деформации при развитии состояния хронического утомления. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.123-140

Rodina O.N. (2019). Personal deformations in the development of a state of chronic fatigue. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 123-140

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.123

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. To satisfy with the needs of practice work psychology studies the states of reduced productivity such as fatigue, monotony, and satiation. The chronic forms of these states may exert professional deformation in the personality andpsychosomatic diseases. In modern societies work became less difficult physically but the accelerating pace of technological progress means a person needs to learn new technologies, work methods and even new professions permanently. As a result, the problem of chronic fatigue is even more acute than before. Therefore, studies in the development of chronic fatigue, conducted by A.B. Leonova and her disciples 30 years ago, preserve their relevance.

Objective. To study changes in emotional-personal and motivational characteristics of microelectronic industry female workers associated with the formation of chronic fatigue.

Method. Longitudinal study of two groups of subjects with the different levels of chronic fatigue was based on the following inventories: Еysenk Personality Inventory, Spielberger State-Trait Anxiety Inventory, Taylor Manifest Anxiety Scale, short multifactorial personality inventory Mini-mult (SMOL), Leonova’s acute and chronic exhaustion questionnaire.

Results. It was found that the work of microelectronic industry female workers results in the formation of chronic fatigue. The following personality distortions associated with increase in chronic fatigue were found: reduced self-esteem, the prevalence of failure avoidance motivation, increased anxiety, ineffective ways of compensating anxiety, a conflict way of interacting with people. The further adaptation to professional duties may lead to the weakening of these negative states such as the normalization of anxiety, the reduction of rigidity, the normalization of communication with other people.

Conclusions. Increase in chronic fatigue can lead to the formation of negative personality states with special emotional and motivational features. As an individual adapts to her working conditions, these traits can be compensated.

Актуальность. Для решения практических задач психологии труда важным является изучение состояний сниженной работоспособности, к которым относятся утомление, стресс, монотония, психическое пресыщение. Их хронические  формы могут приводить к профессиональным деформациям личности и психосоматическим заболеваниям. В современном обществе труд стал менее тяжелым физически, но ускоряющиеся темпы технического прогресса требуют от человека постоянного освоения новых технологий, методов работы и даже новых профессий, поэтому проблема хронического утомления стоит еще более остро, чем раньше. В связи с этим исследования развития хронического утомления, проведенные в школе А.Б. Леоновой 30 лет назад, не теряют своей актуальности.

Цель работы. Проследить динамику эмоционально-личностных и мотивационных особенностей работниц микроэлектронной промышленности при развитии состояния хронического утомления.

Метод. Лонгитюдное исследование двух контрастных по уровню развития состояния хронического утомления групп испытуемых. Использованныеметодики: шкала ситуационной тревожности Спилбергера—Ханина, шкала тревожности Дж. Тейлора (TaylorManifestAnxietyScale),личностный опросник Г. Айзенка(EysenckPersonalityInventory— EPI), сокращенный многофакторный опросник личности Mini-mult(СМОЛ)Дж. Кинканнона в адаптации В.П. Зайцева и В.Н. Козюли, опросник на острое и хроническое утомление А.Б. Леоновой.

Результаты. Было обнаружено, что организация труда работниц микроэлектронной промышленности имеет ряд существенных недостатков, в результате которых у них развивается состояние хронического утомления. Выявлены следующие деформации личности, возникающие на фоне хронического утомления: снижение самооценки, преобладание мотивации к избеганию неуспеха, повышение тревожности, неэффективные способы компенсации тревоги, конфликтный способ взаимодействия с людьми. По мере роста профессионального стажа может происходить обратное развитие личностных деформаций: снижение ригидности, тревожности, нормализация общения с людьми.

Выводы. Развитие состояния хронического утомления может приводить к возникновению профессиональных деформаций личности, включающих эмоционально-личностные и мотивационные нарушения. Профессиональные деформации личности могут быть компенсированы по мере дальнейшей адаптации к осложненным условиям труда и роста профессионализма.

Authors / Авторы: Rodina, Olga N. / Родина О.Н.

Величковский Б.Б. Когнитивные эффекты умственного утомления. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.108-122

Velichkovsky B.B. (2019). Cognitive effects of mental fatigue. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 108-122

DOI: 0.11621/vsp.2019.01.108

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The study of human functional states within the structural-functional approach is an important development in work psychology. As work becomes more intensive and cognitive, the study of mental fatigue becomes more important.

Objective. To validate cognitive tests for the assessment of mental fatigue cognitive effects, and to replicate cognitive effects of fatigue observed within the structural-functional approach.

Methodology. 27 subjects (18 male), engineers in a high-tech engineering firm, and took part in the study conducted over a working day in the morning and in the evening. Mental fatigue was assessed with a questionnaire. The cognitive tests included a test of attention switching, a test for working memory, and the Sternberg’s short-term memory search task.

Results. A reduction in attention switching and memory search efficiency was found. These results in a good concordance with previous results and indicate a reduction in the availability of top-down cognitive control resources. Evidence was found for transition towards sequential self-terminating memory search strategy under mental fatigue. No reduced working memory was found, which may be related to the meta-cognitive regulation of functional states.

Conclusions. Mental fatigue is associated with a reduction in the control of attention and short-term memory, related to the depletion of cognitive control resources. Individual cognitive reactions to fatigue are important. Future developments of the structural-functional approach may include the development of new diagnostics tools, the usage of cognitive modeling, the orientation to the analysis of the individual differences, and the integration of the structural-functional approach with resource approaches to cognition.

Актуальность. Исследование функциональных состояний человека в рамках структурно-функционального подхода — актуальное направление в психологии труда. В связи с интенсификацией и интеллектуализацией различных видов труда важную роль играют исследования умственного утомления, влияющего на надежность деятельности человека.

Цели. Апробация когнитивных тестов для оценки эффектов умственного утомления и репликация когнитивных эффектов утомления, полученных в рамках структурно-функционального подхода.

Методики. В исследовании приняло участие 27 человек (18 мужчин), сотрудники высокотехнологичной инжиниринговой компании. Исследование проводилось в течение одного рабочего дня утром и вечером. Уровень умственного утомления оценивался с помощью опросника А.Б. Леоновой. Когнитивные тесты для оценки эффектов утомления включали задачи на переключение внимания, на манипуляцию информацией в оперативной памяти и задачу поиска в кратковременной памяти С. Стернберга.

Результаты. Показано снижение эффективности переключения внимания и поиска в памяти под влиянием умственного утомления. Полученные результаты хорошо согласуются с результатами ранних исследований умственного утомления. Они указывают на истощение ресурсов нисходящего произвольного контроля при умственном утомлении. Обнаружены свидетельства смены стратегии поиска в кратковременной памяти с эффективной параллельной исчерпывающей на малоэффективную последовательную самооканчивающуюся. Не обнаружено снижения эффективности оперативной памяти, что может быть связано с особенностями метакогнитивной регуляции функциональных состояний.

Выводы. Умственное утомление связано со снижением эффективности контроля внимания и кратковременной памяти, что может быть обусловленоистощением ресурсов произвольного контроля поведения. Особое значение приобретает анализ индивидуальных когнитивных реакций на утомление. Могут быть сделаны выводы о возможных направлениях развития структурно-функционального подхода к анализу функциональных состояний — создание новых средств когнитивной диагностики, использование достижений когнитивного моделирования, «персонализированный» анализ функциональных состояний и интеграция структурно-функционального подхода с ресурсным подходом к познанию.

Authors / Авторы: Velichkovsky, Boris B. / Величковский Б. Б.

Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации специалистов в динамичной организационной среде. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.91-107

Barabanshchikova V.V. (2019). Employees’ professional deformations in dynamic organizational environment. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 91-107

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.91

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance of the research is based on the development of modern technological innovative organizations, dynamic organizational environment and job stressors connected with inaction of human adoptive processes which provoke professional deformations in employees.

Objective. To provide theoretical, methodological and empirical base of professional deformations’ research in innovative sphere professions as the situation of development of destructive or adoptive job performance mechanisms.

Methodology. 927 subjects, innovative sphere professionals, took part in the study. To obtain data were used: Managerial Stress Survey (Leonova, 2006); means to assess the modality specific professional deformations as a base of self-management programs; psychological self-regulation methods.

Results. It was found the job conditions and job content in innovative sphere professions that predicted the risk group of professional deformations’ development. Chronic professional stress manifestations (anxiety, exhaustion, aggressive and depressive behavior tendencies) were found as predictors professional deformations in innovative sphere employees. The mechanisms of modality specific professional deformations were analyzed; the effectiveness of different integrative image based psychological self-regulation methods is connected with adoptive modality specific professional deformations in innovative sphere employees.

Conclusions. The principle of professional deformations’ development in innovative sphere employees is based on cumulative effect of acute job stress and chronic job stress syndrome. Destructive professional deformations and adoptive modality specific professional deformations in employees develop on the influence of job demands in innovative sphere professions.

Актуальность исследования обусловлена становлением и развитием современных высокотехнологичных инновационных организаций, динамичной организационной средой и профессиональными стрессами, связанными с инертностью адаптационных процессов человека и вызывающими развитие профессиональных деформаций.

Цели.  Теоретическое, методическое и эмпирическое обоснование направления исследований профессиональных деформаций в профессиях инновационной сферы.

Методики и выборка. В цикле эмпирических исследований приняли участие 927 профессионалов инновационной сферы. Для сбора данных применялись: методика ИДИКС А.Б. Леоновой; методики А.А. Гостева и В.В. Барабанщиковой, позволяющие выявить и оценить степень выраженности модально-специфичных профессиональных деформаций; методики психологической саморегуляции А.Б. Леоновой и А.С. Кузнецовой.

Результаты. Выявлены условия труда и особенности содержания профессиональной деятельности в инновационной сфере, которые определяют группу риска развития профессиональных деформаций различного рода. Выявлены предикторы формирования профессиональных деформаций субъекта труда в инновационной сфере, которыми выступили такие признаки переживания хронического профессионального стресса, как тревожность, общая астенизация, проявления агрессивных или депрессивных тенденций в поведении. Выявлены и проанализированы механизмы развития профессиональных деформаций и регуляции состояний профессионалов, особенности формирования обобщенного интегративного образа собственного состояния участника тренинга психологической саморегуляции, а также профессиональные предпочтения того или иного метода управления своим состоянием на основе сформированных у профессионала адаптивных модально-специфичных профессиональных деформаций.

Выводы. Установлены основные закономерности возникновения профессиональных деформаций у специалистов инновационной сферы, проявляющиеся в последовательном накоплении эффектов острого профессионального стресса и формировании симптомокомплекса хронического профессионального стресса. Предложена модель развития как негативных, так и адаптивных профессиональных деформаций субъекта труда, закономерно складывающихся под влиянием приспособления личности к требованиям профессий инновационной сферы.

Authors / Авторы: Barabanshchikova V.V. / Барабанщикова В.В.

Леонова А.Б., Блинникова И.В., Капица М.С. Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.69-90

Leonova A.B., Blinnikova I.V., Kapitsa M.S. (2019). Cognitive tasks performance in emotional tension increasing. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 69-90

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.69

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The problem of change in cognitive performance under more complicated activity conditions is of interest to psychologists and scholars in neuro- and informational sciences. Without its solution it’s impossible to model cognitive activity and predict its efficiency in different situations. Tasks that access attention and working memory resources are of particular interest. The level of emotional tension is often considered a factor hampering the task solution. Previously, authors showed that emotional tension leads to change in spatial distribution of attention and in cognitive strategies that provide solutions to more complex tasks.

Objective. To determine how test anxiety influences the mental rotation task performance. 

Methods and sampling. Two groups of subjects were asked to solve the mental rotation task either under emotionally neutral conditions or under the conditions when task performance was significant to the subject. The emotional state of subjects was controlled with questionnaires. In addition, the individual level of stress resistance was measured.

Results. We obtained a linear effect of test-stimulus orientation on reaction time (that was Shepard and Metzler’s discovery). In the situation of emotional tension the average solving time slightly increased and the number of correct answers slightly decreased. Any significant change in task solving strategies was related to the level of stress resistance in subjects.

Conclusion. The cognitive strategies are transformed under impact of emotional tension and whether the subject would choose a constructive strategy or a non-constructive one depends on the subject’s stress resistance. Subjects with lower stress resistance have difficulty distributing cognitive resources, rotating figures in the mental space. 

Актуальность. Проблема изменения когнитивных стратегий при усложняющихся условиях деятельности привлекает внимание психологов, а также представителей нейро- и информационных наук. Без ее решения невозможно моделировать когнитивную деятельность и прогнозировать ее эффективность в различных ситуациях. Особый интерес вызывают задачи, обращающиеся к ресурсам внимания и рабочей памяти, а в качестве фактора, затрудняющего деятельность, часто рассматривается эмоциональная напряженность. Ранее авторами было показано, что ее повышение ведет к трансформации пространственного распределения внимания и когнитивных стратегий, обеспечивающих решение более сложных задач.

Цель данной работы состояла в выявлении изменений в характере выполнения задачи на ментальное вращение под давлением тестовой тревожности.

Методики и выборка. Две группы испытуемых должны были определить, идентичны ли фигуры, развернутые друг относительно друга. Такая задача предположительно требует операции ментального вращения. Она решалась либо в эмоционально нейтральных условиях, либо в условиях повышения личностной значимости результатов выполнения. Контролировался уровень эмоционального состояния испытуемых. Кроме этого с помощью диагностического комплекса измерялся уровень индивидуальной устойчивости к стрессу.

Результаты. Мы установили линейную зависимость латентного времени ответа от ориентации стимулов, что подтверждало данные Р. Шепарда и Дж. Метцлер. В ситуации эмоционального напряжения латентное время ответа слега повышается, а количество правильных ответов слегка снижается. Однако все значимые изменения в показателях решения задачи были связаны с уровнем стрессоустойчивости испытуемых.

Выводы. При нарастании эмоциональной напряженностирегистрируются изменения в стратегиях выполнениязадачи, требующей ментального вращения, направленность которых определяется устойчивостью испытуемых к стрессовым воздействиям и сложностью задач.Испытуемые с более низкой стресс-резистентностью испытывают затруднения с распределением когнитивных ресурсов и вращением фигур в ментальном пространстве.

Authors / Авторы: Leonova A.B. / Леонова А.Б. ; Blinnikova, Irina V. / Блинникова И. В. ; Kapitsa, Maria S. / Капица М. С.

Кузнецова А.С., Титова М.А., Злоказова Т.А. Психологическая саморегуляция функционального состояния и профессио- нальнаяуспешность. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.51-68

Kuznetsova A.S., Titova M.A., Zlokazova T.A. (2019). Psychological functional state self-regulation and professional success. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 51-68

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.51

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The growing interest in assessment, development and maintenance of professional success is actual in the field of organizational psychology. It emphasizes the need to study the role of effective functional state self-regulation as a factor of professional success. 

Objective. The objective of this article is the systematization of the results of a number of studies on the analysis of effective functional state self-regulation as a factor of professional success.

Method. The complex diagnostic package was used. It includes surveys and questionnaires for analysis of subjective image of working conditions and personal current functional state, means of functional state self-regulation, the symptoms of chronic negative functional states and professional personal deformation as consequences of functional state self-regulation system failure.

Results. The results revealed that the features of the effective functional state self-regulation system as a factor of professional success are associated with the plastic adaptation repertoire of self-regulation means and techniques of highly successful professionals, applied adequately to the working conditions of increased job intensity of short-term and prolonged type.

Conclusions. The obtained results confirm the key importance of specialists` functional state self-regulation in supporting and providing of professional success. This phenomenon is particularly evident in the tensed working condition.

Актуальность. В условиях динамичной организационной среды, характерной для современных организаций, особую актуальность приобретают проблемы диагностики, оценки, развития и поддержания профессиональной успешности специалистов разных типов труда. Анализ специфики содержания и условий труда позволяет выявить особые требования к ресурсам саморегуляции функционального состояния профессионалов и к готовности работника обеспечить быстрое формирование адекватного ситуационным требованиями целевого состояния. Способность к эффективной целевой саморегуляции обсуждается как один из факторов развития профессиональной успешности. 

Цель. Систематизация и обобщение результатов ряда исследований, посвященных анализу эффективной саморегуляции функционального состояния как фактора профессиональной успешности в условиях повышенной напряженности кратковременного и пролонгированного типов.

Методики. В исследованиях использовались диагностические пакеты методик, включающиеметодики для анализа: субъективного образа работы (по показателям самооценки степени стрессогенности труда, удовлетворенности работойи организационными изменениями); (2) самооценки текущего функционального состояния;(3) ресурсов саморегуляции состояния (типичных моделей копинг-поведения и наиболее часто используемых приемовоптимизации функционального состоянияна рабочем месте); (4) признаков накопления неблагоприятных хронических состояний и профессионально-личностных деформаций.

Результаты. Выявлены особенности эффективной системы саморегуляции функционального состояниякак фактора профессиональной успешности, связанные с пластичным адаптационным репертуаром средств и приемов саморегуляции,актуализируемых высокоуспешными профессионалами адекватно рабочим условиям повышенной напряженности трудакратковременного и пролонгированного типа.

Выводы. Полученные результаты подтверждают ключевое значение саморегуляции функционального состояния специалистов разных типов труда в обеспечении профессиональной успешности, что особенно ярко выражается в условиях повышенной напряженности труда. Показана целесообразность и продуктивность применения структурно-интегративного подхода к анализу функционального состояния человека.

Authors / Авторы: Kuznetsova A.S. / Кузнецова А.С.  ; Titova, Mariya A. / Титова М. А. ; Zlokazova, Tatyana A. / Злоказова Т.А.

Абдуллаева М.М. Особенности психосемантического описания функциональных состояний. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.34-50

Abdullaeva M.M. (2019). Features of psychosemantic description of functional states. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 34-50

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.34

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The development of a conceptual apparatus and the choice of methodological tools for describing and diagnosing various functional states of a labor subject are relevant in connection with the need to ensure the psychological well-being of a specialist. Consideration of the FS from the standpoint of the structural-integrative approach (A.B. Leonova), as a complex, multi-level system object, allows using the psychosemantics apparatus to describe an individual value system represented at different levels of consciousness and also determined by the activity context.

Objective. Demonstration of the psychosemantic approach in the diagnosis of functional states on the example of studying the subjective experience of experiencing the current and "my favorite" state.

Methods. Diagnostic techniques: “Scale of States” (A.B. Leonova), “Scale of reactive (situational) anxiety” (C. Spilberger), “Scale of situational depression” (C. Spielberger) and Artemyeva's semantic differential (16 scales). Respondents - 36 students-psychologists.

Results. The differences in the procedures of presentation and analysis of data obtained in two psychosemantic ways are shown. On the descriptions of the current and favorite states was obtained 4-factor space. The current state of the respondents does not correspond, in their opinion, to the beloved. The scales according to which these states differ: “light — heavy”, “active — passive”, “weak — strong”.

Conclusions. In psychosemantics of states, the choice of different schemes for counting and discussing data is dictated by the peculiarities of the tasks decided by the researcher. This can be a search for group characteristics or an analysis of individual differences in the results. Psychosemantics of FS based on the structural and regulatory approach allows not only to evaluate the object under study, but also to receive indirect information about the features of the respondents themselves who carry out the assessment procedure.

Актуальность. Разработка концептуального аппарата и выбор методических средств для описания и диагностики различных функциональных состояний субъекта труда актуальны в связи с необходимостью обеспечения психологического благополучия специалиста. Рассмотрение ФС с позиций структурно-интегративного подхода А.Б. Леоновой — как сложного, многоуровневого системного объекта — позволяет с помощью аппарата психосемантики описывать индивидуальную систему значений, представленную на разных уровнях сознания и также детерминированную деятельностным контекстом.

Цель. Демонстрация возможностей психосемантического подхода в диагностике функциональных состояний на примере изучения субъективного опыта переживания текущего и «моего любимого» состояния.

Методы. Опросные диагностические методики для оценки состояния: «Шкала состояний» (адаптация А.Б. Леоновой), «Шкала реактивной (ситуативной) тревожности» Спилбергера (адаптация Ю.Л. Ханина), «Шкала ситуативной депрессии» Спилбергера (адаптация А.Б. Леоновой, Ю.Л. Карповой) и 16-шкальный семантический дифференциал (СД) Е.Ю. Артемьевой.Респонденты — 36 студентов факультета психологииМГУ имени М.В. Ломоносова.

Результаты. Показаны различия в процедурах представления и анализа данных, полученных в классической модели с построением семантического пространства и в модели субъективной семантики с выделением семантической универсалии. На описаниях текущегои любимогосостоянийбыло получено 4-факторное пространство. Текущеесостояние респондентов не соответствует, по их мнению, любимому.Шкалы, по которым эти состояния различаются: «легкий—тяжелый», «активный—пассивный», «слабый—сильный». 

Выводы. В психосемантике состояний выбор разных схем подсчета и обсуждения данных диктуется особенностями постановленных исследователем задач. Это может быть поиск групповых характеристик, обобщенных показателей или анализ индивидуальных различий в результатах. Психосемантика функциональных состояний с опорой на структурно-регуляторный подход А.Б. Леоновой позволяет не только оценивать изучаемый объект (сходным образом описывать разные состояния по одним шкалам и различать по другим, давать информацию о специфичности этих состояний), но и получать косвенную информацию об особенностях самих респондентов, осуществляющих процедуру оценивания.

Authors / Авторы: Abdullaeva, Mekhirban M. / Абдуллаева М. М.

Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Структурно-интегративный подход к анализу функциональных состояний: история создания и перспективы развития. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.13-33

Leonova A.B., Kuznetsova A.S. (2019). Structural-integrative approach to human functional states’ analysis: history and future development. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 13-33

DOI: 10.11621/vsp.2019.01.13

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. It is stressed that the structural-integrative approach for human functional states’ analysis, elaborated at the end of 80s on the base of system analysis of work activity, formed the appropriate theoretical frame for evaluation and prediction of workability and reliability alteration. At present, in innovative work environment, this approach is still the adequate base for urgent and challenging issues, both scientific and practical, such as analysis of work activity regulation mechanisms in tensed work situations; evaluation of a state’s self-regulation in work conditions under long-term strain; elaboration of applied programs for the development of adaptation resources.

Objective. The article focuses on the basic issues of the structural-integrative approach, where a state is defined as a special structure of inner means for tasks execution regulation, acquired by a subject under specific work conditions to human functional states’ analysis. The main aim – the estimation of the approach capabilities for human functional states’ investigations in modern organizational and professional environment.

Method. Methods of multilevel assessment of a functional state’s manifestation are analyzed. The possibilities of data integration technologies, used for different functional states identification, are discussed. The different technologies for self-regulation of a state are viewed taking in account their capabilities to develop and improve the individual adaptation potential in work.

Results. The results of the main research based on the structural-integrative approach is overviewed. Special attention is given to the following question: is the structural-integrative approach worth implementation for the evaluation of a human functional state in applied research, when it is not possible to get data about manifestations of a state on all necessary levels - physiological, psychological (including cognitive and subjective sublevels) and behavioral. The example of such research is presented. 

Conclusions. The results ofmore than 30 years of the structural-integrative approach implementation proved its efficiency for human functional states’ evaluation in dynamic work environment. The possibilities of the approach for functional states’ analysis under work conditions of high autonomy and self-determination in work tasks planning and execution are defined.

Актуальность. Структурно-интегративный подход к изучению функциональных состояний человека в течение трех десятилетий являлся надежной теоретико-методологической основой для оценки и прогноза изменений работоспособности и успешности труда профессионалов. В условиях современной динамичной инновационной среды данный подход остается адекватной методологической базой для решения таких актуальных научных и практических задач, как анализ механизмов регуляции деятельности в конкретных ситуациях, оценка эффективности процессов саморегуляции состояния в условиях пролонгированной напряженности, разработка программ развития адаптационных ресурсов профессионала.

Цели работы. 1)Анализ теоретических оснований и принципов структурно-интегративного подхода к анализу функционального состояния, понимаемого как структуры актуализируемых субъектом внутренних средств, характеризующих сложившиеся в конкретной ситуации механизмы регуляции деятельности и обусловливающих эффективность решения задач. 2) Оценка результатов применения положенийструктурно-интегративного подхода для изучения функциональных состояний работающего человека в современных организационных и профессиональных средах.

Метод. Рассматриваются возможности методов многоуровневой диагностики проявлений состояния, технологий интеграции данных для вынесения оценочных суждений о синдроме конкретного функционального состояния и о характере его динамики, прикладных технологий оптимизации функционального состояния, основанных на развитии ресурсов эффективной саморегуляции.

Результаты. Изложены итоги более чем 30-летней истории развития данного подхода. Показаны возможности его применения для решения прикладных задач в случаях ограниченного доступа к данным о проявлениях состояния в конкретных ситуативных условиях. Приведен пример исследования подобного типа, которое посвящено изучению степени соответствия ресурсных возможностей претендентов на вакантные посты в организации задачам формирования функционального состояния, обеспечивающего успешное прохождение собеседования.

Выводы. Подтверждены возможности применения принципов структурно-интегративного подхода к изучению функциональных состояний человека в изменчивой инновационной среде современных организаций и определены перспективы его применения для анализа функциональных состояний профессионалов, работающих в условиях высокой автономии и самостоятельности в выполнении рабочих задач.

Authors / Авторы: Leonova A.B. / Леонова А.Б. ; Kuznetsova A.S. / Кузнецова А.С.

Носкова О.Г. Психология в моей жизни: интервью с А.Б. Леоновой. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.4-12

Noskova O. G. (2018). Psychology in my life: Interview with A. B. Leonova. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 4-12

DOI: 10.11621/vsp.2019.01

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Interview with Leonova Anna Borisovna by Noskova Olga Gennadievna is available only in russian.

Беседу c Анной Борисовной вела Ольга Геннадьевна Носкова— доктор психологических наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии ф-та психологии МГУ имени М.В. Ломоносова

Authors / Авторы: Noskova, Ol'ga G. / Носкова О. Г.

Серебрякова Т.А., Конева И.А., Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Экспериментальный подход к изучению духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста // Национальный психологи- ческий журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 123–133.

Serebryakova T.A., Koneva I.A., Semenova L.E., Semenova V.E. (2018). Experimental approach to the study of spiritual and moral education in children of preschool age. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 123–133

DOI: 10.11621/npj.2018.0411

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Introduction. Interest in the issues of spirituality, moral background is objectively determined by the transformations in all spheres of life and human activity in recent decades, including fundamental changes in the value-based system.

The Objective is to describe an experimental program of studying the level of spiritual and moral education in children of preschool age. Based on the analysis of the data and considering the spirituality and morality in children as a complicated integrative education, we identify intellectual, cognitive, value-based, motivational and behavioural components. The main hypothesis of the study is the assumption of the dependence of the spiritual and moral level on the determined systematic work of the spiritual and moral potential of the person, their culture and valued at each age stage. The basic levels of ontogenesis are emphasized.

Procedure. The first stage of the research included analysis of the works in the field of «spirituality» and «morality», which allowed us to determine the specific features of spiritual and moral education of the 5-year-old children and to design a program of experimental study. The second stage was based on the comprehensive program of experimental research, i.e. a system of test methods aimed at studying the selected components of the spiritual and moral education. The population consisted of 90 five-year-old children.

Findings. The quantitative and qualitative analysis of the experimental data obtained at the third stage of our study showed that a high level of spiritual and moral education is recorded only in 21% of the respondents. The majority of respondents (57%) scored the average level of spiritual and moral education. 22% of the respondents score a low level of spiritual and moral education.

Conclusion. The study showed that less than one third of the respondents demonstrated a high level of spiritual and moral education. The majority of preschool children did not know about the spiritual and moral norms of social behaviour, and also they lacked regular rules of behaviour, which suggests that the majority of the research participants did not correspond to age-related opportunities and require targeted psychological and pedagogical assistance.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Интерес к проблемам духовности, нравственности личности объективно обусловлен произошедшими в последние десятилетия трансформациями всех сфер жизни и деятельности человека, в том числе кардинальными изменениями системы ценностных ориентаций.

Цель данной публикации – описание экспериментальной программы изучения уровня духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста. Опираясь на анализ исследований в области интересующей проблематики и рассматривая духовность и нравственность субъекта как весьма сложные интегративные образования, мы выделяем интеллектуально-когнитивный, ценностно-мотивационный и поведенческий компоненты духовно-нравственного развития. В качестве основной гипотезы нашего исследования мы выдвигаем предположение об объективной зависимости уровня духовно-нравственного развития личности от целенаправленности и планомерности работы по становлению духовно-нравственного потенциала субъекта, его ценностной культуры, формируемой на каждом возрастном этапе. При этом акцент делается на базовых уровнях онтогенеза.

Описание хода исследования. Первым этапом нашего исследования стал анализ работ ученых в по проблемам духовности и нравственности, позволивший определить специфические особенности духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста (5-го года жизни) и составить программу экспериментального изучения уровня духовно-нравственного развития детей данного возраста. Второй этап – реализация комплексной программы экспериментального исследования, включающей в себя систему тестовых методик, направленных на изучение каждой из выделенных нами компонентных составляющих духовно-нравственного развития субъекта. Респондентами в данном исследовании выступили дети 5-го года жизни в количестве 90 человек.

Результаты исследования. Количественный и качественный анализ полученных нами экспериментальных данных, осуществленный на третьем этапе нашего исследования, показал, что высокий уровень духовно-нравственного развития фиксируется лишь у 21% испытуемых. У большинства респондентов (57%) фиксируется средний уровень духовно-нравственного развития, а у 22% детей выявлен низкий уровень развития исследуемого феномена.

Выводы. Проведенное нами исследование показало, что высокий уровень духовно-нравственного развития демонстрируют менее 1/3 респондентов. У большинства детей среднего дошкольного возраста не сформирована система знаний о духовно-нравственных нормах социального поведения, и отсутствуют нормативные привычки поведения. Это позволяет говорить о том, что духовно-нравственное развитие большинства детей, принявших участие в нашем исследовании, не соответствует возрастным возможностям и требует целенаправленной комплексной психолого-педагогической работы.

Authors / Авторы: Serebryakova, T. A. / Серебрякова Т.А. ; Koneva I. A. / Конева И.А. ; Semenova V. E. / Семенова В. Э.

Собкин В.С., Родионова К.Э. Учащиеся и учителя о задачах и целях школьного образования // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 109–122

Sobkin V.S., Rodionova K.E. (2018). Students’ and teachers’ views on the goals and purposes of school education. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 109–122

DOI: 10.11621/npj.2018.0410

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Studying students’ and teachers’ views on the goals and purposes of the teaching and upbringing process is important in connection with the modernization of school education. Their attitude to these issues characterizes the social psychological context that determines the role of school in cultural and value-based education of adolescents.

The Objective of the research is to determine the differences between the students’ and teachers’ views on the goals and purposes of school education in relation to the three areas of analysis: between students and teachers, between members of schools types (general education, in-depth study of particular subjects, gymnasium and lyceum), between generations of teachers and students as of 1991 and 2017.

Design. The paper presents the results of survey questionnaire conducted by the Centre for Sociology of Education, IEM RAE, Moscow, Russia, in 2017. The sample included 11 803 students of 7-11 grades and 4 999 school teachers. The data are further compared with the results of the survey 1 conducted in 1991 (sample included 162 students and 681 teachers). Questions concerning goal orientations of school education are considered at two levels: pragmatic ("What should school give to students?") and value-based ("Who should schools prepare their students for?").

Research Results. At the pragmatic level, students attach greater importance to the issues of professional identity, whereas teachers regard the traditional functions of education. At the value-based level for students, the individualistic attitudes are more typical, whereas teachers place a greater value on socially regular patterns. Members of the gymnasia and lyceums more often note the importance of the cultural development as well as communication and interaction between students. Unlike gymnasia and lyceums, general education schools put a greater emphasis on normal behaviour and participation in public life. The admission requirements have increased for socializing functions and training, and also the individualistic attitudes in modern education compared with 1991 have been in the focus of attention. Simultaneously, the importance of creative activity is decreasing and education is aimed at supporting social institution. Factor analysis has revealed three meaningful juxtapositions in relation to which the goals of school education are structured: "norm – self-actualisation", "convention – principle", "romantic approach – pragmatic approach".

Conclusion. This research reveals particular goals and purposes for modern school education in students’ and teachers’ minds that allows them to improve the educational process.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В связи с модернизацией школьного образования особое значение приобретает анализ мнений учащихся и учителей о задачах и целях учебно-воспитательного процесса. Именно их отношение к данным вопросам характеризует социально-психологический контекст, определяющий роль школы в культурном и ценностном развитии современного поколения.

Цель исследования – определение различий мнений учащихся и учителей по поводу задач и целевых ориентиров школьного образования. Различия выявлялись по трем направлениям: между учащимися и учителями, между представителями разных типов школ (общеобразовательных; с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев) и между поколениями учащихся и их учителей в 1991 и 2017 гг.

Описание хода исследования. Исследование основано на анкетных опросах 11.803 учащихся 7–11 классов и 4 199 учителей, проведенных Центром социологии образования Института управления образованием РАО в 2017 году. Полученные данные дополнительно сопоставляются с результатами опроса 1.162 учащихся и 681 учителя, проведенного в 1991 году. Рассматриваются вопросы о целевых ориентациях школьного образования на двух уровнях: прагматическом («Что должна дать ученику школа?») и ценностном («Кого должна готовить школа?»).

Результаты исследования. Показано, что на прагматическом уровне учащиеся придают высокую значимость проблемам профессионального самоопределения, тогда как учителя – традиционным функциям образования. На ценностном же уровне для учащихся более характерны индивидуалистические установки, для учителей – социально нормативные модели. Представители гимназий и лицеев чаще отмечают функцию культурного развития, а также значимость общения и взаимодействия учащихся. Напротив, в общеобразовательных школах акцент ставится на принятии нормативных форм поведения, участии в общественной жизни. Факторный анализ позволил выявить три содержательные оппозиции, относительно которых структурируются цели школьного образования: «нормативность – самореализация», «конвенциональность – принципиальность», «романтизм – прагматизм».

Выводы. Проведенное исследование позволяет выявить своеобразие целевых ориентиров современного школьного образования в сознании учащихся и учителей, что необходимо для совершенствования образовательного процесса.


Authors / Авторы: Sobkin,Vladimir S. / Собкин В.С. ; Rodionova K. E. / Родионова К. Э.

Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 96–108

Sagova Z.A., Dontsov D.A. (2018). The study of personal emotional sphere as a regulator of functional state in young athletes. National Psychological Journal, 4, 96–108.

DOI: 10.11621/npj.2018.0409

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Sports activities set high demands on the personal qualities and abilities of athletes, which increases their emotional tension, and negatively affects their self-esteem, self-confidence and motivation. Studying manifestations of the personal emotional sphere of athletes allows choosing effective methods of psychological work to adjust their competitive states up to an optimal level.

The Objective of the research is to learn the specific features of the personal emotional sphere as a regulator of the functional state in young athletes.

Design. The paper analyzes the manifestations of personal emotional sphere of females aged 11-13 years involved in rhythmic gymnastics (N = 20). The results of the relationship and the ratio of the athletes’ personal parameters are presented.

Research Results. A direct significant relationship (p = 0.01) of the anxiety level in athletes with neuroticism, irritability, suspiciousness and sensitivity is revealed. A positive significant relationship (p = 0.01) of guilt and aggressiveness expressed mainly indirectly is established. The obtained features of the relationship of the studied characteristics of young athletes are generally consistent with the results of similar studies performed by other specialists.

Conclusion. The results can be viewed as manifestations of the adaptation mechanisms of young gymnasts in the tense conditions of sports activities, as well as fear of disapproval from a significant circle of people. The revealed emotional-personal characteristics of young sportswomen are probably due to psycho-physiological changes associated with adolescence and the specifics of sports activities. The results of the study generally raise additional questions and allow us to outline areas for further research on the problem under discussion. It is important to study the influence of the emotional state in athletes on the ability to fully recover from intensive physical burnout and follow sleep and rest schedule.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к личностным качествам и способностям спортсменов, что повышает их эмоциональную напряженность и, как следствие, негативно влияет на самооценку, уверенность в себе, мотивацию. Изучение особенностей проявления эмоционально-личностной сферы спортсменов позволяет выбрать наиболее эффективные методы психологической работы для регулирования их соревновательных состояний до оптимального уровня.

Целью исследования являлось изучение специфики эмоционально-личностной сферы юных спортсменок как регулятора их функционального состояния.

Описание хода исследования. В работе проанализированы особенности проявления эмоционально-личностных характеристик девочек 11–13 лет, занимающихся художественной гимнастикой (N=20). Представлены результаты исследования взаимосвязи и соотношения личностных параметров гимнасток.

Результаты исследования. Выявлена прямая значимая связь (p=0,01) уровня тревожности гимнасток с невротизацией, раздражительностью, подозрительностью и обидчивостью. Установлена также положительная значимая связь (p=0,01) чувства вины и агрессивности, выраженной преимущественно в косвенной форме. Полученные особенности связи исследуемых характеристик юных спортсменок в целом согласуются с результатами подобных исследований, выполненных другими специалистами.

Выводы. Полученные результаты могут быть рассмотрены как проявления механизмов адаптации юных гимнасток в напряженных условиях спортивной деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей. Выявленные эмоционально-личностные особенности юных спортсменок, вероятно, обусловлены психофизиологическими изменениями, связанными с подростковым возрастом и спецификой спортивной деятельности. Итоги исследования в целом вызывают дополнительные вопросы и позволяют наметить направления дальнейших исследований по обсуждаемой проблеме. Представляется важным изучение влияния эмоционального состояния спортсменов на способность к полноценному восстановлению после высоких нагрузок и на поддержание оптимального режима сна и отдыха.

Authors / Авторы: Sagova, Zurida A. / Сагова З.А. ; Dontsov D. A. / Донцов Д.А.

Е.И. Первичко, Ю.А. Бабаев Мотивация достижения и структура перфекционизма у паци- ентов с тревожными расстройствами // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 86–95.

Pervichko E.I., Babaev Yu.A. (2018). Motivation for the achievement and structure of perfectionism in patients with anxiety disorders. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 86–95

DOI: 10.11621/npj.2018.0408

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Introduction. The relevance of the subject is primarily due to the high frequency of anxiety disorders in the population. According to various schools of psychology and psychotherapy, the motivation of the patient, their deep-seated attitudes and values ​​play a significant role in the emergence and development of anxiety disorders. But nowadays there is a lack of empirical studies that consider achievement motivation and perfectionism in connection with anxiety disorders.

Objective. On the one hand, the study is focused on the relationship between the direction and the achievement motivation in motivational conflicts, and on the other hand, the authors illicit the general level and structural characteristics of perfectionism in people with anxiety disorders.

Procedure. The study involved 21 patients with anxiety disorders undergoing inpatient treatment at the Moscow Research Institute of Psychiatry, Moscow, Russia, and 20 healthy subjects. In order to measure achievement motivation, the authors used TAT (Thematic Apperception Test) modified by H. Heckhausen (Heckhausen, 1963, 1967; Magomed-Eminov, 1987). In order to identify the degree of manifestation and features of the structure of perfectionism, the Kholmogorova-Garanyan perfectionism questionnaire (Garanyan, Yudeeva, 2008, 2009) and the Hewitt and Flett Multidimensional scale of perfectionism were used (Hewitt, Flett, 1998; Gracheva, 2006). An intergroup comparison was performed in terms of the severity of the characteristics assessed, and also a correlation study of the perfectionism and motivation indicators was conducted in each group.

Results. Compared to healthy individuals, patients with anxiety disorders show a higher level of general perfectionism and socially prescribed perfectionism, as well as reduced achievement motivation. They revealed a greater discrepancy between the motives for achieving success and avoiding failure, which suggests that their activity is directed to the motive of avoidance than to the motive of achievement. The overall level of perfectionism in both groups negatively correlates with the severity of the achievement motive, however, in healthy people, perfectionism is associated with the hope of success, and in patients with anxiety disorders it is associated with the fear of failure.

Conclusion. The results can be used in psychotherapeutic practice treating patients with anxiety disorders. The study gives way for further research on patients with anxiety disorders, depressed patients, etc.

Актуальность тематики статьи обусловлена прежде всего высокой частотой встречаемости тревожных расстройств в популяции. С точки зрения различных школ психологии и психотерапии, в возникновении и развитии этих расстройств значительную роль играет мотивация пациента, его глубинные установки и ценности. Вместе с тем, отмечается недостаток эмпирических исследований, рассматривающих мотивацию достижения и перфекционизм в связи с проблематикой тревожных расстройств.

Цель. Изучение связи между направленностью, силой мотивационных тенденций в области достижения и выраженностью мотивационных конфликтов, с одной стороны, и общим уровнем и структурными характеристиками перфекционизма, с другой, у лиц с тревожными расстройствами.

Описание хода исследования. В исследовании участвовал 21 пациент с тревожными расстройствами, проходящие стационарное лечение в Московском НИИ психиатрии и 20 здоровых испытуемых. Для измерения мотивации достижения использовался Тематический апперцептивный тест (ТАТ) в модификации Х. Хекхаузена (Heckhausen, 1963, 1967; Магомед-Эминов, 1987). Для выявления степени выраженности и особенностей структуры перфекционизма были использованы опросник перфекционизма Холмогоровой-Гаранян (Гаранян, Юдеева, 2008, 2009) и Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта и Флетта (Hewitt, Flett, 1998; Грачева, 2006). Выполнялось межгрупповое сравнение по степени выраженности оцениваемых характеристик, а затем проводился корреляционное исследование показателей перфекционизма и мотивации в каждой группе для определения их связи.

Результаты исследования. Показано, что по сравнению со здоровыми лицами пациенты с тревожными расстройствами демонстрируют более высокий уровень общего перфекционизма и социально предписанного перфекционизма, а также сниженную мотивацию в области достижения. У них выявлен более выраженный конфликт между мотивами достижения успеха и избегания неудачи, что позволяет утверждать, что их деятельность направляется скорее мотивом избегания, чем мотивом достижения. Общий уровень перфекционизма в обеих группах отрицательно коррелирует с выраженностью мотива достижения, однако у здоровых лиц перфекционизм обратно связан с надеждой на успех, а у больных тревожными расстройствами – со страхом неудачи.

Заключение. Полученные результаты могут быть использованы в практике психотерапевтической работы с пациентами с тревожными расстройствами и открывают путь для дальнейших исследований в этой области как с у пациентов с тревожными расстройствами, так и у других групп больных, например, лиц, страдающих от депрессии.

Authors / Авторы: Pervichko Elena I. / Первичко Е. И.  ; Babaev Yu. A. / Бабаев Ю. А.

Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 77–85

Arina G.A., Iosifyan M.A., Nikolaeva V.V. (2018). Explicit and implicit values are associated with decisionmaking in dilemmas related to health. National Psychological Journal, 4, 77–85.

DOI: 10.11621/npj.2018.0407

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Individuals who aim at changing their health behaviour do not always handle the issue immediately. This discrepancy is usually referred to as the intention behaviour gap. Implicit processes are one of the factors which mediate between intention and behaviour. Compared to cognitive and affective implicit processes, motivational implicit processes are given a very little account in the modern science. Currently it is not quite clear how implicit and explicit values are focused on within the health-related decision-making process.

Objective. The present study shows how implicit and explicit values and their congruency are focused on health-related decision-making process in dilemmas. The dilemmas were described as situations within which the subjects report on making a choice: either to avoid losses related to health, or to avoid losses related to other values. Choosing health, the participant avoids losses related to it, whereas they acquire losses related to other values, and vice versa.

Design. The participants participated in the Schwartz’s Value Survey (measuring explicit values), Implicit Association Tests (measuring implicit values) and solve three types of dilemmas (health vs benevolence, health vs self-direction, health vs achievement).

Research Results. The research shows that implicit and explicit values are not related to each other and are differently related to decision-making process in dilemmas. Namely, implicit values of achievement, benevolence and self-direction are related to decision-making in dilemmas with low potential losses. Many of these values turn to be significant to the participants, and some of the dilemmas are not solved in favour of health-related issues. Explicit values are related to decision-making process in dilemmas with high potential losses. Many of these values turn to be significant to the participants, and some of the dilemmas are not solved in favour of health-related issues. Finally, it was found that high correlation between explicit and implicit values is positively related to decision making in favor of health.

Conclusion. The research shows that explicit and implicit values are differently associated with health-related decision-making in the participants.

Актуальность. Исследование имплицитных процессов в современной психологии здоровья является одним из ключей к решению проблемы разрыва между намерением и действием. При этом, по сравнению с имплицитными эмоциональными и когнитивными процессами, ценностно-мотивационные процессы изучены меньше всего. В настоящее время не вполне ясно, как имплицитные (неосознаваемые) ценности соотносятся с эксплицитными (осознаваемыми) и как они связаны с принятием решений о здоровье. Цель. Данное исследование посвящено тому, как осознаваемые и неосознаваемые ценности, а также их согласованность между собой, связаны с принятием решений в дилеммах, касающихся здоровья. Дилеммы были сформулированы как ситуации, в которых необходимо принять решение с целью избежать потерь связанных либо со здоровьем, либо с другими ценностями. Также в дилеммах варьировался уровень потенциальных потерь (высокие и низкие), связанных со здоровьем и другими ценностями.

Описание хода исследования. Респонденты выполняли опросник ценностных ориентаций Шварца, имплицитные ассоциативные тесты, а также решали три вида задач с дилеммами («здоровье-альтруизм», «здоровье-самостоятельность» и «здоровье-достижения»).

Результаты исследования. Имплицитные ценности достижений, доброты и самостоятельности связаны с принятием решений в ущерб здоровью в дилеммах с низкими потенциальными потерями. В то время как те же эксплицитные ценности связаны с принятием решений в ущерб здоровью в дилеммах с высокими потенциальными потерями. Также было показано, что высокая согласованность между эксплицитными и имплицитными ценностями связана с принятием решений в пользу здоровья. Наконец, было обнаружено, что имплицитные и эксплицитные ценности независимы друг от друга и по-разному связаны с решением дилемм, касающихся здоровья.

Выводы. Исследование показало, что эксплицитные и имплицитные ценности, а также их согласованность, связаны с принятием решений в ситуациях, связанных со здоровьем

Authors / Авторы: Arina G. A. / Арина Г.А. ; Iosifyan M. A. / Иосифян М. А. ; Nikolaeva V. V. / Николаева В. В.

All/ Все материалы | Categories / Материалы по рубрикам

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2019 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук