Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Автор(ы):
Основное место работы автора:
Страна:
Рубрикатор:
Тип публикации:
Название журнала или сборника:
Год публикации:
Возрастная категория:
DOI Number:
Язык публикации:
  

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article provides a comparative analysis of the results of the study of social and personal factors of adolescents with high and low levels of computer game addiction. To diagnose social and personal factors of computer game addiction in adolescents, a diagnostic complex was used, which includes standardized valid methods. On a sample of 146 students aged 10 to 11, significant differences were found between adolescents with high and low levels of computer gambling addiction. It was revealed that social and personal factors of computer game addiction in young adolescence are a combination that determines child-parental relationships and the nature of the child's interaction with peers.
В статье проводится сравнительный анализ результатов исследования социально-личностных факторов подростков с высоким и низким уровнем игровой компьютерной зависимости. Для диагностики социально-личностных факторов игровой компьютерной зависимости подростков использовался диагностический комплекс, включающий в себя стандартизированные валидные методики. На выборке из 146 учащихся в возрасте от 10 до 11 лет установлены значимые различия между подростками с высоким и низким уровнем игровой компьютерной зависимости. Выявлено, что социально-личностные факторы игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте представляют собой совокупность, обусловливающую детско-родительские отношения и характер взаимодействия ребенка со сверстниками.

Authors / Авторы: Гришина А.В.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. In a crisis, political, economic, social, and environmental conditions, when the world order changes and the usual way of life collapse under the influence of a pandemic, the actualization, and development of a person's conscious resources self-regulation become of great importance. The purpose of this article is to develop a resource approach to the study of human self-regulation based on the generalization of the results of modern empirical studies of conscious self-regulation as a system of psychological resources for achieving goals in solving problems of life and maintaining the psychological well-being of a person in crisis conditions of existence. Methodology. The resource approach provisions were substantiated theoretically and verified in the research of the laboratory of the psychology of self-regulation of the Federal State Budgetary Scientific Institution "Psychological Institute of the Russian Academy of Education." They were carried out on large samples of schoolchildren, students, and professionals. Cognitive, personality and regulatory techniques were used, both questionnaires and experimental. Both cross-sectional and longitudinal designs are applied. Results. Conscious self-regulation is a meta-system of universal and special psychological resources: cognitive, personal, and regulatory competencies of a person, which can be consciously used by him to solve problems of life. They can be accumulated, consumed, and restored. Conscious SR, as a metaresource, is a means of coordinating and using a variety of individual psychological resources for solving various tasks of life, such as personal self-development and professional self-determination, maintaining and increasing psychological well-being. The general ability for conscious self-regulation contributes to successful learning and work in the rapid digitalization of all spheres of life. The high development of conscious self-regulation resources contributes to adaptation and the formation of new self-organization of life. It prevents the development of acute stress reactions and negative emotional states in the coronavirus pandemic context. Conclusions. Conscious SR is a control resource since it is a reflexive psychological tool of a person for the conscious advancement of various degrees of globality and management of their achievement. Various regulatory universal and special resources, in turn, are interconnected with the subsystems of various psychological reserves of individuality, integrating and mediating their influence on human behavior. It has been substantiated that the system of resources of conscious self-regulation has, on the whole, the features of a metaresource, since it contributes not only to the achievement of the goals of various types of practical activity (educational and professional) but also in solving broader tasks of life, such as self-education, personal and professional development, maintaining psychological human well-being, etc.
Актуальность. В кризисных политических, экономических, социальных и экологических условиях, когда изменяется миропорядок и рушится привычный образ жизни под влиянием пандемии, большое значение приобретает актуализация и развитие ресурсов осознанной саморегуляции человека. Цель данной статьи заключается в развитии ресурсного подхода к исследованиям саморегуляции человека на основе обобщения результатов современных эмпирических исследований осознанной саморегуляции как системы психологических ресурсов достижения целей в решения проблем жизнедеятельности и поддержания психологического благополучия человека в кризисных условиях существования. Методики и выборка. Положения ресурсного подхода были обоснованы теоретически и верифицированы в исследованиях лаборатории психологии саморегуляции ФГБНУ «Психологичекий институт РАО». Они выполнены на объемных выборках школьников, студентов, профессионалов. Были использованы когнитивные, личностные и регуляторные методики, как опросные, так и экспериментальные. Применен как кросс-секционный, так и лонгитюдный дизайн. Результаты. Осознанная саморегуляция является мета системой универсальных и специальных психологических ресурсов: когнитивных, личностных и регуляторных компетентностей человека, которые осознанно им использоваться как средства решения задач жизнедеятельности. Они могут накапливаться, расходоваться и восстанавливаться. Осознанная СР, как метаресурс, является средством координации и использования разнообразных индивидуальных психологических ресурсов для решения различных задач жизнедеятельности, таких как личностное саморазвитие и профессиональное самоопределение, поддержание и повышение психологического благополучия. Общая способность к осознанной саморегуляции способствует успешному обучению и работе в условиях стремительной цифровизации всех жизненных сфер. Высокое развитие ресурсов осознанной саморегуляции способствует адаптации и формированию новой самоорганизации жизни и препятствует развитию острых стрессовых реакций и негативных эмоциональных состояний в условиях пандемии короновируса. Выводы. Осознанная СР – управляющий ресурс, так как она является рефлексивным психологическим инструментом человека для осознанного выдвижения целей различной степени глобальности и управления их достижением. Различные регуляторные универсальные и специальные ресурсы, в свою очередь, взаимосвязаны с субсистемами разнообразных психологических резервов индивидуальности, интегрируя и опосредствуя их влияние на поведение человека. Обосновано, что система ресурсов осознанной саморегуляции носит в целом черты метаресурса, так как способствует не только достижению целей разных видов практической деятельности (образовательной и профессиональной), но и решению более широких задач жизнедеятельности, таких как самовоспитание, личностное и профессиональное становление, поддержание психологического благополучия человека и др.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance: in the Transnistrian region, as in most others, such a large-scale emergency situation associated with a pandemic is observed for the first time. This is what determines the undeveloped and unpreparedness of many actions associated with the restructuring of the usual way of life. Therefore, it becomes especially important to structure the principles and technologies of emergency psychological response in the work of the psychological support line in the current pandemic situation. Purpose of the study: to determine the characteristics of the interaction of psychologists with subscribers of the psychological support line in a pandemic. Research Methods and Sampling: The study used objective and scientific observation methods, psychodiagnostic methods and a conversation method. The analysis of the results of the methods carried out allowed us to reveal the main nature of citizens' appeals, their conflict experiences during the pandemic announced in connection with COVID-19. Thus, this study presents the experience of the “green line of psychological support” in Transnistria. The authors show the features of express diagnostics in the conditions of remote consultation by phone, outline the stages, tasks and specificity of psychological counseling for hotline subscribers on a sample of more than one and a half thousand subscribers. Results: the features of verbal support for subscribers are presented, the principles of “joining” based on the results of express diagnostics in a remote format, the phases of the debriefing approach are described in detail, which can be implemented in conditions of remote support for a crisis line subscriber. Conclusions: according to the results of the study, the features of diagnostics and counseling in the work of the line of psychological support, as well as the features of conflict emotional states among citizens during a pandemic are presented. The authors of the article indicate a high demand for psychologists in this emergency.
Актуальность: в Приднестровском регионе, как и в большинстве других, такая масштабная чрезвычайная ситуация, связанная с пандемией, наблюдается впервые. Именно это обуславливает неразработанность и неподготовленность многих действий, связанных с перестройкой привычного уклада жизни. Поэтому становится особенно важным структурирование принципов и технологий экстренного психологического реагирования в работе линии психологической поддержки в современной ситуации пандемии. Цель исследования: определение особенностей взаимодействия психологов с абонентами линии психологической поддержки в условиях пандемии. Методы исследования и выборка: В исследовании использовались объективные и научные методы наблюдения, психодиагностические методы и метод беседы. Анализ результатов проведенных методов позволил раскрыть основной характер обращений граждан, их конфликтных переживаний в период пандемии, объявленной в связи с COVID-19. Таким образом, в данном исследовании приведен опыт работы «зеленой линии психологической поддержки» в Приднестровье. Авторами показаны особенности экспресс-диагностики в условиях дистанционного консультирования по телефону, обозначены этапы, задачи и специфика психологической консультирования абонентов горячей линии на выборке более полутора тысяч абонентов. Результаты: представлены особенности вербальной поддержки абонентов, принципы «присоединения» по итогам экспресс-диагностики в дистанционном формате, подробно описаны фазы дебрифинг-подхода, которые можно реализовать в условиях дистанционной поддержки абонента кризисной линии. Выводы: по результатам исследования представлены особенности диагностики и консультирования в работе линии психологической поддержки, а так же особенности конфликтных эмоциональных состояний у граждан в период пандемии. Авторами статьи обозначена высокая востребованность специалистов психологов в данной чрезвычайной ситуации.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The article is devoted to the study of the mechanisms of face perception when using the technology of eye-tracking. In the scientific literature, two processes are distinguished - analytical (perception of individual facial features) and holistic (perception of a general configuration of facial features). It is assumed that each of the mechanisms can be specifically manifested in patterns of eye movements during face perception. However, there is disagreement among the authors concerning the eye movements patterns which reflect the dominance of the holistic or analytic processing. We hypothesized that the contradictions in the interpretation of eye movement indicators in the studies of face perception may be associated with the features of the eye-tracker data processing, namely, with the specifics of identifying areas of interest (eyes, nose, bridge of the nose, lips), as well as with individual strategies of eye movements. Objective. Revealing the features of eye movements analysis in the process of facial perception. Method. A method for studying analytical and holistic processing in the task of assessing the attractiveness of upright and inverted faces using eye-tracking technology has been developed and tested. The eye-tracking data were analyzed for the entire sample using three types of processing, differing in the marking of the areas of interest (AOIs), and separately for two groups differing in eye movement strategies. The distinction of strategies was considered based on differences in the mean values of the fixation duration and the amplitude of saccades. Results. It was shown that: the presence of statistically significant differences of the dwell time in the AOIs between the condition of upright and inverted faces depended on the method of identifying these AOIs. It was shown that the distribution of the dwell time by zones is closely related to individual strategies of eye movements. Analysis of the data separately by groups showed significant differences in the distribution of the dwell time in the AOIs. Conclusion. When processing eye-tracking data obtained in the studies of face perception, it is necessary to consider individual strategies of eye movements, as well as the features associated with identifying AOIs. The absence of a single standard for identifying these areas can be the reason for inconsistency of the data about the holistic or analytical processing dominance. According to our data, the most effective for the analysis of holistic processing is a more detailed type of marking the AOIs, in which not only the main features (eyes, nose, mouth) are distinguished, but also the area of the nose bridge and nose.
Актуальность. Статья посвящена изучению процессов восприятия лиц при использовании технологии айтрекинга. В научной литературе выделяют два процесса - аналитический (восприятие отдельных черт лица) и холистический (восприятие целостной конфигурации всех черт). Предполагается, что каждый из процессов может специфически проявляться в особенностях движений глаз при восприятии лиц. Однако, между авторами существуют разногласия относительно того, какие паттерны движений глаз отражают доминирование холистического, а какие - аналитического процессов. Мы предположили, что противоречия в интерпретации глазодвигательных показателей могут быть связаны с особенностями анализа движения глаз, а именно со спецификой выделения зон интереса (глаза, нос, переносица, губы), а также с индивидуальными стратегиями движений глаз при восприятии лиц. Цель. Выявление особенностей анализа движения глаз в процессе восприятия лиц. Метод. Разработан и апробирован метод изучения аналитических и холистических процессов в задаче оценки привлекательности прямо ориентированных и инвертированных лиц с использованием метода айтрекинга. Данные айтрекинга были проанализированы для всей выборки при использовании трех типов обработки, различающихся разметкой зон интереса, а также раздельно для двух групп, различающихся стратегиями движения глаз. Выделение стратегий осуществлялось на основе различий в средних значениях длительности фиксации и амплитуды саккад. Результаты. Показано, что: наличие статистически значимых различий во времени пребывания в зонах интереса (ВПЗИ) между условием предъявления прямо ориентированных и инвертированных лиц зависело от способа выделения зон интереса. Также показано, что распределение ВПЗИ по зонам тесно связано с индивидуальными стратегиями движений глаз. Анализ данных раздельно по группам показал значимые различия в распределении ВПЗИ. Выводы. При обработке данных айтрекинга, полученных в процессе восприятия лиц, необходимо учитывать индивидуальные стратегии движений глаз, а также особенности анализа, связанные с выделения зон интереса. Отсутствие единого эталона выделения этих зон может быть причиной несогласованности данных, на основе которых формулируются гипотезы о доминирование холистического или аналитического процессов. Согласно нашим данным, наболее эффективным для анализа холистических процессов является более детальный тип разметки зон интереса, в котором выделяются не только главные черты (глаза, нос, рот), но и зона переносицы.

Authors / Авторы: Меньшикова Г.Я. ; Пичугина А.О.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Timeliness of the study is justified by the necessity of discovering new ways to dynamically assess the higher mental functions, which would combine objectification of measurements, individual approach and a sufficient degree of scientific generalisation. Aim of the study: to verify the hypothesis of suitability of application of the cluster analysis, as a higher mental functions assessment objectification method, in medical-psychological rehabilitation. Methodology and sampling: the study included 93 participants (of whom 57 (n=57) had suffered an acute cerebrovascular event (ACE) and 36 (n=36) were patients with degenerative-dystrophic diseases of large joints and the spine), all of whom were in the in-patient stage of their medical rehabilitation. The patients were assigned tasks according to the Schulte Table and the A.R. Luria’s 10 Words methods. The results were processed using the mathematical statistical methods of K-mean clustering. Results: application of K-mean clustering to the analysis of the memory and attention, taking into account nosological differencies and their dynamics during psychocorrection, allowed to discriminate the studied sample against “low/moderate/high” scale of intensity of the studied characteristics while considering the multifactorial structure of the empirical data, and to objectify specific local data thus mitigating the issue of unified standards during the analysis of the standard neuropsychological methods. Concluions: a new approach utilising K-mean clustering in processing neuropsychological diagnostic data was developed during the study. The approach allowed for the objectification of the higher mental functions to be carried out during the process of socio-medical rehabilitation and for the resulting data to be integrated within the existing general scientific context.
Актуальность работы обоснована необходимостью поиска новых способов динамической оценки состояния высших психических функций, сочетающих в себе объективизацию измерений, индивидуальный подход и достаточную степень научного обобщения. Цель работы: верификация предположения о возможности применения кластерного анализа как метода объективизации оценки высших психических функций в процессе медико-психологической реабилитации. Методики и выборка: участники исследования - 93 пациента (перенесшие ОНМК – n=57; пациенты с дегенеративно-дистрофическими заболеваниями крупных суставов и позвоночника – n=36), находившиеся на стационарном этапе медицинской реабилитации, выполнявшие задания по методикам «Таблицы Шульте» и «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики с использованием кластерного анализа по методу К-средних. Результаты: использование процедуры кластерного анализа по методу К-средних на примере исследования характеристик памяти и внимания с учетом нозологических различий и их динамики в ходе психокоррекционного воздействия позволило при анализе результатов применения стандартных нейропсихологических методик дискриминировать обследованную выборку в количественных градациях «низкого / среднего / высокого» уровня выраженности изучаемых признаков с учетом многофакторной структуры эмпирических данных и решить вопрос объективизации специфических локальных данных, нивелируя проблему поиска единых нормативов. Выводы: в рамках исследования был разработан новый подход к обработке данных нейропсихологической диагностики посредством применения при анализе результатов процедуры кластерного анализа по методу К-средних, позволяющий объективизировать оценку высших психических функций в процессе медико-социальной реабилитации и интегрировать полученные данные в общенаучный контекст.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

September 7, 1970 marks the 50th anniversary of Emelin Vadim Anatolyevich, doctor of Psychology, Professor of the Department of labor psychology and engineering psychology, Faculty of psychology, Lomonosov Moscow State University, Professor of RAO.

7 сентября 2020 г. исполняется 50 лет Емелину Вадиму Анатольевичу, – доктору философских наук, профессору кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, профессору РАО.

Authors / Авторы: Коллектив факультета психологии

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The ability of children with hearing impairments to recognize and determine their own conditions and those around them, to build adequate forecasts determines the success in socializing, in their interaction with others, both adults and peers, and in establishing relationships with them, which determines the relevance of the study.

The objective of the study is to determine the specifics of the relationship between the processes of identifying mental states, predicting and criteria for the success of interaction between children and other people measured by communication skills and emotional well-being / distress. 

The following methods were used: "Emotional faces" (N.Y. Semago), "Ugadayka" (L.I. Peresleni and V.L. Podobed), "Methodology for determining the level of development of the communicative abilities of preschool children" (N.E. Veraksa), “Scale of emotional distress and atypical behavior” (A.M. Kazmin, N.A. Konovko, O.G. Salnikova, E.K. Tupitsina, E.V. Fedina). 

Sample. The study involved 15 preschoolers with hearing impairment , 100 preschoolers without hearing impairment, 16 children of primary school age with hearing impairment, and 40 - without hearing impairment. 

Results. It was found that the processes of predicting and identifying mental states are interrelated; the relationship is mediated by other variables (emotional well-being, communication skills), the structure of the relationship is deteriorating with age in children with and without hearing impairments. 

The following conclusions were drawn: the structure of prognosis for children with normotypical development and hearing impairment has a general tendency in dynamics ( secondary variables fallout) and specific signs, manifested in the level of complexity and completeness of the structure; having a common foundation (subjective experience) identification and forecasting processes are interconnected only in preschool age; with time their relationship is mediated by additional variables (emotional well-being and communication skills); children with hearing impairments have a less complex structure of the relationship between predicting and identifying mental states against emotional well-being and communication skills. 

Актуальность. Способность распознавать, обозначать свои состояния и окружающих, выстраивать адекватные прогнозы определяет успешность в социализации детей с нарушениями слуха, в их взаимодействии с окружающими как взрослыми, так и сверстниками, в налаживании отношений с ними, чем и определяется актуальность исследования.

Цель исследования: определить специфику взаимосвязи процессов идентификации психических состояний, прогнозирования и критериев успешности взаимодействия детей с другими людьми, измеряемые через коммуникативные способности и эмоциональное благополучие/неблагополучие.

Использовались методики: «Эмоциональные лица» (Н.Я. Семаго), «Угадайка» (Л.И. Переслени и В.Л. Подобед), «Методика для определения уровня развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» (Н.Е. Веракса), «Шкала эмоционального неблагополучия и атипичного поведения» (А.М. Kазьмин, Н.А. Коновко, О.Г. Сальникова, Е.К. Тупицина, Е.В. Федина).

Выборка. В исследование приняли участие дошкольники с нарушением слуха - 15 человек, без слуховых нарушений – 100 человек, дети младшего школьного возраста с нарушением слуха - 16 человек, без слуховых нарушений – 40 человек.

Результаты. Было выявлено, что процессы прогнозирования и идентификации психических состояний взаимосвязаны, связь бывает опосредована различными переменными (эмоциональное благополучие, коммуникативные навыки), структура взаимосвязи распадается с возрастом у детей с нарушениями слуха и без нарушений.

Были сделаны выводы: структура прогнозирования детей с нормотипичным развитием и с нарушениями слуха имеет общую тенденцию в динамике (выпадения второстепенных переменных) и специфичные признаки, проявляющиеся в уровне сложности и сформированности структуры; имея единый фундамент (субъективный опыт) процессы идентификации и прогнозирования лишь в дошкольном возрасте взаимосвязаны, с возрастом их взаимосвязь опосредуется дополнительными переменными (эмоциональное благополучие и коммуникативные навыки); дети с нарушениями слуха имеют менее сложную структуру взаимосвязи прогнозирования и идентификации психических состояний на фоне эмоционального благополучия и коммуникативных навыков.

Authors / Авторы: Ахметзянова А.И. ; Артемьева Т. В. ; Артищева Л.В.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Underachieving schoolchildren are characterized by underdevelopment of higher mental functions (HMF) as compared to well-performing pupils. At the same time, there is a lack of explicit data on which dysfunctions are the most specific to underachievers.

It is unknown how much particular neurocognitive dysfunctions affect school performance and what are the possibilities to compensate for isolated defects. 

Objectives. To identify the predictors of poor academic performance in school and to evaluate capabilities for children with certain neurocognitive dysfunctions for better progress at school. 

Method. The neuropsychological examination was used to evaluate the characteristics of neurocognitive development. Four daily routine activities, fourteen HMF, and the overall level of neurocognitive development were assessed. The index of isolation-multiplicity of neurocognitive dysfunctions was calculated. To evaluate academic performance (average grade for all disciplines) interviews with pupils and their parents were conducted, school exercise-books and assignment books were thoroughly studied. The study involved 427 children (292 boys and 135 girls) aged from 6 to 17 years, (11.7 ± 3).

Results. The results of neuropsychological diagnostics explain 24% variance in the academic performance in school grades 1–4 and 18% variance in grades 5-11. Underachievement is predominantly related to the reduction in thinking, attention, audio-verbal memory, and overall level of neurocognitive development. Time orientation turns out to be more reduced than other everyday functions in underachievers. Certain mental functions in underperforming elementary school pupils can spontaneously improve through education. Isolated neurocognitive dysfunctions (up to 3) do not result in poor school performance.

Conclusion. Thinking, attention, and audio-verbal memory dysfunctions against the background of the low overall level of neurocognitive development are most specific to underachieving schoolchildren. Under-development of attention is the most significant predictor of poor school performance in 1–4 school grades, low level of thinking – in 5–11 grades. Isolated neurocognitive dysfunctions (up to 3) that can be compensated for have no negative impact on educational performance. 

Актуальность. Неуспевающие школьники характеризуются сниженным уровнем развития высших психических функций (ВПФ) по сравнению с успевающими. В то же время отсутствуют однозначные данные о том, снижение каких функций наиболее специфично для неуспевающих школьников. Неизвестно, насколько сильно отдельные нейрокогнитивные дисфункции сказываются на успеваемости, и каковы возможности компенсации изолированных дефектов.

Цели работы. Выявление нейропсихологических предикторов школьной неуспеваемости и оценка возможности детей и подростков нормально успевать в школе при наличии отдельных нейрокогнитивных дисфункций.

Методика и выборка. Для изучения особенностей нейрокогнитивного развития проводилась нейропсихологическая диагностика. Оценивалось состояние 4 бытовых функций, 14 ВПФ, а также общий уровень нейрокогнитивного развития. Вычислялся индекс изолированности-множественности нейрокогнитивных дисфункций. Для оценки успеваемости (средний балл по всем предметам) проводилась беседа со школьником и его родителями, изучение тетрадей и дневников. Выборка: 427 человек в возрасте от 6 до 17 лет (11,7 ± 3), из них 292 мальчика и 135 девочек.

Результаты. В 1–4 классах результаты нейропсихологической диагностики объясняют 24% дисперсии успеваемости, в 5–11 классах – 18%. При неуспеваемости преимущественно снижены мышление, внимание, слухоречевая память, а также общий уровень нейрокогнитивного развития. Среди бытовых функций сильнее всего снижена ориентация во времени. У неуспевающих учеников начальной школы возможно спонтанное развитие отдельных психических функций в процессе обучения. Единичные нейрокогнитивные дисфункции (в пределах 3) не приводят к снижению успеваемости.

Выводы. Для неуспевающих школьников на фоне снижения общего уровня нейрокогнитивного развития наиболее специфичны нарушения мышления, внимания и слухоречевой памяти. Ведущим предиктором неуспеваемости в 1–4 классах является недоразвитие внимания, а в 5–11 классах – сниженный уровень мышления. Доступные компенсации изолированные нейрокогнитивные дисфункции не оказывают негативного влияния на успеваемость

Authors / Авторы: Хохлов Н.А. ; Словенко Е. Д.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. It can still be seen in contemporary studies that the difficulties of problem children are explored in an isolated manner, without any connection to the research on social-psychological practices of aid and correction. 

The goal of the article is to integrate the approaches aimed at understanding a problem child with main organizational practices of medical, psychological and pedagogical help. The phenomenon of a problem child is being looked at in the context of developing a project-oriented approach in cultural-historical psychology. 

Methods. The article uses the method of analyzing historically formed views on understanding a difficult child together with studying major views on organizing and structuring practical medical, psychological and educational help. The research was aimed at finding common features both in studies on different groups of problem children and that of different types of practices. 

Results and conclusions. In the course of the historical-analytical study the authors highlighted main principles in structuring the rehabilitation of problem children and adolescents, showed the directions of the latest research. These principles are described as social structures and may serve as basis for designing and later constructing required social-psychological and therapeutically-developing environments for problem children. These social structures are actively involved in shaping the child’s mental organization. They are expressed in the external social relations which can be described and later organized in a particular way to help a child to overcome the existing difficulties. These social relations can be described on different levels: microsocial (interpersonal relations) and macrosocial (different social groups and stratas, subcultures, mass social processes in the society). It allows to integrate the existing research in a cross-disciplinary field. In such systematic studies, one language can be used to describe difficulties of problem children as well as therapeutic environments most suitable for their correction. Thus, it opens up a new possibility to elaborate on project-oriented approach constructed on the basis of cultural-historical psychology.

Актуальность. В современных научных исследованиях по-прежнему отмечается разрозненно-атомистичное изучение проблем трудных детей, недостаточно скоординированное с социально-психологическими практиками помощи и коррекции.

Целью статьи является интеграция подходов к пониманию трудного ребенка с центральными практиками организации лечебно-психолого-педагогической помощи. Феномен трудного ребенка осмысливается в контексте разработки проектного подхода в культурно-исторической психологии. 

Метод. Использовался метод анализа исторически сложившихся взглядов к пониманию трудного ребенка в сочетании с изучением основных представлений об организации и конструкции практик лечебно-психолого-педагогической помощи. Исследование шло в направлении выделения общего в изучении различных групп трудных детей и различных практик.

Результаты и выводы. В ходе историко-аналитического исследования были выделены основные принципы построения реабилитации трудных детей и подростков, показаны направления современных разработок. Эти принципы описываются в виде определенных социальных структур, на основе которых могут выстраиваться и в дальнейшем специально проектироваться необходимые социально-психологические и терапевтически-развивающие среды для трудных детей. Это те социальные структуры, которые непосредственно формируют психическую организацию ребенка, они являются в начале всегда внешними социальными связями, которые поддаются описанию и в дальнейшем специально организованному с лечебно-коррекционными целями управлению. Такие социальные связи могут быть описаны на различных уровнях: микросоциальном (уровне межличностных отношений) и макросоциальном (уровне определенных социальных групп и страт общества, субкультур, массовых социальных процессов в обществе), что позволяет объединить соответствующие исследования в междисциплинарном пространстве. В таких системных исследованиях можно на одном языке описывать как отклонения и нарушения развития, имеющиеся у трудных детей, так и терапевтические среды, внутри которых осуществима оптимальная коррекция данных нарушений. В этом контексте открывается возможность дальнейшей разработки проектного подхода, выстроенного на основе культурно-исторической психологии.

Authors / Авторы: Бурлакова Н.С. ; Олешкевич В.И.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The subject of this publication is the psychological analysis of the system of pedagogical correction (therapeutic pedagogy) developed by the famous Russian educator Vsevolod Petrovich Kashchenko, specialist in the field of education of difficult children. The author concentrates on some data of V.P. Kashchenko's scientific biography that are directly related to the opening of a unique medical and pedagogical institution in 1908 – a sanatorium-school for disabled children. It led to the emergence of a network of special institutions for children with developmental disabilities in the years to follow, especially in the Soviet period. 

The article analyzes the terms used by V.P. Kashchenko: “defective child”, “difficult child”, “special childhood”. The concept of “difficult child” was introduced by V.P. Kashchenko to denote a group of children with marked behavioral disorders and character traits that disrupt their successful socialization, and in particular cause problems in learning the curriculum, and often lead to asocial behavior in school years. Subsequently, the meaning of this term changed, but now it is used in a sense close to how it was regarded by V.P. Kashchenko. 

Methods. General characteristics of V.P. Kashchenko’s effective and practically proven system of education for children with behavioral disorders are given. An attempt is made to identify the psychological foundations of V.P. Kashchenko's pedagogical correction. The main principle is social conditioning of children's exclusivity, in particular difficult character traits, that are corrected by the complex system of methods developed by V.P. Kashchenko. The psychological analysis of V.P. Kashchenko's pedagogical system is based on the ideas of Russian scientists on the unity of education and development, the commonality of the laws of mental development of normal children and those with developmental disorders. 

Results. It is concluded that it is reasonable to refer to V.P. Kashchenko’s scientific heritage as a source of psychological and pedagogical information in the field of raising children with developmental disorders.

The article is dedicated to V.P. Kashchenko 150th anniversary celebrated this year. 

Предметом обсуждения данной публикации выступил психологический анализ системы педагогической коррекции (лечебной педагогики) известного отечественного педагога, специалиста в области воспитания и обучения трудных детей Всеволода Петровича Кащенко. Автор останавливается на некоторых данных научной биографии В.П. Кащенко, имеющих непосредственное отношение к открытию им в 1908 году уникального лечебно-педагогического учреждения – санатория-школы для дефективных детей, которое обусловило появление в последующие годы, и особенно в советское время, сети специальных коррекционных заведений для детей с нарушениями развития.

Методы. В статье анализируются используемые В.П. Кащенко термины: «дефективный ребенок», «трудный ребенок», «исключительное детство». Понятие «трудный ребенок» было введено В.П. Кащенко для обозначения группы детей, отличающихся выраженными нарушениями поведения и особенностями характера, тормозящими их успешную социализацию, и в частности, вызывающими проблемы в усвоении учебной программы, и нередко уже в школьные годы приводящими к асоциальным формам поведения. Впоследствии содержание этого термина менялось, но в настоящее время оно применяется в значении, близком к тому, каким виделось В.П. Кащенко. 

Далее дана общая характеристика разработанной В.П. Кащенко системы обучения-воспитания детей с нарушениями поведения, которая на практике доказала свою эффективность. Предпринята попытка выделения психологических оснований педагогической коррекции В.П. Кащенко и в качестве главного принципа назван принцип социальной обусловленности детской исключительности, в том числе трудностей характера, на коррекцию которых и была направлена разработанная В.П. Кащенко комплексная система методов. Психологический анализ педагогической системы В.П. Кащенко проводится с опорой на сложившиеся в отечественной науке представления о единстве обучения и развития, общности законов психического развития нормального ребенка и имеющего нарушения в развитии. 

Результаты. В заключение делается вывод о перспективности обращения к научному наследию В.П. Кащенко как источнику психолого-педагогических сведений в области воспитания детей с нарушениями развития.

Статья приурочена к отмечаемому в этом году 150-летнему юбилею В.П. Кащенко.

Authors / Авторы: Степанова М.А.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The increase of children interest in entertainment TV programs, mobile applications and video games available on the internet causes a significant decrease in their physical activity: children get used to a sedentary or lying down lifestyle. The research problem lies in the contradiction that arises due tounderstanding of the positive effect of physical activity on the development of the regulatory functions of a preschooler, and a significant decrease in this activity in the digital conditions of the modern educational environment.The relevance and prospects of the study of the relationship between regulatory functions and physical activity of preschool children in new digital environment are not yet fully realized. 

The objective of the paper is to review the studies by foreign scientists in order to identify and describe relevant indicators of physical activity in preschool children interrelated with the main components of regulatory functions (inhibitory control, working memory, cognitive flexibility). 

Method. A theoretical review of research papers published over the past ten years (2010 –2020) on the subject of relationship of various physical activity indicators and regulatory functions in preschool children. 

Results. The paper provides a comparative analysis of studies conducted by foreign authors. It allows to reveal basic indicators of physical activity in children which are essential for the development of regulatory functions (sufficiency of physical activity; age-related appropriateness; the nature of physical activity; the form of physical activity arrangement), and particular indicators (the relationship of physical activity and regulatory functions in various sports, duration and intensity of physical activity, the availability of software for the development of physical activity in preschool children) as well. 

Conclusions. The review showed that the majority of the authors emphasized the significant role of basic physical activity indicators and their influence on regulatory functions. Aerobic exercises are the most effective in the development of regulatory functions in preschool children. Particular indicators are selected from the studies of the development of regulatory functions in specific sports (football, karate, yoga, mini-trampoline), and additional research on the duration and intensity of physical activity is needed.

Актуальность. Активизация у детей интереса к развлекательным телевизионным программам, к дополнительным приложениям мобильных средств, доступным в сети видеоиграм приводит к существенному снижению у них физической активности: дети привыкают к сидячему или лежачему образу жизни. Проблема исследования заключается в противоречии, которое возникает в связи с пониманием положительного влияния физической активности на развитие регуляторных функций дошкольника, с одной стороны, и существенным снижением этой активности в цифровых условиях современной образовательной среды, с другой стороны. Актуальность и перспективность исследования связи регуляторных функций и физической активности дошкольника в новых – цифровых – условиях осознана еще не до конца.

Цель работы: выделить и описать актуальные показатели физической активности детей дошкольного возраста, рассматриваемые зарубежными учеными, имеющие взаимосвязь с основными компонентами регуляторных функций (сдерживающим контролем, рабочей памятью, когнитивной гибкостью).

Метод. Теоретический обзор исследований за последние десять лет (2010–2020), посвященных изучению взаимосвязи различных показателей физической активности и регуляторных функций у детей дошкольного возраста. 

Результаты. В статье представлен анализ исследований зарубежных авторов, на основании которого выявлены базовые показателиразвития физической активности детей, значимые для развития регуляторных функций (достаточность физической активности; возрастная целесообразность; характер физической активности; форма организации физической активности) и частные показатели (взаимосвязь физической активности и регуляторных функций в различных видах спорта, длительность и интенсивность физической нагрузки, а также наличие программного обеспечения развития физической активности дошкольников).

Выводы. Обзор показал, что большинство авторов подчеркивают значимую роль базовых показателей физической активности и их влияния на регуляторные функции. Аэробные упражнения являются наиболее эффективными в развитии регуляторных функций у детей дошкольного возраста. Частные показатели выделены из исследований развития регуляторных функций в конкретных видах спорта (футбол, каратэ, йога, мини-батут) и нуждаются в проведении дополнительных исследований относительно длительности физической нагрузки, интенсивности физических упражнений.

Authors / Авторы: Твардовская А.А. ; Габдулхаков В.Ф. ; Новик Н.Н. ; Гарифуллина А.М.


Страницы: 1 2 3 4 5 ... 62 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2020 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук