Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Автор(ы):
Основное место работы автора:
Страна:
Рубрикатор:
Тип публикации:
Название журнала или сборника:
Год публикации:
Возрастная категория:
DOI Number:
Язык публикации:
  

Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. Семантика образа пациента и его изменение при обучении навыкам профессионального общения // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 115–125

Dyachenko E.V., Samoylenko N.V. (2020). Patient image semantics and its change in training skills in quasi professional medical activity. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 115–125

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The increase of public satisfaction with the quality of medical care is one of the Russian healthcare issues. A method for increasing public satisfaction lies in modernizing the model of medical care, i.e. a shift from the paternalistic approach to the patient-oriented one in medical counseling. For its successful implementation, the image of the patient in the attending physician is of great importance.

Objective. We hypothesized that targeted doctor training in professional communication skills will cause a qualitatively-quantitative change in the semantic content of the patient’s image. Therefore, the objective is studying changes of the patient’s image in medical students in the course of their participation in quasi-professional activities.

Design. In order to test the hypothesis, we conducted an experimental study that included 250 (78.2% females, 21.8% males) first-year students of the Faculty of Medicine and Prevention, the Ural State Medical University. The average age of the participants is 18.8 years. To eliminate distortions in the responses of the participants, the patient’s image was studied from the perspective of a psychosemantic research approach. An important criterion in choosing an approach and a research method was the desire to identify implicit and in most cases indirect characteristics of the patient’s image. To study the subjective semantic spaces representing a set of subjective systems of meanings in relation to a patient, the method of bipolar and unipolar personality semantic differential was used

Results. The results of factorial and comparative analysis (T-Student) by the methodology “Bipolar and unipolar personality semantic differential” showed that the content of the patient’s image as a semantic space of the world’s image of doctors with targeted training in professional communication skills tends to change when performing educational and professional tasks of clinical practice.

Conclusion. The contents of the semantic category “patient image” is significantly expanding filled with various semantic meanings. Accordingly, various changes in the behaviour of future doctors turn to be possible. The results of the study can serve as the basis for integrating a targeted training of professional communication skills into the medical educational programs, which will increase the quality of doctors’ preparedness for practical activities and help increase public satisfaction with the quality of medical care.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Важным направлением развития системы российского здравоохранения является повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи. Одним из методов решения данной задачи является модернизация модели медицинской помощи – переход с патерналистской на пациент-ориентированный подход в медицинском консультировании. Для его успешного осуществления большое значение имеет формирование у лечащего врача образа пациента.

Цель. Мы предположили, что при целенаправленном обучении будущих врачей навыкам профессионального общения в условиях профессиональной практики у них происходит качественно-количественное изменение семантического содержания образа пациента. Поэтому целью нашего исследования стало экспериментальное изучение динамики образа пациента у студентов медиков в ходе их участия в квазипрофессиональной деятельности.

Описание хода исследования. Для проверки нашей гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали студенты 1-го курса Уральского государственного медицинского университета лечебно-профилактического факультета, всего 250 человек. Средний возраст участников – 18,8 лет, из них 78,2% девушки, 21,8% юноши. Для исключения искажений в ответах участников исследования образ пациента изучался с позиций психосемантического исследовательского подхода. Важным критерием в выборе подхода и метода исследования было стремление выявить имплицитную (т.е. скрытую, не обнаруживаемую при непосредственном наблюдении), в большинстве случаев неосознаваемую, и открыто не декларируемую совокупность характеристик образа пациента.

Для изучения субъективных семантических пространств, представляющих совокупность субъективных систем значений (смыслов) в отношении пациента использовалась методика биполярного и униполярного личностного семантического дифференциала Результаты исследования. Результаты факторного и сравнительного анализа (t-Стьюдента) по методике «Биполярный и униполярный личностный семантический дифференциал» показали, что содержание образа пациента как семантическое пространство образа мира будущих врачей при целенаправленном обучении навыкам профессионального общения имеет тенденцию к изменению при выполнении учебно-профессиональных задач производственной (клинической) практики.

Выводы. Содержание семантического пространства категории «образ пациента» в процессе обучения значительно расширяется, наполняясь различными смысловыми значениями. Соответственно, становятся возможными различные изменения в поведении будущих врачей. Результаты исследования могут служить основанием для интеграции в образовательные программы всех уровней медицинского образования целенаправленного обучения навыкам профессионального общения специалистов здравоохранения. Это приводит к формированию готовности к практической деятельности и способствует повышению удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи.

Authors / Авторы: Dyachenko E.V. / Дьяченко Е.В. ; Samoylenko N.V. / Самойленко Н.В.

Поршуков А.С. Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначае- мых на должность руководителя // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 107–114

Porshukov A.S. (2020). Personality traits of department heads in the internal affairs bodies . National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 107–114

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. In today’s science, the issue of changes in the internal affairs bodies management is one of the most crucial ones. In carrying out their duties the department heads must protect the rights and legitimate interests of citizens in accordance with the law. They are allowed to restrict the rights of citizens if it is required by their professional duties. That is why further development of a scientifically based approach to high department heads in the internal affairs bodies as a trigger for transformation processes should be recognized as absolutely relevant.

Objective. Identifying major personality traits required for high executive posts in the internal affairs body; identifying the most significant personality traits and management style of the department heads in the territorial internal affairs bodies; studying individual psychological determinants of career adaptability of internal affairs bodies department heads.

Design. The empirical research was carried out in the internal affairs agencies of the Krasnoyarsk Krai territorial unit and included three stages: 1. Conducting a survey among employees to identify the most significant personality traits required for high executive posts in the internal affairs body. The sample included 250 respondents with work experience from 3 to 25 years. 2. Conducting a survey aimed at determining the management style. The sample included 44 respondents. 3. Studying individual career adaptability of internal affairs bodies department heads. The following methods were used: “Adaptivity” (multi-factor personality test) method by A.G. Maklakov and S.V. Chermyanin was used to diagnose social adaptation; R. Cattel’s polyfactorial personal questionnaire; G. Eysenck Personality Inventory (EPI) questionnaire; A.Kokoshkarova Questionnaire for neuroticism and tendentious personal deviations (QNTPD); Bass-Darki aggression methods. To determine neuropsychic stability, the “Prognosis” method was used. The sample included 44 respondents.

Results. The level of career adaptability in department heads of the territorial internal affairs agencies of the Krasnoyarsk Krai Territory is directly related to neuropsychic stability, which is due to the presence of significant correlations with the “Prognosis” method (0.8267). There are significant correlations of career adaptability with indicators of neurasthenia (0.4398) and vegetative disorders (0.4121) according to Kokoshkarova method. According to the results of the mathematical-statistical analysis of the relationships of career adaptability with the Cattell method, significant correlations were identified: C (-0.3659) – increase in emotional stability with the development of career adaptability; L (0.2758) – confidence; H (-0,2617) – leader’s courage and psychological readiness for justified risk; M (0,1922) – adaptability to everyday service and practical views protects the manager from losing touch with reality; N (0.1198) – career adaptability develops, straightforward behavior substitutes avoiding excessive scheming or inappropriate flexibility.

Conclusion. The results can be used by practical psychologists when working with department heads of the territorial internal affairs agencies located in the republics of Hakassia, Tyva, Altay, Krasnoyarsk Krai, in the regions of Irkutsk, Kemerov, Tomsk. Further research to determine the impact of management conditions on transformations in the department heads ‘s personality is to be conducted.

Актуальность. Для разработки общих принципов эффективного функционирования органов внутренних дел (ОВД) сегодня не используются в полной мере знания юридической психологии. Эти знания не востребованы в следственной, оперативной, кадровой, экспертной и других видах служебной деятельности. Особенно актуальным является развитие научно-обоснованного подхода к изучению личностных особенностей руководителей подразделений и служб органов внутренних дел.

Цель: определение значимых личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел, назначенных на должность руководителя, выявление наиболее существенных характеристик и основных черт стиля работы руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел, исследование индивидуально- психологических детерминант профессиональной адаптивности руководителей ОВД.

Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось в подразделениях территориальных органов внутренних дел Красноярского края в три этапа. На первом из них проводился опрос, выявляющий значимые характеристики, претендентов на должность руководителя. Выборку составили 250 респондентов со стажем работы от 3 до 25 лет. На следующем этапе было проведено анкетирования руководителей с целью определения основных черт их стиля работы (44 респондента). На заключительном этапе изучались индивидуально-психологические детерминанты профессиональной адаптивности руководителей ОВД. Для этого был подобран диагностический инструментарий и составлена батарея методик. В частности, для диагностики социальной адаптации использовались: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, полифакторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест-опросник Г. Айзенка (EPI) для определения экстра, интроверсии и нейротизма; опросник Кокошкаровой для определения склонности к невротическим расстройствам; методика выявления проявлений агрессии Басса-Дарки; для определения нервно-психической устойчивости использовалась методика «Прогноз».

Результаты. Уровень профессиональной адаптивности руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел Красноярского края непосредственно связан с их нервно-психической устойчивостью. Наблюдаются значимые корреляционные связи профессиональной адаптивности с показателями таких негативных психических состояний, как неврастения (0,4398) и вегетативные расстройства (0,4121) по методике Кокошкаровой. По результатам проведенного математико- статистического анализа связей профессиональной адаптивности с показателями шкал по методике Кеттелла были выявлены значительные корреляции по пяти факторам: С (-0,3659) определяет рост эмоциональной устойчивости по мере развития профессиональной адаптивности, L (0,2758) указывает на развитие доверительности, Н (-0,2617) определяет развитие смелости руководителя и его психологической готовности к оправданному риску, М (0,1922) показывает, что адаптивность к повседневным условиям служебной деятельности обусловливает тенденцию развития практичности взглядов, защищает руководителя от потери связи с реальностью, N (0,1198) доказывает, что по мере развития профессиональной адаптивности, руководитель начинает демонстрировать большую прямолинейность поведения, избегая излишней хитрости или нецелесообразной гибкости.

Выводы. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами при работе с руководителями подразделений территориальных органов внутренних дел. Апробация такой работы проводится в республиках Хакасия, Тыва, Алтайском, Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Томской областях. Планируется исследование влияния условий управленческой деятельности на последующие трансформации личности руководителя.

Authors / Авторы: Porshukov A.S. / Поршуков А.С.

Тарасова А.А., Шойгу Ю.С. Структура профессионально важных качеств специалистов Госу- дарственной инспекции по маломерным судам МЧС России // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 94–106

Tarasova A.А., Shoigu Yu.S. (2020). Significant job skills of the Russian EMERCOM SISSV experts. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 94–106.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The paper is based on specifics of the professional activity of specialists of the State Inspectorate of Small Size Vessels of Russian EMERCOM (SISSV) is a highly demanding job that requires specific individual psychological features to successfully fulfill their duties. Such individual psychological features are important for experts, and also for candidates to the positions in the GIMS used as recruitment criteria.

The Objective. of the study is to identify job skills that determine the professional effectiveness of SISSV experts, to identify the relationship between job skills and career success and to determine psychological indicators strongly associated with success.

Design. An expert survey (N = 40) was conducted to determine psychological indicators that contribute to professional success of SISSV experts. We carried out psychological assessment of acting SISSV experts (N = 275) to determine the presence and the level of necessary skills. Based on expert assessments, the inspectors were assigned to either successful or unsuccessful groups. The resulting polar groups were compared using Mann-Whitney criterion. Correlation analysis (Spearman) was used to access the strength of association between professional success and job skills. We also used factor and regression analyses to model the structure of job skills associated with professional success of acting SISSV specialists and job applicants.

Results. allowed to establish reliable differences between the polar groups on following characteristics (p ≤ 0.05): intelligence, abstract and operative thinking, intellectual liability, attention characteristics (volume, concentration, selection, distribution). They were defined as job skills for SISSV experts. The results of correlation analysis (p = 0.01, p = 0.05) showed that the specialists professional success depended on the presence and level of formation of job skills. We determined the structure of job skills associated with professional success.

Conclusion. The obtained results may be used to optimize the processes of psychological monitoring and psychological selection of the acting specialists of SISSV of Russian EMERCOM and applicant for the position.

Актуальность тематики статьи. Специфика профессиональной деятельности специалистов Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России (далее – ГИМС МЧС России) предъявляет высокие требования к наличию и уровню выраженности индивидуально-психологических характеристик, способствующих успешности выполнения поставленных задач. Такие индивидуально-психологические характеристики не только важны для работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и являются основным критерием при проведении профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.

Цель исследования заключается в выделении профессионально важных качеств, детерминирующих эффективность профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России, выявлении взаимосвязи профессионально важных качеств и успешности выполнения деятельности и определении психологических показателей, отличающихся большей прогностичностью и дифференцирующей способностью по показателю успешности.

Описание хода исследования. Проведен экспертный опрос (n = 40) по выявлению необходимых психологических показателей, способствующих успешности деятельности специалистов ГИМС МЧС России. Проведено психодиагностическое обследование специалистов ГИМС МЧС России (n = 275) на предмет выявления и уровня выраженности необходимых качеств. На основании экспертных оценок выборка разделена на группы успешных и неуспешных, выполнено сравнение полярных групп (критерий Манна-Уитни). С помощью корреляционного анализа (Спирмен) выявлены взаимосвязи успешности деятельности и выделенных профессионально важных качеств. При помощи факторного анализа выявлена структура профессионально важных качеств, способствующих успешности профессиональной деятельности специалистов ГИМС МЧС России и кандидатов на данную должность.

Результаты исследования позволили установить достоверность различий между полярными группами по следующим психологическим показателям (р ≤ 0,05): базовый интеллект, абстрактное и оперативное мышление, интеллектуальная лабильность, свойства внимания (объем, концентрация, избирательность, распределение), кратковременная и долговременная память, уровень субъективного контроля, конформность, способность к эмпатии, социальная активность, определенным как профессионально важные качества специалистов ГИМС МЧС России. Результаты корреляционного анализа (р = 0,01, р = 0,05) показали, что успешность выполнения профессиональной деятельности специалистами ГИМС МЧС России зависит от наличия и уровня сформированности у них профессионально важных качеств. Установлена структура профессионально важных качеств специалистов ГИМС МЧС России, обладающих дифференцирующей способностью по определению успешности выполнения профессиональной деятельности.

Выводы. Полученные данные являются вкладом не только в психологическое сопровождение работающих специалистов ГИМС МЧС России, но и в оптимизацию профессионального психологического отбора кандидатов на эту должность.

Authors / Авторы: Tarasova A.A. / Тарасова А.А.  ; Шойгу Ю. С.

Клочкова О.И., Шабанов Г.А. Сеансовая динамика изменений биоэлектрической активно- сти мозга при интеллектуальной работе за компьютером // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 78–93.

Klochkova O.I., Shabanov G.A. Session dynamics of bioelectrical activity of the brain during intellectual computer work (2020). National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 13(1), 78–93.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Registration and analysis of bioelectric activity of the brain while performing the mental task allows us to obtain objective information about the physiological processes of the brain.

The Objective of the paper is to analyse session dynamics of changes in Theta rhythm(4-8 Hz), Delta rhythm (1-3.99 Hz), as well as slow (0.99-0.1 Hz) biorhythms of the human brain by registering the spectrum of the difference function of bioelectric activity (FBA) in the process of positional computer game.

Design. The efficiency of positional computer game of 65 female subjects in the age range of 18-58 years was analyzed. In 7 players in the course of four sessions of the game, the bioelectric activity of the brain in the range from 8 Hz to 0.13 Hz was studied.

Results. It is shown that the difference function of bioelectric activity at the significance level p=0.05 differs for each hemisphere in the frequency range. The changes in the frequencies of excitation (maxima) and inhibition (minima) of the difference function of bioelectric activity of the brain with an increase in the number of game sessions in each hemisphere in the ranges of theta, Delta and slow rhythms are revealed. A psychophysiological model of the player’s operations is proposed, which is consistent with the obtained data. The Statistica 10.0 package was used for statistical analysis.

Conclusion. In the final sessions of the positional computer game, the activity of the left hemisphere is reduced than the right one. As the strategy of the game has already been tested, the main elements of the game are already in memory, the novelty is almost absent. This is consistent with the transition from a successive (step-bystep) method of information processing to a simultaneous (one-step) analysis of the game position, which is characterized by rapid automatism in decision-making and performance.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Регистрация и анализ биоэлектрической активности мозга испытуемого при выполнении им мыслительной задачи позволяет получить объективную информацию о физиологических процессах мозга.

Цель работы: анализ сеансовой, связанной с течением времени, динамики изменений тета-ритмики (4–8 Гц), дельта-ритмики (1–3,99 Гц), а также медленной (0,99–0,1Гц) биоритмики головного мозга человека путем регистрации спектра разностной функции биоэлектрической активности (фБА) в процессе позиционной компьютерной игры.

Описание хода исследования. Анализировалась эффективность позиционной компьютерной игры 65 испытуемых женского пола в возрастном диапазоне 18–58 лет. У 7 игроков в процессе четырех сеансов игры исследовалась биоэлектрическая активность мозга в диапазоне от 8 Гц до 0,13 Гц. Для статистического анализа использовался пакет Statistica 10.0. Результаты исследования. В последних сеансах позиционной компьютерной игры активность левого полушария меньше, чем правого, т.к. стратегия игры уже опробована, основные элементы игры уже в памяти, новизна практически отсутствует. Это согласуется с переходом от суксессивного (поэтапного) метода обработки информации к симультантному (одномоментному) анализу позиции в игре, который характеризуется быстрым автоматизмом в принятии и исполнении решений.

Выводы. Показано, что разностная функция биоэлектрической активности на уровне значимости р=0,05 различается для каждого полушария в исследуемом диапазоне частот. Выявлены тенденции изменения частот возбуждения (максимумов) и торможения (минимумов) разностной функции биоэлектрической активности мозга с увеличением номера сеанса игры в каждом полушарии в диапазонах тета, дельта и медленных ритмов. Выдвинута психофизиологическая модель операций игрока, согласующаяся с полученными данными.

Authors / Авторы: Klochkova O.I. / Клочкова О.И. ; Shabanov G.A. / Шабанов Г.А.

Медынцев А.А., Сабадош П.А., Коган А.А., Москвина В.Д., Немирова С.А., Каютина Д.В. Роль предвосхищающего внимания в инсайтных и неинсайтных решениях в задаче на решение анаграмм // Наци- ональный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 66–77.

Medyntsev A.A., Sabadosh P.A., Kogan A.A., Moskvina V.D., Nemirova S.A., Kayutina D.V. (2020). The role of anticipatory attention in insight and non-insight solutions in the anagram solution task. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 66–77

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. In modern psychology the study of mechanisms of creative thinking is of great interest. Attention is one of the important factors affecting the operation of intuitive thinking component.

The Objective of the paper is to study the effect of anticipatory attention on the insight and analytical frequency in solving anagrams.

Design. During the experiment, the participants performed two successive tasks. The first task included stimuli identification when the subjects were presented with stimuli — anagrams and pseudowords. The task was to identify the anagram correctly. In the second task (if the stimulus had been the anagram), the participants had to solve the anagram, noting whether the solution was analytical or an insight. The anagram and pseudoword had different letter order. The participants were divided into two groups: the experimental group whose subjects were informed about the difference and were asked to use it for a lexical solution and the control group whose subjects were not informed about the difference.

It was expected that the identification of the anagram in the first task will shape anticipatory attention patterns for the experimental group, which will affect the frequency of insight solutions in the second task. Results. The subjects of the experimental group were found to have a correlation relationship between the speed characteristics of the first and second tasks for analytical solutions. For insight solutions, no such connection was found.

Conclusion. The results demonstrate that insights and analytical solutions are the result of two separate processes of finding solutions that proceed in parallel.

Актуальность. В современной науке большой интерес представляют механизмы творческого мышления. Состояние внимания решателя является одним из важных факторов, влияющих на работу интуитивного компонента мышления.

Цель работы. В работе предпринята попытка изучить влияние предвосхищающего внимания на частоту инсайтных и аналитических решений в задаче на решение анаграмм.

Методика. В ходе исследования испытуемые решали два задания, следовавшие друг за другом. В первом задании (задача идентификации стимула) испытуемым предъявлялись стимулы – анаграммы и псевдослова. Задачей испытуемого было верно опознать анаграмму. Во втором задании (если стимулом являлась анаграмма), испытуемый должен был решить анаграмму, отметив при этом было ли решение инсайтным или аналитическим. Анаграмма и псевдослово имели различия в буквенном составе. Испытуемые были разделены на две группы: основную – группу, испытуемым которой о различии между стимулами сообщалось и предлагалось использовать различия для выполнения задачи на лексическое решение и контрольную – группу, испытуемым которой о различии не сообщалось. Ожидалось, что опознание анаграммы в первом задании сформирует у испытуемых основной группы предвосхищающее внимание перед вторым заданием, что скажется на частоте инсайтных решений во втором задании.

Результаты исследования. В ходе исследования для аналитических решений у испытуемых основной группы была обнаружена корреляционная связь между скоростными характеристиками первого и второго заданий. Для инсайтных решений такой связи обнаружено не было.

Выводы. Результаты демонстрируют, что инсайтные и аналитические решения являются результатом двух отдельных процессов, в процессе поиска решения протекающих параллельно.

Authors / Авторы: Medyntsev A.A. / Медынцев А.А. ; Sabadosh P.A. / Сабадош П. А.  ; Kogan A.A. / Коган А.А. ; Moskvina V.D. / Москвина В.Д. ; Nemirova S.A. / Немирова С.А. ; Kayutina D.V. / Каютина Д.В.

Дренёва А.А. Категориальный поиск трехмерных фигур испытуемыми с разным уровнем ма- тематической экспертизы // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 57–65.

Dreneva A.A. (2020). Categorical search for three-dimensional shapes in participants with different level of mathematical expertise. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 57–65.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The paper considers the issue of categorical search for three-dimensional geometric shapes. The results of the previous studies on the real-world objects showed that pre-attentive extrafoveal analysis provides an effective identification of the target, reflecting in the right direction of the first saccade compared with the random search.

Objective. In this study, we investigated the efficacy of extrafoveal analysis during categorical search for pyramids in two groups of participants: mathematicians and psychologists.

Design. 15 mathematicians and 17 psychologists aged 18-25 participated in the study. Each participant performed 144 trialssearching for the target pyramid among the distractor pyramids. In the series 2and 9, any eye movements were prohibited to study covert attention.

Results. The findings of the experiment failed to reveal any differences in the use of extrafoveal analysis and accuracy in both groups. We observed dramatic individual differences, revealed in various degrees of extrafoveal analysis in the search process and in changing the strategy of the task solving. Special series which prohibited eye movements, demonstrated a significant role of covert attention in the categorical search, as well as the possibility and effectiveness of extrafoveal analysis even though while free instruction it could not be used by all participants and all cases.

Conclusion. During categorical search both foveal and extrafoveal processing of stimuli, as well as pre-attentive analysis and covert attention, were simultaneously involved. The dynamics of their interaction was determined by low-level perceptual processes, individual characteristics of the subjects, the task specificity and the instruction.

Актуальность. В статье изучается задача категориального поиска на материале трехмерных геометрических фигур – пирамид. Результаты предыдущих исследований на материале объектов реального мира и двумерных и трехмерных фигур показали, что преаттентивный экстрафовеальный анализ обеспечивает достаточно эффективную идентификацию целевого объекта, что выражается в верном направлении первой саккады и небольшом количестве посещенных зон с дистракторами, по сравнению со случайным поиском.

Цель. В данном исследовании мы изучали эффективность экстрафовеального анализа при категориальном поиске сложных трехмерных фигур испытуемыми двух групп: математиков и психологов. Выбор такого типа стимулов обусловлен возможностью более точно варьировать сложность стимулов и определять влияние концептуальной сложности объектов на эффективность экстрафовеального анализа, то есть анализа, осуществляемого вне зоны фовеа.

Описание хода исследования. В исследовании приняло участие 15 математиков и 17 психологов в возрасте от 18 до 25 лет. Каждый участник выполнил 144 задания, разбитые на 9 серий, в которых необходимо было найти целевую пирамиду среди пирамид-дистракторов. Во 2-й и 9-й сериях инструкцией вводился запрет на движения глаз с целью изучения процессов скрытого внимания в процессе категориального поиска. Результаты. Результаты эксперимента выявили отсутствие различий в использовании данных экстрафовеального анализа и примерно равную точность ответов членов обеих групп. Важным результатом стало обнаружение межиндивидуальных различий, которые проявились как в разной степени применения экстрафовеального анализа в процессе поиска, так и в изменении стратегии решения задачи. Специальные пробы с запретом на движения глаз выявили значимую роль скрытого внимания в категориальном поиске, а также принципиальную возможность и эффективность экстрафовеального анализа, который при свободной инструкции применялся не всеми испытуемыми и не во всех пробах.

Выводы. При решении задачи категориального поиска были одновременно задействованы процессы как фовеальной, так и экстрафовеальной обработки стимулов, а также преаттентивного анализа и скрытого внимания. Динамика взаимодействия этих процессов определялась низкоуровневыми перцептивными процессами, индивидуальными особенностями субъектов, спецификой задачи и инструкции.

Authors / Авторы: Dreneva A.A. / Дренёва А.А.

Худоян С.С. К проблеме предмета и структуры психологии развития // Национальный психо- логический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 50–56

Khudoyan S.S. (2020). On the subject matter and structure of developmental psychology. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 50–56.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The subject matter of developmental psychology has almost never been subject to critical analysis, but it is obvious there are problems in this field. In particular, it is hard to shape the major issue of analysis in developmental psychology: personality development, psyche, age characteristics, or all of the above mentioned issues. For the further research of developmental psychology as a science, it is very important to identify the main fundamentally different areas and subject matter of research that are somehow studied, however spasmodically, often within other branches of psychology or even in other sciences.

The Objective of this paper is to clarify the subject matter of developmental psychology as a science, to verify that developmental psychology dwells on several fundamentally different areas and subject matters of research, in accordance with which it is necessary to shape the research of this science.

Design. The paper identifies fundamentally different areas of developmental psychology considered as separate subject matters of research. It is recognized that the structure of modern developmental psychology does not correspond to the subject matter of research. As a result, some areas of personality development are not identified as separate subdisciplines or sections of developmental psychology (e.g. variational personality development, development of personality substructures) lack research and are not presented in textbooks developmental psychology.

Conclusion. Developmental psychology can identify the following types of research subject matters: normative and variational human development, the development of psychological substructures of personality and psychological characteristics of age groups. It is necessary to restructure the developmental psychology based on the subjects of research highlighting the following subdisciplines: regular mental development, variable personality development, mental development (development of psychological substructures of personality), age-based studies (age groups psychology).

Актуальность. Предмет психологии развития почти никогда не подвергался критическому анализу, однако очевидно, что проблемы в данной сфере существуют. В частности, не вполне понятно, что изучается в психологии развития – развитие личности, психики, характеристики возрастов или все выше перечисленное? Для дальнейшего развития психологии развития как научной дисциплины очень важно определить ее основные области или предметы исследования, которые так или иначе изучаются, однако хаотично, часто в рамках других отраслей психологии или даже других наук.

Цель статьи: уточнить предмет психологии развития как дисциплины. Обосновать, что психология развития имеет не одну, а несколько принципиально разных сфер и предметов исследования, в соответствии с которыми необходимо перестраивать эту дисциплину.

Описание хода исследования. В статье выделяются принципиально разные области психологии развития, которые рассматриваются в качестве отдельных предметов исследования. Обосновывается, что структура современной психологии развития не соответствует предметам исследования, в результате чего некоторые сферы развития личности не выделены в качестве отдельных субдисциплин или разделов психологии развития (например, незакономерное развитие личности, развитие подструктур личности), сравнительно мало изучены и не представлены в учебниках по этой дисциплине.

Выводы. Психология развития имеет следующие предметы исследования: закономерное и незакономерное психическое развитие человека, развитие психических подструктур личности и психологические особенности разных возрастных групп. Необходимо переструктурировать психологию развития, взяв за основу имеющиеся на сегодня предметы ее исследования. При этом выделятся следующие субдисциплины: закономерное психическое развитие человека, вариативное развитие личности, психическое развитие (развитие психических подструктур личности), возрастная психология (психология возрастных групп).

Authors / Авторы: Khudoyan S.S. / Худоян С.С.

Золотарева А.А. Диагностика предрасположенности к скуке: адаптация русскоязычной версии BPS-SR // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 40–49

Zolotareva A.A. (2020). Measurement of boredom proneness: Russian adaptation of the BPS-SR. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 40–49.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The BPS-SR (Boredom Proneness Scale-Short Form) is a brief and most efficacious version of the famous Boredom Proneness Scale developed by R. Farmer and N. Sundberg (Struk, 2017).

Objective. This study is aimed to adapt the Russian BPS-SR version.

Design. Psychometric indicators of the Russian BPS-SR version have been assessed on the sample of males (N=151) serving sentences in prison.

Findings. The factor structure of the BPS-SR, estimated using exploratory and confirmatory factor analyses, has demonstrated the scale homogeneity and thus confirmed the original BPS-SR authors’ hypothesis suggesting the advantage of the scale comprising only direct test items. The BPS-SR reliability (α-Cronbach=0.86) and validity indicators also have confirmed the psychometric adequacy of the Russian scale adaptation. The boredom proneness has proven to be positively associated with apathy, hopelessness, loneliness and male depressive syndrome, which allows considering it a possible factor in psychological maladjustment as an adult. The social and demographic characteristics evaluation performed using the one-way analysis of variance ANOVA has showed that age, marital status, having or not having children, offense type and sentence term do not significantly contribute to the boredom proneness, while the BPS-SR indicators depend directly on the respondents’ education. The respondents having obtained the higher and specialized secondary education have proven to be less prone to boredom than respondents having the basic secondary or full secondary education.

Conclusion. The conclusion infers that the adapted BPS-SR can actually be considered a psychometrically reasonable means to diagnose boredom proneness in Russianspeaking respondents.

Актуальность. Методика BPS-SR (Boredom Proneness Scale-Short Form) является краткой и наиболее удачной версией знаменитой шкалы предрасположенности к скуке Р. Фармера и Н. Сандберга (Struk et al., 2017).

Цель. Целью настоящего исследования стала адаптация русскоязычной версии BPS-SR. Описание хода исследования. Психометрические показатели русскоязычной версии BPS-SR были проанализированы на выборке мужчин (N=151), отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Результаты исследования. Факторная структура BPS-SR, оцененная с помощью эксплораторного и конфиматорного факторного анализа, указала на гомогенность шкалы и тем самым подтвердила гипотезу авторов оригинальной версии BPS-SR о преимуществе исключительно прямых тестовых пунктов в составе шкалы. Показатели надежности (α-Кронбаха=0,86) и валидности BPS-SR также подтвердили психометрическую адекватность русскоязычной версии шкалы. Предрасположенность к скуке оказалась позитивно связанной с апатией, переживанием безнадежности, переживанием одиночества и мужским депрессивным синдромом, что позволяет рассматривать ее в качестве потенциального фактора психологической дезадаптации во взрослом возрасте. Анализ социально-демографических характеристик, проведенный с помощью однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, показал, что возраст, семейное положение, наличие детей, вид правонарушения и срок отбывания наказания не оказывают значимого влияния на предрасположенность к скуке, тогда как показатели BPS-SR напрямую зависят от уровня образования респондентов. Респонденты, имеющие высшее и среднее специальное образование, оказались менее предрасположенными к скуке, чем респонденты с неполным средним или средним общим образованием.

Выводы. В заключении делается вывод о том, что адаптированная версия BPS-SR может считаться психометрически обоснованным средством диагностики предрасположенности к скуке у русскоязычных респондентов.

Authors / Авторы: Zolotareva A.A. / Золотарева А.А.

Величковский Б.Б. Инженерно-психологические проблемы проектирования интрефейсов управления беспилотными летательными аппаратами // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 31–39.

Velichkovskiy B.B. (2020). Engineering-psychological problems of unmanned aerial vehicles interface design. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 31–39

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Unmanned aerial vehicles (UAVs) are nowadays widely used in various domains. Their use is connected with a broad range of psychological problems, in particular, within engineering psychology.

Objective. In this paper, typical engineering-psychological problems of interface design for UAVs are considered.

Design. Literature survey on topic related to UAV control. Results. Problems of managing sensory isolation, negative effects of automation failures, connection losses and monotony, as well as problems of supporting the work of UAVs operator teams were identified and solutions proposed. We also study methodological and methodical questions within the domain of interface design for controlling UAVs.

Conclusions. Designing interfaces for UAVs is a complex psychological task. There are perspectives of use for virtual reality, AI, predictive displays, and adaptive automation. There is need for general recommendations concerning UAVs interface development.

Актуальность. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) широко используются сегодня в различных областях деятельности. Их применение сталкивается со значительными проблемами в области эргономики и человеческого фактора.

Цель: изучение типичных инженерно-психологических проблем проектирования систем управления БПЛА. Этапы исследования. Обзор литературы по проблемам инженерно-психологического проектирования интерфейсов БПЛА.

Результаты. Рассматриваются вопросы преодоления сенсорной изоляции оператора, негативных эффектов ошибок автоматизации, потери связи с БПЛА и монотонии, а также проблемы разработки интерфейсов для поддержки деятельности команд операторов. Также рассматриваются вопросы методологии и методов инженерно-психологического проектирования интерфейсов систем управления БПЛА.

Выводы. Проектирование интерфейсов систем управления БПЛА представляет собой сложную инженерно-психологическую задачу. При разработке интерфейсов систем управления БПЛА перспективным является применение систем виртуальной реальности, искусственного интеллекта и прогностических дисплеев. Актуальной задачей является разработка обобщенных инженерно-психологических рекомендаций по созданию интерфейсов БПЛА.

Authors / Авторы: Величковский Б. Б.

Леонов С.В., Поликанова И.С., Булаева Н.И., Клименко В.А. Особенности использования виртуальной реальности в спортивной практике. – 2020. – № 1(37). – С. 18–30

Leonov S.V., Polikanova I.S., Bulaeva N.I., Klimenko V.A. (2020). Using virtual reality in sports practice. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 18–30.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The popularity of using virtual reality in various areas of life is growing steadily every year. The use of virtual reality in sports, including sports of the highest achievements, has both advantages and disadvantages that will be considered in this paper.

The Objective is to study main aspects of using virtual reality in sports, including the historical aspect of the method, the main current areas of using the method, the existing advantages and limitations of the method for using in sports practice, including sports of the highest achievements.

Results and conclusions of the study. It is shown using virtual reality technologies in sports has a whole range of advantages, including removing restrictions imposed by real sports: preventing sport injury; creating environmental conditions (weather, humidity, rivalry, etc.), lack of dependence on sport equipment, weather or location, and the ability to engage in hard-to-reach and expensive sports accordingly. However, there are a number of problems that make it difficult to use virtual reality in sports, in particular, using sport equipment and assessing skill transfer.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Использование виртуальной реальности в разных сферах жизни неуклонно растет с каждым годом. Спорт не является исключением. Применение возможностей виртуальной реальности в спорте, в том числе спорте высших достижений, имеет свои преимущества, но, вместе с тем, и свои недостатки, которые будут рассмотрены в настоящей работе.

Цель данной работы: отразить все основные аспекты использования технологии виртуальной реальности в спорте, включая историю внедрения данного метода, основные актуальные направления его применения, существующие преимущества и ограничения работы с ним в спортивной практике, в том числе – спорте высших достижений.

Результаты и выводы. Показано, что использование технологий виртуальной реальности в спорте обладает целым комплексом преимуществ. Они обусловлены, в частности, снятием ряда ограничений, накладываемых реальными спортивными условиями. Эти технологии позволяют предотвращать травмирование атлетов, допускают создание любых средовых условий (погода, влажность), моделируют различные уровни подготовки соперников и многое другое. Использование возможностей виртуальной реальности позволяет спортсменам не зависеть от экипировки, погоды или места проведения соревнований, поэтому предоставляют возможность заниматься труднодоступными и дорогими видами спорта. Однако существует и целых ряд особенностей, затрудняющих использование виртуальной реальности в спорте. К ним можно отнести проблемы, связанные с технологиями и оборудованием, проблемы оценки переноса навыков.

Authors / Авторы: Leonov, Sergei V. / Леонов С.В. ; Polikanova, Irina S. / Поликанова И.С.  ; Bulaeva N.I. / Булаева Н.И. ; Klimenko V.A. / Клименко В.А.

Брызгалин Е.А. Межкультурный анализ ценностных ориентаций авторов Википедии // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 3–17.

Bryzgalin E.A. (2020). Intercultural analysis of value orientations of Wikipedia authors. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 3–17

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. A wide circle of multidisciplinary researchers share interest in motivation factors of Wikipedians, i.e. virtual volunteers, members of the online world’s largest online encyclopedia «Wikipedia», who consolidate personal resources to manage comprehensive aggregation of free knowledge. Nevertheless, the question of the driving forces of this prosocial behaviour is still open.

Objective. It is assumed that for a full understanding of the determined online activities of Wikipedians we need to analyze the value orientations to which they give personal preference. In accordance with this, the following goal was set: to identify the shared values of the experienced transnational core of Wikipedia authors.

Design. Based on the semantic units derived from previous cycles of disparate academic studies of Wikipedia’s practical development, we conducted a content analysis of a transnational survey. The recipients were 65 authors of multilingual Wikipedia segments (83% males and 17% females) with average experience of 9.9 years compilation of encyclopedic articles.

Results. The constitutive system of invariant internal and external value orientations characteristic of Wikipedians is disclosed. It is found that in the most cases Wikipedians find a number of personal significant reasons for participating in the Wikipedia, the reasons resonating with their inner essence.

Conclusion. The internal value orientations of Wikipedians include: self-development (self-improvement, self-assertion, self-realization); reciprocal (mutual) altruism; a tendency to high quality and systematization of knowledge; a pleasure of creation; autonomy; recreation (hobby, entertainment); meaningfulness; preservation of personal heritage. The external value orientations include: preservation and development of the cultural heritage / language segment; promotion and popularization of Wikipedia (its ideology and principles); low transaction costs and convenience (attractiveness) of the system; affiliation; social identity; improvement peace («Weltverbesserungs Antrieb»); building bridges between cultures and languages. It is summarized that a detailed study of the identified value orientations and also other psychological characteristics of Wikipedia volunteers can significantly expand theoretical concepts of functioning and the applied value for the organization of volunteer practices to disseminate knowledge as the highest value of humanity.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Мотивационные факторы виртуального волонтерства участников онлайн-сообщества крупнейшей в мире интернет-энциклопедии «Википедия» (википедистов) консолидируют их личностные ресурсы для агрегации свободных знаний и активизируют научный интерес широкого круга междисциплинарных исследователей. Однако вопрос о движущих силах данного просоциального поведения до сих пор остается открытым.

Цель. Предполагается, что для полноценного понимания детерминации онлайн-деятельности википедистов необходимо проанализировать те ценностные ориентации, которым они отдают персональное предпочтение. Поэтому целью исследования стало выявление универсальных ценностных ориентаций опытного межнационального ядра авторов Википедии.

Описание хода исследования. На основании смысловых единиц, выведенных из предшествующего цикла разрозненных академических исследований практического опыта разработки Википедии, проводился контент-анализ транснационального письменного опроса 65 авторов полиязыковых википедических сегментов (83% мужчин и 17% женщин) со среднем стажем составления энциклопедических вики-статей 9,9 лет.

Результаты исследования. Раскрыта свойственная авторам Википедии конститутивная система инвариантных ценностных ориентаций интернальной и экстернальной направленностей. Обнаружено, что в большинстве случаев википедисты находят целый ряд личностно значимых причин для участия в формировании Википедии, резонирующих с их внутренней сущностью.

Выводы. К группе интернальных ценностных ориентаций википедистов относятся: саморазвитие (самосовершенствование, самоутверждение, самореализация), реципрокный (взаимный) альтруизм, тенденция к высокому качеству и систематизации знаний, удовольствие от созидания, автономия, рекреация (хобби, развлечение), смыслонаполнение, сохранение личного наследия. Группа экстернальных ценностных ориентаций включает: сохранение и развитие культурного наследия/языкового сегмента, продвижение и популяризация Википедии (ее идеологии и принципов), низкие трансакционные издержки и удобство (привлекательность) системы, аффилиация, социальная идентичность, улучшение мира («weltverbesserungs antrieb»), наведение мостов между культурами и языками. Детальное изучение выявленных ценностных ориентаций и иных психологических особенностей волонтеров Википедии может существенно расширить теоретические представления о функционировании этого сообщества и иметь прикладное значение для организации добровольческих практик по распространению знаний.

Authors / Авторы: Bryzgalin E.A. / Брызгалин Е.А.

Айламазьян А.М. Практика музыкального движения как метод самопознания и развития творческой личности // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 114–127

Ailamazyan A.M. (2019 Musical-movement practice as a method of self-knowledge and education a creative personality. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 12(4), 114–127

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The paper is dedicated to the psychological description of the musical movement method as a particular practice of esthetic education. The practice of the musical movement (MM) was originally created as an artistic one and only gradually began to acquire the features of the pedagogical system. Over time, works appeared where attempts were made to psychological understanding of the processes taking place in the bosom of this practice: changes, transformations of music perception under the influence of movement, expressive movement, etc. However, a more complete reflection of the psychological content of the MM method was not accomplished.

The Objective of the research is to provide a psychological description of the musical movement method as a specific practice of aesthetic education and to explain the notion of MM as a psychotechnical method.

Background. The paper shows that the subject matter of the MM method is not so much the movement as such, its performing part, but the internal, psychological aspect of experiencing and meaning production. Achieving the unity of internal and external, experience and movement, motivation and action, meaning and gesture are the basis of the main goals of musical movement. Musical-motor exercises are considered to be the main tool of the method with which you can learn the movement and comprehend the images of musical-motor forms. It is shown how the musical-motor form accumulates the experience of experiencing music and reflects different semantic levels of musical content: from onomatopoeia and rhythmic imitation, modeling of emotional intonation to the existential layer of music.

Results. The goal of the artwork in mastering the MM method coincides with the pedagogical task: to achieve openness of the personality, its deep, genuine involvement in dialogue with music through movement and gesture. The task set in the musical movement is to give a motor response to sounding music, which affects the motivational-value sphere of the human individual. Classes in the music movement are unique situations that simulate the processes of creativity and are aimed at developing the capacity for creative realization.

Conclusion. The musical-motor exercise is a unique tool that allows one to learn the movement and comprehend the images of musical-motor forms. The musical-motor exercise accumulates the experience of experiencing music. Due to the perception of music in its full shape and form and penetration into the existential world of music, human feelings begin to achieve the sublime multidimensional level in everyday life.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Практика музыкального движения (МД) создавалась изначально как художественная и лишь постепенно стала приобретать черты педагогической системы. Со временем появились работы, в которых делались попытки психологического осмысления процессов, происходящих в лоне этой практики: изменения, трансформации восприятия музыки под влиянием движения, формирование выразительного движения и др. Однако более полной рефлексии психологического содержания метода МД проделано не было.

Цель статьи: Представить психологическое описание метода музыкального движения как конкретной практики эстетического воспитания и дать представление о МД как о как о психотехническом методе.

Описание хода исследования. В работе показано, что предметом организации метода МД является не столько движение как таковое, его исполнительская часть, а внутренний, психологический аспект переживания и смыслопорождения. Достижение единства внутреннего и внешнего, переживания и движения, побуждения и действия, смысла и жеста лежит в основе главных целей практики музыкального движения. Музыкально-двигательные упражнения рассматриваются как основной инструмент метода, с помощью которого можно обучаться движению и постигать образы музыкально-двигательных форм. Продемонстрировано, как музыкально-двигательная форма аккумулирует опыт переживания музыки и отражает разные смысловые уровни музыкального содержания: начиная со звукоподражания и ритмической имитации, моделирования эмоциональной интонации и заканчивая бытийным слоем музыки.

Результаты исследования. Цель художественной работы при овладении методом МД совпадает с педагогической задачей: добиться открытости личности, ее глубинной, подлинной включенности в диалог с музыкой посредством движения и жеста. Задача, поставленная в музыкальном движении, – дать двигательный ответ на звучащую музыку, затрагивает мотивационно-ценностную сферу личности. Занятия музыкальным движением представляют собой уникальные ситуации, моделирующие процессы творчества и направленные на становление способности к творческой реализации.

Выводы. Музыкально-двигательное упражнение представляет собой уникальный инструмент, с помощью которого можно обучаться движению и постигать образы музыкально-двигательных форм. Но, прежде всего, в нем аккумулируется опыт переживания музыки. Благодаря восприятию музыкальной формы во всей ее полноте и проникновению в бытийный мир музыки, чувства человека начинают приобретать несвойственную им в обыденной жизни многомерность и особую возвышенность.

Authors / Авторы: Aylamazyan A.M. / Айламазьян А.М.

Горина И.С., Горячева Т.Г., Ковтонюк С.В. Нарушения высших психических функций у подростков после черепно-мозговой травмы легкой степени тяжести // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). 102–113. С

Gorina I.S., Goryacheva T.G., Kovtoniuk S.V. (2019 Disturbances of higher mental functions in adolescents after mild traumatic brain injury. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 12(4), 102–113.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The influence of mild traumatic brain injury (MTBI) on mental functions is not given a proper account in modern neurology and neuropsychology. The data published provide information on the state of higher mental functions (HMF) and on disturbances of the psychological well-being of children and adolescents after MTBI. The analysis of research materials in this area provides data on disorders associated with both local and cerebral symptoms, which form a diverse picture of cognitive and behavioural disorders.

The Objective is to study HMF in adolescents of 10-14 years old after TBI of mild severity as part of the methodology of neuropsychological syndrome analysis (Luria, 1973). Design. The study is based on the original set of techniques designed by A.R. Luria. We focused on assessing the status of various HMF components (motor areas, gnostic areas of memory and intelligence). We also studied the mental activity in its regulatory and dynamic aspects. The population included 31 patients with MTBI and 20 healthy subjects.

Results. The analysis of the results showed that violations of HMF in the acute period were represented by three types of syndromes. The leading place in each syndrome is occupied by deficiency symptoms of non-specific brain structures.

Conclusion. The information obtained enriches the knowledge of neuropsychology about the patterns of development of brain systems and related mental functions in adolescence, and also allows one to choose more suitable options for rehabilitation effects aimed at improving the adaptation of patients, enhancing their quality of life, and preventing negative consequences of MTBI.

Актуальность. Влияние последствий легкой черепно-мозговой травмы (ЛЧМТ) на состояние психических функций является малоизученной темой в современной неврологии и нейропсихологии. Вместе с тем, в числе опубликованных данных приводятся сведения о состоянии высших психических функций (ВПФ) и о нарушениях психологического благополучия детей и подростков после ЛЧМТ. Анализ материалов исследований в этой области предоставляет данные о нарушениях, связанных с наличием как локальных, так и общемозговых симптомов, формирующих разнообразную картину когнитивных и поведенческих нарушений.

Цель: изучение ВПФ у подростков в возрасте 10–14 лет после ЛЧМТ в рамках методологии нейропсихологического синдромного анализа (Лурия, 1973).

Описание хода исследования. В исследовании был использован оригинальный комплекс методик, разработанный А.Р. Лурия, направленный на оценку состояния различных компонентов ВПФ (двигательной сферы, гностической сферы, памяти и интеллекта). Исследовался также характер протекания психической деятельности в ее регуляторном и динамическом аспектах.

Экспериментальная группа включала 31 подростка с диагнозом «закрытая ЧМТ легкой степени тяжести, сотрясение головного мозга» в возрасте 10–14 лет. Контрольную группу составили 20 здоровых подростков, сопоставимых с больными по полу и возрасту, без патологии ЦНС1. Результаты исследования. Анализ полученных результатов показал, что нарушения ВПФ у подростков после ЛЧМТ в остром периоде были представлены тремя типами синдромов, ведущее место среди которых занимали симптомы дефицитарности неспецифических структур мозга, преимущественно нижних отделов ствола.

Выводы. Полученные сведения обогащают знания нейропсихологии о закономерностях развития мозговых систем и связанных с ними психических функций в подростковом возрасте, а также позволяют выбирать более подходящие варианты реабилитационных воздействий, направленных на улучшение адаптации больных, повышение качества их жизни, предотвращение негативных последствий ЧМТ.

Authors / Авторы: Gorina I.S. / Горина И.С. ; Goryacheva T.G. / Горячева Т.Г. ; Kovtoniuk S.V. / Ковтонюк С.В.

Великанов А.А., Столярова А.А., Протасов Е.А., Зеленская И.А., Лубинская Е.И., Терехина А.А. Исследование психологических особенностей мужчин и женщин с ишемической болезнью сердца перед операцией коронарного шунтирования / Национальный психологический журнал. – 2019. – № 4(36). – С. 92–101

Velikanov A.A., Stoljarova A.A., Protasov E.A., Zelenskaya I.A., Lubinskaya E.I., Terekhina A.A. (2019). Clinical and psychological regulators of Machiavellianism in normal subjects and in patients with schizophrenia spectrum disorders. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 12(4), 92–101

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Coronary heart disease (CHD) is a leading cause of disabilities and death. CHD is known to be a multifactorial disease and in the process of complex research, it is important to take into account the role of psychological factors. The presence of gender specificities in the formation and course of cardiovascular diseases determines the need to study the psychological characteristics of men and women with CHD in order to plan and develop prevention and rehabilitation programs.

Objective. The present research is aimed at studying the psychological features in men and women with CHD before coronary artery bypass grafting (CABG) at the stage of preoperative care: 1) the study of asthenic condition in patients with CHD (men and women) during inpatient treatment before CABG; 2) the study of the severity and structure of anxiety in patients with CHD (men and women) before CABG; 3) the study of psychopathological symptoms including depressive manifestations in patients (men and women) before CABG; 4) the study of personality peculiarities in patients with CHD before CABG.

Design. In the course of the present study 60 patients with CHD before CABG were surveyed with a gender distribution of 30 women and 30 men. The study was carried out on the basis of Almazov National Medical Research Centre of the Ministry of Health of the Russian Federation (St. Petersburg, Russia). The average age of patients was 60.9 ± 7.6. The study included the clinical interview and the following methods of psychological testing were used: Asthenic State Scale, Integrative Test of Anxiety (ITT), Symptom Check List-90-Revised, and The Big Five Personality Test.

Results. In women with CHD before CABG, the higher level of asthenia and anxiety (both state and trait) was found as compared with men. Also in women in comparison with male patients higher rates of such manifestations in the structure of their psychological features as “somatization”, “interpersonal sensitivity”, “depression”, “phobic anxiety” were noted. According to the results of the study of personality peculiarities, it was found that among men with CHD the indicator of emotional stability is higher than in women.

Conclusion. It is necessary to take into account the possible variants of a sensitive emotional response which may be more common in women at the stage of impatient treatment before CABG (including such manifestations as anxiety, low mood, emotional sensitivity, asthenia). In accordance with this, during psychocorrectional work, it is important to apply techniques aimed at working with those emotional-negative experiences that may worsen noticeably in connection with the upcoming surgical intervention.

Актуальность тематики статьи. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) является распространенным заболеванием, с которым связан высокий уровень смертности и инвалидизации. Известно, что ИБС – многофакторное заболевание, поэтому в процессе комплексных исследований важно учитывать роль психологических факторов. Наличие гендерной специфики формирования и течения сердечно-сосудистых заболеваний определяет необходимость изучения психологических особенностей мужчин и женщин, больных ИБС, для планирования и разработки профилактических и реабилитационных программ.

Цель работы. Изучение психологических особенностей мужчин и женщин больных ИБС перед операцией коронарного шунтирования (КШ), в период стационарного лечения. В связи с этим, перед исследованием стояли следующие задачи: исследование астенических состояний у больных ИБС (мужчин и женщин) в период лечения в стационаре, перед операцией КШ, изучение степени выраженности и структуры тревожности у пациентов с ИБС (мужчин и женщин) перед операцией КШ, находящихся на стационарном лечении, изучение психопатологической симптоматики, включая депрессивные проявления у пациентов (мужчин и женщин) перед операцией КШ, исследование личностных особенностей у больных ИБС, находящихся на стационарном лечении перед операцией КШ.

Описание хода исследования. Всего были обследованы 60 пациентов с диагнозом ИБС, готовящихся к операции КШ. Исследование проводилось на базе ФГБУ НМИЦ имени В.А. Алмазова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Санкт-Петербург). Были сформированы равные по количеству группы мужчин и женщин (по 30 пациентов в каждой). Средний возраст пациентов составил 60,9 ± 7,6 (у женщин 63,65 ± 6,63 и у мужчин 58,2 ± 7,68). В ходе исследования использовался клинико-психологический метод (наблюдение, беседа) и экспериментально-психологический метод с применением следующих методик: «Шкала астенического состояния», «Интегративный тест тревожности (ИТТ)», «Симптоматический опросник выраженности психопатологической симптоматики SCL-90-R (Symptom Check List-90-Revised)», тест-опросник «Большая пятерка (Big Five Personality Test)».

Результаты исследования. У женщин, больных ИБС, перед операцией КШ, по сравнению с пациентами мужского пола, выявлен более высокий уровень астении и тревожности (как личностной, так и ситуативной). Также у женщин, по сравнению с мужчинами, отмечены более высокие показатели таких проявлений в структуре психопатологических проявлений, как «соматизация», «межличностная сенситивность», «депрессия», «фобическая тревожность». По результатам исследования личностных характеристик установлено, что у обследованных мужчин с ИБС показатель эмоциональной стабильности является более высоким, чем у женщин. Выводы. Следует принимать во внимание возможные варианты сенситивного эмоционального реагирования, которые могут быть в большей степени свойственны женщинам в период ожидания операции КШ (включая такие проявления, как тревожность, снижение фона настроения, эмоциональная чувствительность, астения). В соответствие с этим, при психокоррекционной работе важно применять технологии, направленные на работу с теми эмоционально-негативными переживаниями, которые могут усиливаться в связи с предстоящим хирургическим вмешательством.

Authors / Авторы: Velikanov A.A. / Великанов А.А. ; Stoljarova A.A. / Столярова А.А. ; Protasov E.A. / Протасов Е.А. ; Zelenskaya I.A. / Зеленская И.А. ; Lubinskaya E.I. / Лубинская Е.И. ; Terekhina A.A. / Терехина А.А.


Страницы: 1 2 3 4 5 ... 55 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2020 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук