Articles / Статьи

Reshetova Z.A. (2013) On the mechanism of learning and development. National Psychological Journal. 1, 25-32. / Решетова З.А. К вопросу о механизмах усвоения и развития. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1(9). – С. 25-32.

http://npsyj.ru/pdf/npj_no9_2013/npj_no9_2013_25-32.Pdf

En

Reshetova Z.A. (2013) On the mechanism of learning and development. National Psychological Journal. 1, 25-32.

Ru

Решетова З.А. К вопросу о механизмах усвоения и развития. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 1(9). – С. 25-32.

Keywords / Ключевые слова

paradigm / парадигма ; development / развитие  ; evolution of the human psyche / эволюции психики ; activity approach / деятельностный подход ; cultural historical activity theory / культурно-историческая теория деятельности ; A.N. Leontiev / А.Н. Леонтьев

Abstract

In his report, the author examines the science of psychology with an unusual perspective – as the science of variability, which generates variable concepts. He puts emphasis on the first underestimated works carried out on a par with the problems highlighted by Bernstein Severtsev, Leontiev, Rubinstein, Blonsky, Vernadsky, Bergson, Berg and others. The article highlights the main challenges of the historical and evolutionary approach of social constructivism: a selection considering the class of purposeful activity as a universal form of life existence, the allocation of the communicative discourse categories of activity, which is interpreted as the basis for the existence of biological, social and psychological systems. The concept of activity as a process of generating diversity at various levels of the system is disclosed. The works of such scholars as Gurevich, Batkin, Gergen, etc. that help to see how the evolutionary significance of diversity are mentioned. The higher one rises through evolution, the more divergent model programs of his/her behaviour are, and there appears a set of variable programs. The author shows that through the activity approach many phenomenological issues of culture are perceived, the development of cultural activity paradigm leads to the fact that psychology goes beyond the scope of a separate science, and serves as a unique paradigm of the future. Since the A.N. Leontiev veiwed psychology as a kind of workshop to support diversity, where the psychologist is as an expert in designing new worlds. The author concludes that the research of activities by which the development of diversity in this world of uncertainty is meant is incredibly important.

Аннотация

В своем докладе автор рассматривает психологию с необычного ракурса – как науку об изменчивости, науку, занимающуюся генерированием, порождением разнообразия. Он кратко останавливается на первых, к сожалению, недооцененных, работах, выполненных в русле данной проблематики, среди авторов которых Бернштейн, Северцев, Леонтьев, Рубинштейн, Блонский, Вернадский, Бергсон, Берг и др. 

Cформулированы основные проблемы историко-эволюционного подхода социального конструктивизма: выделение анализа категории целенаправленной деятельности как универсальной формы существования жизни, выделение коммуникативного дискурса категории деятельности, интерпретируемой как основа существования биологических, социальных и психических систем. 

Раскрывается понятие деятельности как процесса генерирования разнообразия на разных уровнях системы. Говорится о работах ученых (Гуревича, Баткина Джерджена и пр.), которые помогают увидеть эволюционный смысл деятельности как нарастания разнообразия. Поскольку, чем выше человек поднимается по линии эволюции, тем больше расходятся типовые программы его поведения и появляется набор вариативных программ. 

Автор показывает, что через деятельностный подход понимаются многие феноменологии культуры, что развитие культурно-деятельностной парадигмы приводит к тому, что психология выходит за рамки отдельной науки и выступает как уникальная парадигма будущего. Поскольку А.Н. Леонтьев рассматривал психологию как своеобразную мастерскую поддержки разнообразия, где психолог выступает как специалист по конструированию миров, автор делает вывод о том, что исследования деятельности, под которыми подразумевается разработка генерирования разнообразия в нашем мире неопределенности невероятно важна.

Автор(ы)

Решетова З.А.

Основное место работы автора

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Рубрикатор

History and Systems / История психологии

Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Название журнала или сборника

National Psychological Journal / Национальный психологический журнал

Год публикации

2010 - 2014 ; 2013

Страницы

25-32

DOI

2079-6617/2013.0104

Язык публикации

Ru

Авторские цитаты, отражающие содержание работы

a:2:{s:4:"TEXT";s:3295:"<p>
     ...Индивид становится личностью через воспроизведение в себе типовых свойств личности той эпохи, в которой он живет. Процесс этот осуществляется через обучение и воспитание, организацию деятельности «присвоения» индивидом своей культурно-исторической действительности – формирование, усвоение и развитие индивидуально-родовых способностей для осуществления своей родовой жизни и ее развития...
</p>
<p>
     ...А.Н. Леонтьев и П.Я. Гальперин вслед за Л.С. Выготским внесли существенный вклад в развитие теоретических основ психологической науки. Развиваемая ими психологическая теория деятельности (ПТД) открывает новый методологический подход к проблемам усвоения, психологического развития и построения психологической теории обучения...
</p>
<p>
     ...Усвоение характеризуется тем, что его результаты выражаются внутренней деятельностью в понятиях, и главное – в их ориентирующей функции. Эту функцию они приобретают в деятельности субъекта, которой он включается в социальную жизнь, общественное производство, систему обучения и воспитания...
</p>
<p>
     ...Деятельность вводится в предмет психологии как основание психики – ею психика порождается, в ней она функционирует и развивается. В свою очередь психика опосредует деятельность – как внутренняя деятельность в понятиях, она является ориентировочной основой преобразовательной деятельности с материальными объектами...
</p>
<p>
     ...Экстериоризация умственных действий осуществляется в разных формах: как «регуляторный орган» внешней деятельности, как «мысль», сообщаемая внешней речью в общении, как «покоящееся свойство» в продукте деятельности. В результате всех этих изменений в деятельности формируется ориентирующий образ сознания со структурой: «чувственная ткань – значения – личностный смысл»...
</p>
<p>
     ...Развиваемые А.Н. Леонтьевым и П.Я. Гальпериным идеи открыли широкие перспективы для разработки фундаментальных и прикладных проблем психологической науки и внедрения их результатов во многие области социальной практики, прежде всего, практики образования и воспитания...
</p>
<p>
     ...Деятельность выступает не особым абстрактным учебным предметом, а как форма и способ усвоения предмета любой конкретной учебной дисциплины, при этом она и сама усваивается...
</p>
<p>
     ...Необходимо было сформировать теоретическую деятельность с определенным способом познания, для чего был использован общенаучный метод системного анализа. Любой объект: физический, технический, химический и пр., в том числе и сама деятельность, в процессе усвоения выступал как система с особенностями своей структуры...
</p>
<p>
     ...Главным интегрирующим показателем полученных результатов должны были стать сформированные (планируемые) возможности самостоятельного освоения учащимися объекта в теоретической и практической формах. Они являются показателем сформированности способа мышления с новым типом ориентировки в предмете и деятельности с ним...
</p>
<p>
     ...Результат целенаправленного преобразования объекта подтверждал соответствие понятия о нем его объективным свойствам и превращал их в предметные знания об объекте. Знания и умения выступали единым содержанием преобразовательной деятельности – знания ориентировали ее исполнение, а исполнение, ориентированное знаниями, становилось умением...
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Возврат к списку

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2021 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук