Articles / Статьи

Kovalev A.I. (2015). Modern psychological science to sport. National psychological journal. 2 (18), 33-39. / Ковалев А.И. Современная психологическая наука – спорту. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 33-39.

«Он наш, он первый, он Мо­сковский…» – эти слова из гимна Московского Универ­ситета применимы к большинству инно­вационных мероприятий, связанных со студентами и молодыми учеными, старт которых был дан в стенах МГУ. Не стал исключением и Всероссийский фести­валь студенческого спорта, который про­ходил в этом году в седьмой раз.


Рис. 1. Старт легкоатлетической эстафеты

В 2015 году ректор МГУ академик В.А. Садовничий предложил (совмест­но с Министерством спорта Российской Федерации, Российским студенческим спортивным союзом, Российским Союзом Ректоров и Ассоциацией студенче­ских спортивных клубов России) придать этому фестивалю по-настоящему мас­совый характер. 24 апреля 2015 года со­стоялся одновременный символический старт VII Фестиваля студенческого спор­та на площадках более 200 вузов России. В торжественной церемонии открытия на Ленинских горах приняли участие российский гребец, олимпийский чем­пион Алексей Свирин и трехкратный ви­це-чемпион Олимпийских игр саночник Альберт Демченко. Объединяющая сила спорта вкупе с тем фактом, что в этом году фестиваль был приурочен к 70-й го­довщине Победы в Великой Отечествен­ной войне 1941–1945 гг., позволили раз­нообразить программу мероприятия.

Помимо сугубо спортивных событий, таких как «Студзачет» (сдача нормативов по комплексам упражнений бег, прыж­ки, плавание и т.д.), турниров по мини-футболу, гандболу, бадминтону, армре­слингу, мастер-классов по кросс-фиту от именитых спортсменов, состоялся так же ряд спортивно-патриотических мероприятий. Среди них был военно-па­триотический поход к памятнику сту­дентам и преподавателям Московского университета, погибшим в годы Вели­кой Отечественной войны, а так же за­седание дискуссионного клуба на тему о роли и значении спортсменов-олим­пийцев в годы войны.

Еще одной отличительной особенно­стью VII Всероссийского фестиваля сту­денческого спорта стала впервые про­водимая в рамках него по инициативе Московского университета Научно-практическая конференция «Фундаменталь­ная наука – спорту». Она стала своего рода двухдневным марафоном в русле спортивного праздника, состоящим из двух этапов – пленарного заседания под председательством ректора МГУ академика В.А. Садовничего и обширной молодежной секции. Важно отметить, что конференция проходила в форма­те видеосвязи с Томским государствен­ным университетом, Санкт-Петербург­ским государственным университетом, Южным Федеральным университетом и Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом.

Из самого названия конференции следует, что фундаментальное научное знание и современная спортивная дея­тельность тесно связаны между собой, и связи эти являются взаимовыгодными. Рассматривая взаимоотношения между понятиями «наука» и «спорт», можно вы­делить несколько аспектов.

С одной стороны, имеют место фунда­ментальные научные исследования, гипо­тезы и цели которых не направлены на ре­шение прикладных спортивных задач. Но в качестве объектов таких исследований часто выступают спортсмены. В этом слу­чае спортивная деятельность сама по себе содержит задачи, интересные фундамен­тальным исследователям. С другой – спорт как сфера человеческой жизни нуждается в новых научных решениях прикладных проблем (Balish et al., 2013). Кроме это­го, имеют место важнейшие методологи­ческие работы, поднимающие вопросы о роли науки в спорте, ее функциях и сфе­рах применения. Именно эти темы стали предметом обсуждения в ходе пленарного заседания конференции.

Методологическим проблемам, пер­спективам и примерам успешного вза­имодействия психологической науки и спорта был посвящен доклад дека­на факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, академика РАО, про­фессора Ю.П. Зинченко «Современ­ная психологическая наука – спорту». Речь шла о роли бурно развивающей­ся спортивной психологии как обла­сти острого соприкосновения ученых и спортсменов. Так, например, в совре­менном спортивном мире, психолог как член команды подготовки спортсменов и классические психологические законы и теории в преломлении к спортивной деятельности, стали неотъемлемой ча­стью жизни спортсменов (Зинченко и др., 2011). Если ранее считалось, что вопросы психологической подготов­ки могут быть полностью решены с по­мощью тренеров и медицинских ра­ботников, то теперь психологическая подготовка спортсменов, особенно в об­ласти спорта высших достижений, все чаще выходит на первый план (Верак­са, 2012). Актуальными становятся не только вопросы взаимодействия спор­тсмена с командой, тренером, болель­щиками, традиционно рассматриваемые социальной психологией и психоло­гией личности, но и современные аппаратурные методы работы. Стоит от­метить этот важный методологический тренд в сфере трансляции психологи­ческих знаний в спортивную область. Ведь психолог, обладающий навыками работы с высокотехнологичным обору­дованием для диагностики и трениров­ки внимания, способностей достижения оптимального функционального состо­яния, мотивации побеждать и стремить­ся к увеличению профессионального мастерства, уникальным образом оказывается включенным в междисципли­нарную систему подготовки спортсмена (Raţă et al., 2014).

С другой стороны, не утратила своей значимости и роль грамотного констру­ирования педагогической работы в об­ласти спорта, которая ведется с опорой на знания в первую очередь психологии педагогики и образования в целом. Эти аспекты в своем докладе под названи­ем «Психолого-педагогические иннова­ции в студенческом спорте» отметил ди­ректор центра подводной деятельности «Клуб СКАТ ТГУ» Горн Д.И. (Горн, 2013).

Отдельной темой обсуждения ста­ла область, на первый взгляд далекая от спортивной деятельности, но на самом деле крайне тесно связанная с ней – мо­лекулярная генетика. Сам факт того, что гены во многом определяют успешность реализации того или иного вида деятель­ности, является общепризнанным (Ива­нов, 2006). Спортивная сфера в этом случае является удобным объектом для изучения, поскольку спортсмен чаще все­го реализует определенные двигательные акты, в которых задействовано конеч­ное число групп мышц (Ципин, 2013). В этом случае на первое место выходят вопросы оценки качества выполнения данных упражнений и, что более важно, проблема предсказуемости успешности того или иного атлета еще до старта соревнований. Профессор О.Л. Виноградо­ва в своем докладе «Современные под­ходы к оценке мышечной активности» продемонстрировала, какие результаты для спорта может дать изучение аэроб­ной нагрузки на экспрессию генов в скелетной мышце у тренированных и не­тренированных мужчин. Так, например, было показано, что экспрессия генов, регулирующих митохондриальный био­генез, не различается у тренированных и нетренированных людей. В то время как после анаэробной нагрузки у данных групп испытуемых различна экспрессия генов, регулирующих катаболизм мы­шечных белков в сторону увеличения ее у тренированных мужчин (Попов, 2015). Подобные результаты позволяют делать предсказания об успешности трениро­вочного воздействия на того или иного спортсмена более точно, чем обыкновен­ный анализ эффективности выполнения функциональных проб.


Рис. 2. Заседание дискуссионного клуба.


Рис. 3. Пленарное заседание конференции «Фундаментальная наука – спорту»

О новой области молекулярной гене­тики, перспективной для применения в спортивной действительности, говори­ли в своем совместном докладе «МикроР­НК и адаптация к физическим нагрузкам» А.Г. Тоневицкий (член-корр. РАН, профес­сор, заведующий кафедрой физического воспитания и спорта МГУ) и В.В. Гала­тенко (доцент кафедры математического анализа механико-математического фа­культета МГУ). Долгие годы было приня­то считать, что за все важнейшие адапта­ционные перестройки клетки отвечает заключенная в ядре цепочка ДНК (Watson & Crick, 1953). Поэтому многие исследо­вания в области применения молекуляр­ной генетики в спорте связаны в первую очередь с анализом работы тех или иных участков ДНК и результатов экспрессии этих генов (Ahmetov & Fedotovskaya, 2015). Однако в последние годы широкое распространение получили исследова­ния микроРНК молекул, находящихся не в ядре, а в цитоплазме клеток. МикроРНК сами по себе не являются кодирующими молекулами, однако активно участвуют в регуляции экспрессии генов ДНК, свя­зываясь с матричными-РНК и ингибируя их трансляцию (Aguilera, 2005). Анализи­руя активность определенных микроР­НК в мышечных клетках спортсменов до, во время и после выполнения нагру­зок, можно судить о тренированности мышцы, возможностей увеличения мы­шечной массы и показателей выносливости. Такая диагностика на молекулярном уровне позволит уже в раннем возрасте определять способность человека к реа­лизации себя в том или ином виде спорта (Makarova et al., 2013).

Заключительным мероприятием кон­ференции стало заседание молодежной секции. Оно состояло из двух частей, ка­ждая из которых была полна примеров решения прикладных задач с использо­ванием достижений фундаментальной наук. Первая часть была посвящена вне­дрению молодыми учеными достиже­ний естественных наук в область спор­тивной действительности.


Рис. 4. Заседание молодежной секции конференции «Фундаментальная наука – спорту».

Часть докладов: Н.А. Федотова (аспи­рант механико-математического фа­культета МГУ имени М.В. Ломоносова), Д.В. Попова (старший научный сотруд­ник ИМБП РАН), К.Б. Пустовит (аспирант биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова) были посвящены при­менению молекулярно-биологических методов к вопросам оптимизации рабо­ты скелетных мышц, сердечной мышцы (Poustovit et al., 2014). Еще одним бло­ком стали исследования аспирантов биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова А.Н. Васильева и Д.А. Ки­рьянова связанные с использованием ин­терфейсов «мозг- компьютер» как ново­го направления в разработке тренажеров для спортсменов. Стоит отметить, что приход интерфейсов «мозг-компьютер» в спорт является логичным продолжени­ем бурного развития данной технологии в различных областях науки и практи­ки (Ганин, 2014). И если раньше данный интерфейс использовался в основном для коррекции нарушений в реабилита­ционных центрах и клиниках, то сейчас эта технология рассматривается как сов­ременный тренинг и стоит в одном ряду с БОС-технологией. Применение ин­терфейса «мозг-компьютер» в спорте – это идеальный пример взаимодействия ученых и спортсменов, когда вторые заинтересованы в результате, а первые получают в распоряжение объекты исследо­вания в виде атлетов и локальные задачи для их решения.

Самой неожиданной областью фун­даментальной науки, представленной на молодежной секции и связанной со спортом, стала философия. Аспи­ранты философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова И.А. Созонтов и В.С. Нишуков осветили проблемы олим­пизма и телесности в сфере философии спорта. Выделение этих понятий и их толкование с позиций философии спор­та представляют собой очень важный ме­тодологический шаг в развитии взаимо­отношений науки и спорта. Рефлексия над спортивной деятельностью в русле решения прикладных задач и в аспек­тах рассмотрения личностей спортсме­нов, характеристик команд, позволяет вскрыть глубинные причины того, по­чему и зачем спорт появился в мире, ка­ковы закономерности его развития, каково значение ценностей спортивной деятельности для человечества в целом (Morgan, 2003).

Помимо философской проблематики в гуманитарной части молодежной сек­ции присутствовала так же психологи­ческая составляющая. В свою очередь, ее можно разделить на следующие бло­ки – это психологические исследования молодых ученых, связанные с изучени­ем личности спортсменов (Т.В. Будило­ва, магистрант факультета психологии СПбГУ и А.С. Коленова, магистрант Ака­демии и педагогики ЮФУ), их моти­вации (С.В. Горшкова, магистрант Ака­демии психологии и педагогики ЮФУ и А.М. Ковалев, студент Пермского го­сударственного гуманитарно-педагогического университета). В этот блок входили и работы, выполненные с ис­пользованием современного высокотех­нологичного оборудования – системы регистрации движений глаз, психофи­зиологические комплексы, установки виртуальной реальности.

Примерами последних являют­ся исследования аспирантов и студен­та факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова А.И. Грушко, А.И. Ковалева и А.В. Ивличевой. Научные изыскания перечисленных молодых ученых выполне­ны с привлечением оборудования, заку­пленного по Программе развития МГУ в 2010–2020 годах. В своем докладе А.И. Грушко привела результаты приме­нения систем регистрации движений глаз типа портативный айтрекер в спор­тивной психологии. Автором были про­ведены серии экспериментов с участием скалолазов, футболистов и спортивных стрелков. Было показано, например, что спортсмены скалолазы при предварительном осмотре маршрута используют определенные стратегии зрительного анализа – восходящую, зигзагообразную, фрагментарную, последовательную стра­тегию с проработкой блоков. Последо­вательная стратегия была определена как самая эффективная, ее используют в основном скалолазы с высоким уров­нем спортивного мастерства. Исследова­ния зрительной активности футболистов в момент нанесения удара по воротам и стрелков в процессе прицеливания до­казывают, что наиболее эффективное применение айтрекера в спортивной психологии достигается при изучении глазодвигательной активности при отра­ботке конкретных двигательных навыков и тактических задач, требующих высо­кой зрительно-моторной координации (Grushko, Leonov, 2014).

Доклад А.В. Ивличевой был посвящен поиску психофизиологических корре­лятов формирования такого професси­онально важного качества спортсменов как антиципация. В настоящее время весьма актуальными проблемами в этой области являются, как фундаментальные теоретические исследования антиципа­ции, так и методические возможности ее практического применения в различ­ных спортивных дисциплинах (Van der Kamp, 2008). Одним из перспективных подходов к решению этих проблем, яв­ляется разработка методов направлен­ного формирования и развития способ­ности спортсмена предвидеть действия соперника с одновременной регистра­цией комплекса психофизиологических параметров с помощью специальной аппаратуры.

Хорошей моделью для изучения пси­хофизиологических механизмов антици­пации являются спортивные единоборст­ва (Mori et al., 2002). Основным фактором в достижении успеха здесь является спо­собность спортсмена добиться преиму­щества над противником в момент ата­ки или защиты, опережая его действия. То есть, при равенстве технической и си­ловой подготовки, способность прогно­зировать ситуацию выступает одним из главных профессионально важных качеств, обеспечивающих победу. Основ­ной задачей исследования А.В. Ивличе­вой был поиск психофизиологических характеристик, позволяющих количест­венно оценить степень развития навыка антиципации у борцов вольного стиля. Результатом этой работы стала разработ­ка методики формирования и развития навыка антиципации для борцов вольно­го стиля с использованием записи пара­метров электроэнцефалограммы. Анализ спектральных параметров ЭЭГ и показа­телей периферической нервной системы показал, что тренинги приводят к существенному сокращению стрессового на­пряжения во время анализа моделируе­мых ситуаций. Наблюдается снижение общей мощности спектра, снижение то­нуса миограммы, частоты сердечных со­кращений, тонических и фазических ре­акций электрической активности кожи. Анализ межцентральных связей между различными отведениями, построенных на основе функций кросс-корреляции и когерентности в альфа и бета диапа­зонах ЭЭГ, показывает их положитель­ную динамику в процессе прохождения тренингов. Наблюдается общее сниже­ние высокочастотных составляющих ЭЭГ в центральных, париетальных и окципи­тальных отведениях, появляются устой­чивые паттерны связей во фронтальных отведениях.

Еще одним видом высокотехноло­гичного оборудования, активно приме­няющегося в спортивной психологии, являются технологии виртуальной ре­альности. Установки виртуальной реаль­ности занимают все большее и большее место в процессе подготовки спортсме­нов. Пришедшие в первую очередь из авиа- и автоспорта в настоящий момент виртуальные системы активно используются в футболе, горнолыжном спор­те, фигурном катании. Возможность моделировать условия соревнований позволяет достигать наибольшей эколо­гической валидности процесса трени­ровки, обеспечивая повышение ее эф­фективности (Wang, 2012). Установки виртуальной реальности позволяют мо­делировать как ситуации из жизни спор­тсмена, так и создавать уникальные со­четания действия стимулов различных модальностей. В докладе А.И. Ковалева был приведен пример использования системы виртуальной реальности типа CAVE-системы для оценки устойчивости вестибулярной функции спортсменов фигуристов. Поскольку вестибулярная функция является сложным образовани­ем – интегратором сенсорных сигналов различной модальности, то степень ее сформированности играет важнейшую роль в процессе определения готовно­сти фигуристов к выполнению тех или иных двигательных элементов (Ковалев, 2015). Оценка устойчивости вестибуляр­ной функции традиционно проводится с использованием подвижных платформ и вращающихся стульев. Однако систе­мы виртуальной реальности позволяют добиться воздействия на вестибулярную функцию, использую лишь зрительную стимуляцию. Вращающаяся зрительная среда вокруг неподвижного испытуе­мого моделирует ситуацию вращения спортсмена во время выполнения того или иного элемента. При этом оценить устойчивость вестибулярной функции можно в режиме реального времени, ре­гистрируя показатели глазодвигатель­ной активности фигуриста. Большее количество фиксаций и морганий при снижении длительности данных собы­тий вкупе с уменьшением амплитуд сак­кад, как было показано, свидетельствую о наличии устойчивой вестибулярной функции и высокой степени готовности выполнять сложные двигательные зада­чи (Menshikova et al., 2014).

Как видно из тематики представлен­ных на конференции «Фундаментальная наука – спорту» докладов, современный спорт активно приветствует междисци­плинарную интеграцию с учеными фун­даментального и прикладного толка. Помимо доказательства эффективно­сти интеракций между учеными и спор­тсменами, данная конференция способ­ствует к эффективному обмену опытом между молодыми учеными всей страны. Очевидно, что подобные мероприятия играют важную роль в развитии спор­тивной сферы в Российской Федерации. Поэтому расширение программы ме­роприятий Всероссийского фестиваля студенческого спорта в направлении проведения конференций и дискусси­онных клубов способствует достижению большей степени взаимодействия и вза­имопонимания между спортсменами и учеными.

Литература

Веракса А. Профессия спортивный психолог / А. Веракса // Национальный психологический журнал. – 2012. – № 1. – С. 134–138.

Психология сорта : монография / под. Ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого – Москва : МГУ, 2011 – 424 с.

Ганин И. Интерфейс мозг-компьютер на основе волны p300: предъявление комплексных стимулов подсветка + движение / И. Ганин, А. Каплан // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2014. – Т. 64. – № 1. – С. 32–40.

Горн Д. Самодеятельные студенческие подводные экспедиции как эффективный путь всестороннего воспитания молодежи: методы и концептуальные подходы / Д. Горн // Сборник статей Международной научно-практической конференции по подводной археологии и морской истории «Подводное наследие». – Тула, 2013. – С. 101-111.

Генетика : учебник для вузов / под. ред. академика РАМН В.И. Иванова. – Москва : Академкнига, 2006. – 638 с.

Ковалев А. Содержание профессиональной деятельности как фактор успешности применения технологий виртуальной реальности / А. Ковалев, Г. Меньшикова, О. Климова и др. // Экспериментальная психология. – 2015. – № 2. – С. 45-59.

Попов Д. Влияние длительности однократной аэробной нагрузки на регуляцию митохондриального биогенеза в скелетной мышце тренированных людей / Д. Попов, Е. Лысенко, Т. Миллер и др. // Физиология человека. – 2015. –Т. 41. – № 3. – С.82-89.

Ципин Л. Оценка динамической силы мышцы спортсменов по показателям их электрической активности / Л. Ципин, Ф. Захарова // Культура физическая и здоровье. – 2013. – №1 (43). – С. 51-54.

Aguilera A. Cotranscriptional mRNP assembly: from the DNA to the nuclear pore // Current Opinion Cell Biology. – 205. – Vol. 7. – P.242-250.

Ahmetov I., Fedotovskaya O. Chapter Six – Current Progress in Sports Genomics // Gregory S. Makowski, Editor(s) Advances in Clinical Chemistry. – Elsevier. – 2015. – Vol. 70. – P. 247-314.

Balish M., Eys A., Schulte-Hostedde A. Evolutionary sport and exercise psychology: Integrating proximate and ultimate explanations // Psychology of Sport and Exercise. –2013. – Vol. 14 (3). – P. 413-422.

Grushko A., Leonov S. The usage of eye-tracking technologies in rock-climbing // Procedia, social and behavioral sciences. – 2014. – Vol. 146(C). – p. 169-174.

Kamp van der J., Rivas F., Doorn van H., Savelsbergh G.J.P. (2008). Ventral and dorsal Contributions in visual anticipation in fast ball sport // International Journal of Sport Psychology. – 2008. – 39. – p. 100-130.

Makarova J., Ivanova S., Tonevitsky A., Grigoriev A. New function of small nucleolar rnas // Biokhimia. – 2013. – 78(6). – p. 825-839.

Menshikova G., Kovalev A., Klimova O., Chernorizov A., Leonov S. Testing the vestibular function development in junior figure skaters using the eye tracking technique // Procedia, social and behavioral sciences. – 2014. – Vol. 146 (C). – p. 252-258.

Morgan W. The Philosophy of Sport: A Historical and Conceptual Overview and a Conjecture Regarding Its Future // J. Coakley, E. Dunning (eds.) Handbook of Sports Studies. – London: Sage, 2003. – P. 205-212.

Mori S., Ohtani Y., Imanaka K. Reaction times and anticipatory skills of karate athletes // Human Movement Science. – 2002. – Vol. 21. – p. 213-230.

Poustovit K., Kuzmin V., Abramochkin D. Exogenous nicotinamide adenine dinucleotide (nad+): effects and mechanisms of action on the mammalian heart. // Acta Physiologica. 2014. – Vol. 211(697). – p. 80-86.

Raţă B., Raţă G., Dobrescu T., Raţă M. Study on the Function and Dysfunction Agreement between Coaches and Athletes Psychic Sport High Performance // Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2014. – Vol. 127. – P. 316-320.

Wang J. (2012) Research on Application of Virtual Reality Technology in Competitive Sports // Procedia Engineering. – 2012. – Vol. 29. – p. 3659-3662.

Watson J., Crick F. Molecular Structure of Nucleic Acids: A Structure for Deoxyribose Nucleic Acid // Nature. – 1953. – 171. – p. 737-738.

En

Kovalev A.I. (2015). Modern psychological science to sport. National psychological journal. 2 (18), 33-39.

Ru

Ковалев А.И. Современная психологическая наука – спорту. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 33-39.

Keywords / Ключевые слова

All-Russian Festival of Student Sport / Всероссийский фестиваль студенческого спорта ; the conference «Basic science - sport» / конференция «Фундаментальная наука – спорту» ; the 70th anniversary of Victory in the Great Patriotic War / 70-летие Победы в Великой Отечественной войне ; patriotic education / патриотическое воспитание ; student sport / студенческий спорт

Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова

sport / спорт

Abstract

In April 2015 the 7th All-Russian Festival of Student Sport took place. It was established seven years ago by the decision of the Academician V.A. Sadovnichy, rector of Lomonosov Moscow State University. This year the sports festival has embraced more than two hundreds of higher education institutions of the Russian Federation.
A variety of sporting events with the participation of undergraduate and graduate students, performances by famous athletes, delivery standards and other sport events allowed to attract both participants and spectators of all ages, professional sports facilities and the degree of preparedness. 

A distinctive feature of the Festival’2015 was the fact of timing the celebration of the 70th anniversary of Victory in the 1941-1945Great Patriotic War in Russia. As a result, the program of the festival in addition to traditional sports and competitive events also includes sports and patriotic elements, i.e. trips to places of military glory, lectures and discussion clubs devoted to the development of sport and athletes during the war. Another innovation this year was held in the framework of the festival of scientific-practical conference “Fundamental science – sport”. The interdisciplinary nature of the conference allowed to unite representatives of different areas of knowledge, e.g. psychologists, biologists, doctors, philosophers and educators. The wide coverage of the audience and the speakers allowed to hold the conference in the format of online video simultaneously with the Tomsk State University, St. Petersburg State University, Southern Federal University and Perm State Humanitarian Teacher-Training University. To emphasize the importance of both fundamental and practical research, the conference was divided into two parts: the plenary session which highlighted the important methodological issues of interaction between science and sport, and the youth section of the conference that included reports on the application papers.

Аннотация

В конце апреля 2015 г. состоялся VII Всероссийский фестиваль студенческого спорта. Созданный семь лет назад по инициативе ректора МГУ имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего спортивный праздник в этом году охватил более двух сотен высших учебных заведений Российской Федерации. Разнообразные спортивные соревнования с участием студентов и аспирантов, выступления известных спортсменов, сдачи нормативов и другие спортивно- массовые мероприятия позволили привлечь как участников, так и зрителей разных возрастов, профессиональной принадлежности и степени спортивной подготовленности.

Отличительной чертой фестиваля 2015 года стало то, что он был приурочен к празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. В программу фестиваля помимо традиционных спортивных и соревновательных событий вошли также и спортивно-патриотические элементы – походы к местам боевой славы, лекции и дискуссионные клубы, посвященные спортсменам и развитию спорта в годы войны. Еще одной инновацией этого года стала состоявшаяся в рамках фестиваля научно-практическая конференция «Фундаментальная наука – спорту». Междисциплинарный характер конференции позволил собрать на одной площадке представителей разных областей знания – психологов, биологов, медиков, философов и педагогов. Широкий охват аудиторий и докладчиков был возможен благодаря проведению конференции в формате онлайн-видеосвязи одновременно с Томским государственным университетом, Санкт-Петербургским государственным университетом, Южным Федеральным университетом и Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом. Для того, чтобы подчеркнуть важность как фундаментальных, так и практических научных исследований, конференция была разделена на две части – пленарное заседание, на котором были освещены важнейшие методологические проблемы взаимодействия науки и спорта, и молодежная секция конференции, состоящая из докладов о прикладных работах.

Author(s) / Автор(ы)

Kovalev, A. I. / Ковалев А.И.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

Sport Psychology & Leisure / Психология спорта и отдыха ; Sports / Спорт

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

National Psychological Journal / Национальный психологический журнал

Age Group / Возрастная категория

not specified / возраст не указан

Release Date / Год публикации

2015 ; 2015 - 2019

Pages / Страницы

33-39

DOI Number

10.11621/npj.2015.0204

Language / Язык публикации

Ru

Возврат к списку

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2017 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук