Articles / Статьи

Yakupova V.A., Zakharov E.I. (2015). Internal maternal position of women who became pregnant using IVF. National psychological journal. 1 (17), 96-104. / Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 96-104.

С тех пор как в 1978 году путем экс­тракорпорального оплодотво­рения родился первый ребенок, процедура ЭКО получила широкое рас­пространение. Благодаря совершенствованию медицинских технологий, ро­дительство стало возможным для пар, которые были обречены на бездетность. ЭКО обычно назначают при заболева­ниях или отсутствии труб, ановуляции, бесплодии без установленных причин. если все предыдущие методы лечения бесплодия не дали результатов (Ola et.al. 2005; Гарданова, 2008). Лечение беспло­дия с помощью ЭКО на сегодняшний день является одним из самых дорого­стоящих способов. Успешность метода на данный момент развития медицины оценивается разными специалистами в 48% (Гарданова, 2008). При беременности с помощью ЭКО возрастает риск угрозы прерывания беременности, нарушений маточно-плацентарного кро­вотока, преждевременных родов (при многоплодной беременности риск воз­растает) (Лебедько, 2013; Сидельникова и др., 2005). Роды при этом в большин­стве случаев происходят путем кесарева сечения. При этом значимых различий в соматическом и психическом развитии детей, рожденных с помощью ЭКО, и де­тей, появившихся на свет естественным образом, не было обнаружено (Fauser et.al, 2014; Golombok et.al 2001; Takafumi et.al, 2011). Основные риски развития связаны с многоплодной беременно­стью, поэтому в настоящее время не осу­ществляется трансплантаций более 2-х эмбрионов. Помимо особых соматиче­ских условий появления беременности, вынашивание и рождение ребенка с по­мощью ЭКО происходит в особых пси­хологических условиях. Зачастую про­цедуре ЭКО предшествует длительная история бесплодия, в связи с чем воз­раст такой матери существенно выше среднего возраста рождения первого ре­бенка при естественной беременности, для многих пар ЭКО является послед­ним шансом на родительство. Длитель­ный период бесплодия, безусловно, оказывает влияние на самосознание женщины, ее самооценку, представле­ние о будущем. Можно с уверенностью сделать вывод о том, что беременность в результате ЭКО является стрессовой. Поэтому большая часть зарубежных исследований психологического со­стояния женщин-участниц программы ЭКО сосредоточена на фиксации уров­ня тревожности и использовании жен­щинами копинг-стратегий (Gourounti et.al, 2012; Hjelmsted et. al , 2003). В та­ких исследованиях мало внимания уде­ляется изучению отношения этих женщин к материнству и будущему ребенку, а также личностных смыслов, которые они вкладывают в родительство, по­скольку сам факт использования столь дорогостоящей и психотравмирующей репродуктивной технологии признает­ся свидетельством стремления женщи­ны к материнству. Однако появляются данные, свидетельствующие о том, что среди психологических причин, приво­дящих к бесплодию, может быть дисгармоничное к нему отношение. Бесплодие часто имеет не только физиологиче­ские, но и психологические причины. В работе Захаровой, Чуваевой (Захаро­ва, Чуваева, 2011) показана связь при­вычного невынашивания беременности с психологическим отвержением жен­щинами материнской роли и себя в этой роли. Ж.Р. Гарданова - психиатр, работа­ющий с беременными в Центре акушер­ства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова, который имеет широкую практику лечения бесплодия, пишет об интересной особенности женщин, де­лающих первую попытку ЭКО. Некото­рые женщины проходят процедуру ЭКО не для достижения желанной беремен­ности, а для самоуспокоения, для того, чтобы быть уверенными, что они сдела­ли все, что смогли, но стать родителями не получилось (Гарданова, 2008).

В контексте возрастной психологии родительство является одним из важ­нейших этапов личностного развития человека. В возрастной периодизации развития Э. Эриксон относит появление потребности в контакте, заботе о другом человеке на период зрелости - к этому периоду человек достигает автономии от собственных родителей, проходит кризис идентичности и научается уста­навливать близкие отношения в паре (Эриксон, 2006). Многие исследователи отмечают культурную обусловленность возникновения и развития потребно­сти в родительстве и содержания мате­ринской потребностно-мотивационной сферы (Филиппова, 2002; Мид, 1988). В любой культуре общество предъявля­ет родителю определенные требования по заботе о ребенке и удовлетворении его потребностей, которые обобщаются в социальной позиции родителя. Несмотря на разное культурное содер­жание социальной позиции, человеку становящемуся родителем, приходится ее осваивать. Успешность освоения свя­зана с характером отношения личности ней. Готовность к реализации социаль­ной позиции обуславливается положи­тельным отношением к ее элементам и задаваемым ею функциям. Л.И. Бо­жович говорит о формировании вну­тренней позиции, позволяющей успеш­но осваивать новую социальную роль (Божович, 1995). Формирование вну­тренней родительской позиции пред­полагает позитивное, принимающее отношение родителя и к себе в этой роли, и к осуществлению родительской дея­тельности, и собственно к ребенку, по­явление которого становится главной мотивирующей силой его поведения (Захарова, 2008). Выполнение родитель­ских функций осуществляется не под давлением социума, а по внутренней необходимости, человек реализует дея­тельность, окрашенную личными смы­слами и ценностями. Амбивалентное или отвергающее отношение препятст­вует присвоению социальной позиции родителя, превращению ее в элемент собственной потребностной сферы.

Г.Г. Филиппова говорит о том, что го­товность женщины к освоению роди­тельской роли формируется на про­тяжении всего времени ее развития, во многом определяется отношениями с собственной матерью и опытом взаи­модействия с детьми. Филиппова выделя­ет шесть этапов онтогенеза материнской потербносто-мотивационной сферы:

  • взаимодействие с собственной ма­терью;

  • развитие материнской сферы в иг­ровой деятельности;

  • няньчанье;

  • дифференциация мотивационных основ половой и материнской сфер;

  • взаимодействие с собственным ре­бенком;

  • отношения с ребенком после окон­чания возраста с характеристиками гештальта младенчества.

В данной работе нас интересует пя­тый этап, на котором происходит нача­ло реализации материнского поведения, собственно, период беременности (Фи­липпова, 2002).

Целью нашей работы является из­учение особенностей внутренней пози­ции женщин, беременность которых на­ступила с помощью процедуры ЭКО по сравнению с позицией женщин с физи­ологической беременностью.

Гипотезой нашего исследования являет­ся предположение о том, что наряду с ярко выраженным в поведении женщин стрем­лением к зачатию и рождению ребенка, их отношение к материнству не является од­нозначно принимающим.

Для проверки выдвинутого предполо­жения были намечены следующие задачи:

  • сравнительный анализ эмоцио­нального состояния женщин;

  • сравнительный анализ отношения женщин к будущему ребенку;

  • сравнительный анализ отношения женщин к материнству и роли ро­дителя.

Методики

В нашей работе используется опро­сник Г.Г. Филипповой «Стили пережи­вания беременности». Основываясь на особенностях поведения и эмоцио­нального реагирования матерей на изменения, связанные с беременностью, Филиппова выделяет шесть стилей пе­реживания беременности: адекватный, амбивалентный, игнорирующий, эйфо­рический, тревожный и отвергающий. Шкалы опросника позволяют зафикси­ровать особенности системы отноше­ния женщины к ребенку и материнству.

Для исследования эмоционально­го и личностного отношения человека к тому или иному событию или явле­нию незаменимыми являются проек­тивные методики. В нашей работе ис­пользовалась методика «Рисунок «Я и мой ребенок» для выявления личностно­го отношения женщин к материнству и будущему ребенку. Рисунок оценивает­ся по характеристикам, предложенным Е.И. Захаровой (Захарова, 2011):

  • эмоциональное принятие ребенка;

  • адекватность когнитивного образа ребенка;

  • отношение к себе в роли матери;

  • позиция по отношению к ребенку;

  • отношение к материнству.

Данные характеристики оцениваются по показателям: присутствие и качество прорисовки персонажей, размер персо­нажей и соответствие возрастному ста­тусу, дистанция и поза по отношению к ребенку.

Эмоциональное состояние тревоги фиксировали обе используемые мето­дики.

Также участницы исследования ука­зывали свои социо-биографические данные в анкете.

Выборка

Исследование было проведено на базе Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова. В иссле­довании приняли участие 224 женщины второго и третьего триместра беременности, которые находились в стационаре Центра, из них 162 женщины с физиологической беременностью и 62 женщи­ны, беременность которых наступила с помощью ЭКО. Все участницы иссле­дования столкнулись с теми или иными соматическими сложностями в период беременности, в связи с чем находились в стационаре под наблюдением врачей. Время обследования (второй и третий триместр беременности) был выбран потому, что в данный период тревога по поводу сохранения беременности сни­жается, женщина адаптируется к своему состоянию, начинает осознавать переме­ны в жизни и ощущать движения своего ребенка. Возраст женщин группы физи­ологической беременности (ФБ) от 19 до 42 лет, средний возраст 30,8 лет. Возраст женщин из группы ЭКО от 24 до 49 лет, средний возраст 33,2 года. В группе ФБ 32% женщин (52 человека) не работают, 2,5% (4 человека) частично заняты, и 64% (104 человека) работают на полной заня­тости. В группе ФБ есть 1 респондентка, которая прекратила работать, как толь­ко забеременела. Среди женщин, участ­вовавших в программе ЭКО, не работают 37,1% (23) человека, ) частично заняты 1,6% (2 человека, работают на полную занятости 61,3% (37 человек). 39% нера­ботающих женщин (9 человек) оставили работу, как только забеременели - значи­мо больше, чем в группе ФБ (критерий фишера 4.192).

В группе ФБ 62,3% женщин (101 че­ловек) первородящие, 37,7% (61 человек) имеют опыт материнства. В груп­пе ЭКО 80,6% женщин первородящие, 19,4% имеют опыт материнства.

32,5% участниц исследования не пре­доставили сведения о наличии репро­дуктивных потерь в анамнезе. В группе ФБ 48 женщин сталкивались с репро­дуктивными потерями, 67 - не име­ют репродуктивных потерь в анамнезе. В группе ЭКО в анамнезе есть репродук­тивные потери у 16 женщин, с репродук­тивными потерями не сталкивались 22 женщин.

Среднее время ожидания беремен­ности в группе ФБ 28 месяцев, в группе ЭКО 71 месяц.

Результаты

Характеристика эмоционального и соматического состояния женщин во время беременности

Картина отношения к соматическому состоянию во время беременности зна­чимо не различается в группе ФБ и груп­пе ЭКО. Распределение ответов по шка­ле Соматическое состояние опросника «Стили переживания беременности» в группе ФБ и группе ЭКО представлено в таблице 1.


Таблица 1. Частотное распределение характера переживания своего соматического состояния женщинами из группы ФБ и группы ЭКО.

Большая доля амбивалентных, тревож­ных и отвергающих ответов в обеих груп­пах может быть объяснена особенностя­ми выборки: все участницы исследования столкнулись с соматическими проблема­ми в период беременности. Многие жен­щины затрудняются однозначно оценить свое состояние (амбивалентность) - на фоне хорошего самочувствия возника­ют периоды недомогания. У некоторо­го числа женщин соматическое состоя­ние вызывает тревогу, поскольку плохое самочувствие сопровождает их на про­тяжении всего периода беременности. Между группами ФБ и ЭКО были обнару­жены различия с учетом возраста и опы­та материнства. Среди первородящих женщин до 30 лет участницы программы ЭКО дают значимо больше тревожных ответов, чем их сверстницы в группе фи­зиологической беременности (критерий Фишера 2.67). Молодые женщины, бе­ременность которых наступила с помощью ЭКО, склонны больше тревожиться по поводу своего соматического состояния и его изменений, связанных с бере­менностью. Среди женщин старше 30 лет такой зависимости обнаружено не было. Вероятно, зрелые участницы программы ЭКО более успешно справляются с трево­гой, возможно они имеют более продол­жительный опыт врачебной поддержки.

Эмоциональное состояние беремен­ных респонденток в обеих группах мож­но охарактеризовать как амбивалентно-игнорирующее. Как видно из таблицы 2, распределение ответов в группах суще­ственно не различается.


Таблица 2. Частотное распределение характера эмоционального состояния женщин из группы ФБ и группы ЭКО

Несмотря на возникновения ослож­нений во время беременности, в обеих группах не наблюдается выраженной тревоги. В группе ЭКО полностью от­сутствуют тревожные ответы, в то время как в группе ФБ 2,5% тревожных ответов. Напротив, в выборке присутствует ярко выраженное игнорирование пережива­ний, связанных с особенностью их жиз­ненной ситуации - достаточно большой процент женщин отрицают возникнове­ние каких-либо изменений в своем эмоциональном состоянии. Возможно, по­явление негативных эмоций во время беременности расценивается как соци­ально нежелательное, поэтому респондентки предпочитают о них не сооб­щать. Проблема достоверности данных, полученных с помощью опросных ме­тодов, широко дискутируется в научной литературе. Игнорирование может вы­ступать в качестве защитного механиз­ма, реакции на возникшие проблемы со здоровьем. Преобладание ответа «Я ча­сто думаю о своем здоровье, здоровье своего ребенка, боюсь, что что-нибудь может случиться с ребенком во время родов и от этого на душе как-то неспокойно», который оценивается как амбивалентный, может также объясняться особенностью выборки. Таким образом, при возникновении проблем со здоро­вьем во время беременности женщины находятся в сходном эмоциональном состоянии, вне зависимости от участия в программе ЭКО. Тем не менее, между группами обнаружены различия с уче­том опыта материнства. В группе ЭКО среди имеющих опыт материнства респонденток, значимо больше игнори­рующих ответов (критерий Фишера 2.488), чем среди первородящих жен­щин. Первородящие женщины в группе ЭКО значимо чаще дают амбивалентные ответы по шкале Эмоциональное состо­яние (критерий Фишера 1.882 на уров­не 0,05), чем опытные участницы про­граммы ЭКО. Подобной зависимости в группе ФБ обнаружено не было. Опыт материнства несколько снижает тревогу во время беременности, однако вместо спокойствия опытные мамы демонстри­руют игнорирование. В связи с этим встает вопрос о мотивации родительст­ва и ценности ребенка для женщин, ре­шивших пройти процедуру ЭКО для ро­ждения второго ребенка.

Особенности эмоционального состо­яния женщин из программы ЭКО, полу­ченные с помощью опросника, находят подтверждение в рисуночной пробе. Тре­вожные переживания проявляются там более явно. Большинство рисунков в обе­их исследуемых группах содержат при­знаки тревоги: обилие штриховки, мел­кие бледные фигуры, отсутствие цвета и четких линий в рисунке (59% в группе ФБ и 83% в группе ЭКО). При этом, сре­ди участниц программы ЭКО значимо больше тревожных рисунков (критерий Фишера 1.84 на уровне значимости 0,05), чем среди женщин с физиологической беременностью. По-видимому, рождение ребенка для большинства женщин является событием, вызывающим тревогу, возможно, в связи с переменами в жизни, которые оно за собой неизбежно влечет. Тем не менее, предстоящее материнство вызывает больше опасений у мам группы ЭКО. Изменения в жизни связаны как раз с освоением роли родителя, выполнени­ем материнских функций. Таким обра­зом, и тревожные, и амбивалентные пере­живания связаны с системой отношений к ребенку и материнству.

Эмоциональное отношение к ребенку

В данной работе эмоциональное от­ношение матери к ребенку анализирует­ся по отношению женщин к шевелению ребенка. По мнению Филипповой отно­шение к шевелению является индикато­ром отношения к ребенку (Филиппова, 2002), проявляющемуся как в работе с опросником, так и в проективной рису­ночной пробе.

В целом по выборке преобладает по­зитивное отношение к шевелениям ре­бенка: в обеих исследуемых группах пре­обладают адекватные ответы по шкале Отношение к шевелениям ребенка опро­сника «Стили переживания беременно­сти» - 66% в группе ФБ и 64% в группе ЭКО. В выборке практически отсутствуют тревожные и отвергающие ответы. В груп­пе женщин с физиологической беремен­ностью выявлены различия в зависимости от времени ожидании беременности: жен­щины, не планировавшие беременность, дают значимо больше тревожных ответов, чем женщины, ее ожидавшие. Подобной закономерности не выявлено среди участ­ниц программы ЭКО, поскольку в дан­ной выборке отсутствуют респондентки, не планировавшие беременность. У женщин, не планировавших беременность, движения ребенка вызывают тревогу, ко­торая интерпретируется как опасения за здоровье ребенка, но может быть связана с осознанием реальности жизни ребен­ка, к которой, они, возможно не готовы. В группе ЭКО не обнаружено зависимости реакции на шевеление ребенка от време­ни ожидания беременности.

При положительном отношении к ре­бенку, удовольствии от начала контакта с ним в рисунках женщин наблюдается менее благополучная картина (см. та­блицу 3). Большая часть рисунков в обе­их группах содержит признаки эмоцио­нального отвержения и амбивалентного отношения к ребенку.


Таблица 3. Частотное распределение эмоционального отношения к ребенку по данным рисунка «Я и мой ребенок».

В группе ЭКО рисунков с эмоцио­нальным принятием ребенка значимо меньше, чем в группе ФБ (критерий Фи­шера 1.78 на уровне значимости 0,05). Рисунки женщин группы ЭКО значимо различаются в зависимости от возраста респонденток (хи-квадрат ,048).


Таблица 4. Частотное распределение эмоционального отношения к ребенку по данным рисунка «Я и мой ребенок» в группе ЭКО в зависимости от возраста респонденток.

По результатам, отображенным в та­блице 4, у женщин в группе ЭКО с воз­растом амбивалентность по отношению к ребенку нарастает, в то время как от­вержение ребенка достигает своего пика в возрасте 31-36 лет. Участницы про­граммы ЭКО прикладывают значительные усилия для того, чтобы самосто­ятельно родить ребенка, при этом на глубинном эмоциональном уровне им сложно принять будущего ребенка. Воз­можно, мотивацией лечения бесплодия является не сам ребенок, а факт его рождения, подтверждающий женскую состоятельность матери. С той же пробле­мой мы столкнулись не только среди участниц программы ЭКО, но и в груп­пе женщин ФБ, имеющих длительную историю бесплодия. Среди респонденток, ожидавших беременность от 0,5 до 1,5 лет, значимо больше рисунков с эмоциональным принятием ребенка, чем среди женщин, не планировавших беременность (критерий Фишера 2.267), ожидавших беременность от 1,5 до 5 лет (критерий Фишера 2.012 на уров­не значимости 0,05) и ожидавших бе­ременности более 5 лет (критерий Фи­шера 2.372). Если проблему принятия в группе женщин, для которых беремен­ность была незапланированной, можно связать с их неготовностью к появ­лению ребенка, то длительная история бесплодия может способствовать «сдви­гу мотива на цель» - для будущих мате­рей становится центральным мотивом сама беременность и роды, в то время как ребенок, требующий большого уча­стия женщины в реализации материн­ских функций, уже не является предме­том ее потребностной сферы.

Что касается образа будущего ребен­ка, в обеих группах преобладает эйфо­рическое представление о нем (в груп­пе ФБ 69,1%, в группе ЭКО 71%). То есть, четкого представления о ребенке мамы не имеют, они склонны его идеализи­ровать, им сложно выделить особенно­сти темперамента ребенка, динамику его шевелений. По выборке была обна­ружена связь представлений о будущем ребенке с наличием опыта материнст­ва: первородящие женщины дают зна­чимо больше амбивалентных ответов, чем опытные мамы (критерий Фишера 2,626). Однако по этому параметру груп­пы ЭКО и ФБ различаются. Среди перво­родящих женщин в группе ФБ значимо больше тревожных ответов, чем среди их сверстниц в группе ЭКО (критерий Фишера 1.985 на уровне значимости 0,05). Отсутствие опыта, неопределенность закономерно способствуют возра­станию уровня тревоги у молодых пер­вородящих женщин.

Недостаточную реалистичность в представлениях о ребенке мы зафик­сировали и с помощью рисуночной пробы. По ее результатам оказалось, что когнитивный образ ребенка не яв­ляется адекватным у 40% женщин как в группе ФБ, так и в группе ЭКО. Чуть ме­нее половины женщин рисуют ребенка старше младенческого возраста. В группе ФБ среди женщин, ожидавших беремен­ность более 5 лет, значимо меньше рисун­ков с адекватным когнитивным образом ребенка, по сравнению с респондентками, ожидавшими беременность от 0,5 до 1,5 лет (критерий Фишера 1.735 на уров­не значимости 0,05) и от 1,5 до 5 лет (кри­терий Фишера 2.009 на уровне значимо­сти 0,05). Такие результаты согласуются с неадекватными, эйфорическими представлениями матерей о ребенке, выявлен­ными по методике «Стиль переживания беременности». Ожидания женщин отно­сительно ребенка отличаются существен­ным завышением его психологического возраста. Матери рисуют картину своего взаимодействия с ребенком - дошколь­ником, а, зачастую, и подростком. Это время возросших возможностей ребенка и его нарастающей автономии, что позво­ляет быть не столь привязанной к ритму его жизни и оставлять достаточно време­ни для самореализации в иных сферах жизни. Возможно, период младенчест­ва - пик беспомощности и зависимости ребенка, вызывает наибольшие опасения и непринятие, поскольку связан с се­рьезными изменениями образа жизни, затратой физических и психологиче­ских ресурсов, не вписывающихся в иде­альную картину материнства. Как участ­ницы программы ЭКО, так и женщины с длительным периодом бесплодия име­ют искаженное, не основанное на реаль­ности представление о будущем ребенке и склонны его идеализировать, игнорируя неизбежность прохождения младенческо­го периода в его развитии. Можно пред­положить, что наиболее привлекатель­ным является сам факт наличия ребенка, который уже самостоятельный, умный и хороший, радует маму успехами, не тре­бует большого количества сил и времени на воспитание и уход, а процесс воспи­тания и взаимодействия с ним не входит в сферу интересов матери.

Отношение к материнству и выполнению родительских функций

Отношение к материнству и выпол­нению родительских функций в данной работе оценивалось, исходя из пред­ставления женщин о себе как о матери, степени принятия себя в роли матери и позиции по отношению к ребенку

В отношении представления женщин о себе как о матери, по всей выборке в целом были выявлены различия в за­висимости от времени ожидания бе­ременности (хи-квадрат = ,036). Среди женщин, не планировавших беремен­ность, значимо преобладают амбивален­тные ответы в сравнении с женщинами, ожидавшими беременность от 0,5 до 1,5 лет (критерий Фишера 2, 25, на уровне значимости 0,05), от 1,5 до 5 лет (крите­рий Фишера 2, 819) и более 5 лет (кри­терий Фишера 2, 188, на уровне значи­мости 0,05). Таким образом, женщинам, не планировавших беременность, слож­нее принять не только ребенка, но и себя в роли матери.


Рис. 1. Распределение ответов по шкале «Представление о себе как о матери» в группе ФБ и группе ЭКО.


Таблица 5. Частотное распределение характера отношения к себе в роли матери по данным рисунка «Я и мой ребенок

Как видно на рис. 1, в группе ФБ пре­обладают адекватные и тревожные пред­ставления о себе как о матери, в группе ЭКО преобладает эйфорическое пред­ставление. Указанные различия достигают уровня значимости (критерий Фишера 3.074). Важно отметить, что с возрастом эйфорическое пережива­ние усиливается. В группе ЭКО среди женщин старше 36 лет значимо больше эйфорических ответов, чем в младшей возрастной группе (до 30 лет) (крите­рий Фишера 1.84 на уровне 0,05) и сред­ней возрастной группе (от 31 до 36 лет) (критерий Фишера 2.66). Доля эйфорических переживаний определяется так­же временем ожидания беременности. По выборке в целом среди женщин, ожи­давших беременность более 5 лет, зна­чимо больше эйфорических ответов, чем среди не планировавших беремен­ность респонденток (критерий Фише­ра 2.649) и ожидавших беременность от 0,5 до 1,5 лет (критерий Фишера 2,24 на уровне значимости 0,05).

Таким образом, долгое ожидание бе­ременности, обусловленное репродук­тивными сложностями, необходимость использовать ЭКО способствуют фор­мированию идиллических представле­ний о будущем материнстве. Поскольку оно является труднодостижимой пер­спективой, у женщин создается пред­ставление, что основные сложности сос­редоточены именно в период ожидания материнства. Реальные трудности насту­пившего материнства в этой ситуации могут стать для них серьезным стрес­сором, вызвать неудовлетворенность собой. С одной стороны, такое идеалистическое представление может свиде­тельствовать об особой ценности материнства: возможно, женщина думает, что после преодоления стольких труд­ностей на пути к материнству, она будет великолепной матерью. С другой сторо­ны, такое представление может носить компенсаторный характер: бесплодие может оказывать негативное влияние на самооценку и женскую идентичность, вызвать сомнения в своей «нормально­сти» как женщины, поэтому она может настаивать на том, что «заслужила» ма­теринство и будет не худшей, а даже луч­шей матерью, чем другие женщины.

При доминирующем эйфорическом (группа ЭКО) и тревожном (группа ФБ) представлении о себе как о матери, в половине рисунков в обеих исследуе­мых группах отсутствует принятие себя в роли матери.

Рисунки большинства женщин в обе­их группах содержат неадекватную по­зицию по отношению к ребенку (75% в группе ФБ и 82,5% в группе ЭКО). Не­адекватная позиция матери по отноше­нию к ребенку характеризуется отсут­ствием телесного контакта, поддержки и защиты ребенка. На большинстве ри­сунков ребенок либо стоит рядом с ма­терью (не всегда мать держит ребенка за руку), лежит в коляске или кроватке на расстоянии от матери или просто «висит» в воздухе. Хотя в обеих груп­пах преобладает неадекватная позиция по отношению к ребенку, в группе ФБ значимо больше рисунков, на которых отражен телесный контакт и выполне­ние родительских функций, чем среди участниц программы ЭКО (хи-квадрат = ,029 на уроне 0,05).

Итак, при отсутствии принятия себя в роли матери и эмоционального при­нятия ребенка, участницы программы ЭКО демонстрируют большую неготов­ность к выполнению родительских фун­кций, что особенно ярко проявляется среди женщин от 31 до 36 лет. При этом женщины, получившие беременность с помощью ЭКО, высказывают идеалистические представления о ребенке, не демонстрируют сомнений в собст­венной родительской компетентности, что исключает возможность использо­вания периода ожидания для ее повы­шения.

Обсуждение результатов

В нашей работе результаты опросни­ка «Стиль переживания беременности» дополняют результаты проективной ме­тодики «Рисунок «Я и мой ребенок». Ис­пользованные методики позволили по­лучить непротиворечивые результаты. Однако проективные рисуночные про­бы позволяют зафиксировать большую выраженность исследуемых феноменов. Соматическое и эмоциональное состо­яние участниц исследования не разли­чается в зависимости от участия в программе ЭКО: болезненные ощущения периодически повторяются, тревожные переживания связаны со здоровьем ре­бенка и исходом беременности. На со­матическое и эмоциональное состояние женщины во время беременности во многом оказывает влияние не история бесплодия, а наличие актуальных про­блем со здоровьем. Группы ФБ и ЭКО во многом сходны по исследуемым пара­метрам материнского самосознания, од­нако обнаружены некоторые различия. Важно отметить, что участницы наше­го исследования успешно вынашивали беременность, т.е. в описанных психо­логических условиях беременность со­стоялась.

В целом, участницы программы ЭКО склонны идеализировать как своего бу­дущего ребенка, так и родительство в целом. Хотя идеализировать ребенка и себя в роли матери в большей степени склонны первородящие молодые мамы из группы ФБ, особенно ярко идеали­зация, при полном отсутствии тревог, проявляется у женщин в группе ЭКО. При декларировании идеальной кар­тины на глубинном эмоциональном уровне женщины группы ЭКО не всег­да демонстрируют принятие материн­ской роли, интерес к выполнению роди­тельских функций и принятие ребенка. В возрастной группе от 31 до 36 карти­на отвержения родительской позиции особенно яркая. Это может быть связано с переживанием возрастного кризиса, которое усиливается невозможностью перейти на новый уровень личностного развития - стать родителями. При этом, социальная успешность женщины опре­деляется наличием семьи и детей к 30-33 годам. Влияние возрастного кризиса на мотивацию родительства является обла­стью дальнейшего изучения.

Полученные результаты позволяют предположить, что за идеализацией сто­ит нежелание думать о возможных труд­ностях, связанных с родительством, а отказ принимать все стороны материн­ства является отвержением роли родите­ля. Основной интерес матерей в группе ЭКО сосредоточен на самом факте бере­менности и рождения ребенка, который представляется им уже самостоятельным, выросшим. Т.е. мы наблюдаем же­лание получить результат, минуя период глубокого погружения в процесс ухода за ребенком, его воспитания.

Не менее значимым условием фор­мирования внутренней материнской позиции оказалось время ожидания на­ступления беременности. Женщины, ожидавшие беременность много лет в группе ФБ на фоне принимающего от­ношения к ребенку и материнской роли также склонны к идеализации родитель­ства и будущего ребенка. Таким образом, возникновение репродуктивных слож­ностей, длительное время ожидания ребенка способствуют некоторому иска­жению реальности: долго ожидаемое и горячо желанное событие просто не может обладать негативными проявле­ниями, которые женщины игнорируют и вытесняют.

Адекватному восприятию родитель­ства способствует опыт материнства: женщины, имеющие детей, испытывают меньше тревоги и больше уверенности в своей родительской компетентности. Однако женщины из группы ЭКО ока­зываются в особой ситуации. Опыт ма­теринства не снижет уровня тревожных переживаний. Использование репродук­тивных технологий становится более значимым фактором даже по сравнению с опытом материнства. В этих условиях сохраняется большая доля неопределен­ности, что не позволяет им ощутить уве­ренность в своих силах и благополуч­ном исходе беременности.

Ограничением данного исследования является небольшой размер выборки и наличие соматических проблем у всех респонденток. Стоит отметить, что респондентки в группе ФБ демонстрируют сходное отношение к родительской по­зиции, хотя и менее ярко выраженное. В связи с этим, встает вопрос об иссле­довании выборки женщин не сталкивав­шихся с осложнениями течения бере­менности.

Выводы

  1. Эмоциональное состояние беремен­ной женщины и отношение к свя­занным с ней физиологическим из­менениям определяется не столько способом наступления беременности, сколько картиной реального благопо­лучия протекания беременности, сроком ожидания наступления беремен­ности и возрастом будущей матери.

  2. Участницы программы ЭКО на фоне ярко выраженного стремления к на­ступлению материнства не видят себя в роли матери, не готовы принять на себя выполнение родительских фун­кций. Их представление как о будущем ребенке, так и о себе в роли матери да­леки от реальности и носят эйфори­ческий характер.

  3. Склонность к идеализации ребенка усиливается в связи с возникновением репродуктивных сложностей и дли­тельным периодом бесплодия.

  4. Опыт материнства способствует сни­жению тревоги по поводу собствен­ной материнской компетентности и эмоциональному принятию ребенка.

Полученные результаты позволяют предположить, что за идеализацией сто­ит нежелание думать о возможных труд­ностях, связанных с родительством, а от­каз принимать все стороны материнства является отвержением роли родителя.

Литература:

Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович ; под ред. ; вступ. ст. Д.И. Фельдштейна. - Москва : Изд-во Ин-та практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1997. - 352 с.

Гарданова Ж.Р. Пограничные психические расстройства у женщин с бесплодием в программе вспомогательных репродуктивных технологий и их психотерапевтическая коррекция : дис докт. медиц. наук; [Моск. медико-стоматологич. инст. Россздрава]. - Москва, 2008 - 210 с.

Захарова Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции / Е.И. Захарова // Культурно-историческая психология. - 2008. - № 2. - С. 24-29.

Захарова Е.И. Курс лекций «Психологическое сопровождение беременности / МГУ им. М.В. Ломоносова - 2011.

Захарова Е.И. Психологические аспекты привычного невынашивания беременности: (тезисы) / Е.И. Захарова, А.С. Чуваева // Журнал акушерства и женских болезней. - Т. LX. - Спец. выпуск: Национальный конгресс «Дискуссионные вопросы современного акушерства». Санкт-Петербург, 1-4 июня 2011. - С. 41-42.

Капустин С.А. Стили родительского воспитания в семьях клиентов психологической консультации по детско-родительским проблемам / С.А. Капустин // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 4 - С. 76-90.

Лебедько А.В. Особенности течения беременности и родов у женщин с экстракорпоральным оплодотворением: автореферат дис               канд. мед. наук; [Белорусский гос. мед. универс.]. - Минск, 2013.

Мид М. Культура и мир детства / М. Мид ; сост. и предисл. И.С. Кона. - Москва : Наука, 1988. - 429 с. : ил.

Патяева Е.Ю. Системы социокультурного мотивирования: концептуальная модель / Е.Ю. Патяева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2013. - № 1 - С. 24-41.

Сидельникова В.М. Особенности течения и тактика ведения беременности после ЭКО и ПЭ / В.М. Сидельникова, З.С. Ходжаева, М.Б. Стрельченко и др. // Лечение женского и мужского бесплодия. Вспомогательные репродуктивные технологии / под ред. В.И. Кулакова, Б.В. Леонова, Л.Н. Кузьмичева. - Москва : Русское информационное агентство. - 2005 - 592 с. : ил., табл.

Филиппова Г.Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г.Г. Филиппова. - Москва : Изд-во Ин-та психотерапии. - 2002 - 240 с. : ил. Чеснокова М.Г. Общепсихологические основания исследования здоровья личности / М.Г. Чеснокова // Национальный психологический журнал. - 2013. - № 1(9). - С. 96-102.

Эриксон. Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон ; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. - Москва : Прогресс, 1996. - 344 с.

Fauser BCJM, Devroey P., Diedrich K., Balaban B., Bonduelle M., Delemarre-van de Waal H.A., Estella C., Ezcurra D., JPM Geraedts, Howles C.M., Lerner-Geva L., Serna J., Wells D. Evian Annual Reproduction (EVAR) Workshop Group 2011 Health outcomes of children born after IVF/ICSI: a review of current expert opinion and literature // Reproductive BioMedicine Online. - 2014. - V. 28. - p. 162-182.

Golombok S., MacCallum F., Goodman E. The “Test-Tube” Generation: Parent - Child Relationships and the Psychological Well-Being of In Vitro Fertilization Children at Adolescence // Child Development. - 2001. - V. 72. - № 2. - p. 599-608.

Gourounti K. et. al Perception of control, coping and psychological stress of infertile women undergoing IVF // Reproductive BioMedicine Online. - 2012. - V. 24. - p. 670-679.

Razina N.V. Attitudes to motherhood in different cultures // Psychology in Russia: State of the Art. - 2014. - 7(2). - 93-104. doi: 10.11621/pir.2014.0209 Hjelmsted A. et. al Personality factors and emotional responses to pregnancy among IVF couples in early pregnancy: a comparative study // Acta Obstet Gynecol Scand. - 2003. - V. 82. - p. 152-161.

Ola B., Ledger W.L. In vitro fertilization // Current Obstetrics & Gynaecology. - 2005. - V. 15. - p. 314-323.

Takafumi Sh. et. al. Parental age and assisted reproductive technology in autism spectrum disorders, attention deficit hyperactivity disorder, and Tourette syndrome in a Japanese population // Research in Autism Spectrum Disorders. - 2012. - V. 6. - 1. - p. 500-507. doi.org/10.1016/j.rasd.2011.07.010.

En

Yakupova V.A., Zakharov E.I. (2015). Internal maternal position of women who became pregnant using IVF. National psychological journal. 1 (17), 96-104.

Ru

Якупова В.А., Захарова Е.И. Внутренняя материнская позиция женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 96-104.

Keywords / Ключевые слова

pregnancy / беременность ; motherhood / материнство ; IVF / ЭКО ; parental position / родительская позиция ; pregnancy experience style / стиль переживания беременности

Abstract

Nowadays in vitro fertilization procedure is widespread. Due to improvements in medical technology parenting has become possible for couples who were doomed to childlessness. Practical request for psychological support couples who have decided to take part in the IVF program has been raised. Shaping the internal position of the IVF parent takes place in special psychological conditions. The IVF procedure is preceded by a period of infertility, the procedure is often the last chance to have a baby alone. Participation in the IVF program involves regular contact with doctors, medical personnel access to the intimate sphere of life couples. The paper analyzes the attitude of women participating in the IVF pregnancy program, the unborn baby and parenting - the elements constituting the parent position. The study which was attended by 224 pregnant women, 62 participants of IVF program and 162 women with physiological pregnancy was carried out on the basis of Kulakov Scientific Centre for Obstetrics, Gynecology and Perinatology. When analyzing the data obtained we were able to identify features of the internal position of women who became pregnant using IVF. In comparison with a group of women with physiological pregnancy, the IVF program participants tend to romanticize the role of parent and child. IVF program participants demonstrate unwillingness to take on the role of parent. The main motivation of mothers in the IVF group concentrated on the very fact of pregnancy and childbirth, proper parenting, while care and support for children is not appealing to women who became pregnant using IVF.

Important conditions for becoming a parent are the experience of motherhood and the time of pregnancy expectation.

Аннотация

В настоящее время процедура экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) получила широкое распространение. Благодаря совершенствованию медицинских технологий, родительство стало возможным для пар, которые были обречены на бездетность. Появился и практический запрос на психологическое сопровождение пар, решивших принять участие в программе ЭКО. Формирование внутренней материнской позиции при ЭКО происходит в особых психологических условиях. Процедуре ЭКО предшествует период бесплодия, сама процедура нередко является последней возможностью самостоятельно родить ребенка. Участие в программе ЭКО предполагает постоянный контакт с врачами, доступ медицинского персонала к интимной сфере жизни пары. В статье анализируется отношение женщин, участниц программы ЭКО, к беременности, будущему ребенку и выполнению родительских функций – элементам, составляющим материнскую позицию. Исследование, в котором приняли участие 224 беременные женщины, 62 участницы программы ЭКО и 162 женщины с физиологической беременностью, проводилось на базе ФГБУ Научного Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова. При анализе полученных данных удалось выявить особенности внутренней позиции женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО. По сравнению с группой женщин с физиологической беременностью, участницы программы ЭКО склонны к большей идеализации родительства и ребенка. При выраженном стремлении к материнству участницы программы ЭКО демонстрируют неготовность принять на себя роль родителя. Основная мотивация матерей в группе ЭКО сосредоточена на самом факте беременности и рождения ребенка, собственно выполнение родительских функций, забота о ребенке и его поддержка не является привлекательными для женщин, беременность которых наступила с помощью ЭКО.

Важными условиями становления материнской позицией оказались опыт материнства и продолжительность ожидания беременности.

Author(s) / Автор(ы)

Yakupova, Vera A. / Якупова Вера А. ; Zakharova E.I. / Захарова Е. И.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

Health Psychology & Medicine / Психология здоровья и медицина

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

National Psychological Journal / Национальный психологический журнал

Release Date / Год публикации

2015 ; 2015 - 2019

Pages / Страницы

96-104

DOI Number

10.11621/npj.2015.0111

Language / Язык публикации

Ru

Quotations / Авторские цитаты, отражающие содержание работы

Появляются данные, свидетельствующие о том, что среди психологических причин, приводящих к бесплодию, может быть дисгармоничное к нему отношение. Бесплодие часто имеет не только физиологические, но и психологические причины. Полученные результаты позволяют предположить, что за идеализацией стоит нежелание думать о возможных трудностях, связанных с родительством, а отказ принимать все стороны материнства является отвержением роли родителя.

Возврат к списку

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук