Articles / Статьи

Kutkovoy N.A. (2013). Surprise as a subject of research in social psychology. National psychological journal. 3 (11), 47-53. / Кутковой Н.А. Удивление как предмет социально-психологического исследования. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 47-53.

В настоящее время изучение эмо­ций представляет собой сложив­шееся относительно недавно, но достаточно мощное, самостоятельное направление исследований, находяще­еся на стыке социальной психологии и общей психологии эмоций. Рост ин­тереса к изучению эмоций обусловлен рядом факторов, прежде всего, невоз­можностью объяснения особенностей социального поведения с помощью чи­сто когнитивных моделей (Прихидько, 2009; Parkinson et al., 2005; Parrott, 2001; и др.). Кроме того, эмоции оказываются в фокусе внимания исследователей, т.к. в социальной психологии на первый план выступает изучение процессов социальных изменений, а эмоции игра­ют немаловажную роль в развитии этих изменений. Однако исследователи при изучении эмоций сталкивается с рядом проблем, прежде всего, теоретических, которые связаны с неоднозначностью трактовки термина «эмоция» (Barrett, 2006; Dixon, 2012; Izard, 2010; Mulligan, Scherer, 2012; Russell, 2003; Scarantino, 2012).

Эмоции определяются как много­компонентное явление. Несмотря на то, что компонентный состав эмоций бо­лее-менее определен, исследователи по- разному понимают то, каким образом эти компоненты собираются в единую эмоцию. В настоящее время феномен эмоций осмысляется на описательном уровне, а попытки объяснить суть этих явлений только начинают появляться. Следовательно, основной вопрос современной психологии эмоций - это во­прос о предмете исследования, о еди­нице исследования эмоциональных явлений (Кутковой, Стефаненко, 2014).

В упоминавшихся выше работах вы­сказано несколько различных вариантов решения этого вопроса, наиболее раз­работанной для теоретического анализа нам представляется концепция К. Изар- да (Izard, 2010). Он предлагает в качестве предмета исследования эмоций анализи­ровать единичные эмоции, т.е. те явления, которые категоризуются субъектом как одна и та же эмоция, например, удивле­ние. Многие эмпирические исследования придерживаются такой логики: при опи­сании эмоции исследователи обобщают свои результаты и переносят их на дру­гие случаи проявления этой же эмоции. Таким образом, использование подхода К. Изарда для анализа эмпирических исследований позволяет провести их систематизацию с точки зрения той эмоции, которую они изучают, и ее компонентов.

Предметом настоящей статьи явля­ется эмоция удивления и ее роль в со­циально-психологических процессах познания и общения. Различными иссле­дователями были сделаны предположе­ния о том, что удивление играет значи­тельную роль в социальном поведении человека (Meier et al., 1997; Reisenzein et al., 2006; Wilkinson, Kitzinger, 2006; и др.). Однако данные исследования носят ско­рее точечный характер.

Цель данной статьи - обобщение и анализ исследований удивления в рам­ках психологии социального познания и общения.

Прежде всего, необходимо разо­браться, что представляет собой удив­ление с точки зрения его исследователей. Многие авторы относят удивление к базовым эмоциям (Изард, 2006; Экман, 2010; Plutchik, 1991; Tomkins, 2008) и определяют его как эмоцию, возникаю­щую в ответ на внезапное событие. Удив­ление отличают от других эмоций по следующим признакам:

  1. Удивление кратковременно и, следо­вательно, плохо осознается, его труд­но описать.

  2. Удивление не имеет собственной по­зитивной и негативной окраски, ее ему придают другие эмоции, следую­щие за удивлением в каждой конкрет­ной ситуации.

  3. Удивление, само по себе, связано с прерыванием предшествующей ему активности и не обладает мотивирую­щим действием.

Рассмотрим подробнее компоненты, которые входят в понятие удивления.

Традиционно при анализе эмоции рассматривается ряд следующих компо­нентов (Harre, 2009; Scherer, 2005):

  • Направленность эмоции - то, из-за чего происходит и куда направлена эмоция. Данный компонент выявляет­ся с помощью понятия события, вызы­вающего удивление;

  • Экспрессивный компонент эмоции, выраженный в лицевой и вокальной экспрессии;

  • Переживание эмоции, т.е. изменение субъективного состояния, вызванно­го эмоцией.

Существует еще ряд компонентов, которые не рассматриваются нами из- за их недостаточной разработанности в рамках изучения удивления. Обсудим исследования отмеченных компонен­тов удивления. В соответствии с целью нашей работы мы освещаем эти иссле­дования не обзорно, но фокусируясь на социально-психологических особенно­стях этих компонентов.

Посмотрим на удивление с точки зрения события, которое его вызывает. Удивление обычно описывается как эмо­ция, возникающая в ответ на неожидан­ное событие. Что представляет собой неожиданное событие - это отдельный вопрос: какие события являются нео­жиданными, какие критерии неожидан­ности необходимо выделить для того, чтобы говорить о возникновении удивления и пр. Можно выделить несколько дихотомий, которые образуют подхо­ды к раскрытию события, вызывающего удивление:

  1. Объектно- или субъектно-ориентированность подхода. В рамках объ­ектно-ориентированного подхода, развивающегося, прежде всего, в ин­форматике и, отчасти, в когнитив­ной психологии, удивление считается свойством информации (Baldi, 2002; Fisk, Pidgeon, 1998). Следова­тельно, оно является особым эф­фектом информационной системы, который может быть вычислен веро­ятностно - удивление возникает в от­вет на маловероятное событие. Механизмы этого процесса описывают другие подходы, описываемые ниже. Субъектно-ориентированный подход рассматривает активность субъекта как событие, вызывающее удивление. При этом, во-первых, отмечается активность удивляющего, например, совершение определенного действия. Во-вторых, описывается активность удивляемого, насколько это действие неожиданно для него. В-третьих, ана­лизируется взаимодействие этих субъектов, например, коммуникативные средства, используемые этими субъ­ектами (Gasparini, 2004; Wilkinson, Kitzinger, 2006).

  2. Точечность или включенность нео­жиданного события в более широкий контекст. Исследователи, понимаю­щие вызывающее удивление событие как точечное, описывают его, прежде всего, как маловероятное. При этом, степень удивления ставится в соответствие вероятности этого события - объективной или, чаще, субъективной (Fisk, Pidgeon, 1998). При включении в исследование контекста ситуации большинство исследователей (Meier et al., 1997; Schutzwohl, 1998; Teigen, Keren, 2003) подразумевают сравне­ние субъективной вероятности про­изошедшего события с ожиданиями субъекта, т.е. в анализе возникает когнитивная схема, несоответствие ко­торой вызывает удивление. Наконец, в контекст можно включить такие ха­рактеристики, как интенции участни­ков (Wilkinson, Kitzinger, 2006), нормы взаимодействия (Tobin, 2009), семан­тику ситуации (Bartsch, Estes, 1997).

Таким образом, с точки зрения соци­альной психологии удивление может рассматриваться как рассогласование нормативного и/или семантического пространства взаимодействия. Аналогич­но, с отсылкой на нормативную рамку социальными психологами рассматри­ваются и другие эмоции, возникновение которых нельзя привязать к точечно­му стимулу (Fischer et al., 2003; Friedlund, 1991). Например, удивление от событий 11 сентября 2001 г. рассматривается как совершенно непохожее на удивление от выигрыша в лотерее, хотя и то, и другое называется удивлением и т.д.

Следующим наиболее исследованным компонентом удивления является эк­спрессивный компонент. Традиционно этот компонент рассматривает отдель­но лицевую и вокальную экспрессию. Существуют и другие виды экспрессии, однако для удивления они не исследо­ваны. Вокальная экспрессия подразделя­ется на паравербальную - исследование интонаций при удивлении (Selting, 1996) и вербальную. Вербальная экспрессия удивления в русскоязычной литературе исследована лингвистами, которые соста­вили список слов и выражений, обозначающих в языке удивление (Дорофеева, 2002). Наибольший интерес представля­ет лицевая экспрессия, с которой связа­но самое мощное направление исследо­вания эмоций - эволюционная теория эмоций. Мимическое выражение удив­ления описано множеством исследова­телей (Дарвин, 2001; Изард, 2006; Экман, 2010; Ekman, Friesen, 2003; Tomkins, 2008). Оно характеризуется широко открыты­ми глазами и ртом, а также поднятыми бровями, в различных сочетаниях этих трех признаков. В последнее время, од­нако, соответствие конкретной экспрес­сии определенной эмоции ставится под вопрос - это относится и к случаю удив­ления (Reizensein et al., 2006; Reizensein, Studtmann, 2007; Schutzwohl, Reizensein, 2012). В частности, исследователи отмечали, что мимически удивление прояв­ляется в различных условиях в целом не более чем в 50% случаев, при этом пра­ктически всегда в неполной экспрессии. Таким образом, наблюдается рассогласо­вание между эмоцией и ее экспрессией и условия, при которых частота экспрес­сии повышается или понижается, пока не обнаружены.

Этими условиями могут оказаться раз­личные процессы общения: необхо­димость передачи удивления другому, организация с помощью удивления вза­имодействия, возможность непосредст­венного восприятия удивления другим. В частности, такие условия были най­дены для эмоции радости и ее экспрес­сии - улыбки: например, болельщики при победе своей команды практически не улыбаются, радость выражается толь­ко в ситуации коммуникации (Friedlund, 1991; Ruiz-Belda et al., 2003). Все это ука­зывает на достаточно сложную и дале­ко не однозначную связь между эмоцией и экспрессией, которую принято припи­сывать этой эмоции, и на важную роль того социального контекста, в котором фиксируется эмоция. Это соотносится и с данными, полученными в рамках тео­рии социального обмена (Rime, 2009), сви­детельствующими, что около 80-95% пере­живаемых эмоций становятся предметами диалогов между людьми во всех культурах. В различных исследованиях показано, что в ситуации общения эмоции играют важ­ную роль, которую нельзя понять только с точки зрения изолированного индиви­да, изолированной эмоции. Это касается, например, процесса понимания, процес­сов интерпретации эмоций, выраженных в экспрессии (Лабунская, 1999).

Рассмотрим компонент пережива­ния удивления. Следует отметить, что переживание в контексте данной ста­тьи понимается как представленность в сознании субъекта определенной эмо­ции (Scherer, 2005) без включения дея­тельностного компонента в это понятие. В различных исследованиях удивления (как и в исследованиях других эмоци­ональных переживаний) переживание понимается по-разному, основанием для разделения подходов является методология проводимого исследования:

  1. Переживание удивления как самоот­чет испытуемого (Reizensein, 2000). По сути, это лишь индикативный по­казатель, позволяющий исследовате­лю фиксировать удивление в дополнение к другому признаку, например, экспрессии. Данный самоотчет может включать некоторые шкалы, например, интенсивности или окрашенно­сти переживания.

  2. Переживание удивления как систе­ма значений (Goddard, 1997). Данный подход - психосемантический рас­сматривает удивление в рамках опре­деленных значений, представленных в конкретной языковой культуре, на­пример, в рамках теории семантических универсалий А. Вержбицкой (Wierzbicka, 1999).

  3. Переживание удивления как экспрес­сия, высказывание (Wilkinson, Kitzinger, 2006). Данный подход, весьма специфичный, относится к исследованиям социальных ситуаций удивления, когда удивленный человек сообщает о своем удивлении другому, и по этому сообще­нию делаются выводы о характере удив­ления, т.е. переживание понимается как лингвистическая конструкция. Пережи­вание в этом случае рассматривается в конкретном коммуникативном кон­тексте и отражает этот контекст.

Таким образом, мы рассмотрели ос­новные компоненты удивления и по­казали, что они могут быть проанализированы с точки зрения социальной психологии. Отсюда можно сделать вы­вод, что удивление, хотя и относимое многими исследователями к базовым, преимущественно биологически детер­минированным эмоциям, можно обсу­ждать и в контексте процессов общения и социального познания.

Наибольшее количество исследова­ний удивления было проведено в рам­ках психологии социального познания. Первым поставил вопрос о роли эмо­ций в процессах социального познания, конкретно в атрибутивных процессах Б. Вайнер (Weiner et al., 1979). По Вай­неру, атрибуция случайного стечения обстоятельств как в случае успеха, так и в случае неудачи будет вызывать удивление. Б. Вайнером была предложена модель взаимосвязи когниций и эмоций в атрибутивном процессе (ibid.), кото­рая была уточнена для случая удивления (Stiensmeier-Pelster et al., 1995) (рис. 1).


Рис. 1. Атрибутивная модель возникновения удивления Б. Вайнера

Эта модель обладает несколькими важными для нас особенностями:

  1. Удивление (как и другие эмоции) явля­ется частным следствием атрибуции, а именно, атрибуции удачи, что было показано эмпирически (Weiner et al., 1979). То есть, удивление в этом случае скорее является отсроченной оценкой события, чем реакцией на него;

  2. Атрибуция является процессом, опо­средующим появление удивления в результате нарушенных ожиданий;

  3. Нарушение ожиданий может при­водить не только к удивлению, но и к другим эмоциям, в зависимости от той причины, которая вызвала со­бытие, вызвавшее нарушение. Таким образом, нарушение ожиданий явля­ется важным механизмом, запускаю­щим поиск причин события, а только потом, через атрибуцию, триггером эмоций.

Однако в рамках такого рассмотре­ния удивление (и другие эмоции) ста­новится эпифеноменом атрибуции, важным только как проявление опре­деленного типа приписывания и не ве­дет к каким-либо действиям. Кроме того, данная модель противоречит другим те­ориям удивления ((Изард, 2006; Экман, 2010), которые утверждают, что удивле­ние - это эмоция, которая мало поддает­ся контролю и которая быстро возника­ет и относительно коротка по времени.

Модель Б. Вайнера была переработа­на В. Мейером и его коллегами по отно­шению к случаю удивления - это про­цессуальная модель удивления (Gendolla, Koller, 2001; Meier et al., 1997; Stiensmeier- Pelster et al., 1995) (рис. 2).


Рис. 2. Процессуальная модель удивления В. Мейера и его коллег (по Meier et al., 1997).

Данная модель обладает несколькими особенностями:

  1. Нарушение ожиданий в ней пред­ставлено классической когнитивной структурой сверки произошедше­го события с имеющейся у субъекта схемой ситуации (Schutzwohl, 1998). Согласно процессуальной модели, сверка со схемой происходит автома­тически и при любом событии;

  2. Удивление непосредственно является результатом оценки события, как противоречащего схеме. Таким образом, в отличие от предыдущей модели, удивление является автоматической реакцией на любые неожиданные события без посредства атрибутив­ных процессов. Данный тезис прове­рялся в эмпирических исследовани­ях (Stiensmeier-Pelster, 1995), которые показали, что удивление является результатом неожиданного события, а не атрибуции определенного типа;

  3. Удивление запускает процессы атрибу­ции в целом. Также запускаются другие процессы, в частности, проверка того, насколько действия субъекта соответ­ствуют ситуации (Meier et al., 1997);

  4. Удивление и последующие когнитив­ные процессы запускают модифика­цию схемы ситуации и полученная информация используется в дальней­ших сверках происходящих событий и схемы. В целом, можно заметить, что модель является конкретизацией удивления классической схемы когнитивной психологии - перцептивного цикла У. Найссера (Найссер, 1981).

Данная модель решает многие вопро­сы, возникающие к схеме Б. Вайнера, но, в свою очередь ставит новые. Во-первых, не до конца понятно, что представляет собой схема, поскольку это понятие, как отмечает, в частности, У. Найссер, очень многозначно (Найссер, 1981, С. 72-73). Непонятно, какие знания несет схема, ка­ким образом она структурирует ситуа­цию, хотя и ясно, что она соотносит то, что происходит, с тем, что ожидается. Во- вторых, удивление в рамках этой моде­ли видится как когнитивная реакция, как оценка неожиданности некоторого со­бытия. В-третьих, на удивление в данной модели может оказывать влияние группа факторов, которые не прописаны отдель­но и практически не исследуются.

Такими факторами можно считать особенности общения и взаимодейст­вия. В рамках обозначенных моделей анализируется поведение единично­го субъекта, что оставляет за скобками целый пласт ситуаций, связанных с познанием социальных ситуаций. В то же время, разными исследовате­лями показана специфичность удивле­ния в этих ситуациях. Например, в нескольких исследованиях (Bartsch, Estes, 1997; Wilkinson, Kitzinger, 2006) авторы показали, как удивление конструирует­ся и разворачивается в различных кон­текстах ежедневных разговоров, рас­смотрели, как строятся такие ситуации, какие языковые практики поддержива­ют удивление, выявили, что удивление позволяет воспроизводить и понимать нормативную сферу ситуации взаи­модействия. В другом исследовании (Reissland et al., 2002) продемонстриро­вана важная роль удивления и его выра­жения в регуляции совместной деятель­ности матери и ребенка.

Однако данные исследования носят единичный характер и требуют дальней­шей разработки, поскольку удивление может оказаться важным механизмом социального познания, запускающим анализ происходящих событий. Напри­мер, неожиданные события в рамках скриптов заставляют людей анализиро­вать эти события, которые запоминают­ся даже лучше, чем сами скрипты (Андреева, 2005, С. 130). Удивление, таким образом, может рассматриваться как механизм изменения социальной ин­формации, хранящейся в прототипах, схемах и скриптах. Возможными на­правлениями исследования может быть исследование путей анализа неожидан­ных событий и роли удивления в них. Например, каким образом, с помощью прототипов удивления, эти пути анализа структурируются в системе социальных знаний человека. Отдельной проблемой является вопрос о роли общения и сов­местной деятельности в этих процессах: как осуществляется совместное позна­ние некоторого неожиданного события, какую роль при этом играет удивление, каким образом посредством удивления строится коммуникация и т.д. Исследование этих вопросов позволит выявить ту роль, которую играют базовые эмо­ции (через удивление) в социальных процессах.

Литература:

Андреева Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - Москва : Аспект Пресс, 2005.

Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных / Ч. Дарвин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001.

Дорофеева Н.В. Удивление как эмоциональный концепт : автореферат дис.... кандидата филологических наук. - Краснодар, 2002.

Изард К. Психология эмоций / К. Изард. - Санкт-Петербург : Питер, 2006.

Кутковой Н.А. Понятие эмоций в социальной психологии XXI века: основные подходы / Н.А. Кутковой, Т.Г. Стефаненко // Психологические исследования. - 2014. - Т. 7. - № 33. - С. 7. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psystudy.ru - (дата обращения : 20.03.2014)

Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону : Феникс, 1999.

Найссер У. Познание и реальность / У. Нейссер. - Москва : Прогресс, 1981.

Прихидько А.И. Проблема эмоций в зарубежной социальной психологии / А.И. Прихидько // Вопросы психологии. - 2009. - № 1. - С. 141-152.

Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь / П. Экман. — Санкт-Петербург : Питер, 2010.

Baldi P. A computational theory of surprise // Blaum M., Farrell P.O., van Tilborg H.C.A. (Eds.) Information, coding, and mathematics. - Boston: Kluwer Academic Publishers, 2002. - P. 1-26.

Barrett L.F. Are emotions natural kinds? // Perspectives on Psychological Science. - 2006. - Vol. 1(1). - P. 28-58.

Bartsch K., Estes D. Children’s and adults’ everyday talk about surprise // British Journal of Developmental Psychology. - 1997. - Vol. 15(4). - P. 461-475.

Dixon T. “Emotion”: The history of a keyword in crisis // Emotion Review. - 2012. - Vol. 4(4). - P. 338-344.

Ekman P., Friesen W.V. Unmasking the face. - Cambridge, MA: Malor, 2003.

Fischer A.H., Manstead A.S.R., Zaalberg R. Social influences on the emotion process // European Review of Social Psychology. - 2003. - Vol. 14(1). - P. 171-201.

Fisk J.E., Pidgeon N. Conditional probabilities, potential surprise, and the conjunction fallacy // The Quarterly Journal of Experimental Psychology Section A: Human Experimental Psychology. - 1998. - Vol. 53(3). - P. 655-681.

Friedlund A.J. Sociality of solitary smiling: Potentiation by an implicit audience // Journal of Personality and Social Psychology. - 1991. - Vol. 60(2). - P. 229-240.

Gasparini G. Anticipation and the surprises of everyday life // Social Science Information. - 2004. - Vol. 43(3). - P. 339-348.

Gendolla G., Koller M. Surprise and motivation of causal search: How are they affected by outcome valence and importance? // Motivation and Emotion. 2001. - Vol. 25(4). - P. 327-349.

Goddard C. Contrastive semantics and cultural psychology: 'Surprise’ in Malay and English // Culture and Psychology. - 1997. - Vol. 3(2). - P. 153-181.

Harre R. Emotions as cognitive-affective-somatic hybrids // Emotion Review. - 2009. - Vol. 1(4). - P. 294-301.

Izard C.E. The many meanings/aspects of emotion: Definitions, functions, activation, and regulation // Emotion Review. - 2010. - Vol. 2(4). - P. 363-370.

Meier W-U., Reisenzein R., Schutzwohl A. Toward a process analysis of emotions: The case of surprise // Motivation and Emotion. - 1997. - Vol. 21(3). - P. 251-274.

Mulligan K., Scherer K.R. Toward a Working definition of emotion // Emotion Review. - 2012. - Vol. 4(4). - P. 345-357.

Parkinson B., Fischer A.H., Manstead A.S.R. Emotion in social relations. - New-York: Psychology Press, 2005.

Parrott W.G. (Ed.) Emotions in social psychology. Essential readings. - Philadelphia: Psychology Press, 2001.

Plutchik R. The emotions: Facts, theories, and a new model. - Lanham, MD: University Press of America, 1991.

Reisenzein R. The subjective experience of surprise // Bless H., Forgas J. P. (Eds.) The message within: The role of subjective experience in social cognition and behavior. - Philadelphia: Psychology Press, 2000. - P. 262-279.

Reisenzein R., Bordgen S., Holtbernd T., Matz D. Evidence for strong dissociation between emotion and facial displays: The case of surprise // Journal of Personality and Social Psychology. - 2006. - Vol. 91(2). - P. 295-315.

Reisenzein R., Studtmann M. On the expression and experience of surprise: No evidence for facial feedback, but evidence for a reverse self-inference effect // Emotion. - 2007. - Vol. 7(3). - P. 612-627.

Reissland N., Shepherd J., Cowie L. The melody of surprise: Maternal surprise vocalizations during play with her infant // Infant and Child Development. 2002. - Vol. 11(3). - P. 271-278.

Rime B. Emotion elicits the social sharing of emotion: Theory and empirical review // Emotion Review. - 2009. - Vol. 1(1). - P. 60-85.

Ruiz-Belda M.A., Fernandez-Dols J.M., Carrera P., Barchard K. Spontaneous facial expressions of happy bowlers and soccer fans // Cognition and Emotion. - 2003. - Vol. 17(2). - P. 315-326.

Russell J.A. Core affect and the psychological construction of emotion // Psychological Review. - 2003. - Vol. 110(1). - P. 145-172.

Scarantino A. How to define emotions scientifically // Emotion Review. - 2012. - Vol. 4(4). - P. 358-368.

Scherer K.R. What are emotions? And how can they be measured? // Social Science Information. - 2005. - Vol. 44(4). - P. 695-729.

Schutzwohl A. Surprise and schema strength // Journal of Experimental Psychology: Learning, Memory, and Cognition. - 1998. - Vol. 24(5). - P. 1182­1199.

Schutzwohl A., Reisenzein R. Facial expressions in response to a highly surprising event exceeding the field of vision: A test of Darwin’s theory of surprise // Evolution and Human Behavior. - 2012. - Vol. 33(6). - P. 657-664.

Selting M. Prosody as an activity-type distinctive cue in conversation: The case of so-called 'astonished’ questions in repair initiation // Couper-Kuhlen E., Selting M. (Eds.) Prosody in conversation: interactional studies. - Cambridge: Cambridge University Press, 1996. - P. 231-270.

Stiensmeier-Pelster J., Martini A., Reisenzein R. The role of surprise in the attribution process // Cognition and Emotion. - 1995. - Vol. 9(1). - P. 5-31.

Teigen K.H., Keren G. Surprises: low probabilities or high contrasts? // Cognition. - 2003. - Vol.87(2). - P. 55-71.

Tobin V. Cognitive bias and the poetics of surprise // Language and Literature. - 2009. - Vol. 18(2). - P. 155-172.

Tomkins S.S. Affect Imagery Consciousness: The Complete Edition (Vol. 1). - New-York: Springer, 2008.

Weiner B., Russell D., Lerman D. The cognition-emotion process in achievement-related contexts // Journal of Personality and Social Psychology. - 1979. - Vol. 37(7). - P. 1211-1220.

Wierzbicka A. Emotions across languages and cultures: Diversity and universals. - Cambridge: Cambridge University Press, 1999.

Wilkinson S., Kitzinger C. Surprise as an interactional achievement: Reaction tokens in conversation // Social Psychology Quarterly. - 2006. - Vol. 69(2). P. 150-182.

En

Kutkovoy N.A. (2013). Surprise as a subject of research in social psychology. National psychological journal. 3 (11), 47-53.

Ru

Кутковой Н.А. Удивление как предмет социально-психологического исследования. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 3(11). – С. 47-53.

Keywords / Ключевые слова

surprise / удивление ; components of emotion / компоненты эмоции ; expression / экспрессия ; attributional model of surprise / атрибутивная модель удивления ; emotional experience / переживание ; process model of srprise / процессуальная модель удивления

Abstract

The paper presents a theoretical analysis of surprise from the perspective of social psychology. Surprise is an emotion that occurs in response to an unexpected event. The components of surprise are as follows: (1) the trigger event of surprise, (2) the expression of surprise and (3) the emotional experience of surprise. Various approaches to the trigger event of surprise and criteria of its analysis are emphasized: the first criterion whether the trigger event is influenced by the probability of information or the activity of the subjects, and the second criterion is whether the event is included in the broader context. Paraverbal and facial expressions of surprise are described on a par with the environmental influence on the expression repertoire and intensity. The basic approaches to understanding the emotional experience of surprise are as follows: (1) descriptive approach, (2) psychosemantic approach, (3) discursive approach. Although surprise is mostly considered as a basic emotion, some researchers suggest that it plays an important role in social cognition of expectation-discrepant events. Models that explain the role of surprise in this process are as follows: (1) the attributional model of surprise developed by B. Weiner and colleagues according to which surprise is a consequence of the attribution to luck; (2) the process model of surprise developed by W. Meyer and colleagues in which surprise is included in the broader context of social cognition as a general emotional reaction to an unexpected event and the attribution and various processes of social cognition are considered as consequences of surprise. However, these models analyze surprise of isolated subject without considering the social interaction. The author defines the possibilities of analysis of surprise as a mechanism of assimilation and modification of social information stored in the prototypes, scripts and schemas.

Аннотация

В статье проводится теоретический анализ эмоции удивления с позиции социальной психологии. Удивление представляет собой эмоцию, возникающую в ответ на неожиданное событие. В статье анализируются компоненты, составляющие удивление, а именно: события, вызывающего удивление, экспрессии удивления, переживания удивления. 

Рассматриваются различные подходы к пониманию события, вызывающего удивление, выделяется, насколько это событие связано с поступающей информацией или с активностью субъектов, а также насколько оно включено в контекст. Описывается паравербальная и лицевая экспрессия удивления, освещено влияние условий, в которых находится удивляющийся человек, на выраженность и репертуар его экспрессии. Приводятся основные подходы к пониманию переживания удивления: описательный, психосемантический, дискурсивный. Несмотря на то, что удивление причисляют в основном к базовым эмоциям, исследования выявили, что оно играет значительную роль в социальном познании ситуаций, противоречащих ожиданиям. Представлены модели, объясняющие роль удивления в этом процессе. Во-первых, это атрибутивная модель удивления Б. Вайнера и коллег, которые считают, что удивление является проявлением атрибуции удачи. Во-вторых, это процессуальная модель удивления В. Мейера и его коллег. Согласно ей, удивление входит в более широкий контекст социального познания, являясь общей эмоциональной реакцией на неожиданное событие и включая различные процессы анализа этого события. Однако данные модели анализируют удивление изолированного субъекта, без учета его окружения и особенностей общения. В заключении обозначается возможность исследования удивления как механизма усвоения и модификации социальной информации, сохраняющейся в прототипах, скриптах и схемах.

Author(s) / Автор(ы)

Kutkovoy Nikolay A. / Кутковой Николай А.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

Communication Systems / Психология коммуникационных систем

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

National Psychological Journal / Национальный психологический журнал

Release Date / Год публикации

2010 - 2014 ; 2013

Pages / Страницы

47-53

DOI Number

10.11621/npj.2013.0306

Language / Язык публикации

Ru

Quotations / Авторские цитаты, отражающие содержание работы

<p>
     …Рост интереса к изучению эмоций обусловлен рядом факторов, прежде всего, невозможностью объяснения особенностей социального поведения с помощью чисто когнитивных моделей…
</p>
<p>
     …Удивление, хотя и относимое многими исследователями к базовым, преимущественно биологически детерминированным эмоциям, можно обсуждать и в контексте процессов общения и социального познания…
</p>
<p>
     …Удивление может рассматриваться как механизм изменения социальной информации, хранящейся в прототипах, схемах и скриптах…
</p>

Возврат к списку

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2017 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук