Articles / Статьи

Zinchenko Y. P., Veraksa A.N., Leonov S.V. (2015). A certificate for professional psychologists EuroPsy in Russia: past and future. Questions of psychology. 1, 82-87 / Зинченко Ю.П., Веракса А.Н., Леонов С.В. Сертификат профессиональных психологов ЕвроПси в России: опыт и перспективы // Вопросы психологии. 2015. 1. СС.82-87.

Российское психологическое общество (РПО) имеет богатую историю. Оно было основано 24 января 1885 г. по инициативе М.М. Троицкого и поддержано 14 профессорами различных факультетов Московского университета, которые и выступили его учредителями. На своем первом заседании 24 января 1885 г. члены-учредители избрали на три года совет общества, состоявший из председателя, секретаря, их товарищей (заместителей). Председателем был избран основатель общества философ и психолог М.М. Троицкий, товарищем председателя — доктор медицины В.А. Легонин, секретарем — юрист Н.А. Зверев, товарищем секретаря — Д.Н. Анучин. На этом же заседании члены-учредители предложили к избранию в действительные члены общества еще 53 лица. На сегодняшний день РПО насчитывает около 5 тыс. членов. В структуре РПО - 62 региональных отделения и 16 научных секций.

Несмотря на более чем столетнюю историю существования общества, в России до сих пор отсутствует законодательное регламентирование профессиональной деятельности психолога. Только в 2014 г. в Государственную думу внесен на рассмотрение проект закона «Об оказании психологической помощи населению РФ». Первый шаг сделан, однако развитие психологической науки и практики требует не только создания национального стандарта, но и интеграции российских специалистов в международное профессиональное сообщество. Поэтому Российское психологическое общество в 2008 г. инициировало поиск международного стандарта, который подтверждал бы высокое качество получаемой профессиональной подготовки в России в сравнении с другими странами. Началась интенсивная работа по развитию отношений и интеграции Российского психологического общества с Европейской федерацией психологических ассоциаций (ЕФПА; European Federation of Psychological Associations - EFPA).

История ЕвроПси

Концепция ЕвроПси была официально сформулирована в 1997 г. через программу Европейского Союза (ЕС) в рамках генеральной директивы Европейского Союза 89/48/ЕС «Взаимное признание диплома о высшем образовании». В рамках концепции было отражено общее согласие ассоциаций - членов ЕФПА в том, что профессиональное образование должно продолжаться не менее шести лет, проводиться только в вузах и включать как супервизию, так и проведение оригинальных научных исследований. ЕФПА приняла решение о том, чтобы направить усилия на разработку единого европейского диплома по психологии, который способствовал бы мобильности и качеству профессиональной подготовки. В 2001 г. ЕФПА приняла документ «ЕвроПси, модель образования и подготовки психологов в Европе», послуживший основой для разработки сертификата ЕвроПси. В 2005 г. по согласованию с Европейской комиссией на Генеральной Ассамблее ЕФПА была принята «Структура европейского диплома», представляющая собой набор европейских стандартов по психологии, которые служат основой для оценки академического образования и профессиональной подготовки психологов в странах Евросоюза, а также в странах, входящих в ЕФПА. Сформулированные в документе принципы предполагали защиту потребителя психологических услуг (за счет качества подготовки и компетентности специалистов), мобильность, транспарентность и (особо значимый в ЕС) «принцип подчиненности», т.е. приоритет национальных уставов или правил, уже установившихся в практике.

В двухлетнем пилотном проекте ЕвроПси приняли участие шесть стран: Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Испания и Великобритания, национальным психологическим ассоциациям которых надлежало создать свою систему сертификации ЕвроПси. Пилотный проект показал, что концептуальные основы ЕвроПси являются достаточно гибкими и могут Учитывать особенности устоявшихся практик различных стран. В настоящее время 20 стран получили право на присуждение ЕвроПси. Как пишет И. Лунт: «Решение EFPA (согласно директиве о квалификациях/ученых степенях), направленное на то, чтобы придать ЕвроПси значение “профессиональной карточки”, свидетельствует о том, что психология как профессия способна осуществлять самоконтроль (или, проще говоря, саморегулирование) квалификации своих представителей. ЕС всячески приветствует соглашения между странами в сфере этой профессии на европейском уровне. Поэтом причине EFPA стремится к установлению стандартов и требований» (Лунт, 2012, с. 62). В 2009 г. было принято решение о вступлении РПО в ЕФПА, что и стало началом работы для получения права присвоения сертификата ЕвроПси в России, что потребовало серьезных перемен.

Изменения в Российском Психологическом Обществе

Вступление в Европейскую федерацию психологических ассоциаций потребовало от Российского психологического общества сделать целый ряд шагов: привести в соответствие с европейскими стандартами этический кодекс, активизировать взаимодействие с ведущими вузами и другими образовательными структурами, учреждениями, представляющими прикладные, социально значимые направления использования психологической науки, активизировать популяризацию психологического знания.

Хотя этический кодекс психолога был принят РПО в 1993 г., потребовалось внести ряд изменений для соответствия требованиям ЕФПА. Этический кодекс психолога составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 г. «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом ЕФПА. Он широко обсуждался на заседаниях Президиума РПО, заседаниях Этического комитета РПО и был вынесен на всеобщее голосование в 2012 г. на V съезде РПО. Тогда же было принято решение о том, что помимо Этического кодекса по окончании университета все студенты будут приносить Клятву российского психолога, обязующую выполнение Этического кодекса РПО (со всеми документами можно ознакомиться на официальном сайте РПО - рпо.рф).

К моменту проведения съезда в 2012 г. РПО проделало большую работу по сотрудничеству с Учебно-методическим объединением (УМО) по классическому университетскому образованию, Министерством образования и науки РФ, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС России), Федеральным институтом развития образования, «Лигой здоровья нации» и другими организациями.

В качестве безусловных достижений РПО следует отметить разработку федеральных образовательных стандартов для начальной школы совместно с Министерством образования и науки РФ и Федеральным институтом развития образования, в которых психология была представлена в качестве методологии построения образовательного процесса.

С 2012 г. стала проводиться всероссийская олимпиада по психологии для учащихся V-X1 классов. Победители олимпиады смогли на льготных условиях поступить на факультеты психологии наиболее престижных вузов РФ (Зинченко и др., 2013).

Российское психологическое общество в рамках сотрудничества с общероссийской общественной организацией «Лиц здоровья нации» разработало к внедрению серию проектов по формированию здорового образа жизни населения, профилактике табакокурения, ресоциализации зависимых от психоактивных веществ: «Первый открытый Всероссийский студенческий конкурс социальной рекламы и социальных проектов “Россия без табака”», «Разработка методики социальнопсихологического мониторинга курения в студенческой среде», «Психологическое обеспечение реабилитации и профилактики наркозависимости», «Психология здоровья: инновации в науке, образовании и практике», «Психологическое сопровождение и реабилитация лиц, зависимых от психоактивных веществ, на разных этапах медико-социальной реабилитации». РПО ежегодно принимает участие в выставке-форуме «Здоровье нации - основа процветания России» - крупнейшем межведомственном мероприятии страны, посвященном охране здоровья и формированию здорового образа жизни.

Совместно с психологической службой МЧС России РПО удалось разработать и внедрить систему добровольной общественно-профессиональной сертификации психологов силовых структур. В 2013 г. 18 психологов МЧС России успешно прошли все этапы и получили сертификаты. В настоящее время психологическая служба МЧС объединяет сотрудников Центра экстренной психологической помощи и его семи филиалов, специалистов-психологов и структурные подразделения в территориальных органах МЧС России, учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях МЧС России, а также специалистов в организациях, учреждениях, воинских частях, спасательных отрядах, пожарных частях. Общая численность службы на сегодняшний день составляет более 800 специалистов. Перед специалистами службы стоят две основные задачи: оказание экстренной психологической помощи пострадавшим и родственникам погибших при чрезвычайных ситуациях и психологическое сопровождение работы сотрудников МЧС — пожарных, спасатели, военнослужащих, врачей и др.

Не менее важным направлением работы РПО стало внедрение психологической практики в подготовку спортсменов различного уровня мастерства, что на фоне состоявшихся и предстоящих крупных спортивных событий позволило привлечь внимание к возможностям психологической науки. Результаты сотрудничества РПО с целым рядом спортивных федераций, детско-юношеских спортивных школ вылились не только в ряд научных публикаций, но и в реальные успехи команд, таких как сборная команда России по стрельбе из лука, синхронному плаванию, борьбе, боксу и др. (Психология спорта, 2011).

По инициативе РПО с 2013 г. в Министерстве здравоохранения РФ была введена должность главного медицинского психолога, что предполагает дальнейшее развитие психологии и в этом направлении.

Болонский процесс и развитие образования

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 1995 г., а в 2010 г. началось внедрение системы «бакалавр (4 года) + магистр (2 года)». Здесь нужно отметить усилия РПО, которые были приложены для поддержания эффективной образовательной модели. Не случайно первыми вузами, которые начали внедрять эту модель, были вузы — активные участники в жизни РПО: МГУ имени М.В. Ломоносова и СПбГУ, где в планах подготовки будущих специалистов особое место уделяется супервизии. К сожалению, на данный момент один год супервизии еще не является обязательным для всех вузов, однако именно такое правило заложено в готовящихся стандартах нового поколения.

Взаимодействие с различными государственными агентствами позволило РПО провести мониторинг качества образования в вузах, готовящих психологов. Критерии мониторинга были сформулированы УМО по классическому университетскому образованию совместно с РПО и работодателями различных регионов: средний проходной балл при поступлении, соотношение студентов и преподавателей, уровень активности студентов (на региональном, федеральном и международном уровнях), уровень доступности современной профессиональной периодической литературы, результаты работы диссертационных советов, проекты и гранты, в которых принимает участие факультет, организация конференций, результаты научной работы, уровень оснащенности и многое другое (подробнее см.: Зинченко, Володарская, 2010).

Результаты мониторинга показали значимые статистические различия между университетами, что позволило выделить университеты группы А, показавшие наивысшие результаты; А-1, показавшие менее высокие результаты; В-0; В-1; В-2; С. Основные различия между группами А и А-1 определялись 1) организацией супервизии; 2) качеством научного оборудования и его доступностью для обучающихся; 3) наличием электронных библиотек профессиональной литературы. Эксперты, проводившие анализ полученных данных, не только указывали на проблемы, но и помогали университетам находить возможности по их разрешению. В 2013 г. в группу А вошло лишь девять университетов, соответствующих критериям присуждения сертификата ЕвроПси (из более чем 60 университетов, участвовавших в мониторинге и осуществляющих подготовку психологов по системе «бакалавр + магистр»):

  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,
  • Санкт-Петербургский государственный университет,
  • Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики,
  • Московский городской психологопедагогический университет,
  • Институт психологии имени Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета,
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет,
  • Южный федеральный университет,
  • Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова,
  • Национальный исследовательский Южно-Уральский государственный университет.

Каждый вуз получил обратную связь и рекомендации в отношении своего развития, в первую очередь образовательных программ. Безусловно, это был полезный опыт.

Интеграция и опыт развития

На пути к ЕвроПси РПО столкнулось с целым рядом сложностей, преодоление которых стало возможным только благодаря сплочению РПО и позитивному опыту ЕФПА. За прошедшие пять лет РПО удалось добиться существенного сдвига в общественном значении психологии и ее признании на административном уровне. Подтверждением этого являются и высокие гости, прибывшие на съезд РПО в 2012 г. (среди них - тогдашний министр МЧС России С.К. Шойгу, заместитель министра образования РФ И.М. Реморенко, посол Швейцарской Конфедерации в РФ П. Хельг, министр-советник посольства США в РФ М. Херли и другие), и поздравления, поступившие в адрес РПО — от президента РФ В.В. Путина, президента РАН Ю.С. Осипова, председателя Государственной думы РФ С.Е. Нарышкина и других (Zhuravlev et al., 2012).

За этот короткий в масштабах истории РПО срок в России впервые возник журнал по психологии, полностью издающийся на английском языке, - Psychology in Russia: State of the Art (www.psychologyinriissia.com) Журнал вошел в престижные индексы и международные базы цитирования (Scopus EBSCO, PsycINFO и др.), и к настоящему времени лишь 60% его читателей - российские специалисты.

Сегодня члены РПО являются активными участниками различных советов, комитетов и рабочих групп ЕФПА, что опять же говорит о важности опыта, полученного РПО.

В 2014 г. ЕФПА присудила первые 100 сертификатов ЕвроПси российским психологам.

Проделанная работа получила высокую оценку со стороны Европейского аттестационного комитета по присуждению ЕвроПси ЕФПА, что послужило хорошим стимулом для большого количества вузов России вступить в международную интеграцию развития психологической науки и образования.

Внедрение системы присуждения сертификатов ЕвроПси в России ведет к повышению качества профессиональной подготовки и защите профессиональных интересов психологов. Сертификат ЕвроПси открывает перед российскими специалистами новые возможности: признание профессионализма российских психологов в международном сообществе позволяет повысить их мобильность и делает обмен профессиональным опытом и навыками доступным на качественно новом уровне.

С более подробной информацией о сертификации ЕвроПси можно ознакомиться на сайте www.pпo.pф.

  1. Зинченко Ю.П., Володарская И.А. О критериях рейтинга лучших вузов России, ведущих подготовку психологов // Нац. психол. журн. 2010. № 1 (3). С. 90-93.
  2. Зинченко Ю.П., и др. Олимпиада школьников «Ломоносов» по психологии. Методические рекомендации / Зинченко Ю.П., Володарская И.А., Матюшкина А.А., Шилко Р.С. М.: Книжный дом «Университет», 2013.112 с.
  3. Психология спорта: Монография / Под ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Тоневицкого. М/ Итп-пп Моек, ун-та, 2011.
  4. Лунт И. Европейский диплом по психологии EuroPsy: разработка стандартов высшего уровня профессионального психологического образования // Нац. психол. журн. 2012. № 2 (8). С. 58-63.
  5. Zhuravlev A. L.et al. The V Congress of the Russian Psychological Society / Zhuravlev A.L., Zinchenko Yu.P., Kovaleva Yu.V., Sergienko E.A. // Psychology in Russia: State of the Art. 2012. N 5. P. 11—30.

En

Zinchenko Y. P., Veraksa A.N., Leonov S.V. (2015). A certificate for professional psychologists EuroPsy in Russia: past and future. Questions of psychology. 1, 82-87

Ru

Зинченко Ю.П., Веракса А.Н., Леонов С.В. Сертификат профессиональных психологов ЕвроПси в России: опыт и перспективы // Вопросы психологии. 2015. 1. СС.82-87.

Keywords / Ключевые слова

Russian Psychological Society / Российское психологическое общество ; RPS / РПО ; European Federation of Psychologists' Assotiations / Европейская федерация психологических ассоциаций ; EFPA / ЕФПА ; EuroPsy Certificate / Сертификат ЕвроПси ; quality of education / качество образования ; EuroPsy / ЕвроПси

Abstract

The history of development of the Russian Psychological Society (RPS) in the direction of integration with the European psychological science is described. The basic vectors of RPS activity, the results of cooperation with various organizations: Educational Methodological Council on classical university education, the Ministry of Education and Science of the Russian Federation, the Ministry of Civil Defence, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters of the Russian Federation (Russian Ministry of Emergency Situations), Federal Institute for Development of Education, the League of Nation's Health are presented. A brief history of the development of a system of EuroPsy certification is provided. Particular attention is paid to the description of monitoring system aimed at assessing the quality of education in universities.

Аннотация

Рассматривается история развития Российского психологического общества (РПО) в направлении интеграции с европейской психологической наукой. Описаны основные векторы деятельности РПО, итоги сотрудничества с различными организациями: Учебнометодическим объединением (УМО) по классическому университетскому образованию, Министерством образования и науки РФ, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (МЧС России), Федеральным институтом развития образования, Лигой здоровья нации и другими организациями. Представлена краткая история становления системы сертификации ЕвроПси. Показаны позитивные изменения, которые были достигнуты РПО с целью получения права присвоения сертификатов ЕвроПси. Особое внимание уделено описанию системы мониторинга, направленного на оценку качества образования в вузах.

Author(s) / Автор(ы)

Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П. ; Veraksa, Aleksandr N. / Веракса А.Н. ; Leonov, Sergei V. / Леонов С.В.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

History and Systems / История психологии ; Special & Remedial Education / Специальное образование и переподготовка

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

Voprosy Psychologii / Вопросы психологии

Release Date / Год публикации

2015 ; 2015 - 2019

Pages / Страницы

82-87

Возврат к списку

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2017 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук