Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Автор(ы):
Основное место работы автора:
Страна:
Рубрикатор:
Тип публикации:
Название журнала или сборника:
Год публикации:
Возрастная категория:
DOI Number:
Язык публикации:
  

Гордеева Т. О. Базовые типы мотивации деятельности: потребностная модель // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.63-78.

Gordeeva Т.О.(2014). Basic types of motivation of the human activity: Needbased model. The Moscow University Psychology Bulletin.Series 14.Psychology,3,63-78

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In the article the contemporary state of the problem of intrinsic and extrinsic motivation of human activity is analyzed. The impact of Russian psychologists in its solving as well as the self-determination theory approach (E. Deci & R.Ryan) to different types of intrinsic and extrinsic motivation is discussed. A new model of intrinsic and different types of extrinsic motivation is proposed; it is based upon notion of basic psychological needs and allows characterizing main types of motivation of human activity, which differ in their content and origin. The intrinsic motivation is described as based on basic human needs in achievement, self-development and cognition (on the material of intrinsic motivation of learning activity) which are characterized by unsaturability. The functioning of extrinsic motivation depends upon satisfaction or frustration of autonomy, respect and acceptance needs. Two main subtypes of extrinsic motivation are distinguished — autonomous and controlled, which differ in terms of its content (orientation), relations with performance, persistence and subjective well-being. Autonomous extrinsic motivation does nоt impede academic attainments, professional achievements and subjective well-being. The studies conducted by the author and other psychologists show that the dominance of controlled motivation in motivational profile is related to lowered subjective well-being and does not promote academic and professional achievements. The practical implications of the model are provided.

В статье анализируется современное состояние проблемы внутренней и внешней мотивации деятельности. Рассматривается вклад отечественных авторов в ее решение, а также подход к выделению типов внутренней и внешней мотивации, предлагаемый в рамках теории самодетерминации (Э. Диси и Р. Райан). Предлагается новая концептуализация внутренней и разных типов внешней мотивации, основанная на представлениях о базовых психологических потребностях и позволяющая охарактеризовать основные типы мотивации деятельности, различающиеся по содержанию и происхождению. Внутренняя мотивация определяется как задавае­мая базовыми потребностями человека в достижении, саморазвитии и познании (на примере внутренней мотивации учебной деятельности), отличающимися ненасыщаемостью. Функционирование внешней моти­вации обеспечивается фрустрацией или удовлетворением потребностей в автономии, уважении и принятии. Внутри внешней мотивации выде­ляются автономный и контролируемый типы мотивации деятельности, отличающиеся по содержательной направленности, вкладу в эффектив­ность деятельности и связи с психологическим благополучием. Автономная внешняя мотивация не препятствует академическим и профессиональным достижениям и субъективному благополучию субъекта деятельности. Доминирование контролируемой мотивации связано со сниженным субъективным благополучием и не способствует академическим и про­фессиональным достижениям.

Authors / Авторы: Гордеева Т.О.

Кроткова О.А. Психофизическая проблема и асимметрия полушарий мозга // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.47-62.

Krotkova О.А. (2014). Psychophysical problem and the hemispheric asymmetry. The Moscow University Psychology Bulletin.Series 14.Psychology,3,47-62

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The data is analyzed in the article about structural and neurochemical brain hemispheric asymmetry, which, together with results of neuropsychological investigations, allow considering in a new way the problem of realization of psychic events. Modern investigations of cellar and molecular processes in neural system show, that the endogenous neural activity and the ways of neural self-organization are in many respects defined by the composition of extracellar environment. The complication of brain during phylogenies was accompanied by increasing asymmetry of neural system at the same time the biological prerequisites for differentiation of general “meanings” and one’s personal “sense” of the acquired experience were forming. The asymmetric mediation of psychic events by cellar and neurohumoral components of brain processing provided the opportunity for appearing language and distinct subjective experiences in human.

В статье анализируются данные о структурной и нейрохимической асимметрии полушарий мозга, которые в совокупности с результатами нейропсихологических исследований позволяют по-новому рассматри­вать проблему мозговой реализации психических явлений. Современные исследования клеточных и молекулярных процессов в нервной системе показывают, что эндогенная активность нейронов и способ их самоор­ганизации во многом определяются составом экстраклеточной среды. Усложнение мозга в филогенезе сопровождалось нарастанием асимметрии нервной системы, при этом формировались биологические предпосылки для дифференциации обобщенных «значений» приобретаемого опыта и связанных с индивидуальными состояниями «смыслов» пережитых впе­чатлений. Асимметричное опосредование психических явлений клеточ­ ными и нейрогуморальными составляющими работы мозга обеспечило возможность появления языка и выраженных субъективных переживаний у человека.

Authors / Авторы: Кроткова О. А.

Агрис А.Р., Ахутина Т.В., Корнеев А.А. Варианты дефицита функций I блока мозга у детей с трудностями обучения // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.34-46.

Agris A.R., Akhutina T.V., Korneev A.A.(2014).Varieties of Unit I functions deficits in children with the risk of learning disabilities . The Moscow University Psychology Bulletin.Series 14.Psychology,3,34-46

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper presents results of the neuropsychological assessment of processes involved in the maintenance of activation (Luria’s Unit I functions) in 64 firstgraders who demonstrated various levels of academic success. On the basis of this assessment, the children were divided into three groups: (i) the children without any deficit in the Unit I functions (CONTROL children), (ii) those predominantly showing slowness/fatigue (SLOW children), and (iii) those who can be considered as predominantly hyperactive-impulsive (HYPERACTIVE children). It is shown that, relative to controls, both SLOW and HYPERACTIVE children show reduced academic scores and the decrease of most indices that characterize functions of the Units II and III. The weakness of executive and visuo-spatial functions are predominantly observed in HYPERACTIVE children, whereas SLOW children usually show some deficit in processing of kinesthetic (proprioceptive) and audio-verbal information. Children with functional weakness of the Unit I functions show an overall reduction in performance and its speed in the computerized versions of the “DOTS” and “SCHULTE—GORBOV tables” tests. In HYPERACTIVE children, deficits are observed in the most difficult tasks (those probing mostly into planning and control functions), and their performance is the most unstable. In SLOW children, the performance rate is noticeably decreased for the moderate-to-difficult tasks. Overall, the data reported contribute to the understanding of the diversity of Unit I functions deficits and their relation to the learning difficulties experienced by children in the primary school.

В статье представлены данные нейропсихологического исследования процессов регуляции активности (функций I блока мозга) у 64 первокласс­ников с различной успешностью в обучении. На основании нейропсихо­логического обследования были выделены три группы детей, различаю­ щихся по параметру состояния функций I блока мозга — без признаков дефицита I блока (норма), с преобладанием замедленности-утомляемости («замедленные») и с преобладанием гиперактивности-импульсивности (ги­перактивные). Показана тесная связь обоих вариантов дефицита I блока со снижением академической успеваемости и с ухудшением большинства по­ казателей работы II и III блоков мозга. Для гиперактивных детей в большей степени характерна слабость процессов программирования и контроля и переработки зрительно-пространственной информации, тогда как «замед­ленные» дети демонстрируют больший в сравнении с другими группами дефицит переработки слухоречевой и кинестетической информации. В компьютерных методиках «Точки» и «Таблицы Шульте—Горбова» для детей с дефицитом I блока в целом характерно снижение продуктивности и ухудшение темповых характеристик выполнения проб. Гиперактивные дети демонстрируют преобладание трудностей в наиболее сложных заданиях, предъявляющих повышенные требования к процессам программирования и контроля, а также показывают наиболее нестабильный характер вы­ полнения проб. «Замедленные» дети ухудшают продуктивность и заметно снижают скорость выполнения в заданиях средней и высокой сложности и к концу выполнения длительной серии проб. Полученные данные вносят вклад в представления о различных вариантах энергетического дефицита и их связи с проблемами обучения в начальной школе.

Authors / Авторы: Агрис А.Р. ; Ахутина Т. В. ; Корнеев А. А.

Корсакова Н.К. Нейропсихология внимания и задача Струпа // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.26-33.

Korsakova N.K.(2014).Neuropsychology of attention and Stroop Task. The Moscow University Psychology Bulletin.Series 14.Psychology,3,26-33

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

An established link between the intellectual attention and the activity of frontal lobes in studies of E.D. Homskaya brings forward the application of special experimental psychological procedures. The latter are characterized by sensitized cognitive load and address both attention and memory. A modified version of the Stroop Task (Shilko R.S.) was employed in the present study of intellectual attention. 50 men ranging in age from 18 to 24 years with higher or incomplete higher education took part in the study. Among the participants there were 20 healthy subjects and 30 patients with schizophrenia in a paroxysmal form, developed in adolescence. The patients were under medical treatment in the Mental Health Research Center of RAMS. Comparison of intergroup results, based on the analysis of errors that were made by subjects in both groups, revealed the features of memory and attention, specific for the cohort of patients. Unlike the healthy subjects, schizophrenia patients revealed the types of errors which in accordance with the system of neuropsychological qualification of errors are typical for disturbances of functions of control and selectivity on different stages of activity and levels of attention regulation (A.R. Luria’s qualitative assessment scheme). There was ascertained a high sensitivity of the technique to study of the dysfunctions of the frontal lobes and identification of various parameters of intellectual attention.

Связывая интеллектуальное внимание с активностью лобных долей мозга, Е.Д. Хомская подчеркивала важность применения при его иссле­довании специальных клинико-экспериментальных психологических процедур, которые характеризуются сенсибилизированной когнитивной нагрузкой и обращены одновременно к вниманию и памяти. В данной работе в качестве такой процедуры использован вариант задачи Струпа в модификации Р.С. Шилко. Испытуемые — 50 мужчин в возрасте от 18 до 24 лет: 20 здоровых и 30 пациентов клиники НЦПЗ РАМН с диагнозом «шизофрения, начавшаяся в юношеском возрасте; приступообразная форма»; все с высшим или незаконченным высшим образованием. Меж­групповое сравнение полученных результатов на основе анализа ошибок, допускаемых испытуемыми обеих групп, показало особенности памяти и внимания, специфические для когорты больных. В отличие от здоровых испытуемых у больных наблюдались типы ошибок, которые в соответ­ствии с принятой системой их нейропсихологической квалификации (по А.Р. Лурия) характерны для нарушения функций контроля и избиратель­ности на различных этапах выполнения деятельности и уровнях регуляции внимания. Установлена высокая чувствительность методики исследования к диагностике дисфункций лобных долей мозга и к выявлению различных параметров интеллектуального внимания.

Authors / Авторы: Корсакова Н.К.

Ковязина М. С. Синдром «расщепленного» мозга и факторы межполушарного взаимодействия // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.18-25.

Kovyazina M.S.(2014).“Split” brain syndrome and factors of hemispheric interaction . The Moscow University Psychology Bulletin.Series 14.Psychology,3,18-25

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The results of complex neuropsychological examination of the subjects with various pathologies of the corpus callosum (CC) conducted by the author are analyzed in the article. In the survey were used method for the study of the formation of fixed installation in haptic sphere and perceptive priming method. The goal of the study was development of one of neuropsychological factors of hemispheric interaction. Split Brain Syndrome characterized as a neuropsychological syndrome and the symptoms of higher mental functions violations in patients with various pathologies of the CC are described. The author describes the primary symptoms of hemispheric interaction violations caused by commissure pathology. Second part of the paper discusses the point of view of domestic and foreign researchers on the functional role of cerebral hemispheres, their front and rear parts in the human psyche and behavior. In the third part of the article the author describes neuropsychological factor interhemispheric interaction associated with the CC activity. This factor is a syndrome-forming with the CC pathology of various origins. It is integrative as the result of cooperation of two associative brain areas. It could be determined as the factor of formation and reproduction of behavioral acts or psyche selfdetermination factor.

В статье анализируются результаты проведенного автором комплекс­ного нейропсихологического обследования испытуемых с различной патологией мозолистого тела (МТ). Программа обследования включала также экспериментальную методику для исследования формирования фиксированной установки в гаптической сфере и методику перцептивного прайминга для исследования прайминг-эффектов. Дается характеристика синдрома «расщепленного» мозга, приводится симптоматика нарушений высших психических функций у больных с различной патологией МТ. Описывается первичная симптоматика нарушения межполушарного взаимодействия, вызванного патологией комиссуры. Рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных нейрофизиологов и психофизиологов на функциональную роль различных отделов головного мозга в психике и поведении человека. Описывается нейропсихологический интегративный фактор межполушарного взаимодействия, являющийся синдромообразую­щим при различной по этиологии патологии МТ. Этот фактор— результат взаимодействия двух ассоциативных областей мозга — может быть назван фактором формирования и воспроизведения поведенческих актов, или фактором самодетерминации психики.

Authors / Авторы: Ковязина М.С.

Плужников И. В. Ключевые подходы к проблеме личности в нейропсихологии // Вестник Московского университета.Серия 14.Психология.- 2014.- №3 -с.8-17.

Pluzhnikov I.V.(2014).Key approaches to the problem of personality in neuropsychology . Vestnik Moskovskogo universiteta.Seriya 14.Psikhologiya,3,8-17

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article presents the overview of the basic approaches, concepts and directions in studying personality in neuropsychology. Neuropsychiatric approach is based on phenomenological description of personality disorders in patients with various brain damages. Neuropsychological studies of personality held in A.R. Luria school that are mainly present in works under E.D. Homskaya guidance, in order to experimentally study brain organization of personality suggest using structural-functional model that includes emotional, motivational and executive processes and self-awareness. Aphasiology postulates, that personality disorders are secondary to communication disabilities that occur in speech pathology. Finally, neuropsychoanalysis focuses on cerebral mechanisms of unconscious processes and personality functioning in different pathological models. The paper presents the results of the study held. With the use of neuropsychological syndrome analysis method 50 young adult male patients have been studied with pathocharacterological spectrum disorders divided in two groups: schizoid personality disorder (30 patients) and schizotypal personality disorder (20 patients). It has been established that both groups have specific cognitive disturbances that indicate frontal-parietal-thalamic connections. Lateral differences are revealed: neuropsychological symptoms that are associated with left hemisphere dysfunction are specific for schizotypal personality disorder; neurocognitive deficit that is associated with right hemisphere is specific for patients with schizoid personality disorder. Perspectives of personality neuropsychology are discussed.

В статье представлен обзор основных подходов, концепций и направ­лений исследования личности в нейропсихологии. Нейропсихиатрический подход основывается на феноменологическом описании нарушений лич­ности у больных с различной локализацией очагов поражения головного мозга. Собственно нейропсихологические исследования личности в школе А.Р. Лурия, представленные преимущественно работами, выполненными под руководством Е.Д. Хомской, предлагают для экспериментального изучения мозговой организации личности структурно-функциональную модель, включающую в себя эмоциональные, мотивационно-регуляторные процессы и самосознание. В афазиологии постулируется, что нарушения личности вторичны по отношению к затруднениям общения, возникающим при патологии речи. Наконец, нейропсихоанализ делает предметом своих исследований церебральные механизмы бессознательных процессов и личностного функционирования на различных патологических моделях. В статье приводятся данные собственного исследования. С использованием нейропсихологического метода синдромного анализа были изучены 50 больных мужского пола с расстройствами патохарактерологического спектра юношеского возраста, разделенных на две группы: шизоидное расстройство личности (30 больных) и шизотипическое расстройство личности (20 больных). Было установлено, что для обеих групп больных характерны специфические когнитивные нарушения, указывающие на дисфункцию фронто-таламо-париетальных связей. Выявлены латераль­ные различия: нейропсихологическая симптоматика, связанная с дис­функцией левого полушария, характерна для больных с шизотипическим расстройством личности, а нейрокогнитивный дефицит, указывающий на дисфункцию правой гемисферы, — для больных с шизоидным расстрой­ством личности. Обсуждаются перспективы развития нейропсихологии личности.

Authors / Авторы: Плужников И.В.

Захарова Е.И. Особенности взаимодействия матерей с детьми в условиях «позднего» материнства. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 97-101

Zakharova E.I. (2014). Features of the mother interaction with preschool children in a “late” motherhood. National Psychological Journal, 2(14), 97-101

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper presents the results of empirical studies of the mother interaction with preschool children. The objective of the research is to determine the peculiarities of mothers aged over 35 interaction with a child. Relevance of the research is due to a pronounced recent trend of first births in adulthood when parenthood is referred to as “late”. Means of identifying age-related features is a comparative analysis of the two groups of preschool children mothers who gave birth to their first child under to 30 years (young mothers) and those who gave birth to their first child being over 35 (“late” mother). The study involved 80 females aged 26 to 55 years with children of preschool age. Features of the emotional state of their children were also analyzed. Preschool experience of interaction in the family allowed to talk about the advantages and dangers of the “late” motherhood. The analysis of the emotional state of preschool children was conducted by projective picturesque samples, also, the mothers and kindergarten teachers who are to watch the baby for a long period of time were interviewed. The results of the study suggest that a “late” mother builds a more harmonious interaction with the children, which is reflected in their experience of the family situation well-being, and a favourable emotional state. Responsiveness of “late” mothers and also their support and sympathy allow the child to feel secure, while at the same time does not induce children’s autonomy. These children are more likely to seek help of an adult, need adult’s support, while the children of young mothers are more likely to solve problems on their own.

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей взаимодействия матерей с детьми дошкольного возраста. Целью исследования было выявление специфики взаимодействия матерей, рождение ребенка у которых состоялось после 35 лет. Актуальность исследования обусловлена явно выраженной в последнее время тенденцией рождения первого ребенка в зрелом возрасте, когда родительство все чаще становится «поздним». Средством выделения возрастной специфики стал сравнительный анализ двух групп матерей дошкольников, родивших первого ребенка до 30 лет (молодые матери) и родивших первого ребенка после 35 лет («поздние» матери). В исследовании приняли участие 80 женщин в возрасте от 26 до 55 лет, имеющих детей дошкольного возраста.

Наряду с этим, были проанализированы особенности эмоционального состояния их детей. Переживание дошкольниками особенностей внутрисемейной ситуации позволило говорить о преимуществах и опасностях «позднего» материнства. Анализ эмоционального состояния дошкольников проводился посредством проективной рисуночной пробы. Также был проведен опрос матерей и воспитателей детского сада, имеющих возможность длительно наблюдать за ребенком. Результаты исследования позволяют говорить о том, что «поздние» матери выстраивают более гармоничное взаимодействие с детьми, что отражается в их переживании благополучия семейной ситуации и благоприятном эмоциональном состоянии. Отзывчивость «поздних» матерей, их поддержка и сочувствие позволяет ребенку чувствовать себя защищенным, хотя это не способствует обретению детьми автономии. Такие дети чаще обращаются за помощью взрослого, ищут его поддержки, в то время как дети молодых матерей чаще склонны решать проблемы самостоятельно.

Authors / Авторы: Захарова Е. И.

Серых А.Б., Лифинцева А.А. Влияние факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность психотерапии детей и подростков. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 90-96

Serykh A.B., Lifintseva A.A. (2014). The influence of factors related to parent features on the children and adolescents psychotherapy efficacy. National Psychological Journal, 2(14), 90-96

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is an analytical overview of the results of foreign scientific researches of parental factors’ psychotherapy of children and adolescents. The fundamental differences between child / adolescent psychotherapy and adult psychotherapy are shown: characteristics of the client, sources of information and the influence of the social environment. We identified five groups of psychotherapy efficiency of children and adolescents: procedural factors, “children/adolescent” factors, parental factors, family factors and psychotherapist factors.

Parental factors that have a positive impact on the process of psychotherapy of children and adolescents are as follows: 1) parental self-efficacy which is associated with father’s and mother’s beliefs about their own parental competence; 2) parental involvement in the process of psychotherapy which provides cooperation with the child psychotherapist/psychologist; 3) parental adherence to psychotherapy which allows to adjust and modify their educational tactics and strategy; 4) adequate parental expectations which correlate with the duration of child/adolescent psychotherapy. It is shown that adverse prognostic factors for the process of children and adolescents psychotherapy are as follows: 1) psychopathological status of parents which restrict the positive changes of the child/adolescent; 2) high levels of parental stress that does not change the particular nature of parent-child relationship; 3) inadequate level of hostility and criticism of parents in relation to the child who is not able receive new social and emotional experience.

The paper emphasizes that the underestimating or neglecting psychotherapy efficacy of children and adolescents is associated with the particular features of their parents, so it can result in early psychotherapy ceasing and reducing the achieved positive results.

Статья представляет собой аналитический обзор результатов зарубежных исследований влияния факторов, связанных с особенностями родителей, на эффективность процесса психотерапии детей и подростков. Всего выделено пять групп факторов эффективности этого процесса: процессуальные факторы; факторы, связанные с ребенком/подростком; факторы, связанные с родителями; факторы, связанные с семьей и факторы, связанные с характеристиками специалиста. К «родительским» факторам, оказывающим позитивное влияние на процесс детской и подростковой психотерапии, относятся: родительская самоэффективность, обусловленная убеждениями отца и матери относительно собственной родительской компетентности; вовлечение родителей в процесс психотерапии, обеспечивающее, в том числе, сотрудничество с детским психотерапевтом/психологом; приверженность родителей к психотерапии, позволяющая адаптивным образом изменять их воспитательные тактики и стратегии; адекватные родительские ожидания, коррелирующие с продолжительностью психотерапии ребенка/подростка. Показано, что прогностически неблагоприятными для процесса психотерапии детей и подростков являются такие особенности родителей, как наличие у них психопатологических состояний, ограничивающих возможность позитивных изменений ребенка/подростка; высокий уровень стресса, не позволяющий изменять специфику детско-родительских отношений; неадекватный уровень враждебности и критичности по отношению к ребенку, затрудняющий получение последним нового социального и эмоционального опыта.

В статье отмечается, что недооценка или игнорирование детскими психотерапевтами/психологами факторов эффективности психотерапии детей и подростков, связанных с особенностями их родителей, может привести к преждевременному прекращению самого процесса психотерапии и редукции уже достигнутых позитивных результатов.

Authors / Авторы: Серых А.Б. ; Лифинцева А.А.

Григорьева И.В., Стефаненко Е.А., Иванова Е.М., Олейчик И.В., Ениколопов С.Н. Влияние копинг-юмора на социальную тревожность при шизофрении. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 82-89

Grigorieva I.V., Stefanenko E.A., Ivanova E.M., Oleychik I.V., Enikolopov S.N. (2014). Coping humour impact on social anxiety in schizophrenic patients. National Psychological Journal, 2(14), 82-89

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Social anxiety has a significant negative impact on the individual’s everyday life through handicapping process of social adaptation. In this regard, psychologists observe an increasing amount of research focused on coping-strategies in social phobia. Humorous reactions on stressful events are considered an important and effective coping strategy. The objective of this research is to study the impact of the humour as a coping strategy on different manifestations of social anxiety, as well as the associated feelings of guilt and shame in healthy people and patients with schizophrenia. The study involved 34 patients with schizophrenia and 102 healthy people, aged 18 to 35, males and females. As a research method we used questionnaires such as Liebowitz Social Anxiety Scale, Fear of Negative Evaluation Scale, Guilt and Shame Proneness Scale. The results showed that patients with schizophrenia are less likely to use humour as a coping strategy than healthy people. The results of one-way ANOVA method demonstrated that humour as a coping strategy is effective in some, but not all, aspects of social anxiety. The results of two-way ANOVA method showed that humour as a coping strategy could be effective to cope with shame and guilt, but at low level of social anxiety. At high level of social anxiety humour could not only be ineffective to cope with shame and guilt, but also have a negative influence on these emotions. In healthy males with low level of social anxiety humour helps to cope with withdrawal actions in shame. In males with schizophrenia and low levels of social anxiety humour reduces repair actions in guilt. These results indicate heterogenic influence of humour over social anxiety, shame and guilt, and can be used for diagnostic purposes and for psychocorrection.

Социальная тревожность оказывает существенное негативное влияние на повседневную жизнь субъекта, значительно осложняя процесс социальной адаптации. Способность реагировать юмором на стресс считается важным и эффективным навыком совладания. В связи с этим, все более распространенными становятся исследования копинг-стратегий у больных социофобией.

Целью нашего исследования стало изучение влияния использования юмора как копинг-стратегии на различные проявления социальной тревожности, а также связанные с ней переживания чувства вины и стыда у человека в норме и при шизофрении. В исследовании приняли участие 34 больных шизофренией и 102 психически здоровых испытуемых в возрасте 18-35 лет, мужчины и женщины.

Использовались опросниковые методы исследования: шкала совладания с помощью юмора, шкала социальной тревожности Либовица, шкала страха негативной оценки, опросник социальной тревоги и социофобии, опросник стыда и вины. Результаты сравнения средних показали, что больные шизофренией в меньшей степени склонны использовать юмор как стратегию совладания, чем здоровые люди. С помощью метода One-way ANOVA было выявлено, что юмор как копинг- стратегия эффективен в отношении ряда компонентов социальной тревожности. Использование метода Two-way ANOVA позволило показать, что юмор как копинг-стратегия способствует совладанию с чувствами вины и стыда при низком уровне социальной тревожности, но может быть неэффективным и даже иметь негативное влияние при высоком ее уровне. При низком уровне социальной тревожности у мужчин в норме юмор способствует преодолению стремления к избеганию при чувстве стыда, а при шизофрении – снижает стремление к компенсации ущерба при чувстве вины. Полученные результаты свидетельствуют о неоднородности влияния копинг-юмора на социальную тревожность, вину и стыд и могут быть использованы в целях диагностики и построения психокоррекционных программ.

Authors / Авторы: Григорьева И.В. ; Стефаненко Е.А. ; Иванова Е.М. ; Олейчик И.В. ; Ениколопов С.Н.

Сирота Н.А., Московченко Д.В. Психодиагностика базисных убеждений о болезни (Результаты апробации русскоязычной версии опросника когнитивных представлений о болезни). // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 72-81

Sirota N.A., Moskovchenko D.V. (2014). Psychodiagnostics cognitive representations of the disease (Results of testing Russian version of the illness cognition questionnaire). National Psychological Journal, 2(14), 72-81

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The literature on chronic diseases recognizes the role of illness cognition as a mediator between stress and illness. The results of testing of the Russian version of the illness cognition questionnaire. The basis for this questionnaire served as the model representations of the disease is widely developed in the foreign clinical psychology. Diagnostic procedure involves identifying the positive and negative factors to assess the impact of the disease on the psychosocial adaptation. The questionnaire assesses three ways of cognitively evaluating the stressful and aversive character of a chronic illness: helplessness, acceptance, and perceived benefits. Scale «Acceptance» and «Perceived benefits» perceived ability to diminish, live with and master the aversive consequences of one’s disease recognising the need to adapt to the chronic illness, additional positive consequences of the illness situation, such as changes in life priorities and personal goals, positive personality changes, and strengthened personal relationships. Scale «Helplessness» reflect evaluation of the illness that emphasises the negative meaning of the illness, focusing on the adverse aspects of the disease as uncontrollable, unpredictable and unchangeable. Total sample consisted of 177 women with cancer of the reproductive system, the average age was 54,7 ± 6,9 years. Questionnaire includes an 18-point Likert scale measured at designed to study the basic concepts of the disease. Russian version of the illness cognition questionnaire has sufficient internal consistency, test-retest reliability is characterized by high and complies the English version in relation to the factor structure. Convergent validity of the questionnaire is supported by significant relations between cognitive representations of the disease and locus of disease control, anxiety, depression, coping behavior.

Работа посвящена апробации русскоязычной версии опросника для диагностики когнитивных представлений о болезни. Основой для данной методики послужили модели репрезентаций болезни, широко разрабатываемые в зарубежной клинической психологии. Методика позволяет измерять базисные конструкты, отражающие процесс когнитивной переоценки стрессора в преодолении негативных последствий болезни. Процедура диагностики предполагает выявление позитивных и негативных факторов оценки влияния болезни на психосоциальную адаптацию. Методика включает в себя следующие шкалы: «Принятие», «Воспринимаемые преимущества» и «Беспомощность». Шкалы «Принятие» и «Воспринимаемые преимущества» отражают способность больного адаптироваться к хроническому заболеванию, изменения в его жизненных приоритетах. Шкала «Беспомощность» указывает на снижение психосоциальной адаптации, фокусировку больного на негативных аспектах заболевания, как неконтролируемого, непредсказуемого и неизменного состояния. Методика включает 18 утверждений, оцениваемых по шкале Лайкерта.

Апробация методики была проведения на выборке женщин с онкологическими заболеваниями репродуктивной системы, общий объем выборки составил 177 больных, средний возраст 54,7±6,9 года.

Процедура разработки русскоязычной версии опросника когнитивных представлений предполагала перевод в соответствии с протоколом ВОЗ, сбор данных для оценки психометрических показателей, оценку распределения пунктов внутренней и внешней валидности. Показано, что русскоязычная версия опросника когнитивных представлений о болезни имеет достаточную внутреннюю согласованность, характеризуется высокой ретестовой надежностью и соответствует англоязычной версии в отношении факторной структуры. Внешняя валидность методики подтверждается значимыми связями когнитивных представлений о болезни с клинико-анамнестическими показателями, локусом контроля болезни, тревогой и депрессией, совладающим поведением.

Authors / Авторы: Сирота Н.А. ; Московченко Д.В.


Страницы: Пред. 1 ... 73 74 75 76 77 ... 145 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2021 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук