Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Автор(ы):
Основное место работы автора:
Страна:
Рубрикатор:
Тип публикации:
Название журнала или сборника:
Год публикации:
Возрастная категория:
DOI Number:
Язык публикации:
  

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The increase of children interest in entertainment TV programs, mobile applications and video games available on the internet causes a significant decrease in their physical activity: children get used to a sedentary or lying down lifestyle. The research problem lies in the contradiction that arises due tounderstanding of the positive effect of physical activity on the development of the regulatory functions of a preschooler, and a significant decrease in this activity in the digital conditions of the modern educational environment.The relevance and prospects of the study of the relationship between regulatory functions and physical activity of preschool children in new digital environment are not yet fully realized. 

The objective of the paper is to review the studies by foreign scientists in order to identify and describe relevant indicators of physical activity in preschool children interrelated with the main components of regulatory functions (inhibitory control, working memory, cognitive flexibility). 

Method. A theoretical review of research papers published over the past ten years (2010 –2020) on the subject of relationship of various physical activity indicators and regulatory functions in preschool children. 

Results. The paper provides a comparative analysis of studies conducted by foreign authors. It allows to reveal basic indicators of physical activity in children which are essential for the development of regulatory functions (sufficiency of physical activity; age-related appropriateness; the nature of physical activity; the form of physical activity arrangement), and particular indicators (the relationship of physical activity and regulatory functions in various sports, duration and intensity of physical activity, the availability of software for the development of physical activity in preschool children) as well. 

Conclusions. The review showed that the majority of the authors emphasized the significant role of basic physical activity indicators and their influence on regulatory functions. Aerobic exercises are the most effective in the development of regulatory functions in preschool children. Particular indicators are selected from the studies of the development of regulatory functions in specific sports (football, karate, yoga, mini-trampoline), and additional research on the duration and intensity of physical activity is needed.

Актуальность. Активизация у детей интереса к развлекательным телевизионным программам, к дополнительным приложениям мобильных средств, доступным в сети видеоиграм приводит к существенному снижению у них физической активности: дети привыкают к сидячему или лежачему образу жизни. Проблема исследования заключается в противоречии, которое возникает в связи с пониманием положительного влияния физической активности на развитие регуляторных функций дошкольника, с одной стороны, и существенным снижением этой активности в цифровых условиях современной образовательной среды, с другой стороны. Актуальность и перспективность исследования связи регуляторных функций и физической активности дошкольника в новых – цифровых – условиях осознана еще не до конца.

Цель работы: выделить и описать актуальные показатели физической активности детей дошкольного возраста, рассматриваемые зарубежными учеными, имеющие взаимосвязь с основными компонентами регуляторных функций (сдерживающим контролем, рабочей памятью, когнитивной гибкостью).

Метод. Теоретический обзор исследований за последние десять лет (2010–2020), посвященных изучению взаимосвязи различных показателей физической активности и регуляторных функций у детей дошкольного возраста. 

Результаты. В статье представлен анализ исследований зарубежных авторов, на основании которого выявлены базовые показателиразвития физической активности детей, значимые для развития регуляторных функций (достаточность физической активности; возрастная целесообразность; характер физической активности; форма организации физической активности) и частные показатели (взаимосвязь физической активности и регуляторных функций в различных видах спорта, длительность и интенсивность физической нагрузки, а также наличие программного обеспечения развития физической активности дошкольников).

Выводы. Обзор показал, что большинство авторов подчеркивают значимую роль базовых показателей физической активности и их влияния на регуляторные функции. Аэробные упражнения являются наиболее эффективными в развитии регуляторных функций у детей дошкольного возраста. Частные показатели выделены из исследований развития регуляторных функций в конкретных видах спорта (футбол, каратэ, йога, мини-батут) и нуждаются в проведении дополнительных исследований относительно длительности физической нагрузки, интенсивности физических упражнений.

Authors / Авторы: Твардовская А.А. ; Габдулхаков В.Ф. ; Новик Н.Н. ; Гарифуллина А.М.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Research in the field of educational psychology is impossible without reliable and effective psycho-diagnostics methods for assessing students' motivational, emotional, cognitive, and behavioral characteristics. 

Objective. The article describes results of adaptation and validation of the Russian version of “Multidimensional School Engagement Scale” (Wang et al., 2019). School engagement is seen as the sustainable, purposeful, active participation of students in their school life manifested at the behavioral, emotional, cognitive, and social levels. 

Methods. A psychometric assessment of the method was carried out on a sample of the 6–11 grade students of Russian secondary schools (N = 687). In the process of adapting the questionnaire for Russian-speaking students, a direct and reverse translation of the questions was carried out and the factor structure of the questionnaire was investigated using confirmatory factor analysis, factor validity of the model invariance depending on gender, scales’ internal consistency and external validity was also checked. 

Results. The results of confirmatory factor analysis showed that original bi-factor structure of the questionnaire was preserved identifying two global factors: engagement and disengagement (χ2 (563) = 1252.66; p = 0.00; CFI = 0.938; GFI = .907; RMSEA = 0.042). The scales of the questionnaire have a sufficiently high reliability according to the internal consistency of their points (Alpha Cronbach from 0.63 to 0.90). The number of questions included in the Russian version corresponds to the original version of the questionnaire. 

Conclusions. The study results confirmed the relevancy of considering engagement a multidimensional construct including an assessment of behavioral, emotional, cognitive, and social aspects. The questionnaire can be used on the samples of students in grades 5 to 11. The article contains the text of the questionnaire, instructions and key. 

Актуальность. Исследования в области психологии образования невозможны без надежных и эффективных психодиагностических методик оценки мотивационных, эмоциональных, когнитивных, поведенческих характеристик учащихся. Проблема диагностики школьной вовлеченности актуальна для решения широкого круга исследовательских вопросов, а также практических задач, связанных с продуктивной организацией учебного процесса в современной школе.

Цель. В статье представлены результаты адаптации и валидизации русскоязычной версии опросника «Многомерная шкала школьной вовлеченности» – A Multidimensional School EngagementScale (Wang etal., 2019). Школьная вовлеченность рассматривается как устойчивое, направленное, активное участие обучающихся в школьной жизни, которое связано с проявлениями на поведенческом, эмоциональном, когнитивном и социальном уровнях.

Методика. Психометрическая оценка методики проводилась на выборке учащихся 6–11 классов российских средних школ (N= 687). В процессе адаптации опросника выполнен прямой и обратный перевод опросника, проведены проверки: факторной структуры опросника с помощью конфирматорного факторного анализа, инвариантности факторной валидности модели в зависимости от пола, внутренней согласованности шкал опросника, внешней валидности.

Результаты. Результаты применения конфирматорного факторного анализа показали сохранение оригинальной бифакторной структуры опросника с выделением двух глобальных факторов вовлеченности и безучастности (χ2 (563) = 1252.66; p = 0.00; CFI = 0.938; GFI= 0.907; RMSEA = 0.042). Шкалы методики обладают приемлемой надежностью (Альфа Кронбаха от 0.63 до 0.90). Количество утверждений, вошедших в русскоязычную версию, соответствует оригинальной версии опросника.

Выводы. Результаты подтвердили правомерность рассмотрения вовлеченности как многомерного конструкта, включающего оценку поведенческих, эмоциональных, когнитивных и социальных аспектов учебной активности. Опросник может быть использован на выборках учащихся средней школы с 5 по 11 классы. В статье приведены текст опросника, инструкции и ключ.

Authors / Авторы: Фомина Т.Г. ; Моросанова В.И.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. There is growing interest in the market for educational applications in Russia. A significant number of these are aimed at preschoolers. Although much is known about the key features of preschoolers learning ( due to the cultural-historical approach as well ), there is still little research analyzing whether these features are taken into account in the design and methodology of mobile applications available on the market.

Objective. To analyze math apps for preschoolers from the standpoint of cultural-historical theory. 

Design. We went to Google Play and AppStore with the query “mathematics for preschoolers” and selected four apps that are most popular among users and recommended by experts. We analyzed them according to the following criteria: (1) adult engagement, (2) quality of the child’s interactions with the application content, (3) types of content, (4) forms of material presentation and the correspondence of the method of number concept formation to the preschool age specifics, (5) the quality of mathematical content, that ensures the principle of continuity with the primary school curriculum. 

Results. None of the apps was based on developmental learning methodology, and none used opportunities for involving an adult in a dialogue and joint activities with a child. Not all the apps considered the characteristics of the age group in their design of content and the child's interactions with the app. Only one of the apps provides continuity with the primary school curriculum. 

Conclusions. Scientific knowledge and practical achievements in the field of mathematical education for preschoolers are not always reflected even in the most popular programs. Our analysis allows to draw the attention of parents, teachers, and developers to important design elements that could make an app really educational for preschool children. 

Актуальность исследования определяется возрастающим интересом к рынку образовательных приложений в России. Из общего числа приложений, ориентированных на детей, большую часть составляют приложения для дошкольников. И хотя многое известно о ключевых особенностях обучения детей в дошкольном возрасте, в том числе благодаря культурно-историческому подходу, все еще практически нет исследований, анализирующих, учитываются ли эти особенности в дизайне и методологии доступных на рынке мобильных приложений.

Цели работы. Анализ математических приложений для дошкольников в рамках культурно-исторического подхода.

Методики и выборка. В данном исследовании российского рынка были отобраны математические приложения, имеющие рекомендации экспертов и высший рейтинг среди пользователей по запросу «математика для дошкольников» на GooglePlayи AppStore. Анализ четырех отобранных приложений проводился по сформулированным критериям: (1) вовлечение взрослого, (2) вовлечение ребенка во взаимодействие с контентом приложения, (3) формы подачи материала и соответствие способа формирования понятия числа возрастным особенностям дошкольного возраста, (4) методология формирования математических понятий, (5) обеспечение принципа преемственности со школьной программой в отношении математического содержания.

Результаты. Анализ показал, что ни одно из рассмотренных приложений не использует методологию развивающего обучения, а также не реализует возможности для вовлечения взрослого в диалог и совместную деятельность с ребенком. Не все приложения учитывают особенности возрастной группы в формах подачи материала и в том, как строится взаимодействие ребенка с приложением. И лишь одно из приложений обеспечивает преемственность со школьной программой.

Выводы. Научные знания и практические наработки в области математического образования дошкольников не всегда находят отражение даже в самых популярных программах. Однако проведенный анализ позволяет обратить внимание родителей, педагогов и разработчиков на важные элементы дизайна, делающие приложение действительно образовательным для детей дошкольного возраста.

Authors / Авторы: Асланова М. С. ; Бухаленкова Д. А. ; Веракса А.Н. ; Гаврилова М.Н. ; Люцко Л.Н. ; Сухих В.Л.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The spread of deviant behavior and violations of moral norms by adolescents increases in the transitive informational society with high variability of socialization forms and moral standards. These violations are declaratively accepted by teenagers while they maintain a positive moral self-esteem. The implementation of behavior that goes beyond the boundaries of accepted moral standards indicates a violation of moral self-regulation associated with a special attitude to one’s act according to the type of moral alienation. A. Bandura proposed a model to justify immoral behavior where moral disengagement mechanisms are highlighted, providing support for positive self-esteem and self-respect. The selected moral disengagement mechanisms are actively used in adolescents to explain their own and other people's immoral behavior. 

Objective: to determine the characteristics of the preferences of moral disengagement mechanisms in adolescence and youth. Research goals: analysis of preferences of the moral disengagement mechanisms, age dynamics analysis of moral disengagement mechanisms, gender differences analysis of preferences of the moral disengagement mechanisms, analysis of the psychometric parameters of the questionnaire of moral disengagement mechanisms.

The following methods were used in the study: the method of moral disengagement mechanisms by S. Moore in the Russian-language adaptation by Ledova Ya.A. and colleagues, the methodology “Justice and care” (author S.V. Molchanov). 

Participants. The study involved 551 adolescents aged 14 to 17 where 346 (62.8%) were boys and 205 (37.2%) were girls. It also surveyed 230 senior students of universities. 

The following results were obtained: the characteristics of preferences were analyzed and a hierarchy of mechanisms of moral disengagement mechanisms was identified; various groups were distinguished by the nature of preferences of moral disengagement mechanisms; age dynamics of preferences of moral disengagement mechanisms were determined ;gender differences in the preferences of moral disengagement mechanisms are highlighted; the psychometric parameters of the used methodology were analyzed; the possibilities of its use was demonstrated.

Актуальность.В условиях транзитивного информационного общества с высокой вариативностью форм социализации и моральных стандартов в подростковом и юношеском возрасте возрастает распространенность девиантного поведения и нарушения личностью моральных норм при их декларативном принятии и сохранении позитивной моральной самооценки. Реализация подростком поведения, выходящего за границы принятых моральных норм, свидетельствует о нарушении моральной саморегуляции, связанном с особым отношением к своему поступку по типу морального отчуждения. А. Бандурой была предложена модель оправдания поведения, нарушающего принятые моральные стандарты, в которой выделены механизмы морального самооправдания, обеспечивающие поддержку позитивной самооценки и самоуважения личности даже в условиях явного нарушения моральных норм.  Цель исследования: определить особенности предпочтений механизмов морального самооправдания в подростковом и юношеском возрасте. Задачи исследования: изучение особенностей предпочтений механизмов морального самооправдания, анализ возрастной динамики механизмов морального самооправдания, анализ гендерных различий предпочтения механизмов морального самооправдания, анализ психометрических параметров методики особенностей механизмов морального самооправдания. В исследовании были использованы следующие методики: методика отчуждения моральной ответственности С. Мур в русскоязычной адаптации Я.А. Ледовой и коллег, методика «Справедливость – забота» (автор С.В. Молчанов). В исследовании приняли участие 551 подросток в возрасте от 14 до 17 лет. Из них 346 (62,8%) юношей и 205 (37,2%) девушек. Также было опрошено 230 студентов старших курсов вузов. В результате были определены особенности и иерархия предпочтений механизмов морального самооправдания: выделены группы по характеру предпочтений, определена возрастная динамика предпочтений, выделены гендерные различия предпочтений, проанализированы психометрические параметры используемой методики и доказана возможность ее использования для диагностики механизмов морального самооправдания.

Authors / Авторы: Молчанов С. В. ; Алмазова О. В.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Adolescence is an important stage in human life. It offers a lot of possibilities for personal development, but it also presents serious challenges, such as development of autonomy, the search for individuality. Parent-child relationships are generally considered a factor of the development of adolescent’s autonomy. Family psychology identifies adolescence as basis for a separate stage in the family life cycle. In this regard, it seems important to investigate the processes of separation and development of the autonomy of adolescents not only in parent-child relations, but in a wider family context. 

Objective. The goal of the research is to study the family factors of autonomy and separation processes development in adolescence. 

Method and participants. 51 adolescents in age from 13 to 18 years took part in the study. The following methods were used: questionnaires on autonomy and separation processes, family and child-parent relations, “Family Sociogram”, the incomplete sentences method. 

Main results. The main content of the ideas about independence and autonomy in adolescents is shown: adolescents determine their autonomy primarily through the behavioral aspect and alienation. Emotional differentiation goes difficult, and adolescents are often susceptible to emotional influence in relationships with significant people. Fear of losing sovereignty is negatively associated with family cohesion, expressiveness, and independence of family members. Neurotic denial of dependence on others is negatively associated with family cohesion, independence of family members, and transparency of family rules. Lack of acceptance of the adolescent, excessive emotional distancing and lack of consent and cooperation in the family is negatively connected with autonomy development and separation of adolescents. 

Conclusions. It is necessary to consider the development of autonomy and separation processes in adolescence in the context of family relations. Negative family factors are connected with separation difficulties and lack of autonomy in adolescence.

АктуальностьПодростковый возраст – особый период в жизни человека. Он открывает множество возможностей, но также ставит серьезные задачи, такие как обретение автономии, поиск своей уникальной идентичности. Детско-родительские отношения относительно широко рассмотрены как фактор развития автономии подростков, однако трансформация отношений в связи с взрослением детей происходит не только между детьми и родителями – психология семейных отношений выделяет этап подросткового возраста детей как основание для выделения отдельной стадии жизненного цикла семьи. В связи с этим кажется важным исследовать процессы сепарации и развития автономии подростков в общесемейном контексте. 

ЦельИзучение основных семейных факторов развития автономии и сепарационных процессов. 

Методики и выборка исследования. Выборку исследования составили 51 подросток в возрасте от 13 до 18 лет. Применялись количественные и качественные методы исследования: опросники автономии, сепарационных процессов, семейных и детско-родительских отношений, «Семейная социограмма», метод незавершенных предложений. 

РезультатыПоказано основное содержание представлений о самостоятельности и автономии у подростков. Подростки определяют свою автономию, прежде всего, через поведенческий аспект и через отчужденность. Эмоциональная дифференциация затруднена, в отношениях со значимыми другими подростки часто поддаются эмоциональному заражению. Страх потери суверенитета негативно связан с семейной сплоченностью, экспрессивностью, независимостью членов семьи. Невротическое отрицание зависимости от других негативно связано с семейной сплоченностью, независимостью членов семьи и прозрачностью семейных правил. Отсутствие принятия подростка, чрезмерная эмоциональная дистанция и отсутствие согласия и сотрудничества в семье негативно сказываются на развитии автономии и сепарации подростков.

ВыводыНеобходимо рассматривать развитие автономии личности подростка и сепарационных процессов в контексте семейных отношений. Нарушения семейных отношений связаны с трудностями сепарации подростков и развития их автономии личности. 

Authors / Авторы: Поскребышева Н. Н. ; Бабкина А.Ю.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. In the correctional facilities the staff plays a special role in the life of juvenile offenders serving sentences and isolated from the society. It is not only the rehabilitation process in the juvenile correctional facility but also the success of resocialization after serving the sentence that is determined by their actions and the attitude towards the juvenile convicts. 

Objective. The aim of the study was to study exactly which indicators of mental health and emotional state of juvenile convicts are associated with perceived and received socio-psychological support from psychologists and caregivers of the juvenile correctional facility in comparison with support from other sources. 

Methods and participants. The study involved 657 adolescents serving sentences in nine juvenile correctional facilities, aged 14 to 19 years (564 boys and 93 girls).The study used the Multidimensional Scale of Perceived Social Support (MSPSS), an item specifically developed for identifying the frequency of seeking help from various categories of people present in respondents' lives; the Depression Anxiety Stress Scales - DASS-21); the Positive and Negative Affect Schedule (PANAS); and the Scale of Positive and Negative Experience (SPANE). 

Results. Differences were identified in the relationship between perceived social support from different sources and the frequency of seeking help for different categories with indicators of mental health and emotional state of young convicts. The study also identified the impact of different support sources on anxiety, stress, and the strength of positive and negative emotions.  The study emphasizes the special role of caregivers and psychologists compared to other categories of stuff in predicting the levels of depression, 

Conclusions. The perceived social support from the staff and the frequency of juvenile convicts asking psychologists and caregivers for help have a significant impact on mental health indicators and the emotional state of juvenile offenders. Peers and friends have the least impact on the mental health and emotional state of incarcerated youth, as opposed to free adolescents. On the contrary, “significant adults” represented by staff of correctional camps (educators and psychologists) make a significant contribution to reducing mental health disorders and improving the emotional state of offenders. Perceived social support from “significant others” helps reduce stress. Asking educators for help can be considered a predictor of lower levels of depression, anxiety, and stress in juvenile convicts. In turn, the level of positive emotions is mostly determined by seeking help from a psychologist. 

Актуальность. В условиях воспитательных колоний особая роль в жизни отбывающих наказание и изолированных от общества несовершеннолетних правонарушителей принадлежит находящимся рядом с ними сотрудникам. Их действиями и отношением с воспитанниками опосредуется не только реабилитационный процесс в исправительных учреждениях, но и успех ресоциализации после отбывания наказания. 

Целью исследования стало изучение того, как именно показатели психического здоровья и эмоционального состояния несовершеннолетних осужденных связаны с воспринимаемой и получаемой социально-психологической поддержкой со стороны психологов и воспитателей колоний в сравнении с поддержкой от других категорий.

Методики и выборка. В исследовании приняли участие 657 подростков, отбывающих наказание в воспитательных колониях, в возрасте от 14 до 19 лет. В исследовании применялись Многомерная шкала воспринимаемой социальной поддержки, специально разработанный пункт для выявления частоты обращения за помощью к различным категориям людей, Шкала депрессии, тревожности и стресса, Шкала позитивного и негативного аффекта, Шкала позитивного и негативного пережитого опыта.

Результаты. Были выявлены различия в том, как связаны воспринимаемая социально-психологическая поддержка от разных источников и частота обращения за помощью к различным категориям с показателями психического здоровья и эмоциональным состоянием воспитанников колоний, показан различный вклад источников поддержки и особая роль воспитателей и психологов по сравнению с другими категориями в предсказании нарушений психического здоровья.

Выводы. Сверстники и друзья оказывают наименьшее влияние на психическое здоровье и эмоциональное состояние отбывающих наказание подростков в отличие от их ровесников, находящихся на свободе. Напротив, «значимые взрослые» в лице сотрудников воспитательных колоний (воспитателей и психологов) вносят весомый вклад в снижение нарушений психического здоровья и улучшения эмоционального состояния осужденных. Воспринимаемая социально-психологическая поддержка со стороны «значимых других» способствует снижению стресса, а воспитатели являются единственной категорией людей, обращение за помощью, к которой можно рассматривать в качестве предиктора более низкого уровня депрессии, тревожности и стресса. В свою очередь, обращение за помощью к психологу в сравнении с другими источниками поддержки в наибольшей степени связано с позитивным эмоциональным состоянием воспитанников. 

Authors / Авторы: Ушков Ф.И. ; Шайгерова Л.А, ; Долгих А.Г. ; Алмазова О. В.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The article is devoted to the study of adolescents who do not have evaluative and/or prescribed respect for their parents as well as presents factors associated with disrespectful attitude to their parents: gender, family composition, financial security of the family, social status of the parent, features of upbringing and child-parent relationships. The disrespect for parents has not yet been studied in detail. 

Objective. Identification of factors contributing to disrespectful attitude of adolescents towards their parents. 

Sample. In total, 294 people participated in the study: 218 adolescents aged 12 to 17 years; 76 parents of these adolescents aged 33 to 48 years.

Methods: Adolescents were offered the author's questionnaire “Respect for Parents”, the ADOR method – “Adolescents about Parents”, Parents answered questions from “Analysis of Family Relationships” (AFR). 

Results. Four groups of adolescents were identified based on cluster analysis of “Respect for parents” method: respectful, disrespectful, evaluatively respectful, and prescriptively respectful. It was found that boys do not respect their parents more often than girls. Adolescents from single-parent families are also more likely to disrespect their parents. The gender of the parent is not related to respect indicators. The social success of the parent and the financial security of the family are important factors associated with the respect of adolescents for their parents. The relationship of a large number of features of parenting and child-parent relations (both in the perception of adolescents – ADOR method and their parents – AFR method) with indicators of respect for parents among adolescents was analyzed. 

Conclusion. Adolescents may not have evaluative respect (conscious deference, the result of evaluating a person) or prescribed respect (the result of assimilating social norms of honoring elders) for their parents, or they may not fully respect them. Adolescents do not respect parents who lack psychological acceptance of children, lack parental feelings, and are hostile to them. Also, adolescents do not respect parents who show dominant hyperprotection

Актуальность. Статья посвящена изучению подростков, которые не испытывают оценочное и/или предписанное уважение к своим родителям, и факторов, связанных с неуважительным отношением к своим родителям: пол, состав семьи, материальная обеспеченность семьи, социальный статус родителя, особенности воспитания и детско-родительских отношений. Неуважение к родителям до сих пор не было подробно изучено.

Цель. Выявление факторов неуважительного отношения подростков к родителям.

Методики и выборка. Всего в исследовании приняло участие 294 человек: 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет; 76 родителей этих подростков в возрасте от 33 до 48 лет. Подросткам были предложены методики: авторский опросник «Уважение к родителям», методика ADOR – «Подростки о родителях». Родители отвечали на вопросы методики «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ).

Результаты. На основе кластерного анализа результатов по методике «Уважение к родителям» были выделены четыре группы подростков, по-разному уважающих своих родителей: уважающие, неуважающие, оценочно уважающие, предписанно уважающие. Выявлено, что мальчики чаще, чем девочки не уважают своих родителей. Также чаще не уважают родителей подростки из неполных семей. Пол родителя не связан с показателями уважения. Социальная успешность родителя и материальная обеспеченность семьи являются важными факторами, связанными с уважением подростков к родителям. Была проанализирована связь большого количества особенностей родительского воспитания и детско-родительских отношений (как в восприятии подростков – методика ADOR, так и их родителей – методика АСВ) с показателями уважения подростков к родителям.

Выводы. Подростки могут не испытывать оценочное уважение (осознанное почтительное отношение, результат оценки человека) или предписанное уважение (результат усвоения социальных норм почитания старших) к родителям, а могут не уважать их полностью. Подростки не уважают родителей, у которых отсутствует психологическое принятие детей, неразвиты родительские чувства и которые враждебно к ним настроены. Также подростки не уважают родителей, которые проявляют потворствующую гиперпротекцию.

Authors / Авторы: Коновалова А. М.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance of current research is determined by insufficient focus on the prevention of deviant economic socialization in children and adolescents in the conditions of high uncertainty of socio-economic prospects for Russian society and high risks of economic shocks. 

Objective. To justify the importance of prevention of deviant economic identity at the stage of formation of the "economic ethos of culture" in the senior preschool age and the subsequent "technological ethos of culture" in primary school age and adolescence and to determine the main directions of prevention.

Method. Theoretical and methodological analysis, comparative and critical analysis, as means of clarifying the concept of "deviant economic identity" and defining its place in the context of such close concepts as "economic socialization," "economic deviance," "professional identity" etc.. 

Results. The concept of “deviant economic identity” is clarified. It is understood as the association of a person not only with a given economic activity or specific professionals (as role models to follow), but also with values and ideological positions underlying such activities. The "paradoxicality" of deviance can be a discrepancy between the norms of a particular society and general cultural norms, as well as the discrepancy between the generally accepted ideas about deviance and ideas about the deviance by the particular individual or group (at the level of families, collectives), which often provokes an identity crisis.

Conclusions. Psychological and educational work with children and adolescents in order to prevent deviant economic identity is especially important because of the susceptibility of this age to socially dubious variants of economic relations and weak propaganda of worthy examples of economic behavior in the society. The article highlights the psychological and pedagogical conditions for the emergence, development and prevention of deviant economic identity in children and adolescents, which can be used in the psychological practice, associated not only with an orientation towards established values, but also with the culture (method) of the search for these values.

Актуальность. Актуальность проводимого анализаопределяется низким уровнем внимания в обществе к профилактике девиантной экономической социализации детей и подростков в условиях высокой степени неопределенности социально-экономических перспектив российского общества, высоких рисков экономических катаклизм.

Цель. Обосновать важность профилактики девиантной экономической идентичности на этапе становления «экономического этоса культуры» в старшем дошкольном возрасте и последующего «технологического этоса культуры» в младшем школьном и подростковом возрастах. Определить основные направления профилактики.

Метод. Теоретико-методологический анализ, сравнительный анализ, критический анализ как средства, используемые для уточнения понятия «девиантная экономическая идентичность» и определение ее места в контексте близких и смежных понятий (например, «экономическая социализация», «экономическая девиантность», «профессиональная идентичность» и др.).

Результаты. Уточняется понятие «девиантная экономическая идентичность», понимаемая как отождествление человека не только с данной экономической деятельностью, конкретными профессионалами (как примерами для подражания), но также – и с ценностями, и с мировоззренческими позициями, лежащими в основе такой деятельности. Отмечается «парадоксальность» девиантности, при которой возможно несоответствие норм конкретного общества и общекультурных норм, а также – несоответствие общепринятых представлений о девиантности и представлений на девиантность конкретной личности или группы (на уровне семей, коллективов), что часто и провоцирует кризис идентичности.

Выводы. Обоснована важность психолого-педагогической работы с детьми и подростками по решению задач профилактики развития девиантной экономической идентичности, особенно в силу восприимчивости данного возраста к социально сомнительным вариантам экономических отношений и слабой пропаганды в обществе достойных образцов экономического поведения. Выделены психолого-педагогические условия возникновения, развития и профилактики девиантной экономической идентичности у детей и подростков, которые могут быть использованы в практике работы психолога, связанные не только с ориентацией на устоявшиеся ценности, но и с культурой (методом) самого поиска этих ценностей.

Authors / Авторы: Александрова Ю.Ю. ; Коробанова Ж.В. ; Пряжников Н. С. ; Пряжникова Е.Ю. ; Маркина О.С.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Specialists providing psychological assistance to children with developmental disorders use programs based on different determination models. Each model and the resulting technology solves a well-defined range of problems and has limitations. The content of the models, as a rule, is not reflected, which reduces their efficiency. 

Purpose of the work is to compare the models determining the development of the psyche and behavior as the basis for constructing programs of psychological assistance to children with special needs. 

Method. Theoretical critical analysis and synthesis of literature on the research problem. 

Results. The contents of determination models of the development of the psyche and behavior (classical, neo-classical, post-neo-classical) are compared according to 4 characteristics. The types of determination factors and psychological assistance programs for children with developmental disorders are analyzed. A comparative analysis of psychological assistance programs and deterministic models on the basis of which they are built is carried out. The limitations of the models when using them to build developing programs are highlighted and described. It is shown how groups of factors under study are taken into account in the content of training programs. The limitations of models are highlighted and described. An innovative technology and algorithm for studying the system of determination influences in the framework of the post-neo-classical model of the private level for their use in research and practice of helping difficult children is proposed. 

Conclusions. Determination models can be practically reviewed as clarifying and complementing each other. Understanding the possibilities and limitations of intervention technologies developed on the basis of different models expands the possibilities of providing psychological assistance to children and adolescents with developmental disabilities. 

The groups of external factors that determine the indicators of the development of "difficult" children do not fundamentally differ from those of normo-typical children.

Groups of internal factors related to the indicators of the viability of a child and adolescent with developmental disabilities can act as learning goals in the construction of programs for psychological and pedagogical assistance to difficult children.

The analysis of psychological assistance programs for children with special needs has shown that they are based on classical and neo-classical models and have both strengths and limitations due to the concepts of the systemic nature of the human psyche embedded in the models.

Актуальность. Специалисты, оказывающие психологическую помощь детям с особенностями развития, используют развивающие технологии, построенные на базе разныхдетерминационных моделей.Каждая модель и вытекающая из нее технология решает четко очерченный круг проблем и имеет ограничения. При этом содержание моделей, как правило, не рефлексируется, что снижает эффективность их использования.

Цель работы – сопоставление моделей детерминации развития психики и поведения как основы для построения программ психологической помощи детям с особенностями развития.

Метод.Теоретический критический анализ и синтез литературы по проблеме исследования.

Результаты. Сопоставлено содержание детерминационных моделей развития психики и поведения (классических, неклассических, постнеклассических) по 4-м характеристикам. Проанализированы виды детерминационных факторов и программы психологической помощи детям с особенностями развития. Показано, каким образом изучаемые группы факторов учитываются в содержании обучающих программ. Проведен сопоставительный анализ программ психологической помощи и детерминационных моделей, на базе которых они построены. Выделены и описаны ограничения моделей при использовании их для построения развивающих программ. Предложенаинновационная технология и алгоритм изучения системы детерминационных влияний в рамках постнеклассической модели частного уровня для их использования в исследованиях и практике помощи трудным детям.

Выводы. Детерминационные модели продуктивно рассматривать как уточняющие и дополняющие друг друга. Понимание возможностей и ограничений интервенционных технологий, разработанных на базе разных моделей, расширяет возможности оказания психологической помощи детям и подросткам с особенностями развития. 

Группы внешних факторов, детерминирующих показатели развития «трудных» детей принципиально не отличаются от таковых у детей нормотипичных. Группы внутренних факторов, связанных с показателями жизнеспособности ребенка и подростка с особенностями развития, могут выступать как цели обучения при построении программ психологической и педагогической помощи трудным детям.

Анализ программ психологической помощи детям с особенностями развития показал, что они строятся на базе классических и неклассических моделей и имеют как сильные стороны, так и ограничения, обусловленные заложенными в моделях представлениями о системности психики человека.

Постнеклассические детерминационные модели преодолевают ограниченность классических и неклассических и открывают возможности создания инновационных технологий при работе с особенными детьми. Разработанные автором на базе постнеклассической парадигмы программы формирования логических операций и сложных познавательных умений доказывают эффективность такого подхода. 

Authors / Авторы: Погожина И.Н. ; Егорова В.А.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The relevance of the article is explained by crisis nature of modern childhood and the risks of informational socialization, reflected in loss of value in becoming mature, the loss of the leading role of education, and the growth of deviant behavior in children and adolescents. Social anomie and cultural deprivation create a diverse information environment that poses the risks of promoting the cult of violence, cruelty, extremism, suicidal behavior, involving children and adolescents in the consumption of psychoactive substances, the formation of Internet addiction and computer gaming addiction.

The purposeof the article is to analyze risk management capabilities of information socialization as a manifestation of a childhood crisis. 

Methods – theoretical and comparative analysis, generalization. 

The results.The risks of information socialization associated with a low level of information security are highlighted. Significant age-related psychological characteristics of the child are identified and analyzed. These characteristics determine the effect of the psychological impact of information products on the development of the child. They are specified for preschool, primary school age, younger and older adolescents. A comparative analysis of the features of cognitive activity and mental development is presented: the degree of vulnerability of the child to the effects of harmful content; preservation of psychological well-being; readiness to imitate the social patterns of behavior presented on the Internet. The tasks to ensure informational security of children and adolescents have been specified.

Conclusions. Accounting for age-related psychological characteristics will allow to create an effective risk management system for informational socialization of children. Such a system includes the tasks of the age classification of information products and building the developing content of the information environment. The creation of interdisciplinary science of social ecology of childhood will make it possible to make significant progress in overcoming the crisis of modern childhood. 

Актуальность статьи обусловлена кризисным характером современного детства и рисками информационной социализации, находящими отражение в обесценивании взросления, утрате ведущей роли образования, росте девиантного поведения детей и подростков. Социальная аномия и культурная депривация создают разнородную информационную среду, порождающую риски пропаганды культа насилия, жестокости, экстремизма, суицидального поведения, вовлечения детей и подростков в потребление психоактивных веществ, формирования интернет-зависимости и игровой компьютерной зависимости.

Цель статьи – анализ возможностей управления рисками информационной социализации как проявление кризиса детства.

Методы – теоретического и сравнительного анализа, обобщения.

Основные результаты. Выделены риски информационной социализации, связанные с низким уровнем информационной безопасности. Выделены и определены значимые возрастные психологические особенности ребенка, которые определяют эффект психологического воздействия информационной продукции на развитие ребенка, специфицированные для дошкольного, младшего школьного, младшего и старшего подросткового возраста. Дана сравнительная характеристика особенностей познавательной деятельности и умственного развития; степени уязвимости ребенка к воздействию вредного контента; сохранения психологического благополучия; степени готовности к подражанию социальным моделям поведения, представленным в Интернете. Определены задачи, связанные с необходимостью обеспечения информационной безопасности детей и подростков.

Выводы. Учет возрастных психологических особенностей позволит создать эффективную систему управления рисками информационной социализации детей. Такая система включает задачи возрастной классификации информационной продукции и конструирования развивающего контента информационной среды. Создание междисциплинарного научного направления социальной экологии детства позволит существенно продвинуться на пути преодоления кризиса современного детства.

Authors / Авторы: Карабанова О.А.


Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 145 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2021 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук