Личностные особенности подростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду интернет...

Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V. (2019). Personal characteristics of teenagers, youth, and young adults on the internet: vulnerability zones for extremist influence through digitalization. Moscow University Psychology Bulletin, 4, 160-185 / Кружкова О.В., Воробьева И.В. Личностные особенности под- ростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Ин- тернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия вусловиях цифровизации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.160-185

En

Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V. (2019). Personal characteristics of teenagers, youth, and young adults on the internet: vulnerability zones for extremist influence through digitalization. Moscow University Psychology Bulletin, 4, 160-185

Ru

Кружкова О.В., Воробьева И.В. Личностные особенности под- ростков, юношей и молодежи, вовлеченных в среду Ин- тернет: зоны уязвимости для экстремистского воздействия вусловиях цифровизации. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.160-185

Keywords / Ключевые слова

personality / личность ; Internet / Интернет ; informational environment / информационная среда ; involvement / вовлеченность ; youth extremism / молодежный экстремизм  ; cyber-socialization / киберсоциализация ; digitalization / цифровизация

Abstract

Background. The digitalization of society is making changes in the lifestyle of the whole population today. However, while the older generation uses the Internet as a tool, the teenagers, youth, and young adults perceive it to be a full-fledged living environment. Today, Internet resources are the main way of involving young people in extremist groups, and radicalizing them. The role of the Internet as a means of socialization is actively discussed in scientific discourse, and questions about the prevention of the negative impact of the Internet environment are being raised, as well as about the technologies and mechanisms used for exerting extremist influence. However, it is important to understand that the features of the sense of identity of the recipient are essential for the formation of sensitivity to Internet exposure, including to extremism.

Objective. The aim of our study was to identify personal predictors of the involvement of teenagers, youth, and young adults with the Internet, as well as to analyze their personality traits and vulnerabilities for extremist influence via the Internet.

Design. Our research methods included a sociological questionnaire for analyzing the involvement of respondents in the Internet environment, and adaptations of the psycho-diagnostic methods HEXACO, “The Dark Triad,” and a modified projective technique “Houses.” Our study sample was comprised of 2051 people (528 teenagers 13-15 years old, 686 youth 16-20 years old, and 836 young adults 21-29 years old).

Results. The results of the study showed that 16.9% of respondents are characterized by maximum involvement and immersion in the digital environment. Compared with the contrasting group of respondents who are less actively immersed in the Internet environment, the “involved teenagers, youth, and young adults” are characterized by a stable complex of personal characteristics (narcissism, “Machiavellianism,” inability to forgive, lack of organization, negative mood patterns, etc.). Also, behavioral markers and zones of vulnerability are defined for respondents who are characterized by maximum involvement and immersion in the digital environment while experiencing extremist influence on them.

Conclusion: The identified personal characteristics of teenagers, youth, and young adults actively involved in the Internet environment allow us to define and specify measures to prevent the radicalization of this group.

Аннотация

Актуальность. Цифровизация современного общества вносит изменения в жизненный уклад многих слоев населения. Однако, если для старших поколений Интернет является инструментом, то для подростков, юношей и молодых людей – это уже полноценная среда их жизнедеятельности. Именно Интернет-ресурсы на сегодняшний день используются наиболее часто для вовлечения молодежи в экстремистские группы, их радикализации. В научном дискурсе активно обсуждается роль Интернета в социализационных процессах, ставятся вопросы о профилактике негативного воздействия Интернет-среды, изучаются технологии и механизмы реализации экстремистского воздействия в сети. Однако, важно понимать, что личность реципиента, ее особенности имеют существенное значение для формирования сензитивности к Интернет-воздействию, в том числе экстремистского характера. 

Целью нашего исследования стало выявление личностных предикторов вовлеченности подростков, юношей и представителей молодежи в Интернет-среду, а также анализ данных особенностей личности с позиции уязвимости для экстремистского воздействия через Интернет.

Методы исследования. Социологическая анкета для анализа вовлеченности респондентов в Интернет-среду, адаптированные психодиагностические методики HEXACO, «Темная триада», модифицированная проективная методика «Домики». 

Выборка. 2051 человек (528 респондентов подросткового возраста 13-15 лет, 686 респондентов юношеского возраста 16-20 лет, 836 респондентов молодого возраста 21-29 лет).

Результаты. исследования показали, что 16,9 % респондентов характеризуются максимальной вовлеченностью и погруженностью в цифровую среду. По сравнению с контрастной группой респондентов, менее активно погруженных в Интернет-среду, вовлеченные подростки, юноши и молодые люди характеризуются устойчивым комплексом личностных особенностей (нарциссизм, макиавеллизм, неспособность прощать, неорганизованность, отрицательный фон настроения и др.). Также определены поведенческие маркеры и зоны уязвимости для респондентов, характеризующихся максимальной вовлеченностью и погруженностью в цифровую среду, при реализации экстремистского воздействия на них.

Выводы. Выявленные личностные особенности подростков, юношей и представителей молодежи, активно вовлеченных в Интернет среду, позволяют в дальнейшем определить и конкретизировать профилактические меры для предотвращения радикализации данной группы.

Автор(ы)

Кружкова О.В. ; Воробьева И.В.

Основное место работы автора

Ural State Pedagogical University / Уральский государственный педагогический университет

Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Рубрикатор

Intelligent Systems / Интеллектуальные системы ; Child Psychology / Детская психология ; Social Psychology / Социальная психология

Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Название журнала или сборника

Moscow University Psychology Bulletin / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология

Возрастная категория

adolescence (13-17 yrs) / подростковый возраст (13-17 лет) ; young adulthood (18-29 yrs) / ранняя взрослость (18-29 лет)

Год публикации

2019

Страницы

160-185

DOI Number

10.11621/vsp.2019.04.160

Язык публикации

Ru

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2020 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук