Возможности гиперреальности в социализации и образовании детей с ментальными нарушениями

Bystrova T.Yu., Tokarskaya L.V., Aguilera G.R. (2019). Possible Uses of Hyperreality in the Socialization and Education of Children with Mental Disorders. Moscow University Psychology Bulletin, 4, 144-159 / Быстрова Т.Ю., Токарская Л.В., Агильера Г.Р. Возможности гиперреальности в социализации и образовании детей с ментальными нарушениями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.144-159

En

Bystrova T.Yu., Tokarskaya L.V., Aguilera G.R. (2019). Possible Uses of Hyperreality in the Socialization and Education of Children with Mental Disorders. Moscow University Psychology Bulletin, 4, 144-159

Ru

Быстрова Т.Ю., Токарская Л.В., Агильера Г.Р. Возможности гиперреальности в социализации и образовании детей с ментальными нарушениями. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.144-159

Keywords / Ключевые слова

virtual reality / виртуальная реальность ; augmented reality / дополненная реальность ; hyperreality / гиперреальность ; mental disorders / ментальные нарушения ; education / образование ; socialization / социализация

Abstract

Background. The relevanceof this study is determined by society’s growing interest in the process of socialization of persons with mental disorders, which determines the need to find new means and methods of support for them based on modern technology.

Objective. To determine the possibilities of using virtual and augmented reality in the educational environment for children with mental disorders.

Design. The authors carried out a pilot study, including a survey of teachers and an evaluation of the perception of children with mental disorders of images of augmented and virtual reality. The mental disorders referred to in the article are understood to be autism spectrum disorders, combined with mental retardation. In total, 10 teachers and 14 children of the study group were interviewed.

ResultsData from the survey of teachers showed that children with mental disorders have difficulty in processing visual information; they like the interactivity of forms, and they can be attached to certain things (books, places), which should be considered when developing scenarios for using devices with hyperreality. Data from the survey of the children showed that they like the most familiar objects, and that they usually don’t perceive complex images and unknown symbols; they tend to pay attention to the small details of objects. They usually select images which use primary colors and cool tones. Observations have shown that children with mental disorders often navigate the interface of unfamiliar devices faster than the owners of the devices. By changing the size of the image, they seem to help themselves find the answer to the question.

Conclusion. Our data confirmed the possibility of using hyperreality in the education of persons with mental disorders, and concretized ideas about the features of pattern recognition in virtual and augmented reality. Particular attention was paid to the characteristics of the form of not only the images, but also the technical devices, since the design is interpreted as an "adapter" of virtual and augmented reality images to the current state of the recipient.

Аннотация

Актуальность. исследования определяется возрастающим интересом социума к процессу социализации лиц с ментальными нарушениями, определяющим необходимость поиска новых средств и методов их поддержки с опорой на современные технологии. 

Цели работы. Определение возможностей использования виртуальной и дополненной реальности в образовательной среде для детей с ментальными нарушениями.

Методики и выборка. Описываются результаты пилотажного исследования, включающего опрос педагогов и оценку восприятия детьми с ментальными нарушениями образов дополненной и виртуальной реальности. Под ментальными нарушениями в статье понимаются расстройства аутистического спектра, сочетающиеся с умственной отсталостью. Всего было опрошено 10 педагогов и 14 детей исследуемой группы. 

Результаты. Данные опроса педагогов показали, что дети с ментальными нарушениями испытывают трудности при обработке визуальной информации; им нравится интерактивные формы, например, незавершенные, вовлекающие в достраивание, и они могут быть привязаны к определенным вещам (книгам, местам), что необходимо учитывать при разработке сценариев использования устройств с гиперреальностью. 

Данные опроса детей показали, что им нравятся наиболее знакомые предметы, а сложные изображения и неизвестные символы, как правило, не воспринимаются; они склонны обращать внимание на мелкие детали предметов. В основном выбираются изображения с использованием основных цветов и холодных тонов. Наблюдения показали, что дети с ментальными нарушениями ориентируются в интерфейсе незнакомых девайсов быстрее, чем хозяева устройств. Меняя размеры изображения, они, помогают себе найти ответ на поставленный вопрос.

Выводы. Полученные данные подтвердили возможность использования гиперреальности в образовании лиц с ментальными нарушениями, конкретизировали представления об особенностях распознавания образов в условиях виртуальной и дополненной реальности. Особое внимание в работе уделялось характеристикам формы не только образов, но и технических устройств, поскольку дизайн трактуется как «адаптор» образов виртуальной и дополненной реальности к текущему состоянию реципиента.

Автор(ы)

Быстрова Т.Ю. ; Токарская Л.В. ; Родригес А.Г.

Основное место работы автора

Ural Federal University / Уральский федеральный университет

Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Рубрикатор

Intelligent Systems / Интеллектуальные системы ; Child Psychology / Детская психология

Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Название журнала или сборника

Moscow University Psychology Bulletin / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология

Год публикации

2019

Страницы

144-159

DOI Number

10.11621/vsp.2019.04.144

Язык публикации

Ru

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2020 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук