«Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования / “Clip thinking” Among High School and University Students: A Research Experience

Polyakov S.D., Belozerova L.A., Vershinina V.V., Danilov S.V., Krivtso­va N.S. (2019). “Clip thinking” Among High School and University Students: A Research Experience. Moscow University Psychology Bulletin, 4, 126-143 / Поляков С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «Клиповое мышление» у старшеклассников истудентов:опыт исследования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.126-143

Полную версию статьи читайте в pdf-формате.

En

Polyakov S.D., Belozerova L.A., Vershinina V.V., Danilov S.V., Krivtso­va N.S. (2019). “Clip thinking” Among High School and University Students: A Research Experience. Moscow University Psychology Bulletin, 4, 126-143

Ru

Поляков С.Д., Белозерова Л.А., Вершинина В.В., Данилов С.В., Кривцова Н.С. «Клиповое мышление» у старшеклассников истудентов:опыт исследования. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.126-143

Keywords / Ключевые слова

“clip thinking” / «клиповое мышление» ; system thinking / системное мышление ; senior schoolchildren / старшеклассники ; students / студенты

Abstract

Background. This article is devoted to the study of the phenomenon of “clip thinking.” The connection of this topic with modern sociocultural processes is indicated. The methodological foundations of the study are the cultural-historical approach and the "style paradigm" of the study of cognitive processes. The most significant conceptual ideas and experimental data in the study of “clip thinking” in recent years have been highlighted.

It is noted that so far, there has not been an unambiguous scientific understanding of the phenomenon of “clip thinking,” and there are not enough techniques for studying it.

Objective. The main objective was the study of the “clip-integrity” thinking of high school and university students.

Design. The article describes the author’s method of studying the “clip-integrity” of thinking, as well as the results of its testing on a sample of senior schoolchildren (89 people) and university students (76 people).

Results. The study revealed that the proportion of university students with systemic (holistic) thinking is significantly higher than in the sample of schoolchildren. In schoolchildren, expressed “clip” thinking occurs one and a half times more often than among university students. The authors consider the age-typical characteristics of the respondents and the characteristics of the socio-cultural development situation, characterized, inter alia, by a change in the main information medium, as the main factors determining the identified features of thinking.

Conclusion. The possibilities of the methodology they developed allowed the authors to clarify the tasks of studying the cognitive characteristics of high school students and university students as relates to the phenomenon of “clip thinking” and its relationship with “holistic thinking,” and to set new research objectives.

Аннотация

Актуальность. Статья посвящена исследованию феномена «клипового мышления». Обозначается связь данной тематики с современными социокультурными процессами.

В статье заявлены методологические основания проведённого исследования (культурно-исторический подход и «стилевая парадигма» изучения когнитивных процессов). С нашей точки зрения в работах последних лет выделены наиболее значимые концептуальные идеи и экспериментальные данные в изучении «клипового мышления».

Отмечается, что пока не сложилось однозначного научного понимания феномена «клипового мышления» и недостаточно методик для его изучения. 

Основнойцелью проведенного исследования стало изучение «клиповости-целостности» мышления старшеклассников и студентов.

Методика и выборка. В статье описана авторская методика изучения «клиповости-целостности» мышления, а также результаты ее апробации на выборке старших школьников (89 человек) и студентов университета (76 человек). 

Результаты. В ходе исследования было выявлено, что доля студентов, обладающих системным (целостным) мышлением существенно выше, чем в выборке школьников. У школьников (в сравнении со студентами) выраженное «клиповое» мышление встречается в полтора раза чаще. 

В качестве основных факторов, определяющих выявленные особенности мышления, авторы рассматривают возрастно-типичные особенности респондентов и особенности социокультурной ситуации развития, характеризующейся, в том числе, изменением основного информационного носителя.

Выводы. Возможности разработанной методики позволили авторам уточнить задачи исследования когнитивных особенностей старшеклассников и студентов в той части, которая относится к феномену «клипового мышления» и его соотношения с «целостным мышлением».

Author(s) / Автор(ы)

Polyakov, Sergey D. / Поляков С.Д. ; Belozerova, Lilia A. / Белозерова Л.А. ; Vershinina, Valeria V. / Вершинина В.В. ; Danilov, Sergey V. / Данилов С.В. ; Krivtsova, Natalia S. / Кривцова Н.С.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Ulyanovsk State University of Education / Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

Intelligent Systems / Интеллектуальные системы ; Child Psychology / Детская психология

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

Moscow University Psychology Bulletin / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология

Age Group / Возрастная категория

adolescence (13-17 yrs) / подростковый возраст (13-17 лет) ; young adulthood (18-29 yrs) / ранняя взрослость (18-29 лет)

Release Date / Год публикации

2019

Pages / Страницы

126-143

DOI Number

10.11621/vsp.2019.04.126

Language / Язык публикации

Ru

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2020 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук