Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований) / Digital Competence and Childhood: A Unique Challenge of the 21st Century (Analysis of Modern Research)

Pogozhina I.N., Sergeeva M.V., Egorova V.A. (2019). Digital Competence and Childhood: A Unique Challenge of the 21st Century (Analysis of Modern Research). Moscow University Psychology Bulletin, 4, 80-106 / Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.80-106

Полную версию статьи читайте в pdf-формате.

En

Pogozhina I.N., Sergeeva M.V., Egorova V.A. (2019). Digital Competence and Childhood: A Unique Challenge of the 21st Century (Analysis of Modern Research). Moscow University Psychology Bulletin, 4, 80-106

Ru

Погожина И.Н., Сергеева М.В., Егорова В.А. Цифровая компетентность и детство — уникальный вызов 21 века (анализ современных исследований). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №4 — с.80-106

Keywords / Ключевые слова

competence / компетенции ; knowledge economy / экономика знаний ; digital economy / цифровая экономика ; digitalization / цифровизация ; digital literacy / цифровая грамотность

Abstract

Background. The transition from the analog economy to the digital one has been accompanied by the digitalization of all spheres of life, in particular the sphere of education, and according to the decree of the government of the Russian Federation, it requires a revision of goals, educational content, and the development of new tools that provide for lifelong learning, as well as the construction of new competency models.

Objective. To carry out a comparative logical-categorical analysis of various models describing digital competencies based on a review of domestic and foreign studies, and determine the content and place of digital competencies in modern competency models.

Design. Critical analysis and synthesis of the literature on the problems of digital competence.

Results. The vector of economic development in the Russian Federation will shift to the development of the knowledge economy over the next 10 years. This transition creates a number of problems: 1) The students are much more savvy than their teachers in the use of digital technologies, as they were immersed in the digital environment from early childhood; and 2) There is no single approach to the definition of the term "digital competence." The first part of this paper presents an analysis of the existing definitions, content, and types of digital competency. The second is a comparison of different models of digital competencies. The third part is about the inconsistency of the results of empirical research on the benefits and harms of digital technology for the mental development of children.

Conclusions. 1. Ubiquitous digitalization creates the need to develop a new competency model for the knowledge economy. 2. The concept of "digital literacy" is included in the concept of "digital competence" on the principle of "part-whole." 3. Science provides more and more evidence of the positive impact of the digital environment on the development of the psyche and human behavior. 4. A systematic approach to the formation of digital competence is needed in the form of specialized educational programs based on generalized instructions (indicative principles of action), taking into account the age characteristics of students.

Аннотация

Актуальность. Переход от аналоговой экономики к цифровой сопровождается цифровизацией всех сфер жизни, в частности, сферы образования, и, согласно распоряжению правительства РФ, требует пересмотра целей, учебного содержания и разработки новых средств, обеспечивающих обучение в течение всей жизни человека, а также построения новых компетентностных моделей. 

Цель. Сопоставительный логико-категориальный анализ различных моделей, описывающих цифровые компетенции на основе обзора отечественных и зарубежных исследований. Определение содержания и места цифровых компетенций в современных компетентностных моделях.

Метод. Теоретический критический анализ и синтез литературы по проблемам цифровой компетентности.

Результаты.Вектор развития экономики в РФ на ближайшие 10 лет сместится на развитие экономики знаний. Компетенции, востребованные на рынке труда при аналоговой экономике (профессии категорий «Правило» и «Умение»), будут вытеснены компетенциями профессий категории «Знание». Данный переход создаёт ряд проблем: 1) современное поколение учащихся отличается от поколения, к обучению которого готовили нынешних педагогов. Это проявляется в том, что ученики подкованы гораздо лучше своих учителей в сфере использования цифровых технологий, так как были погружены в цифровую среду с раннего детства; 2) отсутствует единый подход к определению понятия «цифровая компетентность». В первой части представлен анализ имеющихся определений, содержания и видов цифровой компетентности. Во второй – сравнение различных моделей цифровых компетенций. В третьей – противоречивость результатов эмпирических исследований о пользе и вреде цифровых технологий для психического развития детей.

Выводы. 1. Повсеместная цифровизация создаёт необходимость разработки новой компетентностной модели для экономики знаний. 2. Понятие «цифровая грамотность» содержательно включено в понятие «цифровая компетентность» по принципу «часть-целое». 3. Наука предоставляет всё больше результатов положительного влияния цифровой среды на развитие психики и поведения человека. 4. Необходим планомерный подход к формированию цифровой компетентности в виде специализированных образовательных программ, базирующихся на обобщенных ориентировочных основах действия (ООД) с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Author(s) / Автор(ы)

Pogozhina I.N. / Погожина И.Н.  ; Sergeeva, Marina V. / Сергеева М.В. ; Egorova, Varvara A. / Егорова В.А.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) ; Higher School of Economics - National Research University / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

Intelligent Systems / Интеллектуальные системы ; Child Psychology / Детская психология

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

Moscow University Psychology Bulletin / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология

Release Date / Год публикации

2019

Pages / Страницы

80-106

DOI Number

10.11621/vsp.2019.04.80

Language / Язык публикации

Ru

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2020 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук