Проблема сопровожде­ния индивидуальных траекторий обучения в эпоху цифрового детства / The problem of accom­panying individual trajectories of education in the epoch of digital childhood

Pogozhina I.N., Simonyan M.S., Agasaryan M.B. (2018). The problem of accom­panying individual trajectories of education in the epoch of digital childhood. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 40-55 / Погожина И.Н., Симонян М.С., Агасарян М.Б. Проблема сопровожде­ния индивидуальных траекторий обучения в эпоху цифрового детства. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.40-55

Полную версию статьи читайте в pdf-формате

En

Pogozhina I.N., Simonyan M.S., Agasaryan M.B. (2018). The problem of accom­panying individual trajectories of education in the epoch of digital childhood. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 2, 40-55

Ru

Погожина И.Н., Симонян М.С., Агасарян М.Б. Проблема сопровожде­ния индивидуальных траекторий обучения в эпоху цифрового детства. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №2 — с.40-55

Keywords / Ключевые слова

coaching / коучинг ; activity / деятельность ; orienting / ориентировка ; individual trajectory of education / индивидуальная траектория обучения (ИТО) ; accompanying individual trajectory of education / сопровождение ИТО ; tutoring / тьюторство

Abstract

Relevance. The individualization of education, the rapid expansion of the sphere of digital knowledge and the risks associated with cyber-socialization put the problem of a professional psychological organization and pedagogical “accompaniment” of individual trajectories of education for children and adolescents.

Objective. Identification the invariable elements of activity to support individual learning trajectories.

Methods. Analysis of literature; synthesis of theoretical and empirical (case study) methods.

Results. According to the comparative analysis of the approaches to the mentoring organization, the structures of the activities of the tutor, the curator (facilitator), the coach, as well as the essential and formal limitations of the various approaches in solving the problems of accompanying individual learning paths identified and described. It was founds that the compared approaches have fundamentally different attitudes towards the subject of activity. Academic tutoring is more effective in modern educational environments in comparison with curatorship and coaching. The stages of accompanying the individual trajectory of learning, carried out within the framework of psychological counseling for adults, were determined empirically.

Conclusions. The acts of transformations in the structure of the activity of an academic tutor fully correlate with the stages of tutoring humanistic counseling, and can be transfer to work with children, taking into account the specifics of each particular age and personal characteristics of the pupil. A general orientation of the activity on accompanying the individual training trajectory has been develop, which can become the basis for training mentor specialists and be used in the work of tutors.

Аннотация

Актуальность. Индивидуализация образования, стремительное расширение цифрового пространства знаний, риски, сопровождающие киберсоциализацию, делают остро актуальной проблему организации профессионального психолого-педагогического сопровождения индивидуальных траекторий обучения (ИТО) детей и подростков. Существует ряд подходов к организации наставничества: тьюторство, кураторство, коучинг и др. Необходим их сопоставительный анализ с точки зрения эффективности решения задач сопровождения ИТО, а также анализ состава и структуры деятельности специалистов, обеспечивающих такое сопровождение, так как ее содержание определено недостаточно четко.

Цель. Выделение инвариантных элементов деятельности по сопровождению ИТО как основы подготовки специалистов в области психолого-педагогического сопровождения обучения и развития учащихся.

Методы. Теоретический критический анализ и синтез отечественной и зарубежной литературы по исследуемой проблеме; метод теоретического моделирования, конструирования и прогнозирования; эмпирический анализ конкретного случая.

Результаты. Выделены и описаны структуры деятельностей тьютора, куратора (фасилитатора), коуча, а также содержательные и формальные ограничения разных подходов при решении задач сопровождения ИТО. Выявлено, что в сравниваемых подходах реализуются принципиально разные типы отношения к субъекту наставнической деятельности. Показано, что академическое тьюторство как элемент системы развивающегося инновационного обучения  — более эффективный способ сопровождения ИТО учащихся в современных образовательных средах по сравнению с кураторством (фасилитацией) и коучингом. Эмпирически продемонстрированы этапы сопровождения ИТО в рамках психологического консультирования.

Выводы. Акты преобразования в структуре деятельности академического тьютора полностью соотносятся с этапами тьюторского гуманистического консультирования и могут быть перенесены на работу с детьми и подростками с учетом возрастной специфики и личностных особенностей учащегося. Предложена ориентировочная основа деятельности сопровождения ИТО, которая может быть использована в подготовке специалистов-наставников и в работе тьюторов.

Author(s) / Автор(ы)

Pogozhina I.N. / Погожина И.Н.  ; Simonyan Margarita S. / Симонян М. С. ; Agasaryan Margarita B. / Агасарян М. Б.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

Educational Psychology / Педагогическая психология

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

Moscow University Psychology Bulletin / Вестник Московского университета. Серия 14. Психология

Release Date / Год публикации

2018

Pages / Страницы

40-55

DOI Number

10.11621/vsp.2018.02.40

Language / Язык публикации

Ru

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук