Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками / Features of experiencing psychological problems in deviant adolescents.

Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. (2017). Features of experiencing psychological problems in deviant adolescents. National Psychological Journal, 4, 129–138 / Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 129–138.

Переживание – одна из самых уни­кальных способностей человека. Переживается все, начиная от межличностных отношений и заканчи­вая общественными событиями. Именно социальные явления, а точнее, происхо­дящие в структуре и функционировании общества изменения (в частности, возра­стающая экономическая нестабильность, формализация отношений, дестабилизация системы и содержания ценностей, информационное насилие и т.п.) обусловливают актуальность исследования переживаний, особенно в подростковый возраст – период активного социокуль­турного развития.

Впервые к рассмотрению пережива­ния, как психологического феномена, обратились В. Дильтей и Н.Я. Грот в кон­це XIX века. Позже оно стало предметом исследования в психоанализе, гуманистической и трансперсональной психо­логии (Дорохова, 2016). Особое внима­ние изучению категории переживания в отечественной психологии уделяли Л.С. Выготский (Выготский, 1984), С.Л. Рубинштейн (Рубинштейн, 2003), Ф.Е. Василюк (Василюк, 1984). Так, С.Л. Рубинштейн считал, что непосредст­венное переживание – это субъектив­ное отношение человека к окружающему миру. Это отношение всегда выражается в виде эмоций – неопредмеченных, свя­занных с органическими потребностями и, как правило, неосознаваемых предмет­ных чувств – интеллектуальных, эстетических, моральных и иных, обобщенных или мировоззренческих (Рубинштейн, 2003). Вводя параметр культуры в каче­стве основополагающего вектора раз­вития, Л.С. Выготский обозначает пере­живание в качестве наиболее значимой, далее неделимой единицы целостности внутреннего мира человека. В онтогенезе через отношение ребенка к другим скла­дываются специфичные чувства к самому себе, а через них проявляются потребно­сти и ценности. Эти чувства определяют кризисные этапы развития, поэтому, как отмечал Л.С. Выготский, невозможно рас­сматривать влияние среды на ребенка без его отношения к ней (Выготский, 1984).

В настоящее время, кроме традицион­ного понимания переживания как эмо­ции, его все чаще рассматривают как процесс установления «смыслового со­ответствия между сознанием и бытием» (Василюк, 1984, С. 30). Введение тако­го понимания феномена переживания было необходимо в практических целях для того, чтобы показать, что в кризис­ных ситуациях отношение к себе и сре­де можно не только констатировать, но и изменять, реконструировать. По мне­нию И.П. Чередниченко, переживание, как составляющая эмоциональной сфе­ры, связано с социальным пространством (с эмоциогенными внешними события­ми), а как процесс – с экзистенциональ­ным пространством (направленным на познание подлинного «Я», часто сопро­вождаемым страхом, скукой, отчаянием или иными чувствами, в комплекс кото­рых они входят) (Чередниченко, 2010). Присутствие обоих видов переживания в жизни человека обеспечивают его со­циализацию-индивидуализацию (Пронина, 2010) и «более полное восприятие жизни и погружение в нее» (Чередничен­ко, 2010, С. 194). Так как в период кризи­са подросткового возраста происходит кардинальное изменение потребностей, ценностей и мировоззрения в целом, то особое протекание приобретают и переживания.

Одним из первых зарубежных психо­логов, обратившим внимание на измене­ние эмоционального реагирование под­ростка на окружающее, был Э. Шпрангер (Выготский, 1984). Он отмечал возникно­вение рефлексии в подростковый пери­од и способности осознания своей индивидуальности, связанное, по замечанию Л.С. Выготского, с образованием новых отношений между психическими функ­циями. «Мир внутренних переживаний, закрытый от ребенка раннего возраста, сейчас раскрывается перед подростком и составляет чрезвычайно важную сфе­ру в содержании его мышления» (Вы­готский, 1984, С. 65). В это же время у подростка появляются новые интере­сы: эгодоминанты – преобладающий ин­терес к самому себе; дали – установки на обширные масштабы интересов, субъек­тивно более приемлемые, по сравнению с текущими; усилия – сопротивление и протест против воспитательных воз­действий; романтика – стремление к социальному героизму. Также наблю­даются резкие колебания настроения, стремление к одиночеству и самоизоля­ции, общее беспокойство, преобладание негативных переживаний (угнетенности, подавленности, тоски). В целом, как от­мечал Л.С. Выготский, подростковый воз­раст можно охарактеризовать как «годы усиленного ломания головы над пробле­мами жизни» (Выготский, 1984, С. 62).

С развитием рефлексии и актив­ного самоанализа внутреннего мира в подростковом возрасте изменяется ха­рактер переживания психологических проблем. Отдельные исследования выявили высокую озабоченность подрост­ков своим будущим (в т.ч. выбором про­фессии), отношениями с родителями и со сверстниками, школьными проблема­ми. Так, в исследовании Л.А. Регуш определены различия в степени переживания разных проблем подростками в зависи­мости от пола. В частности, обнаружено, что мальчики больше переживают взаи­моотношения с противоположным по­лом, а девочки – школьные неудачи. Мо­тив самоутверждения среди сверстников у большинства подростков в школе явля­ется более значимым, чем познаватель­ный. Подростки с негативным самоотно­шением в межличностных отношениях выражают свои отрицательные пережи­вания посредством повышенной кон­фликтности, снижением адаптации к эмоциогенным ситуациям (Регуш, 2009). На интенсивность переживания психологических проблем подростками оказывают влияние социальные условия их развития. По сравнению со сверстни­ками «образца» 2002 года, современные подростки более озабочены проблема­ми здоровья и жизни общества, наиме­нее актуальными для них стали пробле­мы взаимоотношений с родителями и сверстниками. Наблюдаются особенно­сти переживания проблем подростками в зависимости от типа школы, в которой они учатся (гимназия, частная, общео­бразовательная или сельская школа) (Ре­гуш, Алексеева, Орлова, Пежемская, 2012). По данным исследования З.К. Селивано­вой среди подростков в последние годы выявлено усиление прагматизма в вы­боре профессии, рост «мизантропиче­ских … агрессивных настроений» (Сели­ванова, 2013, С. 94) и более выраженное стремление к материальному достатку, в связи с чем отмечается рост прести­жа «доходных» профессий. Негативную оценку качественного изменения пере­живания современных подростков дают А.М. Прихожан и Н.Н. Толстых из-за их низкой рефлексивности. Они отмечают, что «если школьники конца 50-х облада­ют достаточно высоким уровнем рефлек­сии, то у подростков 80-х она оказывает­ся слабо выраженной, а у современных подростков практически не выявляется» (Прихожан, Толстых, 2011, С. 20). У них отсутствует потребность размышления о себе, самоуглубления, стремления к оди­ночеству из-за возрастания потребно­сти утверждения своего уникального «Я», доминирования «зрелищного общения» (Прихожан, Толстых, 2011, С. 22).

Абрисный анализ исследований по­казал, что интенсивность переживания психологических проблем подростками зависит от пола, самоотношения (Регуш, 2009), типа школы, в которой они об­учаются (Регуш, Алексеева, Орлова, Пе­жемская, 2012), от социальной среды (макро- и микро), в которой происхо­дит их жизнедеятельность в целом (Се­ливанова, 2013; Jacobs, Vernon, Eccles, 2004; Dryman, Gardner, Weeks, Heimberg, 2016; Koshenova, 2016), от уровня разви­тости рефлексии (Прихожан, Толстых, 2011; Kõiv, 2016), степени сформирован­ности эмоциональной компетентности (Denham, 2006; Gutiérrez-García, Calvo, 2017) и пр. Вместе с тем, несмотря на до­статочную изученность содержания и ва­лентности переживаний, свойственных ребенку в период подросткового возра­ста, недостаточно внимания уделено осо­бенностям переживаний подростков с поведенческими нарушениями.

Следует отметить, что распространен­ность девиантных форм поведения сре­ди детей и подростков в настоящее вре­мя становится поистине национальной проблемой (Реан, 2015; Шнейдер, 2016; Koshenova, 2016).

В ряде исследований выявлена специ­фика индивидуально-личностных харак­теристик подростков с отклоняющим­ся поведением, в том числе особенности их эмоционального развития. В частно­сти, показано, что у девиантных подрост­ков снижена способность к рефлексии и недостаточно выражены регуляторные функции (Буторина, Макаров, Буторин, 2002; Hirtenlehner, Pauwels, Mesko, 2014; Kenny, Blacker, Allerton, 2014; Milojević, Dimitrijević, 2014; Kenchadze, 2015; Шней­дер, 2016;). Им свойственны искажен­ные формы идентификации (личност­ной, социальной, телесной, гендерной), коммуникативной направленности и мотивационно-ценностной структуры, неадекватная самооценка (Ясная, 2013; Белобрыкина, Белобрыкина, 2014; Реан, 2015; Шнейдер, 2016; Sanches, Gouveia- Pereira, Marôco, Gomes, Roncon, 2016; Berger, Keshet, Gilboa-Schechtman, 2017; Cutrín, Gómez-Fraguela, Maneiro, Sobral, 2017), эмоциональное недоразвитие – они менее эмпатичны (Ashraf, Khalid, Ahmed, 2014; Kiverstein, 2015; Morrison, Mateen, Brozovich, Zaki, Goldin, Heimberg, Gross, 2016; Лимонченко, Белобрыкина, 2015), у них слабее проявляется субъек­тивное переживание одиночества и аль­труистическая направленность, более выражена алекситимическая тенденция, агрессивность (Bassett, Beagan, Ristovski- Slijepcevic, Chapman, 2008; Milojević, Dimitrijević, 2014; Kenchadze, 2015; Kõiv, 2016; Лимонченко, Белобрыкина, 2015). Эти отличия определяют актуальность и новизну нашего исследования, цель кото­рого состояла в выявлении особенностей эмоционального переживания конкрет­ных психологических проблем подрост­ками с девиантным поведением.

Гипотеза

Исходя из индивидуально-личност­ных особенностей девиантных подрост­ков с отклоняющимся поведением, была сформулирована рабочая гипотеза о том, что переживание подростками с откло­няющимся поведением конкретных пси­хологических проблем будут качественно отличаться от таковых, свойственных подросткам с социально-нормативным поведением. Гипотеза включала ряд допу­щений, основанных на следующих поло­жениях:

  1. По данным В.А. Ясной, девиантным подросткам свойственны высокий уровень неосознанности, недиффе­ренцированности и нереалистично­сти представлений о будущем (Ясная, 2013). Испытывая трудности в самоо­пределении (из-за неопределенности в настоящем, отсутствия поддержки со стороны взрослых и сверстников) под­ростки с девиантным поведением, по- нашему предположению, интенсивнее переживают проблемы, связанные с бу­дущим (с семьей, друзьями, професси­ей, материальным достатком).

  2. Некоторые исследователи отмечают (Реан, 2015; Шнейдер, 2016) наличие у девиантных подростков негативного образа родителей, отрицательно окра­шенных взаимоотношений в семье. Это дает нам основание предположить, что подростки с девиантным поведе­нием сильнее переживают проблемы, связанные с родительским домом.

  3. Неадекватная самооценка, свойст­венная девиантным подросткам, ме­шает им объективно оценивать свои возможности и личностные качества, вследствие чего неудачи и трудности в освоении учебного материала, за­мечания со стороны учителей про­воцируют возникновение у данной категории подростков внутри- и меж­личностных конфликтов, вспышек агрессии (Шнейдер, 2016; Kernberg, Weiner, Bardenstein, 2008; Hirtenlehner, Pauwels, Mesko, 2014; Kenchadze, 2015; Kõiv, 2016; Berger, Keshet, Gilboa- Schechtman, 2017). Исходя из этого, мы предполагаем, что подростки с деви­антным поведением сильнее пережи­вают проблемы, связанные со школой.

  4. Исследование Е.А. Белобрыкиной и О.А. Белобрыкиной показало, что в общении у подростков с девиантным поведением более выражен страх быть отвергнутым в группе. Вместе с тем, у них отсутствует стремление находить одобрение своим поступкам в коллективе сверстников и в обществе, ярко выражена эгоцентричность. Несформированность регулирующей функции общения и преобладание его персо­нифицированной направленности со­здает сложности в общении с окружа­ющими: «Подростки с отклоняющимся поведением, хотя и стремятся к обще­нию, но при этом не заинтересованы в получении социального одобрения, оно, вероятно, не имеет для них такой личностной значимости, как для их ровесников с социально приемлемым поведением» (Белобрыкина, Белобры­кина, 2014, С. 51). Это позволяет допустить, что подросткам с девиантным поведением свойственно выраженное переживание проблем, связанных с об­щением со сверстниками.

  5. Л.Б. Шнейдер отмечает доминирова­ние таких систем убеждений и стра­тегий отношений среди подростков с девиантным поведением, которые направлены на утверждение положительного личного образа, поиск при­чин собственных неудач не в себе, а во внешнем мире. К ним, в частности, от­носятся: самовозвеличивание (демон­страция исключительности), манипулирование другими, эмоциональный шантаж, уход от ответственности и ее отрицание (Шнейдер, 2016). Неадек­ватное стремление постоянно поддер­живать положительный личный образ позволяет предположить, что у под­ростков с девиантным поведением бу­дет более выражено переживание про­блем, связанных с оцениваем себя.

  6. У девиантных подростков ярче вы­ражены спортивные и гедонистиче­ские интересы (Ясная, 2013). Высокая потребность в отдыхе, развлечениях и способах снятия эмоционального напряжения дает основание предпо­лагать, что подросткам с девиантным поведением свойственно переживание проблем, связанных с проведением до­суга.

  7. Так как подростковый возраст – пери­од бурного психофизиологического созревания, то очевидно, что зависи­мое поведение и наличие аддиктивных потребностей (которые часто явля­ются причиной поведенческих девиа­ций), вызывая симптомы разных забо­леваний (Буторина, Макаров, Буторин, 2002), оказывает неблагоприятное вли­яние на развитие всех систем организ­ма. Поэтому можно предположить, что девиантных подростков больше заботят проблемы, связанные со здоровьем.

  8. Свойственная подросткам с поведен­ческими нарушениями ориентация на антиобщественные нормы (Райс, Дол­джин, 2010; Шнейдер, 2016; Bassett, Beagan, Ristovski-Slijepcevic, Chapman, 2008; Kenny, Blacker, Allerton, 2014; Fariña, Vásquez, Arce, 2014; Aderanti, Williams, Womiloju, 2015) позволя­ет предположить, что они в меньшей мере будут переживать проблемы, связанные с развитием общества.

Методы и организация исследования

В качестве наиболее релевантной обо­значенному комплексу гипотетических допущений и отвечающей психометри­ческим требованиям была избрана стан­дартизированная диагностическая ме­тодика «Психологические проблемы подростков», разработанная Л.А. Регуш, Е.В. Алексеевой, А.В. Орловой, Ю.С. Пе­жемской (2012). Методика используется «как инструмент, позволяющий объяс­нить проявление тех или иных психо­логических особенностей и поведенче­ских проявлений подростков, на которые могут влиять переживаемые подростком психологические проблемы» (Регуш и др., 2012, С. 25).

Выборка испытуемых

Выборку пилотажного исследования составили 50 испытуемых из числа уча­щихся общеобразовательной школы, дифференцированных на две группы по показателю типа поведения. В первую группу вошли 25 испытуемых, характе­ризующихся частыми поведенческими нарушениями (из них 16 состоят на уче­те в ОПДН, 9 – на внутришкольном уче­те); во вторую – 25 испытуемых с соци­ально-приемлемым поведением (имеют высокую академическую успеваемость, характеризуются положительной комму­никацией со сверстниками, преоблада­нием в поведении ориентации на соци­альные нормы, соответствующие статусу школьника). Сравниваемые группы уни­фицированы по показателям возраста (14–16 лет) и половой принадлежности (лица мужского пола).

Результаты и их обсуждение

Сравнительно-сопоставительный анализ средних значений (таблица 1) показал, что по большинству шкал по­казатели выраженности переживаний психологических проблем подростками находятся в диапазоне норматив­ных величин. Вместе с тем, у подрост­ков с поведенческими нарушениями средние показатели значительно выше (кроме шкалы «проблемы, связанные с развитием общества»), чем у подрост­ков с социально-приемлемым поведе­нием. Причем, превышение верхнего предела допустимых значений у де­виантных подростков зафиксирова­но по шкалам, отражающим наличие психологических проблем, связанных «с самим собой», «со школой», «с роди­тельским домом». Возможно, сильные пе­реживания проблем, связанных с собственной личностью, являются следствием частой критики окружающими не толь­ко поступков девиантных подростков, но и их личностных качеств (лености, не­сдержанности, вспыльчивости и пр.). С другой стороны, отмечаемые иссле­дователями (Реан, 2015; Шнейдер, 2016; Bassett, Beagan, Ristovski-Slijepcevic, Chapman, 2008; Hirtenlehner, Pauwels, Mesko, 2014; Koshenova, 2016) искаженные социальные установки, преобла­дание неадекватных форм социальной адаптации (привлечение внимания де­монстрационными выпадами, актив­ный и пассивный показ власти, мщение) и взаимоотношений с окружающи­ми (манипулирование другими, обманы, уход от ответственности), обусловленные, в том числе, выраженной алекситимиче­ской тенденцией, сниженными эмпатич­ностью, альтруистичностью и субъектив­ным переживанием одиночества (Ashraf, Khalid, Ahmed, 2014; Kiverstein, 2015; Cutrín, Gómez-Fraguela, Maneiro, Sobral, 2017; Лимонченко, Белобрыкина, 2015), часто приводят девиантных подростков к отвержению в среде сверстников, что заставляет их чувствовать себя «не таки­ми как все». Об отвержении может свидетельствовать наличие у более 30 % под­ростков-девиантов высоких уровневых показателей переживания по шкале «про­блемы, связанные с общением со сверст­никами» (таблица 2), а также отрицание наличия проблем во взаимоотношени­ях со сверстниками у 12 % испытуемых данной группы. Причем, отрицание про­блем во взаимоотношениях со сверстни­ками можно рассматривать как прояв­ление своеобразной защитной реакции, о которой указывают и авторы методики, отмечая, прежде всего, доминирование у подростков механизмов «вытеснения и компенсации» (Регуш и др., 2012, С. 19).

Табл. 1. Средние значения (в баллах) результатов исследования переживания психологических проблем подростками

Шкалы переживания проблем, связанных:

Диапазон нормы

Подростки с пове­денческими нару­шениями (n=25)

Подростки с соци­ально-приемлемым поведением (n=25)

С будущим

1,73 – 3,19

3,13

2,4

С родительским домом

1,7 – 3,1

3,35

2,8

Со школой

1,94 – 3,2

3,69

2,57

С общением со сверстниками

1,11 – 2,75

2,19

1,85

С самим собой

1,54 – 3,04

4,41

2,37

С проведением досуга

1,43 – 2,85

2,76

2,11

Со здоровьем

1,54 – 2,9

2,4

2,1

С развитием общества

2,18 – 3,94

2,9

3,39

Табл. 2. Распределение процентной доли испытуемых по показателю уровневых значений по шкалам методики

Шкалы переживания

Подростки с поведенчески­ми нарушениями (n=25)

Подростки с социально-приемлемым поведением (n=25)

Уровень выраженности показателя

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Проблемы, связанные с будущим

0

48

52

8

80

12

Проблемы, связанные с родительским домом

0

48

52

0

80

20

Проблемы, связанные со школой

0

20

80

20

52

28

Проблемы, связанные с об­щением со сверстниками

12

52

36

0

100

0

Проблемы, связанные с самим собой

8

48

44

8

80

12

Проблемы, связанные с проведением досуга

0

68

32

8

80

12

Проблемы, связанные со здоровьем

20

60

20

8

92

0

Проблемы, связанные с развитием общества

40

40

20

0

92

8

Переживание отношений с родителя­ми, как значимой психологической про­блемы, возможно, обусловлено часты­ми замечаниями с их стороны по поводу «неправильного поведения» (школьной неуспеваемости, конфликтов с окружаю­щими, эгоистичности и пр.), которые расцениваются девиантными подростками как несправедливые и необоснованные.

Информативным для анализа является распределение результатов у подростков с девиантным поведением по шкале пере­живаний проблем, связанных с развити­ем общества. Наличие у 40 % респонден­тов низкого уровня переживаний по этой шкале (таблица 2) не дает оснований утверждать, что у девиантных подростков отсутствуют эмоционально окрашен­ные размышления о проблемах наркома­нии, насилия, войны, несоблюдения прав и законов и т.д. (в соответствие с содер­жанием шкалы, заданным авторами-раз­работчиками). Они, скорее всего, оцени­вают общественные проблемы с более эгоцентрической позиции, обладая пре­конвенциональным уровнем нравствен­ного развития, для которого свойственна доминанта собственных интересов и потребностей. «Прежде всего, они рас­сматривают ситуацию так: то, что хоро­шо для них, – хорошо, и это следует при­нимать; то, что плохо для них, – плохо вообще, и этого следует избегать» (Райс, Долджин, 2010, С. 597). Поэтому, низкие результаты по шкале «переживание про­блем, связанных с развитием общества» могут свидетельствовать о высокой лич­ной заинтересованности в материальных ценностях, принятии аморальных форм поведения и т.д., на что собственно и указывает высокий показатель среднего зна­чения по шкале «переживание проблем, связанных с самим собой». Их сверстни­ки с социально-приемлемым поведени­ем, напротив, способны адекватно оце­нить общественные проблемы и, обладая конвенциональным уровнем нравственного развития, «действуют так, чтобы за­служить одобрение других» (Райс, Долд­жин, 2010, С. 597).

Кроме того, отвержение подростками с отклоняющимся поведением пережи­ваний, связанных с развитием общества, можно рассматривать как своеобразную защиту в связи с утратой ими «осозна­ния своего предназначения в обществе, … ощущением собственной незначимости для общества» (Большунова, Белобрыки­на, 2009, С. 10), а также тем, что значи­тельная доля респондентов этой группы имеет выраженную склонность к употре­блению наркотических веществ, алко­гольной продукции, к периодическому совершению противоправных поступков. Высокие же значения по этой шкале, вы­явленные у 20 % девиантных подростков, могут свидетельствовать о выраженном беспокойстве «распространенностью равнодушия и безразличия людей друг к другу», которое обусловлено, прежде все­го, субъективным представлением о соб­ственной позиции в микро- и макросо­циуме.

Для установления статистических раз­личий по параметрам психологических проблем, переживаемых подростками с социально приемлемым и отклоняю­щимся поведением, нами был использо­ван непараметрический U-критерий Манна-Уитни для независимых пере­менных. Расчет проводился при помощи программы SPSS Statistika 17.0. Констата­ция достоверных различий признавалась значимой при условии, если Uэмп≤Uкp. По результатам статистического анализа в сравниваемых выборках выявлены до­стоверные различия по шкалам «пробле­мы, связанные со школой» (Uэмп = 123,5 для р≤0,000), «проблемы, связанные с бу­дущим» (Uэмп = 182 для р≤0,011) и «про­блемы, связанные с самим собой (Uэмп = 186,5 для р≤0,014).

Можно полагать, что основным по­лем «школьной» озабоченности у деви­антных подростков являются следствия низкой учебной мотивации – плохие оценки, негативное отношение к учителям, конфликты с ними из-за кажущейся несправедливости и т.д. В свою очередь, неблагополучие, переживаемое подрост­ком в школьном пространстве, оказыва­ет негативное влияние на эмоциональ­ное восприятие им личных перспектив, ближних и дальних планов на свое буду­щее (что подтверждается преобладанием высоких значений (таблица 2) по шка­лам переживания проблем, связанных со школой и будущим). Причем, сложившая­ся ситуация осложняется тем, что гипер­трофированное переживание девиант­ным подростком собственной личности не позволяет ему адекватно оценить свое настоящее и будущее.

На уровне выраженной статистиче­ской тенденции зафиксированы раз­личия в переживании подростков с поведенческими нарушениями проблем, связанных с развитием общества (Uэмп = 188,5 для р≤0,016) и родительским домом (Uэмп = 195,5 для р≤0,023).

Отсутствие достоверных различий по шкале, отражающей «переживание про­блем, связанных с общением со сверст­никами», объяснимо с позиции ведущего вида деятельности в подростковом возра­сте. В тоже время отсутствие статистиче­ских различий по шкалам переживания проблем, связанных с проведением до­суга и со здоровьем, обусловлено, на наш взгляд, тем, что в утверждениях методи­ки по данным шкалам не нашли отраже­ния потребности, интересы и ценности, свойственные девиантным подросткам, которые лежат в содержательно иной плоскости, чем у подростков с норматив­ным поведением.

Выводы

Качественно-количественный и стати­стический анализ эмпирических данных показал правомерность сформулиро­ванной гипотезы о специфике пережи­ваний подростков с девиантным пове­дением ряда психологических проблем. В частности, результаты исследования свидетельствуют о том, что мальчики- подростки, обладающие поведенчески­ми нарушениями, характеризуются более глубоким переживанием проблем, свя­занных «со школой», «с будущим», «с са­мим собой».

Отсутствие статистического подтвер­ждения по ряду допущений (о выраженно­сти переживания проблем, связанных с об­щением со сверстниками, с проведением досуга, со здоровьем) мы связываем с тем, что при общей информативности методи­ки «Психологические проблемы подростков» (Регуш, Алексеева, Орлова, Пежемская, 2012) ее содержание не учитывает всей полноты потребностей, мотивов, ценно­стей, установок и пр., специфичных для системы переживаний подростков с деви­антным поведением. Этот аспект со всей очевидностью актуализирует необходи­мость создания диагностического инстру­ментария для решения социально-психо­логических и психолого-педагогических задач девиантологии в их прикладной направленности.

Заключение

Выявленные различия по ряду параме­тров переживания психологических про­блем подростками с разным типом пове­дения со всей очевидностью указывают на необходимость своевременной разра­ботки мер социально-психологической превенции эмоциональной дестабилиза­ции и/или реконструирования системы переживаний подростков с девиантной траекторией развития.

Организация психолого-педагогиче­ского сопровождения девиантных под­ростков очевидна и предполагает, прежде всего, формирование у них коммуника­тивной компетентности со сверстниками и взрослыми в условиях школьного пространства, создание условий и эмо­ционально привлекательных ситуаций для становления адекватной самооцен­ки, развития рефлексии и профессио­нального самоопределения, определения социально адекватных и личностно эффективных перспектив будущей жизне­деятельности.

На основе полученных результатов разработан и проходит апробацию фор­мирующий эксперимент, направленный на амплификацию переживаний подрост­ков с девиантным поведением (Лимонченко, 2017). Содержание формирующего эксперимента реализуется в форме тре­нинговой работы и включает:

  1. актуализацию личностных ресурсов подростка, достигаемую через участие в активных формах самопознания (мо­делируемые ситуации, рефлексивные упражнения и пр.);

  2. расширение диапазона социальных эмо­ций, значимых в выстраивании взаимо­отношений с окружающими (взрослы­ми, сверстниками) и предполагающих ориентацию на соответствие поведения социально заданным нормам;

  3. освоение средств и способов саморе­гуляции эмоционального состояния и поведенческого реагирования.

Литература:

Белобрыкина Е.А., Белобрыкина О.А. Специфика мотивации общения подростков с отклоняющимся поведением // Актуальные проблемы психологического знания. – 2014. – № 2. – С. 47–58.

Белобрыкина О.А. Лимонченко Р.А. Особенности субъективного переживания одиночества у подростков с поведенческими нарушениями // Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно- практической конференции /отв. ред. Р.Е. Барабанов. – Москва: Московский финансово-юридический университет (МФЮА), 2016. – С. 21–31.

Большунова Н.Я., Белобрыкина О.А. Принципы и направления работы с безнадзорными детьми // Насилие и пренебрежение по отношению к детям: профилактика, выявление, вмешательство: материалы научного симпозиума / отв. ред. О.Н. Боголюбова. – Санкт-Петербург: Изд-во СПб-го ун-та, 2009. – С. 10–11.

Буторина Н.Е., Макаров С.А., Буторин Г.Г. Многоосевая система классификации болезней и диагностика наркологических заболеваний у детей и подростков // Вопросы наркологии. – 2002. – № 2. – С. 38–42.

Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций): монография. – Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1984. – 200 с.

Выготский Л.С. Детская психология // Л.С. Выготский Собрание сочинений в 6 тт. Т. 4 / под ред. Д.Б. Эльконина. – Москва: Педагогика, 1984. – С. 6–110.

Дорохова С.В. Переживание как психологический феномен // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. – 2016. – Т. 16. – № 4. – С. 80–83.

Лимонченко Р.А., Белобрыкина О.А. Особенности проявления социальных эмоций у подростков с поведенческими нарушениями // Психология: сборник научных статей международной научной школы «Парадигма»: Лето-2015. В 8 тт. Т. 4. / под ред. А.В. Берлова, Л.Ф. Чупрова. – Варна : ЦНИИ «Парадигма», 2015. – С. 185–193.

Лимонченко Р.А. Психологическое обоснование использования метода формирующего эксперимента при сопровождении подростков группы риска в условиях образовательного учреждения [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39 : [сайт]. URL: http://e-koncept.ru/2017/970651.htm – (дата обращения: 31.05.2017).

Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления : сборник научных статей к третьей Всероссийской научно-практической конференции. Серия «Психология развития». – Москва : Российский гуманитарный научный фонд, 2011. – С. 14–22.

Пронина А.Н. Научные аспекты изучения переживания человека в структуре социализации-индивидуализации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». – 2010. – № 2. – С. 117–120.

Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. – Санкт-Петербург : Питер, 2010. – 816 с.

Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4 (20). – С. 105–110. doi: 10.11621/npj.2015.0410

Регуш Л.А. Самоотношение подростков и переживание проблем школьной жизни // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – № 100. – С. 57–65.

Регуш Л.А., Алексеева Е.В., Орлова А.В., Пежемская Ю.С. «Психологические проблемы подростков»: стандартизированная методика: научно- методические материалы. – Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 34 с.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 713 с.

Селиванова З.К. Ценностный мир российских подростков: формирование, динамика, управление (социологический аспект): монография. – Москва: Изд-во МЭИ, 2013. – 200 с.

Чередниченко И.П. Переживание в экзистенциональном пространстве // Гуманитарный вектор. Серия «Педагогика, психология». – 2010. – № 2. – С. 188–194.

Шнейдер Л.Б. Психология подростковой девиантности и аддиктивности: учебно-методическое пособие для студентов. – Москва: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. – 300 с.

Ясная В.А. Искажения идентичности у подростков с отклоняющимся поведением // Психология и право. – 2013. – № 4. – С. 121–131.

Aderanti, R. A., Williams, T.M., Womiloju, A. (2015) Socio-personalogical factors as determinants of antisocial behaviours among adolescents in Ikenne, Ogun state. European Scientific Journal, 11, 323–332.

Ashraf, S., Khalid, S., & Ahmed, F. (2014) A Study of emotional empathy and delinquency. European Scientific Journal. Special edition, 385–395.

Bassett, R., Beagan, B. L., Ristovski-Slijepcevic, S., & Chapman, G.E. (2008) Tough teens. The methodological challenges of interviewing teenagers as research participants tough. Journal of Adolescent Research, 23(2), 119–131. doi: 10.1177/0743558407310733

Berger, U., Keshet, H., & Gilboa-Schechtman, E. (2017) Self-evaluations in social anxiety: The combined role of explicit and implicit social-rank. Personality and Individual Differences. 104, 368–373. doi: 10.1016/j.paid.2016.08.023

Cutrín, O., Gómez-Fraguela, J.A., Maneiro, L., & Sobral, J. (2017) Effects of parenting practices through deviant peers on nonviolent and violent antisocial behaviours in middle- and late-adolescence. The European Journal of Psychology Applied to Legal Context, 9 (2), 75–82. doi: 10.1016/j.ejpal.2017.02.001

Denham, S.A. (2006) Social-emotional competence as support for school readiness: What is it and how do we assess it? Early Education and Development, 17, 57–89. doi: 10.1207/s15566935eed1701_4

Dryman, M. T., Gardner, S., Weeks, J.W., & Heimberg, R.G. (2016) Social anxiety disorder and quality of life: How fears of negative and positive evaluation relate to specific domains of life satisfaction. Journal of Anxiety Disorders, 8, 1–8. doi: 10.1016/j.janxdis.2015.12.003

Fariña, F., Vásquez, M. J., & Arce, R. (2014) Is Offence Severity and the Chronicity of Juvenile Delinquency Mediated by Cognitive-Behavioural Competence? Universitas Psychologica, 13(3), 15–27.

Gutiérrez-García, A., M.G. (2017) Social anxiety and threat-related interpretation of dynamic facial expressions: Sensitivity and response bias. Personality and Individual Differences Volume, 107(1), 10–16. doi: 10.1016/j.paid.2016.11.025

Hirtenlehner, H, Pauwels, L, & Mesko, G. (2014) Is the effect of perceived deterrence on juvenile offending contingent on the level of self-control? Results from three countries. Br. Journal Criminol. 54(1), 128–150. doi: 10.1093/bjc/azt053

Jacobs, Ja. E., Vernon, M. K., & Eccles, Ja. S. (2004) Relations between social self-perctptions, time use, and prosocial or problem behaviors during adolescence. Journal of Adolescent Research, 19(1), 45–62. doi: 10.1177/0743558403258225

Kenchadze, E. (2015) Delinquent behavior, its characteristics and determining factors. European Scientific Journal. Special edition, 71–74.

Kenny, D.T., Blacker, S., & Allerton, M. (2014) Reculer Pour Mieux Sauter: A Review of Attachment and Other Developmental Processes Inherent in Identified Risk Factors for Juvenile Delinquency and Juvenile Offending. Laws, 3(3), 439–468. doi: 10.3390/laws3030439

Kernberg, P.F., Weiner, A.S., & Bardenstein, K. K. (2008) Personality Disorders in Children and Adolescents. New York: Basic Books.

Kiverstein, J. (2015) Empathy and the responsiveness to social affordances. Original Research Article Consciousness and Cognition, 36, 532–542. doi: 10.1016/j.concog.2015.05.002

Kõiv, K. (2016) Perceived multiple emotional self-concepts in groups of juvenile delinquents and nondelinquents. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 217, 49–56. doi: 10.1016/j.sbspro.2016.02.023

Koshenova, M.I. (2016) Results of questioning «Behavior of school-aged children concerning health» in the city of Novosibirsk in the context of interregional research. E.V. Markova, M.G. Chukhrova, M.Milankov (Eds). Science today: from theory to practice: Proceedings of the 7nd International Academic Conference «Innovation in Psychology, Pedagogy & Medicine», Mui ne (Vietnam). Saint-Louis, Missouri, USA, Science and Innovation Center Publishing House.

Milojević, S., & Dimitrijević, A. (2014) Empathic capacity of delinquent convicted minors. Psihologija, 47 (1), 65–79. doi: 10.2298/PSI1401065M

Morrison, A. S., Mateen, M. A., Brozovich, F. A., Zaki, J., Goldin, P. R., Heimberg, R. G., & Gross, J. J. (2016) Empathy for positive and negative emotions in social anxiety disorder. Original Research Article Behaviour Research and Therapy, 87, 232–242.

Sanches, C., Gouveia-Pereira, M., Marôco, J., Gomes, H., & Roncon, F. (2016) Deviant behavior variety scale: development and validation with a sample of Portuguese adolescents. Psicologia: Reflexão e Crítica. 29 (31), 1–8. doi: 10.1186/s41155-016-0035-7

En

Belobrykina O.A., Limonchenko R.A. (2017). Features of experiencing psychological problems in deviant adolescents. National Psychological Journal, 4, 129–138

Ru

Белобрыкина О.А., Лимонченко Р.А. Особенности переживания психологических проблем девиантными подростками. // Национальный психологический журнал. – 2017. – №4 (28). – С. 129–138.

Keywords / Ключевые слова

deviant behavior in children and adolescent / девиантное поведение детей и подростков ; adolescents / подростки ; emotional experiences / эмоциональные переживания ; psychological pedagogical support / психолого-педагогическое сопровождение

Abstract

Background Experience as a psychological phenomenon is a subjective attitude of a person to the world around him, in which the ideological attitudes of the person are reflected. In the adolescent period, the cardinal changes of interests, values and outlook take place in general, thus experiences acquire a special course. Modern adolescents are especially concerned about the problems of the future: life planning after graduation, further relationships with friends and parents, career choice, establishing contacts with peers, etc. 

Objective. The specific features of adolescents with deviant behaviour determine the relevance and novelty of this research. The objective is to identify the emotional experience of the specific psychological problems of deviant adolescents. A diagnostic method “Psychological problems of adolescents” (L.A. Regush, E.V. Alekseeva, A.V. Orlova, Yu.S. Pezhemskaya) was used as the main research procedure. 

Design. The study involved 50 secondary school students divided into two groups according to behaviour type. The first group consisted of 25 subjects characterized by frequent behavioural disorders, the second group consisted of 25 subjects with socially acceptable behaviour. The compared groups are unified in terms of age (14-16 y.o.) and gender (male). 

Results. The data analysis showed that in adolescents with behavioural disorders average indicators are much higher (except for the scale “issues related to the society development”) than in adolescents with socially acceptable behaviour. The excess of an upper limit of the permissible values for deviant adolescents is fixed according to scales of psychological problems connected with “the self”, “school”, and “parents’ place”. Based on the statistical analysis using the Mann-Whitney U test, significant differences in the scales on “school related issues” (p≤0,000), “future related issues” (p≤0,011) and “self related issues» (p≤0,014). The differences in the experience issues related to the society development (p≤0,016) and the parent’s place related issues (p≤0,023) were recorded in adolescents with behavioural disorders. The lack of the statistical support of the number of assumptions (the severity of the experience of problems related to peer interaction, leisure, and health) is due primarily to the fact that the content of the method «Psychological problems of adolescents» does not take into account a full range of the needs, motives, values, attitudes, etc., specific to the system of experiences of adolescents with deviant behaviour. This aspect actualizes the need to design a diagnostic tool for solving the social-psychological and psychological pedagogical objectives of deviance studies in their applied orientation. 

Conclusion. The revealed differences point to the need for timely development of the measures for the social psychological prevention of emotional destabilization and / or the reconstruction of the system of experiences of adolescents with a deviant development trajectory. Based on the obtained results, an educational experiment designed to amplify the experiences of adolescents with deviant behavior has been developed and is being tested.

Аннотация

Актуальность тематики статьи. Специфика индивидуально-личностных характеристик подростков с отклоняющимся поведением определили актуальность и новизну исследования, цель которого состояла в выявлении особенностей эмоционального переживания конкретных психологических проблем девиантными подростками. 

Гипотеза исследования. Мы полагаем, что переживание подростками с отклоняющимся поведением психологических проблем (связанных с будущим, со школой, с общением со сверстниками, с самим собой, с проведением досуга, со здоровьем, с развитием общества) будут качественно отличаться от таковых, свойственных подросткам с социально-нормативным поведением.

Описание хода исследования. В качестве основной исследовательской процедуры избрана диагностическая методика «Психологические проблемы подростков» (Л.А. Регуш, Е.В. Алексеева, А.В. Орлова, Ю.С. Пежемская). К исследованию привлечено 50 испытуемых из числа учащихся общеобразовательной школы, дифференцированных на две группы по показателю типа поведения. В первую группу вошли 25 испытуемых, характеризующихся частыми поведенческими нарушениями, во вторую – 25 испытуемых с социально приемлемым поведением. Сравниваемые группы унифицированы по показателям возраста (14–16 лет) и половой принадлежности (лица мужского пола). 

Результаты исследования. Анализ данных показал, что у подростков с поведенческими нарушениями средние показатели значительно выше (кроме шкалы «проблемы, связанные с развитием общества»), чем у подростков с социально-приемлемым поведением. На уровне выраженной статистической тенденции зафиксированы различия в переживании подростков с поведенческими нарушениями проблем, связанных с развитием общества (р≤0,016) и родительским домом (р≤0,023). 

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что эмоциональные переживания девиантными подростками отдельных психологических проблем отличаются от таковых, свойственных их сверстникам с социально приемлемым поведением. Выявленные различия указывают на необходимость своевременной разработки мер социально психологической превенции эмоциональной дестабилизации и/или реконструирования системы переживаний подростков с девиантной траекторией развития. На основе полученных результатов разработан и проходит апробацию формирующий эксперимент, направленный на амплификацию переживаний подростков с девиантным поведением.

Author(s) / Автор(ы)

Belobrykina, Olga A. / Белобрыкина О. А. ; Limonchenko, Roman A. / Лимонченко Р. А.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Novosibirsk state pedagogical university / Новосибирский государственный педагогический университет

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

Behavior Disorders & Antisocial Behavior / Нарушения поведения и антисоциальное поведение ; Developmental Psychology / Психология развития

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

National Psychological Journal / Национальный психологический журнал

Age Group / Возрастная категория

adolescence (13-17 yrs) / подростковый возраст (13-17 лет)

Release Date / Год публикации

2015 - 2019 ; 2017

Pages / Страницы

129-138

DOI Number

10.11621/npj.2017.0413

Language / Язык публикации

Ru

Quotations / Авторские цитаты, отражающие содержание работы

…На интенсивность переживания психологических проблем подростками оказывают влияние социальные условия их развития. По сравнению со сверстниками «образца» 2002 года, современные подростки более озабочены проблемами здоровья и жизни общества, наименее актуальными для них стали проблемы взаимоотношений с родителями и сверстниками…

…Была сформулирована рабочая гипотеза о том, что переживание подростками с отклоняющимся поведением конкретных психологических проблем будут качественно отличаться от таковых, свойственных подросткам с социально-нормативным поведением…

…Выявленные различия по ряду параметров переживания психологических проблем подростками с разным типом поведения со всей очевидностью указывают на необходимость своевременной разработки мер социально- психологической превенции эмоциональной дестабилизации и/или реконструирования системы переживаний подростков с девиантной траекторией развития…

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук