Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.87-102.

Bazarov T.Yu., Erofeyev A.K., Shmelyov A.G.(2014). Collective definition of the notion “competence”: An attempt to acquire semantic regularities from fuzzy expert knowledge.Moscow University Psychology Bulletin, 1, 87-102

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In this article the authors comment and discuss the results of the expert 16 definitions of the term “competence”. The participants were 45 psychologists of higher qualification (candidates and doctors of Sciences) — members of the Internet community of psychologists on the website www.ht.ru. They judged all definitions by means of 7 different rating scales. The resulting data cube 45×16×7 was analyzed by factor and cluster analysis. It was revealed 2 significant factor reflecting the level of popularity of definitions (the first factor), as well as the proximity-distance from the pole of terminological Russian national tradition (the second factor), mainly related to the concepts of “PVK” (PIQ in English “professionally important qualities”) and “ZUN” (KAZ in English — “Knowledge Ability-Skills”). Rating of the definitions by academic specialists was appeared to be close to the national tradition and evaluation of psychologists-practitioners closer to the Western tradition. Using cluster analysis discovered 4 robust clusters: 1) the competence as an area of authority and responsibility, 2) competence is the same as “PVK”, 3) the competence as mobilization the knowledge and skills to solve a specific task, 4) competences are descriptive units (elements) of effective professional activity. The most promising and creative approach, according to the authors, is the third cluster, in which an attempt is made to search a synthesis of the domestic (based on activity theory) and Western (behavioral approach) conceptual-terminological traditions.

В статье освещаются и обсуждаются результаты экспертной оценки 16 определений понятия «компетенции». Оценки выносили 45 психологов высшей квалификации (кандидаты и доктора наук) — члены Экспертного интернет-сообщества психологов на сайте www.ht.ru. В ходе оценок эксперты использовали 7 различных оценочных шкал. Полученный куб данных 45×16×7 подвергался факторному и кластерному анализу. Было выявлено 2 устойчивых фактора, отражающих уровень популярности определения (первый фактор), а также близость-удаленность от терминологической отечественной традиции (второй фактор), связанной в основном с понятиями ПВК («профессионально важные качества») и ЗУНы («знания-умения-навыки»). Оценки определений со стороны академических специалистов оказались ближе к отечественной традиции, а оценки психологов-практиков — ближе к западной традиции. С помощью кластерного анализа было выявлено 4 устойчивых кластера: 1) компетенция как область полномочий и ответственности, 2) компетенции — это те же самые ПВК, 3) компетенция как мобилизация знаний и навыков для решения конкретной производственной задачи, 4) компетенции — это описательные единицы (элементы) эффективной профессиональной деятельности. Наиболее перспективным и эвристичным подходом авторы считают третий кластер определений, в котором осуществляется попытка творческого синтеза отечественной (деятельностной) и западной (бихевиористской) концептуально-терминологических традиций.

Authors / Авторы: Bazarov, Tahir Yu. / Базаров Тахир Юсупович ; Erofeyev, Aleksandr K. / Ерофеев А.К. ; Shmelev A.G. / Шмелев А.Г.

Бороздина Л.В., Волкова Н.Н. Опыт коррекции «триады риска» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.72-86.

Borozdina L.V., Volkova N.N.(2014). The experience of correction of “Risk Triad”.Moscow University Psychology Bulletin, 1, 72-86

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The “Risk Triad” phenomenon is divergence of subject’s self-evaluation height and goal choosing level, i.e. person’s level of aspirations, that is accompanied by statistically significant increase of index of anxiety (aggression and frustration), unlike convergence of level characteristics of individual’s evaluation of self and his goal choice. Dissociation of level parameters of self-evaluation and aspirations has two types: aspirations may either exceed self-evaluation or not achieve it. Verification of dissociative complex on the data of arterial hypertension (essential form) and peptic ulcer (of duodenum), i.e. on the data of illnesses, for which in medicine there is no question about their mainly psychogenic etiology, reveals not just the presence of “triad”, but its more extensive and intensive manifestation at named diseases. There is no doubt in fact that mismatch of self-evaluation and aspirations heights, connected with conspicuous increase of index of anxiety is a potentially pathological complex. It was initially called “risk triad psychosomatic diseases”. However evidence of last researches, indicating significantly more frequent contagion acute respiratory diseases of children at the age of 10—16 years with “Risk Triad” (4—5 times per year) in comparison with its absence (1—2 times per year), necessitates to expand the incidence of founded phenomenon. Elicited complex constitutes not so much ordinary variation of ratio of separate psychical formations, as their dangerous combination. Early manifestation of “Risk Triad” in ontogenesis (10—11 years) requires creation of ways of its correction. The article presents scheme of such correction for hyper-aspirations type, when level of subject’s goal choice is higher than his self-evaluation. Main tasks of created scheme, results of its application with explicit explanation of presented cases are analyzed.

Феномен «триады риска» представляет собой рассогласование высоты самооценки субъекта и уровня избираемых им целей, т.е. уровня притязаний человека, что сопровождается статистически значимым повышением хронической тревожности (а также агрессивности и фрустрированности) в отличие от одинакового соположения высотных характеристик оценки себя индивидом и его целевого выбора. Диссоциация уровневых параметров самооценки и притязаний имеет два типа: последние могут превышать самооценку или не достигать ее. Верификация диссоциативного комплекса на материале артериальной гипертонии (эссенциальная форма) и язвенной болезни (дуоденума), т.е. на материале заболеваний, не вызывающих в медицине вопроса об их главным образом психогенной этиологии, обнаруживает не просто наличие «триады», а более экстенсивное и интенсивное ее проявление при названных болезнях. Не оставляет сомнений тот факт, что разрыв высот самооценки и притязаний, сочетающийся с выражен- ным увеличением балла тревожности является потенциально патогенным комплексом. Первоначально он получил наименование «триада риска психосоматических заболеваний». Однако данные последних исследований, свидетельствующие о значимо большей частоте заражения ОРВИ детей 10—16 лет с «триадой риска» (4—5 раз в год) в сравнении с ее отсутствием (1—2 раза в год) вынуждают расширить сферу действия найденного феномена. Вычлененный комплекс составляет не столько рядовую вариацию соотношения параметров отдельных психических образований, сколько опасное их совмещение. Ранняя манифестация «триады риска» в онтогенезе (10—11 лет) требует разработки способов ее коррекции. В статье излагается схема такой коррекции для типа гиперпритязаний, когда уровень целевого выбора субъекта оказывается выше его самооценки. Анализируются основные задачи построенной схемы, результаты ее использования с подробным пояснением приводимых случаев.

Authors / Авторы: Borozdina L.V. / Бороздина Л.В.  ; Volkova, Nataliya N. / Волкова Н.Н.

Мельникова О.Т., Кутковая Е.С. Дискурсивный подход к исследованию идентичности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.59-71.

Melnikova O.T., Kutkovaya E.S.(2014). Discursive approach to identity research.Moscow University Psychology Bulletin, 1, 59-71

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article compares key concepts of the traditional (cognitive) and discursive approaches to identity. The capabilities of the concept of social category and the process of social categorization, relation between social role and position, the concepts of social norms, context, and social practices are discussed. Two variants of discursive approach are discussed: D-discourse and d-discourse analysis. We discuss the relation between the most developed trends in discursive research of identity: critical discourse analysis, the positioning theory and discursive psychology, the performative analysis, membership categorization analysis and conversational analysis.Undertaken analysis reveals that from the perspective of discursive approach identity is formed and manifests itself in the communication, its main feature is flexibility; therefore it has varying and depending on the situation character. Identity is embedded into the broad cultural context and being reproduced on the basis of the existing social practices. The special role of language and text in the formation of identity is emphasized.

В статье проводится сопоставление основополагающих понятий, используемых в традиционном (социокогнитивном) и дискурсивном подходе к исследованию идентичности. Раскрывается своеобразие таких понятий, как социальная категория и процесс социальной категоризации, социальная роль и позиция, социальная норма, контекст и социальная практика. Описываются два направления дискурсивных исследований — изучение так называемых Д-дискурсов и д-дискурсов. Рассматриваются варианты дискурс-анализа, применяемые для исследования идентичности: критический дискурс-анализ, теория позиционирования и дискурсивная психология, конверсационный анализ. Итог анализа: с позиции дискурсивного подхода идентичность проявляется и формируется в интеракции; ее основной чертой является пластичность, т.е. ситуативный, изменяющийся характер; она вплетена в широкий культурный контекст и воспроизводится на базе существующих социальных практик. Особую роль в формировании идентичности играют язык и текст.

Authors / Авторы: Melnikova O.T. / Мельникова О.Т.  ; Kutkovaya, Ekaterina S. / Кутковая Е.С.

Сазонова Е.В. Психологическое содержание интереса подростков к книгам Дж. Роулинг о Гарри Поттере// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.47-58.

Sazonova E.V.(2014). The psychological aspect of adolescent interest in Harry Potter.Moscow University Psychology Bulletin, 1, 47-58

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article is devoted to the investigation of adolescents’ interest to the books about Harry Potter. Theoretically it is proved that these texts are written in the genre of fantasy, which is characterized by an initiative action of the hero, his decision to act.A preliminary research (1052 respondents, interviews, focus-groups, instrument “associations”, “unfinished clauses”) has revealed that adolescents’ interest focuses at the hero’s action and its characteristics — the place andmagic tools. The principal research was conducted by the instrument “semantic differential” using scales derived from the preliminary research (214 respondents at the age of 13—18).

The research has revealed the following: most attractive for adolescents are those aspects of “Harry Potter” by J. Rowling that are connected with an initiative of the hero, his/her goal achievement, proactive action. Such an action is possible if the personage applies own efforts (agility, skill, desire to win, commitment); possesses magic tools that help to be powerful, capable, secure and free and unembarrassed; acts in special environment — unpredictable, dangerous, hard, meaningful. The real world is perceived by teenagers as grey, sad, devoid of purpose. It deprives action.

В статье анализируется содержание интереса подростков к книгам серии «Гарри Поттер». Указывается, что тексты относятся к жанру фэнтези, который в свою очередь восходит к волшебной сказке и романтическому повествованию. Ключевой характеристикой героя в таких текстах является инициативность — принятие решения действовать.Предварительное исследование, проведенное на интернет-аудитории (1052 респондента), выявило, что интерес к текстам о Гарри Поттере связан с тремя значимыми характеристиками действия героя — местом действия, средствами действия и собственно действием. Основное исследование (214 респондентов в возрасте 13—18 лет) проводилось методом семантического дифференциала с использованием шкал, образованных по результатам предварительного исследования.

Исследование показало, что в произведениях Дж. Роулинг «Гарри Поттер» особую привлекательность для подростков имеют те моменты текста, которые связаны с инициативным действием героя, с достижением поставленной цели. Для совершения такого действия необходимы: 1) собственные усилия (ловкость, умения, стремление к победе, целеустремленность); 2) волшебные средства, которые помогают герою быть могущественным, способным, защищенным, а также свободным и непринужденным; 3) особая — непредсказуемая, опасная, трудная, осмысленная — среда для действия. Реальный мир воспринимается подростками как бездейственный, серый, унылый, лишенный цели.

Authors / Авторы: Sazonova, Elena V. / Сазонова Е.В.

Пикулёва О.А. Социальные и психологические факторы в выборе ассертивных тактик самопрезентации личности студенческой молодежью // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.33-46.

Pikulyova O.A.(2014). Social and psychological factors in choosing assertive tactics of self-presentation of the student youth.Moscow University Psychology Bulletin, 1, 33-46

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article presents the results of empirical research of the interaction between personal values and self-presentational behavior. The main hypothesis of the study was that there are differences in the value priorities and preference of tactics and strategies of self-presentation of personality caused by social (ethnic and cultural affiliation, region of residence, gender identity) and psychological (self-monitoring) factors. The study involved 209 students (average age of 20 years). In Vyborg for processing were accepted respondents defined their identity as Russians and reported as a religion, Orthodoxy, in Nalchik, the questionnaire respondents defined their identity as Kabardins or Balkars and reported as a religion Islam. In the result of the study revealed that there is a direct connection between the machines on individualism and manifestation assertive self-presentational behavior (level of significance p<0.001). Personality-focused values, which support the desire of the individual to material success and the individual’s social achievements, contribute to the orientation of the person on assertive strategy of self-presentation “Self-enhancement”, and socio-focused value orientations aimed at care about the welfare of others — hinder. Using assertive tactics and strategies of self-presentation is connected with a high level of self-monitoring, regardless of the ethnic and cultural differentiation.

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи личностных ценностей и самопрезентационного поведения. Основная гипотеза исследования заключалась в том, что существуют различия в ценностных приоритетах и предпочтении тактик и стратегий самопрезентации личности, обусловленные социальными (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность) и психологическими (самомониторинг) факторами. В исследовании при- няли участие 209 студентов (средний возраст 20 лет) из городов Выборг и Нальчик. В Выборге для обработки были приняты анкеты респондентов, определивших свою идентичность как русские, а также указавших в качестве вероисповедания православие, в Нальчике — анкеты респондентов, определивших свою идентичность как кабардинцы или балкарцы и указавших в качестве вероисповедания ислам. В результате исследования выявлено, что существует прямая связь между установками на индивидуализм и проявлением ассертивного самопрезентационного поведения (уровень значимости р<0.001). Личностно-сфокусированные ценности, поддерживающие стремление личности к материальному успеху и индивидуальным социальным достижениям, способствуют ориентации человека на ассертивную стратегию самопрезентации «Самовозвышение», а социально-сфокусированные ценностные ориентации, направленные на заботу о благополучии других, — препятствуют. Использование ассертивных тактик и стратегий самопрезентации личности связано с высоким уровнем самомониторинга вне зависимости от этнокультурной дифференциации.

Authors / Авторы: Pikulyova, Oksana A. / Пикулёва О. А.

Толочек В.А., Тимашкова Н.А., Денисова В.Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности:позитивные и негативные изменения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.16-32.

Tolochek V. A., Timashkova N. A., Denisova V. G.(2014). Professional making of subjects of the pedagogical activity: The positive and negative changes . Moscow University Psychology Bulletin, 1, 16-32

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Tasks of the study: 1) Analysis of dynamics of subjects’ professional making (SPM) as evolutions in the aspects of professional development, professional destructions and professional burning out. 2) Isolation of intra-subject resources and extra-subject, combined with the dynamics SPM. Hypotheses: 1) Professional destructions and professional burning out are more expressed in teachers, than in other representatives of socionomic professions (educators). 2) Scarcities in the updating of intra- and extra-subject resources come out as the determinants of destructions and burning out. 3) Destructive processes in subjects grow from 35—45 years. 4) The initial phases of destructions and burning out are reflected adequately. Sample: 1) the teacher of secondary schools — 51 women at the age from 28 to 65 years (M=46.2; SD=8.6), with the length of employment from 7 to 42 years (M=23.9; SD=9.1); 2) the educators of children’s pre-school establishments — 34 women at the age from 26 to 65 years (M=46.4; SD=10.4), with the length of employment from 2 to 43 years (M=24.1; SD=10.3). Method is quasi-measurement. Basic conclusions: The dynamics SPM of teachers can be characterized as non-optimal; the using of resources — limited, fragmentary, partial; the dynamics SPM of educators — optimum; the use of resources, their mismatch with PSS are combined the increase of destructive processes from 35—45 years and with strengthening on the boundary of 55 years; with molding of professional outsider, or type of specialists, who support professionalism with the price of psychophysiological overvoltage. Teachers are more subjected to professional destructions and professional burning out, than educators. The first stages of burning out and destructions are reflected adequately by them.

Задачи исследования: 1) Анализ динамики профессионального становления субъекта (ПСС) как эволюции/инволюции в аспектах профессионального развития, профессиональных деструкций и профессионального выгорания. 2) Выделение интрасубъектных ресурсов и внесубъектных, сопряженных с динамикой ПСС. Гипотезы: 1) Профессиональные деструкции и профессиональное выгорание более выражены у учителей, чем у других представителей социономических профессий (воспитате- лей). 2) Детерминантами деструкций и выгорания выступают дефициты в актуализации интра- и внесубъектных ресурсов. 3) Деструктивные процессы у субъектов возрастают с 35—45 лет. 4) Начальные фазы де- струкций и выгорания адекватно рефлексируются субъектами. Выборка: 1) учителя средних школ — 51 женщина в возрасте от 28 до 65 лет (М=46.2; SD=8.6) со стажем работы от 7 до 42 лет (М=23.9; SD=9.1); 2) воспитатели детских дошкольных учреждений — 34 женщины в возрасте от 29 до 65 лет (М=46.4; SD=10.4) со стажем работы от 2 до 43 лет (М=24.1; SD=10.3). Метод — квазиизмерения. Основные выводы. Динамику ПСС учителей можно характеризовать как неоптимальную; использование ресурсов — как ограниченное, фраг- ментарное, частичное; динамику ПСС воспитателей — как оптимальную; использование ресурсов — как более эффективное, фрагментарное, ча- стичное. Неполнота использования ресурсов, их рассогласованность с ПСС сопряжены с нарастанием деструктивных процессов с 35—45 лет и усилением на рубеже 55 лет, с формированием профессионального аут- сайдерства, либо типа специалистов, поддерживающих профессионализм ценой психофизиологического перенапряжения. Учителя более подвержены профессиональным деструкциям и профессиональному выгоранию, чем воспитатели. Первые стадии выгорания и деструкций ими адекватно рефлексируются.

Authors / Авторы: Tolochek, Vladimir A. / Толочек В. А. ; Timashkova, Nadezhda A. / Тимашкова Н.А. ; Denisova, Veronika G. / Денисова В. Г.

Знаков В.В. Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании чужого как врага // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.3-15.

Znakov V.V.(2014). Cognitive and affective unconscious in understanding of the stranger as enemy . Moscow University Psychology Bulletin, 1, 3-15

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In article on the example of growing number of the conflicts between adherents of Christian and Muslim values, and also the ethno-religious nature of terrorism the psychological reasons of understanding of foreign person not as friend, and as enemy are analyzed. Proved that in understanding of the stranger an important role plays not only conscious rational knowledge of the subject, but also unconscious and everyday concepts. The emphasis is placed on research of the cognitive and affective unconscious — extra conceptual irrational components of understanding of the stranger. It is proved that there are such spheres of human life which at all don’t accept rational knowledge. In similar spheres there is a radical contradiction between rational knowledge, an explanation and deep emotions, experiences. Deep attitudes and prejudices can’t be overcome logical arguments: they don’t rely on reasonable judgments and therefore they can’t be destroyed usual logic. The main issue on which attempt to answer is made, consists in the following: why at recognition of the fact of burning of the Koran or an act of girls from “Pussy Riot” group not only conscious rational explanations, but also unconscious components of behavioral reactions of the people speaking different languages and living in the different countries, are very similar? The explanation of this phenomenon in article develops in three directions. First, data that the subject makes many moral and religious decisions automatically, intuitively, unconsciously are provided. Secondly, from J. Piaget’s research follows that some operational schemes of actions can contradict ideas which the subject consciously already formulated. These ideas take higher place, than action schemes, and block their integration into conscious thinking. Thirdly, with reference to results of psychophysiological researches existence of filters locates in consciousness, making the appearance at correlation of the ancient and recently created cultural phenomena with less and more differentiated brain systems.

В статье на примере растущего числа конфликтов между приверженцами христианских и мусульманских ценностей, а также этнорелигиозной природы терроризма анализируются психологические причины понимания чужого человека не как друга, а как врага. Обосновывается, что в понимании чужого важную роль играют не только осознанные рациональные знания субъекта, но также бессознательное и житейские понятия. Акцент сделан на исследовании когнитивного и аффективного бессознательного — внепонятийных иррациональных компонентов понимания чужого. Доказывается, что существуют такие сферы человеческого бытия, которые вообще не приемлют рационального познания. В подобных сферах есть коренное противоречие между рациональным знанием, объяснением и глубинными эмоция ми, переживаниями. Глубинные установки и предубеждения не опираются на разумные суждения и потому их невозможно разрушить обычной логикой. Главный вопрос, на который сделана попытка дать ответ, заключается в следующем: почему при узнавании факта сожжения Корана или поступка девушек из группы «Пусси Райот» не только осознанные рациональные объяснения, но и бессознательные компоненты поведенческих реакций людей, говорящих на разных языках и проживающих в разных странах, оказываются очень похожими? Объяснение этого феномена в статье развивается в трех направлениях. Во-первых, приводятся данные о том, что многие моральные и религиозные решения субъект принимает автоматически, интуитивно, бессознательно. Во-вторых, из исследований Ж. Пиаже следует, что некоторые операциональные схемы действий могут противоречить идеям, которые субъект сознательно уже сформулировал. Эти идеи занимают более высокое место, чем схемы действия, и блокируют их интеграцию в сознательное мышление. В-третьих, со ссылкой на результаты психофизиологических исследований обосновывается существование в сознании фильтров, актуализирующихся при соотнесении древних и недавно сформированных культурных феноменов с менее и более дифференцированными мозговыми системами.

Authors / Авторы: Znakov V.V. / Знаков В.В.

Тхостов А.Ш., Нелюбина А.С. Соотношение рационального и иррационального в обыденном сознании на примере представлений о болезни // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №1 - с.32-38.

Tkhostov A.Sh., Nelyubina A.S.(2009). Сorrelation of rational and irrational in ordinary consciousness on example of beliefs about diseases . The Moscow University Psychology Bulletin, 1, 32-38

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article is denoted evaluation of possibility of using a concept of ordinary consciousness for the explanation of phenomenon of subjective beliefs about diseases. Revealed particularities (characteristics) ordinary consciousness on the example of beliefs about diseases and health. Described psychological conditions to actualizations of the irrational forms of thinking in the consciousness of adult, formed, psychic sound person. situation diseases are considered as answering these conditions.

a:2:{s:4:"TEXT";s:467:"<p>Статья посвящена оценке возможности применения концепции обыденного
сознания для объяснения феномена субъективных представлений о болезни.
Раскрываются особенности (свойства) обыденного сознания на примере
представлений о болезни и здоровье. Описываются психологические условия
актуализации иррациональных форм мышления в сознании взрослого, образованного, психически здорового человека. Ситуация болезни рассматривается
как отвечающая этим условиям.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Tkhostov А.Sh. / Тхостов А.Ш.  ; Nelyubina, Anna S. / Нелюбина А. С.

Соколов Е.Н. Очерки по психофизиологии сознания. Часть I. Сферическая модель когнитивных процессов. Глава 1. Векторное кодирование в восприятии// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2009. - №1 - с.3-31.

Sokolov E.N.(2009). Studies of psychophysiology of consciousness. Part 1. spherical model of cognitive processes. Chapter 1. Vector encoding in perception. The Moscow University Psychology Bulletin, 1, 3-31

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The spherical model of visual perception, based on the hypothesis of vector encoding of information by neurons-detectors, is suggested and discussed. The following global features of the model are under special consideration: sphericity, universality, and the connection of its metric parameters (spherical angles, Cartesian coordinates) with subjective and neurophysiological aspects of vision. Theoretical states are illustrated by the data of experimental researches of different forms of visual perception in human and animals – perception of ‘color’, ‘direction of moving’, ‘spatial frequencies’, ‘orientation’.

Предлагается и обсуждается сферическая модель зрительного восприятия, базирующаяся на гипотезе о «векторном кодировании» информации нейронами-детекторами. на примере восприятия цвета, ориентации, пространственных частот и направления движения анализируются основные свойства модели: сферичность, универсальность и связь метрических характеристик (сферические углы, декартовы координаты) с субъективными инейрофизиологическими аспектами восприятия. Справедливость теоретических положений иллюстрируется экспериментальными данными психофизиологических исследований зрительного восприятия человека и животных.

Authors / Авторы: Sokolov, Evgenii N. / Соколов Е. Н.

Грушко А.И., Леонов С.В. Использование систем регистрации движений глаз в психологической подготовке спортсменов. Национальный психологический журнал — 2013 — 2 — 106-116

Grushko A.I., Leonov S.V. (2013) Using systems of eye movements recording in the psychological preparation for the athletes. National Psychological Journal, 2, 106–116

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is devoted to the capabilities of eye movement recording technologies (eye-tracking) in the psychological preparation of athletes. The advantages of using eye-tracking in sport psychology are as follows: the ability to «see through the eyes of an athlete» ongoing training and / or the competitive challenge, the possibility of combining eye movement recording with other instrumental methods (methods of EEG measuring, GSR biofeedback technology, virtual reality, etc.), high ecological validity of experiments using eye tracking mobile systems, the ability to use eye tracking systems not only for diagnostic purposes, but also for training athletes. In chronological order, there are examples of practical implementation of eye-tracking systems in foreign and domestic sport psychology: the results of the eye-tracking in games and precise sports, martial arts and other sports are described.

The results of an experimental application of eye movement recording systems in climbing are considered. In particular, the paper discusses the possibility of using the eyetracking technology in teaching athletes effective strategies for visual search when previewing the climbing route. The results of express survey among rock climbers and mountaineers (N = 120 ) on the importance of the preview and analysis of climbing routes before their actual performance. The experiment using eye-tracking technology was conducted at the artificial relief. 23 climbers participated in the experiment. In this paper we use «Eye-tracking glasses SMI» mobile eye tracking system. As a result, visual strategies that are c

Статья посвящена возможностям применения технологий регистрации движений глаз (айтрекинга) в психологической подготовке спортсменов. Описаны преимущества использования систем айтрекинга в психологии спорта: возможность «увидеть глазами спортсмена» текущую тренировочную и/или соревновательную задачу, возможность совмещения процедуры регистрации движений глаз с другими аппаратурными методами (методами измерения ЭЭГ, КГР, БОС-технологиями, виртуальной реальностью и др.), высокая экологическая валидность проведения экспериментов с использованием мобильных систем трекинга глаз, возможность применения систем трекинга глаз не только в целях диагностики, но и обучения спортсменов. В хронологическом порядке представлены примеры практического внедрения систем айтрекинга в спорте в зарубежной и отечественной психологии: описаны результаты применения систем трекинга глаз в игровых и сложно-координационных видах спорта, единоборствах и других видах спорта.

Приведены результаты экспериментального применения систем регистрации движений глаз в скалолазании. В частности, в работе обсуждается возможность применения технологий айтрекинга в обучении спортсменов эффективным стратегиям зрительного поиска при предварительном просмотре скалолазного маршрута. Приведены результаты экспресс-опроса спортсменов-скалолазов и альпинистов (N=120) о важности предварительного просмотра и анализа скалолазных трасс до их непосредственного прохождения. Эксперимент с применением технологий айтрекинга проводился в условиях тренировки на искусственном рельефе, в исследовании приняли участие 23 спортсмена-скалолаза. В работе использовалась мобильная система трекинга глаз – «Eye-tracking glasses SMI». В результате были выявлены и описаны зрительные стратегии, свойственные спортсменам-скалолазам при предварительном просмотре трасс: «восходящая», «зигзагообразная», «фрагментарная», «последовательная стратегия с проработкой блоков».

Authors / Авторы: Grushko A.I. / Грушко А.И. ; Leonov, Sergei V. / Леонов С.В.


Страницы: Пред. 1 ... 70 71 72 73 74 ... 131 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2019 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук