Articles / Статьи

Vyslova A.D. (2018) Risks of drug-based deviant adaptation and prevention in adolescents. National Psychological Journal, 11(2), 102–112 / Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 102–112

Нарушение процесса социальной адаптации молодежи является одной из актуальных проблем современности. Успешность адаптации подрастающего поколения к условиям социальной среды определяется приня­тием социальных норм и реализацией форм поведения, соответствующих соци­ально одобряемым моделям. Девиантное поведение является проявлением нару­шений процесса адаптации и социализа­ции (Карабанова, 2014).

В настоящее время остро стоит про­блема девиантной адаптации в молодеж­ной среде, связанной с формированием «наркоманического» сознания. Иссле­дователи широко обсуждают вопросы о том, какие факторы обусловливают эту форму адаптации, причины ее формиро­вания и ранние проявления. Девиантная адаптация связана с самореализацией по­средством выхода за пределы существую­щих социальных требований.

Использование с прошлого века по­нятия эпидемии для характеристики масштабов распространенности нарко­мании, не только не теряет своей акту­альности, но и становится все более зна­чимым (Westman, 1970). Число людей, употребляющих наркотики, превышает 3% населения мира. Свыше 200 млн. че­ловек хотя бы раз пробовали наркотики, из них 100 млн. являются регулярными потребителями, 50 млн. – хронические больные. Быстрыми темпами растет чи­сло несовершеннолетних наркоманов и наркозависимых женщин. Средний возраст юных наркоманов – 13–14 лет. Наблюдается тенденция «омоложения» возраста совершения первой пробы на­ркотика.

Согласно экспертным данным, в мире доходы от незаконного оборота нарко­тиков составляют от 500 млрд. до 1,5 трлн. долларов в год. Только в Западной Европе ежегодные доходы наркобизне­са достигают 200 млрд. долларов. Основ­ное наполнение оборота денег, передви­гающихся незаконно, по отношению к легальным деньгам в банковских сис­темах, составляют наркотики, и оно до­стигает 78%. Об увеличении вложений наркоденег в мировую экономику свиде­тельствует и то, что только за один 2009 год в банковские системы части ведущих стран мира в качестве ликвидного капи­тала для компенсации финансовых по­терь в условиях финансового кризиса было направлено около 352 миллиардов наркодолларов. Значительная часть наркоденег используется на развитие наркоторговли и финансирование террори­стических организаций по всему миру (Незаконный оборот наркотиков …, URL: http://centerpolit.ru/content.php?id=62).

Распространенность наркотизма в среде подростков и молодежи дости­гли уровня, угрожающего национальной безопасности России. Согласно данным Управления по наркотикам и преступно­сти Организации Объединенных Наций, процент российского населения, вовле­ченного в злоупотребление опиатами, в 5–8 раз превышает аналогичные пока­затели в странах Европы, а в отдельных странах – в 20 раз. И пока не наблюдается тенденции к снижению этих показателей (Коновалов, 2011).

По приблизительным оценкам, в Рос­сии около 3 млн. человек регулярно упо­требляют наркосодержащие средства, до 6,5 млн. человек употребляют их эпизо­дически, и порядка 18 млн. человек – хоть раз пробовали наркотики. Большая часть – две трети потребителей – это подрост­ки и юноши в возрасте 14–30 лет. Подав­ляющее большинство наркоманов живет не более 3–5 лет после первого приема наркотика. Только 10% наркоманов до­живают до 30-летнего возраста. Причи­ной смерти становятся передозировка наркотика и болезни (например, сепсис – заражение крови), развившиеся на фоне сниженного иммунитета (Подро­сток-наркоман …, URL: http://vitaportal.ru/zavisimosti/3-5-let-srok-zhizni-podrostka-narkomana.html). Наркологическую диспансеризацию проходят только до 10% наркоманов, и лишь 1% из них удается реабилитировать, у остальных происхо­дит рецидив, которому они не могут про­тивостоять. По официальным данным ФСКН РФ 80% уличных преступлений со­вершается с целью добыть средства на очередную дозу наркотика.

Наркопотребление влияет на эконо­мическое благополучие страны. Так, ежед­невно 8 млн. российских наркопотреби­телей тратят на наркотики 4,5 миллиарда рублей и тем самым выводят из ВВП стра­ны до полутора триллионов рублей еже­годно, что в полтора раза выше бюджета министерства обороны и в 3,5 раза – бюджета министерства здравоохранения. Реальный ежегодный ущерб экономике страны составляет, как минимум, 4 трил­лиона рублей (ФСКН: РФ тратит на борь­бу с наркопреступностью …, URL: https://ria.ru/economy/20141201/1035995999.html).

Современные масштабы наркотиза­ции свидетельствуют о развитии нарко­индустрии, которая в структуре теневого сектора экономики страны занимает са­мостоятельную сферу. Здесь важно учиты­вать, что масштабность проблемы теневой экономики с достаточной степенью точ­ности охарактеризовать сложно, но по разным оценкам ее удельный вес в струк­туре реальной экономики достигает 50% и больше. В условиях экономического кризиса весьма ощутимы цифры, отражающие суммарные бюджетные затраты на привлечение к уголовной ответственно­сти наркопотребителей и содержание их в местах лишения свободы, – на 100 ты­сяч наркоманов тратится 96 миллиардов рублей ежегодно. В сравнении: стоимость контракта на поставку в Россию двух из­вестных французских вертолетоносцев «Мистраль» составила 1,2 миллиарда евро (76,8 миллиарда рублей).

Наркоситуация в регионах тоже не­утешительна. Так, в Кабардино-Балкар­ской республике (КБР) число лиц, эпи­зодически употребляющих наркотики, из года в год растет – за последние три года на 46% (Профилактика наркомании …, URL: http://www.kspkbr.ru/index.php/vse-novosti-kbr/854-profilaktika-narkomanii-dolzhna-byt-skoordinirovannoj-i-sistemnoj-segodnya-yurij-kokov-provel-zasedanie-antinarkoticheskoj-komissii-kbr). На профилактическом учете в МВД ре­спублики состоит 1244 человека с на­ркотической зависимостью (В КБР формируется база …, URL: http://kbrria.ru/obshchestvo/v-kbr-formiruetsya-baza-narkologicheskih-bolnyh-6983). Более 80% наркоманов употребляют опий­ный мак, который завозится из-за грани­цы сотнями тысяч тонн – судами через Новороссийск. Основные поставщики «грязного» мака: Турция и Голландия (Кабардино-Балкария: планы создать …, URL: http://www.kapital-rus.ru/index.php/news/218260).

Эксперты выражают уверенность в том, что уровень потребления наркотиков уг­рожает генофонду нации, если 5% насе­ления страны употребляют наркотики. А как узнать, в какой степени мы близки к этой границе, и что готовит нам день грядущий? Ведь серьезный мониторинг наркоситуации практически отсутствует, это дорогое занятие. Однако это выбор между «за» и «против» жизни.

Возникновение новых вызовов и уг­роз, связанных с активизацией деятель­ности преступности, усиление террориз­ма, экстремизма, появление новых видов наркотических средств и психотропных веществ, устойчивое сокращение численности населения России вследст­вие расширения масштабов незаконного распространения наркотиков обуслови­ли необходимость принятия «Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года». В ней констатируется, что сов­ременная наркоситуация в России пред­ставляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоро­вью ее населения (Стратегия государст­венной антинаркотической …, URL: http://antinark.omskportal.ru/ru/public/sitelist/antinark/stratgap/PageContent/0/body_files/file/2010_06_09_Ukaz_Strategiya_GAP.pdf). На государственную программу реа­билитации наркозависимых до 2020 года планируется потратить 175 млрд. рублей (Шокирующая статистика …, URL: http://www.romashkovo.org/lechenie-narkomanii/shokiruyushaya-statistika-rossiyskoy-narkomanii/).

Приведенные данные свидетельству­ют о том, что нарушение процесса адап­тации, связанное с употреблением на­ркотиков, является одной из наиболее глобальных проблем, стоящих перед российским обществом.

Девиантное поведение является пред­метом исследований не только психо­логии, но и других областей знания, в том числе социологии, педагогики, ан­тропологии, философии, медицины, криминологии и др. Это значит, что по­нятие «девиантное поведение» носит междисциплинарный характер. Изуче­нию различных аспектов проблемы по­священы труды Я.И. Гилинского (Гилин­ский, 2004); А.А. Реана (Реан, 2001, 2008, 2015), В.С. Собкина (Собкин, 2005, 2015), С.Н. Ениколопова (Ениколопов, 1999), Е.В. Змановской (Змановская, 2008), Д.И. Фельдштейна (Фельдштейн, 2012), Л.Б. Шнейдера (Шнейдер, 2005), А.Д. Ви­словой (Вислова, 2009) и др. В них отме­чается многогранность данной пробле­мы и распространенность различных форм девиаций в подростковой среде.

И.С. Кон определяет девиантное по­ведение как систему поступков, откло­няющихся от общепринятой или по­дразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали (Кон, 1989). Е.В. Змановская рассматривает девиантность как устой­чивое поведение личности, отклоняю­щееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб об­ществу или самой личности, а также со­провождающееся ее социальной дезадап­тацией (Змановская, 2008).

Для более глубокого понимания сущ­ности девиантного поведения необхо­димо обратиться к категории «норма», понимаемой Я.И. Гилинским как сово­купность требований и ожиданий, предъявляемых обществом к своим членам с целью регуляции их деятельности и от­ношений. Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допу­стимого (дозволенного или обязатель­ного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных органи­заций (Гилинский, 2004). Если кратко, то под нормой принято понимать нечто среднее и устоявшееся (Братусь, 1988).

Девиантное поведение, особенно связанное с наркоманическим «дебю­том», приходится на подростковый воз­раст. Закономерности развития лично­сти, разработанные ведущими учеными отечественной психологической науки (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эль­конин) представляют особую значимость при изучении проблем, обусловливаю­щих девиантную адаптацию и нарушение поведения в подростковом возрасте.

Известно, что подростковый этап раз­вития характеризуется неустойчивостью и изменчивостью, поэтому может высту­пать тем фактором, который способству­ет формированию девиантных моделей поведения. К началу подросткового воз­раста складывается специфическая для данного периода система отношений между подростком и окружающей его средой (Эльконин, 2007; Обухова, 2006). Так, несмотря на то, что подросток стре­мится быть взрослым, большую часть времени он проводит в детском общест­ве, т.е. обществе своих сверстников (Вы­готский, 1984).

Основные причины, провоцирующие девиантное поведение подростков, свя­зываются не только с трудностями пе­реходного возраста (Фельдштейн, 2012; Вислова, 2001, 2009), но и с дисгармоничностью личности, нарушением процесса ее развития, акцентуацией характера (Братусь,1988; Личко, 1991; Реан, 2001). Иссле­дования А.А. Реана показывают, что для девиантной личности характерна неадек­ватная самооценка. Кроме того, в профиле ее характера присутствуют несколько пи­ков дисгармоничности и ее социальные отношения отличаются высокой степе­нью конфликтности (Реан, 2001).

Отмечается также противоречивость функционирования механизмов соци­ального контроля в подростковом воз­расте. С одной стороны, у подростков уже не наблюдаются прежнее послуша­ние и демонстрация внешне одобряемых стратегий поведения, а с другой стороны, новые стратегии, основанные на само­контроле и самодисциплине, еще недо­статочно сформировались (Личко,1991; Шнейдер, 2005).

В.С. Собкин подчеркивает важную осо­бенность подросткового возраста. Наряду с нигилизмом и максимализмом, подростку присуще стремление к неза­висимости. Он воспринимает протест­ные формы поведения как способы про­явления взрослости. Существует риск, что «желание выразить протест способно оказать влияние на принятие девиантных форм поведения, трансформируя само отношение подростка к насилию» (Соб­кин, 2004; 2013).

Факторами, существенно влияющими на становление девиантной личности, яв­ляются учебные трудности, травмогенный опыт, включенность в группу с девиант­ными установками. Л.Б. Шнейдер указыва­ет на то, что девиантная группа не только облегчает совершение девиантных дейст­вий, но и обеспечивает психологическую подготовку, поддержку и поощрение та­ких действий (Шнейдер, 2005).

В ряду факторов, поддерживающих дезадаптивное и девиантное поведе­ние подростка, особое место занима­ет психологическая атмосфера в семье. В качестве характерных особенностей семейного воспитания, оказывающих негативное влияние на процесс со­циально-психологической адаптации и обусловливающих девиантное поведе­ние подростков, выделяются отсутствие эмоциональной близости, нарушения в области детско-родительских отноше­ний, а также неэффективные стили ро­дительства – гипо-, гиперпротекция (Ка­рабанова, 2014 и др.)

Проблема девиантного поведения ши­роко освещена в зарубежной литературе. Интерес представляют работы современ­ных зарубежных исследователей различ­ных аспектов подростковой наркомании (Westman, 1970; Scarpitti, Datesman, 1980; Baldeh, Binka, 1988; Johnson et аl., 1989; Blume, 1989; Brook et аl., 1989; Bauman, Ennet, 1996; Feigelman et аl., 1990; Fetro et аl., 2001; Boys et аl., 2001). Обобщая ре­зультаты проведенного исследования, Р. Харре делает вывод о том, что для по­нимания механизмов девиантного пове­дения необходимо учитывать социально-психологический статус человека и его социальное положение (Harre, 1977).

Девиантное поведение не всегда быва­ет негативно отклоняющимся от нормы. В зарубежной литературе встречается термин «позитивные девианты» (Sternin, Choo, 2000). К данной категории относят людей, которые воспитывались в небла­гополучных семьях, и которым удалось стать успешными, вопреки сложившимся стереотипам. Многочисленные наблюде­ния показали, что молодые люди из про­блемных семей способны находить вы­ход из сложных жизненных ситуаций, благодаря неординарным действиям, и стать успешными, даже если они не смогли в своей семье приобрести на­выки позитивного поведения (Positive Deviance Initiative).

Первые упоминания о позитивной де­виации были сделаны в выводах участ­ников проекта по спасению вьетнамских детей в конце прошлого столетия. Было обнаружено, как нетипичное отноше­ние родителей к питанию детей в усло­виях массового голода способствовало поддержанию здоровья на оптимальном уровне (Sternin & Sternin, Pascale, 2010). Позитивная девиация является скорее исключением, чем правилом. В реальной жизни значительные проблемы связаны с распространенностью негативных де­виаций.

Анализ литературы показал, что науч­ные представления о моделях норматив­ного и девиантного (отклоняющегося) поведения отражены во множестве ра­бот как зарубежных, так и отечественных ученых. Существующие научно-теорети­ческие подходы расширяют представле­ния о феномене, однако не позволяют выработать единый взгляд на проблему. В большинстве работ представлены от­дельные вопросы девиантной адаптации и наркомании, однако в целом степень научной разработанности проблемы не может быть охарактеризована как до­статочная. Недостаточно освещены осо­бенности влияния наркогенной инфор­мации, циркулирующей в подростковой среде, на приобщение к наркотикам, мало изучены факторы, обусловливаю­щие принятие решения «за» или «против» употребления наркотиков в подростко­вом возрасте.

Исследование

Не претендуя на полноту рассмотре­ния проблем девиантной адаптации, мы предприняли попытку изучения некото­рых факторов, обуславливающих прием наркотических веществ.

Анализ девиантной адаптации осу­ществляется нами с опорой на более распространенное понятие «девиант­ное поведение». Девиантное поведение рассматривается как модель наруше­ния процесса адаптации, поступки (или готовность к их совершению), проти­воречащие общепринятым культурно-нравственным ценностям, социально-психологическим и правовым нормам, в том числе злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психоактивными веществами (Вислова, 2001). Во времена нестабильной обстановки в обществе по­вышается риск девиантной социальной адаптации молодежи с использовани­ем наркотически действующих веществ. Повышенному риску наркотизации под­вергаются подростки старшего возраста (14–18 лет).

Исследования, проводившиеся в дан­ном направлении, дают основания пола­гать, что информация о наркотических веществах является инициирующей де­задаптацию и формирование девиант­ного поведения. Наркогенная информа­ция – это сообщение о наркотических и других психоактивных веществах, об их свойствах вызывать необычно прият­ные психические ощущения, о техноло­гии изготовления и использования таких веществ, а также уверения в безопасности малых доз и возможности в любой мо­мент прекратить их прием («соскочить») (Вислова, 2009).

Цель исследования: изучение факто­ров риска девиантной адаптации, связан­ной с потреблением наркотиков, роли информации о наркотиках и наркоманах в выборе решения «за» или «против» на­ркогенных веществ в ситуации риска.

Исследование направлено на провер­ку гипотезы о том, что наркогенная ин­формация может выступать фактором риска приобщения к наркотическим ве­ществам и формирования девиантной адаптации.

Выборка. В исследовании участвовали 34 активных наркомана в возрасте 20– 29 лет, состоящие на наркологическом учете в г. Нальчик.

Методы исследования. Для целей дан­ного исследования была разработана ан­кета. Вопросы анкеты направлены на установление уровня знаний испытуемых о наркотиках, наркомании и наркоманах до совершения первой пробы, выяснение их представлений о частоте потребления наркотиков, вызывающей зависимость, а также о возможности отказа от нарко­тиков после начала их потребления. Ин­терес представляли вопросы, касающи­еся наличия наркоманов в социальном окружении и отношения к ним на вре­менном отрезке между первым предло­жением попробовать наркотик и нарко­маническим дебютом.

Результаты и обсуждение. Мы получи­ли данные о том, что к моменту первого приема 46% респондентов предполага­ли, что наркотик – это опасное средство, к которому человек быстро привыкает и не может впоследствии отказаться от него, 33% находили его вредным веще­ством.

Остальные респонденты полагали, что это просто лекарство (3%), или же ниче­го не знали о наркотиках (8%). Резуль­таты опроса свидетельствуют о том, что до того, как сделать первую пробу наркотиков, 79% опрошенных были осве­домлены о том, что наркотики опасны для всех. Придерживались мнения о том, что они опасны только для людей со сла­бой волей, 8%, и столько же опрошенных не находили их опасными. Вредными только для детей их посчитали 4% (рису­нок 1). Вероятность заболеть наркомани­ей с первой пробы допускали только 25% респондентов. Опрошенные наркоманы начинали принимать наркотики в под­ростковом возрасте, когда притягатель­ным является поиск стимулов, создаю­щих гедонистический риск.


Рис. 1. Осведомленность об опасности наркотиков к моменту приобщения к ним подростков

Очевидно, этим можно объяснить низкий показатель предполагаемой опас­ности одной пробы среди наркоманов.

Подавляющее большинство (83%) опрошенных были осведомлены о том, что наркомания – это болезнь, вызван­ная употреблением наркотиков. Другие расценивали наркоманию как плохую привычку.

Угрозу возникновения наркомании с 2–5 проб отмечали 33%, в то время как остальные были убеждены, что для этого необходимо принимать наркотики про­должительное время. На вопрос о том, легко ли отказаться от наркотиков, по­лученные ответы распределились следу­ющим образом: «трудно» – 29%; «легко людям с сильной волей» – 29%; «если че­ловек начал употреблять недавно, то лег­ко» – 21%; «кому-то легко, а кому-то слож­но» – 17%.

Почти половина опрошенных (46%) предполагали, что можно перестать упо­треблять наркотики, если только захо­теть. 13% респондентов были убежде­ны в том, что нужно о них не думать и не видеть, а 38% видели решение про­блемы в обращении к врачу (см. рис. 2). Здесь уместно подчеркнуть, что опрос проводился в наркологическом каби­нете, и данное обстоятельство могло отразиться на ответах относительно роли врача.


Рис. 2. Информированность о наркомании и оценка вероятности ее решения

До начала употребления наркотиков 96% респондентов лично знали наркома­нов. Как следует из опроса, наркоманы яв­лялись частью ближайшего окружения по­тенциальных потребителей наркотиков, а не героями кино-или видеофильмов, хотя роль последних довольно значительна. 75% опрошенных отмечают, что к началу потребления наркотиков они имели на­ркоманов среди старших знакомых и ро­весников, 13% – среди родственников, 8% – среди знакомых взрослых.

До начала приема наркотиков актив­ные наркоманы испытывали к наркоза­висимым разные чувства: жалость (38%), не завидовали им (25%), проявляли без­различное отношение (21%), находили их неприятными (17%) (см. рис. 3). При­влекает внимание то обстоятельство, что абсолютное большинство респондентов (75%) оценивали наркоманов как боль­ных и неухоженных людей с бледными лицами. Только 21% опрошенных счита­ли их обычными людьми, не находя в них ничего примечательного.


Рис. 3. Наличие наркоманов в ближайшем окружении и отношение к ним

33% респондентов полагали, что на­ркотики они употребляли потому, что раз начав, не могли бросить. Основной причиной наркомании считали отсутст­вие значимого занятия и интереса к жизни 29% и 21% опрошенных соответст­венно. Ничего не знали о причинах 8%. От первого предложения попробовать наркотики не отказались 58% опрошен­ных, воздержались от приема 3%. Можно предположить, что информация о нарко­тиках и наркоманах, которой владели ис­пытуемые, была односторонней, поэтому не предотвратила соблазн попробовать наркотик.

Примечательным, на наш взгляд, яв­ляется то, что 67% данной группы нарко­манов не собирались когда-либо пробо­вать наркотики, 17% были в этом уверены и столько же (17%) хотели попробовать при условии, что об этом никто не уз­нает. Ведущим мотивом первой пробы наркотика подавляющее большинство (88%) назвало желание удовлетворить любопытство относительно действия на­ркотического вещества, немногие (8%) – желание почувствовать себя взрослым, крайне мало (4%) – избавление от скуки (см. рис. 4).


Рис. 4. Риски приобщения к наркотикам

Информация о наркотиках, наркома­нии и наркоманах идет из многих источ­ников: это и учителя, и родители, и дру­зья, просто знакомые, видеофильмы, телепередачи.

Основная часть опрошенных (83%) об­суждала вопросы о наркотиках и нарко­манах с друзьями. Впервые треть опрошенных (30%) получили информацию о наркотиках из телепередач, кино-и видеофильмов и четверть (25%) – от дру­зей. Первую информацию от родителей не получал никто, хотя некоторые (8%) подтверждают, что изредка говорили с родителями о данных проблемах. Разго­воры о наркотиках и наркоманах не вы­зывали ни у кого чувства страха. Одним они были неприятны (38%), другим – интересны (33%), остальным – безраз­личны (25%) (см. рис. 5).


Рис. 5. Источники приобщения к наркотикам и реакция на них

На весьма значимый вопрос о том, нужно ли знать детям о наркотиках и на­ркоманах, получены следующие резуль­таты: 92% считают это необходимым, 8% полагают, что делать этого не нужно. При этом 38% отмечают необходимость веде­ния антинаркогенной работы с детьми с 14 лет, 29% – с 7 лет, 25% – с 10 лет.

Таким образом, результаты исследо­вания подтвердили выдвинутую гипоте­зу о том, что наркогенная информация может выступать фактором риска при­общения к наркотическим веществам и формирования девиантной адаптации. Из этого следует, что в ситуации нарко­генного давления среды при отсутствии у молодых людей знаний о последстви­ях употребления наркотиков и сформи­рованной устойчивости перед соблазном создается высокий риск наркоманиче­ского дебюта, обусловливающего деви­антную модель адаптации.

Профилактическая антинаркотическая работа

Рассмотренные причины приобщения подростков к наркотическим веществам показывают актуальность организации эффективной антинаркотической про­филактики и коррекции девиантного по­ведения психолого-педагогическими ме­тодами. Деятельность, направленная на формирование установки на непотребле­ние наркотически действующих веществ, предполагает учет возрастно-психологи­ческих и гендерных особенностей, ре­сурсов социальной адаптации подрост­ков. Прежде всего, профилактическая и коррекционная работа должна быть на­правлена на активизацию самосознания подростков и мотивацию их на здоровый образ жизни.

Результаты исследования девиант­ности подростков служат веским аргу­ментом для организации интенсивной профилактической работы. В ряде зару­бежных и отечественных исследований раскрываются вопросы профилактики различных форм девиантного поведения, анализируются оптимальные стратегии и практики его преодоления (Wenter et аl., 2002; Wragg, 1984; Nurco, Balter, 1990; Jyson, 1999; Perry, 1987; Lee, 1996; Gerardo, 1995; Кон, 1989; Личко, 1991).

Психолого-педагогические аспекты профилактики и коррекции девиантно­го поведения с учетом возрастных осо­бенностей развития тщательно разрабо­таны Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой и А.Г. Лидерсом. Они ха­рактеризуют коррекционную деятель­ность как «особым образом организо­ванное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к груп­пам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех не­благоприятных психологических ново­образований, которые определяются как психологические факторы риска, на вос­создание гармоничных отношений ре­бенка со средой» (Возрастно-психологи­ческий подход …, 2002, С. 68).

С точки зрения Л.Б. Шнейдер, профи­лактика любых форм девиантности пред­полагает вмешательство, как институтов социального контроля, так и отдельных граждан в решение вопросов, обусловли­вающих развитие отклоняющегося пове­дения. Выделяют три уровня профилак­тики: «общесоциальная профилактика» – улучшение социальных, экономических и экологических условий жизни; «спе­циальная профилактика» – обеспечение мер безопасности, работа с подростка­ми «группы риска», устранение причин, способствующих формированию девиантной адаптации; «индивидуальная профилактика», направленная на работу с отдельными категориями людей с уче­том особенностей их развития (Шней­дер, 2005).

Одним из психолого-педагогических методов повышения устойчивости к наркотикам является здоровьесберегающая система, разработанная Г.А. Шичко. Его курс базируется на учениях И.М. Сечено­ва, В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, А.А. Ух­томского, П.К. Анохина и других ученых в области психофизиологии. Он исклю­чает какое-либо давление, запугивание, применение медицинских средств и пре­паратов, более того, заучивания, зачетов или экзаменов. В соответствии с основ­ными положениями метода Г.А. Шичко, курс строится на основе СЛОВА: услы­шанного, увиденного, произнесенно­го и написанного. Суть метода заключа­ется в систематической работе человека над собой. Он должен самостоятельно устранить сформированную под воздей­ствием внешней среды «запрограмми­рованность» на нездоровый образ жиз­ни. Человек четко выполняет все пункты программы, благодаря чему постепенно, шаг за шагом, движется к укреплению здоровья и самосовершенствованию.

В основе метода лежит принцип до­брожелательного целенаправленного воздействия на сознание человека ис­ключительно доверительной информа­цией. Более глубокому восприятию ин­формации способствуют ситуационные игры и аутотренинг (релаксация). На­чинаются и заканчиваются занятия ау­тотренингом. Занятия по курсу строятся по принципу учебного процесса и про­водятся ежедневно в течение 10 дней (не считая выходные дни), исключая вводное и выпускное занятие. Длительность заня­тий при этом не превышает двух часов, с обязательным перерывом для отдыха (Метод Шичко, URL: http://naltrim.ucoz.ru/index/metod_shichko/0-17).

Метод ориентирован на выработку на­выков самоанализа и критического отно­шения к наркотически действующим ве­ществам. Использование данного метода открывает новые возможности сниже­ния риска развития зависимости от раз­личных видов наркотиков. По мере рас­ширения представлений об истинных свойствах наркотиков и осознания их не­гативного влияния на перспективы самоосуществления вырабатывается убежден­ность в необходимости придерживаться принципов здоровой жизни.

Достижению целевых показателей способствует последовательное выпол­нение требований. Обязательным ком­понентом программы является ведение специальных дневников, куда подробно записываются собственные мысли, пла­ны и происходящее с человеком. Пери­одически дневник следует перечитывать и делать выводы (Что из себя представ­ляет метод Шичко, URL: http://evolkov.net/addiction/articles/Psych.phys.basics.of.Shichko.method.html). Дневник выпол­няет и функцию самонаблюдения, пре­доставляет возможность ретроспектив­ного анализа собственного состояния и внесения некоторых изменений в ра­боту над собой. Для этого предлагаются методические рекомендации: описание собственной позиции по отношению к проблеме, освоение алгоритмов выпол­нения индивидуального плана работы над собой, анализ осуществления намеченных планов и самоотчет по мотиви­рованным целевым установкам, оценка событий дня и формулирование замы­сла (решения) на завтра, а также состав­ление и коррекция планов на перспек­тиву (6 месяцев). Самоорганизации в данном случае помогают такие вопро­сы, как «В каких случаях и как поступают, что делают другие люди?»; «Зачем они это делают?»; «Что в этом плохого (хороше­го)?»; «Как в этом случае поступил бы я?» и др. Освоение программы предполагает формирование устойчивых установок на здоровый образ жизни и отказ от употре­бления интоксикантов, овладение навы­ками аутогенной тренировки.

Активное социальное обучение под­ростков социально-важным навыкам является особо значимым моментов в профилактике девиантного поведения (Карабанова, 2014). В связи с этим, нам представляется актуальным включение метода Г.А. Шичко в базовые учебные планы образовательных учреждений. Это позволит повысить антинаркотическую устойчивость детей, подростков и моло­дежи, оптимизировать процесс их соци­альной адаптации в современных условиях кардинальных изменений во всех сферах жизни.

Литература:

Братусь Б.С. Аномалии личности. – Москва : Мысль, 1988. – 301 с.

В КБР формируется база наркологических больных [Электронный ресурс] // Республиканское информационное агентство «Кабардино- Балкария» : сайт. URL: http://kbrria.ru/obshchestvo/v-kbr-formiruetsya-bazanarkologicheskih-bolnyh-6983. – (дата доступа 12.05.2017).

В УФСКН России по Кабардино-Балкарской Республике подведены итоги работы за 1 квартал 2015 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://07.fskn.gov.ru/index.php?limitstart=22 – (дата обращения 16.07.2015).

Вислова А.Д. Модели формирования и профилактики наркозависимого поведения. – Нальчик : ГП КБР РПК, 2009. – 208 с.

Вислова А.Д. Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков : дис. … канд. психол. наук; [МГУ им. Ломоносова]. – Москва, 2001. – 168 с.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – Москва : Академия, 2002. – 416 с.

Выготский Л.С. Проблема возраста // Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 4. Ч. 2. – Москва, 1984. – 87 с.

Выступление В.П. Иванова на заседании Министерской конференции «Группы Помпиду», 3 ноября 2010 г. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://narkotiki.ru/5_6852.htm – (дата обращения 20.09.2015).

Гилинский Я. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». – Санкт-Петербург, 2004. – 520 с.

Ениколопов С.Н. Психология девиантного поведения : учеб. пособие. – Москва : Академия, 1999. – 219 с.

Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва : Академия, 2008. – 288 с.

Кабардино-Балкария: планы создать реабилитационный центр для наркоманов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kapital-rus.ru/index.php/news/218260/ – (дата обращения 21.07.2015).

Карабанова О.А. Дисгармоничность детско-родительских отношений как фактор риска девиантного поведения личности // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. – № 12. – С. 295–300.

Кон И.С. Психология ранней юности. – Москва : Просвещение, 1989. – 255 с.

Коновалов И.Н. Стратегия государственной антинаркотической политики: пути реализации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2011. –№ 2. – С. 137–139.

Личко А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология : руководство. – Ленинград : Медицина, 1991. – 304 с.

Метод Шичко. [Электронный ресурс] // Лечение алкоголима, наркомании … : сайт. URL: http://naltrim.ucoz.ru/index/metod_shichko/0-17. – (дата доступа 13.04.2018).

Наркоконтроль. РИА Новости 11. 04. 2013. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urist-edu.ru/akts/41112/index.html – (дата обращения 23.09.2015).

Незаконный оборот наркотиков – угроза национальной безопасности России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centerpolit.ru/content.php?id=62 – (дата обращения 17.09.2015).

Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для вузов. – Москва : Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с.

Подросток: нормы, риски, девиации / В.С. Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова; под. ред. В.С. Собкина. – Москва : Центр социологии образования РАО, 2005. – 359 с. – (Труды по социологии образования. Т. 10. Выпуск 17).

Подросток-наркоман. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vitaportal.ru/zavisimosti/3-5-let-srok-zhizni-podrostka-narkomana.html – (дата обращения 20.09.2015).

Профилактика наркомании должна быть скоординированной. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kspkbr.ru/index.php/vse-novosti-kbr/854-profilaktika-narkomanii-dolzhna-byt-skoordinirovannoj-i-sistemnoj-segodnya-yurij-kokov-provel-zasedanie-antinarkoticheskoj-komissii-kbr – (дата обращения 16.07.2015).

Проявления девиации в подростковой субкультуре / В.С.Собкин, З.Б. Абросимова, Д.В. Адамчук, Е.В. Баранова // Вопросы психологии. – 2004. – № 3. – С. 3–19.

Реан А.А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. – С. 219–220.

Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – C. 105–110. doi: 10.11621/npj.2015.0410

Реан А.А. Психология подростка. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://antinark.omskportal.ru/ru/public/sitelist/antinark/stratgap/PageContent/0/body_files/file/2010_06_09_Ukaz_Strategiya_GAP.pdf – (дата обращения 30.08.2015).

Собкин В.С., Мкртычян А.А. Роль социокультурных факторов в формировании отношения к экстремизму среди школьников Москвы и Риги // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(10). – C. 32–40. doi: 10.11621/npj.2015.0206

Тхостов А.Ш. Возможности и перспективы социальной патопсихологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2017. – № 1 – С. 36–50.

Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума // Мир образования – образование в мире. – 2012. – № 1. – С. 3–19.

ФСКН: РФ тратит на борьбу с наркопреступностью 96 млрд. руб в год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ria.ru/economy/20141201/1035995999.html – (дата обращения 23.04.2018).

Что из себя представляет метод Шичко. [Электронный ресурс] // Корни : сайт. URL: http://evolkov.net/addiction/articles/Psych.phys.basics.of.Shichko.method.html – (дата доступа 12 апр 2018).

Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – Москва : Академический проект, 2005. – 366 с.

Шокирующая статистика российской наркомании. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.romashkovo.org/lechenie-narkomanii/shokiruyushaya-statistika-rossiyskoy-narkomanii/ – (дата обращения: 02.08.2015).

Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва : Академия, 2007. – 384 с.

Baldeh, F.S., & Binka J. (1988) Drug misuse and abuse trends in the Gambia. Alcohol, Drugs and Tobacco: Prev.and Contr. / Real. ADN Aspirat.: Proc. 35th Int. Congr. Ale. and Drug Depend. Oslo, 31 July 6 Aug., 34.

Blume, Sh.B. (1989) Dual diagnosis: Psychoactive substance dependence and the personality disorders. J. Psychoact. Drugs, 21(2), 139–144. doi: 10.1080/02791072.1989.10472153

Boys, A., Marsden J., & Strang J. (2001) Understanding reasons for drug use amongst young people: a functional perspective. Health. Educ. Res., 16 (4), 457–469. doi: 10.1093/her/16.4.457

Brook, J.S., Nomura, C., & Cohen, P. (1989) A network of influences on adolescent drug involvement: Neighborhood, school, peer, and family. Genet. Soc. and Gen. Psychol. Monogr, 115(1), 123–145.

Feigelman, W., Hyman, M.M., Amann, K., & Feigelman, B. (1990) Correlates of persisting drug use among former youth multiple drug abuse patients. J. Psychoact. Drugs, 22(1), 63–75. doi: 10.1080/02791072.1990.10472198

Fetro, J.V., Coyle, K.K., & Pham, P. (2001) Health risk behaviors among middle school students in a large majority-minority school district. J. Sch. Health. Jan., 71(1), 30–37. doi: 10.1111/j.1746-1561.2001.tb06486.x

Gerardo, M. Gonzalez. Drug Education in Bolivian Schools: a Feasibility Study for Cross-Cultural Application of a Preventive Curricular Unit (1995) International review of education, 41(6), 439–459. doi: 10.1007/BF01263140

Harre, R. (1997) The orthogenetic approach: Theory and practice. Experimental social psychology. NY.; L., 10, 283–314.

Johnson, S., Leonard, K.E., & Jakob, T. (1989) Drinking styles and drug use in children of alcoholics, depressives and controls. J. Stud. Alcohol, 50(5), 427–431. doi: 10.15288/jsa.1989.50.427

Jyson, Harriet (1999) A Load off the Teachers’ Backs. Coordinated School Health Programs. Phi Delta Kappan, 80(5), 1–8.

Lee, J. (1996) TACADE: educating for health. Manchester, 21.

Life skills training (1989) Promoting health and personal development. Teachers manual.

Nurco, D.N., & Balter, M.B. (1990) A plan aimed at the prevention and treatment of drug dependence. Drug and Alc. Depend, 50, 193–197. doi: 10.1016/0376-8716(90)90063-K

Bauman, K.E., & Ennet, S.T. (1966) On the importance for the adolescent drug use: commonly neglected considerations. Addictions.

Pascale, Sternin & Sternin (2010) The Power of Positive Deviance: How Unlikely Innovators Solve the World’s Toughest Problems, Harvard Business Press. Print, 231.

Perry, C.L. (1987) Results of prevention programs with adolescents. Drug and Alc. Depend, 20(1), 13–19. doi: 10.1016/0376-8716(87)90071-8

Scarpitti, F., & Datesman, S. (1980) Drugs and the Youth Culture. London.

Sternin, J., & Choo, R. (2000) The power of positive deviancy. Harvard Business Review, January-February, 14–15.

Wenter, D.L., Ennett, S.T., Ribisl, K.M., Vincus, A.A., Rohrbach, L., Ringwalt, C.L., & Jones, S.M. (2002) Comprehensiveness of substance use prevention programs in U.S. middle schools. J. Adolesc. Health. Jun, 30(6), 455–462. doi: 10.1016/S1054-139X(02)00346-4

Westman, W. (1970) The drug epidemic: what it mean and how to combat it. Dial Press, 239.

Wragg, J. (1984) Ideas for drug and alcohol education for students in years 5–8. N.S.W.

En

Vyslova A.D. (2018) Risks of drug-based deviant adaptation and prevention in adolescents. National Psychological Journal, 11(2), 102–112

Ru

Вислова А.Д. Риски девиантной адаптации у подростков, связанные с потреблением наркотиков, и возможности их профилактики // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 102–112

Keywords / Ключевые слова

deviant adaptation / девиантная социальная адаптация ; deviant behaviour / девиантное поведение ; drug addiction / наркомания ; drugs / наркотики ; adolescents / подростки ; drug information / наркогенная информация ; prevention / профилактика

Abstract

Background. The relevance of the study is fueled by the emergence of new types of narcotic drugs and psychotropic substances, “rejuvenation” of children and adolescents who use drugs. The reference literature does not provide the information about those facts that narcotic substances contribute to maladjustment and trigger deviant behavior.

The Objective is to study the risk factors for deviant adaptation associated with drug abuse, the role of information on drugs and drug addicts in choosing a solution “for” or “against” using narcotic substances.

Design. A special questionnaire of 27 questions was developed. The questionnaire was aimed at finding out the level of knowledge about drugs, drug addiction and drug addicts before the first test. The frequency of drug use that could cause addiction was identified. The possibility of quitting using drugs, the presence of addicts in the social environment and their attitude to them on a temporary interval between the first use and the beginning of drug use were analysed. The sample included 34 active drug addicts at the age of 20-29 years, who are registered as drug addicts in Nalchik, Kabardino-Balkaria.

Research Results. The data analysis makes it possible to document the characteristics of drug addiction in those who have experience in drug use. The answers of active drug addicts and ordinary adolescents revealed their heterogeneity. The data obtained show the main factors that influence the heterogeneity are the age factor and the factor of ignorance.

Conclusion. The research results show the availability and relevance of information on drugs obtained from information sources, peers and adults, advertising the safety of small doses and “light” drugs. There are only superficial representations of drug addicts about drugs and their dangers prior to their consumption in adolescents. This allows to make a conclusion about the lack of systemic prevention of drug addiction in adolescents.

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Актуальность данного исследования обусловлена появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ, «омоложением» возраста приобщения детей и подростков к наркотикам. В литературе отмечается, что информация о наркотических веществах является инициирующей социальную дезадаптацию подростков и формирование их девиантного поведения

Цель исследования: изучение факторов риска социальной девиантной адаптации, связанных с потреблением наркотиков, роли информации о наркотиках и наркоманах в выборе решения «за» или «против» наркогенных веществ. Важным фактором приобщения к наркотикам, на наш взгляд, является влияние наркогенной информации, циркулирующей в подростковой среде.

Описание хода исследования. Разработана специальная анкета из 27 вопросов, направленных на выяснение уровня знаний о наркотиках, наркомании и наркоманах до совершения первой пробы. Мы выясняли также частоту потребления наркотиков, способных вызвать зависимость, возможности отказа от наркотиков после начала их потребления, наличие наркоманов в социальном окружении и отношения к ним на временном отрезке между первым предложением попробовать и началом потребления наркотика. В выборку вошли 34 активных наркомана в возрасте 20–29 лет, состоящих на наркологическом учете в г. Нальчик.

Результаты исследования. Анализ данных позволил зафиксировать особенности представлений о наркомании у лиц, имеющих опыт потребления наркотиков. Результаты сравнения ответов на вопросы анкеты активных наркоманов и обычных подростков выявили их неоднородность. Полученные данные свидетельствуют о том, что основными факторами, влияющими на формирование данных представлений, являются возрастной фактор и фактор неосведомленности.

Выводы. В результате исследования обнаружена доступность и значимость сведений о наркотиках, получаемых из информационных источников, от сверстников и взрослых, ориентирующих потенциальных потребителей на безопасность малых доз и «легких» наркотиков. Выявлены поверхностные представления наркоманов о наркотиках и об их опасности до начала потребления. Это позволяет сделать вывод об отсутствии системной профилактики наркозависимости в подростковой среде.

Author(s) / Автор(ы)

Vyslova A.D. / Вислова А.Д.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Institute for Humanitarian Studies, Kabardino-Balkar Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences / Институт гуманитарных исследований Кабардино-Балкарского научного центра РАН

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

Health Psychology & Medicine / Психология здоровья и медицина

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

National Psychological Journal / Национальный психологический журнал

Release Date / Год публикации

2015 - 2019 ; 2018

Pages / Страницы

102-112

DOI Number

doi: 10.11621/npj.2018.0211

Language / Язык публикации

Ru

Quotations / Авторские цитаты, отражающие содержание работы

…Существующие научно-теоретические подходы расширяют представления о феномене, однако не позволяют выработать единый взгляд на проблему. В большинстве работ представлены отдельные вопросы девиантной адаптации и наркомании, однако в целом степень научной разработанности проблемы не может быть охарактеризована как достаточная…

Возврат к списку

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук