Articles / Статьи

Zakharova E.I. (2017). Principles of managed intellectual activity in training psychologists. National Psychological Journal. 3, 151-157. / Захарова Е.И. Принципы управляемого формирования умственных действий в практике подготовки психологов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.151-157

Учение П.Я. Гальперина о природе психического и роли ориентиро­вочной деятельности как основы осуществления психического действия получило широкое распространение и в школьной педагогике, и в практи­ке профессиональной подготовки спе­циалистов (Талызна, 1984; Подольский, 1985; Решетова, 1985). Значительным вкладом в решение проблемы обеспече­ния высокой эффективности обучения стало открытие пути разрешения суще­ственного противоречия, имеющего ме­сто при овладении действием. С одной стороны, выполнение требуемого дейст­вия невозможно без овладения системой знаний, обеспечивающих выбор необ­ходимых средств его осуществления, ис­пользования критериев оценки результа­та. С другой стороны, предварительное заучивание информации в отрыве от са­мого действия, выполнение которого она обеспечивает, становится низкоэффек­тивным в силу скрытости ее смыслово­го содержания для субъекта. В соответ­ствии с идеей П.Я. Гальперина, освоение действия происходит только в ходе его реального осуществления, когда субъект с необходимостью использует систему знаний, становящуюся средством постро­ения конкретного действия (Гальперин, 2002). Выполнение необходимых операций с опорой на схему ориентировочной основы действия, и дальнейшая ее инте­риоризация обеспечивает возможность безошибочного осуществления дейст­вия даже в период его освоения. Развитие идей П.Я. Гальперина позволило успешно решать вопросы управляемого формиро­вания не только отдельных действий, но и элементов профессиональной деятель­ности (Решетова, 1985; Нечаев,1988; Ка­рабанова, Подольский, Подольская, 1989; Ариевич, Орестов, Подольский, 1990; Бе­хоева, 2017). Этот опыт поставил перед исследователями целый ряд новых во­просов. Одним из них стало понимание того, что, в отличие от отдельного дейст­вия, реализацию деятельности чаще всего не представляется возможным начать без достижения высокого уровня ее освоения. Приступая к реализации профессиональ­ной деятельности, специалист должен обладать высокой степенью компетент­ности, так как цена ошибки бывает чрез­вычайно велика. Однако, не будучи вклю­ченным в реализацию этой деятельности, невозможно обрести требуемый уровень компетентности. Не является исключе­нием и практическая деятельность пси­холога, оказывающего психологическую помощь населению. Переживание него­товности к осуществлению практической деятельности присутствует у выпускни­ков психологических факультетов (Зин­ченко, Карабанова, 2012). Мы остановим­ся на одной из важнейших компетенций специалиста-психолога – деятельности консультирования в сфере возрастно-пси­хологического развития. Несмотря на наличие представлений о механизмах, усло­виях и нормативном ходе возрастного развития, хорошее владение отдельными способами работы (беседа, эмпатическое слушание, использование средств диагно­стики), студенты полагают себя неготовы­ми к практической деятельности. Одной из причин такой неготовности, на наш взгляд, является то, что имеющиеся в ар­сенале выпускника конкретные знания и умения не всегда связаны как элементы целостной деятельности. В связи с этим встал вопрос о необходимости включения в программу учебных курсов, которые по­служили бы основой формирования эле­ментов профессиональной деятельности, позволили бы интегрировать получен­ные во время обучения знания и умения. Мы полагаем, что в целях формирования профессиональной деятельности пси­холога теория планомерно-поэтапно­го формирования умственных действий может быть использована так же успеш­но, как и в практике подготовки к другим специальностям. Поиск конкретного спо­соба использования основных принци­пов теории планомерного формирования умственных действий был осуществлен в рамках освоения курса «Возрастно-пси­хологическое консультирование». Его це­лью стало формирование особого вида профессиональной деятельности на осно­ве освоенных представлений об услови­ях и механизмах психического развития, специфике психологического возраста и средствах диагностики актуального уровня развития ребенка.

Важнейшей составляющей деятельнос­ти консультанта является диагностическое обследование, призванное дать представ­ление о причинах тех трудностей, кото­рые возникли в ходе обучения или со­циализации ребенка. Программа этого обследования составляется в каждом кон­кретном случае, исходя из особенностей жалобы, запроса и условий жизни ребен­ка. При имеющихся обширных представ­лениях о конкретных средствах диагно­стики подготовка плана диагностического обследования является творческой зада­чей консультанта. В связи с высокой ва­риативностью как индивидуальных осо­бенностей ребенка и родителей, так и тех жизненных обстоятельств, в которых они оказались, не представляется возможным предложить студентам алгоритмическое решение такой творческой задачи. Поэ­тому в качестве учебной задачи выступает ориентировка студента в тех основаниях, учитывая которые он будет строить дейст­вие анализа особенностей развития конкретного ребенка.

Приступая к построению ориентиро­вочной основы действия анализа кон­кретной ситуации развития, приведшей к появлению заявленных трудностей, не­обходимо опираться на представление об уровневом характере ориентировки, разработанное в связи с переходом от формирования конкретного действия и образа к формированию целостной структуры деятельности (Подольский, 1987). В многочисленных исследовани­ях показано, что характер осуществления действия зависит не только от ориенти­ровки в содержании его операций («как, собственно, выполнить действие» – опе­рациональный уровень ориентировки), но и от того, насколько успешно в дан­ной ситуации выбрано именно это дей­ствие из нескольких возможных («какая моя основная цель» – тактический уро­вень ориентировки), и от того, насколь­ко человек ориентируется в основаниях этого выбора («почему я собираюсь со­вершить именно это» – стратегический уровень ориентировки). Исходя из этих представлений, мы полагаем, что в пер­вую очередь, специалист должен быть со­риентирован в том, что именно он хочет узнать в ходе диагностического обследования, и как будет использовано это зна­ние, какое значение для решения вопро­са о причинах возникших трудностей оно имеет. «Нормативно заданное содер­жание может быть присвоено субъектом, стать психологически действенным, ори­ентирующим, если в ходе функциональ­но-генетического процесса субъект овла­девает не только свободным выделением новых для себя отношений в объекте и соответствующими способами дейст­вования, но и столь же свободным соот­несением в значимом для него смысло­вом поле этих отношений и способов с их местом и ролью в осуществлении цели действия» (Подольский, 2012, С. 18). Практика преподавания свидетельствует о том, что студенты, хорошо знакомые со средствами диагностики, зачастую обна­руживают существенные трудности в по­иске ответа на вопросы: «Что я хочу узнать?», «Зачем мне нужно это знание?». Обращение к смысловым основаниям действия анализа особенностей ребен­ка и условий его развития, к смысловой ориентировке позволяет эффективно решать основную задачу консультирова­ния – выработать рекомендации, направ­ленные на коррекцию тех особенностей развития, которые становятся причиной заявленных проблем (жалоб). Рекомен­дации основаны на понимании связей наблюдаемых особенностей поведения с индивидуально-психологическими осо­бенностями ребенка, условиями их ста­новления. Именно анализу этих связей и подчинена диагностическая деятель­ность консультанта на данном этапе работы (Бурменская и др., 2002; Хозиев, Хо­зиева, Дзетовецкая, 2008).


Рис. 1. Схема ориентировочной основы действия анализа уровня актуального развития ребенка

Попробуем представить на приме­ре жалобы одного из типов логику ана­лиза консультативного случая. Одним из наиболее частых является запрос на оказание помощи в решении проблем, связанных с познавательным развити­ем ребенка. Проблемы эти имеют весь­ма разнообразное содержание. Это и за­держки речевого развития ребенка, и затруднения в решении конструктив­ных задач, и школьная неуспеваемость. Причина трудностей освоения учебно­го материала, выполнения конструктив­ных заданий видится, в первую очередь, в особенностях познавательного разви­тия ребенка. Именно подозрения роди­телей в снижении интеллектуальных воз­можностей ребенка становятся причиной обращения в психологическую консуль­тацию. Поэтому первой задачей, которая стоит перед специалистом, становится определение актуального уровня познавательного развития ребенка. Ядром ори­ентировочной основы действия является указание на содержание действия и его результат. Результат диагностического действия всегда неоднозначен. Он должен содержать информацию о профиле акту­ального уровня познавательного развития ребенка в соотношении с возрастными нормативами развития. Веер возможно­стей в данном случае будет выглядеть сле­дующим образом.

Предложенная схема анализа предель­но проста, но в ней «в снятом виде» при­сутствует обширное содержание. Каждый из элементов нуждается в детальном рас­крытии, поскольку возможность осущест­вления поставленной цели предполагает знакомство со средствами диагностики познавательного развития, правилами их использования, критериями оценки результата, возможностью квалифици­ровать его как соответствующего нор­ме возрастного развития (наличие пред­ставлений о содержании нормативного характера развития) (Бурменская, 2003). Необходимую информацию и способы работы учащиеся приобретают в целом ряде теоретических и практико-ориенти­рованных курсов. Однако эта, на первый взгляд, простая задача позволяет актуализировать имеющиеся на теоретическом уровне представления.

Возможность получения такого раз­нообразия результатов диагностическо­го действия, качественно различающих­ся по своему содержанию, ставит перед специалистом вопрос о факторах и усло­виях, приводящих к появлению каждого из них. Необходимость анализа этих ус­ловий является принципиальной пози­ций в возрастно-психологическом кон­сультировании. Принцип развития, как и принцип причинности, является отли­чительной особенностью данного подхо­да. Только понимание условий развития, приведших к тому или иному результату, может обеспечить возможность определения направлений коррекционной ра­боты. В связи с данной принципиальной позицией дальнейший шаг анализа мо­жет заключаться в следующем.

Констатация снижения уровня позна­вательного развития еще не дает основа­ний для выработки рекомендаций. Дело в том, что это снижение может быть как результатом органических нарушений нервной системы, так и следствием ус­ловий развития ребенка, не способству­ющих его успешному познавательному развитию. В первом случае возможности коррекционно-развивающего воздействия существенно ограничены. Во втором случае успешность коррекции напрямую связана с пониманием того, какие усло­вия развития необходимо преобразовать. Важнейшим показателем наличия и тяже­сти органического нарушения является уровень обучаемости человека (Лебединский, 2003). В случае олигофрении, ребе­нок не способен самостоятельно искать и структурировать информацию, даже в доступных ему пределах, что вызвано не только его интеллектуальной недо­статочностью, но и выраженной психи­ческой пассивностью. Снижение интел­лектуального развития на фоне низкого уровня обучаемости позволяет сделать предположение об органической при­роде нарушения и должно стать поводом для обращения к специалисту соответ­ствующего профиля – дефектологу, ней­ропсихологу. В том случае, если обучае­мость ребенка сохраняется на высоком уровне, причиной обнаруженных труд­ностей, скорее всего, являются его инди­видуально-психологические особенно­сти, которые требуют более детального анализа. В логике возрастно-психологи­ческого подхода успешность психиче­ского развития рассматривается в связи с основными элементами структуры пси­хологического возраста.


Рис. 2. Схема ориентировочной основы действия анализа возможных причин снижения уровня интеллектуального развития ребенка

Если же познавательное развитие со­ответствует возрастной норме, ответ на вопрос о заявленных трудностях в сфе­ре познавательной деятельности необ­ходимо искать среди условий жизни ребенка, которые служат препятствием на пути реализации имеющегося потенци­ала его познавательных возможностей.


Рис. 3. Схема ориентировочной основы действия анализа причин трудностей осуществления познавательной деятельности при условии соответствия познавательного развития возрастной норме

Хорошо известно, что успешность осуществления познавательной деятель­ности обусловлена не только интеллек­туальными возможностями человека (Погожина, 2015; Подольский, Идобаева, 2016). Как и всякая другая деятельность, она побуждается целым рядом мотивов, и низкий уровень соответствующей мо­тивации не позволяет использовать весь арсенал возможностей при ее осущест­влении. Столь же губительным для до­стижения успеха является негативное от­ношение к себе субъекта деятельности. Отсутствие уверенности в себе, ожида­ние неуспеха ведут к снижению иници­ативности, настойчивости при осущест­влении познавательной деятельности (Астапов, 2008). Приведенный на рисун­ке перечень индивидуально-психологи­ческих качеств человека, определяющих успешность решения им познаватель­ных задач, является далеко не полным. Но даже на этом ограниченном приме­ре ясно видно, что вслед за выяснением смыслового содержания данного дейст­вия следует обширная работа по ориен­тированию в средствах его выполнения (конкретные диагностические методи­ки), признаках проявления той или иной особенности. Возможность соответству­ющего уровня ориентировки обеспечи­вается целым рядом учебных курсов.

Описанный шаг анализа актуальной ситуации развития опять-таки не являет­ся завершающим. После выявления тех индивидуально-психологических осо­бенностей, которые не позволяют в полной мере реализоваться имеющемуся потенциалу познавательных возможно­стей ребенка, необходимо проанализи­ровать социальную ситуацию его раз­вития с целью выявления их источника (Капустин, 2015; Реан, Баранов, Махму­това, 2016). Это еще одна задача, реше­ние которой может быть представлено в виде ориентирующей схемы.

Предложенный разбор нескольких шагов решения диагностической зада­чи иллюстрирует логику освоения си­стемы анализа особенностей развития ребенка, являющейся важнейшей состав­ляющей профессиональной деятельнос­ти психолога-консультанта. Очевидно, что в связи с многообразием индивиду­альных условий развития не представ­ляется возможным представить в гото­вом виде схемы решения всех вариантов проблемы. Следовательно, будущим спе­циалистам необходимо овладеть способ­ностью к построению действия анализа конкретной ситуации развития, что и мо­жет стать содержанием учебной задачи. В ходе учебного взаимодействия студентам предлагается построить схемы анализа конкретных консультативных случаев, которые должны отражать характер ори­ентировки на разных уровнях решения задачи. На смысловом уровне ориентиро­вания необходимо выстроить общую ло­гику обследования, предполагающую выявление того, что конкретно необходимо узнать о ребенке, и с какой целью будет использовано это знание. На тактиче­ском уровне ориентирования необходи­мо решить вопрос о том, каким образом будет получена необходимая информа­ция. Необходимо определить, с помощью каких диагностических средств будет ре­шаться поставленная задача, в какой по­следовательности и в каком объеме они должны быть использованы с учетом воз­растных и индивидуально-психологических особенностей ребенка. И, нако­нец, должны быть учтены те требования к использованию конкретных диагно­стических средств и консультативному взаимодействию, которые осваивались в соответствующих учебных курсах. Раз­вернутое обсуждение всех этапов анали­за становится важнейшим шагом на пути становления действия, которое выполня­ется специалистом в умственном плане. О важности речевых этапов в становле­нии умственного действия многократно говорится в работах П.Я. Гальперина. Это означает, что указанный учебный курс не может существовать без практи­ческой формы освоения, учебной супер­визии.

Таким образом, мы полагаем воз­можным применение принципов пла­номерного формирования действия в практике профессиональной подго­товки специалистов в области психоло­гии развития. Знание, которое много­кратно было использовано в практике подготовки специалистов различного профиля, может (и должно) быть исполь­зовано при подготовке специалистов-психологов. Полноценное его исполь­зование предполагает соответствующее содержание учебного плана, позволя­ющее обеспечить высокий уровень го­товности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности.

Литература:

Ариевич И.М., Орестов Р.О., Подольский А.И. Опыт применения принципов планомерного формирования умственных действий при подготовке специалистов на производстве // Психологический журнал. – 1990. – Т. 11. – № 4.

Астапов В.М. Тревожность у детей. – Москва : Когнито-Центр, 2008. – 240с.

Бехоева А.А. Проектирование программы развития профессионально-педагогической рефлексии будущих учителей на основе рефлесивно- деятельностного подхода // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 56–63. doi: 10.11621/npj.2017.0107

Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков : учеб. пособие /Бурменская Г.В., Е.И.Захарова, О.А. Карабанова и др. – Москва : Академия, 2002. – 416 с.

Бурменская Г.В. Психологическое обследование детей дошкольного – младшего школьного возраста: Тексты и методические материалы / ред.- составитель Г.В. Бурменская. – Москва : Психология, 2003. – 349 с.

Гальперин П.Я. Лекции по психологии / под ред. и с предисл. А.И. Подольского. – Москва, 2002.

Зинченко Ю.П., Карабанова О.А. На пути к профессионализации психологов России: итоги Vсъезда РПО // Вопросы психологии. – 2012. – № 3. – С. 158–160.

Капустин С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 119–129. doi: 10.11621/npj.2015.0412

Карабанова О.А., Подольский А.И., Подольская Т.А. Психолого-педагогическая подготовка обучающего персонала учебных подразделений в энергетике. – Москва : ВИПКэнерго, 1989. – 69 с.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте : учеб. пособие. – Москва : Академия, 2003. – 144 с.

Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. – Москва : МГУ, 1988. – 165 с.

Погожина И.Н. Детерминация развития познавательных структур: постнеклассическая теоретическая модель // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 35–44. doi: 10.11621/npj.2015.0304

Подольский А.И, Идобаева О.А. Связь ценностных ориентаций современных подростков с психологическими характеристиками их учителей и родителей // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 2(22). – С. 84–93. doi: 10.11621/npj.2016.0208

Подольский А.И. Планомерное формирование умственной деятельности в практике профессионального обучения // Вопросы психологии. – 1985. – № 5. – С. 29–36.

Подольский А.И. Психологическая концепция П.Я. Гальперина: некоторые направления и перспективы дальнейшей разработки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2012. – № 4. – С. 11–22.

Реан А.А., Баранов А.А., Махмутова Р.К. Оптимизация внутрисемейного эмоционального взаимодействия в диаде мать – ребенок дошкольного возраста с нарушением интеллекта // Национальный психологический журнал. – 2016. –№ 4(24). – С. 108–114. doi: 10.11621/npj.2016.0413

Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. – Москва, 1985.

Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний: психологические основы. –Москва : Изд-во МГУ, 1984. – 344с.

Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В.Я. Ляудис. – Москва : Изд-во МГУ, 1989. – 240 с.

Хозиев В.Б., Хозиева М.В., Дзетовецкая С.В. Психологическое консультирование родителей : учеб. пособие. – Москва : Московский психолого- социальный ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2008. – 501с.

Allen, J.L., Abbott, M.J., Rapee, R.M., & Coltheart, M. (2006) Recognition of expressions of disgust by children with obsessivecompulsive disorder. Behaviour Change, 23, 239–249. doi: 10.1375/bech.23.4.239

Banerjee, R., & Henderson, L. (2001) Socialcognitive factors in childhood social anxiety: a preliminary investigation. Social Development, 10, 558–572. doi: 10.1111/1467-9507.00180

Baldry, A.C., & Farrington, D. P. (2000) Bullies and delinquents: Personal characteristics and parental styles. Journal of Community & Applied Social Psychology, 10(1), 17–31. doi: 10.1002/(SICI)1099-1298(200001/02)10:1<17::AID-CASP526>3.0.CO;2-M

Blocher, D. H. (1966) Developmental Counseling. N. Y., Ronald Press.

Corey, G. (1972) Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Monterey, Calif., Brooks/Cole.

Deonna, T., & Roulet-Peres, E. (2005) Cognitive and behavioural disorders of epileptic origin in children. London:Cambrige University Press, 81–96.

(1994) Diagnostic and Statistical Manual Disorders. Washington.

Easter, J.B.S., McClure, E.B., Monk, C.S., Dhanani, M., & Hodgdon, H., et al. (2005) Emotion recognition deficit in pediatric anxiety disorder: implication for amygdala research. Journal of child and adolescent psychopharmacology, 15, 563–570. doi: 10.1089/cap.2005.15.563

Egan, G. (1986) The Skilled Helper: A Model for Systematic Helping and Interpersonal Relating, 3rd Ed. Monterey, Calif., Brooks/Cole.

Grawe, K. (2006) Agents of Change in the Processes of Psychotherapy, Part I. In: IFP Newsletter. Zurich, June, 7–17.

En

Zakharova E.I. (2017). Principles of managed intellectual activity in training psychologists. National Psychological Journal. 3, 151-157.

Ru

Захарова Е.И. Принципы управляемого формирования умственных действий в практике подготовки психологов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.151-157

Keywords / Ключевые слова

managed development / управляемое формирование ; psychological examination / психологическое обследование ; semantic orientation / смысловая ориентировка ; development conditions / условия развития ; psychological counseling / психологическое консультирование

Abstract

The paper considers the possibility of using the principles of gradual development of intellectual activity in the training experts of developmental psychology. The issue of the managed development of professional work components is being raised. A possible way of working is discussed analysing the features of child actual development aimed at discovering the reasons for the learning difficulties, which served as an excuse for the parents to seek psychological assistance. The method of analysis becomes an important competence of a consulting psychologist against the background of a high variety of forms of mental development. Development of readymade algorithms for solving a problem situation, covering all their diversity seems next to impossible. In this regard, there is a need to prepare students for an independent analysis of a specific life situation. It is the ability to this kind of analysis that ensures the expert’s preparedness to develop recommendations that contribute to harmonizing the child’s development.

Elaboration of this competence implies the integration of knowledge and skills acquired in various training courses. This possibility is provided by shaping the student’s orientation in the learned action taking into account its level structure. Semantically speaking, orientation allows one to recover the logic of the child’s examination and child development according to the goal set. The orientation is based on the mechanisms and conditions of mental development. The choice of adequate diagnostic tools becomes an independent task of the analysis that requires understanding of the available techniques and diagnostic tools. Summing up, the operational level of orientation provides competent use of the means chosen during diagnostic examination. Taking into account the orientation level of the developed activity makes it possible to integrate the knowledge and skills gained in the process of training into psychologist expert practice.

Аннотация

В статье рассматривается возможность использования принципов планомерно-поэтапного формирования действий при подготовке специалистов в области психологии развития. Поднимается вопрос о возможности управляемого формирования элементов профессиональной деятельности. Возможный способ работы обсуждается на примере действия анализа особенностей актуального развития ребенка с целью обнаружения причин трудностей обучения, которые послужили поводом для обращения родителей за психологической помощью. Данный способ анализа становится важной компетенцией специалиста- консультанта на фоне высокой степени вариативности условий психического развития. Разработка готовых алгоритмов решения проблемной ситуации, охватывающая все их разнообразие, представляется невозможной. В связи с этим возникает необходимость подготовить учащихся к самостоятельному анализу конкретной жизненной ситуации. Именно способность к такого рода анализу обеспечивает готовность специалиста к выработке рекомендаций, способствующих гармонизации ситуации развития ребенка.

Формирование данной компетенции предполагает интеграцию полученных в целом ряде учебных курсов знаний и умений. Это обеспечивается формированием ориентировки учащегося в структуре осваиваемого действия с учетом ее уровней. Ориентировка в смысловом содержании выполняемой деятельности позволяет выстроить логику обследования ребенка и его развития адекватно поставленной цели. Такое ориентирование опирается на преставления о механизмах и условиях психического развития. Выбор средств диагностики, адекватных поставленной задаче, становится самостоятельной задачей, требующей знакомства с имеющимся арсеналом методик и диагностических приемов. И, наконец, оперативный уровень ориентировки обеспечивает грамотное использование выбранных средств в процессе диагностического обследования. Учет уровневой структуры ориентировки формируемого действия позволяет интегрировать полученные в процессе обучения знания и умения в структуру профессиональной деятельности психолога.

Author(s) / Автор(ы)

Zakharova E.I. / Захарова Е. И.

Author Affiliation / Основное место работы автора

Lomonosov Moscow State University / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

Country / Страна

Russian Federation / Российская Федерация

Categories / Рубрикатор

Occupational Interests & Guidance / Профессиональные предпочтения и профориентация ; Industrial & Organizational Psychology / Психология труда и организационная психология

Publication Type / Тип публикации

Journal article/ Журнальная статья

Source / Источник

National Psychological Journal / Национальный психологический журнал

Age Group / Возрастная категория

adolescence (13-17 yrs) / подростковый возраст (13-17 лет)

Release Date / Год публикации

2015 - 2019 ; 2017

Pages / Страницы

151-157

DOI Number

10.11621/npj.2017.0317

Language / Язык публикации

Ru

Quotations / Авторские цитаты, отражающие содержание работы

…Приступая к реализации профессиональной деятельности, специалист должен обладать высокой степенью компетентности, так как цена ошибки бывает чрезвычайно велика. Однако, не будучи включенным в реализацию этой деятельности, невозможно обрести требуемый уровень компетентности…

…Причина трудностей освоения учебного материала, выполнения конструктивных заданий видится, в первую очередь, в особенностях познавательного развития ребенка. Именно подозрения родителей в снижении интеллектуальных возможностей ребенка становятся причиной обращения в психологическую консультацию…

Возврат к списку

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2017 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук