Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Автор(ы):
Основное место работы автора:
Страна:
Рубрикатор:
Тип публикации:
Название журнала или сборника:
Год публикации:
Возрастная категория:
DOI Number:
Язык публикации:
  

Тхостов А.Ш., Рассказова Е.И., Емелин В.А. Психодиагностика субъективного восприятия своих идентификаций: применение модифицированной методики «Кто Я?». // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 60-71

Tkhostov A.Sh., Rasskazova E.I., Emelin V.A. Psychodiagnostics of subjective perception of personal identifications: using a modified method “Who Am I?”. National Psychological Journal, 2(14), 60-71

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The interdisciplinary approach in studies of identity has to employ methods that allow to study and compare the prognostic value of diagnostic criteria of identification which are suggested within the line of various concepts. The objective of this research is to study the steadiness and correlation of identification values according to a number of criteria, and also their relationship to subjective well-being, coping strategies, and also the severity of psychopathology symptoms in subjects without mental illness. The method of “Who Am I?” by M. Kuhn and T. McPartland was completed by a quantitative Likert scale to which extent each identity is liked (emotional evaluation), is often actualized (significance), is important for the subject (psychological centrality), and is recognized by others (perceived social recognition).

The two samples, psychology students (n1=82) and adult subjects (n2=50), show sufficient consistency of identification values, impossibility to interchange the criteria, and the possibility of reliable calculation of a single indicator coherence/incoherence in evaluations identifications. Positive assessment, psychological centrality and awareness of their identities more often contribute to choosing active behavioural and cognitive coping strategies. The additional consideration of consistency in values results in better prediction of the inclination to positive reformulation, appeal to religion and focus on emotions. Relationship of the importance of identification and depression was mediated by the emotional assessment: frequent thoughts about identification prevented depression only in the subjects with positive emotional evaluation of identity. In general, the use of quantitative assessment allows us to complete the qualitative analysis of identifications by general indicators of subjective experience of identity.

Применение междисциплинарного подхода в исследованиях идентичности требует разработки методов, позволяющих изучать и сопоставить прогностические возможности критериев диагностики идентичности, предлагаемых в русле различных концепций. Цель данной работы – исследование стабильности и соотношения оценок своих идентификаций по разным критериям, а также их связи с субъективным благополучием, копинг-стратегиями и выраженностью психопатологической симптоматики у испытуемых без психических заболеваний. Методика «Кто Я?» М. Куна и Т. МакПартлэнда была дополнена количественной оценкой по шкале Лайкерта того, насколько каждая из идентификаций нравится (эмоциональная оценка), часто актуализируется (значимость), важна испытуемому (психологическая центральность) и признана другими (воспринимаемое социальное признание). На материале двух выборок: студентов- психологов (n1=82) и взрослых испытуемых (n2=50) были продемонстрированы достаточная согласованность оценок своих идентификаций по каждому из критериев, несводимость критериев друг к другу и возможность надежного расчета единого показателя согласованности/рассогласованности в оценках идентификаций. Положительная оценка, центральность и признанность своих идентификаций способствовали более частому выбору активных поведенческих и когнитивных стратегий совладания со стрессом, а дополнительный учет согласованности в оценках приводил к лучшему предсказанию склонности к позитивному переформулированию, обращения к религии и концентрации на эмоциях. Связь значимости идентификаций и депрессивности опосредствовалась их эмоциональной оценкой: частые мысли об идентификациях препятствовали депрессивности только у испытуемых с положительной эмоциональной оценкой идентичности. В целом применение количественной оценки позволяет дополнить качественный анализ идентификаций общими показателями субъективного переживания идентичности.

Authors / Авторы: Тхостов А.Ш. ; Рассказова Е.И. ; Емелин В.А.

Стрижова Е.А., Гусев А.Н. Диагностики трудовой мотивации в ситуации решения задач: методология и метод. // Национальный психологический журнал. - 2013. - №2(14) - с. 52-59

Strizhova E.А., Gusev A.N. (2014) Diagnostics of work motivation in situation of solving task: methodology and method. National Psychological Journal, 2(14), 52-59

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article features a new technique of work motivation diagnostics based on the new developed concept of motivational task. A motivational task is a tool for selfappraisal in the field of motivational objects allowing further reconstruction of motivational space. The conditions of the motivational task resolution have been implemented in the diagnostic procedure “Motivational Map”. The diagnostics procedure consists in multiple visual appraisal forms of 16 motivational objects (J.Nuttin) within a dimensional graphic space determined by 6 evaluation scales. To indicate the geometric patterns that reflect the relationship between motivational objects the term subjective motivation space is used, based on the definition of subjective psychological space in modern models of multidimensional scaling. Conditions of motivational tasks are as follows: ranking of motivational objects, determining the subjective centre of motivational space, multiple comparative evaluation of motivational objects, successive refinement of estimates of motivational objects, adjusting the motivational space with due account of placing high priority motivational object. Approbation of new assessment technique was conducted using a sample of 206 financial experts and included two series which had the test and the retest stages. These results were compared with the scores received using the results of standard questionnaires. The construct validity of the methodology was assessed by means of the regression analysis. The scales used in the standard methodologies of work motivation assessment served as the independent variables, while the parameters registered by the developed methodology served as the dependent variables. In the course of validity analysis, 32 highly important regression models were established. The results of psychometric verification of validity and reliability are presented in this paper.

В статье представлена новая методология и метод диагностики трудовой мотивации, в основу которых положено понятие мотивационной (проблемной) задачи. Мотивационная задача – это средство для последовательной самооценки человеком актуального поля мотивационных объектов и последующей реконструкции на этой основе его мотивационного пространства. Условия решения мотивационной задачи реализованы в методике Мотивационная карта. Процедура диагностики предполагает множественную визуальную сравнительную оценку испытуемым перечня мотивационных объектов (Ж. Нюттен) в двухмерном графическом пространстве оценочных шкал. Для обозначения геометрической структуры, отражающей взаимосвязи мотивационных объектов, использован термин субъективное мотивационное пространство, опираясь на определение субъективного психологического пространства в современных моделях многомерного шкалирования. Мотивационные объекты и шкалы методики были получены в серии эмпирических исследований. Условиями мотивационной задачи являются: ранжирование мотивационных объектов, определение субъективного центра мотивационного пространства, множественная сравнительная оценка мотивационных объектов, последовательное уточнение оценок мотивационных объектов, корректировка мотивационного пространства с учетом размещения высокоприоритетного мотивационного объекта. Апробация методики была проведена на выборке 206 человек (специалисты финансового сектора) и включала две серии – тест и ретест. Для вычисления показателя конструктной валидности были сопоставлены результаты, полученные с помощью апробируемой методики, с данными, полученными по внешнему критерию – шкалами стандартных методик диагностики трудовой мотивации при помощи регрессионного анализа. Для оценки ретестовой надежности и обоснования внутренней валидности методики был проведен корреляционный анализ факторов координат мотивационных объектов, полученных по результатам основной серии и ретеста. Разработанная процедура позволяет предположить, что получаемые психодиагностические оценки выраженности трудовой мотивации располагаются на интервальной шкале.

Authors / Авторы: Стрижова Е.А. ; Гусев А.Н.

Мельникова О.Т., Кричевец А.Н., Гусев А.Н., Бусыгина Н.П., Хорошилов Д.А., Барский Ф.И. Критерии оценки качественных исследований. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 49-51

Melnikova O.T., Krichevets A.N., Gusev A.N., Busygina N.P., Khoroshilov D.A., Barskiy F.I. (2014). Criteria for the evaluation of qualitative research. National Psychological Journal (14), 49-51

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In this paper we develop the criteria for evaluating scientific and academic publications and such qualification works, as diplomas, master theses and Ph. D. theses carried out using qualitative methods. The criteria are the result of a research seminar on qualitative methods held by A.N. Krichevets and O.T. Melnikova at the Department of Psychology, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia. The detailed steps are described and corresponding standards of planning research, preparing the target and theoretical sample, collecting and analyzing quality data, interpreting and presenting results are shown. Particular attention is given to such criteria as transparency of result interpretation, result analysis documentation, validity, availability of author’s reflexive position in the text and availability of respondents’ judgements and opinions. In addition, we show the necessity of choosing methods for analyzing the results (e.g. thematic analysis, grounded theory method, hermeneutic or descriptive phenomenology, narrative and discourse analysis), how they conform to the goals and objectives of the research, and also the adequacy of studying a particular subject area.

We discuss the key validation strategies included into the research process (validation by respondents, analysis of deviant cases, triangulation, etc.), ethical principles and sampling, communicating with respondents, working with their personal data. Developing “quality standards” is an important factor in establishing a qualitative research in the Russian national science of psychology.

Формулируются критерии оценки научных публикаций и квалификационных работ: дипломов, магистерских и кандидатских диссертаций, выполненных качественными методами. Критерии являются итогом исследовательской работы семинара по качественным методам на факультете психологии МГУ имени М.В. Ломоносова под руководством А.Н. Кричевца и О.Т. Мельниковой. Подробно описываются этапы и соответствующие им стандарты планирования исследования, формирования целевой и теоретической выборки, сбора и анализа качественных данных, интерпретации и презентации результатов. Особое внимание уделяется таким критериям оценки работы как прозрачность интерпретаций, их документированность, аргументированность, наличие рефлексивной позиции автора в тексте и ее разведение с суждениями и мнениями респондентов. Кроме того, показывается необходимость обоснования выбора того или иного метода анализа (в частности, тематического анализа, метода «обоснованной теории», герменевтической или дескриптивной феноменологии, нарративного и дискурс-анализа), их соответствия целям и задачам исследования, а также адекватности для изучения той или иной предметной сферы. Обсуждаются основные стратегии валидизации, включаемые «внутрь» исследовательского процесса (валидизация респондентами, анализ отклоняющихся случаев, триангуляция и ряд других), этические принципы и правила формирования выборки, диалога с респондентами, работы с их персональными данными. Разработка «стандарта качества» является важным фактором институализации качественных исследований в отечественной психологической науке.

Authors / Авторы: Мельникова О.Т. ; Кричевец А.Н. ; Гусев А.Н. ; Хорошилов Д.А. ; Барский Ф.И. ; Бусыгина Н.П.

Мельникова О.Т., Хорошилов Д.А. Современные критериальные системы валидности качественных исследований в психологии. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 36-48

Melnikova O.T.,Khoroshilov D.А. (2014). Modern criteria system of identifying the validity of qualitative research in psychology. National Psychological Journal, 2(14), 36-48

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The most discussed validity criteria of qualitative research, namely realistic, constructionist, critical, aesthetical and radical ones are analysed in this paper. Modern research does not only introduce specific concepts of validity, but it also strives to conceptually replace this criterion by another.

In the realistic system the validity is discussed from the point of view of the interpretative argumentation. The constructionist criteria assume refusal of classical validity criteria, new criteria, i.e. “trustworthiness” and “authenticity”, are introduced. The critical criteria emphasize social value and usefulness, a critical component of the research, its inclusiveness in the context of social and cultural changes.

Aesthetical criteria equate quality of the analysis and the expressiveness, polyphony of the collected data, the representation of the various subjective positions in the study. The radical system, following the logics of radical constructionism and methodological anarchism, refuses a definite standard of quality research. Summing up, we conclude that the so-called “subjective” view of the researcher is not an artifact of the analysis, but its key epistemological tool. The issue of validity is the problem of critical reflexivity of the researchers and positions of their respondents. In conclusion, we suggest the original validity criteria of qualitative research in psychology based on the theoretical analysis of various criteria and practical experience.

The general principle of these original criteria is a relation of criteria and various levels (or stages) of qualitative research: research design, data collection and analysis, and data interpretation.

Анализируются современные наиболее обсуждаемые критериальные системы валидности качественного исследования: реалистическая, конструкционистская, критическая, эстетическая, радикальная. Показывается, что в современной научной ситуации речь идет не просто о введении специфичных для качественных исследований представлений о валидности, но и о концептуальной замене этого традиционного для психологии критерия. В реалистической системе валидность обсуждается с точки зрения аргументированности выдвигаемых интерпретаций. Конструкционистская система взамен критерия валидности вводит критерии достоверности и аутентичности. Критическая критериальная система делает акцент на социальной полезности, критической составляющей анализа, а также его включенности в контекст социальных изменений.

Эстетическая сводит качество анализа к его выразительности, полифоничности, что оборачивается вопросом представленности в исследовании различных смысловых позиций. Радикальная система, следуя логикам как радикального конструкционизма, так и методологического анархизма, отказывается от однозначного стандарта качества исследований. В завершении статьи делается вывод, что так называемые «субъективные» представления исследователя являются не артефактом анализа, но его ключевым инструментом. Проблема валидности – это проблема разведения и критической рефлексии того, как соотносятся позиции автора исследования и его респондентов. Следуя указанной логике рассуждений, авторами статьи предлагается общая модель валидности качественных исследований в психологии, опирающаяся на проведенный анализ разных критериальных систем и личный практический опыт работы с качественными методами.

Общий принцип построения авторской системы валидности – соотношение критериев и различных уровней (или этапов) качественного исследования: планирования, сбора и анализа данных, интерпретации.

Authors / Авторы: Мельникова О.Т. ; Хорошилов Д.А.

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Психологические модели цифровой компетентности российских подростков и родителей. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 27-35

Soldatova G.U., Rasskazova E.I. (2014). Psychological models of digital competence in Russian adolescents and parents. National Psychological Journal, 2(14), 27-35

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Conducted in recent years Russian population studies of the Internet use by children show that the rapid skills development in children and adolescents is associated with a lack of awareness of the risks and dangers of the digital world, and also the possibilities of coping with them. The paper offers psychological models of digital competence in children and adults including four components: knowledge, skills, motivation, responsibility, as well as types of digital competence, i.e. media competence, communicative competence, technical competence, and consumer competence.

The paper performs the results of the development and methods validation of screening diagnosis index of digital competence according to population-based study on a representative sample of Russian 12-17 year-olders (N = 1203) and parents of adolescents in this age group (N = 1209) conducted by the Foundation for Internet Development and the Department of Psychology, Moscow Lomonosov State University, Moscow, Russia with Google support. Reliability-consistency scales of the knowledge skills and responsibility was sufficient (0.72-0.90) with inhomogeneity of motivation scale. The confirmatory factor analysis proved the compliance of the 4-component index model to the empirical data.

To verify the validity of the criteria we used the four tests assessing the respondents’ knowledge and skills in the areas of content, communication, technosphere and consumption sphere. The overall level of digital competence was for parents, 31 per cent from of the highest possible level, and for adolescents, the level was 34 per cent, with particular decline in motivation (20 per cent and 20 per cent respectively), which indicates the necessaity for motivating and informing educational programs in this area.

Российские популяционные исследования использования Интернета детьми, проведенные в последние годы, показывают, что стремительное овладение им детьми и подростками сопряжено с недостаточной осведомленностью как о рисках и угрозах цифрового мира, так и о возможностях совладания с ними. В работе предлагаются психологические модели цифровой компетентости детей и взрослых, включающие четыре ее компонента: знания, умения, мотивация, ответственность, а так же виды цифровой компетентности: медиакомпетентность, коммуникативная, техническая, потребительская компетентности. Представлены результаты разработки и валидизации методики скрининговой диагностики индекса цифровой компетентности по данным популяционного исследования на репрезентативной выборке российских подростков 12-17 лет (N=1203) и родителей подростков этого возраста (N=1209), проведенного Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова при поддержке Google. Надежность-согласованность шкал знаний, умений и ответственности была достаточной (0,72-0,90) при неоднородности шкалы мотивации. Конфирматорный факторный анализ подтвердил соответствие четырехкомпонентой модели индекса эмпирическим данным. Для проверки критериальной валидности использовались четыре тестовых задания, оценивающие знания и умения респондентов в сферах контента, коммуникации, техносфере и сфере потребления. Общий уровень цифровой компететности составил для родителей 31% от максимально возможного уровня и для подростков – 34%, причем, особенно выражено снижение в сфере мотивации (20% и 20% соответственно), что свидетельствует о необходимости мотивирующих и информирующих образовательных программ в данной области.

Authors / Авторы: Солдатова Г. У. ; Рассказова Е.И.

Емелин В.А. Утрата приватности: идентичность в условиях технологического контроля. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 19-26.

Emelin V.A. (2014). Loss of privacy: identity in the context of technological control. National Psychological Journal, 2(14), 19-26

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper discusses the effect of Information Technologies entering into the everyday life of a human, which is associated with the erosion of the identity boundaries. In respect of such technologies phenomenon, which is important for the structure and dynamics of identity, is revealed: the interpenetration of the two control systems. On the one hand, technology provides people with new means of control over the world, but at the same time we becomes controlled by the same technological expansion. Getting equipped with certain vital facilities, technologically advanced people become deprived of their privacy, so technology turns out to be the means of total control. Benefits that provide technological expansion have the reverse side. Extended opportunities to access information results in increasing the availability of an Internet user, a smart phone owner or a bank cardholder. Any private information in the network can be accessed by a third party without the user’s consent.

Personal deprivatization results in increased levels of anxiety, emergence of feelings of being controlled and feelings of insecurity. The agenda includes the issue of ethical and psychological repercussions of electronic monitoring, digitizing, and chipping via wearable implants. The paper discusses the risk of changing human living through invisible, widespread and standard technologies of control. It is shown in the paper that personal space violation is not always a result of the activities of the state, but is rather the result of misunderstanding the specifics of Information Technologies, as well as ways of using than by a human.

Realizing that technology is a not neutral issue with respect to the user is the basis for complying with ordinary ‘information hygiene’ and preventing violations of the identity boundaries.

В статье обсуждаются последствия вхождения в повседневную жизнь человека информационных технологий, связанные с размыванием границ его идентичности. В отношении таких технологий обнаруживается феномен, имеющий важное значение для структуры и динамики идентичности: взаимопроникновение двух систем контроля. С одной стороны, технологии дают человеку новые формы контроля над миром, но при этом он сам становится контролируемым с помощью тех же технологических расширений. Приобретая ряд жизненных удобств, технологически расширенный человек теряет свою приватность, технологии становятся средствами тотального контроля. Блага, которые дают технологические расширения, имеют обратную сторону. Увеличение возможностей доступа к информации приводит к росту доступности человека использующего интернет, смартфон или банковскую карту. Любая информация, размещенная в сети может оказаться у третьих лиц без ведома пользователя. Деприватизация личности приводит к росту уровня тревоги, возникновению ощущения управляемости и чувства незащищенности. На повестке дня стоит проблема этических и психологических последствий электронного мониторинга, оцифровки личности, чипизации человека посредством нательных имплантатов. Обсуждаются опасности изменений жизни человека незаметными, повсеместными и обыденными технологиями контроля. Отмечается, что нарушение границ личности далеко не всегда является результатом деятельности государств, а скорее, – следствием непонимания специфики и возможностей информационных технологий, а также способов их использования человеком. Осознание того, что технологии не являются нейтральными по отношению к пользователю, представляют собой основу для соблюдения элементарной «информационной личной гигиены» и предотвращения нарушений границ идентичности.

Authors / Авторы: Емелин В.А.

Стефаненко Т.Г. Улыбка и высококонтекстность традиционной русской культуры. // Национальный психологический журнал. - 2014. - №2(14) - с. 13-18

Stefanenko Tatiana G. (2014). The smile and the Russian high context traditional culture. National Psychological Journal, 2(14), 13-18

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Russian culture is a high-context one, where a large amount of connotations are included in the process of informational exchange. This phenomenon is reflected in the special importance of nonverbal behaviour, mostly facial expressions. At the same time, the absence of smiling in Russian nonverbal communication is emphasized in numerous cultural studies and common sense.

The article makes an attempt to show that the high-context XIX century Russian culture could be described through the importance of a smile in communication. In order to prove this hypothesis, a content analysis of the novel «Anna Karenina» by Leo Tolstoy was carried out. Results of the research demonstrated that Tolstoy used the smile quite widely as one of the elements of nonverbal behavior of Russians (more than 550 words with a root «smile» were detected; it was also shown that more than 80 different characters (of different importance and class) do smile in the novel). Additionally, to describe smiles The Great Russian writer employed a rich range of linguistic tools, often expressing several emotions at once. The main function of the smile for Tolstoy is communion (obschenie ) since the interaction between the characters is not just seen as an informational exchange, but rather an opportunity to reflect feelings. Smiles accompany the speech, and at the same time they are an independent part of communication. They coincide with the most significant events in the characters lives – birth, wedding and even death.

It is suggested that the lack of a smile, and even the negative attitude of modern Russians toward smiles, is not a traditional feature of Russian culture, but rather Soviet and Post-Soviet ones. The social changes of the XX century resulted in some transformations of the rules of nonverbal expression of emotions – during the years of the Soviet power people stopped smiling and the habit of smiling was gradually lost. The article expresses the hope for the return of a smile to the Russian culture.

Русская культура характеризуется высокой степенью включения контекста при обмене информацией. Высоконтекстность русской культуры проявляется в особой значимости невербального поведения, в большой выразительности мимики. И, в то же время, как в обыденном сознании, так и в трудах культурологов и лингвистов подчеркивается неулыбчивость русского человека.

В статье предпринята попытка показать, что высококонтекстность русской культуры XIX века отражалась, в том числе, и в значимости улыбки. Для доказательства этого предположения был проведен контент-анализ романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Результаты исследования продемонстрировали, что Толстой отразил в романе широкую распространенность улыбки как элемента невербального поведения русского человека (встречается более 550 слов с корнем «улыб», улыбаются более 80 персонажей романа – от главных до безымянных, от аристократов до крестьян). Великий русский писатель представил также богатство языковых средств для описания улыбок, часто одновременно отражающих несколько эмоций. Важнейшей для Толстого является коммуникативная функция улыбки, поскольку в процессе общения его герои, прежде всего, стремятся передать то, что они чувствуют, а не просто обменяться информацией. Улыбки и сопровождают речь, и выступают самостоятельным элементом коммуникации. Они сопутствуют самым значимым ситуациям в жизни персонажей – рождению, венчанию и даже смерти.

Нам представляется, что неулыбчивость и даже негативное отношение современных русских к улыбкам есть особенность не традиционной русской, а советской и постсоветской культур. Вместе с цивилизационными сломами XX века происходили и трансформации правил невербального выражения эмоций: за годы советской власти улыбки ушли и от них постепенно отвыкли. В статье выражается надежда на их возвращение в русскую (российскую) культуру.

Authors / Авторы: Стефаненко Т.Г.

Иванов Р.С. Индивидуальный симптомокомплекс как инструмент интерпретации результатов психофизиологического исследования с применением полиграфа. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.90-97.

Ivanov R.S. (2014). Symptom complex as a tool to interpret the results of the psychophysiological detection of deception examination. National Psychological Journal, 3(15), 90-97

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper presents a scientific approach to interpreting physiological data obtained during the psychophysiological detection of deception procedure. The approach is based on identification of individual form of human physiological response to significant stimulus (i.e. symptom complex).

The author provides a short historical overview of scientific literature about the presence of human physiological ability to respond to a significant stimulus in a certain way due to psychophysiological characteristics of individuals.

It is well known that only significant stimuli can cause pronounced and stable physiological responses from a person during psychophysiological detection of deception examination. However, the recorded physiological activity may be conditioned not only by the significance of the stimulus but also other factors. Therefore, one goal of interpreting the research results is the selection of certain reactions out of the general dynamics of vital physiological background of the human body. The changes of physiological features recorded by the polygraph are conditioned by the stimulus significance but not by other physiological activity of the subject.

The paper contains methods of evaluating the suitability of the functional state of a subject to using the polygraph from the perspective of ergonomics and integrated approach. According to the author during the polygraph testing a psychophysiological experiment should be carried out. Through the performance evaluation it allows to define exactly the functional state of a subject that contributes to detecting his/her physiological responses that describe the significance of presented stimuli (i.e. symptom complex).

For the first time in the scientific literature this paper presents an author’s definition of the symptom complex. Also it gives a detailed description of a symptom complex detection algorithm in the psychophysiological research using the polygraph. The author defines the field of application for the particular individual form of response. The paper is of profound practical and scientific importance for polygraph examiners who work with human resources, assist law enforcement in criminal investigations, conducts internal workplace investigations, perform functions of a forensic expert in court.

Автор проводит краткий научно-исторический обзор публикаций о наличии у человека способности к физиологическому реагированию на значимый стимул строго определенным образом, обусловленным психофизиологическими особенностями индивидуума. В статье предлагается научный подход к интерпретации физиологических данных, полученных при производстве психофизиологического исследования с применением полиграфа, основанный на выявлении индивидуальной формы физиологического реагирования человека на значимый стимул – симптомокомплекса.

В ходе психофизиологического исследования с применением полиграфа только значимые стимулы могут вызывать у человека выраженные и устойчивые физиологические реакции. Однако регистрируемая физиологическая активность может быть обусловлена не только значимостью стимула. Поэтому одной из задач в ходе интерпретации результатов исследования, является выделение определенных реакций из общей динамики жизненного физиологического фона организма человека. Необходимо обосновать, что регистрируемые полиграфом изменения физиологических показателей действительно обусловлены значимостью стимула, а не иной физиологической активностью организма исследуемого лица.

Работа содержит в себе способы оценки пригодности функционального состояния исследуемого лица к применению полиграфа с точки зрения эргономического и комплексного подхода. По мнению автора, в ходе тестирования на полиграфе необходимо проводить психофизиологический эксперимент, позволяющий через оценку эффективности деятельности, определить именно такое функциональное состояние исследуемого лица, которое позволяет обнаружить у него физиологические реакции, отражающие значимость предъявляемых стимулов – симптомокомплекс.

Впервые в научной литературе дается авторское определение симптомокомплекса и подробно описывается алгоритм его выявления при производстве психофизиологического исследования с применением полиграфа. Определяется область применения выявленной индивидуальной формы реагирования. Статья представляет несомненный практический и научный интерес для полиграфологов, занимающихся кадровой работой, оказывающих содействие в расследованиях или служебных разбирательствах, а также участвующих в судебно-экспертной деятельности.

Authors / Авторы: Иванов Р.С.

Костакова И.В., Белоусова (Григорьева) С.С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.84-89.

Kostakova I.V., Belousovа (Grigoreva) S.S. (2014). Psychological basis of career and job satisfaction in adults. National Psychological Journal, 3(15), 84-89

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Psychological research of career life is usually devoted to individual choice of a career and career development. With the introduction of the concept of “career satisfaction”, and the definition of its types, components and factors into the scientific sphere, it is now possible to study the psychological characteristics and patterns of career satisfaction.The objective of the research is to reveal the psychological characteristics of career satisfaction in adulthood.

The sample comprises 100 adults from 25 to 45 years of various jobs (teacher, shop assistant, commercial director, freight handler, psychologist, journalist, etc.). The research revealed that among the participants the average level of job satisfaction is observed (63 per cent). High level of job satisfaction is found in 7 per cent of the participants. Low and very low levels of job satisfaction is typical for 30 per cent of the participants.

The comparison of the results in groups with different levels of job satisfaction in reference with the level of personal self-actualization (harmonious, adaptive and inert/ irrational) determines its basic indicators and identifies factors that allow career satisfaction, including both career-based and emotional ones. There are no significant differences in the content of career satisfaction in males and females.

Significant differences were obtained within different age groups for personal barriers, internality and sociocentrism. The statistical analysis also shows that within “person-symbol” qualified employees indicators of activity, vigor, and internality are higher.

Психологические исследования профессиональной составляющей жизненного пути личности обычно посвящены профессиональному выбору и профессиональному становлению человека. С введением в научный оборот понятия «самореализация личности», с определением ее видов, компонентов и факторов, становится возможным изучение психологических особенностей и закономерности профессиональной самореализации личности.

Цель исследования - раскрыть психологические характеристики профессиональной самореализации личности в периоды взрослости.

Выборка исследования включала 100 человек, возрастные особенности выборки – 25-45 лет (период взрослости), представители различных профессий (учитель, продавец, коммерческий директор, грузчик, психолог, журналист и т.д.). В ходе исследования было установлено, что у его участников преобладает средний уровень профессиональной самореализации у респондентов выборки (63%). Высокий уровень профессиональной самореализации отмечен у 7% респондентов выборки. Низкий и очень низкий уровень профессиональной самореализации характерен для 30% респондентов выборки.

Сравнение результатов у групп с разными уровнями профессиональной самореализации в зависимости от уровня самореализации личности (гармоничный, адаптивный и инертный/иррациональный), определяет ее основные показатели и позволяют выделить факторы успешной профессиональной самореализации личности – деятельностный и эмоционально-личностный. Отсутствуют значимые различия в содержании профессиональной самореализации у мужчин и женщин. Значимые различия были получены в разных возрастных группах по показателям: личностные барьеры, интернальность и социоцентризм. Также статистический анализ определил, что работники профессиональной сферы «человек-знак» отличаются более выраженными активностью, энергичностью, интернальностью в профессиональной сфере.

Authors / Авторы: Костакова И.В. ; Белоусова (Григорьева) С.С.

Собкин В.С., Лыкова Т.А. Личностные особенности при профессиональном отборе студентов-актеров: гендерный аспект. // Национальный психологический журнал - 2014. - №3(15) - с.74-83.

Sobkin V.S,, Lykova T.A. (2014). Personal traits of actor students in occupational selection: gender perspective. National Psychological Journal, 3(15), 74-83

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper presents the results of a longitudinal research of personal traits of actor students of the Moscow Tabakov Theatre College. The research has been carried out since 2010 till the present yaer and is a continuation of the scientific program which began in 1976. The results of the research are based on Cattell’s 16 Personality Factors Test. The total number of participants is 312.

We discuss the gender influence on the enrollment peculiarities and student training in the Theatre College. Also we compared the Cattell’s test data of those participants who entered or failed to enter the Theatre College (males and females). We are comparing the distinctive features of males and females who entered the College. Using cluster analysis we consider peculiarities of the personality types of actor students who do the first year.

The obtained results show that teachers’ rates of males are more diverse in respect of direct and natural behaviour. However, female assessment of teachers is based on the appearance factor. Analysis of the personal data shows a reversal of trends in gender stereotypes. The cluster analysis based on the personal data according to Cattell’s 16 PF test for males who do the first year reveal seven cluster groups. Those groups include emotional, behavioural factors, and also group orientation of actor students.

В статье представлены результаты лонгитюдного исследования личностных особенностей студентов-актеров, которое осуществляется на базе Московского театрального колледжа под руководством народного артиста СССР О.П. Табакова. Исследование проводится с 2010 года по настоящее время и продолжает цикл исследований авторов, начатый в 1976 году. Представлены результаты, полученные с помощью опросника Р. Кеттела 16 PF. Общее количество обследованных составило 312 человек.

Обсуждается влияние гендерного фактора на особенности отбора и обучения студентов в театральном колледже, проводится сравнение средних профилей по тесту Кеттелла для поступивших и не поступивших абитуриентов, сделанное отдельно для мальчиков и девочек. Сопоставляются особенности личностных характеристик мальчиков и девочек, зачисленных в театральный колледж. С помощью кластерного анализа рассматривается своеобразие личностных типов студентов-актеров, обучающихся на первом курсе. Полученные материалы показывают, что при отборе мальчиков оценки педагогов более тонко дифференцированы относительно таких параметров как непосредственность и естественность поведения. Вместе с тем, критерии педагогического отбора девочек в большей степени связаны с внешними данными. Сопоставление личностных профилей набранных в театральный колледж мальчиков и девочек свидетельствует о выраженной среди экспертов (преподавателей актерского мастерства) тенденции к инверсии гендерных стереотипов. Кластерный анализ личностных профилей по тесту Кеттелла 16 PF мальчиков-студентов первых курсов колледжа позволил выявить 7 кластерных групп, отличающихся по параметрам, фиксирующим эмоциональные, поведенческие и групповые ориентации студентов-актеров.

Authors / Авторы: Собкин В.С. ; Лыкова Т.А.


Страницы: Пред. 1 ... 73 74 75 76 77 ... 144 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2021 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук