Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Зинченко Ю.П., Евдокимов В.И., Рыбников В.Ю. Анализ отечественных и зарубежных диссертаций в сфере медицинской (клинической) психологии (1990–2011) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №2 - с.3-15.

Zinchenko Yu. P., Evdokimov V. I., Rybnikov V. Yu.(2014). Аnalysis of Russian and foreign dissertations in the field of medical (clinical) psychology (1990–2011) . The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 2, 3-15

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:1103:"The article provides the analysis of 766 dissertations on specialization
19.00.04 “Medical psychology” submitted to dissertational councils in the Russian
Federation and 23 807 foreign doctoral theses in the field of clinical psychology
presented in ProQuest Dissertations & Theses Database in 1990–2011. Compared
to the international flow, the Russian array of theses includes less research (p<0.001)
in history and methodology of medical psychology, psychological interventions,
psychological aspects of medical treatment, psychological hygiene and prevention,
social rehabilitation and improvement of patients’ quality of life and more research
(p<0.001) in pathopsychology, neuropsychology, psychosomatics and somatic psychology, psychology of developmental impairments and deviant behavior. Quantitative and dynamic characteristics of dissertation flow on specialization 19.00.04 “Medical psychology” revealed strong links with macroeconomic development, indicator of scientific potential and innovative researchers’ activity in the field of medical (clinical) psychology in Russia.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:1096:"Проведен анализ 766 диссертаций, представленных в диссертационные
советы Российской Федерации по специальности 19.00.04 «Медицинская
психология», и 23 807 зарубежных докторских диссертаций в сфере клини-
ческой психологии в базе данных ProQuest Dissertations & Theses Database в 1990–2011 гг. По сравнению с мировым потоком в структуре отечественного массива было меньше (p<0.001) исследований по истории и методологии медицинской психологии, по психологическому вмешательству, по
психологическим аспектам лечебного процесса, по психогигиене, психо-
профилактике, социальной реабилитации и повышению качества жизни
пациентов и больше работ (p<0.001) по патопсихологии, нейропсихологии,
психосоматике и психологии телесности, психологии нарушений развития
и отклоняющего поведения. Количественно-динамические характеристики диссертационного потока по специальности 19.00.04 «Медицинская психология» показали высокую связь с макроэкономическим развитием, индикаторами научного потенциала и инновационной активности исследователей в сфере медицинской (клинической) психологии в России.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П. ; Evdokimov, Vladimir I. / Евдокимов В. И.  ; Rybnikov, Viktor Yu. / Рыбников В. Ю.

Девишвили В.М., Турковский А.А., Палихова Т.А. Самостимуляция виноградной улитки // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.112-125.

Devishvili V.M., Turkovsky A.A., Palikhova T.A.(2014). Self-stimulation of snail Helix pomatia .Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 112-125

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:1669:"“Simpler nervous systems” are useful experimental base for studying
mechanisms of synaptic plasticity at the behavior, cellular and the synaptic levels.
Electro-stimulation of viscera of edible snail Helix pomatia was used to appreciate,
first, parameters of the stimulation for change of functional state of a snail and,
second, to evaluate meaning for a snail (negative or positive) of visceral stimulation
in situation of free behavioral choice of self-stimulation. For both tasks twenty of
intact snails with implanted paired silver electrodes were used in experiments with
recording of movements of animals. At first series thresholds of activation of the
snails by local electro-stimulation of viscera were appreciated for stimuli of 50-100
msec. in duration and were about 4—6 V. It was sufficient the single stimulus to
activate snail in 48 experiments (from 100, n=100), for others cases it were need
two (30 experiments) or three (22 experiments) stimuli. At second series active
snails could choose between carrot and a stick that’s movement evoked electrical
stimulation of viscera. Time of choice of stick has been compared for condition
when snail might electro-stimulate it’s by stick’s and when it cannot, current in
back-world system was off. The results were unexpected. Time of preference of
stick by snail was three time more in condition of self-stimulation (about 15 min
per hour in comparison with 5 min for N=8 and n=94). Obtained data show that
visceral electro-stimulation is positive reinforcement for a snail in condition of
self-stimulation when activity of the snail changes parameters of the stimulus";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:1886:"«Простые нервные системы» являются удобным экспериментальным
объектом для изучения механизмов пластичности на поведенческом, ней-
ронном и синаптическом уровнях. В данной работе электростимуляция
внутренних органов виноградных улиток Helix pomatia была использована,
во-первых, для определения параметров висцеральной стимуляции при из-
менении функционального состояния и, во-вторых, для оценки значения для
улитки (положительного или отрицательного) самостимуляции внутренних
органов в условиях выбора поведения. Эксперименты проводились на 20
интактных улитках (N=20) с вживленными под раковину парными серебря-
ными электродами. Движения улиток регистрировались двухкоординатным
датчиком движений. В 1-й серии пороги активации локальными стимулами
при длительности 50—100 мс составили 4—6 В (на выходе стимулятора). В
48 экспериментах (из 100, n=100) для пробуждения улитки было достаточно
одного стимула, в остальных — двух (30) и трех (22) стимулов. Стимуляция
активных улиток увеличивала время их бодрствования на 30% (N=10). Во
2-й серии улиткам предлагался выбор между пищевым стимулом и палоч-
кой, движение которой вызывало электрическое раздражение внутренних
органов животного. Оценивалось время выбора палочки, движение которой
по обратной связи вызывало электрическое висцеральное раздражение, в условиях самостимуляции и без нее. Результат оказался неожиданным: в условиях самостимуляции улитки предпочли электрическое раздражение
внутренних органов. Среднее время выбора палочки было в 3 раза больше
в условиях самостимуляции (15 мин/час по сравнению с 5 мин/час при вы-
ключенном токе, средние для N=8, n=94). Полученные данные позволяют
утверждать, что висцеральная электростимуляция является для улитки положительным подкреплением для продолжения активности, направленной
на получение этого стимула в условиях самостимуляции.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Devishvili, Vazha M. / Девишвили В.М. ; Turkovsky, Aleksandr A. / Турковский А.А.  ; Palikhova, Tatyana A. / Палихова Т.А.

Красная М.А. Разработка и апробация методики определения позиции человека в социальной ситуации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.103-111.

Krasnaya M. A.(2014). Development and approbation of technique devoted to diagnostic individual’s position in a social situation.Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 103-111

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:987:"The article describes the attempt of technique development and approbation
devoted to diagnostic of person’s position in a social situation. The notion of
“position” is regarded as a method of forming a relationship with human society.
Individual’s position in the world is produced by activities and is realized through
human relationship with the social situation. Two person’s positions in the process of the forming relationships with the surrounding reality were highlighted:
1) analyst-observer position; 2) activist position. The technique contains the
projective stimulus material — proverbs. The material provides an opportunity to
consider the individual’s position through interpretation of various social situations
represented in proverbs. The technique was tested within four phases. Basing on the
received results it is possible to design further development of multi-level analytical
framework for understanding person’s position in the modern society";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:892:"В статье описывается попытка разработки и апробации методики опре-
деления позиции субъекта в социальной ситуации. Понятие «позиция» рас-
сматривается как способ формирования отношений человека с обществом.
Позиция индивида в мире вырабатывается активностью, реализуется через его отношения с социальной ситуацией. Выделены 2 позиции, занимаемые индивидом при формировании отношений с окружающей действительностью: 1) позиция аналитика-наблюдателя; 2) позиция преобразователя. В качестве проективного стимульного материала методики были выбраны
пословицы. Материал предоставляет возможность рассмотреть позицию
индивида через его интерпретацию различных социальных ситуаций, данных
в пословицах. Методика была апробирована в четыре этапа. На основе полученных результатов сделан вывод о возможности разработки многоуров-
невой схемы изучения позиции субъекта в социальной ситуации.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Krasnaya, Mariya A. / Красная М.А.

Базаров Т.Ю., Ерофеев А.К., Шмелев А.Г. Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.87-102.

Bazarov T.Yu., Erofeyev A.K., Shmelyov A.G.(2014). Collective definition of the notion “competence”: An attempt to acquire semantic regularities from fuzzy expert knowledge.Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 87-102

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:1606:"In this article the authors comment and discuss the results of the expert
16 definitions of the term “competence”. The participants were 45 psychologists
of higher qualification (candidates and doctors of Sciences) — members of the
Internet community of psychologists on the website www.ht.ru. They judged all
definitions by means of 7 different rating scales. The resulting data cube 45×16×7
was analyzed by factor and cluster analysis. It was revealed 2 significant factor
reflecting the level of popularity of definitions (the first factor), as well as the
proximity-distance from the pole of terminological Russian national tradition
(the second factor), mainly related to the concepts of “PVK” (PIQ in English “professionally important qualities”) and “ZUN” (KAZ in English — “Knowledge Ability-Skills”). Rating of the definitions by academic specialists was appeared to
be close to the national tradition and evaluation of psychologists-practitioners closer to the Western tradition. Using cluster analysis discovered 4 robust clusters:
1) the competence as an area of authority and responsibility, 2) competence is the
same as “PVK”, 3) the competence as mobilization the knowledge and skills to
solve a specific task, 4) competences are descriptive units (elements) of effective
professional activity. The most promising and creative approach, according to the
authors, is the third cluster, in which an attempt is made to search a synthesis
of the domestic (based on activity theory) and Western (behavioral approach)
conceptual-terminological traditions.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:1491:"В статье освещаются и обсуждаются результаты экспертной оценки
16 определений понятия «компетенции». Оценки выносили 45 психологов
высшей квалификации (кандидаты и доктора наук) — члены Эксперт-
ного интернет-сообщества психологов на сайте www.ht.ru. В ходе оценок
эксперты использовали 7 различных оценочных шкал. Полученный куб
данных 45×16×7 подвергался факторному и кластерному анализу. Было выявлено 2 устойчивых фактора, отражающих уровень популярности
определения (первый фактор), а также близость-удаленность от термино-
логической отечественной традиции (второй фактор), связанной в основ-
ном с понятиями ПВК («профессионально важные качества») и ЗУНы («знания-умения-навыки»). Оценки определений со стороны академиче-
ских специалистов оказались ближе к отечественной традиции, а оценки
психологов-практиков — ближе к западной традиции. С помощью кластер-
ного анализа было выявлено 4 устойчивых кластера: 1) компетенция как
область полномочий и ответственности, 2) компетенции — это те же самые
ПВК, 3) компетенция как мобилизация знаний и навыков для решения
конкретной производственной задачи, 4) компетенции — это описательные
единицы (элементы) эффективной профессиональной деятельности. Наи-
более перспективным и эвристичным подходом авторы считают третий
кластер определений, в котором осуществляется попытка творческого
синтеза отечественной (деятельностной) и западной (бихевиористской)
концептуально-терминологических традиций.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Bazarov, Tahir Yu. / Базаров Тахир Юсупович ; Erofeyev, Aleksandr K. / Ерофеев А.К. ; Shmelev A.G. / Шмелев А.Г.

Бороздина Л.В., Волкова Н.Н. Опыт коррекции «триады риска» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.72-86.

Borozdina L.V., Volkova N.N.(2014). The experience of correction of “Risk Triad”.Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 72-86

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:1921:"The “Risk Triad” phenomenon is divergence of subject’s self-evaluation height
and goal choosing level, i.e. person’s level of aspirations, that is accompanied by
statistically significant increase of index of anxiety (aggression and frustration),
unlike convergence of level characteristics of individual’s evaluation of self and
his goal choice. Dissociation of level parameters of self-evaluation and aspirations has two types: aspirations may either exceed self-evaluation or not achieve it. Verification of dissociative complex on the data of arterial hypertension (essential
form) and peptic ulcer (of duodenum), i.e. on the data of illnesses, for which in
medicine there is no question about their mainly psychogenic etiology, reveals
not just the presence of “triad”, but its more extensive and intensive manifestation
at named diseases. There is no doubt in fact that mismatch of self-evaluation and
aspirations heights, connected with conspicuous increase of index of anxiety is a potentially pathological complex. It was initially called “risk triad psychosomatic
diseases”. However evidence of last researches, indicating significantly more
frequent contagion acute respiratory diseases of children at the age of 10—16 years with “Risk Triad” (4—5 times per year) in comparison with its absence (1—2 times per year), necessitates to expand the incidence of founded phenomenon. Elicited
complex constitutes not so much ordinary variation of ratio of separate psychical
formations, as their dangerous combination. Early manifestation of “Risk Triad” in ontogenesis (10—11 years) requires creation of ways of its correction. The article presents scheme of such correction for hyper-aspirations type, when level of subject’s goal choice is higher than his self-evaluation. Main tasks of created scheme, results of its application with explicit explanation of presented cases are analyzed.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:1908:"Феномен «триады риска» представляет собой рассогласование высоты
самооценки субъекта и уровня избираемых им целей, т.е. уровня притязаний человека, что сопровождается статистически значимым повышением хронической тревожности (а также агрессивности и фрустрированности) в отличие от одинакового соположения высотных характеристик оценки
себя индивидом и его целевого выбора. Диссоциация уровневых параме-
тров самооценки и притязаний имеет два типа: последние могут превышать
самооценку или не достигать ее. Верификация диссоциативного комплекса на материале артериальной гипертонии (эссенциальная форма) и язвенной болезни (дуоденума), т.е. на материале заболеваний, не вызывающих в медицине вопроса об их главным образом психогенной этиологии, обнару-
живает не просто наличие «триады», а более экстенсивное и интенсивное
ее проявление при названных болезнях. Не оставляет сомнений тот факт,
что разрыв высот самооценки и притязаний, сочетающийся с выражен-
ным увеличением балла тревожности является потенциально патогенным
комплексом. Первоначально он получил наименование «триада риска пси-
хосоматических заболеваний». Однако данные последних исследований,
свидетельствующие о значимо большей частоте заражения ОРВИ детей
10—16 лет с «триадой риска» (4—5 раз в год) в сравнении с ее отсутствием
(1—2 раза в год) вынуждают расширить сферу действия найденного фе-
номена. Вычлененный комплекс составляет не столько рядовую вариацию соотношения параметров отдельных психических образований, сколько опасное их совмещение. Ранняя манифестация «триады риска» в онтогенезе (10—11 лет) требует разработки способов ее коррекции. В статье излагается схема такой коррекции для типа гиперпритязаний, когда уровень целевого выбора субъекта оказывается выше его самооценки. Анализируются основные задачи построенной схемы, результаты ее использования с подробным пояснением приводимых случаев.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Borozdina L.V. / Бороздина Л.В.  ; Volkova, Nataliya N. / Волкова Н.Н.

Мельникова О.Т., Кутковая Е.С. Дискурсивный подход к исследованию идентичности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.59-71.

Melnikova O.T., Kutkovaya E.S.(2014). Discursive approach to identity research.Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 59-71

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article compares key concepts of the traditional (cognitive) and discursive approaches to identity. The capabilities of the concept of social category and the process of social categorization, relation between social role and position, the concepts of social norms, context, and social practices are discussed. Two variants of discursive approach are discussed: D-discourse and d-discourse analysis. We discuss the relation between the most developed trends in discursive research of identity: critical discourse analysis, the positioning theory and discursive psychology, the performative analysis, membership categorization analysis and conversational analysis.Undertaken analysis reveals that from the perspective of discursive approach identity is formed and manifests itself in the communication, its main feature is flexibility; therefore it has varying and depending on the situation character. Identity is embedded into the broad cultural context and being reproduced on the basis of the existing social practices. The special role of language and text in the formation of identity is emphasized.
a:2:{s:4:"TEXT";s:988:"В статье проводится сопоставление основополагающих понятий, используемых в традиционном (социокогнитивном) и дискурсивном подходе к исследованию идентичности. Раскрывается своеобразие таких понятий, как социальная категория и процесс социальной категоризации, социальная роль и позиция, социальная норма, контекст и социальная практика.
Описываются два направления дискурсивных исследований — изучение
так называемых Д-дискурсов и д-дискурсов. Рассматриваются варианты
дискурс-анализа, применяемые для исследования идентичности: критиче-
ский дискурс-анализ, теория позиционирования и дискурсивная психология, конверсационный анализ.
Итог анализа: с позиции дискурсивного подхода идентичность проявляется и формируется в интеракции; ее основной чертой является пластичность, т.е. ситуативный, изменяющийся характер; она вплетена в широкий культурный контекст и воспроизводится на базе существующих социальных практик. Особую роль в формировании идентичности играют
язык и текст.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Melnikova O.T. / Мельникова О.Т.  ; Kutkovaya, Ekaterina S. / Кутковая Е.С.

Сазонова Е.В. Психологическое содержание интереса подростков к книгам Дж. Роулинг о Гарри Поттере// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.47-58.

Sazonova E.V.(2014). The psychological aspect of adolescent interest in Harry Potter.Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 47-58

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:1276:"The article is devoted to the investigation of adolescents’ interest to the books about Harry Potter. Theoretically it is proved that these texts are written in the genre of fantasy, which is characterized by an initiative action of the hero, his decision to act.A preliminary research (1052 respondents, interviews, focus-groups,
instrument “associations”, “unfinished clauses”) has revealed that adolescents’
interest focuses at the hero’s action and its characteristics — the place andmagic tools. The principal research was conducted by the instrument “semantic
differential” using scales derived from the preliminary research (214 respondents
at the age of 13—18).
The research has revealed the following: most attractive for adolescents are
those aspects of “Harry Potter” by J. Rowling that are connected with an initiative
of the hero, his/her goal achievement, proactive action. Such an action is possible
if the personage applies own efforts (agility, skill, desire to win, commitment);
possesses magic tools that help to be powerful, capable, secure and free and
unembarrassed; acts in special environment — unpredictable, dangerous, hard, meaningful. The real world is perceived by teenagers as grey, sad, devoid of purpose. It deprives action. ";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:1431:"В статье анализируется содержание интереса подростков к книгам
серии «Гарри Поттер». Указывается, что тексты относятся к жанру фэнтези,
который в свою очередь восходит к волшебной сказке и романтическому
повествованию. Ключевой характеристикой героя в таких текстах является инициативность — принятие решения действовать.Предварительное исследование, проведенное на интернет-аудитории (1052 респондента), выявило, что интерес к текстам о Гарри Поттере связан с тремя значимыми характеристиками действия героя — местом действия, средствами действия и собственно действием. Основное исследование (214 респондентов в возрасте 13—18 лет) проводилось методом семантического дифференциала с использованием шкал, образованных по результатам предварительного исследования.
Исследование показало, что в произведениях Дж. Роулинг «Гарри
Поттер» особую привлекательность для подростков имеют те моменты
текста, которые связаны с инициативным действием героя, с достижением
поставленной цели. Для совершения такого действия необходимы: 1) соб-
ственные усилия (ловкость, умения, стремление к победе, целеустремлен-
ность); 2) волшебные средства, которые помогают герою быть могуществен-
ным, способным, защищенным, а также свободным и непринужденным;
3) особая — непредсказуемая, опасная, трудная, осмысленная — среда для
действия. Реальный мир воспринимается подростками как бездейственный,
серый, унылый, лишенный цели.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Sazonova, Elena V. / Сазонова Е.В.

Пикулёва О.А. Социальные и психологические факторы в выборе ассертивных тактик самопрезентации личности студенческой молодежью // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.33-46.

Pikulyova O.A.(2014). Social and psychological factors in choosing assertive tactics of self-presentation of the student youth.Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 33-46

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:1442:"The article presents the results of empirical research of the interaction
between personal values and self-presentational behavior. The main hypothesis of the study was that there are differences in the value priorities and preference of tactics and strategies of self-presentation of personality caused by social (ethnic and cultural affiliation, region of residence, gender identity) and psychological (self-monitoring) factors. The study involved 209 students (average age of 20 years). In Vyborg for processing were accepted respondents defined their identity as Russians and reported as a religion, Orthodoxy, in Nalchik, the questionnaire respondents defined their identity as Kabardins or Balkars and reported as a religion Islam. In the result of the study revealed that there is a direct connection between the machines on individualism and manifestation assertive self-presentational
behavior (level of significance p<0.001). Personality-focused values, which
support the desire of the individual to material success and the individual’s social
achievements, contribute to the orientation of the person on assertive strategy of
self-presentation “Self-enhancement”, and socio-focused value orientations aimed
at care about the welfare of others — hinder. Using assertive tactics and strategies of self-presentation is connected with a high level of self-monitoring, regardless of the ethnic and cultural differentiation.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:1551:"В статье представлены результаты эмпирического исследования
взаимосвязи личностных ценностей и самопрезентационного поведения.
Основная гипотеза исследования заключалась в том, что существуют раз-
личия в ценностных приоритетах и предпочтении тактик и стратегий
самопрезентации личности, обусловленные социальными (этнокультурная принадлежность, регион проживания, гендерная принадлежность) и психологическими (самомониторинг) факторами. В исследовании при-
няли участие 209 студентов (средний возраст 20 лет) из городов Выборг и
Нальчик. В Выборге для обработки были приняты анкеты респондентов,
определивших свою идентичность как русские, а также указавших в качестве
вероисповедания православие, в Нальчике — анкеты респондентов, определивших свою идентичность как кабардинцы или балкарцы и указавших в
качестве вероисповедания ислам. В результате исследования выявлено, что
существует прямая связь между установками на индивидуализм и проявлением ассертивного самопрезентационного поведения (уровень значимости
р<0.001). Личностно-сфокусированные ценности, поддерживающие стрем-
ление личности к материальному успеху и индивидуальным социальным
достижениям, способствуют ориентации человека на ассертивную стратегию самопрезентации «Самовозвышение», а социально-сфокусированные ценностные ориентации, направленные на заботу о благополучии других, — препятствуют. Использование ассертивных тактик и стратегий самопрезентации личности связано с высоким уровнем самомониторинга вне зависимости от этнокультурной дифференциации.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Pikulyova, Oksana A. / Пикулёва О. А.

Толочек В.А., Тимашкова Н.А., Денисова В.Г. Профессиональное становление субъектов педагогической деятельности:позитивные и негативные изменения // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.16-32.

Tolochek V. A., Timashkova N. A., Denisova V. G.(2014). Professional making of subjects of the pedagogical activity: The positive and negative changes . Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 16-32

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:1802:"<p>
    Tasks of the study: 1) Analysis of dynamics of subjects’ professional making (SPM) as evolutions in the aspects of professional development, professional destructions and professional burning out. 2) Isolation of intra-subject resources and extra-subject, combined with the dynamics SPM. Hypotheses: 1) Professional destructions and professional burning out are more expressed in teachers, than in other representatives of socionomic professions (educators). 2) Scarcities in the updating of intra- and extra-subject resources come out as the determinants of destructions and burning out. 3) Destructive processes in subjects grow from 35—45 years. 4) The initial phases of destructions and burning out are reflected adequately. Sample: 1) the teacher of secondary schools — 51 women at the age from 28 to 65 years (M=46.2; SD=8.6), with the length of employment from 7 to 42 years (M=23.9; SD=9.1); 2) the educators of children’s pre-school establishments — 34 women at the age from 26 to 65 years (M=46.4; SD=10.4), with the length of employment from 2 to 43 years (M=24.1; SD=10.3). Method is quasi-measurement. Basic conclusions: The dynamics SPM of teachers can be characterized as non-optimal; the using of resources — limited, fragmentary, partial; the dynamics SPM of educators — optimum; the use of resources, their mismatch with PSS are combined the increase of destructive processes from 35—45 years and with strengthening on the boundary of 55 years; with molding of professional outsider, or type of specialists, who support professionalism with the price of psychophysiological overvoltage. Teachers are more subjected to professional destructions and professional burning out, than educators. The first stages of burning out and destructions are reflected adequately by them.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:1781:"<p>
    Задачи исследования: 1) Анализ динамики профессионального становления субъекта (ПСС) как эволюции/инволюции в аспектах профессионального развития, профессиональных деструкций и профессионального выгорания. 2) Выделение интрасубъектных ресурсов и внесубъектных, сопряженных с динамикой ПСС. Гипотезы: 1) Профессиональные деструкции и профессиональное выгорание более выражены у учителей, чем у других представителей социономических профессий (воспитате- лей). 2) Детерминантами деструкций и выгорания выступают дефициты в актуализации интра- и внесубъектных ресурсов. 3) Деструктивные процессы у субъектов возрастают с 35—45 лет. 4) Начальные фазы де- струкций и выгорания адекватно рефлексируются субъектами. Выборка: 1) учителя средних школ — 51 женщина в возрасте от 28 до 65 лет (М=46.2; SD=8.6) со стажем работы от 7 до 42 лет (М=23.9; SD=9.1); 2) воспитатели детских дошкольных учреждений — 34 женщины в возрасте от 29 до 65 лет (М=46.4; SD=10.4) со стажем работы от 2 до 43 лет (М=24.1; SD=10.3). Метод — квазиизмерения. Основные выводы. Динамику ПСС учителей можно характеризовать как неоптимальную; использование ресурсов — как ограниченное, фраг- ментарное, частичное; динамику ПСС воспитателей — как оптимальную; использование ресурсов — как более эффективное, фрагментарное, ча- стичное. Неполнота использования ресурсов, их рассогласованность с ПСС сопряжены с нарастанием деструктивных процессов с 35—45 лет и усилением на рубеже 55 лет, с формированием профессионального аут- сайдерства, либо типа специалистов, поддерживающих профессионализм ценой психофизиологического перенапряжения. Учителя более подвержены профессиональным деструкциям и профессиональному выгоранию, чем воспитатели. Первые стадии выгорания и деструкций ими адекватно рефлексируются.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Tolochek, Vladimir A. / Толочек В. А. ; Timashkova, Nadezhda A. / Тимашкова Н.А. ; Denisova, Veronika G. / Денисова В. Г.

Знаков В.В. Когнитивное и аффективное бессознательное в понимании чужого как врага // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2014. - №1 - с.3-15.

Znakov V.V.(2014). Cognitive and affective unconscious in understanding of the stranger as enemy . Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 3-15

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:2109:"<p>In article on the example of growing number of the conflicts between
adherents of Christian and Muslim values, and also the ethno-religious nature
of terrorism the psychological reasons of understanding of foreign person not as
friend, and as enemy are analyzed. Proved that in understanding of the stranger
an important role plays not only conscious rational knowledge of the subject, but
also unconscious and everyday concepts. The emphasis is placed on research of the
cognitive and affective unconscious — extra conceptual irrational components of
understanding of the stranger. It is proved that there are such spheres of human life
which at all don’t accept rational knowledge. In similar spheres there is a radical
contradiction between rational knowledge, an explanation and deep emotions,
experiences. Deep attitudes and prejudices can’t be overcome logical arguments:
they don’t rely on reasonable judgments and therefore they can’t be destroyed
usual logic. The main issue on which attempt to answer is made, consists in the
following: why at recognition of the fact of burning of the Koran or an act of
girls from “Pussy Riot” group not only conscious rational explanations, but also
unconscious components of behavioral reactions of the people speaking different
languages and living in the different countries, are very similar? The explanation
of this phenomenon in article develops in three directions. First, data that the
subject makes many moral and religious decisions automatically, intuitively,
unconsciously are provided. Secondly, from J. Piaget’s research follows that some
operational schemes of actions can contradict ideas which the subject consciously already formulated. These ideas take higher place, than action schemes, and block their integration into conscious thinking. Thirdly, with reference to results of psychophysiological researches existence of filters locates in consciousness, making the appearance at correlation of the ancient and recently created cultural phenomena with less and more differentiated brain systems.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:2036:"<p>В статье на примере растущего числа конфликтов между приверженцами христианских и мусульманских ценностей, а также этнорелигиозной
природы терроризма анализируются психологические причины понимания
чужого человека не как друга, а как врага. Обосновывается, что в понимании
чужого важную роль играют не только осознанные рациональные знания
субъекта, но также бессознательное и житейские понятия. Акцент сделан
на исследовании когнитивного и аффективного бессознательного — вне-
понятийных иррациональных компонентов понимания чужого. Доказывается, что существуют такие сферы человеческого бытия, которые вообще не приемлют рационального познания. В подобных сферах есть коренное противоречие между рациональным знанием, объяснением и глубинными эмоция ми, переживаниями. Глубинные установки и предубеждения не опираются на разумные суждения и потому их невозможно разрушить
обычной логикой. Главный вопрос, на который сделана попытка дать ответ,
заключается в следующем: почему при узнавании факта сожжения Корана
или поступка девушек из группы «Пусси Райот» не только осознанные ра-
циональные объяснения, но и бессознательные компоненты поведенческих реакций людей, говорящих на разных языках и проживающих в разных
странах, оказываются очень похожими? Объяснение этого феномена в
статье развивается в трех направлениях. Во-первых, приводятся данные
о том, что многие моральные и религиозные решения субъект принимает
автоматически, интуитивно, бессознательно. Во-вторых, из исследований Ж. Пиаже следует, что некоторые операциональные схемы действий могут противоречить идеям, которые субъект сознательно уже сформулировал. Эти идеи занимают более высокое место, чем схемы действия, и блокируют
их интеграцию в сознательное мышление. В-третьих, со ссылкой на результаты психофизиологических исследований обосновывается существование в сознании фильтров, актуализирующихся при соотнесении древних и недавно сформированных культурных феноменов с менее и более дифференцированными мозговыми системами.</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Znakov V.V. / Знаков В.В.


Страницы: Пред. 1 ... 62 63 64 65 66 ... 123 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук