Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Голубева Э.А. Общая и дифференциальная психофизиология: взаимовлияние научных школ Б.М. Теплова и Е.Н. Соколова// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №4 - с.32-56.

Golubeva E.A. (2010). General and differential psychophysiology: mutual influence of Teplov’s and Sokolov’s scientific schools. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 4, 32-56

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:960:"The determinations of general and differential psychophysiology are presented. Specific character of their subject and methods are shown. Some productive ways of mutual influence of Teplov’s and Sokolov’s scientific schools are considered. Sokolov’s school: research of activation-inactivation, functional states, orienting reflex has determined the development of informative and valuable electrophysiological methods
of diagnostics of stable typological properties of nervous system. Presence of many psychological correlations of properties of nervous system (especially of arousability) allows to consider them as innate prerequisites of individual differences and individuality. Teplov’s school: action of every general law is refracted by the “individuality factor”. Investigation of group differences in development of functional states of monotony, exhaustion, satiety specifies conditions of linear and U-shaped dependence in activity effectiveness.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:1001:"В статье даны определения общей и дифференциальной психофизиоло-
гии, обозначена специфика их предметов и методов. Рассмотрены некоторые
продуктивные пути взаимовлияния научных школ Е.Н. Соколова и Б.М. Те-
плова. Исследования активации-инактивации, функциональных состояний,
ориентировочного рефлекса в школе Соколова определили выбор валидных
электрофизиологических методов диагностики устойчивых типологических
свойств нервной системы. Анализ многих корреляций этих свойств с психологи-
ческими особенностями и успешностью деятельности позволяет рассматривать
их в качестве врожденных задатков индивидуальных различий. В школе Теплова установлено, что проявление любого общего закона включает в себя фактор индивидуальности. Исследование групповых различий при развитии функциональных состояний монотонии, утомления, пресыщения определяет линейную или U-образную зависимость эффективности деятельности от ее конкретных особенностей и типологических свойств нервной системы обследуемых.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Golubeva, Era A. / Голубева Э. А.

Корж Н.Н., Дубровинская Н.В. Несколько штрихов к научной биографии Е.Н. Соколова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №4 - с.22-31.

Korzh N.N., Dubrovinskaya N.V. (2010). Some accents to E.N. Sokolov’s scientific biography. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 4, 22-31

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:209:"<p>
    The article describes the initial period in the development of E.N. Sokolov’s ideas in psychophysiology and their further advancement in psychophysiological and neurophysiological research studies.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:194:"<p>
    В статье описывается начальный этап становления идей Е.Н. Соколова в психофизиологии, их дальнейшее развитие и разработка в психофизиологических и нейрофизиологических исследованиях.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Korzh, N. N. / Корж Н.Н. ; Dubrovinskaya, Nataliya V. / Дубровинская Н. В.

Черноризов А.М. Психофизиологическая школа Е.Н. Соколова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №4 - с.4-21.

Chernorizov A.M. (2010). Psychophysiological scientific school by E.N. Sokolov. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 4, 4-21

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article is devoted to short review of history of one of the leading scientific schools in Russian psychophysiology founded by Professor of Moscow Sate University E.N. Sokolov. The basic ideas and scientific achievements of the school are described and analyzed.

a:2:{s:4:"TEXT";s:345:"<p>
    В статье дается краткий обзор истории формирования одной из ведущих научных школ в отечественной психофизиологии — школы профессора Московского университета Е.Н. Соколова. Описываются основные этапы в развитии школы и соответствующие им научные достижения, анализируются теоретические и экспериментальные аспекты ключевых идей школы.
</p>";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Chernorizov A.M. / Черноризов А.М.

Цветкова Л.А. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами в студенческих общностях: интегративная теоретическая модель Г. Гонзалеса // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.142-151.

Tsvetkova L.A.(2010). Prevention of psychoactive substances abuse in student communities: integrative theoretical model by G. Gonzalez. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 3, 142-151

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:675:"The article presents g. gonzalez’s integrative model of alcohol and drug abuse
prevention on campus. This theoretical structure bases on models such as health belief model, social learning theory and problem behavior theory. it focuses on different elements — the individual level, the level of the environment and the level of interaction between the individual and the environment. we present concrete activities included in the integrative model, analyze the effectiveness of preventive programs among university students and the experience of using the model at the University of Florida. gonzalez’s model can be used to assess the effectiveness of prevention programs.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:789:"В статье рассматривается предложенная Г. Гонзалесом интегративная мо-
дель профилактики злоупотребления алкоголем и наркотиками в студенческих
общностях. В данной теоретической структуре объединяются модель убеждений в отношении здоровья, теория социального научения и теория проблемного поведения. В модели Гонзалеса делается акцент на разных элементах — личностном
уровне, уровне окружающей среды и уровне взаимодействия между личностью и окружающей средой. Представлены конкретные мероприятия, включенные в интегративную модель. Анализируется эффективность профилактических программ в студенческой среде. Описывается опыт применения модели в Университете Флориды (США). Делается вывод, что модель Гонзалеса может
использоваться для оценки эффективности профилактических программ.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Tsvetkova, Larisa A. / Цветкова Л. А.

Петренко В.Ф. Вернем психологии сознание! // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.121-141.

Petrenko V. F.(2010).let’s return consciousness to psychology! The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 3, 121-141

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:760:"Purpose of this polemical article is author’s aim to view problem of consciousness
(it’s history begins from the Classic greek, indian and Chinese philosophy, it has
several thousands years history) in wide context of contemporary physics and semiotics. lack of significant advances in contemporary psychological science in the studying of consciousness demands, in our opinion, both philosophical, methodological bases of this problem and conceptual frameworks of this area. On the material of altered states of consciousness we study interpretation of consciousness as secondary perception in a sign form (what rises up to hegel) or interpretation consciousness as system of a
meanings which is mediates world view (l. vygotsky, a. leontiev, a. luria).";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:810:"Целью данной во многом полемической статьи является стремление автора
рассмотреть проблему сознания (история которой насчитывает, если отталки-
ваться от древнегреческой, индийской и китайской философии, несколько
тысячелетий) в более широком контексте современной физики и семиотики.
Отсутствие значимых достижений современной психологической науки в области изучения сознания требует, на наш взгляд, пересмотра как философских и методологических оснований этой проблематики, так и системы понятий, описывающих данную область. На материале измененных состояний сознания обосновывается восходящая к Гегелю трактовка сознания как вторичного восприятия в знаковой форме или, согласно представлениям о сознании Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, как системы значений, опосредующей восприятие мира";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Petrenko V.F. / Петренко В.Ф.

Шмелева И.А. Проблема взаимодействия человека с окружающей средой:области и аспекты психологического исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.105-120.

Shmeleva I.A.(2010). The problem of human—environment interactions: areas and aspects of psychological study. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 3, 105-120

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:939:"The psychological aspects of interdisciplinary problems of human—environment interactions are discussed in the paper. increase of interest to the problem is justified resulting also from the intensification of global environmental problems humanity is facing and also from the needs of psychological maintenance of the concept of «Sustainable Development». Trends in western psychology combined by the common scientific problem of human-environment interaction having the substantive and methodological crossing are examined, among them: «Ecological psychology», «Ecopsychology», «Environmental psychology» and «Psychology of Sustainable Development». Multiple meanings of «ecology» notion widely used in modern psychological discourse are discussed. it is alleged that matches the context of foreign and russian studies will contribute to the more active insertion of psychologists in the reality of human interaction with the environment";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:933:"В статье обсуждаются психологические аспекты междисциплинарной
проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Обосновывается
возрастание интереса к ней, обусловленное в том числе и обострением глобальных экологических проблем человечества, потребностями в психологическом обеспечении реализации концепции «устойчивого развития». Анализируются
направления в западной психологии, объединенные общей научной проблемой и имеющие области предметного и методологического пересечения: экологическая психология, экопсихология, психология взаимодействия с окружающей
средой и психология устойчивого развития. Рассматривается многозначность понятия «экология», широко используемого в современном психологическом дискурсе. Утверждается, что соотнесение контекста зарубежных и российских исследований будет способствовать более активному включению психологов в решение реальных проблем взаимодействия человека с окружающей средой.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Shmeleva, Irina A. / Шмелева И.А.

Россохин А.В. Рефлексия измененных состояний сознания в психоанализе // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.88-104.

Rossokhin A.V.(2010). reflection of the altered states of consciousness in psychoanalysis. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 3, 88-104

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:502:"Psychoanalysis presents unique empirical material for the research of the
dynamics of personality reflection in altered states of consciousness and its
impact on different aspects of vital activity of the personality. it was shown that
as altered states of consciousness become deeper during the psychoanalytical
process the reflexive processes of a personality enhance, become more active and change qualitatively, which is expressed in particular in the formation of the active «reflexive i».";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:474:"Психоанализ предоставляет уникальный эмпирический материал для
исследования динамики личностной рефлексии в измененных состояниях
сознания и ее влияния на различные аспекты жизнедеятельности личности.
В статье показано, что по мере углубления измененных состояний сознания в ходе психоаналитического процесса происходит активизация, углубление и качественное преобразование рефлексивных процессов личности, что приводит к формированию активного «рефлексирующего Я».
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Rossokhin A.V. / Россохин А. В.

Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.76-87.

Pchelinova V.V.(2010). Formation of psychologist’s labor world pattern on the basis of the descriptor dictionary codes. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 3, 76-87

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:840:"The paper presents the descriptor dictionary of 53-letter-numeric codes (DC).
DC was used for empirical study of formation of occupational and labor world pictures by psychologists. DC constitutes the integrated picture of the labor world using such categories of analysis as objects, aims, tools and conditions of labor. Six psychologists classified 2298 occupations using DC. The data analysis showed that all of DC category
features were present in psychologists’ minds. Each psychologist appeared to have a unique combination of them called an individual picture of labor world. The most
difference in the pictures formed by the psychologists’ was observed in their labor
typologies and in the way they clustered labor tools. The individual choices of clusters of aims and clusters of conditions of work demonstrated similarity.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:845:"В статье представлен 53-признаковый буквенно-цифровой дескрипторный словарь (ДС). ДС использовался в эмпирическом исследовании
формирования представлений психолога о мире труда и о мире профессий.
ДС представляет собой интегрированную картину мира труда в таких кате-
гориях анализа профессий, как предметы, цели, средства и условия труда. Шесть психологов классифицировали 2298 профессий с помощью ДС. Анализ данных показал, что все признаки категорий ДС оказались представленными в сознании психологов. У каждого психолога обнаружилось
их особое сочетание, названное индивидуальной картиной мира труда.
Больше всего различий в этих картинах имеется между представлениями
о типах труда и группировками средств труда. Индивидуальные выборы
группировок целей и условий труда показывают, что представления психо-
логов имеют сходство";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Pchelinova V.V. / Пчелинова В.В.

Погожина И.Н. Обучение дошкольников принципу сохранения через формирование структуры логических операций классификации и сериации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.65-75.

Pogozhina I.N.(2010). Preservation principle formation at preschool children through formation of classification and ranking logic operations structures. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 3, 65-75

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The aim of experimental study is testing of the possibility and efficiency of conservation understanding formation in preschool children through the formation of their logical operations of classification and seriation. New training methods of classification and seriation were developed. They are based on the mastery of the actions belonging to the composition and structure of the data logic operations. Parallel formation of logical operations of classification and seriation using these new techniques allowed the subject not only to master these logic operations in a full, but also let the children overcome nonconservation phenomena. The possibility of formation of some concrete-operational structures of intelligence (understanding of the conservation principle) through other specific-operational structures of intelligence (the composition and structure of logical operations of classification and seriation) was proved for the first time.
a:2:{s:4:"TEXT";s:869:"Экспериментальное исследование направлено на проверку возможности
и эффективность формирования понимания сохранения у дошкольников через формирование у них логических операций классификации и сериации. Разработаны новые методики обучения классификации и сериации, в основе которых лежит овладение детьми действиями, входящими в состав и структуру данных логических
приемов. Параллельное формирование с помощью этих новых методик логиче-
ских операций классификации и сериации позволило испытуемым не только в полной мере овладеть данными приемами, но также привело к преодолению детьми феноменов несохранения. Впервые показана возможность формирования
одних конкретно-операциональных структур интеллекта (понимания принципа сохранения) через другие конкретно-операциональные структуры интеллекта (состав и структуру логических операций классификации и сериации).";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Pogozhina I.N. / Погожина И.Н.

Панкратова А.А. Эмоциональный интеллект: о возможности усовершенствования модели и теста Мэйера—Сэловея—Карузо // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2010. - №3 - с.52-64.

Pankratova A.A.(2010). Emotional intelligence: possibility to improve Mayer—Salovey—Caruso’s model and test . The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 3, 52-64

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

a:2:{s:4:"TEXT";s:1000:"The basic theories of emotional intelligence and two alternative approaches to
its assessment are considered in this article. The advantage of the ability model (J.D. Mayer, P. Salovey, D.r. Caruso) before mixed models (D. goleman and r. Bar-On) and also the advantage of performance-based measures as a method of emotional intelligence assessment in comparison to self-report measures are proved. The critical analysis of MSCEiT tasks from the point of view of its consistency with the emotional
intelligence concept, with the ability model and with the theory of emotions is carried
out. The conclusion is made about that it is possible to reduce the model structure to
three abilities — recognition of emotions, understanding of the reasons of emotions,
management of emotions. The directions of test improvement are discussed: developing
tasks basing on a certain range of emotions and cognitive theory of emotions, as well as changing the tasks presentation form to video situations.";s:4:"TYPE";s:4:"html";}
a:2:{s:4:"TEXT";s:860:"В статье рассматриваются основные теории эмоционального интеллекта
и два альтернативных подхода к его измерению. Обосновывается преиму-
щество модели способностей Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо перед смешанными моделями Д. Гоулмана и Р. Бар-Она, а также преимущество тестов
как метода измерения эмоционального интеллекта перед опросниками.
Проводится критический анализ тестовых заданий MSCEIT с точки зрения
их соответствия конструкту эмоционального интеллекта, модели способностей и теории эмоций. Делается вывод о возможности сокращения состава модели до трех способностей — распознавание эмоций, понимание причин эмоций, управление эмоциями. Обозначаются направления усовершенство-
вания теста: опора на определенный круг эмоций и когнитивную теорию
эмоций при разработке заданий, изменение формы предъявления заданий
на видео-ситуации.
";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Authors / Авторы: Pankratova, Alina A. / Панкратова А.А.


Страницы: Пред. 1 ... 66 67 68 69 70 ... 124 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук