Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Автор(ы):
Основное место работы автора:
Страна:
Рубрикатор:
Тип публикации:
Название журнала или сборника:
Год публикации:
Возрастная категория:
DOI Number:
Язык публикации:
  

Ахметзянова А.И., Хакимуллина Р.Р. Специфика прогнозирования у дошкольников с нарушением слуха // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 158–176.

Akhmetzyanova A. I. & Khakimullina R. R. (2020). Specific features of the prognostic ability of preschool children with hearing impairment. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2, P. 158–176.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. This article considers the prediction ability (anticipation of future events) in preschool children with hearing impairment. The ability to anticipate the results of their interaction with the surrounding social world is by no means unimportant in the social adaptation of children with hearing impairment. Prediction in preschool children with hearing impairment is a rather poorly studied topic. There are studies about particular types of anticipation, such as emotional anticipation. Based on analysis of previous studies, a detailed study of the structural and functional characteristics of the prognostic ability of children with hearing impairment compared with children with neurotypical development is significant.

Objective. To learn about the ability of hearing-impaired preschoolers to anticipate future situations.

Design. The empirical study involved 50 children aged 5–7 years with hearing impairment and without developmental disabilities, attending preschool educational institutions of the Republic of Tatarstan. The following methods were used: “Ugadaika” [“Guessing Game”] (L.I. Peresleni, V.L. Podobed) and the authors' methodology “Prognostic Stories”, developed by teachers at Kazan Federal University.

Results. In children with hearing impairment, we identified ineffective methods of carrying out predictive activities, irrational forecasting strategies, forecasting difficulties in certain areas of relationships and activities, as well as problems of mastering the rules in a normative situation.

Conclusion. The study confirmed the importance of external regulation in the social life of a child with a hearing impairment, which helps the children to predict more successfully in organized activities than in free ones. The most developed relationships in children with hearing impairment are in the child – parent domain. In their own forecasting, children with hearing impairment are more characterized by a passive position; in most situations, the children pointed to other participants, most often adults, as the subjects of future events.

Актуальность. В статье рассматривается проблема способности к прогнозированию (предвосхищению событий будущего) у детей дошкольного возраста с нарушением слуха. Немаловажное значение в социальной адаптации детей с нарушением слуха занимает способность предвосхищать результаты своего взаимодействия с окружающим социальным миром. Прогнозирование у дошкольников с нарушением слуха является довольно малоизученной темой. Встречаются исследования о каком-либо одном виде предвосхищения, например, эмоциональном. Исходя из анализа предыдущих исследований, значимым является подробное изучение особенностей структурно-функциональных характеристик прогностической способности детей с нарушением слуха в сравнении с детьми с сохранным слухом.

Цель исследования. Изучить способность к предвосхищению ситуаций будущего у дошкольников с нарушением слуха.

Методики и выборка. В исследовании приняли участие 50 детей в возрасте 5–7 лет с нарушениями слуха и с сохранным слухом, посещающие дошкольные образовательные учреждения Республики Татарстан. Были использованы методики: «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед), авторская методика «Прогностические истории», разработанная преподавателями Казанского федерального университета.

Результаты. У детей с нарушением слуха выявлены неэффективные способы осуществления прогностической деятельности, нерациональные стратегии прогнозирования, трудности прогнозирования в определенных сферах отношений и видах деятельности, а также проблемы усвоения правил в нормативной ситуации.

Выводы. Эмпирическое исследование подтвердило значимость внешней регуляции в социальной жизни ребенка с нарушением слуха, благодаря которой способность к прогнозированию у детей проявляется более успешно в организованной деятельности, чем в свободной. Наиболее развитой сферой отношений у детей с нарушением слуха является сфера ребенок – родитель. В собственном прогнозе детям с нарушением слуха более свойственна пассивная позиция, в большинстве ситуаций в качестве субъектов будущих событий дети указывали на других участников ситуации, чаще взрослых.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 19-013-00251 «Прогнозирование как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: структурно-функциональная модель».

Authors / Авторы: Ахметзянова А.И. ; Хакимуллина Р.Р.

Ржанова И.Е., Алексеева О.С., Фоминых А.Я. Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 141–157.

Rzhanova, I.E., Alekseeva, O.S., Fominykh, A.Ya. (2020). Gender differences in cognitive indicators in preschool and primary school age children. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2, P. 141–157

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Sex differences in the study of the cognitive domain are significant for the interpretation of data in different fields; however, the nature of the differences remains an open question. This article presents the results of a study of gender differences in cognitive performance in children of preschool and primary school age.

Objective. To study gender differences in the cognitive performance in children of preschool and primary school age.

Methods. The sample consisted of students from kindergartens and schools in Moscow (N = 301). Two versions of the Wechsler Test were used as the main instruments for diagnosing cognitive abilities: the Wechsler test for preschoolers (WPPSI-IV) and the Wechsler children's test (WISC-V). Analysis of the results used Student's t-test and a measure of the effect size (Cohen's d).

Results. The effect of gender on cognitive performance varies significantly depending on the age of the children. The most pronounced gender differences were identified among children of early preschool age: girls received significantly higher scores on the index of verbal comprehension and the general intelligence scale. In the children of middle and older preschool age, there were no statistically significant gender differences for any evaluated parameter. In the younger schoolchildren, differences between boys and girls were found in the speed of information processing and the vocabulary subtest. Girls were ahead of boys in completing tasks included in the information-processing speed index, while boys were better at completing the vocabulary subtest.

Актуальность. Исследования половых различий в когнитивной сфере в дошкольном и школьном возрасте являются особенно значимыми для организации психологического сопровождения детей, а также для построения процесса обучения. Несмотря на большое количество исследований, проведенных в данной области, вопрос о природе выявляемых различий остается открытым.

В статье приводятся результаты исследования половых различий по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Цель работы. Изучение особенностей половых различий по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выборка и методики. Выборку составили дети, посещающие образовательные учреждения города Москвы (N = 301). В качестве основных методов диагностики когнитивной сферы были использованы две версии теста Векслера: тест Векслера для дошкольников (WPPSI-IV) и детский тест Векслера (WISC-V). Анализ результатов проводился с применением t-критерия Стьюдента и меры эффекта d Коэна.

Результаты. Влияние пола на показатели когнитивной сферы значительно варьируется в зависимости от того, в какой возрастной группе детей проводится сравнение мальчиков и девочек. Наиболее выраженные половые различия были выявлены среди детей младшего дошкольного возраста: девочки получили значимо более высокие оценки по индексу вербальной понятливости и общей шкале интеллекта. В группе детей среднего и старшего дошкольного возраста не было выявлено статистически значимых половых различий ни по одному оцениваемому параметру. У младших школьников различия между мальчиками и девочками обнаруживаются по показателям скорости обработки информации и субтесту «Словарный». Девочки опережают мальчиков при выполнении заданий, входящих в индекс скорости обработки информации, а мальчики лучше справляются с выполнением субтеста «Словарный».

Authors / Авторы: Ржанова И.Е. ; Алексеева О.C. ; Фоминых А.Я.

Бондаренко Я.А., Меньшикова Г.Я. Исследование роли аналитического и холистического процессов в распознавании лицевых экспрессий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 103–140.

Bondarenko, Ya.A. & Menshikova, G.A. (2020). Exploring analytical and holistic processing in facial expression recognition. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2, P. 103–140.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The study explores two main processes of perception of facial expression: analytical (perception based on individual facial features) and holistic (holistic and non-additive perception of all features). The relative contribution of each process to facial expression recognition is still an open question.

Objective. To identify the role of holistic and analytical mechanisms in the process of facial expression recognition.

Methods. A method was developed and tested for studying analytical and holistic processes in the task of evaluating subjective differences of expressions, using composite and inverted facial images. A distinctive feature of the work is the use of a multi-dimensional scaling method, by which a judgment of the contribution of holistic and analytical processes to the perception of facial expressions is based on the analysis of the subjective space of the similarity of expressions obtained when presenting upright and inverted faces.

Results. It was shown, first, that when perceiving upright faces, a characteristic clustering of expressions is observed in the subjective space of similarities of expression, which we interpret as a predominance of holistic processes; second, by inversion of the face, there is a change in the spatial configuration of expressions that may reflect a strengthening of analytical processes; in general, the method of multidimensional scaling has proven its effectiveness in solving the problem of the relation between holistic and analytical processes in recognition of facial expressions.

Conclusion. The analysis of subjective spaces of the similarity of emotional faces is productive for the study of the ratio of analytical and holistic processes in the recognition of facial expressions.

Актуальность. Статья посвящена изучению двух основных процессов восприятия лицевой экспрессии –аналитического (восприятие на основе отдельных черт лица) и холистического (целостное восприятие всех черт). До сих пор остается открытым вопрос об относительном вкладе каждого процесса при распознавании лицевых экспрессий.

Цель. Выявление роли холистического и аналитического процессов при распознавании лицевых экспрессий.

Метод. Разработан и апробирован метод изучения аналитических и холистических процессов в задаче оценки сходства экспрессий с использованием методов композитных и инвертированных изображений лица. Отличительной особенностью работы является использование метода многомерного шкалирования, с помощью которого суждение о вкладе холистического и аналитического процессов на восприятие лицевых экспрессий осуществляется на основе анализа субъективного пространства сходства экспрессий, полученных при предъявлении лиц в прямой и обратной ориентации.

Результаты. Было показано, что: при восприятии лиц в прямой ориентации наблюдается характерная кластеризация экспрессий в субъективном пространстве сходства экспрессий, что интерпретируется нами как преобладание роли холистических процессов; во-вторых, при инверсии лица наблюдается изменение пространственной конфигурации экспрессий, что может отражать усиление роли аналитических процессов; в целом метод многомерного шкалирования показал свою эффективность в решении проблемы соотношения холистического и аналитического процессов при опознании лицевых экспрессий.

Вывод. Анализ субъективных пространств сходства экспрессий является продуктивным для исследования соотношения аналитических и холистических процессов при опознании лицевых экспрессий.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта РФФИ (Грант № 19-29-07392). Работа выполнена с использованием оборудования, приобретенного за счет средств Программы развития Московского университета.

Authors / Авторы: Бондаренко Я.А. ; Меньшикова Г.Я.

Луценко А.М., Спиваковская А.С. Представления о феномене «семейная боль» у лиц, выросших в алкогольной семье // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 83–102.

Lutsenko, A.M. & Spivakovskaya, A.S. (2020). Representations of 'family pain' by adult children of alcoholics. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2, P. 83–102.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The term “family pain” is used in family psychotherapy to refer to the emotional state of dysfunctional family members. Research on this phenomenon in dysfunctional alcoholic families can expand the understanding of the family system and allow us to formulate the goals of psychotherapy with such families.

Objective. To investigate the “family pain” experienced by adult children of alcoholics.

Methods. The sample consisted of 52 people who were in a recovery program for adult children of alcoholics (ACA), and 50 controls. We implemented a phenomenological analysis of ACA groups, a content analysis of images of “family pain”, and factor analysis of the characteristics of “family pain”.

Results. The study showed significant differences between the images of “family pain” experienced by adults who were raised and still live in alcoholic families, by those whose parents were alcoholics and had died by the time of the survey, and by those whose parents were not alcoholics. People who live with their alcoholic parents describe “family pain” as a familiar, long process with effects on the whole family. The experience of “family pain” includes anger, shame, and self-pity. People whose parents were alcoholics and have died describe “family pain” as a feeling of guilt towards their parents and a process of experiencing their parents’ death. The control group had difficulty describing “family pain”, or described it as a process of experiencing their parents’ death.

Conclusions. Representations of “family pain” are associated with the subjective meaning of family dysfunction for the participant and the experience of negative emotions in the family.

Актуальность. Термин «семейная боль» используется в психотерапии для обозначения совокупности отрицательных эмоций членов семьи. Изучение особенностей и динамики данного феномена в дисфункциональных алкогольных семьях может расширить представление о семейной системе и позволить сформулировать цели работы с такими семьями.

Цели работы: изучить представления о переживании «семейной боли» у лиц, выросших в алкогольных семьях.

Методики и выборка. Предполагалось, что представления о «семейной боли» связаны с опытом переживания отрицательных эмоций в семье. Выборка: 1) участники реабилитационной программы «Взрослые дети алкоголиков» (N = 52; Mвозр. = 24.5); 2) контрольная группа (N = 50; Mвозр. = 24.2). Использовались контент-анализ высказываний участников групп ВДА, контент-анализ образов «семейной боли», факторный анализ характеристик «семейной боли».

Результаты. Показаны различия в представлениях о переживании «семейной боли» у лиц, выросших и проживающих в алкогольных семьях, лиц, выросших в алкогольных семьях, чьи родители умерли на момент обследования и лиц, выросших в семьях без алкоголизации родителей. Лица, проживающие в алкогольной семье, описывают «Семейную боль» как знакомый длительный процесс, имеющий отношение ко всей семье. При характеристике переживаний «семейной боли» преобладают: злость, стыд и жалость к себе. Лица, выросшие в алкогольной семье и пережившие утрату родителей, описывают «семейную боль» как чувство вины по отношению к родителям и как процесс переживания утраты близких. Лица, выросшие в семьях без алкоголизации родителей, испытывают трудности при описании переживания «семейной боли», либо описывают ее как процесс переживания утраты близкого.

Выводы. Представления о феномене «семейная боль» связаны с субъективным смыслом семейной дисфункции для участника исследования и опытом переживания отрицательных эмоций в семье.

Authors / Авторы: Луценко А.М. ; Спиваковская А. С.

Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Категоричные представления о причинах, проявлениях и последствиях коронавируса: психологическое содержание и связь с поведением // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 62–82.

Rasskazova, E.I., Emelin, V.A., Tkhostov, A.Sh. (2020) Radical Beliefs about the Causes, Manifestations and Consequences Of Coronavirus: the Psychological Content and their Relationship with Behaviour // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psykhologiya = Moscow University Psychology Bulletin. 2020. 2, Р. 62–82.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The spread of coronavirus infection is accompanied by the dissemination of information messages in the form of radical beliefsaffecting people’s behaviour. 

The aim of the study was to reveal the relationship between beliefs about coronavirus and its treatment, magical thinking, anxiety and the protective behaviour against to the pandemic. Methods. 402 adults aged 18–64 years old filled checklist including beliefs about causes, manifestations, consequences and control of the pandemic, Illness and Treatment Locus of Control Scale, Treatment Self-Efficacy Scale, Magical Ideation Scale as well as scales measuring anxiety and protective behaviour in pandemic and monitoringof information about coronavirus. 

Results. Factor analysis revealed three groups of radical beliefs about coronavirus: negligence as the cause of the occurrence and spread of coronavirus, a particular meaning of morbidity and negative consequences of the pandemic. 

Conclusion. Belief inthe negligence as a cause of coronavirus was more typical for people with an intrinsic locus of causes of the causes of illness but extrinsic locus of control of treatment and for those who were prone to protective behaviour in the pandemic. Belief about the particular meaning of coronavirus was associated with the magical thinking, the intrinsic locus of control of the causes of illness, less anxiety about infection and poorer compliance with self-isolation. Radical beliefs about the consequences of the pandemic were related to more frequent monitoring of the information about the pandemic, extrinsic locus of control of treatment but intrinsic locus of control of causes of illness and a pronounced anxiety regarding future negative consequences of the pandemic.

Актуальность. Распространение коронавирусной инфекции сопровождается тиражированием информационных сообщений, воплощающихся в форме категоричных, радикальных представлений, отражающихся в поведении людей.

Цель исследования – выявление связи представлений о коронавирусе с представлениями о болезни и лечении, магическим мышлением, тревогой и защитными действиями в отношении пандемии.

Методика. 402 респондента 18–64 лет заполняли анкету представлений о причинах, проявлениях, следствиях и контроле за пандемией, методики оценки локуса контроля и самоэффективности в отношении болезни и лечения, уровня магического мышления, тревоги, защитного поведения и отслеживания информации о пандемии.

Результаты исследования.  Факторный анализ выявил три группы категоричных представлений о коронавирусе: халатности как причине возникновения и распространения коронавируса, особом смысле заболеваемости, негативных последствиях пандемии.

Выводы. Представления о халатности как причине коронавируса характерны для людей с внутренним локусом причин болезни, но внешним – лечения, склонных к защитному поведению в ситуации пандемии. Представления об особом смысле коронавируса связаны со склонностью к магическому мышлению, внутренним локусом причин болезни, меньшей тревогой заражения и отказом от самоизоляции. Категоричные представления о последствиях пандемии выражены у тех, кто чаще следит за информацией о пандемии, для кого характерен внешний локус контроля лечения, но внутренний локус контроля причин болезни, выраженная тревога негативных последствий пандемии.

Благодарности: Исследование выполнено при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект №18-013-01222 «Когнитивно-личностные факторы радикальных установок и форм поведения».

Authors / Авторы: Рассказова Е.И. ; Емелин В.А. ; Тхостов А.Ш.

Косенкова Н.Н., Мешкова Н.В. Самооценка и виды креативности у подростков: связь и предикторы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 45–61.

Kosenkova, N.N., Meshkova, N.V. (2020) Self-esteem and types of creativity in adolescents: relationship and predictors // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psykhologiya = Moscow University Psychology Bulletin. 2020. 2, Р. 45-61.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

We present the results of an empirical study of the relationship between self-assessment of creative abilities, originality of creativity (verbal and social) and values. The relevance of the research is related to the demand for creativity as an important competence in the labor market. The ambiguity of the relationship between different types of creativity and self-assessment of creativity, as well as the discrepancy between the results of diagnostics of creative potential using various methods, actualizes the problem of realizing creative potential.

The aim of the work was to study the relationship between different types of creativity, self-assessment of creativity and values, as well as to identify the ratio of creativity indicators diagnosed using the Real Word Divergent Task (RWDT) method and tasks for verbal creativity.

The study involved adolescents aged 15–16 years (N = 50; 26 – men) – students of one of Moscow school. The following methods were used: “Self-assessment of creative abilities” (E. Tunik), tasks on verbal creativity and creativity in social interaction of positive and negative connotations of RWDT, Portrait value questionnaire of Sh. Schwartz.

According to the results, originality is higher in tasks for verbal creativity compared to situations in social interaction; originality in situations of lies and prosocial situations in social interaction significantly correlate; there is no correlation between self-esteem of imagination and creativity indicators measured using the RWDT method and tasks for verbal creativity; self-esteem of creative abilities has a positive relationship with the highest value of “Openness to change”; the predictor of self-esteem of imagination is the value of “Independence of thought”. The results confirmed the hypotheses about specificity of creativity, about the absence of a link between creativity measured as self-report and objective methods; about the presence of a direct link between the highest values of “Openness to change” and the components of creativity measured by self-report, and did not confirm assumption about the absence of a direct link between originality in prosocial situations and situations with negative connotations.

Conclusions are made that 1) creativity is specific in various areas, 2) creativity in situations of lies and prosocial situations in social interaction is a single construct; 3) self-esteem of imagination is not associated with divergent thinking, measured using the RWDT method and tasks for verbal creativity; 4) high self-esteem of imagination is mediated by the motivational goal of thinking creatively, having original ideas, learning new things and phenomena.

В статье представлены результаты эмпирического исследования связи самооценки творческих способностей, оригинальности креативности (вербальной и социальной) и ценностей. 

Актуальность исследования связана с востребованностью креативности как важной компетенции на рынке труда. Неоднозначность связи различных видов креативности и ее самооценки, а также несоответствие результатов диагностики креативного потенциала с помощью различных методов актуализируют проблему реализации творческого потенциала. 

Целью работы стало изучение связи между различными видами креативности, ее самооценкой и ценностями, а также выявление соотношения показателей креативности, диагностированных с помощью заданий RealWordDivergentTask(RWDT) и заданиями на вербальную креативность. 

В исследовании принимали участие подростки15–16 лет (N = 50; из них 26 – юноши), учащиеся общеобразовательной школы г. Москвы. Использовались следующие методики: «Самооценка творческих способностей» (Е. Туник), задания на вербальную креативность и креативность в социальном взаимодействии положительной и негативной коннотации RWDT, портретный ценностный опросник Ш. Шварца. 

Согласно полученным результатам, оригинальность выше в заданиях на вербальную креативность по сравнению с ситуациями в социальном взаимодействии; оригинальность в ситуациях лжи и просоциальной ситуации в социальном взаимодействии значимо коррелируют; отсутствуют корреляции между самооценкой воображения и показателями креативности, измеряемыми с помощью метода RWDTи заданиями на вербальную креативность; самооценка творческих способностей имеет положительную связь с высшей ценностью «Открытость изменениям»; предиктором самооценки воображения является ценность «Самостоятельность мысли». Результаты подтвердили гипотезыо ситуационности креативности, об отсутствии связи между показателями креативности, измеряемыми как самоотчет, и объективными методами; о наличии прямой связи между высшими ценностями «Открытость изменениям» и компонентами креативности, измеряемыми методом самоотчета, и не подтвердили предположение об отсутствии прямой связи между оригинальностью в просоциальных ситуациях и ситуациях с негативной коннотацией.

Делаются выводы о том, что 1) креативность специфична в различных областях, 2) креативность в ситуациях лжи и просоциальной ситуации в социальном взаимодействии является единым конструктом; 3) самооценка воображения не связана с дивергентным мышлением, измеряемым с помощью метода RWDTи заданиями на вербальную креативность; 4) высокая самооценка воображения опосредуется мотивационной целью мыслить творчески, иметь оригинальные идеи, узнавать новое о вещах и явлениях.

Благодарности: Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научного проекта № 19-013-00240-А.

Authors / Авторы: Косенкова Н. М. ; Мешкова Н. В.

Ковалёв А.И., Рогачев А.О., Климова О.А., Гасимов А.Ф. Электрофизиологические показатели восприятия иллюзии движения собственного тела в условиях виртуальной реальности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 26–44.

Kovalev, A.I., Rogachev, A.O., Klimova, O.A., Gasimov, A.F. (2020). Electrophysiological indices of the vection illusion in virtual reality. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2, Р. 26-44.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The study of the self-motion (“vection”) illusion is an important task for modern psychology and neuroscience due to the widespread use of virtual reality systems. The study of psychophysiological mechanisms of this phenomenon has particular importance as an example of intersensory interactions.

Objective. To study the psychophysiological mechanisms of the self-motion illusion in a virtual reality system using electroencephalography.

Methodology. Eleven healthy subjects took part in the experiment. The stimulation was a virtual opto-kinetic drum that rotated clockwise and counterclockwise around a vertical axis with angular velocities of 30, 45 and 60 angular deg/s. The duration of each rotation was 60 seconds. The subjects were presented with 18 rotations; there was a series with instructions for free viewing of the visual scene (3 speeds × 2 directions × 2 repetitions) and a series with instructions to fix the gaze in the center of the virtual scene (3 speeds ×2 directions × 1 repetition). After each rotation, the subjects filled out the “Simulator Sickness Questionnaire” and evaluated the intensity of the illusion on a 10-point scale. Stimulation was presented in the HTC Vive virtual reality helmet. Electroencephalogram recording during the observation of cylinder rotations was performed using Mitsar-EEG-10/70-201.

Results. Significant differences were found in the intensity of the illusion, the total score on the questionnaire, and the power of the alpha rhythm in the parietal zones, depending on the speed of rotation. The higher the rotational speed, the greater the values of these dependent variables. Large values for beta-rhythm power in the occipital areas were found in the series with fixed eyes, in the subjects with high values for the intensity of the illusion.

Conclusions. Differences were shown in the bioelectrical activity of the brain during the experience of the self-motion illusion, related to mechanisms of visual-vestibular integration and greater attention to the performance of the motor task of gaze fixation.

Актуальность. Изучение иллюзии движения собственного тела является важной задачей для современной психологии и нейронауки в связи с широким распространением систем виртуальной реальности. Особую значимость имеет исследование психофизиологических механизмов данного феномена, поскольку они представляют собой яркий пример межсенсорного взаимодействия.

Цели работы. Целью настоящей работы стало изучение психофизиологических механизмов иллюзии движения собственного тела в системе виртуальной реальности с применением электроэнцефалографии.

Методика и выборка. Испытуемыми стали 11 человек. Стимуляция представляла собой виртуальный опто-кинетический барабан, который совершал вращения по часовой стрелке и против вокруг вертикальной оси с угловыми скоростями 30, 45 и 60 угл. град/с длительностью 60 с каждое. Испытуемым было предъявлено 18 вращений: серия с инструкцией свободного осматривания зрительной сцены (3 скорости × 2 направления × 2 повторения), серия с инструкцией фиксировать взгляд по центру виртуальной сцены (3 скорости × 2 направления × 1 повторение). Также испытуемые после каждого вращения заполняли опросник «Симуляторное расстройство» и оценивали по 10-балльной шкале выраженность иллюзии. Стимуляция предъявлялась в шлеме виртуальной реальности HTCVive. Регистрация электроэнцефалограммы во время наблюдения вращений цилиндра производилась с помощью устройства «Мицар-ЭЭГ-10/70-201».

Результаты. Были обнаружены значимые различия в выраженности иллюзии, общем балле опросника «Симуляторное расстройство» и мощности альфа-ритма в теменных отведениях в зависимости от скорости вращения. Чем выше скорость вращения, тем больше были значения данных зависимых переменных. Обнаружены большие значения мощности бета-ритма в затылочных отведениях в сериях с фиксацией взора у испытуемых с высокими значениями выраженности иллюзии.

Выводы. Таким образом, показаны различия в биоэлектрической активности головного мозга во время переживания иллюзии движения собственного тела, связанные с механизмами зрительно-вестибулярной интеграции и повышения устойчивости внимания к выполнению моторной задачи удержания фиксации взгляда.

Благодарности: Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ №17-36-01101 «Психофизиологические механизмы иллюзии движения собственного тела».

Authors / Авторы: Ковалев А.И. ; Рогачев А.О. ; Климова О. А. ; Гасимов А.Ф.

Иванников В.А., Гусев А.Н., Барабанов Д.Д., Эйдман Е.В. Осмысленность жизни и ориентация на действие как предикторы самооценок волевых качеств // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 2. С. 3–25.

Ivannikov, V.A., Gusev, A.N., Barabanov, D.D., Aidman, E.V. (2020). Meaningfulness and action orientation as predictors of self-control and willpower traits. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psikhologiya [Moscow University Psychology Bulletin], 2, Р. 3–25.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. This study examined a set of personality traits related to self-control or willpower, (WP), and how self-ratings of these self-control traits are influenced by the cognitive constructs of action (versus state) orientation and meaningfulness.

Design. The subjects were 943 university students, aged 17–29 (M = 19.5 years), who volunteered to complete J. Kuhl's (1996) Action-State Orientation (ASO) scale, a Russian adaptation of the Purpose In Life test (PIL) as a measure of meaningfulness and sense-making capacity, and self-ratings of self-control traits, such as “persistence”, “decisiveness”, and “self-discipline” that produced an aggregate measure of WP and four willpower factors reflecting (1) emotional regulation, (2) commitment to action, (3) energy, and (4) execution.

Results. State-oriented ineffective sense-makers (those who scored low on both ASO and PIL) rated themselves the lowest on WP. Conversely, action-oriented effective sense-makers (high scorers on both ASO and PIL) produced the highest WP self-ratings. Mediator-modelling regression analyses showed ASO and PIL to be predictive of self-rated WP – both independently, and by mediating each other’s influence on aggregate WP ratings. However, the predictive power of PIL was substantially higher than that of ASO, and the overall pattern of prediction varied across the four willpower sub-factors.

Conclusion. Our results confirm the role of sense-making as a key mechanism of volitional regulaiton, and its interactions with cognitive resources such as action-orientation dispositions captured by ASO.

Актуальность исследования состоит в необходимости понять, какие факторы определяют самооценку волевых качеств (ВК) личности.

Цель и предмет исследования. Работа направлена на изучение психологических механизмов, определяющих представления человека о развитии у него ВК. Анализируется роль осмысленности жизни и ориентации на действие в самооценках студентов о степени выраженности своих ВК. Последние понимаются как готовность человека проявлять в своих возможных действиях определенные характеристики (настойчивость, решительность, смелость и т.д.), которые традиционно считаются ВК.

Методики и выборка. Участники исследования – 943 студента (средний возраст – 19,5 лет), выполняли следующие методики: методика самооценки ВК (В.А. Иванников, Е.В. Эйдман), тест-опросник Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина, тест смысложизненных ориентаций в адаптации Д.А. Леонтьева. В качестве зависимых переменных использовались суммарный балл и средние значения четырех групп ВК, связанных с регуляцией: эмоций, энергетического обеспечения действия, исполнения действия и мотивации принятия действия к исполнению.

Результаты. Студенты, имеющие самые низкие показатели осмысленности жизни (ОЖ) и ориентации на действие (ОД), как одного из модусов контроля за действием (КД), показывают и самые низкие самооценки волевых качеств. И наоборот, лица с высокими показателями по обоим тестам показывают самые высокие самооценки. Регрессионный анализ с учетом вклада медиатора показал, что и ОЖ, и ОД оказывают статистически достоверный вклад в дисперсию самооценок. Но объяснительная и предсказательная сила ОЖ в несколько раз выше, чем контроля за действием (КД). При этом была выявлена различная сила влияния ОЖ и ОД (как основного предиктора или медиатора) на различные группы волевых качеств, связанных с регуляцией указанных выше четырех различных сторон регуляции действий и выделенных нами в ходе факторного анализа.

Выводы. Полученные результаты подтверждают теоретические представления В.А. Иванникова о психологических механизмах волевой регуляции личности, а именно об особой роли смысла в процессе переноса побудительной силы мотива на цель, что объясняет подтвержденную нами эмпирически преимущественную связь смысловых образований личности с самооценками ВК, а также особого вклада такого ресурса регуляции направленности деятельности человека как ОД.

Authors / Авторы: Иванников В.А. ; Гусев А.Н. ; Барабанов Д.Д. ; Эйдман Е.В.

Дьяченко Е.В., Самойленко Н.В. Семантика образа пациента и его изменение при обучении навыкам профессионального общения // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 115–125

Dyachenko E.V., Samoylenko N.V. (2020). Patient image semantics and its change in training skills in quasi professional medical activity. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 115–125

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The increase of public satisfaction with the quality of medical care is one of the Russian healthcare issues. A method for increasing public satisfaction lies in modernizing the model of medical care, i.e. a shift from the paternalistic approach to the patient-oriented one in medical counseling. For its successful implementation, the image of the patient in the attending physician is of great importance.

Objective. We hypothesized that targeted doctor training in professional communication skills will cause a qualitatively-quantitative change in the semantic content of the patient’s image. Therefore, the objective is studying changes of the patient’s image in medical students in the course of their participation in quasi-professional activities.

Design. In order to test the hypothesis, we conducted an experimental study that included 250 (78.2% females, 21.8% males) first-year students of the Faculty of Medicine and Prevention, the Ural State Medical University. The average age of the participants is 18.8 years. To eliminate distortions in the responses of the participants, the patient’s image was studied from the perspective of a psychosemantic research approach. An important criterion in choosing an approach and a research method was the desire to identify implicit and in most cases indirect characteristics of the patient’s image. To study the subjective semantic spaces representing a set of subjective systems of meanings in relation to a patient, the method of bipolar and unipolar personality semantic differential was used

Results. The results of factorial and comparative analysis (T-Student) by the methodology “Bipolar and unipolar personality semantic differential” showed that the content of the patient’s image as a semantic space of the world’s image of doctors with targeted training in professional communication skills tends to change when performing educational and professional tasks of clinical practice.

Conclusion. The contents of the semantic category “patient image” is significantly expanding filled with various semantic meanings. Accordingly, various changes in the behaviour of future doctors turn to be possible. The results of the study can serve as the basis for integrating a targeted training of professional communication skills into the medical educational programs, which will increase the quality of doctors’ preparedness for practical activities and help increase public satisfaction with the quality of medical care.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Важным направлением развития системы российского здравоохранения является повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи. Одним из методов решения данной задачи является модернизация модели медицинской помощи – переход с патерналистской на пациент-ориентированный подход в медицинском консультировании. Для его успешного осуществления большое значение имеет формирование у лечащего врача образа пациента.

Цель. Мы предположили, что при целенаправленном обучении будущих врачей навыкам профессионального общения в условиях профессиональной практики у них происходит качественно-количественное изменение семантического содержания образа пациента. Поэтому целью нашего исследования стало экспериментальное изучение динамики образа пациента у студентов медиков в ходе их участия в квазипрофессиональной деятельности.

Описание хода исследования. Для проверки нашей гипотезы нами было проведено экспериментальное исследование, в котором участвовали студенты 1-го курса Уральского государственного медицинского университета лечебно-профилактического факультета, всего 250 человек. Средний возраст участников – 18,8 лет, из них 78,2% девушки, 21,8% юноши. Для исключения искажений в ответах участников исследования образ пациента изучался с позиций психосемантического исследовательского подхода. Важным критерием в выборе подхода и метода исследования было стремление выявить имплицитную (т.е. скрытую, не обнаруживаемую при непосредственном наблюдении), в большинстве случаев неосознаваемую, и открыто не декларируемую совокупность характеристик образа пациента.

Для изучения субъективных семантических пространств, представляющих совокупность субъективных систем значений (смыслов) в отношении пациента использовалась методика биполярного и униполярного личностного семантического дифференциала Результаты исследования. Результаты факторного и сравнительного анализа (t-Стьюдента) по методике «Биполярный и униполярный личностный семантический дифференциал» показали, что содержание образа пациента как семантическое пространство образа мира будущих врачей при целенаправленном обучении навыкам профессионального общения имеет тенденцию к изменению при выполнении учебно-профессиональных задач производственной (клинической) практики.

Выводы. Содержание семантического пространства категории «образ пациента» в процессе обучения значительно расширяется, наполняясь различными смысловыми значениями. Соответственно, становятся возможными различные изменения в поведении будущих врачей. Результаты исследования могут служить основанием для интеграции в образовательные программы всех уровней медицинского образования целенаправленного обучения навыкам профессионального общения специалистов здравоохранения. Это приводит к формированию готовности к практической деятельности и способствует повышению удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи.

Authors / Авторы: Дьяченко Е.В. ; Самойленко Н.В.

Поршуков А.С. Личностные особенности сотрудников органов внутренних дел, назначае- мых на должность руководителя // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 1(37). – С. 107–114

Porshukov A.S. (2020). Personality traits of department heads in the internal affairs bodies . National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)1, 107–114

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. In today’s science, the issue of changes in the internal affairs bodies management is one of the most crucial ones. In carrying out their duties the department heads must protect the rights and legitimate interests of citizens in accordance with the law. They are allowed to restrict the rights of citizens if it is required by their professional duties. That is why further development of a scientifically based approach to high department heads in the internal affairs bodies as a trigger for transformation processes should be recognized as absolutely relevant.

Objective. Identifying major personality traits required for high executive posts in the internal affairs body; identifying the most significant personality traits and management style of the department heads in the territorial internal affairs bodies; studying individual psychological determinants of career adaptability of internal affairs bodies department heads.

Design. The empirical research was carried out in the internal affairs agencies of the Krasnoyarsk Krai territorial unit and included three stages: 1. Conducting a survey among employees to identify the most significant personality traits required for high executive posts in the internal affairs body. The sample included 250 respondents with work experience from 3 to 25 years. 2. Conducting a survey aimed at determining the management style. The sample included 44 respondents. 3. Studying individual career adaptability of internal affairs bodies department heads. The following methods were used: “Adaptivity” (multi-factor personality test) method by A.G. Maklakov and S.V. Chermyanin was used to diagnose social adaptation; R. Cattel’s polyfactorial personal questionnaire; G. Eysenck Personality Inventory (EPI) questionnaire; A.Kokoshkarova Questionnaire for neuroticism and tendentious personal deviations (QNTPD); Bass-Darki aggression methods. To determine neuropsychic stability, the “Prognosis” method was used. The sample included 44 respondents.

Results. The level of career adaptability in department heads of the territorial internal affairs agencies of the Krasnoyarsk Krai Territory is directly related to neuropsychic stability, which is due to the presence of significant correlations with the “Prognosis” method (0.8267). There are significant correlations of career adaptability with indicators of neurasthenia (0.4398) and vegetative disorders (0.4121) according to Kokoshkarova method. According to the results of the mathematical-statistical analysis of the relationships of career adaptability with the Cattell method, significant correlations were identified: C (-0.3659) – increase in emotional stability with the development of career adaptability; L (0.2758) – confidence; H (-0,2617) – leader’s courage and psychological readiness for justified risk; M (0,1922) – adaptability to everyday service and practical views protects the manager from losing touch with reality; N (0.1198) – career adaptability develops, straightforward behavior substitutes avoiding excessive scheming or inappropriate flexibility.

Conclusion. The results can be used by practical psychologists when working with department heads of the territorial internal affairs agencies located in the republics of Hakassia, Tyva, Altay, Krasnoyarsk Krai, in the regions of Irkutsk, Kemerov, Tomsk. Further research to determine the impact of management conditions on transformations in the department heads ‘s personality is to be conducted.

Актуальность. Для разработки общих принципов эффективного функционирования органов внутренних дел (ОВД) сегодня не используются в полной мере знания юридической психологии. Эти знания не востребованы в следственной, оперативной, кадровой, экспертной и других видах служебной деятельности. Особенно актуальным является развитие научно-обоснованного подхода к изучению личностных особенностей руководителей подразделений и служб органов внутренних дел.

Цель: определение значимых личностных особенностей сотрудников органов внутренних дел, назначенных на должность руководителя, выявление наиболее существенных характеристик и основных черт стиля работы руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел, исследование индивидуально- психологических детерминант профессиональной адаптивности руководителей ОВД.

Описание хода исследования. Эмпирическое исследование проводилось в подразделениях территориальных органов внутренних дел Красноярского края в три этапа. На первом из них проводился опрос, выявляющий значимые характеристики, претендентов на должность руководителя. Выборку составили 250 респондентов со стажем работы от 3 до 25 лет. На следующем этапе было проведено анкетирования руководителей с целью определения основных черт их стиля работы (44 респондента). На заключительном этапе изучались индивидуально-психологические детерминанты профессиональной адаптивности руководителей ОВД. Для этого был подобран диагностический инструментарий и составлена батарея методик. В частности, для диагностики социальной адаптации использовались: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, полифакторный личностный опросник Р. Кеттелла, тест-опросник Г. Айзенка (EPI) для определения экстра, интроверсии и нейротизма; опросник Кокошкаровой для определения склонности к невротическим расстройствам; методика выявления проявлений агрессии Басса-Дарки; для определения нервно-психической устойчивости использовалась методика «Прогноз».

Результаты. Уровень профессиональной адаптивности руководителей подразделений территориальных органов внутренних дел Красноярского края непосредственно связан с их нервно-психической устойчивостью. Наблюдаются значимые корреляционные связи профессиональной адаптивности с показателями таких негативных психических состояний, как неврастения (0,4398) и вегетативные расстройства (0,4121) по методике Кокошкаровой. По результатам проведенного математико- статистического анализа связей профессиональной адаптивности с показателями шкал по методике Кеттелла были выявлены значительные корреляции по пяти факторам: С (-0,3659) определяет рост эмоциональной устойчивости по мере развития профессиональной адаптивности, L (0,2758) указывает на развитие доверительности, Н (-0,2617) определяет развитие смелости руководителя и его психологической готовности к оправданному риску, М (0,1922) показывает, что адаптивность к повседневным условиям служебной деятельности обусловливает тенденцию развития практичности взглядов, защищает руководителя от потери связи с реальностью, N (0,1198) доказывает, что по мере развития профессиональной адаптивности, руководитель начинает демонстрировать большую прямолинейность поведения, избегая излишней хитрости или нецелесообразной гибкости.

Выводы. Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами при работе с руководителями подразделений территориальных органов внутренних дел. Апробация такой работы проводится в республиках Хакасия, Тыва, Алтайском, Красноярском краях, Иркутской, Кемеровской, Томской областях. Планируется исследование влияния условий управленческой деятельности на последующие трансформации личности руководителя.

Authors / Авторы: Поршуков А.С.


Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 144 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2021 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук