Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Тхостов А.Ш., Виноградова М.Г. Психологические проблемы реабилитации психически больных // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 32–37

Tkhostov A.Sh., Vinogradova M.G. (2018) Psychological issues of rehabilitation of mental patients. National Psychological Journal, 11(2), 32–37

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. At different stages of the development of the society, the principles that lie in the basis of rehabilitation programs and are justified by experts of various fields are changing. The opportunities that modern society possesses, the resources that it is ready to spend to solve a wide range of rehabilitation problems, are transformed, evolve and require scientific reflection.

The Objective is to discuss modern principles of rehabilitation and social integration of mentally disturbed individuals.

Design. The role of the subject of the rehabilitation program and the role of society in implementing the programs are discussed. The principle of general and targeted rehabilitation work is justified, the principle of continuity and increasing specificity of psychological assistance, the principle of the subject's own activity are identified.

Research results. The need to address not only the conscious motivation of the subject, but also the consideration of unconscious motives for participation in rehabilitation activities and in maintaining health is disclosed. The fixed notion of norm as the ideal and the difficulty of changing stereotypes towards a mentally disturbed person are discussed.

Conclusion. On the one hand, rehabilitation of a mental patients should be based on the developed and appropriately maintained personality orientation, the ability to take partial responsibility for mental condition and development. On the other hand, the patient needs societal support, preparedness of society to integrate into an active social life and to change the established stereotypes.

Актуальность (контекст) тематики статьи. На разных этапах развития общества меняются принципы, которые закладываются в основу реабилитационных программ и отстаиваются специалистами разных направлений. Возможности, которыми обладает современное общество, те ресурсы, которое оно готово затратить на решение широкого спектра проблем реабилитации, трансформируются, эволюционируют и требуют научной рефлексии.

Цель: обсуждение современных принципов реабилитации и социальной интеграции людей с психическими заболеваниями.

Описание хода исследования. Обсуждается роль субъекта реабилитационной программы и роль общества в осуществлении этой программы. Обосновываются принцип общенаправленной и адресной реабилитационной работы, принцип преемственности и возрастающей специфичности психологической помощи, принцип собственной активности субъекта.

Результаты исследования. Раскрывается необходимость обращения не только к сознательной мотивации субъекта, но и учет бессознательных мотивов участия в реабилитационных мероприятиях и в поддержании здоровья. Обсуждается устойчивость в обществе представлений о норме как об идеале и трудности изменения стереотипов в отношении к больному человеку.

Выводы. Реабилитация психически больного человека с одной стороны, должна опираться на формирование и поддержание у него соответствующей направленности личности, способности принимать часть ответственности за свое состояние и развитие. С другой стороны необходимы поддержка больного обществом, готовность общества к его интеграции в активную социальную жизнь, к изменению устоявшихся стереотипов.

Authors / Авторы: Tkhostov А.Sh. / Тхостов А.Ш.  ; Vinogradova M.G. / Виноградова М.Г.

Лэнгле С. Терапевтические возможности методов логотерапии и экзистенциального анализа. // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 22–31

Längle S. (2018) Therapeutic capacity of logotherapy and existential analysis. National Psychological Journal, 11(2), 22–31

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Victor Frankl developed two methods based on the fundamental (spiritual) ability to self-distraction and self-transcendence, i.e. paradoxical intention and dereflection. Further development and extension of the concepts Person and Existence in the framework of existential analysis by Alfried Längle allowed to expand the scientific basis for the creation of new therapeutic interventions and their methodological description. It seems very relevant to present in the paper the analysis of the logotherapeutic and existential analytical psychotherapeutic methods that exist at the present moment.

The Objective of this paper is to give an overview of the logotherapy methods (LT) and existential analysis (EA), and to try and explain why they work. Also the author tries to clarify the logic of existential -analytical methods in correlation with EA anthropology and methodology.

Design. The review of the LT and EA methods is presented here as they are currently used in psychotherapeutic practice and are taught as part of the training program on psychotherapy and counseling of the International Society for Logotherapy and Existential Analysis (GLE-International). The explanation of how the methods of logotherapy and existential analysis operate are done by correlating the EA methods in the first part of the paper with its anthropological concept, and in the second part - with the level (or extension) of the disturbance influenced by the method used and the psychotherapeutic work accordingly.

Results. Three different levels or layers of LT and EA methods distinguished from each other by the principles of psychotherapeutic work are characterized. The first two levels are the area of action of short-term therapy including counseling on the one hand, and process-oriented therapeutic procedures, on the other hand. The third level developing the process of developing a personal dialogue is aimed at the Person concept. Being the nucleus of EA, Personal Existential Analysis (PEA) is considered to be an intra- or interpersonal dialogical process through which a person claims himself/herself through a decisive occupation of a position, being faced with a certain situation. The therapeutic method of PEA (introductory part, 3 steps including all stages) is described.

Conclusion. The methods described provide the therapist with an array of various interventions aimed at activating the patient. Interventions are designed to help the patient find themselves in an existential relationship, gain their own voice, give their strength, help them find a description and give expression to new, better ways of being.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Виктор Франкл разработал два метода, основанные на фундаментальной (духовной) способности человека к самодистанцированию и самотрансценденции: парадоксальная интенция и дерефлексия. Дальнейшее развитие и углубление понятий Person и экзистенция в рамках экзистенциального анализа Альфридом Лэнгле позволило расширить научный базис для создания новых терапевтических интервенций и их методологического описания. Нам представляется весьма актуальным представить в статье анализ логотерапевтических и экзистенционально-аналитических психотерапевтических методов, существующих на настоящий момент.

Цель данной работы – дать обзор методов логотерапии (ЛТ) и экзистенциального анализа (ЭА), и попытаться и объяснить, почему они работают. Кроме того, автор старается прояснить логику экзистенциально-аналитических методов в соотнесении с антропологией ЭА и методологией.

Описание хода исследования. Обзор методов ЛТ и ЭА представлен в статье в том виде, в котором они на настоящий момент применяются в психотерапевтической практике и преподаются как часть обучающей программы по психотерапии и консультированию Международного общества логотерапии и экзистенциального анализа (GLE-International). Объяснение того, как действуют методы логотерапии и экзистенциального анализа сделано посредством соотнесения методов ЭА в первой части статьи с его антропологической концепцией, а во второй части – с уровнем (или глубиной) нарушения, на котором метод оказывает воздействие и, соответственно, происходит психотерапевтическая работа.

Результаты исследования. Выделены и охарактеризованы три различных уровня или слоя методов ЛТ и ЭА, отличающиеся друг от друга принципами психотерапевтической работы. Два первые уровня – область действия кратковременной терапии, куда входит, с одной стороны, консультирование, с другой, – ориентированные на процесс терапевтические процедуры. Третий уровень: процесс развития персонального диалога – ориентация на Person. Рассмотрен персональный экзистенциальный анализ (ПЭА), который является ядром ЭА и представляет собой внутри- или межличностный диалогический процесс, посредством которого человек утверждает себя через решительное занятие позиции, оказавшись лицом к лицу с конкретной ситуацией. Проанализирован терапевтический метод ПЭА, состоящий из трех шагов и вводной части, описаны все его этапы.

Выводы. Описанные выше методы предоставляют терапевту арсенал для различных интервенций, направленных на активизацию пациента. Интервенции призваны помочь пациенту найти себя в экзистенциальном отношении, обрести собственный голос, придать ему силы, помочь ему найти описание и дать выражение новым, лучшим способам бытия.

Authors / Авторы: Längle Silvia / Лэнгле Сильвия

Капустин С.А. Новый критерий нормальной и аномальной личности // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 13–21

Kapustin S.A. (2018) A new criterion for identifying normal and abnormal personality. National Psychological Journal, 11(2), 13–21

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Developing criteria for distinguishing between normal and abnormal personality is one of the most important fundamental scientific problems of psychology. However, today it does not have a satisfactory explanation.

The main Objective of this paper is to propose a new criterion to identify normal and abnormal personality that refers to the works of Erich Fromm.

The methodological and theoretical analysis of E. Fromm's ideas of productive and non-productive personality was carried out.

Based on the analysis of Fromm’s accounts an existential criterion for identifying normal and abnormal personality is proposed.

Conclusion. According to this criterion, firstly normal and abnormal personalities can be identified by special features of their position regarding existential dichotomies, secondly they include particular aspects of acquiring this position. Such dichotomies are inherent, bilateral discrepancies. The position of a normal personality pre-determinates certain existential dichotomies and the necessity of searching for compromise in resolving these dichotomies. This position is actively developed by a person taking into account the rational approach. The position of an abnormal personality is to deny a contradicting predetermination of inherent in existential dichotomies and leads a person toward a consistent, noncompetitive, and eventually single way where self-determination is not taken into account. This position is imposed by other people on an irrational basis. Abnormal personality is deemed as one of the most important factors that influence the development of various kinds of psychological problems and mental disorders (e.g. neurosis).

The references are made to empirical studies, which show that the existential criterion can be successfully used to diagnose normal and abnormal personality and to identify the causes of many psychological problems in humans.

Актуальность (контекст) тематика статьи. Проблема критериев различения нормальной и аномальной личности – одна из важнейших фундаментальных научных проблем психологии. Однако на сегодняшний день она не имеет удовлетворительного решения.

Цель исследования – предложить новый критерий нормальной и аномальной личности, содержащийся в неявном виде в работах Эриха Фромма.

Описание хода исследования. Для достижения этой цели был проведен методологический и теоретический анализ представлений Э. Фромма о продуктивной и непродуктивной личности.

Результаты исследования. На основании этого анализа предложен новый так называемый экзистенциальный критерий нормальной и аномальной личности.

Выводы. Согласно этому критерию нормальность и аномальность личности определяются, во-первых, особенностями содержания, во-вторых, особенностями формирования ее позиции по отношению к свойственным природе человека, так называемым экзистенциальным дихотомиям – объективно существующим, неустранимым, двухальтернативным противоречиям между разными ее сторонами. Позиция нормальной личности по содержанию ориентирует человека на противоречивую заданность его жизни в виде экзистенциальных дихотомий и необходимость поиска компромисса при их разрешении. Она формируется при активном участии самого человека на рациональной основе. Позиция аномальной личности по содержанию субъективно отрицает противоречивую заданность человеческой жизни в виде экзистенциальных дихотомий, ориентируя человека на непротиворечивый, безальтернативный и, следовательно, односторонний способ жизни, который не предполагает его самоопределения. Она навязывается человеку другими людьми на иррациональной основе. Понимаемая таким образом аномальная личность рассматривается как один из важнейших факторов, влияющих на возникновение у человека различного рода психологических проблем и психических расстройств, прежде всего, неврозов.

Практическое применение. Даны ссылки на эмпирические исследования, в которых показано, что экзистенциальный критерий может быть успешно использован для диагностики нормальной и аномальной личности и выявления причин возникновения у человека многих психологических проблем.

Authors / Авторы: Kapustin, Sergey A. / Капустин С. А.

Реан А.А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. – 2018. – №2(30). – С. 3–12

Rean A.A. (2018) Prevention of aggression and antisocial behaviour in adolescents. National Psychological Journal, 11(2), 3–12

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The issue of preventing antisocial behavior in the juvenile is relevant nowadays as delinquent, unlawful behaviour in children and adolescents is a powerful risk factor of asocial development of the personality on the whole, and also the factor that negatively affects their entire future.

The Objective is to analyze the causes and consequences of the asocial development in children and adolescents, to consider theoretical studies devoted to the prevention of antisocial behaviour and juvenile delinquency, neglected and homeless children and adolescents, and their rehabilitation and resocialization.

Design. The paper studies the issue of adolescent aggression in modern Russian society. The paper recites a wide range of foreign and Russian research, analyses regulatory and legal documents and regional practices, and also employs the data of the author’s survey of Russian adolescents conducted in 2017.

Research results. Family reshaping in terms of psychology and relationship between family members have a direct effect on deviant or antisocial behaviour in adolescents. A significant negative correlation between the school climate and the aggressiveness of schoolchildren was revealed. High positive intercorrelations within the indicators of the school climate were found to be high: school safety and teacher-student relations. Children who are not involved in bullying, assess the climate and school safety significantly higher than the children who are bullied. This pattern is typical for all participants in the persecution, regardless of their role, i.e. the victim, the aggressor or the observer.

Conclusion. Based on the data reviewed, the recommendations given can be taken into account when establishing the state policy on preventing antisocial behaviour and the aggression in the juvenile. The significance of the joint school and family measures that can be an effective tool for preventing teenage aggression is drawn special attention to.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема профилактики асоциального поведения несовершеннолетних актуальна потому, что делинквентное, противоправное поведение детей и подростков является мощным фактором риска асоциального развития личности в целом, фактором, отрицательно влияющим на всю их дальнейшую жизнь.

Цель: Проанализировать причины и последствия асоциального развития личности детей и подростков, рассмотреть теоретические исследования, посвященные профилактике асоциального поведения и преступности несовершеннолетних, безнадзорности и беспризорности, а также реабилитации и ресоциализации таких детей и подростков.

Описание хода исследования. В статье изучается проблема подростковой агрессии в современном российском обществе. Работа опирается на широкий круг зарубежных и отечественных исследований посвященных данной проблеме, анализ нормативно-правовых документов и региональных практик, а также данные опроса российских подростков, проведенного автором в 2017 году.

Результаты исследования. Показано, что психологическая деформация семьи и системы отношений в ней оказывают непосредственное влияние на формирование девиантного, асоциального поведения подростков. Выявлена также значимая отрицательная корреляционная связь между школьным климатом и агрессивностью школьников. Были обнаружены высокие значимые положительные интеркорреляции между индикаторами школьного климата: безопасностью школы и отношениями учителей с учащимися. Установлено, что дети, не вовлеченные в ситуацию школьной травли, оценивают климат и безопасность в школе значимо выше, чем дети, которые включены в эту ситуацию. Эта закономерность характерна для всех участников травли, независимо от их роли в ситуации – жертвы, агрессора или наблюдателя.

Выводы. На основании рассмотренных в публикации данных даны рекомендации, которые могут быть учтены при формировании государственной политики по профилактике асоциального поведения и агрессии несовершеннолетних. Особо отмечается значимость совместной деятельности школы и семьи, которая может быть эффективным инструментом предупреждения подростковой агрессии.

Authors / Авторы: Rean, Artur A. / Реан А.А.

Зинченко Ю.П., Еськов В.М., Григорьева С.В., Майстренко В.И. Нейрокомпьютерные модели эвристической деятельности мозга человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.109-127

Zinchenko Yu.P., Eskov V.М., Grigoryeva S.V., Maistrenko V.I. (2018).New possibility of the heuristic activity of neuroemulators. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 109-127

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Today there are no real models of the human brain's heuristic activity. In this regard, now it is absent real models of heuristic activity of the human brain, according to the accumulated experimental material, the possibilities of modeling two basic principles of the operation of real neural networks of the human brain was presented.

Goal. The proving of real neuroemulator possibility for system synthesis as a model of heuristic behavior of human brain.

Methods. We propose the numerical repetition of electroencephalogram registration (EEG) and construct the special matrix of their (EEG) comparison. For neuroemulator we propose the numerical repetition and choice value of weight of coefficient wi0for any diagnostic parameters xi(like for real EEG).

Conclusions. It is shown that such two procedures (reverberation and chaos) are identical to the heuristic activity of the brain. The brain selects the main xi* from the set of xi variables and at the same time we move from the phase space m to the new phase space with little dimension n (n<<m). The choice of the main xi*is a problem of system synthesis (finding of the order parameters). It is realized at the expense of reverberation and chaos to neural networks. We must mark: the artificial neuron nets emphasize demonstrate such behavior at every time.

АктуальностьСегодня отсутствуют реальные модели эвристической деятельности мозга человека. В этой связи на основе накопленного экспериментального материала обсуждаются возможности моделирования двух базовых принципов работы реальных нейронных сетей мозга человека. Эти принципы были положены в основу работы нейроэмуляторов.

Цель. Доказать возможность применения нейроэмуляторов как реальных моделей эвристической работы мозга в режиме системного синтеза.

Методы. Мы предлагаем многократные повторения регистрации электроэнцефалограмм и в дальнейшем построение матриц их попарного сравнения. Для нейроэмуляторов мы предлагаем многочисленные повторения и хаотическое задание значений весовых коэффициентов wi0для любых диагностических признаков xi(две новые процедуры), что реализуется в реальных электроэнцефалограммах.

Выводы. Было показано, что эти две процедуры (реверберации и хаос) идентичны эвристической работе мозга. Мозг выбирает параметры порядка xi*из всех xi, и в этом случае возможен переход из фазового пространства размерности mк фазовому пространству меньшей размерности n(n<<m). Выбор этих xi*является задачей системного синтеза (нахождение параметров порядка). Это сейчас реализовано нами (в режиме ревербераций и хаоса нейросетей) с помощью нейроэмуляторов в особом режиме их работы.

Authors / Авторы: Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П. ; Eskov Valery M. / Еськов Валерий Матвеевич ; Grigoryeva Svetlana V. / Григорьева С.В. ; Maistrenko Valentin I. / Майстренко В.И.

Сидоров К.Р., Васильев И.А. Методика исследования содержания целей человека. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.90-108

Sidorov K.R., Vasilyev I.A. (2018). Technique for investigating the content of human goals. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 90-108

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

RelevanceThe motivation for this work stems from the fact that there are an insufficient number of tools in the Russian psychology that are suitable to investigate the content of human goals.

Objective. Development of a new method for investigating the content of human goals.

Methods. The method of incomplete sentences; clinical conversation; a modification of the projective technique of R. Emmons "Assessment of Personal Aspirations".

Results. A modification of the method of R. Emmons "Assessment of Personal Aspirations" is carried out. The changes made in the proposed version concern not only the incomplete sentences presented to the respondent for their completion, but also the scales of evaluation of personal aspirations (goals): their content, sequence of presentation, and the assessments used. For the analysis of human goals the following 17 scales are introduced: importance, clarity, difficulty, effort, the ability to focus, the degree of enthusiasm, joy, frustration, success in recent times, the probability of success, the influence of circumstances, control over one’s actions, progress, importance for one’s family, the degree of social utility, support, external-internal cause. The estimates of the proposed scales use six-point graduation: from 0 to 5. All the innovations made in the methodology are justified and the necessity of their implementation is shown. The author's interpretation of the data obtained includes: analysis of the content of the selected aspirations (goals) and their classification, which consists in revealing regularly reproduced goals, analog goals and development goals; analysis of the goals by separate scales on the basis of the respondent's evaluation judgments and by the connection of scales with each other; assessment of the influence of the goals on each other, which becomes harmonious or disharmonious. The approbation of the method and possible spheres of its application are discussed.

Conclusions. The declared method is correct, has a great potential for expanding the interpretation and allows one to better understand both the content of the goals and the means for achieving them.

Актуальность работы связана с отсутствием в отечественной психологии достаточного количества инструментов, пригодных для исследования содержания целей человека.

Цель. Конструирование нового методического приема для исследования содержания целей человека.

Методы. Метод незаконченных предложений; клиническая беседа; модифицированный вариант проективной методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений».

Результаты. Произведена модификация методики Р. Эммонса «Оценка личностных стремлений». Изменения коснулись не только предъявляемых респонденту незаконченных предложений для их завершения, но и шкал оценки личностных стремлений (целей): их содержания, последовательности предъявления, используемых оценок. Для анализа целей человека вводятся следующие 17 шкал: важность, ясность, трудность, усилие, возможность сосредоточиться, степень увлеченности, радость, огорчение, успешность в течение последнего времени, вероятность успеха, влияние обстоятельств, контроль за своими действиями, прогресс, важность для близких, степень общественной полезности, поддержка, внешняя/внутренняя причина. В оценках шкал используется 6-балльная градация (от 0 до 5). Все нововведения, осуществленные в методике, обосновываются, показывается необходимость их проведения. Авторская интерпретация полученных данных включает: анализ содержания выделенных стремлений (целей) и их классификацию, заключающуюся в выделении регулярно воспроизводимых целей, аналоговых целей и целей развития; анализ целей по отдельным шкалам на основе выставленных респондентом оценок и по связи шкал друг с другом; оценку взаимовлияния целей, принимающую гармоничный или дисгармоничный характер. Обсуждается апробация методики и возможные сферы ее применения.

Выводы. Заявленный методический прием корректен, имеет большой потенциал для расширения интерпретации и позволяет лучше осознать как содержание выдвигаемых целей, так и средства их достижения.

Authors / Авторы: Vasilyev, Igor A. / Васильев И.А. ; Sidorov Konstantin R. / Сидоров К.Р.

Коршунова С.Г., Степанова О.Б. Категоризация названий эмоций в субъективном семантическом пространстве их зрительного различения по круговым характеристикам «интенсивность» и «сила». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.76-89

Korshunova S.G., Stepanova O.B. (2018). Categorization of the names of emotions in the subjective semantic space of their visual distinction by the circular characteristics “intensity” and “power”. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 76-89

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance of the study is due to the need for more detailed researching of categorization of synonymous ranges of names of basic emotions by the energy characteristics “intensity” and “power”.

Objective. Construction of circular categorical scales of the energy characteristics “intensity” and “power” in the spherical 6-dimensional model of emotions and analysis of language organization of the semantic structure of perception of their names.

Methods. Psychophysical method of revealing mechanisms for structuring semantics in linguistic consciousness based on a neuropsychological spherical model of vector coding of emotional-cognitive operations of detection and differentiation of signals E.N. Sokolov. Method of direct supra-threshold measurement of the subjective value of semantic differences between the names of emotions. Method of multidimensional scaling ALSCAL of subjective differences. The method of modeling the subjective semantic structure in the form of a spherical 6-dimensional Euclidean space. Method of measuring subjective characteristics in the form of circular scales in 2-dimensional subspaces. Methods for grouping and segmention lexical units based on the threshold values of their semantic differences.

The experiment involved 152 people aged 19 to 22 years.

Results. Circular scales of energy characteristics of «intensity» and «power» of emotions are constructed in the spherical 6-dimensional model of the semantic structure of the names of emotions by the combination in pairs of distinctive features-axes “inhibition/excitation” – “variability/stability” and “closeness /openness” – “acceptance/rejection” respectively. 8 and 10 categorical groups of synonyms are highlighted on the “intensity” and “power” scales with gradual values “norm” – “deviation from the norm”. The categories of “intensity” and “power”, expressing a high degree of manifestation of emotions, prevail. The general content for all members of each of the synonymous series on the “intensity” and “power” scales is indicated through their enumeration.

Conclusions. The mechanism of semantic grouping of the names of emotions into categorical classes and segmentation them among themselves has a uniform character based on the computation of differences and belongs to the energy characteristics “intensity” and “power” of emotions as well as the qualitative characteristic of the tone.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения категоризации синонимических рядов названий базисных эмоций по энергетическим характеристикам интенсивности и силы.

Цель работы. Построение круговых категориальных шкал энергетических характеристик интенсивности и силы в сферической 6-мерной модели эмоций и анализ языковой организации семантической структуры восприятия их названий.

Методы. Психофизический метод выявления механизмов структурирования семантики в языковом сознании, основанный на нейропсихологической сферической модели векторного кодирования эмоционально-когнитивных операций обнаружения и дифференциации сигналов Е.Н. Соколова. Метод прямого надпорогового измерения субъективной величины семантических различий между названиями эмоций. Метод многомерного шкалирования ALSCAL субъективных различий. Метод моделирования субъективной семантической структуры в виде сферического 6-мерного евклидова пространства. Метод измерения субъективных характеристик в виде круговых шкал в 2-мерных подпространствах. Методы группирования и сегментации лексических единиц, основанные на пороговых значениях их семантических различий.

В эксперименте участвовало 152 человека в возрасте от 19 до 22 лет.

Результаты. В сферической 6-мерной модели семантической структуры названий эмоций построены круговые шкалы энергетических характеристик интенсивности и силы эмоций за счет объединения в пары различительных признаков-осей «торможение/возбуждение» – «изменчивость/устойчивость» и «закрытость/открытость» – «принятие/отвержение» соответственно. На шкалах интенсивности и силы выделены соответственно 8 и 10 категориальных групп синонимов с градуальными значениями «норма» – «отклонение от нормы». Преобладают категории интенсивности и силы, выражающие высокую степень проявления эмоций. Общее содержание для всех членов каждого из синонимических рядов по шкалам интенсивности и силы обозначается через их перечисление.

Выводы. Механизм семантического группирования названий эмоций в категориальные классы и сегментации их между собой носит единообразный основанный на вычислении содержательных различий характер и свойственен и энергетическим характеристикам интенсивности и силы эмоций, так же как и качественной характеристике тона.

Authors / Авторы: Korshunova S.G. / Коршунова С.Г. ; Stepanova Olga B. / Степанова О.Б.

Карапетян Л.В., Глотова Г.А. Исследование параметров эмоционально-личностного благополучия российских студентов (окончание). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.60-75

Karapetyan L.V., Glotova G.A. (2018). Research of parameters of emotional and personal well-being of the Russian students (the end). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 60-75

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The relevance of the research is caused by the need of more detailed studying of the emotional and personal well-being of modern students for the purpose of rendering psychological assistance to them on its optimization.

Objective. The work purpose — the analysis of various aspects of emotional and personal well-being of students. Methods: "Self-assessment of Emotional and Personal Well-being (SEPWB)" of G.A. Glotova and L.V. Karapetyan, "Social and psychological adaptation" of K. Rogers and R. Diamond and "Attributional Style Questionnaire" of M. Seligman.

Samples: the main sample - students (n=430), comparison samples – non-student youth (n=608) and convicts (n=99).

Results. By a method of SEPWB it is shown that students on set of parameters of a self-assessment of emotional and personal well-being occupied an intermediate position between the group of non-student youth where estimates are higher student's and group of convicts where estimates of emotional and personal well-being the lowest; in a number of parameters of a method of SEPWB age distinctions between "younger" (17-20 years) and "senior" (21-25 years) student's groups are received; there were no significant differences between the female and male subgroups of students in direct comparison without taking their age into account, but when divided into two age subgroups (17-20 and 21-25 years old), gender differences were observed; a number of correlations of parameters of the SEPWB method and indicators of  "Social and psychological adaptation" method of C. Rogers and R. Diamond and "Attributional Style Questionnaire" method of M. Seligman were obtained; four types of the students differing with the level of a self-assessment of emotional and personal well-being on the basis of the SEPWB index – two extreme types and two intermediate are allocated: students with the SEPWB high index, with the increased index, with the reduced index and the low index of SEPWB.

Conclusions. The results confirm the possibility of using the "Self-assessment of emotional and personal well-being" method for studying the age and gender differences between students, as well as characteristic types of experience and assessment of their inner well-being.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более детального изучения эмоционально-личностного благополучия современных студентов с целью оказания им психологической помощи по его оптимизации.

Цель работы. Анализ различных аспектов эмоционально-личностного благополучия студентов.

Методики. «Самооценка эмоционально-личностного благополучия (СЭЛБ)» Г.А. Глотовой и Л.В. Карапетян; «Социально-психологическая адаптация (СПА)» К. Роджерса и Р. Даймонд; «Опросник атрибутивного стиля (ОАС)» М. Селигмана.

Основная выборка — студенты (n=430) гуманитарных, педагогических и технических специальностей вузов г. Екатеринбурга; выборки сравнения — нестуденческая молодежь (n=608) и осужденные (n=99).

Результаты. По методике СЭЛБ показано, что студенты по совокупности параметров самооценки эмоционально-личностного благополучия занимают промежуточное положение между группой нестуденческой молодежи, где оценки выше, и группой осужденных, где оценки самые низкие; по ряду параметров методики СЭЛБ получены возрастные различия между «младшей» (17—20 лет) и «старшей» (21—25 лет) студенческими подгруппами; не выявлено достоверных различий между женской и мужской подгруппами студентов при непосредственном сравнении без учета возраста, однако при делении на две возрастные подгруппы (17—20 и 21—25 лет) половые различия имеют место; получен ряд корреляционных связей параметров методики СЭЛБ и показателями методик СПА и ОАС; выделены четыре типа студентов, характеризующихся разными по уровню индексами СЭЛБ: высоким, повышенным, сниженным и низким.

Выводы. Полученные результаты подтверждают возможность использования методики СЭЛБ для изучения возрастных и половых различий между студентами, а также характерных для них типов переживания и оценки своего внутреннего благополучия/неблагополучия.

Authors / Авторы: Karapetyan L. V. / Карапетян Л. В. ; Glotova, Galina A. / Глотова Г. А.

Коньшина Т.М., Пряжников Н.С., Садовникова Т.Ю. Личная профессиональная перспектива современных российских старших подростков:ценностно-смысловой аспект. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.37-59

Konshina T.M., Pryazhnikov N.S., Sadovnikova T.Yu. (2018). The personal professional perspective in modern Russian adolescence: the value and sense aspects. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 37-59

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The necessity to research the self-determination of adolescents in the context of significant socio-cultural changes in the Russian Federation at the beginning of the 21stcentury.

ObjectiveStudy of the value and sense orientation of high school students in modern Russia at the stage of preliminary professional self-determination in adolescence.

Methods. Method of studying personal professional perspective (PPP) by N.S. Pryazhnikov; content analysis.

Sample: 240 pupils (133 female, 107 male) of 9th-11thgrades of Moscow schools, aged 14-17.

Results. An analysis of the responses of adolescents to the questions of the methodology of the PPP showed: 1) In 72,5% of answers high school students perceive honest labor as a value; 2) In 81,7% of answers adolescents recognize the necessity and value of professional education after school; 3) In 62,8% of answers the respondents express doubts, and the authors of 23,3% answers deny the value of complicated and expert labor in Russia; 4) 53,3% of adolescent’s answers reflect the wish to leave Russia or thoughts of such possibility.

Conclusions. 1. In the hierarchy of values ​​and sense orientations of modern adolescents in the area of preliminary professional self-determination, the most expressed values are self-development, qualitative education, career achievements, personal success, the perspectives of professional development and decent wages. 2. The adolescents demonstrate a high level of orientation in the current social and economic situation (the economic crisis in Russia) and admit that positive changes in society should be determined by the recognition by society of the value of complicated and skilled labor, the value of honest labor and the value of labor and education exactly in Russia. 3. The data of the study contains widely represented answers without justification, which may reflect the status of the moratorium in the value-sense self-determination of adolescents in the area of labor and vocational education. 4. The current economic situation in Russia is perceived by the surveyed adolescents as unfavorable. More than half of respondents consider the possibility of getting an education and/or moving to a permanent residence abroad as a variant of their professional future.

Актуальность. Необходимость изучения самоопределения подростков в условиях значительных социокультурных изменений в России начала XXIв.

Цель. Изучение ценностно-смысловой ориентировки современных российских старшеклассников на этапе предварительного профессионального самоопределения. 

Методы. Методика изучения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н.С. Пряжникова; метод контент-анализа. 

Выборка. 240 учащихся (133 девушки, 107 юношей) 9—11-х классов московских средних общеобразовательных школ в возрасте 14—17 лет. 

Результаты. Анализ ответов подростков на вопросы методики ЛПП показал: 1) в 72.5% ответов респонденты воспринимают честный труд как ценность; 2) в 81.7% ответов подростки признаютнеобходимость и ценность профессионального образования после школы; 3) в 62.8% ответов респонденты высказывают сомнения, а авторы 23.3% высказываний отрицают ценность сложного и квалифицированного труда в России; 4) 57.3% ответов старшеклассников свидетельствуют о готовности уехать из России или о возможности такого решения.

Выводы. 1. В иерархии ценностно-смысловых ориентаций современных старших подростков в сфере предварительного профессионального самоопределения наиболее представлены ценности саморазвития, получения качественного образования, карьерных достижений, личного успеха, перспективы профессионального развития и достойной оплаты труда. 2. Демонстрируя высокий уровень ориентировки в современной социально-экономической ситуации (экономический кризис в России), старшие подростки рассматривают позитивные изменения в обществе как условие признания обществом ценности сложного и квалифицированного труда, ценности честного труда и ценности труда и образования именно в России. 3. В материалах исследования достаточно широко представлены ответы без обоснования, которые могут отражать статус моратория в ценностно-смысловом самоопределении подростков в сфере труда и профессионального образования. 4. Современная экономическая ситуация в России воспринимается обследованными старшими подростками как неблагополучная. Более половины респондентов рассматривают возможность получения образования и/или переезда на постоянное местожительство за границу как вариант своего профессионального будущего.

Authors / Авторы: Konshina, T.M. / Коньшина Т. М. ; Pryazhnikov N.S. / Пряжников Н. С. ; Sadovnikova T.Yu. / Садовникова Т.Ю.

Соленов И.В. Методологический потенциал культурно-деятельностного подхода к изучению измененных состояний сознания (на материале религиозных практик). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №3 — с.21-36

Solenov I.V. (2018). Methodological potential of the cultural-activity approach to the study of altered states of consciousness (on the basis of religious practices). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 3, 21-36

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Abstract

Актуальность. В культурных и религиозных практиках широко распространены и функционально значимы феномены измененных состояний сознания (ИСС). Само признание факта их существования зачастую выступает основой критики «догматической» марксистской психологии. Недостаточная разработанность культурно-деятельностного подхода к изучению мистических и религиозных состояний сознания создает препятствия в теоретическом оснащении практической работы с субъектами таких ИСС, а также в создании условий для полноценного межконфессионального диалога.

Цель. Обоснование методологического потенциала культурно-деятельностного подхода к изучению ИСС (в том числе мистико-религиозных) и рассмотрение методических средств решения соответствующих исследовательских задач.

Методы. Методологический анализ проблемы ИСС с позиций культурно-деятельностного подхода.

Выводы. Понимание культурно обусловленных ИСС как функционального органа деятельности продолжает отечественную традицию изучения динамических системных образований и вносит вклад в представления о структуре, функции и генезе ИСС. Обосновано применение схем строения деятельности и сознания к выявлению состава средств, способов индукции и психологических механизмов ИСС. В качестве единиц анализа ИСС допустимо использование паттерна психических процессов, действия и более дробных единиц. Показана значимость продуктивных критериев наличия ИСС, обсуждены возможности методов исследования ИСС в религиозных практиках с учетом требований современного типа научной рациональности. Раскрыта процедура реконструкции феноменов ИСС в религиозных практиках, требования к ее применению и ее ограничения. Объяснительные возможности культурно-деятельностного подхода позволяют дать целостную и непротиворечивую интерпретацию психическим феноменам изменения состояния сознания.

Authors / Авторы: Solenov, Igor V. / Соленов И.В.


Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 124 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук