Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Семенова Л.Э., Серебрякова Т.А., Князева Е.В. Экспериментальная программа оптимизации процесса развития мотивации родительства. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 30-37.

Semenova L.E., Serebryakova T.A., Knyazeva E.V. (2018). Pilot program for optimizing parenting motivation. National Psychological Journal. 1, 30-37.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The interest in childhood as a period of human life and in children as  members of society is determined by negative transformations of the sociocultural development  observed in the period starting with 70-80s of the 20th century to the present day.

The Objective of the paper is to describe the pilot research for optimizing parenting motivation as part of personal education. The basic hypothesis of the research is the assumption about the objective dependence of parenting motivation on the system of value orientations and attitudes of the subject, including the perceived necessity for the child upbringing.

Progress Report. The first stage of the research includes the analysis of foreign and domestic scientists’ works of in the field of psychology of parenting, which allowed to shape the research hypothesis and to design the experimental part. The second stage is the implementation of the experimental research program. Respondents of the research were represented by males and females aged 16 to 22 years.

Research Results. The quantitative and qualitative analysis of the experimental data carried out at the third stage showed that 73 per cent of the respondents pointed to the family as the most important value. The central motivation for child birth in the majority of respondents (84 per cent) is receiving baby love.

Conclusion. The conducted research showed that parenting motivation is well-developed in the respondents. The hypothesis about the distinctive features of parenting motivation at the stages of early and late adolescence, and also the hypothesis of the gender specificity of parenting motivation have also been confirmed. Similarly, the qualitative analysis of the experimental data that has been performed in the research reveals the maximum intensity of the emotional component of parenting motivation. The cognitive component that objectively determines the stability of motivation is weakly expressed. To develop the parenting motivation as part of personal education  the program aimed at harmonizing the development process of both emotional and cognitive component of parenting motivation was organized.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Интерес к детству как периоду жизни человека и к детям как полноправным членам общества обусловлен негативными трансформациями социокультурной ситуации развития нашего общества, которые мы наблюдаем с 70–80-х годов XX столетия и по сегодняшний день.

Цель публикации – описание экспериментальной программы изучения и оптимизации мотивации родительства как личностного образования. В качестве основной гипотезы нашего исследования мы формулируем предположение об объективной зависимости мотивации родительства от системы ценностных ориентаций и установок субъекта, в том числе, – осознанной потребности в воспитании детей.

Описание хода исследования Первым этапом исследования стал анализ работ зарубежных и отечественных ученых в области психологии родительства, позволивший сформулировать гипотезу исследования и спроектировать программу его экспериментальной части. Второй этап – реализация программы экспериментального исследования. Респондентами в данном исследовании выступили юноши и девушки в возрасте от 16 до 22 лет.

Результаты исследования Количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных, осуществленный на третьем этапе исследования, показал, что ценность семьи в качестве важнейшей назвали 73% респондентов. Центральным же мотивом рождения ребенка для большинства респондентов (84%) является получение от малыша любви.

Выводы Проведенное исследование показало, что у девушек и юношей, принявших в нем участие, мотивация родительства сформирована. Подтвердились и гипотезы об отличительных особенностях мотивации родительства на этапах ранней и поздней юности, а также гипотеза о гендерной специфике мотивации родительства. Вместе с тем, осуществленный нами качественный анализ полученных экспериментальных данных свидетельствует о максимальной выраженности эмоционального компонента мотивации родительства. Когнитивный же компонент, объективно обусловливающий устойчивость мотивации, выражен слабо. Для развития мотивации родительства как личностного образования нами была разработана развивающая программа, направленная на гармонизацию процесса развития как эмоционального, так и когнитивного компонента мотивации родительства.


Authors / Авторы: Semenova, L.E. / Семенова Л.Э. ; Serebryakova, T. A. / Серебрякова Т.А. ; Knyazeva, E.V. / Князева Е.В.

Бурлакова Н.С. Психическое развитие детей, переживших массовые бедствия: от изучения последствий к проектированию развития на основе культурно-исторического анализа. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 17-29.

Burlakova N.S. (2018). Mental development of children who survived mass disasters: from consequences studying to development designing on the basis of cultural and historical analysis. National Psychological Journal. 1, 17-29.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The topic of the psychological consequences of mass disasters for children and adolescents (victims of natural and man-made disasters, military conflicts, terrorism), and also the corresponding risks, threats to their mental development is insufficiently covered in modern psychology. Difficulties in carrying out research cause their quite a small number in relation to the children's population.

The Objective of the analytical theoretical research is 1. to study the general state of the issue and the most discussed modern models of experiencing mass disasters and its impact on the psychological well-being of children and adolescents who are victims and witnesses of mass natural cataclysms, socio-anthropogenic and technogenic catastrophes; 2. to conduct cultural and historical analysis of the issue; 3. to handle central discussion issues regarding the prevention of destructive psychological reactions in the younger generation.

Progress Report. In the theoretical and analytical research, an array of ideas about the psychological consequences of mass disasters for the younger generation is consistently considered from the early historic periods up to modern days. A critical analysis of the main methodologies that lie in the basis of most modern research is presented, and finally, the paper considers the possibilities of systematic cultural and historical analysis in the framework of the issue stated in the title, including the prevention of destructive psychological reactions.

Research Results. The analysis has revealed the partiality and diversity of research models, the often inconsistent conclusions drawn on the basis of their research development; discussion on issues of preventive intervention.

Conclusion. The integrative possibilities of cultural and historical analysis are shown, including the methodology of the research carried out earlier, the possibilities of designing preventive measures that increase the psychological stability of children and adolescents to the traumatic consequences of extreme situations. The essence of the proposed approach is the cultural and historical understanding of internal and external causes and mechanisms of various posttraumatic stress disorder (PTSD), the nature of care and work with them, and also in the possibilities of diagnosing "weaknesses", premises for the development of such disorders in the conditions of a society.

Актуальность (контекст) тематики статьи.. Тема психологических последствий массовых бедствий для детей и подростков (жертв природных и техногенных катастроф, военных конфликтов, терроризма), а также соответствующих рисков, угроз для их психического развития недостаточно освещена в современной психологии. Трудности осуществления исследований обуславливают их относительную малочисленность применительно к детской популяции.

Цель проведенного аналитико-теоретического исследования: изучение общего состояния проблемы и наиболее обсуждаемых современных моделей влияния опыта переживания массовых бедствий на психологическое самочувствие детей и подростков – жертв и очевидцев массовых природных, социоантропогенных и техногенных катаклизмов;  культурно-исторический анализ проблематики; обсуждение центральных дискуссионных вопросов в отношении профилактики деструктивных психологических реакций у подрастающего поколения.

Описание хода исследования. В теоретико-аналитическом исследовании последовательно рассмотрена палитра представлений о психологических последствиях массовых бедствий для подрастающего поколения от наиболее исторически ранних к современным. Представлен критический анализ основных методологий, на основе которых построена большая часть современных исследований, и наконец, в завершении статьи показаны возможности системного культурно-исторического анализа в рамках данной проблематики, включая вопросы превенции деструктивных психологических реакций.

Результаты исследования. Проведенный анализ обнаружил частичность и разнообразие исследовательских моделей, нередкую противоречивость выводов, сделанных на основе их исследовательской разработки; дискуссионность в отношении вопросов профилактического вмешательства.

Выводы. Показаны интегративные возможности культурно-исторического анализа, в том числе, и по отношению к методологии ранее осуществленных исследований, возможностей проектирования профилактических и превентивных мер, повышающих психологическую устойчивость детей и подростков к травматическим последствиям переживания экстремальных ситуаций. Суть предлагаемого подхода состоит в культурно-историческом понимании внутренних и внешних причин и механизмов порождения разнообразных травматических реакций и расстройств (ПТСР), характера помощи и работы с ними, а также в возможностях диагностики «слабых мест», готовностей к развитию таких расстройств в условиях определенного общества. 

Authors / Авторы: Burlakova N.S. / Бурлакова Н.С.

Дубровина И.В. Психологические проблемы воспитания детей и школьников в условиях информационного общества. // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 6-16.

Dubrovina I. V. (2018). Psychological issues of education of kindergarten children and school children in the information society. National Psychological Journal. 1, 6-16.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The issue of upbringing is becoming increasingly important due to the development and growing-up of modern children and adolescents in the so-called digital age. The characteristic features of child development in the kindergarten and in the primary and secondary school within the information society make pose a challenge to the psychological service.

Objective. The key to the situation can be found in the context of the priority directions of psychology of upbringing and education, and also by establishing scientific and practical support of the directions. The paper is to thoroughly consider psychologists’ and educators’ work in the education system in the current situation. The goals and objectives of their work are specified in regard with the significant changes that have been recently observed in the Information Society.

Design. The acute and sometimes contradictory issues of the upbringing have been severely paralyzed. The ever-lasting goals of educating children and developing their personality such as emotional and spiritual development, mastering the accumulated bag of cultural achievements, the development of moral feelings, abilities for full communication, etc. are singled out.

Research Results. Modern education reflects the needs of the information society and has to focus more on the issues of schoolchildren's progress, the development of their intellectual sphere, and the preparation for the passing of the State Exam. Much less attention is paid to education. Practical psychology being an important assistant of the educational system is much influenced by the latter and is not actually prepared solve the urgent task of educating children.

Conclusion. The solutions to the problems of education should not only be found at the level of highly professional interdisciplinary integration of the educational, psychological, social and other sciences and practices, but also at the level of the contemporary interaction of various sciences and forms of social consciousness , i.e. culture, art, media (television, radio, Internet), law, morality, religion.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Проблема воспитания становится все более значимой в связи с особенностями развития и взросления современных детей и подростков так называемой цифровой эпохи. Особенности развития детей и школьников в условиях информационного общества ставят перед психологической службой системы образования новые задачи.

Цель. Решение вышеупомянутых задач связано с уточнением приоритетных направлений развития психологии воспитания и образования, а так же научно-практического обеспечения этого направления. Целью статьи является всестороннее рассмотрение сферы деятельности психологов и педагогов системы образования в современных условиях. Уточняются цели и задачи их работы с учетом значительных перемен, произошедших в рамках информационного общества

Описание хода исследования. Пронализированы острые и порой противоречивые проблемы воспитания современного молодого поколения. Выделены задачи воспитания детей и формирования их личности, актуальные во все времена, такие как, например, эмоциональное, духовное развитие, овладение накопленным человечеством багажом культурных достижений, развитие нравственных чувств, способностей к полноценному общению и др.

Результаты исследования. Отмечается, что современное образование, отражая запросы современного информационного общества, в большей степени концентрирует свое внимание на проблеме успеваемости школьников, развитии их интеллектуальной сферы, подготовки к сдаче ЕГЭ. Значительно меньше внимания уделяет вопросам воспитания. Практическая психология, обслуживая систему образования, поддалась ее влиянию и оказалась не в полной мере готовой к решению вновь ставшей сегодня актуальной задачи воспитания школьников.

Выводы. Поиск путей решения проблемы воспитания следует не только на уровне высоко профессиональной междисциплинарной интеграции педагогической, психологической, социальной и других наук и практик, но и на уровне современного взаимодействия различных наук и форм общественного сознания – культуры, искусства, средств массовой информации (телевидение, радио, интернет), права, морали, религии.

Authors / Авторы: Dubrovina, Irina V. / Дубровина И. В.

Зинченко Ю.П. VI Конгресс Регионального объединения психологических ассоциаций стран АСЕАН (АРУПС). // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 5

Zinchenko Yury. P. (2018). 2-nd All-Russian Conference «The way to success: programs to support gifted children and youth in the context of scientific and technological development of the Russian Federation». National Psychological Journal. 1, 5

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

On January 27-28, 2017, the 2nd All-Russian Conference «The way to success: programs to support gifted children and youth in the context of scientific and technological development of the Russian Federation» was held in the Sirius Educational Centre (Sochi, Russia)

27–28 января 2017 года в Образовательном центре «Сириус» (г. Сочи) состоялась II Всероссийская конференция «Путь к успеху: программы поддержки одаренных детей и молодежи в контексте стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»

Authors / Авторы: Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П.

Зинченко Ю.П. VI Конгресс Регионального объединения психологических ассоциаций стран АСЕАН (АРУПС). // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 1(29). – С. 3-4

Zinchenko Yury. P. (2018). The 6th ASEAN Regional Congress of Psychological Associations. National Psychological Journal. 1, 3-4.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

February 20-22, 2018 the 6th ASEAN Regional Congress of Psychological Associatons was held in Kuta (Indonesia)

20–22 февраля 2018 года в г. Кута (Индонезия) состоялся VI Конгресс Регионального объединения психологических ассоциаций стран АСЕАН (АРУПС)

Authors / Авторы: Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П.

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Юрия Михайловича Жукова (05.07.1945—18.03.2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.93-95

The staff of the faculty of psychology MSU (2018). In the memory of Yury Mikhaylovich Zhukov (05.07.1945—18.03.2018). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 93-95

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

18 March 2018. died Yuri M. Zhukov — the doctor of psychological Sciences, Professor of chair of social psychology of faculty of psychology of Moscow state University named after M. V. Lomonosov, honored Professor of Moscow state University, original-minded scientist, a bright and witty lecturer who generously shared their ideas and research Manager, a passionate teacher, creatively experimenting with teaching methods and development of students.

18 марта 2018 г. ушел из жизни Юрий Михайлович Жуков — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный профессор Московского университета, оригинально мысливший ученый, яркий и остроумный лектор, щедро делившийся своими идеями научный руководитель, увлеченный преподаватель, творчески экспериментировавший с методиками обучения и развития студентов.

Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко (24.11.1949—28.01.2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.90-92

The staff of the faculty of psychology MSU (2018). In the memory of Tatyana Gavrilovna Stefanenko (24.11.1949—28.01.2018). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 90-92

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

On January 28, 2018 Tatyana Gavrilovna Stefanenko, a sensitive teacher and outstanding researcher, our colleague, friend and mentor, head of the Department of social psychology of the faculty of psychology of Lomonosov Moscow state University (2006-2017), doctor of psychology, Professor, honored Professor of Moscow University (2009), passed away.

28 января 2018 г. ушла из жизни Татьяна Гавриловна Стефаненко — чуткий учитель и незаурядный исследователь, наш коллега, друг и наставник, заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2006—2017), доктор психологических наук, профессор, заслуженный профессор Московского университета (2009).

Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Нины Федоровны Талызиной (28.01.1923—06.01.2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.87-89

The staff of the faculty of psychology MSU (2018). In the memory of Nina Fedorovna Talyzina (28.01.1923—06.01.2018). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 87-89

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

On January 6, 2018 Nina Fyodorovna Talyzina, academician of RAO, Professor of psychology of education and pedagogy Department of psychology of Moscow state University, doctor of psychology, Honored worker of science of the Russian Federation, Honored Professor of Lomonosov Moscow state University, died.

6 января 2018 г. скончалась Нина Федоровна Талызина — академик РАО, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова.

Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю. Времен связующая нить: о книге С.Г. Геллерштейна «Методология психотехники». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.81-86

Mazilov V.A., Stoyukhina N.Yu. (2018). Time connecting thread: the book S.G. Gellerstein “Methodology of Psychotechnics”. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 81-86

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Review of the book S.G. Gellerstein “Methodology of Psychotechnics”

Мы живем в непростое время. Утверждение банальное, но верное. Наше время — это еще и пора возвращений. Возвращения необходимы: они расставляют все по своим местам, заполняют лакуны, восстанавливают историческую справедливость и связь времен. К нам возвращаются работы классиков психологической науки. Совсем недавно мы радовались возвращению текстов Л.С. Выготского: были опубликованы его ранние работы, а также многочисленные театральные рецензии и статьи о театре. Затем были опубликованы его записные книжки.

Теперь настал черед возвращения другого классика — С.Г. Геллерштейна. Только что вышел в свет двухтомник его трудов общим объемом более 800 страниц.

Authors / Авторы: Mazilov, V.A. / Мазилов В.А.  ; Stoyukhina, N.Yu. / Стоюхина Н.Ю.

Веракса А.Н., Якушина А.А. Апробация методики «Исследование мысленного представления движений у детей» (Movement Imagery Questionnaire for Children). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.70-80

Veraksa A.N., Yakushina A.A. (2018). Testing of the methodology “Movement Imagery Questionnaire for Children”. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 70-80

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The relevance of the work due to the lack of a special method that could to assess the ability of young athletes to represent movements in the Russian psychological tools.

Objective. The aim of the work is to test the method “Movement imagery Questionnaire for Children”, which is developed by Canadian researchers (R. Martini and colleagues), on Russian athletes.

Method. The analysis of studies that demonstrate the importance of using mental images in the training process was described. Empirical study of the mental representation of movements in 112 Russian young athletes from age 7 to 12 years with the help of a pre-adapted technique MIQ-C was conducted.

Results. The main types of mental images that are most often used by young athletes have been revealed: first-person visualization, third-person visualization and visualization of muscle performance. The last one (kinesthetic) is the most difficult for children. The highest rates of use of all three methods were noted in children 9-10 years. In the process of the work it was compared the results obtained for the Russian sample, with the results of Canadian researchers. It was revealed that Russian athletes assess their capabilities for visualization higher than young athletes in Canada.

Conclusions. It is necessary to expand a sample, having picked up athletes of those sports which are not presented at this stage of work, and to carry out check of validity of the Russian version of this method on the expanded sample.

Актуальность. Актуальность работы обусловлена отсутствием в отечественном психологическом инструментарии специальной методики, необходимой для оценки способности к образному представлению движений у юных спортсменов.

Цель. Цель работы — апробация на русскоязычной выборке методики «Исследование мысленных представлений движений у детей (Movement Imagery Questionnaire for Children — MIQ-C)», разработанной канадскими исследователями (Р. Мартини с коллегами).

Метод. Анализ исследований, в которых демонстрируется важность использования мысленных образов в тренировочном процессе. Эмпирическое исследование образного представления движений у 112 российских детей-спортсменов 7—12 лет с помощью предварительно адаптированной методики MIQ-C.

Результаты. Выявлены основные виды мысленных образов, которые чаще всего используют юные спортсмены: представления от первого лица, от третьего лица и представление работы мышц. Последнее (кинестетическое) представление является наиболее сложным для детей. Наиболее высокие показатели использования всех трех способов отмечены у детей 9—10 лет. Сравнение результатов, полученных на российской выборке, с результатами канадских исследователей показало, что российские юные спортсмены оценивают свои возможности мысленного представления движений несколько выше, чем их сверстники из Канады.

Выводы. Необходимо расширить выборку, подобрав спортсменов тех видов спорта, которые не представлены на данном этапе работы, и провести проверку валидности русскоязычного варианта методики на расширенной выборке.

Authors / Авторы: Veraksa, Aleksandr N. / Веракса А.Н. ; Yakushina, A.A. / Якушина А.А.


Страницы: Пред. 1 ... 3 4 5 6 7 ... 123 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук