Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Рождественская Н.А. Деятельностный подход к психологическому сопровождению первокурсников. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.113-120

Rozhdestvenskaya N.A. (2017). The activity approach to the psychological support of the 1st year university students. National Psychological Journal. 3, 113-120.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is devoted to approbating the method of negative emotion processing as the main component of the psychological support of the first-year students experiencing difficulties in adapting to university life. Many teachers associate the gradual development of intellectual activity and knowledge with teaching of school subjects. The work of P.Ya. Galperin’s disciples and followers (e.g. O.Karabanova, A.Liders, Yu.Frolov, N. Rozhdestvenskaya) showed that the scientific method is universal and can be used to develop and improve various mental properties and activities.

Using method «Perfection of Interpersonal Cognition Strategies» in psychological counseling based on P.Ya. Galperin’s theory promotes the development of adolescent reflexive mechanisms of understanding the personal characteristics of people, reducing the number of interpersonal conflicts with peers and adults, and also improving teachers’ understanding of the student personal characteristics. There are conditions under which the efficacy of mastering knowledge and cognitive skills are achieved. The educational experiment of studying the adaptation to university conditions in rural school graduates shows that mastering the cognitive processing of negative emotional experiences plays a leading role in the psychological adaptation of students. This method is an independent variable with respect to the three dependent ones, i.e. psychological adaptation in general, self-regulation of behaviour and communicative competence. The educational experiment carried out in accordance with the requirements of P.Ya. Galperin’s theory once again confirmed the high efficiency of P.Ya. Galperin’s methodology and showed that its potential capabilities are far from exhausted.

Статья посвящена апробации методики формирования приема когнитивной переработки негативных эмоциональных переживаний как основного компонента психологического сопровождения первокурсников, испытывающих трудности при адаптации к вузовской среде. Многие педагоги связывают планомерное формирование умственных действий и знаний с обучением школьным дисциплинам. Вместе с тем, в работах учеников и последователей П.Я. Гальперина (О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс, Ю.И. Фролов, Н.А. Рождественская) показано, что метод ученого носит универсальный характер и может использоваться для развития и совершенствования разных психических свойств и видов деятельности.

Показано, что использование в практике психологического консультирования методики «Совершенствование стратегий межличностного познания», разработанной на основе теории П.Я. Гальперина, способствует развитию у подростков рефлексивных механизмов понимания личностных особенностей людей, уменьшению их межличностных конфликтов со сверстниками и взрослыми, а также улучшению понимания учителями личностных особенностей учеников. Представлены условия, на основании которых достигается эффективность усвоения знаний и познавательных умений. На примере формирующего эксперимента в рамках исследования условий адаптации к вузовской среде выпускников сельских школ наглядно демонстрируется, что освоение приема когнитивной переработки негативных эмоциональных переживаний играет ведущую роль в психологической адаптации обучающихся. Данный прием выступает как независимая переменная по отношению к трем зависимым: психологической адаптации в целом, саморегуляции поведения и коммуникативной компетентности. Формирующий эксперимент, построенный в соответствии с требованиями теории П.Я. Гальперина, еще раз подтвердил высокую эффективность методики, разработанной ученым, и показал, что ее потенциальные возможности еще далеко не исчерпаны.

Authors / Авторы: Rozhdestvenskaya N.A. / Рождественская Н.А.

Чеснокова О.Б., Мартиросова Ю.В. Эвристический потенциал теории П.Я. Гальперина для изучения социального познания в детском возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.103-112

Chesnokova O.B., Martirosova Yu.V. (2017). Heuristic potential of the gradual development of human intellectual activity theory for studying social cognition in children. National Psychological Journal. 3, 103-112.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is devoted to analysis of the potential of P.Ya.Galperin’s theory of gradual development of human intellectual activity for studying social cognition in children. In this area of studies the theory of gradual development of human intellectual activitycan be used to understand the child ability to manage the interpersonal situation of conflicts and to develop complex communicative skills.

There are three main areas that can employ the notions of P.Ya.Galperin’s theory. The first one relies on this method in teaching practice. The second one is devoted to the study of how social interaction in developing mental actions affects the process of gradual development of human intellectual activity and the characteristics of this activity. Within the third area, this method can be used to study the development of social knowledge in childhood.

The paper includes the examples of the experimental modeling of communicative situations as conditions for unfolding orientation processes and subsequent development of social and intellectual strategies for resolving problem in communicative situations.

The theory and method of gradual development of human intellectual activity allows to outline new directions in the research of social cognition in childhood according to three areas, namely, change of conventional practices of training communicative skills in childhood; development of the cognitive component of social emotional and communicative competence; description and elaboration of age-specific and developmental abilities to survive in complex communicative situations and plan future actions, which is a necessary condition for the development of social intelligence.

The experiments carried out within the framework of the research analysed participants’ ability to manage interpersonal relations in communicative situations. The orientational strategies used by children ib the course of the experiments were closely studied and classified.

Статья посвящена возможностям использования потенциала теории П.Я. Гальперина о планомерно-поэтапном формировании умственных действий при изучении развития социального познания и социального интеллекта в детском возрасте.

Выделяются три основных направления исследований, которые могут применить положения теории П.Я. Гальперина. Первое опирается на использование этого метода в практике обучения. Второе посвящено изучению того, как социальное взаимодействие в процессе формирования умственных действий влияет на процесс планомерно-поэтапного формирования и на характеристики формируемых действий. В рамках третьего направления данный метод может быть использован для изучения развития социального познания в детском возрасте.

Эвристичным потенциалом в этом случае обладает предмет психологического исследования, под которым понимается изучение ориентировки ребенка в проблемной межличностной ситуации и формирование сложных коммуникативных навыков методом поэтапного формирования. Приводятся примеры экспериментального моделирования коммуникативных ситуаций как условия разворачивания процессов ориентировки в целях их изучения и последующего формирования социально-интеллектуальных стратегий разрешения проблемных коммуникативных ситуаций.

Делается вывод о том, что теория и метод планомерно-поэтапного формирования умственных действий позволяет наметить новые пути исследования социального познания в детском возрасте по всем трем вышеназванным направлениям. Это такие пути, как изменение традиционных практик тренинга коммуникативных навыков применительно к детскому возрасту, формирование когнитивного компонента социо-эмоциональной и коммуникативной компетентности, описание и создание соответствующих возрасту условий развития способностей к ориентировке в сложных комммуникативных ситуациях и к планированию своих действий. Все это является необходимым условием развития социального интеллекта.

Authors / Авторы: Chesnokova, Olga B. / Чеснокова О. Б. ; Martirosova Yu.V. / Мартиросова Ю. В.

Карабанова О.А., Садовникова Т.Ю. Восприятие моральной атмосферы школы как фактор формирования образа референтного сверстника в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.92-102

Karabanova O.A., Sadovnikova T.Yu. (2017). Perception of the school moral atmosphere in the image of the adolescent reference peer. National Psychological Journal. 3, 92-102.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The role of moral atmosphere(MA) (L.Kolberg) at school in the process of shaping the image of the reference peer in adolescents from the standpoint of the orienting activity theory ofP.Ya.Galperin is discussed. In the context of the developmental psychology approach (L.S. Vygotsky, D.B.El’konin) the moral atmosphere of the school is viewed as a component of the social situation of development (SSR) in adolescence. The construct «the image of the reference peer» (ORF) is considered. The significant personality traits of the ORF as the I-ideal for modern adolescents are revealed on the basis of the typology of personality traits proposed by the authors (skills, communicative, activity, moral, external characteristics), which reflect the importance of self-presentation of adolescents and their focusing on the interpersonal relationships to achieve high intra-group status. The similarities and differences in the ORS of adolescents and their perceptions of the ORS pattern in peers are revealed. The age and gender characteristics of the ORS and ORS image «in peer-eyed» are revealed. The results of empirical study of the perception patterns of school MA by contemporary Russian adolescents are discussed. Differences in the structure of the ORS of adolescents with different perceptions of the school MA were revealed. It is shown that for teenagers with the perception of the MA of the school as democratic, the most important are the communicative and activity personality traits with the significance of moral traits. Adolescents with the perception of the MA school as authoritarian or ambivalent above all appreciate the value of external characteristics and skills and least of all moral traits. The orienting role of the school MA as a system of rules, norms and values of the school community for the formation of the ORS image of a modern teenager in the context of the level model of the orienting activity (A.I. Podolsky) is proved. Keywords: adolescence, image of the reference peer, social situation of development, moral atmosphere

В работе обсуждается роль моральной атмосферы (Л. Кольберг) школы (МА школы) как условия формирования образа референтного сверстника у подростков с позиций концепции ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина. В рамках возрастно-психологического подхода (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) моральная атмосфера школы рассматривается в качестве компонента социальной ситуации развития (ССР) в подростковом возрасте. Рассматривается конструкт «образ референтного сверстника» (ОРС) подростка. Выявлены значимые качества ОРС как Я-идеального современных подростков на основе предложенной авторами типологии качеств личности (умения, коммуникативные, деятельностные, моральные, внешние качества), отражающие важность самопрезентации подростков и их направленность на установление межличностных отношений и достижение высокого внутригруппового статуса. Отмечены сходство и различия ОРС подростков и их представлений об образе ОРС у сверстников, а также возрастные и гендерные особенности образа ОРС и ОРС «глазами сверстников». Обсуждаются результаты эмпирического изучения паттернов восприятия МА школы современными российскими подростками. Представлены различия структуры ОРС подростков с различным восприятием МА школы. Показано, что для подростков с восприятием МА школы как демократической наиболее важными являются коммуникативные и деятельностные качества личности при значимости моральных качеств. Подростки с восприятием МА школы как авторитарной или амбивалентной выше всего оценивают значение внешних качеств и умений и менее всего моральных качеств. Доказана ориентирующая роль МА школы как системы правил, норм и ценностей школьного сообщества для формирования образа ОРС современного подростка в контексте модели уровней ориентировочной деятельности А.И. Подольского.

Authors / Авторы: Karabanova, O. A. / Карабанова О.А.  ; Sadovnikova T.Yu. / Садовникова Т.Ю.

Самоненко Ю.А., Жильцова О.А., Самоненко И.Ю. Эргатическая модель зоны ближайшего развития: проектирование и освоение. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.82-91

Samonenko Y.A., Zhiltsova O.A., Samonenko I.Yu. (2017). Ergatic model of the zone of proximal development. Design and development. National Psychological Journal. 3, 82-91.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is devoted to the concept of «zone of proximal development» (ZPD). This fundamental concept is revealed in the framework of the ergative model of the subject of work and learning. The prime postulate of the model is the statement about the genetic unity of the subject of collective activity (the ergasystem) and the individual subject. The similarity of structures was followed by the cultural and historical development of homo sapiens, which occurred in the labour conditions that promoted building human relations. Generalized functions in the ergasystem and the corresponding positions can approximately be as follows: «executor», «leader», «ideologist» and «strategist».

The paper states that the subject of educational activity is represented by the same basic characteristics. At any learning stage, the teacher must judge the necessary pedagogical influences according to which subject positions to be improved. Using the ZPD toolkit, the teacher directs efforts to raise the general maturity of the learner, which will develop the ability to learn independently.

In order to verify the assumption mentioned above, the method of the teaching experiment was used, during which the students of the secondary vocational education and high school students were attending additional training courses at the Department of Further Education, The Small Academy, Lomonosov Moscow State University. Extra training courses included project or research activities of trainees, so groups of students acted both the subject of collective work and the subject of learning. The first results of the pilot experiment showed that productive work of the teacher and student can be carried out at the intersection of the subject spaces of these activities, where the boundaries of the ZPD can be outlined.

Статья посвящена уточнению содержания понятия «зона ближайшего развития» (ЗБР). Это фундаментальное понятие раскрывается в рамках эргатической модели субъекта трудовой и учебной деятельности. Исходным положением модели является утверждение о генетическом единстве структуры субъекта коллективной деятельности (эргасистемы) и субъекта – индивида. Сходство структур явилось следствием культурно-исторического развития homo sapiens, которое происходило в системе складывающихся отношений в процессе труда. Обобщенные функции в эргасистеме и соответствующие им позиции условно могут быть обозначены как «исполнитель», «руководитель», «идеолог» и «стратег».

В работе утверждается, что и субъект учебной деятельности представлен посредством тех же базовых характеристик. На любом этапе обучения, педагог должен судить о необходимых педагогических воздействиях по тому, какая из субъектных позиций нуждается в совершенствовании. Используя инструментарий ЗБР, педагог направляет усилия на формирование общей зрелости субъекта учебной деятельности, открывая для учащегося новые возможности в обретении им умения учиться самостоятельно.

С целью проверки высказанного предположения был использован метод обучающего эксперимента, в ходе которого учащиеся – студенты системы среднего профессионального образования, и школьники старших классов проходили обучение на курсах дополнительного образования в Малой академии МГУ имени М.В. Ломоносова. Курсы дополнительного образования включали проектную или исследовательскую деятельность обучаемых, так что группы учащихся выступали одновременно как коллективный субъект и трудовой, и учебной деятельности. Первые результаты пилотной части проведенного эксперимента показали, что на пересечении субъектных пространств этих видов деятельности могут быть намечены границы ЗБР, в которой может осуществляться продуктивная совместная работа преподавателя и учащегося.

Authors / Авторы: Samonenko, Yriy A. / Самоненко Ю.А.  ; Zhiltsova, Ol'ga A. / Жильцова О.А. ; Samonenko, Il'ya Y. / Самоненко И.Ю.

Поскребышева Н.Н. Особенности практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.76-81

Poskrebysheva N.N. (2017). Student practical work on the theory of systematic gradual development of intellectual activity of P.Ya. Galperin. National Psychological Journal. 3, 76-81.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is devoted to the analysis of student practical work on the theory of systematic gradual development of human intellectual activity, i.e. the fundamental psychological theory of P. Galperin. Practical work based on the gradual development of human intellectual activity is impossible without appropriate methodological base and understanding of P. Galperin’s theory, and the concept of orientational activity. The paper presents the results of student report meta-study (reports of planning, implementation and evaluation training projects based on the gradual development of human intellectual activity). The paper analyzes the themes and goals of training programs, discusses the main challenges and achievements in building a complete orienting basis and in defining the steps of gradual development of human intellectual activity, gives examples of specific difficulties faced by students in implementing the training programs. The paper demonstrates how the three model schema of gradual development of human intellectual activity is realized in students’ projects: from the psychological through the psychological-pedagogical to methodical, or technological, i.e. «real educational situation» models. Based on the meta-analysis of students’ reports the possibilities to explore the concept of orientation activity in training programs is shown.

В статье рассматривается специфика практических занятий по теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Практические занятия по освоению концепции планомерно-поэтапного формирования невозможны без соответствующей общеметодологической базы и понимания самой концепции ученого, представлений об ориентировочной деятельности и ее основах. В статье приводятся результаты мета-исследования студенческих отчетов по самостоятельному планированию, реализации и оценке обучающих проектов на основе теории планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. Проводится анализ направленности разработанных программ с точки зрений темы и целей формирующих обучающих проектов. Рассматриваются основные трудности и достижения при построении полной ориентировочной основы деятельности для проекта формируемого действия и/или понятия и при разработке отдельных этапов шкалы планомерно-поэтапного формирования. Приводятся примеры конкретных проблем, с которыми сталкиваются студенты при реализации программы формирования умственных действий, демонстрируются их основные объективные ошибки. В статье рассказывается, как в рамках практических занятий студенты получают широкую ориентировку в самой концепции Петра Яковлевича Гальперина через самостоятельное создание конкретной ориентировочной основы формируемого действия. Показано, как в рамках обучающих проектов реализуется понимание трехмодельной схемы формирования человеческой компетенции – от психологической модели через психолого-педагогическую модель к реальной модели формирования.

Authors / Авторы: Poskrebysheva N.N. / Поскребышева Н. Н.

Ильясов И.И., Кострова А.В. Связь разных типов учения по П.Я. Гальперину с видами мышления учащихся. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.62-75

Ilyasov I.I., Kostrova A.V. (2017). Connection between types of learning by P.Ya. Galperin with kinds of thinking in school students. National Psychological Journal. 3, 62-75.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In order to determine the correlational relations mentioned in the title here above, a number of experiments with school students have been carried out. They included knowledge instruction on the basis of Galperin’s types of learning on three school subjects (history, biology, geometry); checking the level of logical thinking by means of solving a number of tasks that include basic logical operations such as categorization, generalization, classification, deductive conclusions, finding of analogies and equalizing of variables; estimation of the development level of abilities for searching solutions of insight problems by the results of solving five such problems taken from the set of tasks used in researches on creative thinking; appraisal of the development level of creativity by using the subtest “sketches” in Guilford’s technique.

The sample included 132 school students of the 7th grades from Yekaterinburg schools, Russia. The obtained data were processed statistically using Pearson and Spearman coefficients. Concerning the correlations studied, the following results have been received.

The effectiveness of 1st type of learning is strongly connected with the development of logical thinking (r=0,54), is moderately connected with the ability to solve convergent problems (r=0,34) and is not connected with the ability to solve creative divergent tasks. The effectiveness of 2nd type of learning is connected with the level of logical operations development (r=0,29 for facts and r=0,57 for proofs) and is not connected with the ability to solve convergent and divergent problems. The effectiveness of the 3rd type of learning does not deal with solving convergent tasks, is hardly connected with flexibility (r=0,25) and ingenuity (r=0,21) of solving creative tasks, and even less the 2nd type of learning is connected with logical development when logically complex knowledge is assumed (r=0,48). The established ties give grounds to suggest that the use of the 1st type of learning should develop the abilities for solving insight problems and should not develop creativity in course of instruction, the 2nd type of learning has potential of logical operations development; the 3rd

В статье представлено исследование связей разных типов учения по П.Я. Гальперину с видами мышления учащихся. Изучалось обучение детей на основе разных типов учения по П.Я. Гальперину по трем предметам (история, биология, геометрия). После чего была проведена диагностика уровня развития логического мышления учащихся с помощью групп заданий на выполнение приемов подведения под понятия, обобщение, классификацию, осуществление умозаключений, нахождение аналогий и уравнивание переменных, диагностика уровня развития у учащихся способности решать поисковые задачи, используемые в исследованиях по творческому мышлению. Затем проводилась оценка уровня развития креативности учащихся с помощью субтеста «эскизы» из методики Гилфорда.

Испытуемыми были 132 ученика 7-х классов школ г. Екатеринбурга. Полученные данные статистически обрабатывались с расчетом коэффициентов корреляции Пирсона и Спирмена. В отношении изученных связей были получены следующие результаты. Успешность обучения по 1-му типу учения сильно связана с уровнем развития логического мышления (r=0,54), средне сильно связана со способностью решать поисковые конвергентные задачи (r=0,34) и не связана ни с одним из показателей креативного дивергентного мышления. Успешность обучения по 2-му типу учения в разной степени связана с уровнем развития логических приемов мышления (r= 0,29 для фактов и r=0,57 для доказательств) и не связана со способностью решать поисковые конвергентные и креативные дивергентные задачи. Успешность обучения по 3-му типу учения связана с уровнем развития логического мышления (r=0,48), не связана с решением поисковых конвергентных задач, слабо связана с гибкостью (r=0,25) и оригинальностью (r=0,21) в решении креативных задач. Результаты также показывают, что обучение по 1-му типу может развивать логическое и поисковое мышления и вряд ли способствует развитию креативности. Обучение по 2-му типу способствует развитию логического мышления и не может развивать поисковое мышление, а обучение по 3-му типу учения может развивать логику, частично креативность и не способствует развитию творческого поискового мышления.

Authors / Авторы: Ilyasov I.I. / Ильясов И. И.

Шабельников В.К. Основные идеи П.Я. Гальперина о логике и механизмах формирования психических процессов. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.56-61

Shabelnikov V.K. (2017). The logic and mechanisms of the develpimg mental processes in P.Ya. Galperin’s theory. National Psychological Journal. 3, 56-61.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper presents P.Ya. Galperin’s ideas of the psychological content of interiorization. P.Ya. Galperin considered the psyche as subject’s orienting activity and defined its functional role in the subject’s human activity. The internal orienting activity retains structural similarity with practical activities. The internal plan of activity is deemed as a «reserve field» that is necessary for testing actions in certain situations and disclosing the conditions for implementing them. The mental image arises as a component of activity, represents the features of objects being necessary for orientation and construction of actions. P.Ya. Galperin distinguishes features of two types of situations: where the psyche is not the primary matter and where the psyche is the primary matter. The principal ideas of the gradual development of mental actions theory and the method of directed development of mental processes as a re-creation of the logic of mental phenomena that reveal the psychological content of interiorization are discussed. The author justifies the concept of «subject logic of developed actions» that objectively dictates the logic of organizing not only cognitive, but also mental processes.

В статье излагаются идеи П.Я. Гальперина о психологическом содержании процесса интериоризации. Представление ученого о психике как об ориентировочной деятельности субъекта позволяет выделить ее функциональную роль в предметной деятельности человека. Ориентировочная деятельность во внутреннем плане сохраняет структурное сходство с практической деятельностью. Внутренний план деятельности выступает в качестве «запасного поля», необходимого для опробования действий в определенных ситуациях и раскрытия условий их выполнения. Психический образ возникает как компонент деятельности, представляющий черты объектов, необходимые для ориентировки и построения действий. П.Я. Гальперин выделяет черты ситуаций двух типов: где психика не нужна и где психика необходима. И у животных, и у человека, например, процессы нормального дыхания или физиологической регуляции внутренних процессов организма обеспечиваются без участия психики. Но такой коррекции становится недостаточно, когда появляются новые ситуации, требующие опробования и отбора действий. Последние проводятся в сформированном «запасном поле действия», образованном посредством активного отражения ситуации в организме. В этом «запасном поле» субъект и производит опробование и отбор своих действий, приводя их в соответствие с отраженной ситуацией. Таким образом, П.Я Гальперин раскрывает функциональную природу психических образов.

В статье обсуждаются основные положения теории поэтапного формирования умственных действий и метода управляемого формирования психических процессов как воссоздание логики формирования психических явлений. Показано как эти положения дают возможность раскрыть психологическое содержание процесса интериоризации. Автор обосновывает понятие «субъектная логика формируемых действий», которая объективно диктует логику организации не только умственных, но и других психических процессов.

Authors / Авторы: Shabelnikov V.K. / Шабельников В.К.

Решетова З.А. Психика и деятельность. Психический механизм усвоения. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.40-55

Reshetova Z.A. (2017). Mind and activity. Psychic mechanism of learning. National Psychological Journal. 3, 40-55.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is devoted to the issue of mechanisms of learning for understanding the nature of the human mind. Learning is regarded as a special activity that is important for developing the human mind in a specific cultural and historical setting and indirect activity. The author’s understanding of the ideas developed by the psychological theory of activity for establishing the principles of developing the human mind is highlighted. Interpretation of dialectical connections of brain processes and mind, and also the objective activity that emerges them is provided.

According to the activity theory, the causes of the students’ psychological difficulties and the low efficacy of learning within predominant reproductive method or the use of the trial and error method are revealed. Thus, a new understanding of the renowned didactic principles of scientific rigour, accessibility, objectivity, the connection of learning with life and others is offered. The contribution of the psychological theory in organizing and managing the studies, increasing teaching activity and awareness, and the growth of the internal causes of motivation are shown.

Particular attention is paid to the issue of intellectual development and creative abilities. The author believes the creative abilities of the student and the way the latter are taught are interconnected. At the same time, the developers and educators should make efforts to develop in the students a systemic orientation in the subject, primarily mastering the method of system analysis. Once the method of system analysis has been mastered, it becomes a general intellectual and developing tool through which activities are organized to solve any teaching problems with whatever type of content and difficulty level.

Summing up, the organization and disclosure to the student of the process of learning as an activity with its social, consciously transformative and sense shaping meaning, the conditions of its development and their significance for consciousness development and the organization of life, opens the possibility for students to move to the top of the personality development.

Статья посвящена значению проблемы механизмов усвоения для понимания природы психики человека. Усвоение рассматривается как особая деятельность, играющая определенную роль при формировании психики человека в конкретной культурно-исторической обстановке и опосредствованная деятельностью ее формирующей. В работе отражено авторское понимание значения идей, развиваемых психологической теорией деятельности, для установления законов становления и развития психики человека. Дается трактовка диалектических связей мозговых процессов, психики и предметной деятельности, их порождающих. С позиций деятельностной теории вскрываются причины психологических затруднений учащихся и низкой результативности процесса обучения при господстве репродуктивного метода или использования метода проб и ошибок. Предлагается новое понимание известных дидактических принципов научности, доступности, предметности, связи обучения с жизнью и других.

Показаны возможности психологической теории применительно к организации и управлению учебной деятельностью учащегося, повышению активности и сознательности учения, обеспечению роста ее внутренней мотивации. Особое внимание в работе уделено проблеме развития интеллектуальных и творческих возможностей. Автор отстаивает позицию, согласно которой творческие возможности учащегося связанны со способом его обучения. При этом разработчики и педагоги должны приложить усилия для формирования у них системной ориентировки в предмете, прежде всего, в овладении методом системного анализа. Будучи усвоенным, метод системного анализа превращается в общее интеллектуально-развивающее орудие, посредством которого организуется деятельность по решению любых учебных задач с разным содержанием и типом сложности. В обобщающей части работы делается заключение о том, что организация процесса усвоения учащихся как деятельности в ее социальной, сознательно-преобразовательной и смыслообразующей структурах, объяснение им условий его осуществления и значения для формирования их сознания и организации жизни открывают им возможности к самодвижению к вершине человеческого развития – становлению развивающейся личности.

Authors / Авторы: Reshetova, Zoya A. / Решетова З.А.

Ждан А.Н. Теория и практика в психологическом наследии П.Я. Гальперина. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.33-39

Zhdan A.N. (2017). Theory and practice in the psychological heritage of P.Ya.Galperin. National Psychological Journal. 3, 33-39.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is dedicated to the 115th birthday of P.Ya.Galperin, the classic of national psychology (1902-2017). The purpose of the paper is to showP.Ya.Galperin’s contribution to fundamental and practiceoriented science, and alsoto revealthe link between these two approaches sides in his scientific heritage. The gist of his innovative psychological theory is disclosed. The key methodological principlesare highlighted: understanding of the scope and method of psychological science; psychophysical issue, i.e. the nature of psyche and the mental world; a psychophysiological problem, the issue of the relationship between psychology and physiology; the issue of human instincts in connection with historical social nature of consciousness; the notion of linguistic consciousness and the relation of language and thought; the principle of unity of history and theory in scientific knowledge. Terminological work carried out by P. Ya.Galperin is analyzed. The introduction of new concepts enriches and makes the conceptual apparatus of psychological sciencemore precise. The necessity to reveal each methodological provision to solve practical problemsis mentioned. The unity of theoretical and practical aspects in psychological theory developed by P. Ya. Galperin, its authentic nature and relation to the culturalhistorical psychology of L.S.Vygotsky, activity concepts of S.L. Rubinstein and A.N. Leontiev are shown. There are several directions in which the method of gradual development of mental functions and concepts organizes the process of teaching and learning, the mechanisms of perceptionand simultaneous mental processes, the phenomena of Jean Piaget are explained. To sum up, the inexhaustible possibilities of the practical use of the theory of P.Ya. Galperin in all areas of individual experience.

Статья написана в связи со 115-ой годовщиной со дня рождения классика отечественной психологии П.Я. Гальперина (1902–2017). Цель статьи – показать вклад П.Я. Гальперина как в фундаментальную, так и в практико-ориентированную науку, а также продемонстрировать связь этих двух сторон его научного наследия. Раскрывается содержание разработанной им новаторской психологической теории. Выделены ее важнейшие методологические положения, касающиеся понимания предмета и метода психологической науки, вопроса о сущности психического и его месте в мире (психофизическая проблема), вопроса о соотношении психологии и физиологии (психофизиологическая проблема), проблемы инстинктов человека в связи с вопросом об исторической социальной природе сознания. Раскрывается, как ученый рассматривал содержание понятия языкового сознания, вопросы соотношения языка и мышления, принцип единства истории и теории в научном познании. Проанализирована терминологическая работа, проделанная П.Я. Гальпериным, отмечено, что введение новых понятий обогащает и делает более точным понятийный аппарат психологической науки. Показана необходимость каждого методологического положения для решения практических задач. Продемонстрировано единство теоретического и практического аспектов в психологической теории, созданной П.Я. Гальпериным, ее оригинальность и, вместе с тем, преемственная связь с культурно-исторической психологией Л.С. Выготского, с деятельностными концепциями С.Л. Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Называются конкретные направления, в которых методом поэтапного формирования умственных действий и понятий организуются процессы учения и обучения, раскрываются механизмы перцептивных процессов и одномоментных мыслительных актов, объясняются феномены Ж. Пиаже. В заключение делается вывод о неисчерпаемости возможностей практического использования теории П.Я. Гальперина во всех сферах формирования индивидуального опыта.

Authors / Авторы: Zhdan, Antonina N. / Ждан А.Н.

Степанова М.А. Психолог, медик, философ: вехи научной биографии П.Я. Гальперина. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 3(27). – С.21-32

Stepanova M.A. (2017). Psychologist, physician and philosopher: the stages of P. Yа. Galperin’s scientific biography. National Psychological Journal. 3, 21-32.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper contains the description of Pyotr Ya. Galperin’s scientific biography stages. P.Ya. Galperin (1902–1988) is an outstanding Russian psychologist, the founder of an original psychological concept. The paper shows how P.Ya. Galperin’s scientific views were logically developing when he was working on the theory of gradual development of human intellectual activity that analyzes the process of constructing basic components of mental activity and creates the conditions for transforming the action into a psychological phenomenon.

The biography is compiled on the basis of publications and talks of P.Ya. Galperin, the memories of colleagues and friends, using numerous archives. By now, only the main events in the life of a scientist have been marked. The paper presents the data that could be verified by referring to P.Yа. Galperin’s CV and data of the Academic Council of the Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University, stored in the Archive of Lomonosov Moscow State University, and P.Yа. Galperin’s science archive passed by the grandson Yakov I. Abramson to the Archive of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. The family archives failed to survive because of the frequent relocation, and P.Ya. Galperin did not write a detailed autobiography, so the task of clarifying the facts of his biography is relevant.

All periods of P.Ya. Galperin’s scientific creative life are presented, his participation in scientific and practical events starting with the mid-1920s is mentioned. The 1930- 1940s are the most difficult years for event recovery. 55 years of professional and personal life (from 1943 and until his death in 1988) are associated with Lomonosov Moscow State University, therefore the focus is on P.Ya. Galperin as an outstanding Professor of Moscow University, i.e. the author of the original theory of the orientating nature and function of human mind, the organizing force in psychology. 

The conclusion highlights how the modern scholars are preserving the scientific heritage of P.Ya. Galperin.

В статье восстановлены основные этапы научной биографии Петра Яковлевича Гальперина (1902–1988) – выдающегося отечественного психолога, создателя оригинальной психологической концепции. Показана внутренняя логика развития научных взглядов П.Я. Гальперина на пути создания им теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, в которой проанализирован процесс становления основных компонентов психической деятельности и разработана система условий превращения предметного действия в психологический феномен.

Биография составлена с опорой на публикации и выступления П.Я. Гальперина, воспоминания его соратников и близких, а также на многочисленные архивные материалы. На данный момент обозначены лишь основные события жизни ученого. В статье приведены те данные, которые удалось проверить, обращаясь к материалам хранящегося в архиве МГУ имени М.В. Ломоносова личного дела П.Я. Гальперина и заседаний Ученого совета факультета психологии, а также научного архива Петра Яковлевича, переданного его внуком Яковом Иосифовичем Абрамсоном в архив Института психологии РАН. Из-за частых переездов семейные архивы не сохранились, а сам П.Я. Гальперин не оставил после себя развернутой автобиографии, поэтому задача уточнения фактов его биографии не потеряла своей актуальности.

По возможности представлены все периоды творчества П.Я. Гальперина, отражено его участие в научных и научно-практических мероприятиях, начиная с середины 20-х годов прошлого века. При этом самыми сложными для восстановления оказались события, имевшие место в 30–40-е гг. двадцатого века. 55 лет профессиональной и личной жизни ученого (с 1943 года и до кончины в 1988 году) связаны с МГУ имени М.В. Ломоносова. Поэтому основное внимание уделено П.Я. Гальперину как выдающему профессору Московского университета – автору самостоятельной теории об ориентировочной природе и функции психического, организатору психологической науки. 

В заключение показано, как стараниями современных исследователей сохраняется научное наследие П.Я. Гальперина.

Authors / Авторы: Stepanova M.A. / Степанова М.А.


Страницы: Пред. 1 2 3 4 5 ... 114 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2017 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук