Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Айламазьян А.М. Движение и становление личности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 73-84.

Aylamazyan A.M. (2017). Movement and personality development. National Psychological Journal. 2, 73-84.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper discusses the role of the movement in the process of shaping the personality, its importance as a mechanism for personality development is considered. The issue of the movement has always occupied a central place in Russian psychology. However, subsequently the movement began to be considered primarily as an executive action in human life. The role of movement in personality development can vary depending on the level it occupies in the hierarchical structure of activity, and also on the type of movement, its character, and the way it is constructed. Under certain conditions, the movement can express the attitude of the subject to the surrounding world and people.

Many foreign and Russian psychologists point to a special place of the postural tonic component of the motor movement, the posture in personal regulation. The posture reflects his/her personal attitudes, the system of relationships, and, above all, the emotional attitude or emotional assessment of the current situation, the interest in the actions performed. Mastering the tonic level of motor management is based on the emotional regulation, so the ability to regulate one’s own pose is an important stage in the personality development.

Posture tonic regulation of motor movements in humans reveals a qualitatively different character than in animals, this being due to the person’s facing the task of mastering his’her posture, arbitrary retention of the body in one or another position. Maintaining a vertical posture requires constant activity at an arbitrary and involuntary level of mental regulation. Mastering the posture of an unstable equilibrium presupposes the emergence of the «I» and is the last stage of the development. The way a person solves the motor task of maintaining the vertical position of the body reflects his/her specific personal strategy or attitude.

В статье обсуждается роль движения в процессе становления личности, рассматривается его значение как механизма формирования личности. Отмечается, что проблематика движения занимала центральное место в отечественной психологии. Однако впоследствии движение стало рассматриваться преимущественно как исполнительный акт при реализации деятельности. Роль движения в формировании личности может меняться в зависимости от уровня, которое оно занимает в иерархической структуре деятельности, а также от вида движения, его характера, способа построения. В определенных условиях движение может выражать отношение субъекта к окружающему миру, людям.

Многие зарубежные и отечественные психологи указывают на особое место позно-тонического компонента моторики, позы в личностной регуляции. Поза человека отражает его личностные установки, систему отношений, но, прежде всего, эмоциональное отношение или эмоциональную оценку наличной ситуации, заинтересованность в выполняемых действиях. Овладение тоническим уровнем управления моторикой лежит в основе становления эмоциональной регуляции, а достижение способности владения собственной позой является важным этапом формирования личности человека.

Позно-тоническая регуляция моторики у человека носит качественно иной характер, нежели у животных, это связано с тем, что перед человеком стоит задача овладения своей позой, произвольного удержания тела в той или иной позиции. Показано, что поддержание вертикальной позы требует постоянной активности на произвольном и непроизвольном уровне психической регуляции. Овладение позой неустойчивого равновесия означает становление «Я» человека и является последним этапом этого становления. Способ, которым человек решает двигательную задачу поддержания вертикального положения тела, отражает его определенную личностную стратегию или установку.

Authors / Авторы: Aylamazyan, Aida M. / Айламазьян А.М.

Немец В.В., Виноградова Е.П. Стресс и стратегии поведения. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 59-72.

Nemets V.V., Vinogradova E.P. (2017). Stress and neurobiology of coping styles. National Psychological Journal. 2, 59-72.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In stressful environment, animal can use different coping strategies. Passive animals manifest freezing behaviour at predator attacks, active ones are trying to have an impact on a stressful situation. Each coping style is presupposed to have a neurobiological basis and it helps animals to survive in aggressive and mutable environment.

Being under a long lasting stress, leaders can be affected by cardiovascular and ulcer diseases, but a short term impact can cheer them up, improve neuroendocrine stress response more than passive coping style in animals.

This paper analyzes animal pattern of coping behaviour, their inheritance based on gender, social status and age.

The research shows how anxiety affects social behaviour of people individuals and typological reactions were compared.

These patterns can be used by people in a situation of uncontrolled stress to prevent diseases and depressive disorders through altering one’s type of behavior to the one which is more effective. In addition, knowledge of behavioural types can assist teachers in implementing the learning process as in stress situations (e.g. taking exams, working on course papers, doing tests) not all students are able to effectively perceive and present the resulting material. On the other hand, active students could encourage short-term rather than long-term stressor irritation. It is necessary to pay special attention to students with low social economic status who display active response to stress. According to statistics, problem students often become aggressors and commit antisocial and sometimes criminal acts.

The coping styles mentioned here above are not polar, there are no clear boundaries of personality. In addition, behaving according to the active / non-active type is identified by customary and inherited behaviour patterns.

В состоянии стресса животные ведут себя по-разному. Одни затаиваются и пережидают опасность, другие – убегают, дерутся или пытаются активно повлиять на ситуацию. Каждая из этих стратегий поведения адаптивна к определенным условиям среды и имеет свои нейрофизиологические особенности. Во время длительного стресса лидеры оказываются подвержены действию сердечнососудистых и язвенных заболеваний, но кратковременный стресс мобилизует их силы, повышая эффективность нервной и иммунной системы в большей степени, чем у неактивных животных.

Не только животные, но и люди по-разному реагируют на кратковременные или длительные стрессорные воздействия. Эти реакции получили названия «поведенческие стратегии». В статье разбираются модели поведенческих типов, типичные для животных, а также приводятся особенности поведения и наследования характерных черт людьми в зависимости от пола, социального статуса и возраста. Показано, как тревожность влияет на социальное поведение отдельных людей. Проведено их сопоставление по типологическими реакциями.

Знакомство с данными закономерностями может быть полезно людям в неконтролируемой ситуации стресса для организации активных действий по предотвращению развития заболеваний и депрессивных расстройств путем сознательной переделки своего типа реагирования на более эффективный. Кроме того, знание особенностей поведенческих типов личности поможет педагогам. Они должны иметь в виду, что в состоянии стресса (экзамены, курсовые, проверочные работы) не все ученики будут эффективно воспринимать и представлять полученный материал и, напротив, некоторых активных студентов кратковременное стрессорное раздражение может подстегнуть. Необходимо уделять особое персональное внимание ученикам с низким социально- экономическим статусом, имеющим активный тип стрессорной реакции, так как по статистике данные проблемные ученики часто становятся агрессорами и совершают асоциальные и, порой, криминальные поступки.

Исследованные поведенческие типы не являются полярными, поскольку не существует четких границ личности. Кроме того, в реализации поведенческой стратегии по активному/неактивному типу немалую роль играет привычное и унаследованное от родителей поведение.

Authors / Авторы: Nemets, Vsevolod V. / Немец В.В. ; Vinogradova, Ekaterina P. / Виноградова Е.П.

Меньшикова Г.Я., Ковалев А.И., Лунякова Е.Г. Влияние расовой принадлежности лица на выраженность эффекта взгляда-подсказки: метод айтрекинга. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 46-58.

Menshikova G.Ya., Kovalev A.I., Luniakova E.G. (2017). Studying the influence of race on the gaze cueing effect using eye tracking method. National Psychological Journal. 2, 46-58.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The gaze direction of another person is an important social cue, allowing us to orient quickly in social interactions. The effect of short-term redirection of visual attention to the same object that other people are looking at is known as the gaze cueing effect. There is evidence that the strength of this effect depends on many social factors, such as the trust in a partner, her/his gender, social attitudes, etc. In our study we investigated the influence of race of face stimuli on the strength of the gaze cueing effect. Using the modified Posner Cueing Task an attentional shift was assessed in a scene where avatar faces of different race were used as distractors. Participants were instructed to fix the black dot in the centre of the screen until it changes colour, and then as soon as possible to make a rightward or leftward saccade, depending on colour of a fixed point. A male distractor face was shown in the centre of the screen simultaneously with a fixed point. The gaze direction of the distractor face changed from straight ahead to rightward or leftward at the moment when colour of a fixed point changed. It could be either congruent or incongruent with the saccade direction. We used face distractors of three race categories: Caucasian (own race faces), Asian and African (other race faces). Twenty five Caucasian participants took part in our study. The results showed that the race of face distractors influence the strength of the gaze cueing effect, that manifested in the change of latency and velocity of the ongoing saccades.

Направление взгляда другого человека является важным социальным стимулом, позволяющим быстро ориентироваться в ситуации общения. Эффект краткосрочного перенаправления внимания в сторону объекта, на который смотрят другие люди, известен как эффект взгляда-подсказки. Есть данные о том, что выраженность этого эффекта зависит от многих социальных факторов, таких как доверие к партнеру, его половая принадлежность, социальные установки и др. В данной работе изучалось влияние расовой принадлежности стимульного лица на выраженность эффекта взгляда-подсказки. Используя модифицированную задачу пространственной подсказки М. Познера, мы исследовали особенности сдвига внимания в сцене, где в качестве дистракторов использовались изображения лиц разной расовой принадлежности. Участников просили фиксировать взгляд на черной точке в центре экрана до тех пор, пока она не изменит цвет, и затем как можно быстрее совершить саккаду вправо или влево в зависимости от цвета фиксационной точки. Одновременно с фиксационной точкой в центре экрана предъявлялось мужское лицо-дистрактор. В момент изменения цвета фиксационной точки направление взора лица- дистрактора менялось с направленного прямо перед собой на направленный влево или вправо. Оно могло совпадать с направлением саккады, задаваемым цветом точки, или быть ему противоположным. Использовались лица-дистракторы трех расовых категорий: европейской (лица собственной расы), азиатской и африканской (лица другой расы). В эксперименте приняли участие 25 добровольцев европеоидной расы. Результаты показали, что расовая принадлежность лица-дистрактора может оказывать влияние на выраженность эффекта взгляда-подсказки, что проявляется в изменении латенции и скорости выполняемых саккад.

Authors / Авторы: Menshikova, Galina Ya. / Меньшикова Г.Я. ; Kovalev, A. I. / Ковалев А.И. ; Luniakova, Elizaveta G. / Лунякова Е.Г.

Коробейникова Е.Ю., Леонов С.В., Поликанова И.С. Психологические особенности внимания у стрелков из лука. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 35-45.

Korobeynikova E.Yu., Leonov S.V., Polikanova I.S. (2017). Psychological features of attention in archery. National Psychological Journal. 2, 35-45

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The issue of attention is one of the leading in sports psychology. Quite often, athletes’ failures in competitions are ultimately connected with the attention processes, i.e. distraction, switching or loss of concentration. Simultaneously, each particular kind of sport is distinguished by a specific competitive situation and accordingly presents a number of requirements to athletes, including attention features. Archery is no exception. Thus, in shooting sports, concentration and stability of attention are often deemed as the most significant features of attention.

The paper is devoted to the study of the attention dynamic properties in archers. Attention features of athletes were assessed depending on the sports major, gender, age, experience and level of competence. 65 archers from different regions of Russia took part in the study, including 34 males and 31 females, the average age being 16.29 ± 1.74. Experience ranges from 1 year to 8 years, average experience is 4.46 ± 1.93.

The research results showed that archers are characterized by high indicators of stability of attention, and also high efficiency of solving attention problems. The professional success of archery was associated with the ability to distribute attention when necessary. At the same time, there were no significant differences in the features of attention for recurved and compound archers, which indicates the uniformity of tasks related to attention in the sporting practice of archers. Summing up, it is necessary to include skills in the distribution of attention in the program of psychological training of archers.

Проблема внимания является одной из ведущих в спортивной психологии. Довольно часто неудачи на соревнованиях у спортсменов связаны, так или иначе, с процессами внимания – отвлечением, переключением или потерей концентрации. При этом каждый конкретный вид спорта отличается определенной спецификой соревновательных ситуаций и, соответственно, предъявляет к спортсменам различные требования, в том числе и к особенностям внимания.

Стрелковые виды спорта не являются исключением. Так, в стрелковом спорте в качестве наиболее значимых свойств внимания чаще всего отмечаются концентрация и устойчивость внимания.

Настоящая работа посвящена изучению динамических свойств внимания у спортсменов, занимающихся стрельбой из лука. Свойства внимания у спортсменов оценивались в зависимости от спортивной специализации, пола, возраста спортсменов, стажа занятий спортом и уровня спортивного мастерства. В исследовании приняли участие 65 стрелков из лука из разных регионов России, в том числе 34 юноши и 31 девушка, средний возраст 16.29 ± 1.74. Стаж занятий спортом испытуемых от 1 года до 8 лет, средний стаж 4.46 ± 1.93.

Результаты исследования показали, что спортсмены-лучники характеризуются высокими показателями устойчивости внимания, а также высокой эффективностью решения задач на внимание. Профессиональная успешность стрелков из лука оказалась связана с умением распределять внимание при необходимости. При этом, не было выявлено значимых различий в особенностях внимания между спортсменами, стреляющими из различных видов лука, что говорит о единообразии задач, связанных с вниманием, в спортивной практике лучников. Сделан вывод о необходимости включения в программу психологической подготовки лучников тренировки навыков распределения внимания.

Authors / Авторы: Leonov, Sergei V. / Леонов С.В. ; Polikanova, Irina S. / Поликанова И.С.

Сагова З.А., Каптурова В.М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 26-34.

Sagova Z.A., Kapturova V.M. (2017). Professional reflection as the factor of success of a sports coach. National Psychological Journal. 2, 26-34.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Professional functions of modern trainers have long expanded from a simple function of training athletes to compete to the performance of the numerous roles of leader, organizer, psychologist, which are based on the ability of a coach to improve their professional skills and personal qualities. 

With the increasing popularity of sports, the means and conditions of sports training, the requirements to the quality of work and mastery of the main subjects of sports are increasing. The demand for a coach as a key figure in the education of successful athletes rises. 

The paper analyzes the research of criteria and factors of sports coach efficiency; the features of reflexive processes as one of the most effective ways of coach’s professional development. 

The correlation analysis performed in the work showed a significant connection between professional success and the reflexivity of trainers, which in general is correspondent with the results of similar studies performed in a number of other research fields. In the work there was no confirmation of the regular viewpoint in psychological studies of the relationship between the success of activity and the personality’s internality, which induced a number of new assumptions about the nature of the interaction of successful coaches with their pupils, leadership style, and personality traits.

The results of the study as a whole cause additional questions about individual psychological characteristics of respondents and allow to identify further research.

Профессиональные функции современного тренера давно расширились от простой подготовки спортсменов к соревнованиям до исполнения многочисленных ролей руководителя, организатора, психолога и т.д. Для успешного их выполнения тренеру необходимо совершенствовать свои профессиональные навыки и личностные качества. С ростом популярности спорта, совершенствованием системы, средств и условий спортивной подготовки повышаются требования к качеству труда и мастерству основных субъектов спорта, возрастает и востребованность тренера как ключевой фигуры в воспитании успешных атлетов.

В статье анализируются исследования критериев и факторов эффективности тренерской деятельности. Обсуждаются особенности рефлексивного процесса как одного из действенных способов профессионального развития тренеров. Представлены результаты исследования взаимосвязи успешности тренеров различных спортивных специализаций с их профессиональной рефлексивностью и уровнем субъективного контроля. Выполненный в работе корреляционный анализ показал значимую связь профессиональной успешности и рефлексивности тренеров, что в целом согласуется с результатами подобных исследований, выполненных в ряде других сфер деятельности. В работе не нашла подтверждения относительно привычная в психологических исследованиях точка зрения о взаимосвязи успешности деятельности и интернальности личности. Это вызвало у авторов ряд новых предположений о характере взаимодействия успешных тренеров с их воспитанниками, стиле руководства, свойствах личности.

Итоги исследования, в целом, вызывают дополнительные вопросы, касающиеся индивидуально-психологических особенностей респондентов и позволяют наметить новые направления исследований по анализируемой проблематике.

Authors / Авторы: Sagova, Zurida A. / Сагова З.А. ; Kapturova, Viktoriya M. / Каптурова В.М.

Каминский И.В., Веракса А.Н. Традиционные теории и современные взгляды на природу мысленного образа движения: применение в спортивной практике. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 16-25.

Kaminsky I.V., Veraksa A.N. (2017). Conventional theories and modern views on the nature of the mental motor image used in sport. National Psychological Journal. 2, 16-25.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper is devoted to the theoretical and practical aspects of motor imagery widely used by athletes in a variety of sports as an effective psychological training method. The research introduces basic approaches, theories and modern views on the issue. There are a wide variety of views on the mechanisms underlying mental practice of motor tasks. In particular, mental image can be considered from exclusively cognitive perspective or as a direct and essential background for producing movement. 

To signify the notion of mental image in specialist studies the terms «mental study» or «mental training» are used. The research devoted to this issue has significantly influenced the conceptual understanding of the motor image nature. 

There are opposing theories, who employ the mental image that is regarded as a basic cognitive component and does not consist in direct interaction with the executive link of the motor system. On the other hand, there are theories that view the mental image as the immediate basis of the movement that stores information about all its parameters. 

Modern studies, including neuroimaging methods, confirm inseparability of these approaches and central locale of trigger mechanism that modulates physiological reactions and also its generality for real and imaginary action.

In conclusion, taking into account recent data on the nature of motor imagery, special attention is paid to practical aspects of using it in sports, which is different from conventional approaches and recommendations on motor imagery use.

Настоящая статья посвящена рассмотрению теоретических и практических аспектов природы мысленного образа движения, широко известного в спортивной практике как эффективное средство проработки двигательного навыка, способствующее его освоению и дальнейшему совершенствованию. 

Для обозначения практики применения мысленного образа в специализированной литературе приняты термины «мысленная проработка» или «мысленная тренировка». Появление исследований, посвященных данной тематике, существенно повлияло на наше понимание природы мысленного образа движения. 

Работа знакомит с основными подходами, теориями и современными взглядами на данную проблематику. В частности, рассмотрены разнонаправленные точки зрения на понимание механизмов, лежащих в основе мысленной проработки движения. Так, зачастую оказывались противопоставленными друг другу теории, которые считали мысленный образ элементом познания, не состоящим в прямом взаимодействии с исполнительным звеном моторной системы, и теории, рассматривающие мысленный образ как непосредственную основу движения, хранящую в себе информацию о всех его параметрах. Современные исследования, в том числе нейровизуализационные, свидетельствуют о неразделимости указанных подходов, а также об общности нейрофизиологического субстрата и функциональных свойств реального и воображаемого действия. На это указывает продемонстрированная в исследованиях центральная локализация пускового механизма, модулирующего вегетативные функции при физической нагрузке. 

На основании современных данных о природе мысленного образа движения предлагается уделять особое внимание практическим аспектам его использования в спортивной подготовке, несколько отличным от традиционных подходов и рекомендаций.

Authors / Авторы: Veraksa, Aleksandr N. / Веракса А.Н. ; Kaminsky, Igor V. / Каминский И.В.

Емелин В.А. Кризис постмодернизма и потеря устойчивой идентичности. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 5-15.

Emelin V.A. (2017). The postmodern crisis and the loss of stable identity. National Psychological Journal. 2, 5-15.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper proves the assumption that being a worldview of the information society postmodernism simultaneously reverberates its problems, among which is blurring personal identity. The most vulnerable part of the postmodern ideology is the implicit inability to construct steady architecture of identification. This is hampered by specific ideas related to the fundamental principle of postmodernism, i.e. pluralism leading to relativism and the loss of sustainable landmarks. Applying the pluralism principle to the full may result in unlimited choice production, which should not be considered the achievement of the information society and postmodern culture, but its main problem. The social political consequences of tolerance issues and the equivalence of opinions, attitudes and values are discussed. Lack of preferred self-identification vectors reduces the motivation for the individual to develop a stable personal identity. If no paradigm in terms of the truth can claim a given status disputes over claims of significance turn into controversies over power, thereby generating social Darwinism. The principle of pluralism actually legitimizes radical ideologies, whose extreme form is terrorism put in the mosaic and multicultural postmodern world occurs to be one of many sociocultural paradigms. Exactly the identity crisis in the conditions of mass distribution of both military and information technologies is considered the main cause of radicalism as the result of finding pathological forms of cognitive personal identity. Social cultural and worldview crises of the information society are becoming the main cause for producing endurable and irregular forms of personal identity architecture.

В статье обосновывается положение о том, что, выступая в качестве мировоззрения информационного общества, постмодернизм одновременно является отражением его проблем, в качестве основной из которых выделяется размытие идентичности человека. Наиболее уязвимое место идеологии постмодернизма – имплицитная неспособность создавать устойчивые модели идентификации. Этому препятствуют специфические идеи, связанные с основополагающим принципом постмодернизма – плюрализмом, приводящим к релятивизму и утрате устойчивых ориентиров. Радикальная реализация принципа плюрализма и, как следствие, культивирования неограниченного выбора, является не достижением информационного общества и постмодерной культуры, а его основной проблемой. Обсуждаются социально-политические следствия идей толерантности и равнозначности мнений, позиций и ценностей. 

Отсутствие предпочтительных векторов самоидентификации снижают мотивацию формирования индивидом устойчивой личностной идентичности. Если ни одна парадигма, с точки зрения истинности, не может претендовать на выделенный статус, то споры по поводу притязаний на значимость превращаются в споры по поводу власти, тем самым порождая социал-дарвинизм. Принцип плюрализма фактически легитимирует и радикальные идеологии, предельной из которых является современный терроризм, оказывающийся в мозаичном и мультикультурном постмодерном мире одной из множества социокультурных парадигм. 

Именно в кризисе идентичности в условиях массового распространения и военных, и информационных технологий усматривается главная причина радикализма как результата обретения патологических форм когнитивно-личностной идентичности. Социокультурные и мировоззренческие кризисы информационного общества становятся основной причиной формирования ригидных и диффузных моделей идентификации личности.

Authors / Авторы: Emelin, Vаdim A. / Емелин В.А.

Леонов С.В. Повышение международного статуса российской психологии. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С.3-4

Leonov S.V. (2017). Upgrading the International Status of the Russian Psychology. National Psychological Journal. 2, 3-4.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

May 11, 2017 two important documents aimed at strengthening international cooperation and raising the status of Russian psychology are signed in Lomonosov Moscow State University

11 мая 2017 года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошло подписание двух важных документов, направленных на укрепление сотрудничества и повышение международного статуса отечественной психологической науки.

Authors / Авторы: Leonov, Sergei V. / Леонов С.В.

Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 91-96.

Konovalova A.M., Zakharova E.I. (2017). Features of the parenting as obligatory conditions of developing respect for parents in adolescence. National Psychological Journal. 1, 91-96.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper discusses the features of parenting in adolescents and the correlation of these features with the development of respect for parents. The first part of the paper suggests considering respect for parents as an important component of the parent-child relationship; it shows the relevance of studying the respect; it stipulates the choice for the study of adolescence; it describes some concepts of respect and offers the author’s selecting two values of respect for parents. The research is relevant due to the insufficient number of empirical studies of respect for parents and practical demand. The research results of 218 adolescents aged 12 to 17 and 129 of their parents (N=347) are shown. The research is conducted using the author’s questionnaire “Respect for Parents”, ADOR technique, adolescent essays “My parents”, and the technique “Analysis of Family Relationships”. The results are processed using IBM SPSS Statistics version 20.

The Paper describes the research results adolescent respect for parents, adolescents’ perception of parents’ attitude to them, and features of family parenting. A significant correlation between the features of parenting and respect/disrespect for parents in adolescents are considered. Most adolescents have a feeling of respect for their parents and show respectful behaviour; in this regard, the features of family upbringing have a stronger influence on developing the feeling of respect for parents rather than a prescribed respectful behaviour. The paper lists specific characteristics of parenting, affecting the feelinge of respect for parents and respectful behaviour towards them.

В статье рассматриваются особенности родительского воспитания в подростковом возрасте и их взаимосвязь со становлением уважения к родителям. Уважение к родителям рассматривается как важный компонент детско-родительских отношений, показана актуальность его изучения. Описаны некоторые концепции уважения и предложено авторское выделение двух значений уважения к родителям. Актуальность исследования взаимосвязи уважения родителей детьми с особенностями семейного воспитания определяется недостаточным количеством эмпирических исследований в этой области и имеющимся практическим запросом. Обосновывается выбор для исследования данной проблематики именно подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования (N=347) 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет и 129 их родителей. Исследование проведено с использованием авторского опросника «Уважение к родителям», методики ADOR («Подростки о родителях»), сочинения «Мои родители» и методики «Анализ семейных взаимоотношений». Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20.

Описаны результаты данного исследования. Показаны значимые связи между особенностями родительского воспитания и уважением/неуважением подростков к родителям. Делаются выводы о том, что большинство подростков испытывают чувство уважения к свои родителям, а также проявляют в их отношении уважительное поведение. При этом особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувства уважения к родителям, чем на становление предписанного уважительного поведения. Перечислены конкретные характеристики родительского воспитания, влияющие на формирование чувства уважения к родителям и уважительное поведение по отношению к ним.

Authors / Авторы: Konovalova, A. M. / Коновалова А. М. ; Zakharova E.I. / Захарова Е. И.

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Поскребышева Н.Н., Запуниди А.А. Личностная автономия как фактор развития ответственности подростков. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 84-90.

Molchanov S.V., Almazova O.V., Poskrebysheva N.N., Zapunidi A.A. (2017). Personal autonomy as factor of developing responsibility in adolescence. National Psychological Journal. 1, 84-90.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The paper describes the research results of relationship between personal autonomy and responsibility level in adolescence. The theoretical idea of unity of freedom and responsibility can be regarded as link between personal autonomy and level of responsibility in adolescence. The hypothesis of correlation between level of responsibility and autonomy in adolescence is realized. The sample includes 368 school students aged from 13 to 17, Moscow, Russia. The questionnaire to diagnose autonomy defines emotional, cognitive, intellectual and behavioural components of autonomy. The second questionnaire describes the responsibility level using the example of different moral dilemmas. The results of the empirical research describe the hypothesis on the relationship between personal autonomy and level of responsibility. Personal autonomy includes value, emotional, cognitive and behavioural components. Cluster groups with different levels of autonomy are defined: high autonomy, intellectual autonomy, low autonomy and disharmonic type of autonomy. Higher level of a number of autonomy components correlates with higher level of responsibility. Analysis of moral norm deviation shows that type and content of moral dilemma play an important role in responsibility acceptance. Gender differences in level of responsibility is defined in the following way: females show higher level of responsibility than males.

Исходя из положения о единстве свободы и ответственности, теоретически обосновывается связь личностной автономии и уровня развития ответственности подростков. Личностная автономия рассматривается в единстве ценностного, эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Представлены результаты эмпирического исследования связи личностной автономии и уровня развития ответственности подростков. В исследовании приняли участие 368 подростков в возрасте от 13 до 17 лет, учащиеся средних общеобразовательных школ г. Москва. Были использованы методики, направленные, во-первых, на выявление общего уровня автономии и уровней развития ее эмоционального, поведенческого, когнитивного и ценностного компонентов, во- вторых, на выяснение особенностей проявления уровня ответственности в различных ситуациях.

Результаты эмпирического исследования свидетельствуют в пользу выдвинутой гипотезы о связи уровня развития личностной автономии и уровня ответственности подростков. Были выделены группы испытуемых с разным уровнем развития ответственности: высоко-автономные, интеллектуально- автономные, низко-автономные и дисгармоничным типом автономии. Показано, что высокому уровню развития всех компонентов личностной автономии соответствует более высокий уровень ответственности. Анализ особенностей оценки поведения героя, нарушившего моральную норму, обнаруживает, что тип и содержание моральной дилеммы являются значимыми факторами, определяющими степень принятия ответственности подростками с разными типами развития автономии. Выявлена гендерная специфика в развитии ответственности – более высокий уровень ответственности характерен для девушек.

Authors / Авторы: Molchanov S.V. / Молчанов С. В. ; Almazova, Olga V. / Алмазова Ольга Викторовна ; Poskrebysheva N.N. / Поскребышева Н. Н. ; Zapunidi, Anna A. / Запуниди А.А.


Страницы: Пред. 1 ... 4 5 6 7 8 ... 114 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2017 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук