Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Карпов А.В. Интегральны способности личности как предмет психологического исследования // Психология в России: современное состояние. – 2012. – Т.5. – с. 99-116

Karpov A.V. (2012). The Integral Abilities of the Personality as the Subject Matter of Psychological Research. Psychology in Russia: State of the Art, 5, 99-116

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

This article discusses some key methodological and theoretical issues of the fundamental, common psychological problem of abilities. It shows that there is a lack of modern ideas about the content of the subject matter of the psychology of abilities and, therefore, a need for enrichment. In this conceptual expansion it is necessary to differentiate a special, qualitatively specific class of abilities – the integral abilities of the individual. All these abilities are differentiated on the basis of the most promising paradigm in the development of the ability problem– the functional-genetic paradigm – and are related to one of the basic classes of mental processes – the integral mental processes (goal formation, anticipation, decision making, programming, prognosis, planning, control, self-control). In the article a detailed psychological characteristic of the basic integral abilities is presented, as a result of which the correspondence of these abilities to all features and criteria of abilities as such is proved. The necessity of using the structural-level approach in relation to the ability problem is shown, and a holistic, generalized hierarchy of the basic ability classes is proposed. This hierarchy has three main levels. At the highest level the general abilities are located; at the basic level are the specific abilities of a person. The integral abilities are located between these two levels and thus form a mesolevel in the general hierarchical organization of the abilities of the individual.

В статье рассматриваются некоторые основные методологические и теоретические аспекты фундаментальной, общепсихологической проблемы способностей. Показан недостаток современных идей о содержании предмета психологии способностей и, как следствие, необходимость его обогащения. Автор утверждает, что в этом концептуальном расширении необходимо выделять специальный, качественно отличный класс способностей – интегральные способности личности. Все эти способности дифференцируются на основе наиболее перспективной парадигмы в исследовании проблемы способностей – функционально-генетической парадигмы, – и связаны с одним из основных классов психических процессов – интегральными психическими процессами (формирование цели, предвосхищение, принятие решений, программирование, прогнозирование, контроль, самоконтроль). В статье представлены подробные психологические характеристики основных интегральных способностей, вследствие чего доказано соответствие этих способностей всем характеристикам и критериям способностей как таковых. Показана необходимость использования структурно-уровневого подхода; предложена целостная, обобщенная иерархия основных классов способностей. Данная иерархия состоит из трех основных уровней. На самом верхнем уровне находятся общие способности, на нижнем уровне – специальные способности человека. Интегральные способности находятся между этими двумя уровнями и, таким образом, образуют мезо-уровень в общей иерархической организации способностей личности.

Authors / Авторы: Karpov A.V. / Карпов А.В.

Галажинский Э.В., Клочко В.Ю. Системная антропологическая психология: методологические основы // Психология в России: современное состояние. – 2012. – Т.5. – с. 81-98

Galazhinsky E.V., Klochko V.Y. (2012). System Anthropological Psychology: Methodological Foundations. Psychology in Russia: State of the Art, 5, 81-98

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article considers methodological foundations of the system anthropological psychology (SAP) as a scientific branch developed by a well-represented group of Siberian scientists. SAP is a theory based on axiomatics of cultural-historical psychology of L.S. Vygotsky and transspective analysis as a specially developed means to define the tendencies of science developing as a self-organizing system. Transspective analysis has revealed regularities in a constantly growing complexity of professional-psychological thinking along the course of emergence of scientific cognition. It has proved that the field of modern psychology is shaped by theories constructed with ideation of different grades of complexity. The concept “dynamics of the paradigm of science” is introduced; it allows transitions to be acknowledged from ordinary-binary logic characteristics of the classical science to a binary-ternary logic, adequate to non-classical science and then to a ternary-multidimensional logic, which is now at the stage of emergence. The latter is employed in SAP construction. It involves the following basic methodological principles: the principle of directed (selective) interaction and the principle of generative effect of selective interaction. The concept of “complimentary interaction” applied in natural as well as humanitarian sciences is reconsidered in the context of psychology. The conclusion is made that the principle of selectivity and directedness of interaction is relevant to the whole Universe embracing all kinds of systems including the living ones. Different levels of matter organization representing semantic structures of various complexity use one and the same principle of meaning making through which the Universe ensures its sustainability as a self-developing phenomenon. This methodology provides an explanation for nature and stages of emergence of multidimensional life space of an individual, which comes as a foundation for generation of such features of consciousness as its system character and sensibility.

В статье рассматриваются методологические основы системной антропологической психологии (САП) как научного направления, разрабатываемого широко представленной группой сибирских ученых. САП – теория, основанная на аксиоматике культурно-исторической психологии Л.С.Выготского и трансспективном анализе как специально разработанного средства, определяющего тенденции развития науки как самоорганизующейся системы. Трансспективный анализ показывает закономерности в постоянно возрастающей сложности профессионально-психологического мышления в процессе появления научного познания. Доказано, что область исследования современной психологии определяется теориями, основанными на идеях различной сложности. В статье введено понятие «динамики научной парадигмы», позволяющее признать переходы от обычной, «бинарной» логики, характеризующей классическую науку, к «двоично-троичной» логике, соответствующей неклассической науке, а затем и к «троично-многомерной» логике, которая сейчас еще только оформляется. Последняя применяется в конструировании САП. Она включает в себя следующие основные методологические принципы: принцип направленного (селективного) взаимодействия и принцип генеративного эффекта селективного взаимодействия.

Понятие «комплиментарного взаимодействия», используемое как в естественных, так и в гуманитарных науках, пересмотрено в статье применительно к психологии. Сделан вывод о том, что принцип селективности и направленного взаимодействия имеет отношение ко Вселенной в целом, охватывающей все типы систем, включая живые. Различные уровни организации материи представляют собой семантические структуры различной сложности, использующие один и тот же принцип, через который Вселенная обеспечивает свое постоянство как саморазвивающегося явления. Эта методология объясняет характер и этапы возникновения многомерного жизненного пространства человека, которое является основой генерации таких функций сознания, как его системный характер и чувствительность.

Authors / Авторы: Galazhinsky E.V. / Галажинский Э.В. ; Klochko V.Y. / Клочко В.Ю.

Липатов С. А. Проблема взаимодействия человека и организации: концепции и направления исследований// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №1. с. 85-96

Lipatov S.A.(2012) Problem of person-organization interaction: Concepts and lines of investigation. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 1, 85-96.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The aim of this paper is to review basic ideas about the relationship between personality and organization. Particular attention is paid to the concept of person-organization fit. The specific areas of research are considered the study of organizational commitment and identification of personnel with the organization. Constructionist critique of traditional theoretical concepts that underlie the concept of person-organization fit is given. The concept of organizational culture as a modern trend in the study of organizations is described. Analysis of the literature shows that in modern organizational theory and the classical concepts, the philosophy of instrumental rationality and control continues to occupy a dominant position.

В статье проводится обзор классических и современных представлений о взаимоотношениях личности и организации. Особое внимание уделяется концепции соответствия личности и организации. Рассматриваются исследования организационной приверженности и идентификации персонала с организацией. Приводится конструкционистская критика традиционных теоретических представлений, лежащих в основе концепции соответствия. Описывается концепция организационной культуры как современное направление в исследовании организаций. Делается вывод, что философия инструментальной рациональности и контроля, присущая классическим концепциям, продолжает занимать господствующее положение и в современных организационных теориях.

Authors / Авторы: Lipatov S.A. / Липатов С. А.

Соколова Е.Т. Культурно-историческая и клинико-психологическая перспектива исследования феноменов субъективной неопределенности// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №2. с. 37-48

Sokolova E.T. (2012) Cultural-psychological and clinical-psychological perspectives of research on phenomena of subjective uncertainty and ambiguity. The Moscow University Herald. Series 14. Psychology, 2, 85-96.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article analyzes certain socio-cultural and personal predispositions, which determine the modern diversity of displays of subjective uncertainty and ambiguity. The importance of understanding the relations between the resourceful and the psychopathological aspects of the ambiguity phenomenon and the cultural environment with its destructive ideals and mythologems, manipulative media-technologies and all-pervading idea of deconstruction is stressed for the creation of “realistic clinical psychology” (in terms of A.R. Luria). Methods for modeling the experiences of ambiguity in experimental settings, in pathopsychological examination and in projective psychological diagnostics are put in comparison. The arguments are adduced for the interpretation of deficient manifestations of subjective uncertainty and ambiguity as a criterion for diagnostics of the severity of personality disorder.

В статье анализируются некоторые социокультурные предпосылки и личностные предиспозиции, обусловливающие современное многообразие проявлений феноменов субъективной неопределенности и двойственности. Подчеркивается, что для создания «реальной клинической психологии» (термин А.Р. Лурия) необходимо прослеживание связи между ресурсными и психопатологическими аспектами феноменов субъективной неопределенности и современной культурной средой с ее деструктивными идеалами, мифологемами, манипулятивными медиатехнологиями и все пронизывающей идеей деконструкции. Сравниваются способы моделирования переживания неопределенности в экспериментальной ситуации, патопсихологическом обследовании и проективной психодиагностике. Приводится аргументация в пользу трактовки дефицитарных проявлений субъективной неопределенности как диагностического критерия глубины личностного расстройства.

Authors / Авторы: Sokolova Elena T. / Соколова Е. Т.

Зинченко Ю.П., Первичко Е.И. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа Л.С. Выготского – А.Р. Лурия // Национальный психологический журнал - 2012 - №8 - с.32- 45

Zinchenko Y.P., Pervichko E.I. (2012) Postnonclassical methodology in clinical psychology: Vygotsky–Luria school. National Psychological Journal, 8, 32-45

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The subject of this paper is to discuss the possibility of the applying modern philosophical concepts which allow to distinguish between types of scientific rationality (classical, nonclassical and postnonclassical), to elicit the theoretical and methodological principles of the functioning and development of clinical psychology. The work reveals that the basic provisions of Vygotsky’s cultural historical theory.

The methodology of Vygotsky-Luria syndrome approach commenced postnonclassical model of scientific rationality with postnonclassical vision and psychological research method, as well as with postnonclassical thinking of researchers. It was objectified, that the works of Vygotsky and Luria articulated general methodological requirements for organized study of the human psyche, which generally correspond to the requirements put forward by modern science as necessary to deal with complex self-developing systems. Certain argument have been found to prove that according to Vygotsky-Luria syndrome approach, psychological syndromes are described as dynamic structures that acquire the qualities of self-control, selforganization, self-determination and adaptive appropriateness, which give reason to consider them as open self-developing systems.

Предметом публикации является обсуждение вопроса о возможности приложения современных философских концепций, позволяющих различать типы научной рациональности (классический, неклассический и постнеклассический), для определения теоретико-методологических принципов функционирования и развития клинической психологии.

Показано, что в основных положениях культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и в методологии синдромного подхода Выготского-Лурия присутствуют начала постнеклассической модели научной рациональности, с постнеклассическим видением предмета и метода психологического исследования, а также с постнеклассическим мышлением исследователей. Объективировано, что в работах Л.С. Выготского и А.Р. Лурия сформулированы общие методологические требования к организации исследования психики, которые, в целом, соответствуют требованиям, выдвигаемым современной наукой в качестве необходимых для работы со сложными саморазвивающимися системами. Аргументировано, что в концепции синдромного подхода Выготского-Лурия психологические синдромы описываются как динамические структуры, обладающие качествами саморегуляции, самоорганизации, самодетерминации и адаптивной целесообразности, что дает основания для рассмотрения их в качестве открытых саморазвивающихся систем.

Authors / Авторы: Pervichko Elena I. / Первичко Е. И.  ; Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П.

Лунт И. С. Европейский диплом по психологии EuroPsy: разработка стандартов высшего уровня профессионального психологического образования. // Национальный психологический журнал - 2012 - №8 - с.58 - 63

Lunt I.C. (2012) . EuroPsy European Diploma in Psychology: standards development for higher levels of professional psychological education. National Psychological Journal, 8, 58-63

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article gives a brief history of EuroPsy European initiative to develop standards for the highest level of psychological education which began in 1998 and is now at the stage of completion in those European countries that are members of the European Federation of Psychological Associations (EFPA). EuroPsy is defined as the standard of professional education, which aims to improve the quality of education and professional practice of psychologists. The initiative under consideration was actively supported both in the EU and also outside Europe, in particular in the framework of the so-called Bologna process. Political background of the Bologna process, however, is a clearly expressed desire is to increase mobility. The desire for professional mobility is not always easily associated with commitment to quality and a high level of education, as well as alleged efforts to protect the interests of the client or consumer. The report gives an idea of certain complex issues and potential difficulties in the development of EuroPsy.

В статье излагается краткая история EuroPsy как европейской инициативы по разработке стандартов для высшего уровня профессионального психологического образования, которая началась в 1998 году и сейчас проходит стадию завершения в европейских странах – членах Европейской Федерации Психологических Ассоциаций (EFPA). EuroPsy определяется как стандарт для профессионального образования, цель которого – повышение качества образования и профессиональной практики психологов. Рассматриваемая инициатива встретила активную поддержку в аналогичных усилиях, как в странах ЕС, так и за его пределами в Европе, в частности, в рамках так называемого Болонского процесса. Политическим стремлением Болонского Процесса, однако, является чётко выраженное стремление именно к повышению мобильности. Стремление к профессиональной мобильности не всегда легко сочетается с заботой о качестве и высоком уровне образования в профессии, так же, как и с предполагаемыми усилиями по защите интересов клиента или потребителя. Предлагаемый доклад даёт представление о некоторых сложных проблемах и потенциальных трудностях разработок в рамках EuroPsy.

Authors / Авторы: Lunt Ingrid Cecilia / Лунт Ингрид Сесилия

Богоявленская Д.Б. Клюева О.А. К проблеме раскрытия природы конкурентоспособной личности. // Психология в России: современное состояние – 2012. - №5 – с. 67-80

Bogoyavlenskaya D.B., Klyueva O.A. (2012). Discovering the Nature of Competitive Personality. Psychology in Russia: State of the Art, 5, 67-80

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The concept of “competitiveness” has been most thoroughly developed in the framework of modern economics and management. Apart from economic factors, this concept also embraces social and psychological factors, but economic models do not reveal the psychological essence of the concept of “competitive personality.”

Analytical review of the psychological and educational case studies of the competitive- personality problem has brought to light the ambiguity in this concept along with a multitude of models that distinguish individual aspects of a competitive personality. Most creators of the various models emphasize the quality of the conditions necessary for forming and developing a competitive personality. In economics, competition is an essential, inherent feature of various types of activity where conflicts of interest occur. However, the established economic model of competitive personality reduces and replaces the psychological content of the concept.

Theoretically and experimentally the authors of this article substantiate their disclosure of the competitive-personality concept via its creative potential. Results of an in-depth study confirm that the ability to achieve success through one’s own initiative, anticipating the demands of competition, appears to be the backbone for competitiveness of personality.

Понятие «конкурентоспособности» наиболее тщательно разработано в рамках современной экономики и менеджмента. Помимо экономических факторов данное понятие также охватывает социальные и психологические факторы, однако в экономических моделях не учитывается психологическая сущность понятия «конкурентоспособной личности».

Аналитический обзор психологических и педагогических исследований проблемы конкурентоспособности выявил неоднозначность содержания понятия, а также существование множества моделей, различающихся отдельными аспектами в понимании конкурентоспособной личности. В большинстве моделей их авторы подчеркивают важность качества условий, необходимых для формирования и развития конкурентоспособной личности. В экономике конкуренция – это необходимая, неотъемлемая черта различных видов деятельности, где существует столкновение интересов. Тем не менее, принятая экономическая модель конкурентоспособной личности упраздняет и заменяет психологическое содержание понятия.

Теоретически и экспериментально авторы обосновывают свое понимание конкурентоспособной личности через ее творческий потенциал. Результаты фундаментального исследования подтверждают, что способность достигать успеха за счет собственной инициативы, предвосхищая требования конкуренции, представляется основой конкурентоспособности личности.

Authors / Авторы: Klyueva O.A. / Клюева О.А.  ; Bogoyavlenskaya D.B. / Богоявленская Д.Б.

Юревич А.В. Мораль как психологическая проблема. // Психология в России: современное состояние – 2012. - №5 – с. 50-66.

Yurevich A.V. (2012). Morality as a Psychological Problem. Psychology in Russia: State of the Art, 5, 50-66

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The author states that the problem of morality should be one of the main topics of psychological science though modern Russian psychology avoids it for some reasons. The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences develops the qualitative approach to this problem based on the index combining several statistic indicators. Applying it to modern Russian society provides the opportunity qualitative estimate of its state and dynamics. Using the qualitative data the author demonstrates the dramatic moral situation in modern Russia, describes its main causes and directions of improving.

Автор утверждает, что проблема нравственности должна быть одной из основных в психологической науке, несмотря на то, что современная российская психология по каким-то причинам избегает ее. Институт психологии РАН разрабатывает качественный подход к данной проблеме, основанный на объединении ряда статистических показателей. Применение данного подхода к современному российскому обществу дает возможность качественной оценки его состояния и динамики. Используя качественные данные, автор показывает драматичность нравственной ситуации в современной России, описывает основные причины и предложения по ее улучшению.

Authors / Авторы: Yurevich A.V. / Юревич А.В.

Корнилова Т.В., Новикова М.А. Самооценка интеллекта, личность и психометрический интеллект: предварительная проверка модели на студенческой выборке. //Психология в России: современное состояние – 2012. - №5 – с. 33-49

Kornilova T.V., Novikova M.A. (2012). Self-Assessed Intelligence, Personality, and Psychometric Intelligence: Preliminary Validation of a Model with a Selected Student Population. Psychology in Russia: State of the Art, 5, 33-49

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In the current study, self-assessed intelligence (SAI) is presented as a multidimensional construct related both to personality and to psychometric intelligence. On the basis of data obtained from a Russian student sample (N = 496), the authors validate a structural model in which SAI acts as a mediating variable between latent variables of measured IQ and the trait of acceptance of uncertainty. Evidence for significant gender differences in SAI in favor of men is also given.

В представленном исследовании субъективная оценка интеллекта (СОИ) рассматривается как многомерный конструкт, связанный с личностью и психометрическим интеллектом. На основе данных, полученных на студенческой выборке (N=496), авторы обосновывают структурную модель, в которой СОИ выступает в качестве посредника между латентными переменными оцененного показателя IQ и особенностями принятия неопределенности. Показаны значимые гендерные различия в СОИ в пользу мужчин.

Authors / Авторы: Kornilova T.V. / Корнилова Т.В. ; Novikova M.A. / Новикова М.А.

Журавлев А.Л., Зинченко Ю.П., Ковалева Ю.В., Сергиенко Е.А. V съезд Российского психологического общества // Психология в России: современное состояние – 2012. - №5 – с.11-30.

Zhuravlev A.L., Zinchenko Yu.P., Kovaleva Yu.V., Sergienko E.A. (2012). The V Congress of the Russian Psychological Society. Psychology in Russia: State of the Art, 5, 11-30

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

This paper summarizes the organizational and scientific outcomes of the 5th Congress of the Russian Psychological Society. It shows the RPS's dynamics of development since its establishment to the present day, and presents a report on the Congress's major events, and the statistics in comparison with the other events of international scientific life. Scientific sections of the Congress are grouped that allowed to showing the main trends in modern psychology. The new directions of psychological research debuted on the Congress are shown, the most important domains of the psychological science are highlighted, and possible reasons for some of them not having succeeded are given. The new subjects and objects of psychological studies new to psychologists are identified. Based on the historical view of the contemporary psychology, were analyzed the future directions of its development.
В статье изложены основные организационные и научные итоги Пятого съезда Российского психологического общества. Показана динамика развития РПО, начиная с момента его основания и по настоящий день, а также представлен отчет о главных событиях съезда и сравнительная с другими событиями международной научной жизни статистика. Научные секции конгресса поделены на группы, что позволяет проследить основные тенденции современной психологии. Показаны впервые рассмотренные на конгрессе новые направления психологических исследований, выделены наиболее значимые области психологической науки, а также изложены возможные причины отсутствия достижений в некоторых из них. Определены новые для психологов предметы и объекты психологических исследований. Основываясь на историческом подходе к современной психологии, авторами были проанализированы будущие направления ее развития.

Authors / Авторы: Kovaleva Yu.V. / Ковалева Ю.В.  ; Sergienko E.A. / Сергиенко Е.А. ; Zhuravlev A.L. / Журавлев А.Л.  ; Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П.


Страницы: Пред. 1 ... 110 111 112 113 114

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2017 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук