Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Серебрякова Т.А., Конева И.А., Семенова Л.Э., Семенова В.Э. Экспериментальный подход к изучению духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста // Национальный психологи- ческий журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 123–133.

Serebryakova T.A., Koneva I.A., Semenova L.E., Semenova V.E. (2018). Experimental approach to the study of spiritual and moral education in children of preschool age. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 123–133

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Introduction. Interest in the issues of spirituality, moral background is objectively determined by the transformations in all spheres of life and human activity in recent decades, including fundamental changes in the value-based system.

The Objective is to describe an experimental program of studying the level of spiritual and moral education in children of preschool age. Based on the analysis of the data and considering the spirituality and morality in children as a complicated integrative education, we identify intellectual, cognitive, value-based, motivational and behavioural components. The main hypothesis of the study is the assumption of the dependence of the spiritual and moral level on the determined systematic work of the spiritual and moral potential of the person, their culture and valued at each age stage. The basic levels of ontogenesis are emphasized.

Procedure. The first stage of the research included analysis of the works in the field of «spirituality» and «morality», which allowed us to determine the specific features of spiritual and moral education of the 5-year-old children and to design a program of experimental study. The second stage was based on the comprehensive program of experimental research, i.e. a system of test methods aimed at studying the selected components of the spiritual and moral education. The population consisted of 90 five-year-old children.

Findings. The quantitative and qualitative analysis of the experimental data obtained at the third stage of our study showed that a high level of spiritual and moral education is recorded only in 21% of the respondents. The majority of respondents (57%) scored the average level of spiritual and moral education. 22% of the respondents score a low level of spiritual and moral education.

Conclusion. The study showed that less than one third of the respondents demonstrated a high level of spiritual and moral education. The majority of preschool children did not know about the spiritual and moral norms of social behaviour, and also they lacked regular rules of behaviour, which suggests that the majority of the research participants did not correspond to age-related opportunities and require targeted psychological and pedagogical assistance.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Интерес к проблемам духовности, нравственности личности объективно обусловлен произошедшими в последние десятилетия трансформациями всех сфер жизни и деятельности человека, в том числе кардинальными изменениями системы ценностных ориентаций.

Цель данной публикации – описание экспериментальной программы изучения уровня духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста. Опираясь на анализ исследований в области интересующей проблематики и рассматривая духовность и нравственность субъекта как весьма сложные интегративные образования, мы выделяем интеллектуально-когнитивный, ценностно-мотивационный и поведенческий компоненты духовно-нравственного развития. В качестве основной гипотезы нашего исследования мы выдвигаем предположение об объективной зависимости уровня духовно-нравственного развития личности от целенаправленности и планомерности работы по становлению духовно-нравственного потенциала субъекта, его ценностной культуры, формируемой на каждом возрастном этапе. При этом акцент делается на базовых уровнях онтогенеза.

Описание хода исследования. Первым этапом нашего исследования стал анализ работ ученых в по проблемам духовности и нравственности, позволивший определить специфические особенности духовно-нравственного развития детей среднего дошкольного возраста (5-го года жизни) и составить программу экспериментального изучения уровня духовно-нравственного развития детей данного возраста. Второй этап – реализация комплексной программы экспериментального исследования, включающей в себя систему тестовых методик, направленных на изучение каждой из выделенных нами компонентных составляющих духовно-нравственного развития субъекта. Респондентами в данном исследовании выступили дети 5-го года жизни в количестве 90 человек.

Результаты исследования. Количественный и качественный анализ полученных нами экспериментальных данных, осуществленный на третьем этапе нашего исследования, показал, что высокий уровень духовно-нравственного развития фиксируется лишь у 21% испытуемых. У большинства респондентов (57%) фиксируется средний уровень духовно-нравственного развития, а у 22% детей выявлен низкий уровень развития исследуемого феномена.

Выводы. Проведенное нами исследование показало, что высокий уровень духовно-нравственного развития демонстрируют менее 1/3 респондентов. У большинства детей среднего дошкольного возраста не сформирована система знаний о духовно-нравственных нормах социального поведения, и отсутствуют нормативные привычки поведения. Это позволяет говорить о том, что духовно-нравственное развитие большинства детей, принявших участие в нашем исследовании, не соответствует возрастным возможностям и требует целенаправленной комплексной психолого-педагогической работы.

Authors / Авторы: Serebryakova, T. A. / Серебрякова Т.А. ; Koneva I. A. / Конева И.А. ; Semenova V. E. / Семенова В. Э.

Собкин В.С., Родионова К.Э. Учащиеся и учителя о задачах и целях школьного образования // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 109–122

Sobkin V.S., Rodionova K.E. (2018). Students’ and teachers’ views on the goals and purposes of school education. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 109–122

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Studying students’ and teachers’ views on the goals and purposes of the teaching and upbringing process is important in connection with the modernization of school education. Their attitude to these issues characterizes the social psychological context that determines the role of school in cultural and value-based education of adolescents.

The Objective of the research is to determine the differences between the students’ and teachers’ views on the goals and purposes of school education in relation to the three areas of analysis: between students and teachers, between members of schools types (general education, in-depth study of particular subjects, gymnasium and lyceum), between generations of teachers and students as of 1991 and 2017.

Design. The paper presents the results of survey questionnaire conducted by the Centre for Sociology of Education, IEM RAE, Moscow, Russia, in 2017. The sample included 11 803 students of 7-11 grades and 4 999 school teachers. The data are further compared with the results of the survey 1 conducted in 1991 (sample included 162 students and 681 teachers). Questions concerning goal orientations of school education are considered at two levels: pragmatic ("What should school give to students?") and value-based ("Who should schools prepare their students for?").

Research Results. At the pragmatic level, students attach greater importance to the issues of professional identity, whereas teachers regard the traditional functions of education. At the value-based level for students, the individualistic attitudes are more typical, whereas teachers place a greater value on socially regular patterns. Members of the gymnasia and lyceums more often note the importance of the cultural development as well as communication and interaction between students. Unlike gymnasia and lyceums, general education schools put a greater emphasis on normal behaviour and participation in public life. The admission requirements have increased for socializing functions and training, and also the individualistic attitudes in modern education compared with 1991 have been in the focus of attention. Simultaneously, the importance of creative activity is decreasing and education is aimed at supporting social institution. Factor analysis has revealed three meaningful juxtapositions in relation to which the goals of school education are structured: "norm – self-actualisation", "convention – principle", "romantic approach – pragmatic approach".

Conclusion. This research reveals particular goals and purposes for modern school education in students’ and teachers’ minds that allows them to improve the educational process.

Актуальность (контекст) тематики статьи. В связи с модернизацией школьного образования особое значение приобретает анализ мнений учащихся и учителей о задачах и целях учебно-воспитательного процесса. Именно их отношение к данным вопросам характеризует социально-психологический контекст, определяющий роль школы в культурном и ценностном развитии современного поколения.

Цель исследования – определение различий мнений учащихся и учителей по поводу задач и целевых ориентиров школьного образования. Различия выявлялись по трем направлениям: между учащимися и учителями, между представителями разных типов школ (общеобразовательных; с углубленным изучением отдельных предметов, гимназий, лицеев) и между поколениями учащихся и их учителей в 1991 и 2017 гг.

Описание хода исследования. Исследование основано на анкетных опросах 11.803 учащихся 7–11 классов и 4 199 учителей, проведенных Центром социологии образования Института управления образованием РАО в 2017 году. Полученные данные дополнительно сопоставляются с результатами опроса 1.162 учащихся и 681 учителя, проведенного в 1991 году. Рассматриваются вопросы о целевых ориентациях школьного образования на двух уровнях: прагматическом («Что должна дать ученику школа?») и ценностном («Кого должна готовить школа?»).

Результаты исследования. Показано, что на прагматическом уровне учащиеся придают высокую значимость проблемам профессионального самоопределения, тогда как учителя – традиционным функциям образования. На ценностном же уровне для учащихся более характерны индивидуалистические установки, для учителей – социально нормативные модели. Представители гимназий и лицеев чаще отмечают функцию культурного развития, а также значимость общения и взаимодействия учащихся. Напротив, в общеобразовательных школах акцент ставится на принятии нормативных форм поведения, участии в общественной жизни. Факторный анализ позволил выявить три содержательные оппозиции, относительно которых структурируются цели школьного образования: «нормативность – самореализация», «конвенциональность – принципиальность», «романтизм – прагматизм».

Выводы. Проведенное исследование позволяет выявить своеобразие целевых ориентиров современного школьного образования в сознании учащихся и учителей, что необходимо для совершенствования образовательного процесса.


Authors / Авторы: Sobkin,Vladimir S. / Собкин В.С. ; Rodionova K. E. / Родионова К. Э.

Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 96–108

Sagova Z.A., Dontsov D.A. (2018). The study of personal emotional sphere as a regulator of functional state in young athletes. National Psychological Journal, 4, 96–108.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Sports activities set high demands on the personal qualities and abilities of athletes, which increases their emotional tension, and negatively affects their self-esteem, self-confidence and motivation. Studying manifestations of the personal emotional sphere of athletes allows choosing effective methods of psychological work to adjust their competitive states up to an optimal level.

The Objective of the research is to learn the specific features of the personal emotional sphere as a regulator of the functional state in young athletes.

Design. The paper analyzes the manifestations of personal emotional sphere of females aged 11-13 years involved in rhythmic gymnastics (N = 20). The results of the relationship and the ratio of the athletes’ personal parameters are presented.

Research Results. A direct significant relationship (p = 0.01) of the anxiety level in athletes with neuroticism, irritability, suspiciousness and sensitivity is revealed. A positive significant relationship (p = 0.01) of guilt and aggressiveness expressed mainly indirectly is established. The obtained features of the relationship of the studied characteristics of young athletes are generally consistent with the results of similar studies performed by other specialists.

Conclusion. The results can be viewed as manifestations of the adaptation mechanisms of young gymnasts in the tense conditions of sports activities, as well as fear of disapproval from a significant circle of people. The revealed emotional-personal characteristics of young sportswomen are probably due to psycho-physiological changes associated with adolescence and the specifics of sports activities. The results of the study generally raise additional questions and allow us to outline areas for further research on the problem under discussion. It is important to study the influence of the emotional state in athletes on the ability to fully recover from intensive physical burnout and follow sleep and rest schedule.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к личностным качествам и способностям спортсменов, что повышает их эмоциональную напряженность и, как следствие, негативно влияет на самооценку, уверенность в себе, мотивацию. Изучение особенностей проявления эмоционально-личностной сферы спортсменов позволяет выбрать наиболее эффективные методы психологической работы для регулирования их соревновательных состояний до оптимального уровня.

Целью исследования являлось изучение специфики эмоционально-личностной сферы юных спортсменок как регулятора их функционального состояния.

Описание хода исследования. В работе проанализированы особенности проявления эмоционально-личностных характеристик девочек 11–13 лет, занимающихся художественной гимнастикой (N=20). Представлены результаты исследования взаимосвязи и соотношения личностных параметров гимнасток.

Результаты исследования. Выявлена прямая значимая связь (p=0,01) уровня тревожности гимнасток с невротизацией, раздражительностью, подозрительностью и обидчивостью. Установлена также положительная значимая связь (p=0,01) чувства вины и агрессивности, выраженной преимущественно в косвенной форме. Полученные особенности связи исследуемых характеристик юных спортсменок в целом согласуются с результатами подобных исследований, выполненных другими специалистами.

Выводы. Полученные результаты могут быть рассмотрены как проявления механизмов адаптации юных гимнасток в напряженных условиях спортивной деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей. Выявленные эмоционально-личностные особенности юных спортсменок, вероятно, обусловлены психофизиологическими изменениями, связанными с подростковым возрастом и спецификой спортивной деятельности. Итоги исследования в целом вызывают дополнительные вопросы и позволяют наметить направления дальнейших исследований по обсуждаемой проблеме. Представляется важным изучение влияния эмоционального состояния спортсменов на способность к полноценному восстановлению после высоких нагрузок и на поддержание оптимального режима сна и отдыха.

Authors / Авторы: Sagova, Zurida A. / Сагова З.А. ; Dontsov D. A. / Донцов Д.А.

Е.И. Первичко, Ю.А. Бабаев Мотивация достижения и структура перфекционизма у паци- ентов с тревожными расстройствами // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 86–95.

Pervichko E.I., Babaev Yu.A. (2018). Motivation for the achievement and structure of perfectionism in patients with anxiety disorders. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 86–95

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Introduction. The relevance of the subject is primarily due to the high frequency of anxiety disorders in the population. According to various schools of psychology and psychotherapy, the motivation of the patient, their deep-seated attitudes and values ​​play a significant role in the emergence and development of anxiety disorders. But nowadays there is a lack of empirical studies that consider achievement motivation and perfectionism in connection with anxiety disorders.

Objective. On the one hand, the study is focused on the relationship between the direction and the achievement motivation in motivational conflicts, and on the other hand, the authors illicit the general level and structural characteristics of perfectionism in people with anxiety disorders.

Procedure. The study involved 21 patients with anxiety disorders undergoing inpatient treatment at the Moscow Research Institute of Psychiatry, Moscow, Russia, and 20 healthy subjects. In order to measure achievement motivation, the authors used TAT (Thematic Apperception Test) modified by H. Heckhausen (Heckhausen, 1963, 1967; Magomed-Eminov, 1987). In order to identify the degree of manifestation and features of the structure of perfectionism, the Kholmogorova-Garanyan perfectionism questionnaire (Garanyan, Yudeeva, 2008, 2009) and the Hewitt and Flett Multidimensional scale of perfectionism were used (Hewitt, Flett, 1998; Gracheva, 2006). An intergroup comparison was performed in terms of the severity of the characteristics assessed, and also a correlation study of the perfectionism and motivation indicators was conducted in each group.

Results. Compared to healthy individuals, patients with anxiety disorders show a higher level of general perfectionism and socially prescribed perfectionism, as well as reduced achievement motivation. They revealed a greater discrepancy between the motives for achieving success and avoiding failure, which suggests that their activity is directed to the motive of avoidance than to the motive of achievement. The overall level of perfectionism in both groups negatively correlates with the severity of the achievement motive, however, in healthy people, perfectionism is associated with the hope of success, and in patients with anxiety disorders it is associated with the fear of failure.

Conclusion. The results can be used in psychotherapeutic practice treating patients with anxiety disorders. The study gives way for further research on patients with anxiety disorders, depressed patients, etc.

Актуальность тематики статьи обусловлена прежде всего высокой частотой встречаемости тревожных расстройств в популяции. С точки зрения различных школ психологии и психотерапии, в возникновении и развитии этих расстройств значительную роль играет мотивация пациента, его глубинные установки и ценности. Вместе с тем, отмечается недостаток эмпирических исследований, рассматривающих мотивацию достижения и перфекционизм в связи с проблематикой тревожных расстройств.

Цель. Изучение связи между направленностью, силой мотивационных тенденций в области достижения и выраженностью мотивационных конфликтов, с одной стороны, и общим уровнем и структурными характеристиками перфекционизма, с другой, у лиц с тревожными расстройствами.

Описание хода исследования. В исследовании участвовал 21 пациент с тревожными расстройствами, проходящие стационарное лечение в Московском НИИ психиатрии и 20 здоровых испытуемых. Для измерения мотивации достижения использовался Тематический апперцептивный тест (ТАТ) в модификации Х. Хекхаузена (Heckhausen, 1963, 1967; Магомед-Эминов, 1987). Для выявления степени выраженности и особенностей структуры перфекционизма были использованы опросник перфекционизма Холмогоровой-Гаранян (Гаранян, Юдеева, 2008, 2009) и Многомерная шкала перфекционизма Хьюитта и Флетта (Hewitt, Flett, 1998; Грачева, 2006). Выполнялось межгрупповое сравнение по степени выраженности оцениваемых характеристик, а затем проводился корреляционное исследование показателей перфекционизма и мотивации в каждой группе для определения их связи.

Результаты исследования. Показано, что по сравнению со здоровыми лицами пациенты с тревожными расстройствами демонстрируют более высокий уровень общего перфекционизма и социально предписанного перфекционизма, а также сниженную мотивацию в области достижения. У них выявлен более выраженный конфликт между мотивами достижения успеха и избегания неудачи, что позволяет утверждать, что их деятельность направляется скорее мотивом избегания, чем мотивом достижения. Общий уровень перфекционизма в обеих группах отрицательно коррелирует с выраженностью мотива достижения, однако у здоровых лиц перфекционизм обратно связан с надеждой на успех, а у больных тревожными расстройствами – со страхом неудачи.

Заключение. Полученные результаты могут быть использованы в практике психотерапевтической работы с пациентами с тревожными расстройствами и открывают путь для дальнейших исследований в этой области как с у пациентов с тревожными расстройствами, так и у других групп больных, например, лиц, страдающих от депрессии.

Authors / Авторы: Pervichko Elena I. / Первичко Е. И.  ; Babaev Yu. A. / Бабаев Ю. А.

Арина Г.А., Иосифян М.А., Николаева В.В. Осознаваемые и неосознаваемые ценности и решение дилемм, связанных со здоровьем // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 77–85

Arina G.A., Iosifyan M.A., Nikolaeva V.V. (2018). Explicit and implicit values are associated with decisionmaking in dilemmas related to health. National Psychological Journal, 4, 77–85.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Individuals who aim at changing their health behaviour do not always handle the issue immediately. This discrepancy is usually referred to as the intention behaviour gap. Implicit processes are one of the factors which mediate between intention and behaviour. Compared to cognitive and affective implicit processes, motivational implicit processes are given a very little account in the modern science. Currently it is not quite clear how implicit and explicit values are focused on within the health-related decision-making process.

Objective. The present study shows how implicit and explicit values and their congruency are focused on health-related decision-making process in dilemmas. The dilemmas were described as situations within which the subjects report on making a choice: either to avoid losses related to health, or to avoid losses related to other values. Choosing health, the participant avoids losses related to it, whereas they acquire losses related to other values, and vice versa.

Design. The participants participated in the Schwartz’s Value Survey (measuring explicit values), Implicit Association Tests (measuring implicit values) and solve three types of dilemmas (health vs benevolence, health vs self-direction, health vs achievement).

Research Results. The research shows that implicit and explicit values are not related to each other and are differently related to decision-making process in dilemmas. Namely, implicit values of achievement, benevolence and self-direction are related to decision-making in dilemmas with low potential losses. Many of these values turn to be significant to the participants, and some of the dilemmas are not solved in favour of health-related issues. Explicit values are related to decision-making process in dilemmas with high potential losses. Many of these values turn to be significant to the participants, and some of the dilemmas are not solved in favour of health-related issues. Finally, it was found that high correlation between explicit and implicit values is positively related to decision making in favor of health.

Conclusion. The research shows that explicit and implicit values are differently associated with health-related decision-making in the participants.

Актуальность. Исследование имплицитных процессов в современной психологии здоровья является одним из ключей к решению проблемы разрыва между намерением и действием. При этом, по сравнению с имплицитными эмоциональными и когнитивными процессами, ценностно-мотивационные процессы изучены меньше всего. В настоящее время не вполне ясно, как имплицитные (неосознаваемые) ценности соотносятся с эксплицитными (осознаваемыми) и как они связаны с принятием решений о здоровье. Цель. Данное исследование посвящено тому, как осознаваемые и неосознаваемые ценности, а также их согласованность между собой, связаны с принятием решений в дилеммах, касающихся здоровья. Дилеммы были сформулированы как ситуации, в которых необходимо принять решение с целью избежать потерь связанных либо со здоровьем, либо с другими ценностями. Также в дилеммах варьировался уровень потенциальных потерь (высокие и низкие), связанных со здоровьем и другими ценностями.

Описание хода исследования. Респонденты выполняли опросник ценностных ориентаций Шварца, имплицитные ассоциативные тесты, а также решали три вида задач с дилеммами («здоровье-альтруизм», «здоровье-самостоятельность» и «здоровье-достижения»).

Результаты исследования. Имплицитные ценности достижений, доброты и самостоятельности связаны с принятием решений в ущерб здоровью в дилеммах с низкими потенциальными потерями. В то время как те же эксплицитные ценности связаны с принятием решений в ущерб здоровью в дилеммах с высокими потенциальными потерями. Также было показано, что высокая согласованность между эксплицитными и имплицитными ценностями связана с принятием решений в пользу здоровья. Наконец, было обнаружено, что имплицитные и эксплицитные ценности независимы друг от друга и по-разному связаны с решением дилемм, касающихся здоровья.

Выводы. Исследование показало, что эксплицитные и имплицитные ценности, а также их согласованность, связаны с принятием решений в ситуациях, связанных со здоровьем

Authors / Авторы: Arina G. A. / Арина Г.А. ; Iosifyan M. A. / Иосифян М. А. ; Nikolaeva V. V. / Николаева В. В.

Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика// Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 62–76.

Davydov D.G., Khlomov K.D. (2018). Massacres in educational institutions: mechanisms, causes, prevention. National Psychological Journal, 4, 62–76

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Introduction. The massacres in schools and colleges committed by their students are initially associated with the United States, but in recent decades the phenomenon has spread to other countries including Russia. Such tragedies affecting children and adolescents are of particular interest to politicians, general public and professionals.

The Objective of this research is to summarize the foreign literature accounts of the phenomenon of mass school murders, the structure of this phenomenon, the stages of its development and factors that cause it.

Procedure. Research methodology included search and generalization of conclusions from scientific and applied publications on the issue. The search was carried out using bibliographic systems and scientific networks Web of Knowledge, Scopus, ResearchGate, Google Scholar, Academia.edu, Mendeley. He author selected 55 scientific publications on specific cases and meta-analysis of data aimed at addressing socio-psychological factors of school shootings and prevention.

Findings. The main methodological approaches to the analysis of school shootings are described, the theories offering a systematic understanding of this phenomenon are presented, the stages of both social and personal predictors of school shootings are defined.

Conclusion. The analysis of the literature allows interpreting massacres in schools as an independent phenomenon, to reconstruct the events, to determine the main mechanisms and development stages, to offer effective ways to detect and prevent threats.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Массовые убийства в школах и колледжах первоначально осуществлялись в США, однако в последние десятилетия данный феномен распространяется и на другие страны, в том числе Россию. Трагедии, затрагивающие детей и подростков, привлекают особый интерес политиков, общественности и специалистов.

Целью проведенного исследования стало обобщение накопленного в зарубежной литературе осмысления феномена массовых школьных убийств, выделение структуры, этапов развития и факторов, влияющих на его возникновение. Была сделана попытка интеграции разных научных подходов к диагностике угрозы и профилактике массовых школьных убийств.

Описание хода исследования. Методология исследования включала в себя поиск и обобщение выводов из научных и прикладных публикаций по проблеме. Поиск осуществлялся с использованием библиографических систем и научных сетей Web of Knowledge, Scopus, ResearchGate, Google Scholar, Academia.edu, Mendeley. Были отобраны 55 научных публикаций, посвященных рассмотрению конкретных случаев, содержащих мета-анализ данных, направленных на рассмотрение социально-психологических факторов школьных расстрелов и их предупреждения.

Результаты исследования. Описаны основные методологические подходы анализа школьных расстрелов, представлены теории, предлагающие системное понимание этого феномена, определены этапы социальных и личностных предикторов школьных расстрелов. Сформирован обобщенный портрет преступника, который хоть и не позволяет осуществлять точную диагностику угрозы, тем не менее, содержит важные для профилактики и диагностики признаки.

Выводы. Анализ литературы по проблеме позволяет интерпретировать массовые убийства в школах как самостоятельный феномен, реконструировать логику событий, определить основные механизмы этого явления и этапы его развития, предложить эффективные способы обнаружения и предупреждения угрозы.

Authors / Авторы: Davydov D. G. / Давыдов Д. Г. ; Khlomov K. D. / Хломов К. Д.

Емелин В.А. 1968 vs 2018. Пятьдесят лет спустя // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 50–61.

Emelin V.A. (2018). 1968 vs 2018. Fifty Years Later. National Psychological Journal, 4, 50–61.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. The main problem the world faces today is the crisis of personal identity. It began with the events of the year 1968 that is considered to be the starting point for the postmodernist worldview and resulted in significant social cultural consequences.

The Objective of the paper is to discuss these consequences, to analyse how the ideas of pluralism, tolerance and the maximum actualisation of personal freedom that lie in the basis of the postmodern society cause radicalism, fanaticism and hypocrisy.

Design. The author examines socially disintegrating and disadaptation-related tectonic societal processes associated with the breakdown of customary values ​​and attitudes, state forms, emergence of radical communities and migration issues, whose consequences are frighteningly unpredictable. It shows that the phenomenon of “escape from freedom” described by E. Fromm was embodied in the rudimentary forms of hyperidentity arising in the technological and information society.

Conclusion. Postmodernism today is becoming a mirror of the permanent crisis, either economic, political, intercultural, inter-ethnic, interconfessional, intergenerational ones. The result of the hopes of the year 1968 was a maladapted post-normal society that lost its ability to invent meanings and constructive models of self-identity further replaced by rigid and rudimentary forms of identity.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Главная проблема, с которой столкнулся мир сегодня – это нарастающий кризис личностной идентичности. Начало ему положили события, произошедшие в 1968 году, считающимся точкой отсчета становления постмодернистского мировоззрения, которое привело к значительным социокультурным последствиям.

Цель статьи – обсуждение этих последствий, анализ того, как идеи плюрализма, толерантности и максимальной реализации свободы личности, положенные в основу постмодерного общества, в ходе своего развития порождают формы радикализма, фанатизма и ханжества.

Описание хода исследования. Автор рассматривает происходящие в обществе тектонические по своим масштабам процессы социальной дезинтеграции и дезадаптации, связанные с распадом привычных ценностей и устоев, государственных образований, возникновением радикалистских сообществ и миграционными процессами, последствия которых пугающе не предсказуемы. Он показывает, что описанный Э. Фроммом феномен «бегства от свободы» нашел воплощение в возникших в технологизированном информационном обществе рудиментарных формах гиперидентичности.

Выводы. Постмодернизм сегодня становится зеркалом перманентного кризиса – экономического, политического, межкультурного, межнационального, межконфессионального, межпоколенческого. Итогом надежд 1968 года стало дезадаптированное постнормальное общество, утратившее способность создавать смыслы и конструктивные модели самоидентификации, на смену которым пришли ригидные и рудиментарные формы идентичности.

Authors / Авторы: Emelin, Vаdim A. / Емелин В.А.

Шариков А.В. Социометрический статус и досуговое медиапотребление // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). 39–49. С.

Sharikov A.V. (2018). Sociometric status and leisure media consumption. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 39–49

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. In the context of mass communication research a special value is placed on the discussion of the connection between using various means of mass communication and their particular features. One of the important personal characteristics is the sociometric status of a person in a group.

The Objective of the empirical research presented in the paper is to reveal whether there is a connection between leisure media consumption and the sociometric status of a person in small groups. If the assumption about the unified nature of communication processes in interpersonal and mass communication is deemed as the initial theoretical premise, it is reasonably assumed that sociometric characteristics of a person should correlate with the parameters of his address to the means of mass communication.

Design. The study involved 110 people aged 25 to 28 years old, employed with 10 departments of two companies. According to the results of a special questionnaire used together with a sociometric questionnaire, media consumption parameters are determined: preference of media channels (print media, radio, television, the Internet)), intensity of access to these media channels, functional orientations (e.g. information, entertainment, cultural and educational). Based on the data obtained, special indices are calculated: sociometric status index; four indices of media channels preferences (print media, radio, television, the Internet); four intensity indices of media consumption (reading print media, radio listening, television watching, using the Internet); three indexes of functional orientation (index of information function, index of entertainment function, index of cultural and educational function).

Research Results. Popular respondents choose the print media much more often than others, while the unpopular ones choose television; more popular respondents use do print media and radio much more intensively, while unpopular respondents used television; with respect to the Internet, no significant differences were found; popular respondents are much more focused on cultural, educational and informational functions, and unpopular ones are focused on entertainment. For the sociometric status index, the following findings are true: strong direct relationship with the radio consumption index (R = 0.713) and with the print media consumption index (R = 0.693); mean value of television consumption index (R = -0.541); mean value of the Internet consumption index (R = 0.471).

Conclusion. The obtained results correlate quite well with the results of the research conducted in the 1980s, although they were obtained in other socio-cultural and socio-economic conditions, as well as in a different social group. This proves the existence of a connection between sociometric status and media preferences, not only in high school students, but also in young adults. Hence it is logical to assume that such kind of connections should be observed in other social groups. At the theoretical level, there is an issue of developing an explanatory socio-psychological model that would organically link the interpersonal communication and mass communication patterns.

Актуальность (контекст) тематики статьи В контексте исследований в области массовой коммуникации особое место занимает дискуссия о вероятной связи между спецификой обращения человека к различным средствам массовой коммуникации (СМК) с его личностными характеристиками. Одной из важных личностных характеристик является социометрический статус человека в группе.

Цель представленного в статье эмпирического исследования: выявить, существует ли связь между досуговым медиапотреблением и социометрическим статусом человека в малых группах. Если в качестве исходной теоретической посылки принять допущение о единой природе коммуникационных процессов в межличностной и массовой коммуникации, то разумно предположить, что социометрические характеристики человека должны коррелировать с параметрами его обращения к СМК.

Описание хода исследования. В исследовании приняли участие 110 человек в возрасте от 25 до 28 лет, работающих в 10 отделах двух организаций. С помощью специальной анкеты, сопровождавшей социометрический опросник, был определен ряд параметров медиапотребления респондентов: предпочтение типов медиаканалов (печатные СМИ, радио, ТВ, интернет), интенсивность обращения к ним, функциональные ориентации (на информационную, развлекательную и культурно-просветительскую функции). На основе собранных данных были рассчитаны специальные индексы: индекс социометрического статуса; четыре индекса предпочтений медиаканалов (отдельно – печатных СМИ, радио, телевидения, интернета); четыре индекса интенсивности медиапотребления (чтение печатных СМИ, радиослушание, телесмотрение, пользование интернетом); три индекса функциональной ориентации (индекс информационной функции, индекс развлекательной функции, индекс культурно-просветительской функции).

Результаты исследования. Оказалось, что популярные респонденты заметно чаще остальных выбирали печатные СМИ, в то время как непопулярные – телевидение; более популярные респонденты намного интенсивнее обращались к печатным СМИ и радио, тогда как непопулярные – к телевидению; по отношению к интернету значимых различий не обнаружено; популярные респонденты в заметно большей степени ориентированы на культурно-просветительскую и информационную функции, а непопулярные – на развлекательную. Для индекса социометрического статуса обнаружены: сильная прямая связь с индексом потребления радио (R = 0,713) и с индексом потребления печатных СМИ (R = 0,693); средняя по величине обратная связь с индексом потребления телевидения (R = -0,541); средняя по величине прямая связь с индексом потребления интернета (R = 0,471).

Выводы Полученные результаты неплохо соотносятся с результатами исследований 1980-х годов, хотя и получены в других социокультурных и социоэкономических условиях, а также и в иной социальной группе. Это доказывает существование связи между социометрическим статусом и медиапредпочтениями не только среди старшеклассников, но и среди молодых взрослых. Отсюда логично предположить, что такого рода связи должны наблюдаться и в других социальных группах.

На теоретическом уровне возникает задача разработки объяснительной социально-психологической модели, которая бы органично связала специфику межличностного общения и массово-коммуникационных закономерностей.

Authors / Авторы: Sharikov Alexander V. / Шариков Александр Вячеславович

С.В. Чигарькова, Г.У. Солдатова Культурный интеллект как социально-психологический феномен: обзор концепции // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 27–38.

Chigarkova S.V. Soldatova G.U. (2018). Cultural intelligence as a socio-psychological phenomenon: a review of the conception. National Psychological Journal, 4, 27–38.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Introduction. In the context of the intensification of intercultural interaction as a key component of the global development of modern society, the understanding of personal characteristics that ensure success in intercultural communication is particular importance. Looking for the solution to this issue, American Professor Christopher Early and Professor Soon Ang, Singapore University of Technology, proposed the concept of cultural intelligence, defined as the ability to function and interact effectively across cultures. This concept has been recognized in foreign studies, but so far poorly covered in the Russian psychological science.

Objective: Analyzing the concept of cultural intelligence and selecting the main trends of the empirical research.

Procedure. The paper analyzes the theoretical background of the concept of cultural intelligence, provides an overview of empirical studies of cultural intelligence and other phenomena of intercultural interaction, examines the main methodological tools for studying cultural intelligence.

Findings. The key areas of empirical research on cultural intelligence over the past 15 years are highlighted, the main methods for measuring cultural intelligence are presented, and further research perspectives are proposed.

Conclusion. The concept of cultural intelligence that appears across modern theories of intelligence by H. Gardner and R. Sternberg is extremely relevant to the modern world of global processes in the context of “culture and intelligence” issues. Cultural intelligence is very effective in a specific context, e.g. intercultural relations, the importance of which increases across cultures. Cultural intelligence is studied on a par with other types of intelligence, and also personality traits (Big Five personality traits). This concept has received particular popularity in the research field of organizational and management psychology. Nevertheless, there are a number of significant phenomena of intercultural communication, including ethnic identity, which offers new research points in relationship with cultural intelligence.

Актуальность. В контексте интенсификации межкультурного взаимодействия как одной из ключевых характеристик современного общества особую значимость приобретает знание личностных особенностей, обеспечивающих успешность в межкультурной коммуникации. В поисках ответа на данный запрос американский профессор Кристофер Эрли и профессор Сингапурского технологического университета Сун Анг предложили концепцию культурного интеллекта, определяемого как способность эффективно функционировать и взаимодействовать в ситуациях, характеризующихся культурным многообразием. Данная концепция получила признание у зарубежных исследователей, но пока слабо освещена в отечественной психологической науке.

Цель: анализ концепции культурного интеллекта и выделение основных направлений его эмпирического исследования.

Описание хода исследования. В статье анализируются теоретические основания концепции культурного интеллекта, приводится обзор эмпирических исследований культурного интеллекта и других феноменов межкультурного взаимодействия, рассматривается основной методический инструментарий изучения культурного интеллекта.

Результаты исследования. Выделены ключевые направления эмпирических исследований культурного интеллекта за последние 15 лет, представлены основные методы измерения культурного интеллекта и намечены дальнейшие перспективы его исследования.

Выводы. Концепция культурного интеллекта, родившаяся на стыке современных теорий интеллекта Х. Гарднера и Р. Стернберга, чрезвычайно актуальна для современного мира в контексте темы «культура и интеллект». Культурный интеллект особенно важен в специфическом контексте межкультурных отношений, значение которых возрастает в современном мире, отличающимся культурным разнообразием. Культурный интеллект исследуется в связи с другими видами интеллекта, а также личностными чертами («Большая пятерка личностных черт»). Особую популярность такие исследования получили в области организационной психологии и психологии управления. Тем не менее, существует ряд значимых феноменов межкультурной коммуникации, в частности, этническая идентичность, требующих новых исследований в контексте их взаимосвязи с культурным интеллектом.

Authors / Авторы: Soldatova, Galina U. / Солдатова Г. У. ; Chigarkova Svetlana V. / Чигарькова Светлана Вячеславна

Иванова Н.А. Эксплицитные мотивы в повседневной жизни у мужчин, играющих в компью- терные онлайн-игры: эмпирическое исследование // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 16–26.

Ivanova N.A. (2018). Empirical study of explicit real-life motives in male gamers. National Psychological Journal, 4, 16–26.

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Background. Psychological characteristics of gamers (video games players) is an extremely relevant field of research today, because prevalence of gaming is wide and growing, covering all current generations (Avetisova, 2011; Bogacheva, Voiskunsky, 2014; Snodgrass et al., 2017).

Objective. The study reveals the explicit real-life motives in online gamers and the reasons why they choose certain leisure compared to other passtimes.

Design. The sample includes 10,916 Russian-speaking gamers from Russia, Ukraine, Belarus and other CIS countries. The main explicit motives in the real-life gamers are considered: motives of cognition and motives of achievements. The discriminant analysis method identified and described three groups of players: with motives of cognition and motives of achievements of a rational type, motives of cognition and motives of achievements of an indefinite type. A comparison was made between male gamers and male non-gamers according to the degree of explicit motives. High mean ​​on the Likert scale are observed in non-gamers within motives associated with communication and interaction with other people (Wilcoxon test, p≤0.01) and in motives aimed at perception of beauty, significance and grandeur (Wilcoxon test, p≤0,001). The gamers have a higher assessment of situations related to the clarity of the tasks, and perform significantly less interest in situations within which they can influence something (Wilcoxon test, p≤0.01).

Research Results. A scale for assessing real-life motives is designed to estimate the empirically identified motives in gamers on multiple choice scales and then on a five-point Likert scale. There are three groups of gamers with different types of motivation have been identified and described, a comparison of the severity of these motives in male gamers and male non-gamers has been made.

Conclusion. Cognitive motives and motives of achievement for male gamers and male non-gamers were expressed in equally high figures, which may be due to the universality and significance of the values ​​of knowledge and achievements in modern society. Perhaps computer games are the most available leisure to gamers that satisfy their needs for cognition and achievement. A further task is set to test these assumptions using other methods (for example, in-depth interviews).

Актуальность. Психологические особенности геймеров (игроков в компьютерные игры) – тема чрезвычайно актуальная сегодня, поскольку распространенность геймерства очень широка и продолжает расти, охватывая все поколения людей.

Цель исследования: описание картины мотивации повседневной жизни геймеров для того, чтобы понять, почему они предпочитают эту форму проведения свободного времени другим формам.

Описание хода исследования. В исследовании, проведенном с помощью онлайн-опросов приняли участие 10916 русскоговорящих мужчин-игроков из России, Украины, Белоруссии и других стран СНГ. Рассматривались основные эксплицитные мотивы повседневной жизни игроков в онлайн-игры, среди которых обнаружены наиболее выраженные: мотивы познания и достижения. Методом дискриминантного анализа выявлены и описаны три группы игроков: с мотивацией познания и достижения рационального типа, мотивацией познания и достижения эмоционального типа и мотивацией неопределенного типа. Проведено сравнение играющих и не играющих мужчин по степени выраженности мотивов в повседневной жизни. Более высокие средние значения по шкале Лайкерта отмечаются у не играющих мужчин в мотивах, связанных с общением и взаимодействием с другими людьми, (критерий Уилкоксона, p≤0,01) и в мотивах, направленных на восприятие красоты, масштабности и грандиозности (критерий Уилкоксона, p≤0,001). У игроков выше оценки ситуаций, связанных с понятностью задач, и значимо меньше выражен интерес к ситуациям, в которых они могут влиять на что-то (критерий Уилкоксона, p≤0,01).

Результаты исследования. Сформирована шкала для оценки мотивов повседневной жизни, произведена оценка выраженности эмпирически выявленных мотивов у геймеров по шкалам множественного выбора и затем по пятибалльной шкале Лайкерта. Впервые выделены и описаны три группы игроков с мотивацией разного типа, проведено сравнение выраженности этих мотивов у играющих и не играющих мужчин.

Выводы. Познавательные мотивы и мотивы достижения у играющих и не играющих мужчин оказались выраженными в равной степени высоко, что может быть обусловлено универсальностью и значимостью ценностей познания и достижения в современном обществе. Возможно, компьютерные игры наиболее полно из всех доступных игрокам форм проведения времени удовлетворяют их потребности в познании и достижении. Дальнейшая задача – проверить эти предположения с помощью других методов (например, глубинного интервью).

Authors / Авторы: Ivanova N. A. / Иванова Н. А.

Молчанов С.В., Алмазова О.В., Войскунский А.Е., Поскребышева Н.Н. Роль личностных особенностей подростков в переработке социальной информации в интернет-коммуникации // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 3–15.

Molchanov S.V., Almazova O.V., Voiskounsky A.E., Poskrebisheva N.N. (2018). Role of personality features of adolescents in processing information via social network communication.. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4, 3–15. doi: 10.11621/npj.2018.0401

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Introduction Informational socializing of modern adolescents influences the form of communication as the main source of development and self-determination as the major developmental factor in adolescence. The investigation of links between personal features and moral values and Internet involvement allows defining the problem of correlations between personal and cognitive component of development and prevent cyberbulling and communication on-line risks.

The Objective of the study is to investigate the correlation between basic attitude and moral values of adolescents and the productivity of cognitive processing of social information on the Internet. The hypothesis of the study is the assumption that adolescents with a positive attitude to the mediated world and a high level of moral values reveal greater productivity of cognitive methods of processing social information obtained on the Internet. One of the goals of the research was to identify the relationship between basic beliefs and the Internet addiction in adolescents.

Methods and sampling. The study used the following methods: 1. Basic Belief Scale by R. Yanoff-Bulman (Kalmykova, Padun, 2002); 2. Methods of diagnosing moral values "Fair-Care" (S. Molchanov, A. Podolsky); 3) the author's method of cognitive assessment of social information on the Internet, based on the Crick and Dodge model (Crick, Dodge, 1994); 4. Method of diagnosing Internet-dependent behavior by S.H.Chen. The population aged 13 to 18 years accounted 175 adolescents (49% males and (51% females).

Results. Three groups of adolescents were different in the nature of basic assumptions and the level of development of moral values optimists, pessimists, and ego-centered pessimists, and Internet addicted. Comparative analysis of the cognitive methods of processing social information on the Internet, as well as signs of Internet addiction was carried out.

Conclusions: The hypothesis that positive attitude to the mediated world and belief that they control life, a high level of moral values associated with more productive cognitive methods of processing social information on the Internet has received confirmation. A group of adolescents identified as “pessimists” (perception of the world as hostile, negative image of themselves, lack of confidence in the world and success, low level of moral values) reveal signs of Internet addiction in behaviour.

Актуальность (контекст) тематики статьи. Информационная социализация современных подростков оказывает значительное влияние на характер общения, выступающего основным источником психического развития и самоопределения как центральной задачи развития в подростковом возрасте. Изучение связи личностных особенностей, моральных суждений, продуктивности когнитивных способов переработки информации и степени вовлеченности в интернет активность позволит уточнить проблему взаимосвязи личностного и когнитивного аспектов развития и обеспечить профилактику кибербуллинга и онлайн рисков коммуникации.

Целью нашего исследования стало изучение связи базисных представлений о мире и моральных суждений подростков с продуктивностью когнитивной переработки ими социальной информации из Интернета. Гипотеза исследования – предположение о том, что подростки с позитивным характером базисных убеждений о мире и высоким уровнем моральных суждений обнаруживают большую продуктивность когнитивных способов переработки социальной информации из сети интернет. Специальная задача исследования состояла в изучении связи базисных убеждений и выраженностью интернет-зависимости у подростков.

Описание хода исследования. В исследовании был использованы следующие методики: «Шкала базисных убеждений личности» Р. Янофф-Бульман (Калмыкова, Падун, 2002), методика диагностики моральных суждений «Справедливость-забота» С.В. Молчанова и А.И. Подольского, авторская методика когнитивных способов оценивания социальной информации из сети Интернет, разработанная на основе модели Крика и Доджа (Crick, Dodge, 1994) и методика диагностики интернет-зависимого поведения Чен. В исследовании приняли участие 175 подростка в возрасте от 13 до 18 лет: из них 49% юношей и 51% девушек. По результатам проведения этих методик были выделены три группы подростков, различающихся характером базисных убеждений и уровнем развития моральных суждений – «оптимисты», «пессимисты» и «эго-центрированные пессимисты» и проведен сравнительный анализ продуктивности когнитивных способов переработки социальной информации из сети интернет, а также признаков интернет-зависимости.

Результаты исследования. Получила подтверждение выдвинутая гипотеза о том, что вера в доброжелательность окружающего мира, уверенность в контроле над жизнью и высокий уровень моральных суждений связаны с более продуктивными когнитивными способами переработки социальной информации из сети интернет. Кроме того, группа подростков, отнесенных нами к «пессимистам» в мировосприятии (восприятие мира как враждебного, негативный образ Я, неверие в контролируемость мира и удачу, низкий уровень моральных суждений) обнаружили признаки интернет-зависимости в поведении.

Authors / Авторы: Molchanov S.V. / Молчанов С. В. ; Almazova, Olga V. / Алмазова Ольга Викторовна ; Voiskounsky A.E. / Войскунский А. Е. ; Poskrebysheva N.N. / Поскребышева Н. Н.

Шмелев А.Г. Психосемантическое шкалирование видов спорта как инструмент оценки профессиональных знаний студентов-психологов. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.246-263

Shmelyov A.G. (2019). Psychosemantic scaling sports as an instrument for testing the professional knowledge of students-psychologists. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 246-263

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The article discusses the possibility of a new technique for testing the professional knowledge. This is a technique of "matrix testing" (or semantic scaling). In the introduction, the author introduces a distinctive system of constructs that allows to localize a new technique in the context of a number of traditional (testing method) and non-traditional methods of assessing educational achievements and professional knowledge.

Objective. The author has set the purpose to reveal potential of "semantic scaling" for a quantitative assessment (measurement) of student competence.

Method. The method of semantic scaling was applied by the author to scale sports with the help of special scales-criteria that denote different types of interaction between athletes and motivational regulation of their activities and thus turn the technique into "psychosemantic scaling". The study was conducted on 150 senior students of the faculty of psychology of MSU, who attended a special course of the author on "Psychology of competition".

Results. The main result (the insignificant correlation coefficient between the success of this technique and the total efficiency of students during the course) does not allow to conclude that the main goal is achieved. More interesting were the additional results from the application of this technique, namely: subset of sport species, obtained by cluster analysis, allow us to talk about the "psychological classification" of these species, or at least on the "psychosemantic classification". This classification is much closer to the classical "Olympic classification", but has a number of specific features.

Conclusion. The positive result of the study can be considered a high similarity of the obtained matrices with the reference matrix (ideal model), from which it can be concluded that the technique of "psychosemantic scaling" contributes to the conceptual learning of students-psychologists – their independent work on mastering the system of concepts in this subject area.

Актуальность. В статье обсуждаются возможности новой методики диагностики профессиональных знаний. Это методика «матричного тестирования» (или семантического шкалирования). Автор вводит различительную систему понятий, позволяющую локализовать новую методику в контексте целого ряда традиционных (метод тестов) и нетрадиционных методов оценки учебных достижений и  профессиональных знаний.

Цель. Выявление возможности применения методики «семантического шкалирования» для количественной оценки (измерения) степени компетентности студентов.

Методика. Методика семантического шкалирования была применена автором для шкалирования видов спорта с помощью особых шкал-критериев, которые обозначают различные типы взаимодействия спортсменов и мотивационной регуляции их деятельности и тем самым превращают методику в «психосемантическое шкалирование». Исследование проведено на 150 студентах старших курсов факультета психологии МГУ, прослушивавших специальный курс автора по теме «Психология конкуренции». 

Результаты. Основной полученный результат (низкий коэффициент корреляции между успешностью выполнения этой методики и суммарной эффективностью студентов в ходе спецкурса) не позволяет сделать вывод, что основная цель достигнута. Более интересными оказались побочные результаты от применения данной методики, а именно: полученные с помощью кластерного анализа группировки видов спорта позволяют говорить о «психологической классификации» этих видов или по крайней мере о «психосемантической классификации». Эта классификация во многом сближается с классической «олимпийской классификацией», но имеет ряд содержательных особенностей.

Выводы. Основным положительнымрезультатом проведенного исследования можно считать высокое сходство полученных матриц с эталонной матрицей, из чего можно сделать вывод, что методика «психосемантического шкалирования» содействует концептуальному научению (conceptuallearning) студентов-психологов — их самостоятельной работе по овладению системой понятий в данной предметной области

Authors / Авторы: Shmelev A.G. / Шмелев А.Г.

Гордеева О.В. Исследования продолжительности эмоций в западной психологии: сколько «живет» радость? (окончание) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2019. — №1 — с.230-245

Gordeeva O.V. (2019). Studies of the duration of emotions in Western psychology: How long does joy "live"? (the end). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 230-245

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. Knowledge of the laws of emotion dynamics has not only theoretical, but also practical meaning: this knowledge is necessary to provide psychological assistance in solving the problem of maintaining relationships, to develop of emotional intelligence and regulation of emotions, to diagnose disorder of the emotion dynamics that underlies a number of affective disorders (such as depression).

Objective. Consideration of large (in terms of the number of experiments, subjects and factors studied) studies of Verduyn's group at the University of Leuven (Belgium) and Maastricht University (Netherlands). This group studied the duration of subjective experience of emotions of different types.

Methods. Review and analysis of modern Western studies of the duration of emotions and its determinants, their results and methods.

Results. The integration of data on the absolute and relative duration of emotions of certain types, as well as the contribution of such factors as the emotional intensity, the flow pattern, cognitive assessments, emotion regulation strategies, the social sharing, the cognitive processing of information about the emotional event  has been done. The possibilities and limitations of the main methods of studying the emotion dynamics are revealed.

Conclusions. It is necessary to continue the research of the emotion dynamics of on the material of other age, professional, cultural groups. Also, a perspective direction is the study of the dynamics of other components (not just a subjective experience) of emotion.

Актуальность. Знания о динамике эмоциональных процессов имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Они нужны для оказания психологической помощи в связи с проблемой поддержания отношений, для обучения навыкам саморегуляции, развития эмоционального интеллекта, выявления социальных манипуляций, а также для диагностики ряда аффективных расстройств (в том числе депрессии), распространенность которых в последнее время стремительно растет.   

Цель. Рассмотрение масштабных (по количеству экспериментов, испытуемых и широте изучаемых факторов) исследований группы Ф. Вердейна (Verduyn), проведенных в университете г. Лёвена (Бельгия) и Маастрихтском университете (Нидерланды). Работы посвящены изучению продолжительности субъективного переживания эмоций разного типа.

Методы. Обзор и анализ теоретических оснований, методов и результатов исследований, касающихся как продолжительности эмоций, так и определяющих ее факторов.

Результаты. Осуществлена интеграция данных об абсолютной и относительной продолжительности эмоций различных видов, а также о влиянии нанее таких факторов, как интенсивность эмоциональной реакции вначале; общая интенсивность эмоции; характер ее протекания; когнитивные оценки; стратегии регуляции эмоции; характер эмоции; наличие общения по поводу эмоции; когнитивные процессы, обрабатывающие информацию об эмоциогенном событии (внимание, представление, мышление), и результаты этих процессов (определенное содержание мыслей). Выявлены возможности и ограничения основных методов, используемых для изучения динамики эмоций.

Выводы. Необходимо продолжить исследование динамики эмоций на материале других возрастных, профессиональных, культурных групп. Кроме того, перспективным направлением является изучение динамики других компонентов (а не только субъективного переживания) эмоций, например экспрессивных, физиологических, поведенческих реакций.

Authors / Авторы: Gordeeva O.V. / Гордеева О.В.


Страницы: 1 2 3 4 5 ... 128 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2019 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук