Articles / Статьи

RSS
Фильтр
Название:
Accepted / Принята к публикации:
Keywords / Ключевые слова:
Keywords Plus / Дополнительные ключевые слова:
Author(s) / Автор(ы):
Author Affiliation / Основное место работы автора:
Country / Страна:
Categories / Рубрикатор:
Publication Type / Тип публикации:
Source / Источник :
Age Group / Возрастная категория:
Release Date / Год публикации:
DOI Number:
Language / Язык публикации:
  

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Юрия Михайловича Жукова (05.07.1945—18.03.2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.93-95

The staff of the faculty of psychology MSU (2018). In the memory of Yury Mikhaylovich Zhukov (05.07.1945—18.03.2018). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 93-95

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

18 March 2018. died Yuri M. Zhukov — the doctor of psychological Sciences, Professor of chair of social psychology of faculty of psychology of Moscow state University named after M. V. Lomonosov, honored Professor of Moscow state University, original-minded scientist, a bright and witty lecturer who generously shared their ideas and research Manager, a passionate teacher, creatively experimenting with teaching methods and development of students.

18 марта 2018 г. ушел из жизни Юрий Михайлович Жуков — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заслуженный профессор Московского университета, оригинально мысливший ученый, яркий и остроумный лектор, щедро делившийся своими идеями научный руководитель, увлеченный преподаватель, творчески экспериментировавший с методиками обучения и развития студентов.

Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко (24.11.1949—28.01.2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.90-92

The staff of the faculty of psychology MSU (2018). In the memory of Tatyana Gavrilovna Stefanenko (24.11.1949—28.01.2018). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 90-92

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

On January 28, 2018 Tatyana Gavrilovna Stefanenko, a sensitive teacher and outstanding researcher, our colleague, friend and mentor, head of the Department of social psychology of the faculty of psychology of Lomonosov Moscow state University (2006-2017), doctor of psychology, Professor, honored Professor of Moscow University (2009), passed away.

28 января 2018 г. ушла из жизни Татьяна Гавриловна Стефаненко — чуткий учитель и незаурядный исследователь, наш коллега, друг и наставник, заведующая кафедрой социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова (2006—2017), доктор психологических наук, профессор, заслуженный профессор Московского университета (2009).

Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Коллектив факультета психологии МГУ. Памяти Нины Федоровны Талызиной (28.01.1923—06.01.2018). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.87-89

The staff of the faculty of psychology MSU (2018). In the memory of Nina Fedorovna Talyzina (28.01.1923—06.01.2018). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 87-89

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

On January 6, 2018 Nina Fyodorovna Talyzina, academician of RAO, Professor of psychology of education and pedagogy Department of psychology of Moscow state University, doctor of psychology, Honored worker of science of the Russian Federation, Honored Professor of Lomonosov Moscow state University, died.

6 января 2018 г. скончалась Нина Федоровна Талызина — академик РАО, профессор кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ, доктор психологических наук, Заслуженный деятель науки РФ, Заслуженный профессор МГУ имени М.В. Ломоносова.

Authors / Авторы: The staff of the faculty of psychology / Коллектив факультета психологии

Мазилов В.А., Стоюхина Н.Ю. Времен связующая нить: о книге С.Г. Геллерштейна «Методология психотехники». // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.81-86

Mazilov V.A., Stoyukhina N.Yu. (2018). Time connecting thread: the book S.G. Gellerstein “Methodology of Psychotechnics”. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 81-86

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Review of the book S.G. Gellerstein “Methodology of Psychotechnics”

Мы живем в непростое время. Утверждение банальное, но верное. Наше время — это еще и пора возвращений. Возвращения необходимы: они расставляют все по своим местам, заполняют лакуны, восстанавливают историческую справедливость и связь времен. К нам возвращаются работы классиков психологической науки. Совсем недавно мы радовались возвращению текстов Л.С. Выготского: были опубликованы его ранние работы, а также многочисленные театральные рецензии и статьи о театре. Затем были опубликованы его записные книжки.

Теперь настал черед возвращения другого классика — С.Г. Геллерштейна. Только что вышел в свет двухтомник его трудов общим объемом более 800 страниц.

Authors / Авторы: Mazilov, V.A. / Мазилов В.А.  ; Stoyukhina, N.Yu. / Стоюхина Н.Ю.

Веракса А.Н., Якушина А.А. Апробация методики «Исследование мысленного представления движений у детей» (Movement Imagery Questionnaire for Children). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.70-80

Veraksa A.N., Yakushina A.A. (2018). Testing of the methodology “Movement Imagery Questionnaire for Children”. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 70-80

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The relevance of the work due to the lack of a special method that could to assess the ability of young athletes to represent movements in the Russian psychological tools.

Objective. The aim of the work is to test the method “Movement imagery Questionnaire for Children”, which is developed by Canadian researchers (R. Martini and colleagues), on Russian athletes.

Method. The analysis of studies that demonstrate the importance of using mental images in the training process was described. Empirical study of the mental representation of movements in 112 Russian young athletes from age 7 to 12 years with the help of a pre-adapted technique MIQ-C was conducted.

Results. The main types of mental images that are most often used by young athletes have been revealed: first-person visualization, third-person visualization and visualization of muscle performance. The last one (kinesthetic) is the most difficult for children. The highest rates of use of all three methods were noted in children 9-10 years. In the process of the work it was compared the results obtained for the Russian sample, with the results of Canadian researchers. It was revealed that Russian athletes assess their capabilities for visualization higher than young athletes in Canada.

Conclusions. It is necessary to expand a sample, having picked up athletes of those sports which are not presented at this stage of work, and to carry out check of validity of the Russian version of this method on the expanded sample.

Актуальность. Актуальность работы обусловлена отсутствием в отечественном психологическом инструментарии специальной методики, необходимой для оценки способности к образному представлению движений у юных спортсменов.

Цель. Цель работы — апробация на русскоязычной выборке методики «Исследование мысленных представлений движений у детей (Movement Imagery Questionnaire for Children — MIQ-C)», разработанной канадскими исследователями (Р. Мартини с коллегами).

Метод. Анализ исследований, в которых демонстрируется важность использования мысленных образов в тренировочном процессе. Эмпирическое исследование образного представления движений у 112 российских детей-спортсменов 7—12 лет с помощью предварительно адаптированной методики MIQ-C.

Результаты. Выявлены основные виды мысленных образов, которые чаще всего используют юные спортсмены: представления от первого лица, от третьего лица и представление работы мышц. Последнее (кинестетическое) представление является наиболее сложным для детей. Наиболее высокие показатели использования всех трех способов отмечены у детей 9—10 лет. Сравнение результатов, полученных на российской выборке, с результатами канадских исследователей показало, что российские юные спортсмены оценивают свои возможности мысленного представления движений несколько выше, чем их сверстники из Канады.

Выводы. Необходимо расширить выборку, подобрав спортсменов тех видов спорта, которые не представлены на данном этапе работы, и провести проверку валидности русскоязычного варианта методики на расширенной выборке.

Authors / Авторы: Veraksa, Aleksandr N. / Веракса А.Н. ; Yakushina, A.A. / Якушина А.А.

Арестова О.Н., Махмудова С.Х. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста). // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.55-69

Arestova O.N., Makhmudova S.Kh. (2018). Subjective presentation of family relations on the different levels of awareness (in adolescents). Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 55-69

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The study is devoted to the problem of family relations in adolescence. This problems seems to become very actual in recent times because of significant changes in family relations concerned with adolescents.

Objective. The hypothesis of different levels of awareness (explicit and implicit) representation of family situation in adolescence in connection with the emotional tone of relationships between family members has been tested in this research. We also propose that this fact s related with the follows parameters: adolescent gender and family unity.

Methods. 45 adolescents (22 girls and 23 boys) age of 13-14 took part in the research: 8 of them are from single-parent families (father missing), 37 – from completed families. The following methods were used: Family image test, Color Test of Relations and the questionnaire of parent’s behavior and attitudes of adolescents by E. Shafer).

Results. Results It was demonstrated that in explicit level adolescents evaluate their family situation more positively than in implicit level. Adolescents of different sex differently evaluate the degree of solidarity and emotional relationships in their families: girls consider their families more joined than boys. Both girls and boys perceive their mother and father more positively in explicit level (questionnaire) than in implicit level. Generally, girls and boys realize the estimations of family situation concerned with cohesion and emotional relationships differently. As a hole adolescents implicitly perceive their mother as more positive and important than the father.

Актуальность. Исследование посвящено проблеме восприятия семейной ситуации подростками. Данная проблема является крайне острой в связи с происходящими в настоящее время изменениями в семейных отношениях, затрагивающими прежде всего взрослеющее поколение.

Цель. Цель исследования — установление характера презентации семейной ситуации на различных уровнях осознанности у подростков по параметру «эмоциональный тон отношений». Проверяемое предположение: на эксплицитном уровне родители воспринимаются подростками более позитивно, чем на имплицитном; степень дифференциации эксплицитного и имплицитного восприятия связана с полом подростка и степенью сплоченности семьи.

Методы.Применялись следующие методики: проективный рисунок семьи, «Цветовой Тест Отношений — ЦТО» Е.Ф. Бажина и А.М. Эткинда и опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним — ADOR/ПОР» Э. Шафера в адаптации Вассермана Л.И., Горьковой И.А., Ромицыной Е.Е.

В исследовании участвовали 45 подростков (22 девочки и 23 мальчика в возрасте 13—14 лет), проживающих в г. Баку (Азербайджан).

Результаты. Предположение о различиях в восприятии семейных отношений на разных уровнях осознанности подтвердилось. На эксплицитном уровне подростки обоего пола воспринимают родителей более позитивно, чем на имплицитном. Предположение о том, что подростки разного пола по-разному оценивают степень сплоченности и эмоциональные отношения в собственной семье, также подтвердилось: девочки воспринимают свою семью как сплоченную значимо чаще, чем мальчики. Подтвердилось и предположение о том, что на имплицитном уровне подростки воспринимают своих матерей как более позитивных и значимых членов семьи по сравнению с отцами.

Authors / Авторы: Arestova O.N. / Арестова О.Н. ; Makhmudova, S.Kh. / Махмудова С.В.

Фадюшин С.Г. Вероятностная оценка смысла. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.37-54

Fadyushin S.G. (2018). Probabilistic evaluation of sense. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 37-54

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The content of the paper refers to the field of interdisciplinary scientific research, lying at the intersection of information theory and cognitive psychology.

Relevance. In conditions of rapid development of communication between people through computers, the transfer and adequate reception of the meaning of an information message are of great importance.

Purpose. Theoretical substantiation and development of the probabilistic approach to the evaluation of the meaning of purposeful human activity on the example of a text.

Methods. Theoretical analysis of probabilistic (V. Nalimov) and activity-related (D. Leontiev) approaches to the problem of meaning in psychology; method of calculating the amount of information developed by K. Shannon; author’s technique for assessing the meaning of a text message, based on a comparative analysis of the source text with its probabilistic representation by random permutation of words.

Results.The justification of the probabilistic nature of sense is given; a psychometric criterion is proposed for quantifying the meaning of purposeful conscious human activity in the form of differential entropy of the exponential distribution of the Shannon entropy difference between two adjacent words in the text; a technique for probabilistic evaluation of the meaning of purposeful conscious human activity taking text as an example is proposed.

The analysis of more than 50 texts - information messages from the Internet, differing in the level of meaningfulness and reflecting various emotional experiences of the authors - showed: a) the greatest meaningfulness is in texts written by authors under the influence of strong emotions; b) texts the style of presentation of which is typical for authors in the state of neutral emotions occupy an intermediate position in terms of meaningfulness; c) the least meaning is in texts written by those who experience some disorder of thinking.

Conclusions. The results confirm the main hypothesis of the study that the meaning is encoded in a chain of semantic connections of purposeful conscious human activity and has a probabilistic nature. The materials of the paper can be of practical and theoretical interest for psychologists dealing with issues of meaning, linguists and developers of artificial intelligence.

Содержание статьи относится к сфере междисциплинарных научных исследований, лежащих на стыке теории информации и когнитивной психологии.

Актуальность. В условиях стремительного развития коммуникационных взаимоотношений между людьми посредством компьютерных средств связи большое значение приобретают передача и адекватный прием смысла информационного сообщения.

Цель. Теоретическое обоснование и развитие вероятностного подхода к оценке смысла целенаправленной деятельности человека на примере текста.

Методы. Теоретический анализ вероятностного (В.В. Налимов) и деятельностного (Д.А. Леонтьев) подходов к проблеме смысла в психологии; метод исчисления количества информации, разработанный К. Шенноном; авторская методика оценки смысла текстового сообщения, основанная на сравнительном анализе исходного текста с его вероятностным представлением путем случайной перестановки слов.

Результаты. Дано обоснование вероятностной природы смысла; предложен психометрический критерий для количественной оценки смысла целенаправленной осознанной деятельности человека в виде дифференциальной энтропии экспоненциального распределения разности энтропий по Шеннону между двумя смежными словами в тексте; предложена методика вероятностной оценки смысла целенаправленной осознанной деятельности человека на примере текста.

Анализ более 50 текстов — информационных сообщений из сети интернет, различающихся по уровню осмысленности и отражающих различные эмоциональные переживания авторов, — показал: а) самую большую осмысленность имеют тексты, написанные авторами под влиянием сильных эмоций; б) тексты, стиль изложения которых характерен для авторов в состоянии нейтральных эмоций, по уровню осмысленности занимают промежуточное положение; в) менее всего смысла в текстах, авторы которых имеют проблемы, связанные с расстройством мышления.

Выводы. Результаты подтверждают основную гипотезу исследования о том, что смысл закодирован в цепочке смысловых связей целенаправленной осознанной деятельности человека и имеет вероятностную природу. Материалы статьи могут представлять практический и теоретический интерес для психологов, занимающихся вопросами смысла, лингвистов и разработчиков искусственного интеллекта.

Authors / Авторы: Fadyushin, S.G. / Фадюшин С.Г.

Кроткова О.А., Данилов Г.В., Каверина М.Ю., Кулёва А.Ю., Гаврилова Е.В., Ениколопова Е.В. Объем зрительного внимания при нормальном старении: айтрекинг-исследование. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.21-36

Krotkova O.A., Danilov G.V., Kaverina M.Yu., Kuleva A.Yu., Gavrilova E.V., Enikolopova E.V. (2018). The distribution of visual attention in normal aging: the eye tracking study. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 3-20

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. The study of adaptive brain reorganizations during normal human aging is relevant both in the social aspect and in the scientific aspect. It contributes to the development of theoretical ideas about brain providing cognitive processes.

Objective. The aim of the work is to study the mechanisms of changing the volume of visual attention during normal aging using the technology of eye-tracking.

Methods. 30 healthy subjects aged 19-30 years (11 people, younger group) and 50-81 years (19 people, older group) performed an original technique assumed the memorization of triplets of images, their recall and recognition in a series of similar, identical and new images. The memorization was accompanied by the recording of subjects’ eye movements.

Results.In the older group the narrowing of volume of visual attention was obtained. For a 10-second exposure of stimuli in the older group, only the visual information associated with central stimulus was accurately remembered. Results of the older group showed a significant predominance of recall and recognition errors of stimuli over the number of those in the younger group. The differences between the two groups were not found only for the situation of recognition of the central stimulus. In the young group there was a tendency to an asymmetric appearance of errors in relation to the left and the right triplet stimuli. The right stimuli were worse reproduced verbally, and the left ones were less well recognized. In the older group the asymmetry in the recognition and reproduction of stimuli was not detected.

Conclusions. An eye tracking data objectified the distribution of visual attention and allowed to explain the results of the subsequent reproduction and recognition of images.

Актуальность. Изучение адаптивных мозговых перестроек в ходе нормального старения человека актуально как в социальном аспекте, так и в научном. Оно вносит вклад в развитие теоретических представлений о мозговом обеспечении когнитивных процессов.

Цель работы. Цель работы — изучение механизмов изменения объема зрительного внимания при нормальном старении с использованием технологии айтрекинга.

Методика. 30 здоровых испытуемых в возрасте 19—30 лет (11 человек, младшая группа) и 50—81 года (19 человек, старшая группа) выполняли оригинальную методику, связанную с запоминанием триплетов изображений, их последующим свободным вербальным воспроизведением по памяти и узнаванием в ряду похожих, идентичных и новых изображений. Процесс запоминания сопровождался записью движений глаз испытуемых.

Результаты. В старшей группе испытуемых выявлено сужение объема зрительного внимания. За 10-секундную экспозицию стимулов точно запоминалась визуальная информация только в отношении центрального стимула триплета. В старшей группе обнаружено значимое преобладание ошибок свободного воспроизведения и узнавания стимулов над числом таковых в младшей группе испытуемых. Различия между двумя группами отсутствовали только для ситуации узнавания центрального стимула триплета. В младшей группе испытуемых наблюдалась тенденция к асимметричному появлению ошибок относительно левых и правых стимулов триплета. Правые стимулы хуже воспроизводились вербально, а левые хуже узнавались. В старшей группе испытуемых асимметрия в узнавании и воспроизведении стимулов не обнаружена.

Выводы. Данные айтрекинга объективизировали распределение зрительного внимания и позволили объяснить результаты последующего воспроизведения и узнавания изображений.

Authors / Авторы: Krotkova, Оlga А. / Кроткова О. А.  ; Danilov, G.V. / Данилов Г.В. ; Kaverina, M.Yu. / Каверина М.Ю. ; Kuleva, A.Yu. / Кулёва А.Ю. ; Gavrilova, E.V. / Гаврилова Е.В. ; Enikolopova, E.V. / Ениколопова Е.В.

Ганин И.П., Косиченко Е.А., Каплан А.Я. Распознавание субъективного фокуса интереса к эмоционально значимым зрительным стимулам в интерфейсе мозг-компьютер на волне Р300. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2018. — №1 — с.03-20

Ganin I.P., Kosichenko E.A., Kaplan A.Ya. (2018). Detecting of subjective focus of interest to emotionally significant stimuli in P300-based brain-computer interface. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 1, 3-20

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Relevance. P300-based brain-computer interface (P300 BCI) enables a user to choose commands by consciously attending to certain visual stimulus. However, P300 BCI-based systems for detection of covert focuses of human interest, including emotional stimuli, can be built and applied in systems for monitoring human’s normal and pathological state.

Objective. The objective was to investigate the properties of perception of stimuli with different subjective emotional significance for the person and to evaluate the possibility of P300 BCI-based detection of covert emotional focuses of attention.

Methods. 14 healthy subjects participated in the EEG-study with consequent presenting of visual stimuli with emotional or neutral human faces photos. In the first block the participants’ task was just to look at the screen with appearing stimuli (passive attention) while one of six stimuli in each trial was emotional. In the other two blocks the task was to silently count the number of the target stimulus presentations among non-target stimuli (active attention) with emotional or neutral target stimulus depending on the block. We analyzed the event-related potentials (ERP) for stimuli of different classes and the classifica-tion accuracy for target (or emotional) stimulus in P300 BCI-similar fashion.

Results. In this study we showed that the accuracy of presented in passive viewing paradigm emotional stimuli recognition exceeded the random level more than twice. Also we found characteristic features of the potentials in response to stimuli with various significance.

Conclusions. The obtained results create opportunities for developing the clinically applicable P300 BCI-based systems for detection of covert attentional focuses.

Актуальность. Технология интерфейсов мозг-компьютер на волне P300 (ИМК-P300) позволяет пользователю выбирать команды, сознательно концентрируя внимание на определенном зрительном стимуле. Однако на базе технологии ИМК-P300 предположительно могут быть построены системы детекции непроизвольного фокуса интереса человека, в том числе к эмоциональным стимулам. Подобные комплексы могут найти широкое применение в системах мониторинга состояния человека в норме и при патологии.

Цель работы. Целью работы было изучение особенностей восприятия стимулов, обладающих различной субъективной эмоциональной значимостью для человека, а также возможности распознавания с помощью ИМК-P300 неявных эмоциональных фокусов внимания.

Методика. 14 здоровых испытуемых участвовали в ЭЭГ-исследовании с последовательным предъявлением зрительных стимулов на основе фотоизображений эмоциональных или нейтральных человеческих лиц. В первом блоке необходимо было просто смотреть на экран (пассивное внимание), при этом в каждой попытке один из шести стимулов был эмоциогенным. В двух других блоках необходимо было мысленно считать число появлений целевого стимула среди нецелевых (активное внимание), при этом целевой стимул являлся эмоциогенным либо нейтральным в зависимости от блока. Анализировались потенциалы, связанные с событиями (ПСС) в ответ на стимулы различных классов, а также рассчитывалась точность классификации целевого (либо эмоциогенного) стимула таким же образом, как это осуществляется в классическом ИМК-P300.

Результаты. В исследовании показано, что точность детектирования эмоциогенных стимулов в условиях парадигмы пассивного внимания превышала случайный уровень более чем вдвое. Также выявлены особенности потенциалов в ответ на стимулы различной эмоциональной значимости.

Выводы. Полученные результаты создают предпосылки к созданию на основе ИМК-P300 систем детекции неявных фокусов внимания, которые могут найти широкое применение в клинической сфере.

Authors / Авторы: Ganin, I.P. / Ганин И.П. ; Kosichenko, E.A. / Косиченко Е.А. ; Kaplan, A.Ya. / Каплан А.Я.

Указатель статей, опубликованных в "Вестнике Московского Университета. Серия 14. Психология" в 2017 году // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 102-104

The Index of articles published in “MOSCOW UNIVERSITY PSYCHOLO­ GY BULLETIN” in the year 2017. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 4, 102-104

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Full list of the articles, published in Moscow University Psychology Bulletin. Series 14.Psychology, 2017

Здесь представлен полный указатель статей, опубликованных в "Вестнике Московского Университета. Серия 14. Психология" в 2017 году

Authors / Авторы: Composite authors / Коллектив авторов

Пряжников Н.С. О факторах и моделях удовлетворенности жизнью в пожилом и старческом возрасте. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 85-101

Pryazhnikov N.S. (2017) On factors and models of life satisfaction in elderly and senile age. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 4, 85-101

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

The article analyzes various factors of life satisfaction of people of elderly and senile age. At the theoretical level, the assumption is that the integrating condition of satisfaction with life at this age is the central life idea (purpose, meaning). A generalized model of life satisfaction, based on the coordinates determining the common life idea (altruistic or egoistic) and the position of personality activity (creative or passive) is proposed. In the psychological space formed by these coordinates, one can identify the aspirations of the person himself (his “I want”), his real capabilities (“I can”), as well as expectations on the part of people relevant to him both in relation to “I want” and in relation to “I can”. The model allows reflecting the contradictions between the “I want” and “I can” of this person, as well as the contradictions between his intentions, self-esteem and expectations on the part of people relevant to him. When different elements of satisfaction do not coincide, problems arise and crises in the development of the elderly and old man. More concrete models of self-determination at the considered age in relation to their past, to the real present and prospective future are presented. The models of life satisfaction are proposed for further analysis: a creative model (search for new goals and opportunities for development), a model of “right” life (passive realization of the stereotypes of a pensioner's life), a “paternalistic” model (caring for others), a model of “ignoring” old age, the model of protection of their rights (in the conditions of imperfection of pension systems), the models of struggle for survival (in the conditions of sharp deterioration of health), the model of preparation for death, the model of self-assertion and the model of comprehension of the lived. Promising hypotheses of further research are formulated, reflecting possible options for complementarity and conflict of different models.

В статье анализируются различные факторы удовлетворенности жизнью людей пожилого и старческого возраста. На теоретическом уровне проверяется предположение о том, что интегрирующим условием удовлетворенности жизнью в этом возрасте является центральная жизненная идея (цель, смысл). Предлагается обобщенная модель удовлетворенности жизнью, построенная на координатах, определяющих общую жизненную идею (альтруистическую или эгоистическую) и позицию активности личности (творческую или пассивную). В психологическом пространстве, образуемом этими координатами, можно обозначить устремления самого человека (его «хочу»), его реальные возможности («могу»), а также ожидания со стороны значимых для него людей как по отношению к «хочу», так и по отношению к «могу». Модель позволяет отразить противоречия между «хочу» и «могу» данного человека, а также противоречия между его намерениями, самооценкой и ожиданиями со стороны значимых для него людей. При несовпадении различных элементов удовлетворенности возникают проблемы и кризисы развития пожилого и старого человека. Представлены более конкретные модели самоопределения в рассматриваемом возрасте по отношению к своему прошлому, к реальному настоящему и предполагаемому будущему. Предлагаются перспективные для дальнейшего анализа модели удовлетворенности жизнью: «творческая» модель (поиск новых целей и возможностей для развития), модель «правильной» жизни (пассивная реализация стереотипов жизни пенсионера), «патерналистская» модель (забота о других), модель «игнорирования» старости, модель защиты своих прав (в условиях несовершенства пенсионных систем), модель борьбы за выживание (в условиях резкого ухудшения здоровья), модель подготовки к смерти, модель самоутверждения и модель осмысления прожитого. Формулируются гипотезы дальнейших исследований, отражающие возможные варианты взаимодополнения и конфликта разных моделей.

Authors / Авторы: Pryazhnikov N.S. / Пряжников Н. С.

Усманова Э.З., Райков А.В., Махмуджанова М.Д. Взаимосвязь между профессиональным выгоранием, социально­психологическими установками и качествами Темной триады у медиков с различным профессиональным стажем // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 68-84

Usmanova E.Z., Raykov A.V., Makhmudzhanova M.D. (2017). Relationship between professional burnout, socio­-psychological attitudes and traits of the Dark Triad among medical persons with difference length of professional practice. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 4, 68-84

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Study objectives: to examine the severity of the personal social psychological attitudes of an individual in the need-motivational sphere, the Dark Triad traits, and the components of burnout, as well as the interrelationships between these features among physicians with different lengths of professional experience. 

Participants: 124 people between the ages of 20 and 62; 4 groups of respondents, differing in the length of their professional experience (student, less than 10 years, 11-20 years and over 20 years of work experience).

Materials: O.F. Potemkina’s “Social psychological attitudes in the need-motivational sphere of the person diagnostics test”, “The Dark Triad inventory” adapted by M.S. Egorova and M.A. Sitnikova and the “Maslach Burnout Inventory” adapted by N.E. Vodopyanova. 

Methods of data analysis: Cronbach’s alpha, descriptive statistics, crosstabulation (chi-squared test), one-way analysis of variance (with Tukey post-hoc test), one-sample Student t-test, Spearman’s correlation, comparison of correlations using Fisher’s z-transformation. 

Results: The altruistic attitude of practicing doctors is higher than that of students, but does not depend on the length of experience. A greater intention towards work is observed for participants with the medical work experience over 10 years. There is no established connection between work experience and the intensity of burnout in the respondents. Physicians with the average experience expressed weaker non-clinical narcissism and a psychopathy than students. The structure of the interrelationships between social psychological attitudes, the Dark Triad traits, and the components of burnout has specificity on the samples with various lengths of professional experience. We suggest interpretations for differences found in the severity and patterns of the connections between the indicators; they are summarized in the psychological portrait of a physician with a certain amount of experience.

В статье излагаются результаты поискового корреляционного исследования комплекса личностных характеристик у практикующих врачей и студентов-медиков г. Ташкента (Узбекистан). 

Цель работы: изучение выраженности социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, качеств Темной триады и компонентов выгорания, а также взаимосвязей между этими показателями у медиков с различной продолжительностью профессионального стажа. 

Выборка: 124 человека в возрасте от 20 до 62 лет; 4 группы респондентов, различающиеся по длительности профессионального стажа (студенты, стаж до 10 лет, от 11 до 20 лет, свыше 20 лет). 

Методики: «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потемкиной; опросник «Темная триада» в адаптации М.С. Егоровой, М.А. Ситниковой; опросник выгорания К. Маслач (Maslach Burnout Inventory, MBI) в адаптации Н.Е. Водопьяновой. 

Статистические методы обработки данных: альфа Кронбаха, описательная статистика, кросстабуляция (хи-квадрат тест), однофакторный дисперсионный анализ (с апостериорным тестом Тьюки), одновыборочный t-тест Стьюдента, корреляция Спирмена, сравнение корреляций посредством z-преобразования Фишера. 

Основные результаты: альтруистическая установка у практикующих врачей выше, чем у студентов, но не зависит от величины стажа; наибольшая направленность на труд наблюдается при стаже медицинской работы свыше 10 лет; у врачей со средним стажем (11—20 лет) неклинические нарциссизм и психопатия выражены слабее, чем у студентов; связь между категорией стажа и интенсивностью выгорания у респондентов не обнаружена; структура взаимосвязей между социально-психологическими установками, качествами Темной триады и компонентами выгорания обладает спецификой на выборках различного профессионального стажа. Найденным различиям в выраженности и характере взаимосвязи показателей предлагается интерпретация; они обобщаются в психологический портрет медика с определенной величиной стажа.

Authors / Авторы: Usmanova, Elmira Z. / Усманова Э. З. ; Raykov, Alexander V. / Райков А. В. ; Makhmudzhanova, Malika D. / Махмуджанова М. Д.

Григорьев Д. С. Анализ взаимосвязи мультикультурной идеологии Дж. Берри и различных принципов межэтнической категори­зации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 54=67

Grigoryev D.S. (2017). An analysis of the relationship of multicultural ideology by John W. Berry and various principles of interethnic categoriza­tion. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 4, 54-67

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

A multicomponent model of multiculturalism by the Canadian cross-cultural psychologist John W. Berry is one of the most famous approaches designed to ensure the harmonization of intercultural relations in a plural society. Today including in Russia an applicability of this model has been widely investigating. However, in the light of social cognition, the model does not clearly define relations between the multicultural ideology and various principles of intergroup categorization; the existing empirical findings within the framework of the Berry’s model and within social cognition still to some extent consider intergroup relations somewhat isolated from each other. In this present exploratory study was examined the relationships between interethnic categorization (assimilation, colorblind, multicultural, polycultural) and multicultural ideology by Berry. A survey of ethnic Russians from the Central Federal District of Russia was conducted. The results showed that the multicultural ideology was positively associated with the colorblind, multicultural, and polycultural categorization and also negatively with the assimilation one. Although the colorblind categorization that purportedly rejects cultural diversity was positively associated with the multicultural ideology, this relation had small effect size. The findings of the study suggested that an acceptance and endorsement of cultural diversity and egalitarianism in Russia that according to Berry is a content core of the concept multiculturalism can be realized through polycultural, multicultural, and to a lesser extent through colorblind categorization.

Одним из самых признанных и известных на сегодняшний день подходов, призванных обеспечить гармонизацию межкультурных отношений в поликультурном обществе, является многокомпонентная модель мультикультурализма канадского кросс-культурного психолога Джона Берри. Однако в свете психологии социального познания можно отметить, что в данной модели недостаточно четко определена связь мультикультурной идеологии с различными принципами межгрупповой категоризации. Эмпирические исследования, проводимые в рамках модели Дж. Берри и психологии социального познания, до сих пор рассматривают межгрупповые отношения несколько изолированно друг от друга. В представляемом здесь поисковом исследовании изучалась взаимосвязь различных принципов межэтнической категоризации (ассимиляционизм, этнический дальтонизм, мультикультурализм, поликультурализм) и мультикультурной идеологии в понимании Дж. Берри. В ходе исследования был проведен опрос этнически русских респондентов из Центрального федерального округа России. Для анализа собранных данных применялось моделирование структурными уравнениями. Результаты анализа данных показали положительную связь мультикультурной идеологии с дальтонической, мультикультурной и поликультурной категоризацией, а также отрицательную связь с ассимиляционной категоризацией. Хотя дальтоническая категоризация, предполагающая отрицание культурного многообразия, обнаружила положительную связь с мультикультурной идеологией, размер эффекта для данной связи является малым. 

Выводы: одобрение и поддержка культурного многообразия и эгалитаризма (что, согласно Дж. Берри, составляет содержательное ядро мультикультурализма), могут осуществляться в России посредством поликультурной, мультикультурной и в меньшей степени дальтонической категоризации. В дальнейших исследованиях планируется установить, при каких условиях данные принципы межэтнической категоризации (или их комбинация) наиболее эффективны.

Authors / Авторы: Grigoryev, Dmitry S. / Григорьев Д. С.

Глотова Г. А., Хамитова П. А. Представления школьников о проектно-исследовательской деятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 34-53

Glotova G.A., Khamitova P.A. (2017). Notions of school students about project and research activity. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 4, 34-53

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

Ideas of the school students having experience of participation in the educational project and research activity (PRA) about educational researches and projects are considered that is relevant due to the need of formation, since high school, experts of research type. 

Objective: to reveal the attitude of school students towards various aspects of project and research activity. 

Methods: “Unfinished sentences”; questioning on the questions connected with participation in PRA; nonverbal method “Emoticons”. Sample included 84 school students of the fifth, sixth, eighth and ninth grades. 

Results: The unfinished sentences method identified seven categories of definitions that school students give to educational researches and projects. Questioning has shown that school students prefer voluntary participation in educational project and research activity; concerning preference of educational researches or projects there are differences in verbal and nonverbal answers, however in ninth grade both methods found that students preferred educational researches to projects; the readiness for implementation of educational projects on all studied subjects from a third to a half of school students has been estimated by low points; the desire in future professional activity to carry out projects and researches has been estimated, mainly, by average points. 

Conclusions: The revealed general tendency reflects the positive attitude towards the above-named educational technology; however, there are both significant individual differences, and the differences between grades in ideas of school students of project and research activity and the attitude towards it demanding profound studying for the purpose of further improvement of this educational technology.

Рассматриваются представления школьников об учебной проектно-исследовательской деятельности (ПИД), что является актуальным в связи с необходимостью формирования, начиная со средней школы, специалистов исследовательского типа.

Цель работы: выявить отношение школьников к различным аспектам ПИД. Методики: «Незаконченные предложения»; анкетирование по вопросам, связанным с участием в ПИД; невербальная методика «Смайлики». 

Выборка: 84 ученика 5, 6, 8 и 9-х классов средних общеобразовательных школ г. Москвы и г. Мегиона (Ханты-Мансийский автономный округ); все испытуемые имели опыт участия в ПИД. 

Результаты: по методике «Незаконченные предложения» выделено 7 категорий определений, даваемых школьниками учебным исследованиям и проектам; анкетирование показало, что школьники предпочитают добровольное участие в ПИД; относительно предпочтения учебных исследований или проектов есть различия в вербальных и невербальных ответах, но в 9-м классе по обеим методикам преимущество на стороне исследований; свою готовность к выполнению учебных проектов по всем изучаемым дисциплинам от трети до половины школьников оценили низкими баллами; желание в будущей профессиональной деятельности выполнять проекты и исследования оценено преимущественно средними баллами, т.е. учащиеся пока еще мало задумываются о будущей профессии, а также о ее связи с тем, что осваивают в школе. 

Выводы: выявленные общие тенденции отражают в целом позитивное отношение к ПИД, однако существуют как значительные индивидуальные различия, так и различия между классами в представлениях школьников о ПИД и в отношении к ней, требующие углубленного изучения с целью дальнейшего совершенствования данной образовательной технологии.

Authors / Авторы: Glotova, Galina A. / Глотова Г. А. ; Khamitova, Polina A. / Хамитова П. А.

Зинченко Ю.П., Филатов М.А., Колосова А.И., Макеева С.В. Сравнительный стохастический и хаотический анализ параметров внимания учащихся в аспекте их работоспособности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. — 2017. — №4 — с. 21-33

Zinchenko Yu.P., Filatov M.A., Kolosova A.I., Makeeva S.V. (2017). Comparative stochastic and chaotic analysis of student’s parameters attention bet­ween Surgut and Samara region. Moscow University Psychology Bulletin. Series 14. Psychology, 4, 21-33

Abstract | Резюме | Article | Текст статьи | Keywords | Ключевые слова

In this paper was studied the attention properties of students aged 12—17 who are living in different climatic regions: the city of Surgut in the Khanty-Mansiysk Autonomous District and in rural areas of the middle Russia (Samara Region). The students of the first group live in the extreme climatic conditions of the North, aggravated by the adverse social and environmental factors of urbanization. The students of the second group live in a climatically and environmentally friendly area, with minimal impact of man-made pollution. The method used to estimate the attention of Bourdon, in the modification proposed by the Soviet psychologist P.A. Rudik. A comparative statistical analysis of the results obtained the attention properties of different groups of students are carried out. The dynamics of changes in the K, E, A indices during the test was estimated, the coefficients for the whole test and for each minute of the experiment were calculated too. Specific features of the development of students attention: identified according age, gender differences, differences in the development of indicators of attention of students in two different schools. Significant differences (P<0.001) in the distribution and productivity of attention were revealed, the coefficient of productivity of attention of students in Surgut was 1.15 times lower than that of their peers in the Samara region. According to new theory of chaos-selforganization it was calculated the quasiattractors volume V for three coordinates Zi (coefficient of attention concentration, attention quality, attention production). It was demonstrated the maximum volume V of quasiattractor for 14—15 year old pupils of Surgut. Very small volume V demonstrates pupils of 16—17 year of Samara district. Reducing the size of quasi-tractors demonstrates a decrease in variation range and represents a greater consolidation of the group in terms of studied parameters (large volumes of quasi-tractors in Surgut population can indicate a large variation in parameters of attention and performance).

В статье приведены результаты исследования свойств внимания учащихся 12—17 лет, проживающих в разных климатогеографических регионах: городе Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (ХМАО) и в сельской местности средней полосы России (Самарская область). Учащиеся первой группы проживают в экстремальных климатических условиях севера, которые усугубляются неблагоприятными социальными и экологическими факторами урбанизированной территории. Учащиеся второй группы проживают в районе с климатически и экологически благоприятными факторами, с минимальным воздействием техногенного загрязнения. Была применена методика оценки внимания Бурдона в модификации отечественного психолога П.А. Рудика. Осуществлен сравнительный статистический анализ полученных результатов в оценке свойств внимания разных возрастных групп учащихся. Изучена динамика изменения показателей K, Е, А, рассчитаны коэффициенты в целом для всего теста и для каждой минуты эксперимента в отдельности. Определены особенности развития внимания у учащихся, выявлены возрастные, гендерные различия, различия в развитии показателей внимания учащихся двух разных школ. Обнаружены достоверные различия (P<0.001) распределения и продуктивности внимания: коэффициент продуктивности внимания учащихся из г. Сургута в 1.15 раза ниже, чем у их сверстников из Самарской области. Одновременно в рамках новой теории хаоса-самоорганизации по трем параметрам Zi (коэффициент концентрации внимания, точности внимания, продуктивности внимания) были рассчитаны параметры квазиаттракторов. Показано, что наибольшее значение объема V наблюдается у учащихся 14—15 лет из г. Сургута, наименьший объем квазиаттракторов — у учащихся 16—17 лет из Самарской области. Уменьшение размеров квазиаттракторов демонстрирует снижение вариационных размахов и представляет большую консолидированность группы по исследуемым параметрам (большие объемы квазиаттракторов у сургутян могут свидетельствовать о большом разбросе в параметрах внимания и работоспособности).

Authors / Авторы: Zinchenko, Yury. P. / Зинченко Ю. П. ; Filatov, Mikhail A. / Филатов Михаил Александрович ; Kolosova, Alyona I. / Колосова А.И.


Страницы: 1 2 3 4 5 ... 118 След.

There are new articles from the «Moscow University Psychology Bulletin»/ Новые статьи «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "Moscow University Psychology Bulletin" - 1, 2015 - was released. Carrent Issue: http://msupsyj.ru/en/articles/volumes/2015_1.php

Мы рады представить вам первый номер «Вестника Московского университета. Серия 14. Психология» за 2015 год. http://msupsyj.ru/articles/volumes/2015_1.php

There are new articles from the «National psychological journal»/ Новые статьи «Национального психологического журнала»

30.03.2015

We are glad to inform you that the new issue of the journal "National psychological journal" - 1(17), 2015 - was released. Carrent Issue: http://npsyj.ru/en/articles/volumes/17_2015.php

Мы рады представить вам первый номер «Национального психологического журнала» за 2015 год. http://npsyj.ru/articles/volumes/17_2015.php

About / О проекте New / Новое All material / Все материалы News / Новости Contacts / Контакты
© 2012 — 2018 Psychology. Online abstract digest of psychological sciences

/ ПСИХОЛОГИЯ. Реферативнй интернет-дайджест психологических наук